Гештальт законы восприятия. Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. Была продолжена разработка проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки.

По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий.

Был открыт закон прегнантности: стремление психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. Факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух".

Представители:

  • ? Макс Вертгеймер (1880-1943)
  • ? Вольфганг Келер (1887-1967)
  • ? Курт Коффка (1886-1941)

Предмет рассмотрения

Учение о целостности психических явлений. Закономерности гештальтов и инсайтов.

Теоретические положения

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) - интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления - либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами) , либо формально - логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

Вклад в психологию

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Введение

Гештальтпсихология (Gestalt -- целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Если удастся понять суть гештальтпсихологии, то мы приблизимся и к пониманию когнитивной психологии, так сделаем же шаг вперед и попытаемся разобраться, что это за направление и к чему оно привело.

Как нам уже известно, бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение -- нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.

Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.

Смысл гештальта

Слово гештальт означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.

Как все начиналось

Я думаю, можно считать одним из "камней фундамента" школы гештальтпсихологии немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано. Он развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, и Г. Мюллер, который занимался экспериментальной психологией, психофизикой и памятью.

Они в свою очередь имели ученика Э. Гуссерля, из Геттингенского университета, являющегося автором идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать "чистые" сущности. Для этого интроспективный (от лат. introspecto -- смотрю внутрь, самонаблюдение) метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в результате появился феноменологический метод.

На этой базе возникла школа гештальтпсихологии, представителями которой стали М. Вертхеймер, В. Келлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал "Психологические исследования", Д. Катц и Е. Рубин и многие другие ученые.

Гештальтпсихологами были проведены многие исследования и работы в области восприятия и памяти. Ученица В. Келлера Г. Фон Ресторф провела ряд опытов и вывела зависимость успешности запоминания от структуры материала.

В предвоенные годы прошлого века школа гештальтпсихологии распалась из-за неспособности разработать единую схему анализа психической реальности. Но идеи гештальтпсихологов все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.

Идеи и разработки гештальтпсихологии

Из работ одного из представителей гештальтпсихологии Д. Катца "Построение мира цветов" и "Построение мира сознательных восприятий" ясно, что зрительный и осязательный опыт гораздо полнее, чем его изображение в психологических схемах, ограничивающихся простыми понятиями, т.е. образ нужно изучать как самостоятельный феномен, а не как эффект стимула.

Основным свойством образа является его постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Чувственный образ остается постоянным при изменении условий, но постоянство разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него. психический личность сензитивность

Персептивная реструктуризация

Датский психолог Е. Рубин изучал феномен "фигуры и фона", говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.

Различно воспринимаются "двойственные изображения", где рисунок кажется то вазой, то, двумя профилями. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т.е. реструктуризацией восприятия. Согласно теории гештальта, мы воспринимаем предмет как связное целое. Допустим, испытуемый описывает свое восприятие какого-нибудь явления, а психологи уже разрабатывают гештальт-принципы, а именно: принципы сходства, близости, оптимального продолжения и замыкания. Фигура и фон, константность -- это, в самом деле, основные феномены в области чувственного познания. Гештальтисты открыли в экспериментах феномены, но нужно было еще и объяснить их.

Фи-феномен

Школа гештальтпсихологии начала свою родословную от главного эксперимента Вертхеймера, так называемого, фи-феномена. Он с помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (две прямые линии). При достаточно большом интервале, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. Когда же временной интервал превышал оптимальный, испытуемый начинал воспринимать чистое движение, т. е. осознавать, что движение происходит, но без перемещения самой линии. Это и был, так называемый, фи-феномен. Было проведено много подобных опытов и всегда появлялся фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Это также опровергало существовавшую концепцию о сложении ощущений в целостную картину.

Физические гештальты и инсайт

Работа Келлера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии" объясняла психологический способ по типу физико-математического. Он считал, что посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология целостных и динамичных структур -- гештальтов. Келлер представил воображаемую физиологию мозга в физико-химическом виде.

Гештальтпсихологи считали, что принцип изоморфизма (элементы и отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой) поможет решить психофизическую проблему, при этом сохранив за сознанием самостоятельность и соответствие материальным структурам.

Изоморфизм не решал главные вопросы психологии и следовал идеалистической традиции. Психические и физические явления представлялись ими по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты считали, что, опираясь на особые законы гештальта, психология превратится в точную науку типа физики.

Келлер, истолковывая интеллект как поведение, провел свои знаменитые опыты над шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для достижения цели должна была найти обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря, внезапному "озарению", пониманию ситуации.

Келлер высказался за второе объяснение, это явление было названо инсайтом (инсайт -- схватывание, понимание), дающее возможность подчеркнуть творческий характер мышления. Действительно эта гипотеза вскрыла ограниченность метода проб и ошибок, но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта.

Появилась новая экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности и динамике (К. Дункер, Н. Майер).

Значение гештальтпсихологии

В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам? Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.

Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло с ним, пока мы пытались разобраться в таких сложных хитросплетениях гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии.

Он быстрее и лучше запоминал образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще маленьких мыслительных способностей, "озарений", т.е. инсайт. Но пока ему было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

Исторические связи между открытиями гештальта и физиологией

Создание стимулов, непосредственно и убедительно подтверждающих принципы Гештальта, дало последователям школы возможность считать, что центром изучения перцептивных процессов должны стать качественные данные, а не более традиционный количественный анализ. Такой подход поставил гештальт-психологию вне рамок основного направления психологических исследований. Гештальт-психологи исследовали, как принципы восприятия (например, принцип хорошего продолжения) согласуются с известными на то время данными о физиологии мозга. Считалось, что каждая линия на рисунке «Принцип хорошего продолжения» обращается к отдельному участку мозга, настроенному именно на соответствующий ей угол наклона; а цельная модель извлекается из разрозненных линий потому что количество одинаково ориентированных отрезков, которые формируют длинную линию, наклоненную под 45 градусов, больше и поэтому они вызывают сильный кортикальный отклик, который позволяет мозгу сгруппировать отрезки с одинаковым наклоном в значимую единицу.

Гештальт-психологи утверждали, что принципы организации восприятия отражают физиологическую организацию мозга, а не процессы разума, как предполагал Кант. Келер описал эту идею, названнуюпсихофизическим изоморфизмом, как соответствие распределения основных процессов головного мозга организации пространства, имеющего функциональную упорядоченность. Он полагал, что мозг содержит функциональные эквивалентности, а не картинки внешнего мира. Гештальтпсихология и в этом отличается от структурализма, считающего, что мозг механистически организован для извлечения элементов сознательного опыта. Теоретики Гештальта выдвинули гипотезу, что сенсорные стимулы обращаются к структурированным электрохимическим полям в головном мозге, изменяя их и будучи сами изменяемы ими. Наше восприятие является результатом такого взаимодействия. Ключевым положением является то, что мозговая деятельность активно изменяет ощущения и наделяет их характеристиками, которыми в противном случае они бы не обладали. Поэтому целое (электрохимические силовые поля мозга) первично по отношению к частям (ощущениям), и именно целое наделяет части значением/смыслом.

Гештальт принципы и исследования восприятия

К 1920-ым годам гештальт-психология активно продвигалась через журнал Psychologische Forschung («Психологические исследования»). Но приход нацистов к власти в 1933 году разделил группу до создания докторской программы. Эмиграция в США разбросала участников по разным университетам, что не позволило создать единую программу. Однако, сила их идей и убедительная простота стимулов заставила других ученых, изучавших перцепцию, включить Гештальт-теории в свои исследования. Развитие компьютерного распознавания заставило вновь обратиться к Гештальт-принципам группировки для получения алгоритмов согласования разрозненных наборов стимулов, как, например, это происходит в нисходящей обработке (top-down processing). Таким образом, гештальт-подходу к восприятию был дан новый импульс, через разработку новых принципов и включение уже существующих в современные перцептивные модели.

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

  • Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;
  • Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;
  • Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;
  • Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;
  • Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;
  • Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;
  • Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.
Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

История возникновения и развития гештальтпсихологии.

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т.е. переноса. В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает. Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер», К.Гусс), США (А. Лачинс,Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Основные идеи, факты и принципы гештальтпсихологии.

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

  • Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;
  • Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;
  • Решение сложившейся проблемы;
  • Принятие решения;
  • Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

Гештальтпсихология (нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Предмет гештальтпсихологии: Феноменальное поле

Представители гештальтпсихологии: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.) Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Гештальтпсихология (нем. Gestalt - целостная форма или структура) - школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Основные теоретические положения гештальтпсихологии:

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) - пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёллеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению великих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта
Все вышеперечисленные свойства восприятия - константы, фигура, фон - в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Гештальт качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены - неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й - любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, или в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов в гештальтпсихологии был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. рrаegnans - содержательный, обремененный, богатый) - одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол - как прямой).

Константы восприятия в гештальтпсихологии

Константность размера в гештальтпсихологии: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы в гештальтпсихологии: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие ее формы остается неизменным.

Константность яркости в гештальтпсихологии: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон в гештальтпсихологии

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект - фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад гештальтпсихологии

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Когда вы смотрите, скажем, на собаку, что вы видите? Скорее всего, ваш ответ будет «собака» или «животное». Вы воспринимаете её как единое целое, а не лапы, голову и хвост отдельно. Фредерик (Фриц) Перлз первым увидел важность рассмотрения человека в целом, наподобие того, как мы воспринимаем все окружающие нас предметы. Направление психологии, которое рассматривает человека в контексте его окружающей среды и его отношений с ней, получило название гештальтпсихология.

Основываясь на законах, принципах и понятиях гештальтпсихологии Перлз разработал новую форму терапии, которую он назвал гештальттерапией. Это направление психотерапии фокусируется на том, что происходит в конкретный момент, на основе понимания существования личности в рамках текущей среды. Взаимодействуя с клиентом, гештальттерапевт всегда работает с тем, что происходит «здесь и теперь», а не с прошлым либо с будущим человека.

Описание

Если попытаться дать общую характеристику, то гештальтпсихология является одним из направлений гуманистической психотерапии, которое возникло в 1940 году. Её основатель, Фридерик (Фриц) Перлз первоначально пытался создать альтернативу традиционному психоанализу. Но сегодня гештальттерапия является одним из самых популярных методов работы с людьми, которым требуется психологическая помощь.

Гештальтпсихология считает своими основными целями расширение осознанного мышления клиента, следствием чего является его понимание и принятие себя. Таким образом человек достигает внутриличностной целостности, а его жизнь наполняется смыслом. Кроме того, эта психотерапия способна значительно улучшить контакт человека с внешним миром, а также с окружающими.

Основоположниками гештальтпсихологии считаются Фридерик Перлз, его супруга — Лаура Перлз, а также Пол Гудмен. Однако у истоков этого направления также стояли такие представители разных психологических школ, как Курт Коффка, Макс Вертгеймер и Вольфганг Келлер. Коффка, в частности, известен тем, что первым применил методы и идеи гештальтпсихологии для исследования психического развития ребёнка.

Первоначально гештальтпсихология формировалась как отдельная теория школы фрейдистских аналитиков под влиянием принципов экзистенциальной философии. Кроме того, на неё сильно повлияли различные идеи и положения таких наук, как медицина и психиатрия. Позднее гештальттерапия стала частью гуманистического подхода, поскольку взаимодействие между терапевтом и клиентом здесь всегда происходит в форме диалога. Современные гештальттерапевты и их клиенты используют творческие и экспериментальные методы, чтобы повысить свою осведомлённость, свободу и уверенность в себе.

Слово «гештальт» происходит от немецкого слова, которое переводится как «форма», «образ» или «структура». Это слово предполагает целостность или сущность чего-либо. Под гештальтом психотерапевты подразумевают особую организацию частей в виде единого целого. Гештальтпсихология рассматривает человека как целостность, которую нельзя делить на части (нет души и тела отдельно, есть личность). В своё время гештальтпсихолог К. Левин разработал теорию о психологическом поле. Он считал, что поведение человека определяется целостностью всего жизненного пространства, достижением равновесия между влиянием окружающей среды и потребностями человека.

Основной целью гештальттерапии является осознавание клиентом потребностей, желаний, чувств, мышления, восприятия, телесных проявлений, внешнего мира и предпочитаемых межличностных взаимоотношений. Гештальтпсихология никогда не была рассчитана на моментальное изменение поведенческих реакций или быстрое устранение негативной симптоматики. Предметом её изучения является нечто большее, чем простое решение отдельных проблем. Работа с представителем этой школы психотерапии способна полностью изменить способ жизни клиента. Гештальттерапевт способен научить клиента брать ответственность за все свои чувства, поступки и мысли, полностью погрузиться в настоящее, установить осознанный контакт с реальным миром.

Понятия

Теория гештальттерапии заключается в таких понятиях:

  • Гештальты. Человек и среда объединяются в гештальт, или же в структурное целое, которое называется полем. Среда всегда воздействует на организм, а организм преобразует среду. Если попробовать применить это к межличностным взаимодействиям, то становится понятно, что хотя на человека сильно влияет поведение и реакция окружающих, однако если человек меняет своё поведение, то и окружающие его люди изменятся;
  • Целостность. Человек — единое социо-био-психологическое создание. Любые попытки поделить человека на составные части, к примеру, на тело, разум и душу, являются неестественными;
  • Фигура на фоне. Взаимодействие фона и фигуры — одно из ведущих понятий этого направления психологии. Поведением любого человека управляет принцип формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм управляется посредством саморегуляции. Она зависит от того, насколько человек осознаёт настоящее, а также от того, способен ли он находиться «здесь и сейчас». Возникающая потребность активно привлекает к себе внимание – подобно фигуре, которая появляется на фоне. Адекватное взаимодействие с объектом желаний приводит к удовлетворению потребности, вследствие чего гештальт благополучно завершается. А вот незавершённые гештальты приводят к невротическим расстройствам.

Проще всего понять, что же представляет собой гештальтпсихология, ознакомившись с 9 заповедями аутентичной личности:

  1. Живите теперь. Будьте в настоящем;
  2. Живите здесь. Взаимодействуйте с теми вещами, которые есть на самом деле;
  3. Никогда не фантазируйте о своей жизни. Ваш опыт всегда является реальностью;
  4. Перестаньте слишком много размышлять. Пробуйте и наблюдайте;
  5. Выражайте испытываемые чувства, а не занимайтесь манипулированием. Перестаньте рассуждать, объяснять и искать оправданий;
  6. Примите боль и проблемы наравне с удовольствием;
  7. Поступайте так, как вы считаете нужным, а не как «должны» кому-то. Не создавайте кумиров;
  8. Несите ответственность за все реакции;
  9. Всегда оставайтесь собой.

Осознавание

Сосредоточенность человека на какой-либо потребности и осознавание её является главнейшим принципом гештальттерапии. Он называется «здесь и сейчас» и указывает, что всё актуальное и важное происходит лишь в настоящем. Это относится ко всему: к мыслям, чувствам, восприятию, фантазиям и действиям. Этот принцип активирует процесс осознавания.

Обязательным условием для формирования и завершения гештальта является способность клиента к осознаванию себя и главенствующих потребностей.

Для своевременного удовлетворения желаний люди постоянно контактируют с границами своего мира (внутренними и внешними). У невротиков же саморегуляция этих границ нарушена, поэтому невротичная личность сталкивается в зоне фантазий с множеством несформированных либо незаконченных гештальтов. Ф. Перлз утверждал, что невротические расстройства возникают у людей, склонных фантазировать или заниматься интеллектуализацией там, где достаточно всего лишь осознавать происходящее.

Аутентичная личность и ответственность

С осознаванием всегда тесно связана такая способность как ответственность. Под этим понятием Перлз понимал способность человека делать выбор, а также отвечать за происходящее. Чем больше клиент осознаёт реальность, тем больше он может опираться на себя.

Гештальтпсихолог ожидает от клиента ответственного поведения. Клиент должен нести ответственность за свои поступки, реакции, мысли, а также чувства. Ответственный человек постепенно развивается в аутентичную личность. Он чётко понимает, чем его фантазии отличаются от реальных ощущений, не навязывает никому свои представления, никогда не требует от людей соответствовать его ожиданиям. Аутентичная личность самостоятельно отвечает за свой внутренний мир, она осознаёт свои потребности и чувства, действует в соответствии с ними, всегда доверяет своей интуиции. Поступки и реакции такой личности всегда соответствуют окружающей среде. Такой человек осознает границы своих желаний и возможностей, не склонен преувеличивать или преуменьшать их. Он способен найти способ удовлетворения потребностей, всегда свободно делает свой выбор.

Как работает гештальтерапевт

Перлз полагал, что развитие ответственности и осведомленности в своих чувствах, реакциях и мыслях «здесь и теперь» способно решать личные проблемы. Другими словами, люди могут регулировать свои действия, когда они осознают, что происходит. Гештальттерапевт работает не только с самой проблемой, но и со способами, мешающими налаживанию контакта. Психотерапия происходит посредством эмоций и ощущений.

Гештальтпсихология полагает, что для любых изменений клиент должен принять то, чем он является. Чем больше человек работает, чтобы стать чем-то отличаться от окружающих, тем больше шансов, что он будет оставаться подобным им. Такова теория изменений: мы меняемся, когда мы осознаем, что мы пытаемся стать тем, чем мы не являемся. Парадокс!

Гештальттерапия фокусируется на том, что происходит между психотерапевтом и клиентом в конкретный момент. Гештальттерапевт не пытается изменить поведение либо устранить нежелательные симптомы клиента, а рассматривает его проблемы как существенные элементы терапии как отдельных лиц, так и при групповой работе.

Лекарство от прошлого находится в настоящем времени. Когда мы зацикливаемся на прошлом либо фантазируем о будущем, то живём не полной жизнью. После того, как клиент полностью научится находиться «здесь и сейчас», он берёт на себя ответственность за реакции и действия, что позволяет ему жить более непосредственной жизнью. Хотя гештальтпсихология не ставит главной целью развитие духовности, в результате такой психотерапии у человека усиливаются способности к состраданию, смирению и уважению других людей.

Способы воздействия и методики

Гештальттерапия практикуется в виде индивидуальных и групповых упражнений и экспериментов. Такие упражнения были специально разработаны для пробуждения у клиента действий, эмоций или мотивации. Гештальттерапевт помогает своему клиенту повысить своё осознавание, научиться быть «здесь и сейчас».

К главным процедурам гештальттерапии относят: взятие ответственности, усиление чувств, расширение своего осознавания, интеграцию противоположностей, работу с фантазиями и мечтами, преодолевание сопротивления.

В отличие от упражнений, применяемых с начала психотерапии, эксперименты возникают в ходе продвижения терапевтических отношений. Они являются главным компонентом гештальттерапии, позволяя человеку понять различные аспекты конфликта, жизненного опыта или же то, что касается его психического здоровья. Двумя самыми известными методами в гештальттерапии считаются техника «Пустого стула» и техника преувеличения.

Техника «Пустого стула» — это своеобразная квинтэссенция гештальттерапии. Это особое упражнение, где терапевт ставит клиента напротив пустого стула. Клиента просят представить, что кто-то из его знакомых (к примеру, супруг, начальник либо друг), либо даже его отдельная часть сидит на этом стуле. Терапевт инициирует диалог между стулом и клиентом, наблюдая за мыслями, эмоциями и поведением человека. Иногда терапевт и клиент меняются ролями, и тогда уже клиент может наблюдать за действиями и реакциями терапевта относительно метафорического лица, сидящего на стуле. Эта техника особенно полезна тем людям, которые хотят вспомнить о какой-либо ситуации или восстановить утраченные части своей личности.

Другим распространенным упражнением в гештальттерапии является техника преувеличения. В рамках этой техники клиента просят многократно повторять и преувеличивать какое-либо конкретное движение или выражение, например, сильно хмуриться или раскачивать ногой. Это делается для того, чтобы человек осознал взаимосвязь своих эмоций и поведения.

Это всего лишь два из множества методов гештальттерапии, помогающих клиентам повышать осведомленность о своих непосредственных переживаниях. Посредством упражнений и спонтанных экспериментов гештальттерапия также позволяет людям восстановить связь со своими частями, которые они игнорируют или отрицают.

Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.

Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.

Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».

Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.