От гуннов до монголов. Религиозные верования Хазарии

В Раннее Средневековье в Восточной Европе по соседству с Киевской Русью существовало такое мощное государство как Хазарский каганат. Сами хазары изначально были кавказским племенем, жившем на территории современного Дагестана. Затем этот народ мигрировал и обосновался по берегам Каспия и в низовьях Терека. В то время уровень Каспийского моря был на 8 метров ниже нынешнего. Поэтому волжская дельта была чрезвычайно большой и доходили до полуострова Бузачи. Все эти земли изобиловали рыбой и виноградом, принесённым хазарами с Кавказа.

Врагами у прикаспийских хазар были буртасы и булгары. В VI веке и тех и других подчинили себе тюрки. Затем у победителей начались династические распри. Одни тюрки при этом опёрлись на булгар, другие на хазар. Победу одержали хазары и их союзники. Булгары бежали на Среднюю Волгу, где основали город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды, возглавляемая ханом Аспарухом, ушла на Дунай. Там она смешалась с местными племенами славян и положила начало болгарскому народу.

В VII-VIII веках хазары подверглись натиску арабов. В этой войне им помогли тюрки. Народ этот был очень храбрым и воинственным. Именно тюрки первыми освоили такое оружие всадника как саблю. В середине VII века тюркскую династию разбила китайская династия Тан (618-907). Представитель разбитой династии бежал к хазарам. Те приняли его и сделали своим ханом, так как хан-тюрк их устраивал.

Он кочевал со своей ставкой в низовьях Волги, весной откочёвывал на Терек, лето проводил между Тереком, Кубанью и Доном, а с приходом зимы возвращался на Волгу. Такого хана не нужно было содержать. Он не требовал налогов, а кормился собственным кочевым хозяйством. Именно тюркские ханы, став во главе хазар, организовали их защиту от арабов. Те наступали из Азербайджана через Дербент на Терек и Волгу. Но их нашествие было отбито. После этого в Прикаспии было образовано совместное тюркско-хазарское государство.

Хазары и еврейский народ

История различных народов примечательна миграцией населения. При этом миграции сильно различаются. Случается, что народ переселяется на чужую территорию и полностью к ней приспосабливается. Так произошло со славянами. С верховьев Вислы они распространились до Балтики, Адриатического и Эгейского морей. При этом сумели обосноваться везде. А вот вандалы, свевы и готы смешались с местным населением и исчезли.

Во все времена существовала ещё одна миграция: группа купцов или завоевателей создавали свою небольшую колонию на чужой территории. Сюда можно отнести англичан, колонизировавших Индию и французов, создавших африканские колонии. Первые не стали индусами, а вторые – неграми. Поработав и послужив вдали от дома, они возвращались обратно. Для хазар колонизаторами стал еврейский народ, а точнее, его персидская и византийская ветви.

Персы и византийцы выдавили евреев со своих земель, и те нашли пристанище к северу от Терека. Здесь проходили торговые пути, а жившие в этих местах хазары не проявили к беженцам агрессивности. Те же, используя свою грамотность, стали осваивать и развивать занятия, которые были несвойственны местному населению. В их руках оказались торговля, дипломатия, образование.

В начале IX века еврейское население Хазарского каганата к своему интеллектуальному и экономическому могуществу добавило и политическое. Мудрый Обадия прибрал к рукам фактическую власть в государстве. Он выгнал тюрок, которые составляли военное сословие. При этом опирался на наёмные отряды гузов и печенегов. Хазарские тюрки сопротивлялись, но были разбиты и отступили в Венгрию.

В IX веке начал разваливаться Багдадский халифат. Его главный город Багдад высасывал все соки из подвластных областей и ничего не давал взамен. Как результат, откололись Испания, Марокко, Алжир, Тунис. Отделились Египет, Восточный Иран, Средняя Азия и обособилась область Дейлем у южного побережья Каспийского моря. Эту область населяли крайне воинственные люди, а исповедовали они ислам в форме шиизма.

Хазарский каганат на карте

Они захватили часть Азербайджана до Дербента, западные районы Персии и покорили Багдад. Таким образом, удобный путь от Волги по берегу Каспийского моря до Багдада оказался под контролем дейлемитов. А те не пропускали никого.

В результате этого еврейское правительство Хазарского каганата оказалось в трудной ситуации, так как торговые пути на юг были отсечены. До этого евреи привлекали на службу воинов из Гургана и платили им высокую плату. Но курганцы отказались воевать против мусульман-дейлемитов, так как те были единоверцами. И тогда Хазарский каганат вынужден был нанять русов на тех же условиях.

С дейлемитами русы столкнулись в 913 году и были разбиты мусульманами. В неудачном походе полегла вся русская дружина, а Хазария после этого два десятилетия была занята мелкими конфликтами со славянами и возникшим Киевским княжеством.

В 939 году произошло очень важное историческое событие. Русский князь Игорь захватил город Самкерц (Тамань), принадлежащий хазарам и расположенный на берегу Керченского пролива. В ответ на это в 940 году на русов двинулась хазарская армия под командованием еврея Песаха. Тот освободил Самкерц, переправился с войском через Керченский пролив и прошёл маршем по южному берегу Крыма. Затем Песах перешёл Перекоп, дошёл до Киева и обложил русское княжество данью. Обо всех этих событиях рассказывается в «Повести временных лет».

В 943 году хазары вновь послали русов уже как данников на Каспий для войны с дейлемитами. Русская дружина захватила в низовьях реки Куры крепость Бердаа. Но после этой победы среди русских воинов началась дизентерия. Она оказалась страшнее вражеских сабель. Русы поспешно погрузились в ладьи и отплыли от неприветливых берегов. Но на родину не вернулся никто.

Для Киевской Руси Хазарский каганат стал чрезвычайно серьёзной проблемой, которая по своей значимости превзошла войну с Византией. В результате этого, летом 964 года молодой киевский князь Святослав начал поход против хазар. Он не повёл свою дружину от Киева к Волге через степи. Русы поднялись по Днепру до верховий и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав добрался до столицы Хазарии города Итиля.

Итиль располагался на большом острове шириной 18 км. Образовывали его две волжские протоки: сама Волга с запада и Ахтуба с востока. В те времена река Ахтуба была такой же полноводной, как и Волга. В городе была каменная синагога, дворец царя, большие деревянные дома. Стояла каменная мечеть, так как с мусульманами обращались вежливо.

Воины Святослава против хазар

Дружина Святослава окружила город, но многие хазары до этого убежали в дельту Волги и спрятались в лабиринте проток. А вот еврейское население Итиля осталось за городскими стенами. Оно вышло сражаться с русами и было наголову разбито.

После этого Святослав двинулся на Терек и окружил второй по значимости в каганате город Семендер. Его жители сопротивлялись не долго. Они сдались на милость победителей. Русы забрали у населения лошадей, волов, телеги и двинулись через Дон домой. По пути они взяли штурмом крепость Саркел и разрушили её.

В результате похода 964-965 годов Святослав исключил из зоны влияния хазар Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но основным достижением похода явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость и перестала платить дань Хазарскому каганату.

Закат Хазарского каганата

В 80-е годы X века многие хазары приняли ислам и получили помощь от Хорезма. Каган и его двор опять вернулись в Итиль, но в 985 году киевский князь Владимир организовал новый поход на Хазарию и обложил её данью. В XI веке хазары полностью утратили своё политическое влияние в регионе. Они не смогли противостоять половцам и начали покидать исконные земли.

В XII веке вместо Итиля появился город Саксин. В нём жили хазары-мусульмане, но их было немного. А вот хазары-иудеи мигрировали в Европу, где растворились среди других иудеев. На бывших землях каганата начали господствовать кочевники. Объединились эти территории в единое целое только во времена Золотой орды.

Алексей Стариков

Большинство источников о Хазарском каганате в первую очередь освещают политическую историю, несколько слабее — хозяйство. Что же касается культуры, то в наибольшей степени затрагиваются вопросы идеологии и почти ничего не известно о других ее аспектах. Хазары не оставили нам литературных произведений, религиозных трактатов, исторических хроник. Поэтому мы вынуждены прибегать к разрозненным данным средневековых авторов и археологическим материалам. Пожалуй, наиболее освещен идеологический аспект хазарской культуры. Выше уже говорилось, что хазары представляли собой этнос, сложившийся в результате слияния различных племен, как издавна обитавших в Предкавказье, так и пришедших сюда с Востока. Это наложило отпечаток и на религию хазар. Первоначально хазары были язычниками (большая их часть таковыми и осталась впоследствии). В верованиях хазар прослеживаются все виды первобытных форм религии. Древние тотемические верования сохранялись в легендах о происхождении хазар. Со времен вхождения хазар в гуннскую конфедерацию у них существовала легенда о божестве в образе оленя, увлекшего за собой охотников и приведшего племя на новые земли. Один из известнейших правителей Хазарии носил имя Булан (олень, лось). Эта легенда явно характерна для лесных племен, каковыми были финноугры.

Другая легенда — о происхождении тюрок. Когда враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. От го-лодной смерти (ибо у него были отрублены ноги и руки) его спасла волчица. Когда мальчик подрос, волчица родила от него в горах Алтая 10 сыновей, которые взяли себе жен из Турфана. Одним из них и был предок тюркютского рода Ашина. Кстати, Ашина означает «благородный волк». На знаменах тюркютских ханов также изображалась золотая волчья голова. Сразу же надо заметить, что по-читание волка как прародителя не является открытием тюрок. Они несомненно заимствовали этот культ у индоиранских кочевников (как. впрочем, и скотоводческий уклад), о чем свидетельствует широкое распространение подобных сюжетов именно у индоевропейских народов.3 О языческих верованиях населения Хазарии достаточно подробные сведения сообщает Моисей Каганкатваци. Савиры «приносили жертву огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые в глазах их казались им удивительными». Упоминает он и священные деревья, у которых приносились в жертву кони, кровь которых поливали вокруг священных деревьев, а голову и кожу вешали на сучья. Средневековые авторы упоминают ритуальные поединки обнаженных мужчин во врем похоронных обрядов. Поклонение деревьям и ритуальные бои, пожа-луй, наиболее характерны для финно-угорской традиции. Интересно, что сюжеты ритуальных поединков или плясок встречаются как на меловых блоках Маяцкого городища, так и на серебряных сосудах из святилищ хантов и манси.

Важнейшее место в язычестве населения Хазарии играл культ огня. Характерен он был как для ираноязычных кочевников, так и для находившихся под их сильным культурным влиянием тюрок. Наиболее ярко огненный культ проявляется в погребальном обряде, где присутствует угольная подсыпка, либо полноценный обряд трупосожжения. Верховным служителем огня являлся каган. По сви-детельству Бахри, до обращения в иудаизм каган хазар был магом, т.е. огнепоклонником и жрецом огня. Анонимный автор «Ахбар аз-За-ман» (IX-нач. Х в.) приводит уникальное описание обряда, осуществ-ляемого каганом: «Для царя у них наступает день, когда разводят огромный огонь. Он идет к нему, и стоит возле него, и смотрит на него, и разговаривает, издавая рычание, и поднимается огромный огонь. Если он зеленого цвета — будет дождь и плодородие, и если он белого цвета — то засуха, и если он красного цвета — будет кровопролитие, если он желтого цвета — то болезни и чума, а если он черного цвета — это указывает на смерть царя или его дальнее путешествие…».

Огонь выполнял и очистительную функцию. Во время посольства византийца Земарха к тюркютскому кагану, он подвергся процедуре очищения огнем. Верховным же божеством язычников хазар был Нон-Тенгри (Голубое небо) или Тенгри-хан — олицетворяющим солнечный свет, небесную божественную энергию. Несомненно, обожеств-лялась и земля. Упоминаемые в источниках служители языческого культа чаще всего именуются колдунами. И действительно, помимо жреческих обязанностей, они выполняли важную функцию вызывателей дождя, причем как в целях чисто хозяйственных, так и в каче-стве способа воздействия на противника в случае войны.

В период, когда власть в Хазарии переходит в руки шада, сакральные функции кагана приобретают доминирующее значение. Ему воздаются божественные почести, и в то же время в случае бед-ствий (засуха, неурожай, неудачная война) кагана убивали, как потерявшего божественную силу.

Однако в условиях соседства каганата со странами, где господство-вали монотеистические религии, неизбежно было проникновение их в хазарские земли. Этому процессу способствовали не только широкие политические и торгово-экономические связи страны, но и развитие классовых отношений, а также значительная веротерпимость хазарской языческой верхушки, так как для язычества вообще характерно уважение к чужим богам. Первым в Хазарию проникает христианство. Это обусловлено как тесными политическими контактами с Византией, так и связями с Закавказьем, где эта форма религии утвердилась в Армении и Грузии. Христианские миссионеры в VII в. успешно осваивали Азербайджан и проникали в хазарские пределы. Наиболее заметной в этом плане была деятельность епископа Исраэла в 80-х гг. VII в.

Однако христианство не смогло утвердиться в Хазарии из-за противодействия правящей верхушки, опасавшейся усиления византий-ского влияния. Из-за Дербента и через Среднюю Азию в каганат вме-сте с мусульманскими купцами проникает ислам. Поражение хазар от арабов в 737 г. привело к тому, что каган вынужден был дать согласие на свой переход в ислам. И все же не христианство и не ислам становятся идеологией, которую приняла верхушка каганата. Из монотеис-тических религий был избран иудаизм, что, по мысли правителей Хазарии, обеспечивало идеологическую и политическую независимость от Константинополя и Багдада. Иудаизм исповедовали царь, ка-ган, окружение царя и его род. Царь и каган обязательно должны были быть иудеями по религии. Однако даже среди родичей кагана не все были приверженцами иудаизма. Истахри сообщает о юноше — торговце хлебом, который являлся ближайшим претендентом на должность кагана (по родовитости), но не был избран, поскольку был мусульманином и не изменил веры. О широком распространении иудейской веры в Хазарии даже в X в. не приходится говорить. Большинство источников упоминает иудеев только на третьем месте, после мусульман и христиан. Между народом и правителями легла непроходимая пропасть. Не приняли новую религию и многие представители знати, что привело к смуте, жертвами которой стали цари-иудаисты Обадия, Езекия и Манасия. На международной арене подобный шаг также не мог принести ничего, кроме вражды соседей. Принятие иудаизма верхушкой кага-ната настолько нелогично, что Л.Н. Гумилев даже высказывает мысль о перевороте, в результате которого к власти пришли иудеи, а не принявшие иудаизм хазары. Новая религия не смогла решить задачу консолидации полиэтничной державы хазар, что, вкупе с процессом феодализации и усиления знати, привело к внутренней слабости державы и ее гибели под ударами извне. Более чем трехсотлетнее существование этой империи не могло не оказать влияния на судьбы народов данного региона. Каганат был первым классовым государством в Восточной Европе. В течение длительного времени он играл важную роль в политике государств, чьи интересы сталкивались в Кавказском регионе. Еще в дореволюционной русской историографии Хазария получила важную оценку как барьер на пути кочевых племен, позволивший славянам в VII-IX вв. колонизировать значительные территории Восточной Европы. В рамках каганата происходит процесс быстрого классообразования у подвластных народов, складываются племенные княжения славян (поляне и северяне), образуется Волжская Болгария (в будущем сильнейшее государство на Волге). Русские летописи практически не упоминают конфликтов славян со степью в период расцвета каганата (VII-нач. IX в.), но и в более поздний период угроза со стороны хазар значительно ослабляла воинственные устремления диких кочевых племен, например, печенегов. Неслучайно первый титул русских кня-зей, уравнивающий их с соседними владыками, был «каган» — так велико было обаяние политической мощи Хазарии. Именно в период существования каганата Волга впервые превращается в важнейший торговый путь Восточной Европы. Кстати, после гибели Хазарской державы этот путь почти на двести лет теряет свое значение. В период каганата земледельческая культура проникает в ранее слаборазвитые районы Подонья и Поволжья. Даже культура виноградарства в Восточной Европе, и та начинается с Хазарии.

Хазарский каганат в Х веке . [Л.Н. Гумилёв «Открытие Хазарии» ]

Белые и черные хазары

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и черные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Черные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, черные хазары – это представители желтой расы с примесью черной. У них были черные смоляные волосы, черные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – черные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень темными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой люди Белой и Желтой рас мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шелковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи в Хазарии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака ). Уничтожалась правящая каста - белые персы - потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию и в Лето 6038 от (529 год н.э. ) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дешево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская ».
Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

Хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шелковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Разгром Иудейской Хазарии

В Лето 6472 от С.М.З.Х. (964 год н.э. ) разбил Иудейский Хазарский Каганат. Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной . Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории, которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Светославу, Темные Силы не смогли поработить полностью Рускую Землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг .

В VII-X веках государство кочевых хазар занимало обширные территории от Средней Азии и Северного Кавказа до современных Украины, Крыма и Венгрии. В нем проживали самые разные народы, исповедовавшие различные религии - от монотеистических христианства, ислама и иудаизма до язычества, тенгрианства и шаманизма. Чем же была вызвана такая удивительная религиозная толерантность и веротерпимость хазарского государства?

Веротерпимость Хазарского каганата

Действительно, практически все остальные страны, окружавшие Хазарский каганат, придерживались одной монотеистической государственной религии и с большим трудом принимали религиозные меньшинства, проживавшие на их территориях. В Хазарии же все было иначе: многочисленные источники сообщают о религиозном плюрализме и веротерпимости этого государства. Так, по сообщениям мусульманского автора ибн Русте, правитель дагестанской области Сарир, входившей в состав каганата, по пятницам ходил молиться в мечеть, по субботам в синагогу, а по воскресеньям в церковь. Географ Гардизи добавлял, что так делали и остальные жители Сарира. К данному сообщению следует отнестись скорее как к историческому анекдоту, показывающему, тем не менее, степень религиозной толерантности хазарского государства.

А вот уже более подробное описание судебной системы хазар у арабского географа Х века Абуль-Хасана аль-Масуди: «В хазарской столице по правилу семь судей (кади); два из них для мусульман; два - для хазар, которые судят в соответствии с Торой; два - для христиан, которые судят в соответствии с Евангелием; и один для саклабов, русов и других язычников, который судит согласно языческому [обычаю], т. е. по велению разума».

Далее Аль-Масуди подробно описывает, какие именно религии исповедовали различные слои населения Хазарии. Иудаизм, по его сведениям, был религией достаточно ограниченного, однако максимально влиятельного меньшинства: его придерживалась хазарская знать, царь, его свита и хазары царского рода. Большинство населения страны было мусульманами, из которых и состояло в основном войско Хазарии; они были также известны под названием «ал-ларисийа» или «арсийа».

Язычниками в Хазарии, по сведениям Масуди, были славяне (по-арабски «сакалиба») и русы. Под «русами» имелись в виду, несомненно, варяги с территории северной и центральной Руси. Географ пишет следующее об их языческих обычаях: «Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями, утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают». Русы и славяне также служили в войске хазарского правителя.

Из других источников мы знаем, что язычество в форме тенгрианства исповедовали преимущественно тюркские обитатели каганата, в особенности савиры и сами хазары (за исключением правящей аристократии). Обожествляя солнце, гром, огонь и воду, главным они считали бога неба и солнца - Тенгри (хана). Богам поклонялись в капищах и священных рощах, принося в жертву лошадей.

Какая религия была главной?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. С конца VIII - начала IX веков религией хазарской аристократии становится иудаизм. Однако, насколько сильно он был распространен среди всего населения каганата, сказать сложно. По мнению таких исследователей этой темы, как Б. Заходер и В. Минорский, иудаизм был религией лишь хазарской аристократии, т. е. кагана и его окружения. О распространении иудаизма в Хазарии исключительно среди правящей элиты и аристократии также говорит и полное отсутствие каких-либо археологических памятников с выраженной иудейской символикой на территории каганата. Не найдены ни упоминающиеся в документах синагоги, ни религиозные школы, ни погребения, ни граффити, ни какие-либо другие свидетельства об исповедовании хазарами иудаизма.

Мусульманские источники (аль-Истахри, ибн Русте, ибн Хаукаль и др.) пишут о том, что большинство жителей Хазарии исповедуют христианство и ислам. Приведем выдержку из аль-Истахри (около 950 года): «Царь их - еврей [иудей]. У него около 4000 пешего войска. Хазары - магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане большинство; однако царь и его придворные - евреи; простой народ состоит главным образом из язычников».

При этом, по мнению аль-Масуди, войско хазар состояло в основном из мусульман, христиан и отчасти язычников (славян и варягов-русов). По сведениям других авторов, среди тюркских народов каганата большинство язычников составляли тенгриане, поклонявшиеся богу неба Тенгри.

Насколько веротерпимо было хазарское государство?

Несмотря на вышеуказанную общую атмосферу веротерпимости, безусловно, между представителями различных религий каганата случались и конфликты. К примеру, мусульманский географ ал-Йакут писал о том, что хазарский царь велел разрушить минарет в городе Итиле и казнил местных муэдзинов в ответ на разрушение мусульманами синагоги в Дар аль-Бабунадж. Или можно вспомнить жестокое подавление хазарами около 787 года восстания Иоанна Готского в христианской области Готия в Крыму. Однако, эти межрелигиозные конфликты были скорее исключением, чем правилом.

Чем была обусловлена веротерпимость хазар?

Какое объяснение можно найти данной, достаточно удивительной для сурового средневекового менталитета, толерантности по отношению к другим религиям? Исследователь О. Б. Бубенок предположил, что религиозную толерантность хазар можно объяснить поликонфессиональностью и равнодушием к вопросам религии, свойственным для кочевых народов средневековья. Однако к IX-X векам жители Хазарского каганата уже были фактически оседлыми народами, жившими преимущественно в городских центрах и, помимо военной деятельности, занимавшимися земледелием, торговлей и ремеслом.

Другие исследователи дают иное объяснение этому феномену. Дело в том, что, по обычаям тех времен, религию надо было принять от центров религиозной пропаганды других государств - признавая тем самым эти государства в качестве своих патронов. Вспомним, к примеру, что византийский император потребовал вассальной зависимости от русского князя Владимира в качестве услуги за обращение русов в православную веру, и, чтоб избежать этого, Владимир начал свой знаменитый поход против Византии, захватив средневековый Херсон. По этой причине принятие христианской религии в качестве единственной веры государства значило бы для хазар попасть в вассальную зависимость от Византии или Рима, в то время как принятие мусульманства - зависимость от арабского халифата. С иудаизмом было проще - его можно было принять, не становясь вассалом ни одного другого государства. Что и сделала правящая верхушка хазар, сохранив при этом также и другие религии в качестве допустимых и не преследуемых государством. Поэтому на территории каганата и смогли уживаться такие разноплановые религии, как раввинистический иудаизм, византийское христианство, шиитский ислам, тенгрианское язычество и шаманизм.

Подобного религиозного плюрализма не знала, пожалуй, ни одна крупная держава того времени. Возможно, впрочем, что именно отсутствие консолидирующего фактора в виде единственной государственной религии стало одной из основных причин падения каганата в Х веке.

Великая степь, протянувшаяся на тысячи километров с востока на запад Евразийского континента, знала за свою историю не одно государство, размещённое на его просторах, основанное кочевыми народами. Одним из таких государств был Хазарский каганат, который по своей популярности может соревноваться у любителей истории разве лишь с Монгольской империей и империей Аттилы.

Территория Хазарского каганата на карте обозначена на междуречье среднего и нижнего течения Днепра и Волги. На пике своего развития это государство включало в себя также Западный Казахстан, Северный Кавказ, Крым. Многие сопредельные племена облагались хазарами данью. Но стабильных, чётко обозначенных границ эта страна, основанная кочевым народом, никогда не имела.

Возникновение страны, местоположение столицы

Хотя хазары упоминаются в письменных источниках ещё с 555 г., но образование раннефеодального Хазарского государства состоялось только в середине VII века на обломках Западно-Тюркского каганата. Родиной хазар считается равнинная область Северного Кавказа, где сейчас находится Дагестан. Здесь и возникло первое объединение хазарских племён, власть в котором сохранили тюрки из династии Ашина.

Хазарское государство управлялось в разные периоды своей истории из двух столиц. Сначала это был город Семендер, расположенный на территории их исторической родины. Позже столица Хазарии была перенесена в Итиль, город на Нижней Волге. Он был разрушен в 965 г., во время завоевания страны киевским князем Святославом.

Экспансия на юг, войны с арабами

Наивысшего развития Хазария достигла в VII - VIII вв. Разделив с Волжской Булгарией территорию Западно-Тюркского каганата, хазары со временем подчинили булгар себе . Таким образом, возникло государство, ставшее на несколько столетий заслоном на пути неконтролируемой экспансии кочевых народов Азии в Восточную и Центральную Европу, до самого разрушения его русами.

В этот период внешняя политика Хазарии, ставшей каганатом (царством), состоит в проведении завоевательных походов на богатые земледельческие государства Закавказья. Эту экспансию остановил лишь не менее могущественный Арабский Халифат.

В первой половине VIII ст. между Халифатом и Каганатом шла почти беспрерывная война, которая окончилась отказом арабов от притязаний на Северный Кавказ. Каганат сохранил независимость, заслонив собой Европу от арабов и оттянув их силы от Византии. В дальнейшем отношения Каганата с Византией переросли в союзнические и были в 732 году скреплены династическим браком дочери кагана с будущим императором Константином V.

Принятие иудаизма, падение государства

За время своего существования этот народ не был приверженцем одной и той же религии. Вначале религией хазар было тангрианство - традиционное языческое верование кочевников-азиатов, земным воплощением которого считался каган. Создание государства привело к модернизации религиозных воззрений, более подходящих к усложнившейся общественной структуре.

Хазарское царство образовалось на стыке нескольких религиозных миров:

  • христианства;
  • ислама;
  • иудаизма.

Все три конфессии сосуществовали здесь мирно, без религиозных конфликтов. Проникновение новых верований на территорию каганата не было одновременным. Сначала - ещё в VII в. - это было христианство. Знакомству с исламом способствовали арабо-хазарские войны. Намного позже, уже во времена Золотой Орды, эта религия стала доминирующей на территории исчезнувшей к тому времени Хазарии.

Иудаизм проник в Хазарский каганат последним и в результате постепенной иудаизации общества стал на заключительных этапах существования государства его основной религией. Стать по-настоящему господствующей она не успела из-за падения каганата в X в.

К этому времени рядом с Хазарией уже динамично развивались другие государства: Волжская Булгария, государство Саманидов, по-прежнему была сильна Византия. Все они представляли реальную угрозу для существования страны. Но решающую роль в уничтожении Хазарского каганата сыграли русы. В 964−969 гг. князь Святослав совершил несколько походов в Хазарию, во время последнего из них уничтожив обе - старую и действующую (Семендер и Итиль) - её столицы. Последняя дата считается конечной в существовании независимой Хазарии.

Государственное устройство

Хазария, изначально являвшаяся кочевым ханством, структуру управления позаимствовала от Тюркского каганата. Главой государства был каган, который не имел в своём распоряжении аппарата принуждения и должен был полагаться лишь на сакральный смысл своего титула и умение распределять военную добычу. Бюрократическую структуру хазары переняли у своих более развитых соседей.

Отдельные зависимые территории имели самоуправление и были обязаны лишь исправно выплачивать Хазарии дань и принимать участие в военных походах. В начале IX в. в Хазарии была установлена система двойного правления.

За спиной языческой династии каганов встал исповедующий иудаизм клан Буланидов, который сосредоточил в своих руках реальную власть, оставив царю формальные ритуалы.

Экономическая структура

Основой доходов простого народа Хазарии было кочевое скотоводство. На поздних этапах существования каганата много бывших кочевников в приморских областях и низовьях рек перешли к оседлому земледелию.

Доход знати состоял из военной добычи, но с развитием торговли произошла постепенная переориентация на другие источники дохода. Этому способствовало наличие проходящих через территорию страны больших торговых путей. Но сами хазары торговлей не занимались, ведя традиционный кочевой образ жизни. Это было делом иудейской и мусульманской общин. Хазарский каганат чеканил собственные деньги, но это не было регулярным процессом. Большинство хазарских монет являлись подражанием арабской чеканки.

Военная организация

История армии каганата разделена на два периода. Отличаются они способом комплектации боевых отрядов, которые состояли из:

  • ополчения;
  • конной гвардии.

Арабо-хазарские войны велись каганатом с помощью ополчения, которое были обязаны выставлять все зависимые племена. Численность армии могла достигать несколько сот тысяч человек, ядром её была конница. При штурме городов применялись осадные машины. Методом ополчения хазарская армия формировалась до IX столетия.

Хазарская армия позднего периода существования каганата формировалась по другому принципу. Основу его стали составлять тяжеловооружённые конники-гвардейцы, размещавшиеся в Итиле . Воинов в гвардию набирали из мусульман хорезмийского происхождения - ларисиев. Переход к профессиональной армии позволил устоять стране в войнах с намного превосходящими силами врагов ещё не менее полутораста лет.

Кроме тяжёлой конницы, армия состояла из наёмных отрядов русов и славян, всадников, которых должны были выставлять вельможи, классического ополчения, которое выставляли зависимые племена.

Многие исследователи считают, что хазары как народ не исчезли полностью. Их потомками могут быть караимы - небольшой тюркоязычный народ, до недавнего времени проживавший в Крыму, который итальянские средневековые источники ещё в XVI ст. именовали Хазарией.