Модернизация образования последних 2-3 лет связана с введением – системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Ключевой идеей предпрофильного обучения является идея роста возможностей выбора, и очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен (Приложение 1 ).
Сущность и структура предпрофильной подготовки
Предпрофильная подготовка – это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Учитывая особенность образования учащихся в образовательных учреждения углубленного профиля (лицее), а именно – раннее определение профиля обучения, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 7-9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе “в своей школе” и системой профессионального образования, то теперь, данный возрастной ценз снижен. Многие учащиеся выбирают обучение в лицее, где им предлагается переход на профильное образование уже с 8 класса.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:
- пропедевтический (при завершении обучения в 7-м классе) – выявление образовательного запроса учащихся;
- основной (в период обучения в 8-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
- завершающий (при окончании 9-го класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе .
Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.
Целесообразно, чтобы в ранжировании (“взвешивании”) факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что поможет обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации.
Содержание и средства психологического сопровождения предпрофильной подготовки
На основании анализа теоретических источников приходим к следующему определению: под психологическим сопровождением предпрофильной подготовки учащихся понимается процесс создания условий и оказания необходимой психологической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы, запускающую механизм саморазвития и мотивирующую на выбор последующего образовательного и профессионального пути.
1) проведение информационной работы;
2) обучение способам принятия решений о выборе
индивидуального образовательного маршрута;
3) выявление основных ограничителей (затруднений,
проблем) выбора;
4) определение готовности к самостоятельному
выбору профиля обучения;
5) определение реальной проблемы
личностно-профессионального самоопределения;
6) изучение индивидуально-психологических
особенностей личности;
7) изучение мира профессий;
8) определение психологической готовности к
личностно-профессиональному самоопределению;
9) коррекция психологической готовности к
личностно-профессиональному самоопределению;
10) коррекция выбора.
Для решения данных задач применяется широкий спектр средств психолого-педагогического сопровождения старшеклассников . Для более наглядного представления содержания и средств социально-психологического сопровождения учащихся в процессе предпрофильной подготовки представим их в таблице. (Приложение 2 ).
Основные задачи профильно-ориентационного компонента психологического сопровождения учащегося можно представить как помощь в нахождении ответов на следующие вопросы, обучение школьников “принятию решения” (Приложение 3 ).
Большой педагогический потенциал имеет работа с картой выбора профиля, при которой учащийся может сделать выбор на основе самоанализа.
Определить готовность подростка к самостоятельному выбору профиля обучения можно с помощью индивидуальной беседы, написания сочинения, биографии. Проводится контрольный срез с помощью анкетирования (Приложение 4 ) .
Активизирующие методики профессионального и личностного самоопределения предполагают не только формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Рассмотрим некоторые группы активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения (Приложение 2 ) .
Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает проведение психолого-педагогической диагностики с помощью профессиональных диагностических методик. Методика проведения диагностических процедур имеет специфику: подросток выступает не только в роли объекта исследования, но и сам является исследователем самого себя. Наряду с психологической диагностикой, существенное значение имеет педагогическая диагностика для определения эффективности становления профессионально-личностного самоопределения подростков, которая направлена на выявление индивидуальных качеств и их использования для разработки педагогических средств и методов воспитания; помощи в выборе профессии, специализации обучения, адекватных профессиональному выбору; на выявление мотивов учебной деятельности и выбора профессии .
В процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность жизнью в целом.
Таким образом, квалифицированное психологическое сопровождение в новой системе предпрофильной подготовки помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профиля обучения.
Личностно-ориентированный подход как методология предпрофильной подготовки
Суть личностно ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. В связи с этим необходимо отметить, что важное место в личностно ориентированном обучении занимает глубокое и всестороннее изучение личности ученика .
В новой, гуманистически ориентированной парадигме образования влияние личности педагога не только не снижается, а, напротив, возрастает. Снижается только роль учителя как источника информации, а наибольшее значение приобретает он как носитель ценностных ориентаций.
Одним из важных принципов построения личностно ориентированной профильной школы является принцип вариативности . Вариативное образование понимается как процесс расширения компетентностного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности; ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении веков строили мировую цивилизацию.
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений учащихся. Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели профильного обучения.
Главное – поддержка, развитие человека в человеке, “включение” и “запуск” механизмов его самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления самобытной личности и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного общения с людьми, взаимодействия с природой, культурой, цивилизацией.
Для выявления уровня готовности учащихся к выбору профиля обучения предлагаем применялись следующие методы и методики исследования (Приложение 6 ):
- Анкета “Знакомство”.
- Методика “Ценностные ориентации” (М. Рокич).
- Методика “Карта интересов”.
- Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (по классификации Е.А. Климова).
- Анкета “Типы интеллекта” (согласно теории Говарда Гарднера).
Подобранные нами методики позволили выявить следующие показатели: систему ценностей каждого учащегося; интересы и увлечения, склонность подростка к определенной профессиональной сфере, доминирующий тип интеллекта.
Из всего вышесказанного следует – психологическое сопровождение представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.
- Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.
- Организационный – выбор средств психологического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.
- Деятельностный – собственно реализация психологического сопровождения.
- Аналитический – анализ и коррекция деятельности .
Разработанная система психологического сопровождения ориентирована на актуализацию уже имеющихся знаний у учащихся, непосредственный выбор профиля обучения и профессиональное самоопределение старшеклассников. Система составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные руководителем на этапе выбора профиля.
Психолог помогает подросткам осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения. Система психологического сопровождения предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога. Результатом реализации системы должны стать осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения по окончании 7-го класса и профессиональное самоопределение по окончании 9-го класса.
Для наглядного изображения системы мы представим ее в виде символической модели. (Приложение 7 ). Данная система предполагает несколько направлений работы – с учащимися, родителями, классным руководителем – и реализуется поэтапно:
I. На подготовительном этапе выполняется подготовка необходимых материалов, проводится собеседование с психологом, классным руководителем и совместно составляется план работы. Работа с родителями на данном этапе заключается в информировании о той профориентационной работе, которая будет проводиться в классе, включении родителей в эту деятельность.
II. Информационно-диагностический этап начинается с установления контакта с группой детей, информирования о целях занятий и формирования положительной мотивации. Проводится контрольный срез с целью выяснить, определился ли учащийся с выбором профиля обучения и последующего образовательного маршрута. С целью получения информации о каждом учащемся проводится анкетирование “Знакомство” (см. Приложение 1 )
На этом этапе учащиеся знакомятся с содержанием понятий “интересы”, “потребности”, “способности”. Психолог информирует учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута. Проводится диагностика интересов, потребностей, склонностей (методика “Карта интересов”, диагностика психологических сфер личности) и возможностей (анализ результатов успеваемости, результатов досуговой деятельности, определение типа интеллекта).
Система ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого конкретного учащегося того или иного психологического качества, сколько на стимулирование процесса самопознания. Основное назначение диагностических процедур состоит в обеспечении личностного роста учащихся за счет расширения границ их самовосприятия, развитии навыков самооценивания и самоанализа своих психологических качеств, пробуждении потребности в саморазвитии и самоопределении. Различные упражнения, развивающие игры, активизируя внутренние психологические ресурсы учащегося и включая механизмы рефлексии, превращают процесс формирования профессионального самосознания в целенаправленную, осознанную, личностно значимую деятельность.
Итак, работа с детьми начинается с определения личных профессиональных целей, жизненных ценностей учащихся. Задачи этого подэтапа: способствовать осознанию учащимися личных жизненных ценностей; показать взаимосвязь между ценностями и целями; определить краткосрочные цели (на текущий учебный год).
Определение профессиональной цели можно начать с анализа линейки жизненного успеха (см. Приложение 8 ). Учащимся дается инструкция: “Данная линейка иллюстрирует отдельные этапы твоего жизненного пути и цели, которых ты хочешь добиться. Обозначь тот этап, на котором ты сейчас находишься, условным обозначением. В дальнейшем ты будешь продолжать работу с этой линейкой самостоятельно, обозначая на ней значимые для тебя жизненные этапы”. Понимание того, что такое жизненный успех, очень индивидуально. Можно обсудить с учащимися, чем определяется успех в жизни.
В процессе беседы нужно привести их к пониманию того, что такое жизненные ценности, чем они определяются. Успех в жизни для каждого человека определяется его жизненными ценностями. Для одного это семья, для другого – профессиональная карьера. Учащимся предлагается подумать над собственными жизненными ценностями. Для этого им предлагают списки ценностей (Приложение 9 ) и они записывают наиболее значимые для них позиции в порядке убывания по степени значимости в “Дневник выбора”.
С целью ознакомления учащихся со структурой дальнейшей работы по выбору профиля и осознания ими последовательности деятельности проводится работа с использованием линейки этапов выбора (см. Приложение 10 ). Учащиеся отмечают тот этап, на котором они сейчас находятся.
На втором подэтапе проводится работа, раскрывающая смысл понятий “интересы”, “склонности”, “способности” и “возможности”, определяются индивидуальные особенности личности каждого учащегося. Задачи: раскрыть содержание понятий “интересы”, “склонности”, “способности”; помочь ученикам определить основные составляющие выбора (“могу”, “хочу”, “надо”) и осознать возможность принятия правильного решения; помочь подросткам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях, способствовать осознанию своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик).
Работа над понятиями начинается с выяснения собственных суждений учащихся, как они объясняют термины “интересы”, “склонности”, “способности”. В ходе работы ученики сравнивают свои понятия с определениями, взятыми из словаря. Психолог обобщает полученную информацию, а учащиеся записывают определения в Дневник. После раскрытия сути понятия “способности” учащимся предлагается заполнить таблицу “Баланс личных успехов и неудач” (Приложение 11 )
Далее в результате совместной деятельности учащиеся приходят к пониманию понятия “интересы”. Для активизации полученной информации и механизмов рефлексии учащиеся самостоятельно работают с “Дневником выбора”, где им предлагается заполнить таблицу “Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках” (Приложение 12 ) . После заполнения таблицы учащиеся оглашают свои результаты в обобщенном виде и сообщают, какие области знаний вызывают у них наибольший интерес.
Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и возможностей, системы ценностных ориентаций психолог совместно с классным руководителем проводит диагностику : проведение методики “Ценностные ориентации” (по М. Рокич), тестирование с применением методики “Карта интересов” (Приложение 13 ) и опросника профессиональной готовности (Приложение 14 ), анкетирование, направленное на определение типа интеллекта согласно теории Говарда Гарднера (Приложение 15 ). Обсуждение результатов диагностики проводится на индивидуальной консультации у психолога.
В заключение этого подэтапа рекомендуется провести тренинг “Необитаемый остров”, представленный в книге Резапкиной Г.В. “Я и моя профессия” . Тренинг проводится психологом совместно с классным руководителем. Цель этого тренинга – формирование навыков принятия решения, преодоление поведенческих стереотипов, затрудняющих общение, актуализация потребности в выборе профессии.
На третьем подэтапе осуществляется обзор вариантов образовательного маршрута и обоснование выбора профиля обучения. Задачи: предоставить ученикам информацию об основных видах образовательных учреждений. После обсуждения совместно с психологом обобщается информация, и подводятся итоги.
Для закрепления знаний о различных вариантах выбора образовательного маршрута можно использовать деловую игру “Мой выбор”. В процессе игры участники делятся на пары. В каждой паре один из игроков выбирает профильный класс или профессию, которую хотел бы рассмотреть как возможный вариант. Задача: обосновать свой выбор. Затем участники меняются ролями.
Работа с родителями на данном этапе предполагает:
- привлечение родителей к участию в проведении экскурсий в гимназии, профессиональные техникум и колледжи. Такие экскурсии имеют своей целью реализацию долгосрочной перспективы – выбора профессиональной деятельности.
- организацию встречи учащихся с их родителями, как представителями различных профессий. Родители рассказывают детям о достоинствах и недостатках их профессий, при этом не навязывая своего мнения. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы может проходить по заранее подготовленному плану (Приложение 23 )
- индивидуальные беседы родителей с психологом и классным руководителем на тему “Склонности и способности моего ребенка”. Родители проводят больше времени с детьми, они наблюдают за ними в естественной обстановке каждый день, поэтому родители выступают как ценный источник информации об учащихся. В процессе беседы совместно выявляются склонности, способности, интересы детей и сопоставляются с результатами диагностического исследования.
На третьем, обобщающем этапе для пошагового анализа вариантов выбора с целью принятия самостоятельного решения целесообразно использовать алгоритм принятия решения (Приложение 16 ) . Работа проводится индивидуально.
После того, как подростки определились с дальнейшим профилем обучения, важно показать связь выбранного профиля обучения с последующим выбором профессиональной деятельности, тем самым провоцируя учащихся на постановку долгосрочной цели – выбор профессии. Фактически происходит подготовка учащихся к профессиональному самоопределению. Определиться с выбором профессии подросткам предстоит в 11-м классе, но уже в этапе предпрофильной подготовки необходимо создать предпосылки для осознанного выбора и заставить учащихся задумываться о дальнейших перспективах уже сейчас. Способствовать этому можно с помощью разнообразных сюжетно-ролевых игр, активизирующих методик, игровых упражнений. Например, игровое упражнение “Профессия на букву” направлено на расширение знаний участников о мире профессионального труда (см. Приложение 17 ) . В данном упражнении у психолога имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.
Сюжетно-ролевая игра “Ловушки-капканчики” ориентирована на осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям (см. Приложение 18 ) .
Также психолог проводит родительское собрание, тема которого – “Роль семьи в самоопределении подростка”.
Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или другое учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Родителей необходимо предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если их вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги “Азбука профориентации” отмечают, что, к сожалению, большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области) и наши исследования это подтвердили.
В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора ребенка вы могут добавиться ошибочные взгляды родителей на эту проблему.
Наиболее частые ошибки профессионального выбора:
- Ограничение исключительно престижностью профессии.
- Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
- Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
- Снижение до минимума трудностей обучения.
- Следование только указаниям родителей.
- Учеба за компанию, вместе с друзьями.
Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях.
Предполагаемый результат обобщающего этапа – самостоятельный и осознанный выбор учащимися основного и запасного вариантов образовательного маршрута.
На заключительном этапе предполагается проведение “круглого стола” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
Таким образом, система психологического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке предполагает комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе подростков на предпрофильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов-предметников, психологов, социального педагога, социальных институтов, деятельность которых направлена на обеспечение успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения; это регулярность, продуманность и четкая организация действий всех этапов системы.
Cмирнова Надежда Владимировна– психолог МОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа № 1»ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения является обеспечение развития обучающегося в соответствие с возрастными нормами.
Психологическое сопровождение профильного обучения предполагает три задачи:
1) мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся;
2) психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы, определение профиля обучения для каждого ученика;
3) углубленная профориентация учащихся.
1. Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся.
Ранняя профилизация и специализация знаний предполагают избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Доказательством этой закономерности могут служить результаты диагностики структуры интеллекта. Диагностика осуществлялась при помощи теста структуры интеллекта Амтхауэра и проходила в два этапа: первый – в 2005 (9 класс) и второй - в 2007 (11 класс). Анализ данных диагностики показал, что наблюдается рост показателей по всем компонентам (это свидетельствует о благоприятном влиянии профильного обучения, а в частности элективных курсов на интеллектуальное развитие школьников), однако не происходит изменение структуры интеллекта (как были относительно низкие показатели математических способностей, так и остались). Причиной стабильности структуры интеллекта может быть специализация элективных курсов, так как старшеклассники, участвовавшие в диагностике, в 10 и 11 классе предпочитали курсы в основном гуманитарной направленности. Именно поэтому одной из важнейших задач психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся.
2. Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы, определение профиля обучения для каждого ученика.
Известно, что люди существенно различаются своими индивидуальными особенностями, и это означает, что одни будут более успешны в определенных видах деятельности и обучения, чем другие. Данное обстоятельство приводит к тому, что задача отбора, несмотря ни на что, остается актуальной на протяжении многих веков в современном виде преобразуется в задачу вступительной диагностики , позволяющей прогнозировать и устранять возможные затруднения в учебной деятельности, а значит помочь учащимся с выбором профиля обучения. Для определения оптимального профиля обучения для каждого ученика мы используем следующие методики: «Профиль», «Тип мышления», «Эрудит» и Опросник профессиональных склонностей.
3. Углубленная профориентация учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.
ППС профильных классов делится на четыре сопровождающих цикла: предподготовительный (8-й класс), подготовительный (9-й класс), адаптационный (10-й класс) и заключительный (11-й класс).
Психолого-педагогическое сопровождение 8-х классов (предподготовительный цикл).
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофльной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.Цель работы психолога в 8 классах : организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
Задачи:
Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг.
Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
В целях создания условий для профессионального самоопределения используется практический курс “В поисках своего призвания”. Курс состоит из 14 занятий (второе полугодие):
1. Давайте познакомимся! (Знакомство.)
2.Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”. Цель занятия – расширить сферу самопознания; развить навыки самоанализа.
3. Дороги, которые мы выбираем.
4. В мир профессий – по компасу. (Ознакомление с профессиональными типами Дж. Голланда. Выявление индивидуального профессионального типа.)
5. Палитра ваших способностей.
6. Тест Р.Амтхауера.
7. Беседа о способностях и обсуждение результатов теста.
8. В “круге Айзенка”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
9. “Формула темперамента”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
10. Чувства и эмоции.
11. Здоровье и профессия.
12. Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову. (Построение классификации. Обсуждение будущей профессии.)
13. Стратегия профессионального выбора. (Обучение стратегии выбора. Обсуждение ошибок, сопутствующих выбору карьеры.)
14. Твои перспективы. (Самоанализ готовности к профессиональному старту.)
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 9 классах.
Психолого-педагогическое сопровождение 9 классов (подготовительный цикл).
Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9-х классов , – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.
Цель работы психолога в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
3) определение оптимального профиля обучения и диагностика востребовательности каждого профиля.
Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик:
2. Определение типа личности по методике Холланда.
3. Карта интересов.
Результаты исследования заносятся психологом в “Индивидуальную профкарту” учащегося и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании.
Педагогам результаты исследования представляются на педсовете в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса «Профориентация старшеклассников. Шаг в профессию».
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл).
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. Основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.Задачи:
1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Этап рефлексии.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 11-х классов (заключительный цикл).
К моменту окончания школы ученик 11-го класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.Основной целью психолога при работе с 11-м классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
2) проведение развивающей работы с учащимися;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
Определение уровня профессиональной и социальной готовности осуществляется с помощью тех же методик, что и в 9 классе, при необходимости проводится углубленная индивидуальная профориентация.
Результаты исследования заносятся психологом в Профкарту старшеклассника и выдаются на совместном родительском собрании.
Необходимым этапом сопровождения является развивающая работа в рамках элективных курсов «Психология общения», «Что я знаю о себе?» и «Школьный психолог. Введение в профессию».
Этап рефлексии . В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
МБОУ «Гимназия №3»
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель психологического сопровождения профильного обучения:
формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.
Задачи:
1) Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути
2) Оказание помощи подросткам в самопознании
3) Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного обучения.
Этапы ППС профильных классов
Заключительный
11 класс
Предп одготовительный
8 класс
Адаптационный
10 класс
П одготовительный
9 класс
Предп одготовительный цикл ППС (8 класс ) .
Цель работы психолога - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
задачи:
1) Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий.
2) Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
3) Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
Комплекс занятий:
-Что я знаю о своих возможностях
-Что я знаю о профессиях
(Резапкина Г.В.
Подготовительный цикл ППС ( 9 класс ) .
Цель работы психолога - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
Комплекс занятий:
-Способности и профессиональная
пригодность.
-Планирование профессиональной
карьеры
(Резапкина Г.В.
Психология и выбор профессии)
Профильный цикл ППС. 10 класс.
Основная цель работы психолога – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
(адаптационные занятия
с элементами тренинга)
Заключительный цикл ППС. 11 класс.
Основной целью психолога является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
2) проведение развивающей работы с учащимися;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
ролевые игры:
- Профилактическая игра: «Три судьбы»;
- Бланковая игра «Торг»;
- Игра-дискуссия «Заработная плата
работника»
(Пряжников Н.С. Профориентация в школе:
игры, упражнения, опросники)
Методики определения
профессиональной готовности
9-ые классы
«Матрица выбора профессии»
Г. В. Резапкина
«Карта интересов». А. Е. Голомшток, в модиф. О. Г. Филимоновой
11-ые классы
Ориентационный опросник
«Диагностика направленности личности» В. М. Басса
“ Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз
- В помощь классному руководителю: презентации к курсу Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии» - Электронный ресурс: http://detok.org/proforientaciya/razrabotki-urokov/
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. – Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-1.shtml
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005. - 208 с – Электронный ресурс: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=knig
- Стратегия выбора профессии (видео) https://www.youtube.com/watch?v=5F2T52TR5kI
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения
Основной целью системы психолого-педагогического сопровождения является координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.
Данная цель достигается путем решения следующих задач
Создание профилей обучения исходя из социального заказа обучающихся.
Содействовать сознательному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.
Помогать учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Повышать мотивацию обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.
Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, администрации школы.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: ученики, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, администрация, медицинский персонал, родители, учреждения, которые сотрудничают со школой в плане реализации предпрофильной и профильной подготовки.
1) Ученик 9-11 класса . Одним из направлений работы с учениками является формирование активной социальной позиции, направленной на развитие личности. Для этого ученикам предложены различные элективные курсы «Предпрофильная подготовка» и «Имидж делового человека», «Я – Психолог», «Психология спорта».
Организовано всестороннее изучение профессиональных и личностных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей путем психологической диагностики. Активно осуществляется внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни. Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. Так же ведется работа по организации самоуправления, что позволяет выделить детей с яркими лидерскими качествами.
2) Педагогический коллектив . Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формирование ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь учащимся осознать ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.
В обязанности классных руководителей входят: Проведение классных часов «Старшие классы – возраст новых вершин» «Мы сами творим свою судьбу» «Давай посмотрим на себя со стороны», индивидуальные беседы с учащимися и родителями.
Таким образом, образовательный процесс имеет творческий характер. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека и его адаптационный потенциал. Такой подход способствует достижению цели работы школы в рамках профильного обучения
3 ) Административно-правовая работа (директор, заместители директора)
Информационная работа (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися 9 классов и их родителями по вопросу формирования профилей на будущий год обучения, консультирование родителей старшеклассников по вопросам профессионального определения, рынка профессий, вариантов сдачи государственных экзаменов для поступления на выбранную специальность.
Нормативно-правовая деятельность: локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ. Классно-обощающий контроль за успеваемостью в профильных классах. Отслеживается мотивация учеников на обучение. Строятся планы работы с классными коллективами.
Родительский всеобуч на тему «Организация и проведение государственной аттестации», родительские собрания: «Организация профильного обучения в старших классах»
4) Школа-родители . В данной системе работы взаимодействие “педагог-родители“ является одним из основных слагаемых успешного решения поставленных задач. Для родителей организуются родительские собрания, с приглашением психолога. Рассматриваются такиетемы, как «Повышение школьной мотивации», «Организация итоговой аттестации», «Профессии в современном мире», «Такие сложные и интересные старшие подростки»
5) Педагог-психолог . Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития.
Задачи деятельности психолога: 1) Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2) Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3) Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4) Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания, развития детей в образовательной среде школы.
В рамках данной системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика (учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления, а как следствие профпригодность к тем или иным специальностям). Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.
Коррекционно-развивающая и консультативная работа . Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или классных часов по запросу самих детей или классных руководителей.
Основная цель развивающей профконсультации - это активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста
Главный принцип развивающейпрофконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств и свойств личности.
Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:
1) психологическая диагностика с целью:
Использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
Учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
Учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
Использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.
В основе диагностического комплекта:
Комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),
Школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естественно-научных, физико-математических;
- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опросник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учеников,
Опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;
Личностный опросник Айзенка.
2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Структура развивающей профконсультации:
Констатация стадии профессионального плана учащегося;
Проведение диагностического обследования интересов, склоннотей, способностей, типологических особенностей ученика;
Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору,
Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;
Проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;
Завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.