Сборник сказок о животных толстого. Лев толстой все лучшие сказки и рассказы

Лев Николаевич Толстой, рассказы, сказки и басни в прозе для детей. В сборник вошли не только всем известные рассказы Льва Толстого "Косточка", "Котёнок", "Булька", но и такие редкие произведения, как "Обходиться добром со всяким", "Не мучить животных", "Не лениться", "Мальчик и отец" и многие другие.

Галка и кувшин

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Крысы и яйцо

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? - не схватить; катить? - разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.

Жучка

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость.
Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Волк и коза

Волк видит - коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».

Мышка, кот и петух

Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
- Это петух, - сказала старая мышь. - Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
- Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

Котёнок

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Мальчик и отец (Правда всего дороже)

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
Никто не видал.
Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.

Не мучить животных (Варя и чиж)

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу. - «Пора тебе, чиж, петь».
- «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Не лениться

Были два мужика – Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено.
А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собирался грести.
К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.

Не отнимать силой

Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?
Стали они коня друг у друга рвать.
- « Дай мне, мой конь!» - « Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой!»
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Не объедаться

Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь пошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

Обходиться добром со всяким

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там, вверху всё играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Старых людей уважать

У бабки была внучка; прежде внучка была мила и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» - я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Булька (Рассказ офицера)

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами, Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силен и цепок. Когда он, бывало, уцедится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нем держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так верст двадцать в самый жар.

Мильтон и Булька (Рассказ)

Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная. С Булькой они не грызлись. Ни одна собака никогда не огрызалась на Бульку. Он, бывало, только покажет свои зубы, и собаки поджимают хвосты и отходят прочь. Один раз я пошел с Мильтоном за фазанами. Вдруг Булька прибежал за мной в лес. Я хотел прогнать его, но никак не мог. А идти домой, чтобы отвести его, было далеко. Я думал, что он не будет мешать мне, и пошел дальше; но только что Мильтон почуял в траве фазана и стал искать, Булька бросился вперед и стал соваться во все стороны. Он старался прежде Мильтона поднять фазана. Он что-то такое слышал в траве, прыгал, вертелся: но чутье у него плохое, и он не мог найти следа один, а смотрел на Мильтона и бежал туда, куда шел Мильтон. Только что Мильтон тронется по следу, Булька забежит вперед. Я отзывал Бульку, бил, но ничего не мог сделать с ним. Как только Мильтон начинал искать, он бросался вперед и мешал ему. Я хотел уже идти домой, потому что думал, что охота моя испорчена, во Мильтон лучше меня придумал, как обмануть Бульку. Он вот что сделал: как только Булька забежит ему вперед, Мильтон бросит след, повернет в другую сторону и притворится, что он ищет. Булька бросится туда, куда показал Мильтон, а Мильтон оглянется на меня, махнет хвостом и пойдет опять по настоящему следу. Булька опять прибегает к Мильтону, забегает вперед, и опять Мильтон нарочно сделает шагов десять в сторону, обманет Бульку и опять поведет меня прямо. Так что всю охоту он обманывал Бульку и не дал ему испортить дело.

Акула (Рассказ)

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»- и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

Назад! назад! вернитесь! акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Лев и собачка (Быль)

Иллюстрация Насти Аксеновой

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Прыжок (Быль)

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

Так не уйдешь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Пожарные собаки (Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Косточка (Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Обезьяна и горох (Басня)

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Лев и мышь (Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

Старый дед и внучек (Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Лгун (Басня, другое название - Не лгать)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Отец и сыновья (Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

«Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Муравей и голубка (Басня)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Курица и ласточка (Басня)

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

Лисица и виноград (Басня)

Лисица увидала - висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

Два товарища (Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Царь и рубашка (Сказка)

Один царь был болен и сказал: «Половину царства отдам тому, кто меня вылечит». Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека снять с него рубашку и надеть на царя - царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему - кто-то говорит: «Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?» Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.

Два брата (Сказка)

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:

"Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.

Тогда старший сказал:

Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана,- пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку,- разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат,- мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе на нужно.

А младший сказал:

По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".

А меньшой сказал:

А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху,- выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

Липунюшка (Сказка)

Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:

«Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?»

Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..»

А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?»

А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».

Старуха и говорит: «Ты донесешь ли, Липунюшка?»

Донесу, матушка...

Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узел и побежал в поле.

В поле попалась ему на дороге кочка; он и кричит: «Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес».

Старик услыхал с поля, кто-то его зовет, пошел к сыну навстречу, пересадил его через кочку и говорит: «Откуда ты, сынок?» А мальчик говорит: «Я, батюшка, в хлопочке вывелся», и подал отцу блинов. Старик сел завтракать, а мальчик говорит: «Дай, батюшка, я буду пахать».

А старик говорит: «У тебя силы недостанет пахать».

А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песни поет.

Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику: «Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?»

А старик говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет». Барин подошел ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.

Барин и говорит: «Старик! продай мне мальчика». А старик говорит: «Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть».

А Липунюшка говорит старику: «Продай, батюшка, я убегу от него».

Мужик и продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене: «Я тебе радость привез». А жена говорит: «Покажи, что такое?» Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.

Три медведя (Сказка)

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михайлы Иваныча; другой поменьше - Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась - так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева; другая средняя - Настасьи Петровнина; третья маленькая - Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Какая бывает роса на траве (Описание)

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Осязание и зрение (Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, - увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, - увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

Куда девается вода из моря? (Рассуждение)

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Биография Льва Николаевича Толстого

1828, 28 августа (9 сентября) — Рождение Льва Николаевича Толстого в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии.

1830 — смерть матери Толстого Марии Николаевны (урожденной Волконской).

1837 — Переезд семьи Толстых из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича.

1840 — Первое литературное произведение Толстого — поздравительные стихи Т.А. Ергольской: «Милой тетеньке».

1841 — Смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А.И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше — П.И. Юшковой.

1844 — Толстой принят в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, выдержав экзамены по математике, русской словесности, французскому, немецкому, английскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.

1845 — Толстой переходит на юридический факультет.

1847 — Толстой оставляет университет и уезжает из Казани в Ясную Поляну.

1848, октябрь — 1849, январь — живет в Москве, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели».

1849 — Экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. (Прекращены после удачной сдачи по двум предметам). Толстой начинает вести дневник.

1850 — Замысел «Повести из цыганского быта».

1851 — Написан рассказ «История вчерашнего дня». Начата повесть «Детство» (окончена в июле 1852 года). Отъезд на Кавказ.

1852 — Экзамен на звание юнкера, приказ о зачислении на военную службу фейерверкером 4-ого класса. Написан рассказ «Набег«. В №9 «Современника» напечатано «Детство» — первое опубликованное произведение Толстого . Начат «Роман русского помещика» (работа продолжалась до 1856 года, оставшись незавершенной. Фрагмент романа, отеленный для печати, опубликован в 1856 году под названием «Утро помещика»).

1853 — Участие в походе против чеченцев. Начало работы над «Казаками» (завершена в 1862 году). Написан рассказ «Записки маркера».

1854 — Толстой произведен в прапорщики. Отъезд с Кавказа. Рапорт о переводе в Крымскую армию. Проект журнала «Солдатский вестник» («Военный листок»). Для солдатского журнала написаны рассказы «Дяденька Жданов и кавалер Чернов» и «Как умирают русские солдаты». Приезд в Севастополь.

1855 — Начата работа над «Юностью» (окончена в сентябре 1856 года). Написаны рассказы «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.». Приезд в Петербург. Знакомство с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Тютчевым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, Островским и другими литераторами.

1856 — Написаны рассказы «Метель», «Разжалованный», повесть «Два гусара». Толстой произведен в поручики. Отставка. В Ясной Поляне попытка освободить крестьян от крепостной зависимости. Начата повесть «Отъезжее поле» (работа продолжалась до 1865 года, оставшись незаконченной). В журнале «Современник» напечатана статья Чернышевского о «Детстве» и «Отрочестве» и «Военных рассказах» Толстого.

1857 — Начат рассказ «Альберт» (закончен в марте 1858 года). Первое заграничное путешествие во Франции, Швейцарии, Германии. Рассказ «Люцерн».

1858 — Написан рассказ «Три смерти».

1859 — Работа над повестью «Семейное счастье».

1859 — 1862 — Занятия в яснополянской школе с крестьянскими детьми («прелестное, поэтическое ело»). Свои педагогические идеи Толстой излагал в статьях созданного им в 1862 г. журнала «Ясная Поляна».

1860 — Работа над рассказами из крестьянского быта — «Идиллия», «Тихон и Маланья» (остались неоконченными).

1860 — 1861 — Второе заграничное путешествие — по Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии. Знакомство с Герценом в Лондоне. Слушание лекций по истории искусства в Сорбонне. Присутствие при смертной казни в Париже. Начало романа «Декабристы» (остался незавершенным) и повести «Поликушка» (закончена в декабре 1862 года). Ссора с Тургеневым.

1860 — 1863 — Работа над повестью «Холстомер» (завершена в 1885).

1861 — 1862 — Деятельность Толстого мировым посредником 4-ого участка Крапивенского уезда. Издание педагогического журнала «Ясная Поляна».

1862 — Жандармский обыск в ЯП. Женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства.

1863 — Начат работа над «Войной и миром» (закончена в 1869 году).

1864 — 1865 — Выходит из печати первое Собрание сочинений Л.Н. Толстого в двух томах (из. Ф. Стелловского, Спб.).

1865 — 1866 — В «Русском вестнике» напечатаны две первые части будущей «Войны и мира» под названием «1805».

1866 — Знакомство с художником М.С. Башиловым, которому Толстой поручает иллюстрирование «Войны и мира».

1867 — Поездка в Бородино в связи с работой над «Войной и миром».

1867 — 1869 — Выход из печати двух отдельных изданий «Войны и мира».

1868 — В журнале «Русский архив» напечатана статья Толстого «Несколько слов по поводу книги «Война и мир».

1870 — Замысел «Анны Карениной».

1870 — 1872 — Работа над романом о времени Петра I (остался незавершенным).

1871 — 1872 — Издание «Азбуки».

1873 — Начат роман «Анна Каренина» (завершен в 1877 году). Письмо в «Московские ведомости» о самарском голоде. И.Н. Крамской пишет в Ясной Поляне портрет Толстого .

1874 — Педагогическая деятельность, статья «О народном образовании», составление «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» (вышли в 1875 году).

1875 — Начало печатания «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник». Во французском журнале Le temps» напечатан перевод повести «Два гусара» с предисловием Тургенева. Тургенев писал, что по выходе «Войны и мира» Толстой «решительно занимает первое место в расположении публики».

1876 — Знакомство с П.И. Чайковским.

1877 — Отдельное издание последней, 8-ой части «Анны Карениной» — ввиду разногласий, возникших с издателем «Русского вестника» М.Н. Катковым о вопросу о сербской войне.

1878 — Отдельное издание романа «Анна Каренина».

1878 — 1879 -Работа над историческим романом о времени Николая I и декабристах

1878 — Знакомство с декабристами П.Н. Свистуновым, М.И. Муравьевым Апостолом, А.П. Беляевым. Написаны «Первые воспоминания».

1879 — Толстой собирает исторические материалы и пытается писать роман из эпохи конца XVII — начала XIX века. Посетивший Толстого Н.И. Страхов нашел его в «новом фазисе» — антигосударственном и антицерковном. В Ясной Поляне гость сказитель В.П. Щеголенок. Толстой записывает с его слов народные легенды.

1879 — 1880 — Работа над «Исповедью» и «Исследованием догматического богословия». Знакомство с В.М. Гаршиным и И.Е. Репиным.

1881 — Написан рассказ «Чем люди живы». Письмо к Александру III с увещанием не казнить революционеров, убивших Александра II. Переезд семьи Толстых в Москву.

1882 — Участие в трехдневной московской переписи. Начата статья «Так что же нам делать?» (закончена в 1886). Покупка дома в Долго-Хамовническом переулке в Москве (ныне Дом-музей Л.Н. Толстого ). Начата повесть «Смерть Ивана Ильича» (завершена в 1886 году).

1883 — Знакомство с В.Г. Чертковым.

1883 — 1884 — Толстой пишет трактат «В чем моя вера?».

1884 — Портрет Толстого работы Н.Н. Ге. Начаты «Записки сумасшедшего» (остались незаконченными). Первая попытка уйти из Ясной Поляны. Основано издательство книг для народного чтения — «Посредник».

1885 — 1886 — Для «Посредника» написаны народные рассказы: «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог«, Упустишь огонь — не потушишь», «Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке», «Много ли человеку земли нужно» и др.

1886 — Знакомство с В.Г. Королнко. Начата драма для народного театра — «Власть тьмы» (запрещена к постановке). Начата комедия «Плоды просвещения» (закончена в 1890 году).

1887 — Знакомство с Н.С. Лесковым. Начата «Крейцерова соната» (закончена в 1889).

1888 — Начата повесть «Фальшивый купон» (работа прекращена в 1904 году).

1889 — Работа над повестью «Дьявол» (второй вариант окончания повести относится к 1890 году). Начата «Коневская повесть» (по рассказу судебного деятеля А.Ф. Кони) — будущее «Воскресение» (закончено в 1899 году).

1890 — Цензурное запрещение «Крейцеровой сонаты» (в 1891 году Александр III разрешил печатание только в Собрании сочинений). В письме к В.Г. Черткову первый вариант повести «Отец Сергий» (закончена в 1898 году).

1891 — Письмо в редакцию «Русских ведомостей» и «Нового времени» с отказом от авторских прав на сочинения, написанные после 1881 года.

1891 — 1893 — Организация помощи голодающим крестьянам Рязанской губернии. Статьи о голоде.

1892 — Постановка в Малом театре «Плодов просвещения».

1893 — Написано предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. Знакомство с К.С. Станиславским.

1894 — 1895 — Написан рассказ «Хозяин и работник».

1895 — Знакомство с А.П. Чеховым. Представление «Власти тьмы» в Малом театре. Написана статья «Стыдно» — протест против телесных наказаний крестьян.

1896 — Начата повесть «Хаджи-Мурат» (работа продолжалась до 1904 года; при жизни Толстого повесть не публиковалась).

1897 — 1898 — Организация помощи голодающим крестьянам Тульской губернии. Статья «Голод или не голод?». Решение напечатать «Отца Сергия» и «Воскресение» в пользу духоборов, переселяющихся в Канаду. В Ясной Поляне Л.О. Пастернак, иллюстрирующий «Воскресение».

1898 — 1899 — Осмотр тюрем, беседы с тюремными надзирателями в связи с работой над «Воскресением».

1899 — В журнале «Нива» печатается роман «Воскресение».

1899 — 1900 — Написана статья «Рабство нашего времени».

1900 — знакомство с А.М. Горьким. Работа над драмой «Живой труп» (после просмотра спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре).

1901 — «Определение святейшего Синод от 20 — 22 февраля 1901 года … о графе Льве Толстом » публикуется в газетах «Церковные ведомости», «Русский вестник» и др. В определении говорилось об «отпадении» писателя от православия. В «Ответе Синоду» Толстой утверждал: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю». В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру.

1901 — 1902 — Письмо Николаю II с призывом ликвидировать частную собственность на землю и уничтожить «тот гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды».

1902 — возвращение в Ясную Поляну.

1903 — Начаты «Воспоминания» (работа продолжалась до 1906 года). Написан рассказ «После бала».

1903 — 1904 — Работа над статьей «О Шекспире и о даме».

1904 — Статья о русско-японской войне «Одумайтесь!».

1905 — Написаны послесловие к рассказу Чехова «Душечка», статьи «Об общественном движении в России» и Зеленая палочка», рассказы «Корней Васильев», «Алеша Горшок», «Ягоды», повесть «Посмертные записки старца Федора Кузмича». Чтение записок декабристов и сочинений Герцена. Запись о манифесте 17 октября: «В нем ничего нет для народа».

1906 — Написаны рассказ «За что?», статья «Значение русской революции», закончен начатый в 1903 году рассказ «Божеское и человеческое».

1907 — Письмо П.А. Столыпину о положении русского народа и о необходимости уничтожить частную собственность на землю. В Ясной Поляне М.В. Нетеров пишет портрет Толстого .

1908 — Статья Толстого против смертных казней — «Не могу молчать!». В №35 газеты «Пролетарий» напечатана статья В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

1908 — 1910 — Работа над повестью «Нет в мире виноватых».

1909 — Толстой пишет рассказ «Кто убийцы? Павел Кудряш», резко критическую статью о кадетском сборнике «Вехи», очерки «Разговор с прохожим» и «Песни на деревне».

1900 — 1910 — Работа над очерками «Три дня в деревне».

1910 — Написан рассказ «Ходынка».

В письме к В.Г. Короленко восторженный отзыв о его статье против смертных казней — «Бытовок явление».

Толстой готовит доклад для конгресса мира в Стокгольме.

Работа над последней статьей — «Действительное средство» (против смертных казней).

«Теремок», «Колобок», «Репка» – все эти и многие другие сказки мы читаем своим малышам, ведь они имеют не только легкий и увлекательный сюжет, но и помогают развивать ребенка. Большинство людей полагает, что все эти и многие другие произведения русского фольклора принадлежат народному творчеству. На самом деле у них есть вполне законный автор, о творчестве и нелегком пути которого мы и расскажем в статье.

shoyher.narod.ru

А. Н. Толстой – автор с удивительно редким талантом написания произведений разных жанров. Из под его пера выходили пьесы и романы, сценарии и рассказы. Но самое главное, чем он запомнился народу и стал его любимчиком – это сказки.

Алексей Николаевич посвятил огромную часть своей жизни созданию детской литературы, поэтому значительную часть времени он посвящал изучению произведений русского фольклора. Русские народные сказки завораживали его, поэтому зачастую он просто брал некоторые из них и подвергал их некоторым изменениям и обработкам, пересказывал их в более доступной для детей форме.

Сказки Алексея Толстого для детей – кропотливый труд

Вклад автора в развитие национального чувства у детей неоценим. Он старался показать маленьким читателям то невероятно большое нравственное, идейное и эстетическое наследие, которое несет собой русское устное народное творчество.

После тщательнейшего отбора и отсева подходящих фольклорных материалов, ему удалось переработать и собрать более 50 сказок, в результате чего появился его наиболее популярный сборник произведений о волшебстве и о животных.

Сам автор соглашался с тем, что проведенная им работа была невероятно сложна и, казалось, длилась вечно. Ему приходилось иметь дело с несколькими вариациями одной сказки, которые детально обрабатывались. В итоге Толстой отбирал лишь самые интересные, те, которые были обогащены большим количеством интересных языковых оборотов, обладали увлекательным сюжетом и удивительными подробностями. Все это помогало освоить русскую историю и культуру не только самим детям, но и их родителям, причем в весьма удобной для восприятия форме.

А. Н. Толстой ласково назвал свой сборник для детей «Сорочьи сказки» и выставит его на народный суд в 1910 году. Автор прилагал много усилий, чтобы отдельные произведения из сборника регулярно появлялись в различных антикоррупционных изданиях для детей (например, в журнале «Тропинка», «Галчонок» и др.). Однако и в наши дни эти произведения не потеряли своей актуальности.

Сказки Алексея Толстого для детей: нелегкий путь автора


uploads7.wikiart.org

10 января 1883 года, в холодный зимний день, когда на землю падал пушистый белый снег, появился на свет маленький Алексей. Сам писатель рассказывал о том, в каких невероятно сложных условиях ему приходилось воспитываться. Его окружал нелегкий быт и окружение почти разорившихся заволжских помещиков. Удивительно красочные описания обстановки тех дней можно прочитать в некоторых его произведениях («Хромой барин», «Мишутка Налымов», «Чудаки» и пр.).

Во время Великой Октябрьской революции писатель не стремился, как многие в то время, принять участие в уникальных событиях. Поэтому он принял решение отправиться заграницу в качестве эмигранта.


f13.ifotki.info

Принимая это нелегкое решение, Алексей Толстой был уверен, что война – это самое тяжкое испытание в жизни людей. Однако эмиграционный период стал для него огромным испытанием. Уехав за пределы своей страны, он испытал многочисленные страдания и понял, что значит быть человеком без родины, без звания и титула. К тому же в те времена за рубежом не жаловали помещиков, частично растерявших свое имущество. Их неприкрыто презирали, но одновременно сторонились их, стараясь быть с ними как можно более осторожными. Спустя мучительные годы полный размышлений и страданий, колебаний и ощущения ненужности Алексей принял решение вернуться домой в 1923 году.

Долгожданное возвращение


leninmemory.ru

Забыв свои прежние страхи и в конец устав от регулярных унижений буржуазных иностранцев, А.Н. Толстой вернулся, чему был несказанно рад. Теперь он мог ясно видеть начало новой жизни на старой земле, понимать задачи эпохи. Именно в эти времена его осенила идея создания фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина» и трилогии «Хождение по мукам», которые вскоре увидели свет. Логическим итогом этого периода стал исторический роман «Петр 1».

Писатель был уверен, что понять душу русского человека и постигнуть ее тайну, увидеть его величие, необходимо хорошенько ознакомиться с историей народа, с его корнями, с трагическими и творческими событиями, на которых и завязывался загадочный русский характер.

Вклад в детскую литературу

Алексей Николаевич перевел, дополнил и написал один из основных шедевров детской литературы, который до сих пор остается любимым произведением многих юных читателей – «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По тексту этой сказки был создан киносценарий и одноименная пьеса для кукольного театра.

Работать над этой книгой Толстой начал незадолго до своего возвращения домой из эмиграции. Идея пришла к нему после прочтения в берлинском журнале опубликованного перевода повести итальянского автора «Приключения Пиноккио».

Более 10 лет писатель кропотливо работал над детской повестью-сказкой, прежде чем она предстала перед публикой в своем окончательном облике. И лишь в 1936 году произведение было окончательно завершено.
Толстой уделял огромное внимание и изучению русских народных сказок, как уже было сказано выше. Он выбирал из них наиболее впечатлившие его и запомнившиеся произведения, пересказывал их, обрабатывал. В самом начале своего творческого пути автор твердо определился с тем, что он будет страстным и ревностным приверженцем родного устного творчества, столь близкого ему с самого раннего детства. Он испытывал к фольклору неподдельно широкий интерес, а в позднем творческом периоде появлялись невероятные и фантастические фольклористические идеи.


aria-art.ru

Однако в те времена писателю пришлось столкнуться с огромной проблемой, стоявшей на его пути к осуществлению своих задумок. Литература и педагогика в целом вели ожесточенную борьбу со сказкой. Возможно, это и стало движущей силой, заставившей Толстого пуститься в бегство за границу. Исконно русский патриотизм автора не мог принять отрицание сказки, ее многочисленные гонения и уничтожения. Многие уважаемые ранее педагогические заведения даже стали выпускать свои манифесты и сборники пропагандистских идей против сказки.

Критика обрушивалась не только на русские сказки, но и на народные произведения в целом. Борьба велась довольно активно и со всех сторон получала поддержку многочисленных коррупционеров, которые стремились полностью очистить будущее литературы от этого жанра произведений, от культурного наследия прошлого, от исторических корней.

Однако 9 сентября 1933 года отношение к сказкам изменилось. ЦК ВКП все же причислил сказку к тем литературным жанрам, которые необходимы для полноценного детского развития. Вынесенное постановление закрепил позицию данного жанра в многолетнем противостоянии с гонителями сказок из литературной среды.

Власти отметили старания способного и невероятно трудолюбивого автора Алексей Николаевича Толстого, которого многократно награждали за его вклад в отечественную литературу. Кроме того, ему несколько раз предоставлялся мандат депутата Верховного Совета СССР. В то же время писателю удавалось совместить эту должность с действительным членством Академии наук.


dic.academic.ru

Более четырех десятилетий Толстой упорно трудился не покладая рук. Он продолжал неутомимую работу над созданием рассказов, сочинением стихов, созданием пьес и романов, постановкой киносценариев. Из-под его руки постоянно выходили многочисленные статьи и очерки для СМИ, публиковались его книги как для разновозрастных читателей, так и сказки для детей.

Писатель скончался 23 февраля 1945 года – в день защитника Отечества, как истинный борец за народное наследие.

Сказки Толстого список включает сказки написанные А. Н. Толстым. Алексей Николаевич Толстой - русский писатель, поэт, родился в Николаевске Саратовской области в семье графа.

Сказки Толстого список

  • Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)

Полный список сказок Толстого Алексея Николаевича

  • 1. Байка про тетерева
  • 2. Бобовое зернышко
  • 7. Война грибов
  • 8. Волк и козлята
  • 10. Глиняный парень
  • 11. Глупый волк
  • 15. Гуси — лебеди
  • 19. Журавль и цапля
  • 21. Заяц — хваста
  • 22. Звери в яме
  • 24. Зимовье зверей
  • 25. Золотой ключик, или приключения Буратино
  • 27. Иван коровий сын
  • 28. Иван царевич и серый волк
  • 30. Как лиса училась летать
  • 31. Как старуха нашла лапоть
  • 34. Кобылья голова
  • 35. Коза — дереза
  • 37. Колобок
  • 38. Кот — серый лоб, козел да баран
  • 40. Кот и лиса
  • 41. Кочеток и курочка
  • 42. Кривая уточка
  • 43. Кузьма Скоробогатый
  • 45. Курочка Ряба
  • 46. Лев, щука и человек
  • 48. Лиса и волк
  • 49. Лиса и дрозд
  • 50. Лиса и журавль
  • 51. Лиса и заяц
  • 52. Лиса и петух
  • 53. Лиса и рак
  • 54. Лиса и тетерев
  • 55. Лиса плачея
  • 56. Лиса топит кувшин
  • 57. Лисичка-сестричка и волк
  • 58. Мальчик с пальчик
  • 60. Медведь и лиса
  • 61. Медведь и собака
  • 62. Медведь и три сестры
  • 63. Медведь липовая нога
  • 65. Мизгирь
  • 67. Морозко
  • 69. Мужик и медведь
  • 70. Мужик и орел
  • 73. Нет козы с орехами
  • 74. О щуке зубастой
  • 75. Овца, лиса и волк
  • 76. Петух и жерновки
  • 78. Петушок — золотой гребешок
  • 79. По щучьему веленью
  • 80. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
  • 86. Пузырь, соломинка и лапоть
  • 88. Репка
  • 91. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • 92. Сивка-Бурка
  • 94. Сказка о молодильных яблоках и живой воде
  • 95. Снегурушка и лиса
  • 100. Старик и волк
  • 102. Теремок
  • 103. Терёшечка
  • 106. Хаврошечка
  • 108. Царевна лягушка
  • 109. Чивы, чивы, чивычок…

Как видим сказки Толстого список вместил 109 сказок.

Сказки А.Н. Толстого

Первые свои опыты работы над сказочной прозой писатель опубликовал отдельной книгой в 1910 году: «Сорочьи сказки» (СПб., изд-во «Общественная польза»), с посвящением жене С. И. Дымшиц. Книга фактически вышла в конце 1909 года. Сборник включал 41 сказку:

Сказки Толстого список

  • Еж-богатырь
  • Сорока
  • Мышка
  • Мудрец
  • Рысь, мужик и медведь
  • Кот Васька
  • Сова и кот
  • Козел
  • Рачья свадьба
  • Мерин
  • Верблюд
  • Ведьмак
  • Полевик
  • Муравей
  • Куриный бог
  • Дикий кур
  • Гусак
  • Маша и мышка
  • Топор
  • Картина
  • Порточки
  • Горшок
  • Петушки
  • Великан
  • Хозяин
  • Кикимора
  • Звериный царь
  • Водяной
  • Мишка и леший
  • Башкирии
  • Серебряная дудочка
  • Неугомонное сердце (под другим названием «Русалка»)
  • Проклятая десятина
  • Иван да Марья
  • Иван-царевич и Алая-Алица
  • Смирный муж
  • Странник и змей
  • Богатырь Сидор
  • Соломенный жених

В книге сказки еще не были разделены на циклы: «Русалочьи сказки» и «Сорочьи сказки». Это разделение произведено в 1923 году в сборнике Приворот.

«Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» - повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого, написана по мотивам сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

Идея издания фольклора возникла у Толстого в Ленинграде в беседе с «местными фольклористами» (ПСС, 13, с. 243), а книги сказок были частью задуманного обширного «Свода русского фольклора». «Свод», по замыслу писателя, должен был включать все реды и виды устного творчества русского народа. Писатель-фольклорист А. Н. Нечаев свидетельствует: «Вся зима 1937/1938 г. ушла на предварительную подготовку» плана «Свода» (А. Н. Нечаев, Н. В. Рыбакова, А. Н. Толстой и русская народная сказка. – Приложение к ПСС, 13, с. 334). Предстояло собрать все накопленные фольклорные фонды «в виде многотомного издания» (ПСС, 13, с. 243). Работе над «Сводом» писатель придавал высокое общественное значение и смысл: «Издание „Свода русского фольклора“ будет не только ценным художественным вкладом в мировую литературу, но оно имеет огромное политическое значение, так как отражает богатую духовную культуру русского народа и страны, к которой устремлены взоры всего мира» (ПСС, 13, с. 244).

В обсуждении проблем подготовки «Свода» приняли участие видные фольклористы 30-х годов: М. К. Азадовский, Ю. М. Соколов, Н. П. Андреев и другие. В ходе обсуждения замысел был уточнен и расширен: предполагалось издать не только «Свод русского фольклора», но и «Свод фольклора народов СССР». Прошедшие совещания в учреждениях Академии наук СССР, отраженные соответствующими документами и стенограммами, освещены в статьях: Ю. А. Крестинский. Незавершенные замыслы А. Н. Толстого – академика («Вопросы литературы», 1974, № 1, с. 313–317); А. А. Горелов. А. Н. Толстой и Свод русского фольклора. (В кн.: «Из истории русской советской фольклористики». Л., «Наука», 1981, с. 3–6.)

Начавшаяся в 1941 году война и смерть писателя прервали работу над «Сводом», частью которого являлась и подготовка «Полного свода русских сказок». Из пяти задуманных книг сказок А. Н. Толстой успел издать первую книгу в составе 51 сказки – все так называемые «сказки о животных». Писатель приступил к работе над второй книгой – «волшебными сказками», – подготовил к печати 6 текстов и «присказку» (изданы в 1944 году). В архиве писателя до 1953 года оставались неопубликованными 5 сказок, которые были включены в Собрание сочинений (ПСС, 15, с. 303–320). И при незавершенности всего замысла выход в свет народных сказок, подготовленных к печати Толстым, стал значительным событием в советской литературе и фольклористике. Публикация первой книги была осуществлена в 1940 году: «Русские сказки», т. I, M.-Л., с предисловием А. Толстого, «Волшебные сказки», подготовленные писателем к печати, увидели свет в издании: «Русские народные сказки в обработке А. Толстого». Рисунки И. Кузнецова. М.-Л., Детгиз, 1944 (Школьная библиотека. Для начальной школы).

В работе над сказками Толстой осуществил особый принцип творческого редактирования, который принципиально отличается от литературного «пересказа» устного текста. В предисловии к книге сказок (1940) Толстой писал об этом: «Было много попыток переделывать русские народные сказки… Составители таких сборников обычно брались за обработку сказок, причем пересказывали их не народным языком, не народными приемами, а «литературно», то есть тем условным, книжным языком, который ничего общего не имеет с народным». Пересказанные таким образом сказки, по словам писателя, «теряли всякий смысл»: «…народный язык, остроумие, свежесть, своеобразие, этому явилась некоторая незавершенность работы над их текстом. В особенности, зто становится очевидным при сравнении текста Толстого «Лиса топит кувшин» с источником – вариантом Смирнова № 29а. Хотя по сравнению с источником сказка стилистически выправлена, но писатель желал избежать простого пересказа сюжета там, где требовалось живое изображение действия. Так, например, в варианте Смирнова говорится: «Раз лисица пришла в деревню и попала как-то в один дом, где, воспользовавшись отсутствием хозяйки, нашла кувшин с маслом». Толстой устранил лишние слова, книжный деепричастный оборот (выделены курсивом), но интонационно фраза осталась еще тяжелой. Свой вариант текста писатель предлагал, лишь внимательно просмотрев все доступные народные варианты. Судя по архиву, другими вариантами сказки писатель не располагал. Публикация сказок, найденных в архиве, характеризует процесс тщательной работы писателя над текстом сказок и тем интересна.

Сказки для детей Алексея Николаевича Толстого - это короткие волшебные сказки и сказки о животных. Сказки Толстого занимают особое место среди всех сказок русских авторов.

Сказки Толстого читать

Редкий талант Алексея Николаевича заключался в умении переделать народные сказки на такой лад, чтобы вызвать интерес маленького слушателя и не потерять идейное богатство русского народного творчества. Такой сборник Толстого получил название Сорочьи сказки и в дополнении к нему, чтобы полностью познакомить вас с творчеством автора мы размещаем лучшее на наш взгляд его творение - Золотой ключик или приключения Буратино. Сказки Толстого читать можно, начиная именно с этого чудесного произведения.

Сказки Толстого занимают особое место среди всех сказок русских авторов. Каждый герой Толстого - это отдельный характерный персонаж, есть и чудачества и нестандартное видение, которые всегда описаны восхитительно! Сорочьи сказки Толстого хоть по сути и являются переработкой других сказок, а не его собственным изобретением, но писательский талант, языковые обороты и использование старинных слов ставят Сорочьи сказки Толстого в ряд культурного наследия.