Литературная гостиная день победы. Сценарий музыкальной гостиной к дню победы

Цель: формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории средствами литературного образования.

Задачи:

Углублять знания учащихся по истории и литературе периода Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне; воспитывать мужество, патриотические чувства

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Строки, опалённые войной….»; книжная выставка «Поэзия фронтовых лет»

Ход мероприятия
Звучит песня «В лесу прифронтовом» в исполнении Натальи Подольской.

1-й ведущий
С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

2-й ведущий

Наш долг — хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветную любовь к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

1-й ведущий

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
И она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

2-й ведущий

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — всё это, живые,
Нам — отрада одна,
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать,
Пусть не слышен наш голос —
Вы должны его знать.

Звучит песня «Журавли» (стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, композитор Ян Френкель в исполнении учащегося лицея)

Минута молчания.

1-й ведущий

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И тёплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит песня «От героев былых времен» (из к/ф «Офицеры») в исполнении Василия Ланового.

2-й ведущий

Война — это 1000км от Бреста до Москвы, 1600 км от Москвы до Берлина. Поездом — меньше двух суток, а наши солдаты, где по-пластунски, где ползком…— за четыре года. Война — 27 миллионов человек. 19 тысяч человек в день, 793 человека — в час, 13 человек — в минуту.

1-й ведущий

Четыре года — 1418 дней и ночей, 34032 часа! Об этом надо знать и помнить. И если сейчас объявить по каждому минуту молчания, страна молчала бы 32 года.

Альшевская А. В. с выступлением о писателях-фронтовиках (презентация). Звучит мелодия песни «Эх, дороги».

Чтец

Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер!
Получив задание, он стал звонить поэтам. Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
- Будут…

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Звучит песня «Священная война» (под песню демонстрируется видеофильм о войне).

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Чтение стихотворений
С. Воронин «Мама»

(учащиеся читают по строкам)

Здравствуй, мама!

Я скучаю по тебе.
Хочется к тебе родной прижаться…
Хочется поесть домашних щей
И в своей кровати отоспаться.
Хочется увидеть всех друзей,
И соседей, и девчонок тоже,
Погонять по крышам голубей,
Вновь вы с папой были бы моложе.

…завтра я в разведку в тыл врага.
Ты не бойся — мне совсем не страшно…
Ты меня дождись, родная…
Я твой сын. И скучаю по тебе ужасно.
Мама, помнишь свитер, синий свитер мой…
Ты его, пожалуйста, заштопай…
Я вернусь, и мы с тобой вновь пойдём
по улицам широким…
Мама!!!

Чтец

Самым известным стихотворением, пожалуй, является «Жди меня» К. Симонова. Я думала над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я поняла, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Михеенко Т. Л. читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Во время следующих рассказов идёт презентация «Колокола Хатыни»

1-й ведущий

В газете «Советская Белоруссия» было сообщение об одном из палачей Хатыни Григории Васюре. За усердие убийца белорусских детей Васюра был награждён медалью. Лишь совсем недавно (около 20 лет назад) его «заслуги» удалось раскрыть, хотя после войны его су¬дили за сотрудничество с немцами и приго¬ворили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Но освободили по амнистии.

2-й ведущий

В 1986 году в Минске трибу¬нал Белорусского военного округа вынес ему приговор об исключительной мере наказа¬ния. После вынесения приговора Васюра об¬ращался с прошением о помиловании: «Про¬шу дать возможность мне, больному старику, дожить свою уже короткую жизнь со своей семьёй на свободе».

1-й ведущий

А думал ли он о тех, кто тоже хотел жить со своими семьями, но сгорел в огне?! О тех, по ком днём и ночью звонят ко¬локола Хатыни... Кто оставил нам, живым, слова на чёрном мраморе: «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтоб ни¬где и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

2-й ведущий

186 белорусских деревень, со¬жжённых вместе с жителями, оставили нам фашисты. Их называют «сёстрами Хатыни».
Память народная… бережно хранит она имена и дела тех, кто отстаивал свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. В их честь на территории Беларуси установлены тысячи памятников, открыты музеи, их именами названы улицы.

2-й ведущий

Невозможно забыть великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Чтец

Иосиф Уткин (погиб в 1944). «Из письма»

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
… Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще…письмом убьют!

Чтение стихотворений

И. Уткин. «Если я не вернусь, дорогая…»

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая.
Это значит... сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

Ю. Друнина. «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ф. Липатов. «Не оседала пыль…»

Не оседала пыль,
Чадил Берлин пожаром.
Тяжелой поступью
В броне и без брони
Шла прямо по домам и тротуарам
Уверенно Победа в эти дни.
И походили площади на свалки,
Куда свезли фашистские кресты.
Штандартов обгоревших палки
Торчали, как костлявые персты.
И вот она - святая дата,
Наполненная счастьем до краев.
Стреляли вверх восторженно солдаты,
Не чувствуя усталости боев.
Еще потерь лежали тени,
Но обнимал сосед соседа.
Неслось над нежностью сирени
Одно лишь слово мощное -
ПОБЕДА!

2-й ведущий

70 лет прошло со дня освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — это целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но, как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое.

1-й ведущий

Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

2-й ведущий

Победа досталась нам дорогой ценой. Тысячи солдат остались лежать в белорусской земле. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Мы склоняем головы перед их светлой памятью.

Звучит песня «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы в исполнении Нины Ургант.

1-й ведущий

Мы — дети мирных дней, мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас. И нам так хочется многое успеть сделать. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.

Рефлексия «Письмо солдату»

Звучат песни военных лет.

Альшевская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Михеенко Таисия Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей категории. ГУО «Лицей г. Новополоцка»

Чтобы скачать материал или !

    воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей;

    омочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне;

    напомнить об ужасах войны и не дать им повториться;

    прививать любовь и бережное отношение к Родине, как любили и защищали ее наши деды и прадеды;

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оформление:

    на заднике сцены слова “Прикоснемся к подвигу душой”;

    звезды в виде салюта;

    дата 1941-1945;

    на сцене журнальные столики для гостей;

    края сцены украшены цветами;

    имитация Вечного огня в глубине сцены;

    участники одеты в костюмы, соответствующие их ролям

Действующие лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

Старшеклассник

Младший школьник

Ветеран Великой Отечественной войны

Погибший солдат

Девушка, угнанная в рабство

Мать, потерявшая сына

Писатель Борис Васильев

Пожилой Васков, герой повести Б.Васильева “А зори здесь тихие…”

Юноша, герой повести, сын погибшей Риты Осяниной

Школьники, исполняющие песню

Школьники, исполняющие вальс

Звучит музыка

Музыка затихает, и раздаются звуки метронома.

За сценой звучат слова:

Друзья мои, счет времени проверьте,
Минувшим дням уже немалый срок,
Мы вновь откроем памятник бессмертья,
Шестьдесят шестой перевернем листок.

Звук метронома затихает.

Выходят два ведущих.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной, которая проходит в канун светлого праздника Победы.

Ведущий 2: Секунды складываются в минуты, минуты в часы, часы в дни, дни в месяцы, месяцы в годы... И вот так секунда к секунде- 66 лет. Не рвутся на нашей земле снаряды, не свистят пули.

66 лет мира с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война.

(Выходит старшеклассник и младший школьник)

Школьник:

Нынче повсюду слова звучат:
Великой Победе – шестьдесят пять!
Я сегодняшний школьник, мне семь лет.
Дайте кто-нибудь ответ!
Я спросил у всех ребят:
“Что такое шестьдесят пять?”
Может быть, столько погибло людей?
Или война эта столько шла дней?

Старшеклассник:

Шла война четыре года,
Много полегло ребят,
Но закончилась Победой
Шестьдесят пять лет назад.
Шестьдесят пять лет назад
Расцвела та весна,
Когда, наконец, прекратилась война.

Школьник:

Я не знаю про ту войну ничего,
Книгу я прочитаю, увижу в кино...
Но так трудно сегодня поверить мне,
Что прадедушка мой тоже был на войне.

(Садятся за столики)

(Выходит ветеран)

Расскажем детям нашим,
Расскажем внукам нашим,
О том, как в сорок пятом
Убили мы войну.
Участникам Победы сам черт теперь не страшен
Мой боевой товарищ, забудь про седину.

(Садится за столик)

Ведущий 1: Какой ценой был завоеван этот мир? На этот вопрос нам сегодня постараются ответить наши гости. Одним из них удалось ощутить радость Победы, а другие остались навсегда лежать на полях сражений. Но русский человек не вправе забывать свою историю.

Ведущий 2: Давайте вспомним сегодня о павших, задумаемся о живых, о тех, кто еще не родился, но обязательно родится, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.

2011 год. Оглянемся назад. Большое видится на расстоянии...

Ведущий 1: Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детства, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты 17- летних, которые прямо с выпускного бала ушли “ из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод...”

Ведущий 2: Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу...

Ведущий 1: Связисту, комсомольцу, нашему односельчанину Дмитрию Путинцеву в разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.

(Выходит погибший солдат)

Рассказ погибшего солдата на фоне кадров военных лет:

Оно приходит неожиданно - несчастье
В разгаре боя вдруг оборвалась,
Оставив штаб отрезанным от части,
С большим трудом налаженная связь.
Порвался провод и умолк, запутан,
А немцы рядом, немцы жмут как раз.
-Восстановить! Не медля ни минуты!-
Сержант Путинцев получил приказ.
И я пошел окольною тропою,
Я понимал, что я не чародей,
Но в этот час я был властитель боя:
В моих руках была судьба людей.
Я отыскал разрыв и поднял провод
Соединил отдельных два конца.
Колючая, певучая, как овод,
Шмыгнула пуля возле храбреца.
И началось! Запело, засвистало.
Посыпал густо вражеский свинец.
“Не отступлюсь! Во что бы то ни стало,
Налажу связь!” - в ответ решил боец.
А немцы шли, блестя стальными лбами,
Сквозь дикую метелицу стеной.
Тогда я стиснул два конца зубами
И принял бой, неравный, дерзкий бой.
Меня нашли, когда уже смеркалось.
В руках винтовка, поднятый прицел.
В зубах был провод. Связь не прерывалась.
Вблизи валялась груда вражьих тел.
Я тихо умер, чуть назад отпрянув,
Прижавшись к ели и оледенев,
Но на лице моем спокойном и упрямом
Не ужас был, а ненависть и гнев.

(Садится за столик)

Ведущий 2: Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забыть и тех, невинных жертв, которые были загублены фашистами в концлагерях.

Нет! Нет! Вовеки не бывать
Хозяином врагу.
Он может жечь и убивать,
Душить людей в дыму,
-Нет, никогда такой народ,
Не упадет и не умрет
И в рабство не пойдет!

Звучит музыка Моцарта “Реквием”.

Выходит девушка.

Слова читаются на фоне кадров концлагеря.

Рассказ девушки, угнанной в рабство:

Я, 15-летняя Катя Сусанина, тоже испытала весь ужас войны, я знаю о ней не понаслышке. Я тоже была в немецкой неволе, рабыней немецкого барона, работала у немца Шарляна прачкой, стирала белье, мыла полы. Работала очень много, а ела два раза в день в корыте с Розой и Кларой- так звали хозяйских свиней. Так приказал барон. “ Русс была и будет свинья”,- сказал он. Я очень боялась Клары - это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Жила я в дровяном сарае: в комнату мне входить не разрешали. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил дворник хозяев. Тогда сам барон бил меня ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. А когда я узнала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины, я решила добровольно уйти из жизни: лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Ведущий 1: Тысячи невинных людей были загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

Ведущий 2:

Цветут в Бухенвальде цветы –
Алые маки.
В музейном покое - щиты,
А рядом - бараки.
Цветут в Бухенвальде цветы-
Алые вспышки.
На маки глядят с высоты
Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.
Дым не клубится...
Цветы пламенеют - и свет
Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,
Не лают собаки,
А все-таки жутко смотреть
На алые маки.

(Выходит мать, потерявшая сына, и садится за столик (на фоне музыки “Журавли” ведущий читает слова)

Ведущий 1: Женщина - великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери. Каждому из нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.

Ведущий 2: На свете не существует человека родней и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо- чудо воскрешения.

Рассказ матери, потерявшей сына: (выходит к месту, неся в руках фотографию погибшего сына)

Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка.
Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала-
И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой,
Шинелька - нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах

Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой!

Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка.
Тебя все нет и нет!

Ветеран подходит к матери с сочувствием:

Напрасно, мать не жди солдата-
Обманывать он не привык.
То ветер грустно, хрипловато
Поет, как старый фронтовик.

Девушка, угнанная в Германию:

Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали,
Но на карте нет таких высот.
Вот она - святая память наша,
Сбереженная на все века...
Что ж ты плачешь, что ты, тетя Даша?
Нам еще нельзя с тобой пока.

Школьник-старшеклассник:

Я вижу ее накануне Победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
Она всегда оставалась сильной, наша русская женщина.

Музыка “Реквием”

Ведущий 1: Уходят годы лихолетья все дальше и дальше, взрослея, сменяет одно поколение другое. И с каждым годом меньше остается ветеранов, живых свидетелей войны. Но еще долго будут жить в памяти людской герои литературных произведений, прошедшие войну с первого до последнего ее дня.

Выходит ученик-писатель с книгой в руках

Рассказ писателя Бориса Васильева: Я, Борис Васильев, автор всем известной повести “А зори здесь тихие...” . Для меня женщина-это воплощенная гармония жизни. А война -всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами...

Вопрос школьника писателю: - А как у Вас родился замысел повести “А зори здесь тихие...”?

Ученик-писатель: Замысел повести родился от “толчка памяти”. На фронт я попал, едва окончив 10-й класс, в первые дни войны. Точнее 8-го июля 1941 года. А 9-го июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести - большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...

Инсценировка отрывка из повести “А зори здесь тихие...”

Музыка “Тишина”. Выходит пожилой мужчина с юношей. У юноши цветы. Они подходят к обелиску, кладут цветы и садятся рядом на скамейку. Мужчина начинает свой рассказ.

Воспоминания пожилого Васкова:

Я все требовал пополнения. Понимаешь, у нас на 171 разъезде был курорт. От безделья солдаты млели и напивались, за что я получал постоянные выговоры. Я все требовал непьющих. Вот мне и прислали. Я вышел и оторопел. Во дворе стояли 10 сонных девушек. Я даже в начале решил, что мне спросонок померещилось.

Понимаешь, мне тогда исполнилось только 32 года. С этим взводом я постоянно попадал в какие-нибудь нелепости. К примеру, однажды завернул я за сарай и обомлел. Дни стояли жаркие. Так вот мои красавицы во главе с командиром, сержантом Осяниной, разлеглись на казенном брезенте загорать в чем мать родила. Представляешь. Я иду, а там белое, восьмикратно помноженное тело лежит. Ну, хотя бы завизжали для приличия, ан нет: уткнули носы и затаились. Пришлось мне как мальчишке, задним ходом. Вот с тех пор и стал я кашлять на каждом углу, как коклюшный.

А однажды вбегает Рита запыхавшись:

  • Товарищ старшина! Немцы в лесу!
  • Откуда известно?- спрашиваю у нее.
  • Сама видела. Двое с автоматами, в маскировочных накидках.

Дал я команду - в ружье: боевая тревога.

Построились все. Нечего сказать, строй - у одной волосы, как грива, у другой какие-то бумажки на голове. Вояки!

Юноша подходит к плите и читает имена погибших девушек:

Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак...

Васков продолжает:

Знал ли я тогда, имел ли я право распоряжаться судьбами этих пяти девушек из-за горстки фрицев. Никогда я себе этого не прощу.

Юноша: Не кори себя, Федот Евграфыч. Многие поступали в то время так, как ты. Они защищали Родину.

Васков: Да, если бы мы только знали, что нас ждет. Если бы только знали - 6 против 16-ти. Необходимо было подкрепление. Решил послать Лизу.

Юноша: Ну и что случилось с Лизой?

Васков: Да не дошла Лиза. Я это сразу понял, когда увидел, что не взяла она слегу! Торопилась и не вспомнила... да разве можно в болоте без слеги? Я представил, как жуткий крик о помощи звенел над равнодушным болотом, как она долго глядела на синее небо, как тянулась, выплевывая грязь, тянулась в небо и верила, что завтра для нее все равно наступит...

Юноша: А Соня Гурвич? Как она погибла?

Васков: Закурить я хотел, да кисет где-то оставил. Соня и вызвалась принести. Не успел я ее остановить... Только сапоги застучали... участи ее почти не знали, она была тихой, незаметной... Когда мы ее нашли, она тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами... Удар был рассчитан на мужика, вот почему и крикнуть- то посильнее не смогла. Девчонки убивали первый раз, видели смерть товарищей... не могли это пережить... мне некогда было их успокаивать...

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Не зря погибли.

Юноша: А с остальными что случилось?

Васков: Женька уводила немцев от раненой Риты. Ее автомат бил еще где-то по ним. Еще огрызался и ее голос, ее песня... Она умирала с песней. Она до сих пор у меня в ушах... Женька никогда не расстраивалась, никогда не сомневалась, что все кончится благополучно... И даже когда пуля ударила ее в бок - она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет. Она могла бы затаиться, переждать, но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа... немцы и добили ее лежа, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и красивое лицо.

Положил я их всех, а за что? За десяток фрицев? Вот и тебя сиротой оставил.

Юноша: А знал ли ты в то время о моём существовании?

Васков: Да нет, перед самой смертью Рита призналась, что немцев увидела, когда в город бегала, три годика тебе было тогда... Попросила она меня последнюю просьбу выполнить: не оставлять тебя одного. Знала Рита, что умирает, что рана ее смертельная, что умирать она будет долго и трудно. Плакала она беззвучно, просто слезы текли... Я скорее почувствовал, чем расслышал этот выстрел... Она выстрелила себе в висок, и крови почти не было. Вот здесь я похоронил твою мамку и Женьку, сынок.

(Васков и юноша подходят к плите, кладут цветы и уходят)

Группа учащихся исполняет песню “Я у братской могилы стою”.

Слова Т.Трясоруковой, музыка И.Мелешковой.

Ведущий 1:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Ветеран: Я познакомился с тобой, война, в далеком 1941 году! Но я выжил всем смертям назло. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Война желала отучить меня от всего, к чему я привык. Война хотела научить меня подчиняться беспрекословно. Как сейчас слышу крик командира - беги, исполняй; оглушительно рявкаю - “Есть”, падаю, ползу, засыпаю на ходу. Шуршание мины - зарываюсь в землю, рою ее носом, руками, ногами, нет испытывая при этом страха, не задумываясь... гибли друзья - рыл могилу, сыпал землю, стрелял в небо - три раза. Я многому научился на той войне. Я тоже был голоден, мне тоже было холодно. Мне было жалко погибающих друзей.

Ведущий 2:

Седой солдат расскажет внукам
Про эту боль своих времен,
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши немцев гнали вон;
Как славил их салют московский,
России добрых сыновей;
Как двинул справа Рокоссовский,
Как тотчас Конев дал левей;
И разъяснит, как по уставу
Куда какой врезался клин,
Когда взята была Варшава
И встал на очередь Берлин.

Школьник: Расскажите, Иван Васильевич, как вы получили свою первую награду?

Ветеран: Надо вам заметить, что гражданская моя специальность- сторож на городском кладбище. А это я к тому говорю, что к работе разведчика никакого отношения не имею. Когда попал в разведку, стал за “языками” ходить. Дело было для меня непривычное, но ничего, привык, наловчился. Пошли мы как - то за “языком”, да наскочили на здоровенный отряд немцев. Перебили, наверное, половину и поползли, как было условленно. Да тут со мной неполадка вышла, долбануло меня чем - то по голове. В глазах потемнело, стало темно, как в могиле. Пока я. как говорится, в себя приходил приводил мысли в порядок, уволокли меня немцы довольно далеко... Привели на допрос. Ничего, говорю, вы от меня не узнаете, кроме того, чего сам пожелаю сказать. Повели меня на расстрел, обер-лейтенант и шесть штук рядовых. Дошли до опушки леса, суют мне в руки лопату:

“ Копай!” Ну, дело привычное, стал себе рыть могилу. Эх, думаю, никакой из меня разведчик не вышел - такие “языки” пропадают! А лейтенант смотрит на меня и говорит: “ Шнель, шнель!” Я ему руками из могилы показываю - мол, не учи, сам знаю. Рою дальше и вдруг слышу, летят... Засуетились немцы, на землю попадали. А здесь как ахнет. Я тоже в могиле пригнулся, меня только землей присыпало. Могила спасла. И я считаю, что это лучшая из всех мною вырытых могил. А обер-лейтенанта я потом два часа на себе тащил до наших, а в сумке у него карта оказалась с их точками. Вот так я и получил свою первую награду.

Школьник: Я тоже награда. Я родился 9 мая. Говорят, что мое рождение- это подарок моему деду-ветерану. И, наверное, не случайно, каждый год дед брал меня на парад ветеранов. И, шагая с ним в одном ряду, я будто бы слышал запах Победы. Сейчас деда уже нет в живых. Но я, глядя на его медали, перебирая его письма с фронта, всегда помню о том, что я родился 9 мая, и горжусь этим.

Звучит музыка “День Победы”

Ведущий 2:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
Их голоса уже здесь прозвучали,
И по утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.

(Каждый из гостей подходит к “Вечному огню”, кладет цветок и ставит зажженную свечу и становится рядом с Вечным огнем по обе стороны)

Ведущий 1:

Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил,-
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.

Ведущий 2:

Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
У нас, до этих дней доживших,
О прошлом память не умрет:
Пока мы чтим за Русь погибших,
Дотоль бессмертен наш народ.

Ведущий 1: Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг - всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Под музыку “Майского вальса” учащиеся исполняют вальс

Библиографический список

1. Антология современной литературы Белгородчины.- Белгород, 1993

2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Том 1. М.: Дрофа, 2007

3. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Том 2.- М.: Дрофа, 2007

4.Поэзия Великой Отечественной 1941-1945. – Ташкент УКИТУВЧИ, 1986

Сценарий литературной гостиной, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

«ПО ДОРОГАМ ПАМЯТИ»

На сцену выходят шестеро ведущих – ребят, готовящихся провести экскурсию в школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. У каждого в руках по несколько треугольников – писем времён ВО войны.

1 ведущий Ребята, сегодня мы проводим экскурсию в нашем школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2ведущий И познакомим всех с новой экспозицией писем «Весточки с фронта и на фронт», которые собирали долго и трепетно.

Видеоролик «70-летию Победы посвящается» (без звука)

1 ведущий Великая Отечественная война.

2ведущий – Тысяча четыреста восемнадцать дней!

3ведущий Тридцать четыре тысячи часов

4ведущий И двадцать семь миллионов погибших советских людей.

5ведущий От Москвы до Берлина 2600 километров

6ведущий 27 миллионов погибших на 2600 километров

1ведущий Это значит, 10 тысяч четыреста убитых на один километр

2ведущий 10 человек на каждый метр земли

3ведущий 19 тысяч убитых ежедневно

4ведущий 800 человек в час

5ведущий 13 человек каждую минуту

2ведущий Вдумайтесь в эти цифры!

6ведущий Мы помним и чтим память тех, кто шёл в бой за Родину!

1ведущий Тех, кто согревал дыханием стужу блокадных ночей.

2ведущий Тех, кто улетел вместе с дымом из бухенвальдских печей.

3ведущий Тех, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну.

4ведущий Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

5ведущий Тех, кто ради правого дела сердце отдать был готов.

6ведущий - Этот список бесконечен, а жизнь так коротка...

4ведущий - Нельзя упрятать прошлое в чулан, историю страны нельзя забыть -

Год сорок первый – скрипка и орган, печаль и боль,… оборванная нить…

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «О героях былых времён». В руках у всех фотографии погибших героев ВО войны.

Выходят 2 девушки: в чёрном и белом.

Девушка в белом - Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить! Война…кресты…черные эсэсовские мундиры…

Девушка в черном - Без прошлого не бывает будущего.

Б - Значит ты мое прошлое? Значит это все, было со мной?

Ч - Смотри. Вглядись в эти лица. Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты. Но только их детство было перечеркнуто страшным словом ВОЙНА!

Б - Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…

Ч - Но война не знает жалости - она живет по своим законам. Что сделали эти ребята?

Б Они не считали себя героями, просто они жили, жили так, как подсказывало им сердце.

Инсценировка «Солдат и Пастушок»

Ведущий 3 раскрывает треугольник и читает:

«Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который гонят к спокойным пастбищам на восток, у перекрёстка в селе останавливается машина. Выходит Солдат».

Выходит солдат – водитель, протирает тряпкой руки. К нему подходит Пастушок.

Пастушок

Дяденька, дайте два патрона.

Водитель

На что тебе патроны?

Пастушок

А так… На память

Водитель

На память патронов не дают. Но я тебе могу дать оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

Пастушок

Ну вот! Что с них толку?

Водитель

Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толк? Может тебе дать зелёную бутылку с зажигательной смесью? Или гранату? Может тебе отцепить от тягача противотанковую пушку? Не ври и говори всё прямо!

Пастушок

Отец, дядя, старшие братья ушли в партизаны, а меня не взяли. (Хлестнул кнутом по траве). Говорят, маленький, а как скотину пасти, то большой, а я все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Я ловок и смел и могу защищать свою Родину!

Водитель

Это – обойма от моей винтовки. Она записана на меня. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в цель, куда надо. Как тебя зовут?

Пастушок

Яшкой меня кличут.

Водитель

Послушай, Яша. Ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой кринки стрелять будешь? (Отдаёт патроны)

Пастушок (подпрыгивает от радости и весело, загадочно кричит):

Главное – патроны, а уж стрелять-то из чего найдём.

Водитель

Ой, нет! Этот паренёк заложит обойму не в пустую кринку.

1ведущий

Письма с фронта. Весточки из родного дома, В них – вся правда о войне, о чувствах людей, которые 4 года находились между жизнью и смертью.

2ведущий

Каждое письмо для родных было радостью, а ответное вдохновляло бойцов на новые подвиги

3ведущий

Посмотрите, какие они интересные, без конвертов, свёрнутые треугольником.

4 ведущий

Листочки истончились, пожелтели от времени. Письма были тонкой ниточкой, связывающей близких и любимых людей друг с другом.

5 ведущий

Строки военных писем несут на себе живое дыхание страшного времени, о многом рассказывают и многому учат.

6 ведущий

Учат тому, как беречь свою Родину, своё доброе имя.

1 ведущий

Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма служат каждому из нас напоминанием о том ужасном испытании для человеческих судеб, что зовётся войной.

2 ведущий

Треугольники-птицы-

Оригами войны,

Горьких судеб страницы

И страшны, и нежны.

Далеки расстоянья

От фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний

Через магию слов

Ведущий 4 разворачивает письмо.

Выходят на сцену 3 детей

1 Из счастливого детства я шагнула в смерть. А от мамы у меня осталась одна пуговица от её кофты. А в печи две булки тёплого хлеба.

2 Отца разорвали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел!»

3 Мама не сразу умерла. Долго лежала на траве. А я твердила: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы вместе домой пойдём!»

5 ведущий - Память… Из неё никогда не сотрётся то, что принёс с собой безжалостный фашизм. Никогда. Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов и их приемников. Миллионы беззащитных людей задушены в газовых камерах фашистских концлагерей, расстреляны и замучены, затравлены собаками.

Стихотворение В. Калинченко «Я вспоминаю как человека»

Я эту собаку запомнил, как человека…

Случилось такое в сорок четвертом. Зимой.

Игрался спектакль «Охота XX века»

перед шеренгой, застывшей от страха,

немой.

У коменданта была привязанность к догам.

И был экземпляр - казался слоном.

среди всех.

Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.

И вот этот зверь шагнул величаво на снег.

И вывели жертву…

Стоял мальчишка, продрогнув.

Куда тут бежать? Он давно ослабел.

Комендант наклонился, подал команду догу,

и тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно.

рядом.

Был он великолепен в размашистом, легком шагу!

Вернулся дог к коменданту.

и честным собачьим взглядом.

сказал человеку пес:

«Ребенок ведь - не могу…»

Лагфюрер пожал плечами:

ему-то разницы нету.

Раскрыл кобуру у пряжки с надписью.

«С нами бог».

Но, едва сверкнула вороненая сталь.

пистолета,

в эсэсовское горло впился красавец дог!

… Дога четвертовали,

пустив под лопасти шнека…

Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене.

свой барак…

Но эту собаку.

я вспоминаю, как человека,

единственного человека.

среди фашистских собак.

Ведущий 6

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущий 1

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

А вот письмо из блокадного Ленинграда.

Презентация «Блокада Ленинграда».

Ведущий разворачивает письмо.

Инсценировка по рассказу С. Алексеева «Буханка хлеба»

Здравствуй, сынок! Здравствуй, Алёшенька! Держись, милый. Держись, как мы держимся. Из последних сил. Возмездие настигнет врага! Галя и Дуся передают тебе привет. А вот для Тани и Лидочки уже никогда и ничего не будет. Как страшно. Никогда и ничего. Они умерли от голода.

Лёшенька, помнишь двух подружек Надю Реброву и Надю Хохлову, что живут с нами по соседству, на Лиговке. Они такие умницы, трудятся на заводе, что выпускает снаряды для фронта. Две нормы вырабатывают.

Выходят 2 девушки. Медленно идут по сцене.

1 Утром проснусь. Так кушать хочется. Бегу на работу. Так кушать хочется.

2 А я стою у станка и мечтаю о малюсеньком кусочке хлеба. От голода даже голова кружится.

1 Вот бы буханку хлеба.

2 Хоть одну на двоих.

1 Вот бы упала буханка хлеба с неба.

2 Какая страшная и долгая зима. Сугробы снега с человеческий рост. Скрип – скрип.

1 Ой, смотри: машина нас обогнала.

2 А какой запах, или мне кажется?

1 Знакомый, щемящий, кричащий запах.

2 Так это же хлеб. Видишь – машина к булочной едет.

1 вот бы буханку хлеба.

2 Хоть одну на двоих. Да?

Звук бомбёжки. Девушки закрывают глаза и уши руками. Когда открывают глаза, то…

1 Боже мой! Посмотри, Надюша.

2 Снаряд разорвался рядом с мотором. Разнесло кабину. Шофёра убило. Сорвало борт машины.

1 Буханки хлеба. Прямо у ног.

Девушки переглядываются. Стоят молча. Выходят 2 девушки в белом и чёрном.

Ч хватай, бери, не повторится такое чудо.

Б Не трогай. Не смей. В каждой буханке чужая доля

Ч смелей, вы одни, вспомните тех, кто дома.

Б Не смей на чужой беде строить свою удачу.

Нагнулись подружки. Подняли по буханке. Посмотрели друг на друга. И пошли к машине, положили буханки в машину, вскоре появились другие прохожие. И все вместе стали грузить буханки в машину.

До крика, до слёз, до боли хочется людям есть.

1 и 2 Вот бы – буханку. Хоть одну на двоих. Хоть одну на троих. На пятерых, на семерых. Хоть бы – кусочек хлеба.

ведущий 3 - В тишине коридоров музея на меня улыбаясь, глядят

Лица тех, кто себя не жалея из детей превратились в солдат.

ведущий 4 - Я смотрю пожелтевшие снимки той давно отшумевшей войны

И рассвет в серо - розовой дымке веет холодом чёрной зимы.

Ведущий разворачивает ещё одно письмо.

А это письмо с фронта.

Мамочка, родная моя, здравствуй. У меня всё хорошо. Наш авиационный полк перебазировался, то наступаем, то отступаем. На постой я с девчонками Аней, Соней и Наташей устроилась в доме председателя. Здесь так тепло, домашняя еда, можно помыться и выспаться. Молодость берёт своё. И среди окружающего ужаса, крови, смерти находим мы время для любви и мечты.

Выходят 4 девочки: Аня, Наташа, Соня.

Звучит песня «Письмо на фронт» Л. Тимофеевой.

Катя

Вот окончится война, будет яркий солнечный день… Парк отдыха, играет духовой оркестр. А я в белом платье, таком воздушном. Подходит ко мне майор, на меньшее я не согласна. С золотыми погонами, в орденах, приглашает меня на вальс, и мы танцуем, танцуем.

Танцует. К ней присоединяются девочки в гимнастёрках.

Катя продолжает . А потом я выучусь и буду выступать в Большом Театре. Только бы войны больше не было никогда.

Аня

А я после войны вернусь в свою деревню. У нас там так хорошо, красиво! Выйду в поле, а оно всё в цветах: васильки, ромашки. Встану посреди поля, распахну руки, подниму лицо к солнцу…

Соня

Девочки, вы только не смейтесь, ладно? Я после войны пойду учиться на режиссёра, и кино сниму о войне, чтобы помнили все.

Наташа

Молодец, Соня! У тебя всё получится!

Катя (в сторону)

А ещё девчонки мне устроили настоящий День рождения!

Наташа

Кать, а ведь у тебя сегодня День рождения!

Все девчонки : Катюша! Поздравляем!

Наташа

Я хочу сделать тебе подарок, чтобы ты помнила этот день долго – долго, может даже, всегда! Всё. Что у меня есть дорогого,- эта кукла. Дарить ведь надо то, что самому нравится!(Дарит куклу).

Катя

Ой, Натка, ты что? Нет, не возьму ни за что! Я знаю, тебе её дарил наш командир Ефимыч. Ты сама говорила, что это твой талисман.

Наташа

Да не верю я ни в какие талисманы! Ты моя подруга, и я хочу, чтобы у тебя был самый настоящий день рождения, а какой день рождения без подарка! Возьми, Катюша, пожалуйста!

Аня

А ещё тебе в подарок песня!

Сценарий литературно - музыкальной композиции ко Дню Победы для школьников "Мужество, воспетое в годах!"

зам директора по ВР, учитель географии и истории ОГКОУ "Чернцкая специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ"
Краткое описание: данный материал может быть полезен педагогам-организаторам, воспитателям, педагогам доп. образованию, при подготовки к празднованию 70-ой годовщины победы в ВОВ. Материал рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста.

«Мужество, воспетое в годах!»

(литературно - музыкальная композиция)
Девиз: «Не зная истории героической борьбы своего народа, нельзя по – настоящему научиться любить Родину!»

Цель: совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Воспитательные задачи:
воспитание у воспитанников чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны;
знакомство с произведениями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.

Оборудование: музыкальное сопровождение: «Катюша», «Баллада о солдате», «Моя любимая», «Последний бой», «Солнечный круг», кадры из в/ф «Офицеры», рисунки по теме Великая Отечественная война, бумажные голуби.

1-й Ведущий: Наше мероприятие посвящается подвигу советских людей, победивших в Великой Отечественной войне.
9 мая мы будем праздновать 70 - летие Победы. Война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?
Да потому, что величие этой Победы нельзя уменьшить. Солдаты нашей страны сражались во имя мира, они мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках, и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

2-й Ведущий: Сколько стоила победа? Внимательно посмотрите на цифры и вдумайтесь...

На сцене дети в гимнастерках и в пилотках.
1-й ребенок: От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км.
2-й ребенок: От Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км.
3-й ребенок: Итого 2600 км... это, если считать по прямой... так мало, правда?
2600 км - это если поездом, то менее 4 суток, самолетом - примерно 4 часа...
С боями, перебежками и поездом - 4 года!
4-й ребенок: 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.
27 миллионов погибших... Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 43 года!
5-й ребенок: 27 миллионов за 1418 дней - это значит, погибало 13 человек каждую минуту.
Вот, что такое 27 миллионов!

2-й Ведущий: А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми.
Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому, что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает.

1-й Ведущий: Сейчас мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы.
Места боев отмечены обелисками, памятниками, хранящими имена погибших бойцов...
Об этих героических днях сложено множество песен, написано стихов, создано много художественных полотен...
Литература, музыкальные композиции стали общим памятником всем, кто сражался за Родину, кто трудился во имя Победы!..
Сейчас вашему вниманию будет представлена литературно - музыкальная композиция «Мужество, воспетое в годах!»

2-й Ведущий: Представьте себе замечательный летний день, воскресенье. У детей каникулы, у их родителей - отпуск, у всех - выходной.
Сценическое действие.
(Выходят девочка, мальчик и мама)
И вдруг - как гром среди ясного неба...
Звучит запись «Священная война»
Девочка: Так что же, мама это война?
Мама: Да...
Мальчик: Так, значит, я в доме главный?
Мама: Да, сынок, да!
Мальчик: Ты, Катя, начинай бельё стирать! А я - колоть дрова!
Девочка: Мама, так и быть продай мою любимую куклу.
Мальчик: Продай и мою игрушку. Без них ведь можно жить! Продай матроску, говорю! Теперь не до тряпья.
Девочка: Ты только, мама, не горюй!
Мальчик: Не бросим мы тебя.

1-й Ведущий: Вот так мирный труд советских людей был нарушен. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины.
В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами. Вот такие детские выступления поднимали настроение бойцов.

Стихотворение «Спор» инсценируется в костюмах.
Однажды (в энской части это было)
На полигоне встретились
Ракета,
Тяжелый танк
И боевой их брат -
Солдатский автомат .
Сошлись и спор затеяли они:
На фронте кто важнее в эти дни?
Ракета скромно заявила: - Друзья!
Себя хвалить не собираюсь я,
Однако про меня толкует свет:
«Оружия сильней ракеты нет!»
- Да, это так, -
Заметил басом Танк, -
Но обо мне
И о моей броне
Не зря слагали песни на войне.
Я и сейчас, скажу вам без прикрас,
На фронте, был бы, поважнее вас.
- Сильны вы, братцы, этому я рад, -
Сказал с улыбкой Автомат, -
Но вдруг, представьте, грянет ближний бой -
Меня бы оценил тогда любой!
Пожалуй, продолжался б этот спор
И до сих пор,
Когда б, не подошел к героям нашим
Солдат - отличник - Михаил Черкашин.
Прислушался он, к жаркой перепалке
И головою покачал –
Мне жалко, что зачастую
Понять не можете вы истину простую.
Здесь говорили о своей вы силе,
А то забыли,
Что все вы - это твердо помнить надо -
Бессильны, без умелого, солдата.

2-й Ведущий: Мужество и стойкость, воинов поистине, беспримерны. Они стояли насмерть и побеждали в рукопашных боях, даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Люди оказались тверже металла.

1-й Ведущий:
Я только раз ведала рукопашный
Раз - наяву и тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина)
Юлия Друнина. Поэтесса, прошедшая войну, испытавшая все её тяготы. В четырех строчках она сумела сказать всю правду о войне.
После боя, когда всё затихало, солдаты пели песни, те которые поднимали боевой дух.

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыку вдвойне.

Ребята выходят и встают на сцене. Исполняют песню «Катюша», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

2-й Ведущий: Наши защитники были обычными людьми, с самыми разными профессиями, но в годы войны у них стала одна профессия «солдат». Они гордо несли это звание, без устали шли к заветной цели - Победе.

Исполняется песня «Баллада о солдате», муз. В. Соловьева – Седого, сл. М. Матусовского.

1-й Ведущий: На фронте рядом с взрослыми мужчинами воевали и совсем юные 18 - летние ребята. Они не только сражались, но и успевали любить, несмотря на то, что смерть ежеминутно ходила рядом...

Исполняется песня «Моя любимая» сл. Е. Долматовского, муз. М. Блантера.

2-й Ведущий: Человеческую жизнь оборвать было так же просто, как утренний сон... А солдатам хотелось жить и верить, что их дома ждут...

Один из раненых солдат пишет письмо домой, читая его вслух.
Солдат: Жди меня, и я вернусь…(отрывок из стихотворения К. Симонова «Жди меня»).

1-й Ведущий: Простые парни шли и побеждали, закрыв собой огромную страну. Они храбро, сражаясь, сполна выполнили свой долг воинов - защитников.
Настал великий час расплаты,
Настал великий день земли,
Когда советские солдаты
Рубеж советский перешли.
Рванулась грозная лавина
Стальной пехоты и машин.
Стремительно, неудержимо
С одною мыслью - на Берлин.

Исполняется песня «Последний бой» муз. М. Ножкина, сл. М. Ножкина.

2-й Ведущий: Наши солдаты стойко выдержали все испытания, святая ненависть к врагу вдохнула в сердце советских солдат отвагу и стойкость, помогала жертвовать собой во имя Отчизны, не называя собственных имен.

Литературный монтаж:

1-й ребенок: И этому есть тысячи примеров.
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых. (С. Шишков)

2-й ребенок: Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя, упал, ни шагу не ступив назад
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат. (М. Исаковский)

3-й ребенок: К разбитому доту приходят ребята, приносят цветы на могилу солдата.
Он выполнил долг перед нашим народом.
Но как его имя? Откуда он родом?
В атаке убит он? Погиб в обороне?
Могила ни слова о том не проронит.
Ведь надписи нет. Безответна могила.
Знать, в грозный тот час не до надписи было. (С. Погореловский)

Просмотр кадров из в/ф «Офицеры».

1-й Ведущий: Нельзя забыть те бедствия, то горе, которое принесла нашему народу война. Мы знаем, какой ценой нам далась Победа. Люди всех поколений будут помнить тех, кто отдал жизнь, защищая, нашу Родину от полчищ фашистов.

2-й Ведущий: Пусть дети повсюду встречают рассвет.
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе - нет!
Нет, нет, нет!

1-й Ведущий: Нет - грабительским войнам.
Выходят маленькие дети и в руках плакаты.

1-й ребенок: Я нарисую яркое солнце!
2-й ребенок: Я нарисую синее небо!
3-й ребенок: Я нарисую свет в оконце!
4-й ребенок: Я нарисую колосья хлеба!
5-6-й дети: Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

2-й Ведущий: Поднимите рисунки выше,
Чтоб все их видеть могли,
Чтоб всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.

Звучит фонограмма песни «Солнечный круг» сл. Л. Ошанина, муз. А.Островского. Дети запускают бумажных голубей.

2-й Ведущий: День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной.
Пусть всегда будет мир!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данная литературно-музыкальная композиция была разработана в рамках подготовки к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.

Пояснительная записка

Данная литературно-музыкальная композиция была разработана в рамках подготовки к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.

Это мероприятие является ещё одной возможностью показать героизм и мужество советского народа в борьбе с врагом, способствовать формированию патриотического сознания учащихся. Проведение в школе фестивалей военно-патриотической песни, мероприятий посвященных Победе нашего народа в этой кровопролитной войне имеет огромное значение. Младшие школьники лучше запоминают и воспринимают то, что им покажут и расскажут, чем то, что надо выучить. Поэтому мероприятия, в которых дети участвуют лично запоминаются надолго и несут в себе большой воспитательный потенциал

В мероприятии были задействованы все учащиеся класса и их родители.

Была собрана дополнительная информация, проведена исследовательская работа по определению участников ВОВ среди семей, обучающихся класса.

Данное мероприятие можно рассматривать как итог всей проделанной работы.

Цель мероприятия: Развивать нравственно-патриотические качества у обучающихся. Воспитывать уважение к старшему поколению, воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны. Воспитывать безграничную любовь к Родине, к своему народу, гордость за своё Отечество.

Задачи мероприятия: Создать такие условия, которые позволили бы обучающимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию. Закрепить и систематизировать знания об основных событиях ВОВ 1941-1945гт и её героях. Развивать чувство уважения к участникам ВОВ, труженикам тыла. Формировать у детей навыки самостоятельности, вовлекать в работу всех обучающихся класса и их родителей.

Планируемые результаты: Учащиеся расширят и углубят знания по данной теме; смогут извлечь для себя полезную информацию, а именно: существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны,. научатся выступать перед одноклассниками и родителями;обучающиеся получат опыт общения между собой во время подготовки к данному мероприятию.

Методические указания:

  • Литературно-музыкальная композиция приурочена к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
  • Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:
  • литературно-музыкальная композиция;
  • мультимедийная презентация (показ слайдов)
  • фрагменты фильмов;

Место проведения: школа, актовый зал

Оборудование :

  • Телевизор
  • Ноутбук
  • Видеоролики
  • Автомат(макет)
  • Искусственные цветы
  • Красная ткань
  • Скакалки
  • Плащ-палатки
  • Костюмы для инсценировки.

Формы организации деятельности детей:

  • Сбор информации об участниках Великой Отечественной войны;
  • Проведение конкурса рисунков ко Дню Победы;
  • Разучивание стихов и песен, посвященных Дню Победы.
  • Подготовка презентации, посвящённой Дню Победы.
  • Выпуск стенгазет в рамках проекта по литературному чтению «День Победы – 9 мая»
  • Создание коллажей (групповая работа) на тему: «Салют, ПОБЕДА!»
  • Участие в фестивале военно – патриотической песни.
  • Изготовление транспорантов – голубь мира (приложение 13)

Оформление зала: Цветы, шары, флажки, плакаты военной тематики, выставка работ победителей конкурса рисунков.

Ход мероприятия

Звучит песня «Тишина за Рогожской заставой» (прил. 1) .

На сцене гуляют парень и девушка, мальчишки гоняют мяч, девочки прыгают на скакалке

Вдруг мирную тишину прерывают звуки взрывов, и голос Левитана сообщает о начале войны. (прил.2 и прил.3)

Парень прощается с девушкой и уходит на фронт.

Девушка читает стихотворение Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Звучит песня «Вставай, страна огромная!» (прил.4) (Немая сцена. Дети находятся на заднем плане сцены. Под звуки музыки выполняют движения руками, имитируя массовый подъём народа на призыв «Вставай страна огромная».)

Чтец-1:

Напала фашистская нечисть –
Нет вражеским танкам числа.
Сражается Брестская крепость
Под шквалом литого свинца!

Чтец-2:

Пылает огнем Севастополь,
Раскинув Андреевский флаг.
И грудью своей закрывает
Одессу родную моряк!

Чтец-3:

Москву защищает Панфилов,
В кольце на Неве Ленинград,
Но шепчут усталые люди:
«Ни шагу, ни шагу назад!» 3

Ведущий-1: Первые месяцы войны были очень трудными для нашей страны. Враг сражался с ожесточением, но и наши войска не уступали без боя ни пяди родной земли.

Ведущий-2: Война... От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км, итого 2600км

Ведущий-2: Так мало, правда? 2600 км – это же, если поездом, то меньше 4 суток, а самолетом – примерно 4 часа.

Ведущий-1: Перебежками, по-пластунски 4 года.

Дети поют песню "Шёл солдат" (прил.5)

Ведущий-3: 4 года, 1418 дней, 34000 часов, и 20 миллионов погибших.

Ведущий-4: 20 миллионов погибших на 1418 дней – это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек каждую минуту.

Ведущий-3: 20 миллионов – это же каждый 8, каждый 8 житель нашей страны погиб во время той войны.

Ведущий-4: Фашистские варвары уничтожили свыше 2000 городов, более 70 тысяч поселков.

Ведущий-1: Война… Это бесстрашие защитников Бреста.

Ведущий-2 : Война... Это 900 дней блокады Ленинграда.

Ведущий-3 : Война... Это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

Ведущий-4 : Война... Это добытая огнём и кровью победа под Сталинградом.

Ведущий-1 : Война... Это подвиг героев Курской дуги.

Ведущий-2 : Война... Это штурм Берлина.

Ведущий-3: Война... Это память сердца всего народа.

Ведущий-4 : Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Ведущий-1 : Отечественная война –это не только кровь, страдания, смерть, но ещё и высшие взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности.

Ведущий-2: Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях.

Ведущий-3: На передовую из дома шли письма, такие желанные для солдат.

Ведущий-4: Ну, а бойцы писали домой о том, как тосковали по дому, семье, мечтали о победе.

Чтение солдатских писем (на экране демонстрируются фронтовые письма (прил. 6. письмо)

Чтец-4: «Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне. Я уже прошёл боевое крещение. Вчера был бой, наша рота отличилась в бою, а я стал настоящим солдатом».

Чтец-5: «Свободного времени мало. Многому приходится учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Всё хорошо. Ваш сын…»

Чтец-6: «Милая мамочка! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мне выдали новые сапоги. Мой 36 размер. Представляешь, как я довольна. Да, чуть не забыла. Мамочка, пришли мне ноты вальсов Штрауса. Это нужно для нашего оркестра.»

Чтец-7: «Я буду бить врага до последних сил… отомщу за разрушенное село. Верю, что расквитаемся с фрицами. Немчура бежит от нас, мы им зубы переломали».

Чтец-8:

Писем белые стаи
Прилетали на Русь
Их с волненьем читали
Знали их наизусть
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Демострируется видеозапись песни "Давным давно была война" (прил.7).

Чтец-9:

Вспомним их поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это надо живым!

Чтец-10:

Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда -
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Ведущий-1: Объявляется минута молчания!

(Звук метронома) (прил.8)

Чтец-11:

Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулемётов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края
Поднялся победитель – солдат.
Сердце билось о рёбра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне – наяву.
И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!
И приметил подснежник во рву.

На экране кинофрагменты " Нелегко далась победа" (прил. 9)

Дети исполняют песню "Победа далась нелегко" (прил. 10)

Ведущий-1 : Мы, молодое поколение ДНР всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий-2 : Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Ведущий-3 : Мы будем достойными потомками того великого поколения.

Ведущий-4 : Мы благодарны дедам и прадедам за эту победу.

Ведущий-1 : Обещаем быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа!

Дети исполняют песню «От героев былых времён" (прил. 11)

(В это время демонстрируется видеоролик" прил. 12)

Чтец-12:

По́мните!
Через века́,
через года́, -
по́мните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, -
по́мните!

Не плачьте!
В горле
сдержи́те стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца́
стучатся, -
по́мните!
Какою
ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста,
по́мните!

Песню свою
отправляя в полёт, -
по́мните!
О тех,
кто уже́ никогда
не споёт, -
по́мните!

Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все́ времена
безсмертной
Земли
по́мните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, -
о погибших
по́мните!

Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, -
заклинаю, -
по́мните!

Чтец-13:

Спасибо всем, кто жизнь отдал
За Русь святую, за свободу.
Кто страх забыл и воевал
служа любимому народу!

Чтец-14:

Спасибо вам, ваш подвиг вечен!
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце!

Все вместе: Героев не забудем никогда!