Литературная гостиная к 9 мая сценарий. Сценарий литературно-музыкальной композиции к дню победы "есть память, которой не будет конца"

Цель : способствовать формированию патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны, ее прошлому.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне,
  • развивать творческие способности учащихся,
  • формировать эстетические чувства школьников.

Оформление : мультимедийные презентации к песням о войне (классы заранее готовят презентации к конкурсу).

1-й ведущий: Сегодня наша страна отмечает один из самых значительных праздников – День Победы. Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. Действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом.

2-й ведущий: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

3-й ведущий: А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, сегодня самым молодым солдатам последнего военного призыва уже далеко за семьдесят. У многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки, и даже праправнуки.

4-й ведущий: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий: Это если говорить на скупом языке цифр. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих, нескончаемых года.

2-й ведущий: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

3-й ведущий: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

4-й ведущий: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

1-й ведущий: Нет, ни нам, ни будущим поколеньям забывать об этом нельзя.

2-й ведущий: Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Песня «Священная война», презентация 8 «А» класса.

Чтец 4 :

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Чтец 5 :

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Чтец 4 :

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

Чтец 5:

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Чтец 4 :

Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе, Родина.

Чтец 5:

Правда твоя - это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина! (Р. Рождественский. «Реквием» ).

Исполняется песня «Мы за ценой не постоим».

Чтец 6.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя:
Советской армии простой солдат.

3-й ведущий: В Москве, у Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».

4-й ведущий: И в Калининграде, как и в любом другом городе нашей великой страны, всегда горит Вечный огонь в память о тех, кто не пожалел своей жизни ради миллионов жизней других – наших с вами жизней.

1-й ведущий:

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо - живым!

2-й ведущий: Почтим память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (Метроном).

Чтец 7:

Все меньше ветеранов с каждым годом
Встречаем мы у вечного огня,
Которые добыли в 45-м
Победу для тебя и для меня.
Идут к огню седые ветераны,
Почтить погибших фронтовых друзей,
И ноют той войны у многих раны,
С годами больше и еще сильней.
Всех поздравляем с праздником Победы,
Ведь шестьдесят прошло уже с тех пор,
Когда отцы и даже наши деды,
Фашистам дали памятный отпор! («Ко дню победы». Чеботнягин А.С. ).

3-й ведущий: Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война - это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И потому появляются на русской земле молодые люди со свастикой.

4-й ведущий: И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты.

1-й ведущий: А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.

Вокальная группа исполняет песню «Последний бой».

Чтецы-1, 2, 3 на фоне тихой музыки читают стихотворение К. Симонова « Жди меня».

2-й ведущий: Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

3-й ведущий: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

4-й ведущий: Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

1-й ведущий: Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война.

1-й чтец:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных...

2-й чтец:

Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...

3-й чтец:

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.

1-й чтец:

Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.

2-й чтец:

– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

1-й чтец:

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...

2-й чтец:

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

1-й чтец:

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.

Взрослый чтец:

– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

2-й ведущий: Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве.

3-й ведущий: Именно эти люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход мировой истории.

На фоне песни «На безымянной высоте» презентация 8 «Б» класса.

Чтец 9.

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом? (Л. Забашта. «Мать» ).

На фоне песни «Журавли» презентация 7 «Б» класса.

Чтец 10.


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

На фоне песни «Майский вальс» презентация учащихся 7 «В» класса.

Чтец 11.

Давно закончилась война,

И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, –
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.

1-й ведущий: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

2-й ведущий: Пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

3-й ведущий: Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Чтец 12.

Я из тех, кто не видел войны,
Но она и меня опалила...
И опять посреди тишины
Я стою у солдатской могилы.
Время замерло... Стынет гранит...
Наступает минута молчанья.
И со мною огонь говорит –
Голос памяти... Голос печали...

Чтец 13.

“В этом пламени – наша судьба.
Наши песни и юность седая.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают...”
Имена... Имена... Имена...
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.

Чтец 12.

Бьется пламя... И небо звенит...
И в почетном стоят карауле
Те мальчишки, которых они
Заслонили когда-то от пули.
Посмотрите, какие глаза
У солдат моего поколенья.
И до них долетела гроза –
Это памяти прикосновенье.

Чтец 13.

Это в них продолжается жизнь
Тех, кто падал в багряные росы,
Тех, кто в поле былинном лежит
И над кем наклонились березы.
Посмотрите на Вечный огонь –
Он в сердцах беспокойных и юных.
Вечный подвиг – вечная боль.
И звенят опаленные струны...
Память! Ей мы навеки верны. (Елена Сенявская).

Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

13-й чтец.

Помните!
Через века, через года, – помните!

14-й чтец.

О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!

15-й чтец.

Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

13-й чтец.

Люди!
Покуда сердца стучат, – помните!

14-й чтец.

Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

15-й чтец.

Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!

13-й чтец.

Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова, презентация 7 «А» класса.

Сценарий театрально – музыкальной композиции «Память сердца», посвященной

Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Звучит песня «Изгиб гитары»

Фонограмма колоколов.

1 вед . Много лет живёте, вы колокола.

Много знаете о жизни на Руси,

2 вед . Расскажите на, колокола,

Расскажите всё, о чем нельзя молчать,

В нашем гуле день за днём стучат/

Для которых нет ни солнца, ни дождей,

Позабывших, как цветут поля.

Не увидевших своих детей.

4 вед. Почему, когда спокойно на земле,

И прозрачны голубые купола,

В каждом городе по всей большой стране,

Всё звонят колокола, колокола….

1 вед. Много лет живёте, вы колокола.

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать.

Что вы помните, и что нельзя забыть…

(на экране слайды Мамаева кургана)

2 вед . Я не участвую в войне-

Она участвует во мне.

И отблеск Вечного Огня

Дрожит на скулах у меня.

3 вед. Всем, кто добыл Победу – посвящается!

Выходят девочки 1,2 (7-8 класс), ведущие стоят рядом с ними.

(Звучит фонограмма «Рио Риты».) Музыка затихает

(Звучит отрывок мелодии «Синий платочек»). Девочки поют:

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Ребята – ведущие подошли к девочкам, приобняли их. Отошли от девочек, вышли вперед, построились в 2 шеренги.(Негромко зазвучала «Священная война»). Ребята повернулись и молча ушли.

Девочки 1,2 стоят чуть в стороне и молча смотрят вслед ребятам.

Девочка3 читает стихотворение А. Дементьева «Березы России».

(Звучат колокола, затем звук немного затихает).

4 вед . Мы помним,

Мы помним, как жили мечтой –

Вернуться с Победой под кров свой родной.

Мы верили свято, и были верны –

Той вере, которой мы были сильны.

1 вед. Над памятью нашей – время не властно.

Ничто не прошло для нас стороной,

Закрою глаза лишь на миг – и ясно

Снова былое встает.

(Колокола стихают. Слышны звуки боя. Они то приближаются, то удаляются).

Мальчик1 читает стихотворение А.И. Твардовского «Рассказ танкиста»).

(Звучит мелодия «Эх, дороги …» ,затем немного затихает).

Девочки: Мама, а что такое война?

(Продолжает звучать фонограмма «Эх, дороги…»,выходят 4 ведущих ).

1 вед . Война – жесточе нету слова.

2 вед. Война – святее нету слова.

3 вед. Война - страшнее нету слова.

4 вед . Война – печальней нету слова.

(«Эх, дороги…» затихает).

Вед. отходят в сторону.Звучит песня «Моя Москва» в исполнении вокальной группы).

Девочка и мальчик (9-10 кл.) выходят вперед. Звучит их диалог:

Девочка: Скоро рассвет…Наш последний рассвет…

Мальчик : Не думай об этом…Что ты делал в этот день до войны?

С .: Сегодня, какое число?

А.: Не помню… Наверное, как всегда, сбежал с лекции…(Усмехнулся) на концерт в Колонный зал…

С.: А я никогда не был на концерте в Колонном зале…Это, наверное, интересно?

А.: (после паузы) Очень…

Вок. группа исполняет песню «Сережка Малой Бронной и Витька с Моховой ».

Выходят 1,2,3 ведущие:

. Над землей бушуют травы.

Облака плывут, как павы.

А одно, вон то, что справа,-

И мне не надо славы.

2 в. Ничего уже не надо

Мне и тем, плывущим рядом.

Нам бы жить – и вся награда.

Нам бы жить.

А мы плывем по небу.

3 вед . Эта боль не убывает.

Где же ты, вода живая?

Ах, зачем война бывает?

Ах – зачем?

Зачем нас убивают?

Облака, облака.

В.группа исполняет песню «Журавли».

Песня закончилась. Появляется, держа в руках шкатулку мальчик. К нему подходит девочка.

Надя : Что у тебя там?

Толик : Письма.

Надя : Письма.

Толик: Да. С той, далекой войны.(вынул из шкатулки письма).

Надя : А почему без конвертов и марок?

Толик : Так было.

Надя : А твои письма настоящие?

Толик : Настоящие. И среди них письмо, которое я написал моему прадеду, воевавшему в ту войну. А еще я посвятил ему стихи. Вот послушай. (Читает стихи и письмо).

Выходит 4 вед.:

4 вед . Кто сказал, что на войне песня не нужна,

Тот не знает, как она для бойца важна.

Прибаутка, шутка, друг,

Помогает жить.

Ну, а песня для бойца.

Что воды испить.

Той живой воды, что нам

Силы придает,

А в недобрый час беды –

Жизни сбережет.

Звучит веселая мелодия

В. группа поет песню про гармонь.

Выходят 4 ведущих:

1вед . Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые.

Где извещенья похоронные,

И перестуки эшелонные.

2 вед . Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

3 вед . Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России.

А мы такие молодые.

4 вед . Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Бреста до Берлина -600. Итого – 1600 километров. … Это если считать по прямой…

1 вед . Так мало, правда? 1600 километров – это поездом если, то менее двух суток, самолетом – примерно 3 часа… Перебежками и по- пластунски – 4года!

2 вед. Четыре года! 1418 дней, 34 000 часов. И 26 миллионов погибших советских людей.

(на экране цифры )

3 вед. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к большим цифрам. Мы легко произносим: «Тысяча километров в час, миллион тонн сырья, миллиард долларов прибыли… Но 26 миллионов погибших… Вы представляете себе. Что это такое?

Вед. уходят.

В. группа исполняет песню «Здесь птицы не поют».

Звучат колокола, затем затихают. Звучит первая фраза песни Д.Тухманова «День Победы».(фонограмма).

Выходит 4 вед.:

4 вед . Победа! Ура! Да здравствует Победа! Наша взяла!(остается на сцене).

Выходит девочка:

Девочка. Это вальс, это вальс, это вальс…

Это медленный плавный полет…

Для него, для нее,

И для вас

Вальс над городом нашим плывет.

Для девчонок, изведавших бед,

Для мальчишек, крещенных войной.

Через столько немыслимых лет

Снова звуки его над Москвой.

В. группа поет «Вальс», дети танцуют.

Выходят 1,2 вед.:

1вед. И на синих просторах Земли

Столько дел, ожиданий и встреч!

Это вы нашу землю спасли.

2 вед. Сквозь время, что страною пройдено,

Сквозь звоны всех колоколов.

Всегда я слышу слово – Родина,

Что мне дороже всяких слов.

На этом наша театрально – музыкальная композиция закончена.

Литературно-музыкальная композиция "По дорогам войны". Начальная школа

Харламова Юлия Сергеевна,учитель начальных классов МАОУ "Школа № 26" Г.о.Балашиха.
Цель: Формирование у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-расширять знания детей о Великой Отечественной войне, показать жизнь многострадального народа.
-воспитывать уважение к защитникам Родины, любовь к Родине,гордость за свой народ,желание защищать свою страну.
-формировать патриотические чувства.
Ход мероприятия:
На фоне медленной мелодии дети инсценируют стихотворение "Если скажут слово Родина "

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
2 ученик:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
3 ученик:
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
4 ученик:
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
1 ученик:
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
2 ученик:
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
3 ученик:
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
4 ученик:
Родина бывает разная,
Вместе:
Но у всех она одна!
Звучит гул серены и голос Левитана о начале войны.
Все дети исполняют песню" Священная война" .
1 ученик: (В военной форме)
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
2 ученик:
До свидания, города и хаты!
Нас дорога дальняя зовёт!
Молодые,смелые ребята
На заре уходим мы на фронт!
1 ученик: (Инсценирующие первое стихотворение)
Вставай народ! Услышав клич земли.
На фронт солдаты Родины ушли.
2 ученик:
За Днепр, за Волгу ушли солдаты в бой.
Сражались за любимый край родной.
3 ученик:
За каждый город, каждое село.
За все, что на земле моей росло.
4 ученик:
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир,
Вместе:
За счастье каждого из нас!

Звучит"Прощание славянки".Дети в форме перестраиваются под музыку.Остальные машут стоя им платками вслед. Рассаживаются.

Девочка читает стихотворение "До свидания,мальчики." Ю.Окуджава.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
1 ведущий:
22 июня в 3 часа 15 минут немецкие войска перешли границы Советского Союза.Так называлась наша страна.И все: и стар, и млад встали на защиту Отечества.
2 ведущий:
Ваши прабабушки,прадедушки ушли на войну. Тогда они были очень молодые. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки и тоже уходили на фронт.

Исполняется песня "Сыны полков". Музыка: Яков Дубравин Слова: Вольт Суслов.

Ученик читает "Рассказ танкиста".А.Твардовский .



А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

1 ученик:
Кто сказал,что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
2 ученик:
Не зря про путь к Берлину пели
О том, как был нелегок и нескор
Песни вместе с ними постарели,
А в стране остались до сих пор!

Исполняется танец под песню"Смуглянка" .Музыка: Анатолия Новикова.
Слова: Якова Шведова.


1 ведущий:
Шли солдаты на запад,
По дорогам войны.
Выпадал среди залпов,
Может, час тишины.
2 ведущий:
И тогда на привале,
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далек.

1 ученик:(солдат)
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой. Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.
2 ученик:(солдат)
Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, - он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!
3 ученик:(солдат)
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!

Ведущий 1 :
Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом солдат, женщин, стариков и детей.
Ведущий 2:
Детство, опаленное войной
Оно досталось многим к сожаленью.
Не пролетело мимо стороной
Оборвалось стремительно, в мгновенье.

Ведущий 1: Детство, опаленное войной,
Но не смотря на все невзгоды, беды
Сражались дети, вместе со страной
За радостные минуты, до победы.

Дети инсценируют стихотворение "Дети войны" Лора Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
"Не плачь, не плачь. Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе.
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
Была семья, был дом.Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я."

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
Девочка:
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Автор:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
Девочка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!."

... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

1 ведущий:
Самая страшная веха той войны - блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших...
2 ведущий:
Через Ладожское озеро, зимой, была проложена ледовая трасса - легендарная “Дорога жизни”.
1 ученик:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
2 ученик:
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда".

На экране видео"Дети войны".

1 ведущий:
Сквозь кровь и пот,
Через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ,
Через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу
К ПОБЕДЕ шел, Россия,
Твой солдат!
2 ведущий:
Горит огонь у обелиска,
Березы в тишине грустят
И мы склонились низко-низко -
Тут неизвестный спит солдат.

Танец "Журавли".слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля


1 ведущий:
В Великой Отечественной войне наша страна потеряла более 20 млн.жизней.
2 ведущий:
Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте ж,люди,встанем на мгновенье,
И в скорби постоим, и помолчим.

Минута молчания под звуки метронома.

1 ученик:
И вдруг светлее стало небо,
Под боем радостной волны,
Пришла к нам весточка: «Победа! »
И нет боёв и нет войны!
2 ученик:
На печке дед заплакал старый,
Слёз не скрывая, как малец.
И улыбнулась даже мама
Улыбкой счастья наконец.
3 ученик:
Война закончилась и заживают раны,
И в День Победы по восторженной стране,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.
4 ученик:
Мы будем храбрыми как деды,
Родную землю защитим!
И солнце яркое Победы
Вместе:
Мы никому не отдадим!

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 Мая «Отчизны верные сыны!», для исполнителей от 4 класса до 11 класса с подробнейшим описанием постановки.

Литературно – музыкальная композиция

«Отчизны верные сыны!»

Разработала: Алиева Елена Анатольевна , учитель начальных классов,

первой квалификационной категории МБОУ «Тучковской СОШ №1»

Рузского района Московской области.

Восемь чтецов в военной форме. Четыре первые чтеца стоят в середине на первой линии и на второй симметрично. С 5-ого по 8-ой чтецы –на третьей линии по краям по два человека. Вся композиция читается на фоне музыки.

Музыкальное вступление. «Священная война» (минус).

Чтец 1 . Воину доверено самое святое, что у нас есть - боеспособность Отечества. История помнит много примеров, когда воины отдавали себя без остатка во имя Родины, шли, если, надо, на смерть. Люди мира отдают дань глубокого уважения солдатам Великой Отечественной войны, освободившим нашу Родину и страны Европы от фашизма. Живую память о бессмертном подвиге рядовых в годы войны донести до нас стихи поэтов.

Чтец 2. Свистели вихри огневые,

Был кровью выкрашен закат,

И поднимались рядовые

За рядом - ряд,

За рядом - ряд…

Чтец 3 . Держа равнение на знамя,

На командира своего,

Они шагали смело в пламя

И выходили из него.

Чтец 4 .Бои гремели, словно грозы,

И шли на смерть без лишних слов

Великий рядовой Матросов,

Бессмертный рядовой Смирнов.

Чтец 1 .В пыль разбивалась вражья злоба

О волю и упорство их.

Встречала после вся Европа

Освободителей своих.

Музыка «День Победы» (минус)

Чтец 2 .И шли они державным шагом,

Гвардейским твердым шагом шли,

Тем счастливы, что над рейхстагом

Победы Знамя вознесли.

Чтец 3 . И принесли домой Победу,

Порадовав Отчизну-мать,

Чтобы ее, как эстафету,

Сынам подросшим передать.

Их сыновья сегодня сами

Чтец 4 .В высоком звании солдат,

Держа равнение на знамя,

Стоят в строю

За рядом - ряд…

Перестроение: четыре первых чтеца выстраиваются на третьей линии. Остальные выходят на первую линию.

Музыкальный фон: Шуман. «Грезы».
Чтец 5 .

В настоящее время в рядах защитников Родины - сыновья и внуки героев Великой Отечественной войны. Они не прошли суровых испытаний, выпавших на долю их отцов и дедов, но верно хранят героические традиции нашей армии. Всех, что носит армейскую и флотскую форму, все, кто ее носил и будет носить, все кто отныне зовется и будет зваться вооруженным защитником земли русской - да проникнемся единым чувством ответственности уже за эту великую символику, соединившую День Победы в сорок пятом и день рождения армии на земле, где ковались основные ресурсы Победы. «В сознании каждого должно быть: возрождая российскую армию - возрождаем Великую Русь», так сказал в одном из выступлений генерал, вице-президент России Александр Руцкой.

Чтец 6.

С головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы.

Над легендой повитыми
Их могильными плитами
Встали мы.

Им, как будто мы мысленно,
Тихо мы и не выспренно
Говорим:

Чтец 7.

"Листья вашего дерева,
А не серая тень его -
Это мы!

Битв минувших не отблески,
А законные отпрыски -
Это мы!

Меж годами посредники,
Вашей славы наследники -
Это мы!

Продолжение повести
Вашей чести и совести -
Это мы!

Чтец 8.

Верность вашим обличиям,
Верность вашим обычаям -
Мы храним!

Верность вашему мужеству
И великому дружеству -
Мы храним!

Верность вашей душевности
И святой вашей верности -
Мы храним!

Сами ставшие взрослыми,
Вам клянемся мы веснами,
Светом собственных глаз.

И огнем над метелями,
Хлебом и колыбелями -
Все: Быть достойными вас!"
Расул Гамзатов

Музыка. «День Победы»(Минус)

Выходит чтец 9 в образе «Родины Матери».

Чтец 9.

ОТЧИЗНЫ ВЕРНЫЕ СЫНЫ, БОГАТЫРИ СЕГОДНЯШНЕГО ВЕКА!
ВО ИМЯ СЧАСТЬЯ ЧЕЛОВЕКА, ВЫ ШЛИ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ.

ЧЕТЫРЕ ГОДА, ШАГ ЗА ШАГОМ, ТЕРЯЯ БЛИЗКИХ, ХОРОНЯ ДРУЗЕЙ
ОТ ПОДМОСКОВЬЯ ДО РЕЙХСТАГА ПРОШЛИ ПОЛКИ БОГАТЫРЕЙ.

ВЫ ПРИНЕСЛИ СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКУ, СМЕТАЯ МРАЗЬ КОРИЧНЕВОЙ ЧУМЫ.
СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ, ПРАЗДНИК ВЕКА, ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ОТМЕЧАЕМ МЫ!

ВЕЛА НАС РОДИНА К ПОБЕДЕ ВСЮ ВОЙНУ.
НАС ВРАГ НЕ СМОГ ПОСТАВИТЬ НА КОЛЕНИ.
МЫ СБЕРЕГАЛИ МОГУЧУЮ СТРАНУ
ДЛЯ БУДЕЩЕГО МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ!

НИ ЦАРЬ, НИ БОГ, НИ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВИТЯЗЬ - ПРОСТОЙ СОЛДАТ ПОБЕДУ НАМ ПРИНЕС!

И НЕ СТЫДИТЕСЬ, ЛЮДИ, НЕ СТЫДИТЕСЬ СЧАСТЛИВЫХ СЛЕЗ И ГРУСТНЫХ, СКОРБНЫХ СЛЕЗ.

Музыка. Шуман «Грезы».

НИ ВСТРЕТИЛА МАТЬ ДОЛГОЖАННОГО СЫНА
ГОЛОС ОТ СЛОНА И ПЛАЧА ОХРИП
ГДЕ ТО, В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, ПОД БЕРЛИНОМ, СЫН,НАСТУПАЯ, ПОГИБ.
СЛОВО «ПОГИБ» - ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО- ГОРЕМ ВОРВАЛОСЬ В МИЛЛИОНЫ СЕМЕЙ.
В МАЙСКИЕ ДНИ ОДИНОКИЕ ВДОВЫ ЖДАЛИ ПОГИБШИХ МУЖЕЙ.
СОЛНЦЕ ПОБЕДЫ ПЛАМЕННЫМ СВЕТОМ, ГРЕЕТ В ОКОПАХ ОСТЫВШИЙ СВИНЕЦ.
ВЫРАСТУТ ДЕТИ И ТОЛЬКО ПОРТРЕТЫ СМОГУТ НАЗВАТЬ ОНИ НЕЖНО – «ОТЕЦ».

ВСТАНЬТЕ, ПОСТОЙТЕ МИНУТУ В МОЛЧАНИИ,

К ВАМ ЧЕРЕЗ ГОДЫ И ВИХРИ ОГНЯ
ВЕЧНО ЖИВЫЕ ПРИШЛИ НА СВИДАНИЕ

ДЕТИ, ОТЦЫ И МУЖЬЯ!

Метроном. Минута молчания.

Музыка. «День Победы». Поклон. С поворотом через левое плечо чтецы уходят со сцены.

В разработке использованы стихотворения:

В.Костко. Стихи о рядовых.

Р. Гамзатов. Клятва сыновей.

С. Митяев «Отчизны верные сыны» в обработке Е. Алиевой.

О. Митяев. «Не встретила мать долгожданного сына….».

В разработке использована музыка:

А. Александров. «Священная война».

Р. Шуман «Грезы».

Д. Тухманов.«День Победы».

Вступительное слово учителя. Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной на тему: «Только доблесть бессмертно живет», посвященной Победе в Великой Отечественной войне.

Сценка: стол, накрытый скатертью; у стола девушка пишет письмо. Мелодия песни «Синенький, скромный платочек». 1 куплет.

Ведущий 1: Русские солдаты.... А сколько их было совсем юных, они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено было вернуться в победном 45-ом.

Ведущий 2: Сцена прощания юноши и девушки(выходят девочка и мальчик)

Юноша

И вот в свои 17 лет

Я встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет, У всех - один покрой.

У всех товарищей-солдат

И в роте, и в полку-

Противогаз да автомат,

Да фляга на боку..

К.Н.Старшинов

Девушка

Я буду ждать.

Так ждать, чтоб память даже вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Закрыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб, мёртвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

И.Эренбург.

Юноша

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.(К.Симонов.)

Ведущий 1: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. И возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.

Ведущий 2 Самым известным стихотворением Симонова из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали.

Ведущий 1 : Цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Некоторые подробности их взаимоотношений в стихах.

«Далекому другу»(выступает ученик)

И этот год ты встретишь без меня,

Когда б понять ты до конца сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю тебя,

Ко мне бы ты на крыльях долетела.

Отныне были б мы вдвоем везде,

И, отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело.

Когда бы знала ты, как я тебя люблю.

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю,

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей души сказать: приди, живи,

Незрима будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня,

Лишь мне понятным будь напоминаньем:

В костре – неясным трепетом огня,

В метели – снега голубым порханьем.

Незримая, смотри, как я пишу

Листки своих ночных нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя.

Но если я молчу – я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

Ведущий 1 : Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Ведущий 2 Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий 1: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

Василий Иванович, газете нужны стихи.

Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

Ведущий 2: На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Ведущий 1: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Ведущий 1: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла. Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Ведущий 2 Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

Ведущий 1: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Ведущий 2: Третий ведущий: Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

Ведущий 1: О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые»(выступает ученик).

Ведущий 2 Солдаты. Они прошли войну в солдатских шинелях. Служили в пехоте, артиллерии, авиации, разведке... У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Одни воевали под Москвой, другие - под Сталинградом, одни дошли до Берлина, другие - до Праги, третьи - до Порт-Артура... Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали, потому что писали письма домой.

Ведущий 1: Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…(выступает ученик)

. Милая Тонечка!

Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...

Ведущий 2 Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

стихотворение И. Уткина «На улице полночь…»(выступает ученик)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь и Родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

Ведущий 1: До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417. На фронтах погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Борису Смоленскому – едва исполнилось 20.

Ведущий 2: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей…

Звучит песня .

Ведущий 1: : Ничего может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

«Зинка»(выступают 3 ученицы)

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Ведущий 1: Сиротство и вдовство – это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».

Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»: (рассказывает ученица)

Едва хватило силы

принять дрожащею рукой конверт...

И вдруг: "Дедуся, милый!"

"Ах!" и к его щеке щекой!

И закружилась с ним в обнимку:

"Он жив! Он жив!"

"Ну, дай-то Бог!"

Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,

Дивясь, что сумка легче стала...

Она ж, присев возле стола,

Сперва конверт к губам прижала

И лишь потом надорвала...

"Любимая!.." и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,

И в голубых её огромных

Предчувствием разлился страх,

И стал белей бумаги палец,

Следивший дрожко за строкой.

"Любимая, мы отступаем!

Уже все наши за рекой.

Здесь только мы, а мост не взорван!

А мост уже в руках врага!

И наш комбат сказал: "Позор нам!" и

"Добровольцы, два шага вперед!"

И мы, кто нас в живых осталось...

Мы разом все к нему!!!

"Что ж, браво...", бросил он устало,

И четверых по одному из строя вызвал.

Третьим с краю стал я...

И он, суров и прям,

сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."

В распоряженьи вашем час"

И вот, посуше выбрав место,

Я и пишу.. в последний раз.

Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,

ты должна понять,

Мне часа мало очень, чтоб все сказать

Мне жизнь нужна!!!

И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:

Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,

Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?

Ты выйдешь верность мне храня.

И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,

Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!

Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.

Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его

И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,

Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!

Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.

И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,

Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!

Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,

Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,

Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,

Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!

Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,

Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...

Любимая... и тишина... и снова

Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!

Но это слово услышишь ты уж без меня...

Ведущий 2. Искусство и война, любовь и смерть... Какие несовместимые понятия! Но бы­ло именно так... А ещё стихи и песни, музыка и живопись. Художники тоже были на переднем крае. По плакатам можно было проследить историю всей войны.

Рассказ о плакате «Дойдем до Берлина» (рассказывает ученик, показывая на карте)

Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь.

Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали.

Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. “Дойдем до Берлина!” – такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

Ведущий 1: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

Ведущий 2 Прекрасное лето 1941 года,21 июня, суббота. По всем школам страны – выпускной, а завтра, завтра будет война… Этой памятно-трагической дате посвящено стихотворение Вадима Шефнера «22 июня».

(Выступает ученица)

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Ведущий 1: Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны.

Ведущий 2: Великая Отечественная… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи.

Учитель. Наш разговор об искусстве военных лет подошел к концу. Спасибо за внимание. До скорых встреч.