Павел дервиз. Фон-Дервиз, Кирицы и Шехтель

УСАДЬБА С. П. ФОН ДЕРВИЗА В КИРИЦАХ moscowhite wrote in April 22nd, 2009

Друзья! Я принял решение в случае с усадьбами расширить, если можно так выразиться, географические рамки Москвы. Во-первых, псевдоготические памятники почти никогда не несли характерных черт архитектуры той местности, где они строились. Во-вторых, многие архитекторы, строившие эти усадьбы, внесли огромный вклад в московскую архитектуру. Ф. О. Шехтель - безусловно, из их числа. С него-то я и начну наше путешествие по "Готической России".

Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. В Германии они носили фамилию Визе – так, например, Генрих-Дитрих Визе когда-то был старшим бургомистром Гамбурга. Приставка «Фон Дер» появилась позднее, уже в России, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Известный российский предприниматель Павел Григорьевич Фон Дервиз родился, как и его предки, на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. Сначала он пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель, но в 1857 году Павел Григорьевич оставляет интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. В 1859 году он получил от правительства лицензию на строительство железной дороги от Москвы до Рязани, став председателем правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Позднее, в 1866 году Фон Дервизом была построена Рязанско-Козловская ветка, которая за счет большого грузооборота начала приносить хорошую прибыль. Павел Григорьевич стал одним из богатейших людей России – он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имениями в Рязанской губернии, пароходами на Волге.

Павел Григорьевич Фон Дервиз.

Но в личной жизни удача его оставила – его детей поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их, бросил все, увез детей во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя. Когда его сын Владимир скончался, Павел Григорьевич пожертвовал 400 тысяч рублей на строительство детской больницы в Москве. Сооруженная по проекту архитектора Р. А. Гедике при участии петербургского педиатра К. А. Раухфуса, она была открыта в Сокольниках в 1879 году. Великолепно оснащенная и спланированная, больница эта стала новым словом в медицине (сейчас она известна как Русаковская). Но в 1881 году, не в силах вынести кончину любимой дочери Вари, Павел Григорьевич Фон Дервиз умер от сердечного приступа.

Его старший сын, Сергей Павлович, выпускник Московской консерватории, продолжил дело отца: строил железную дорогу от Москвы до Рязани, вместе с бароном Фон Мекк сооружал пути от Петербурга до Москвы. Часть огромного наследства он потратил на строительство усадьбы в селе Кирицы в Ярославской губернии. Новый хозяин имения замостил кирпичом дорогу, ведущую к станции Проня, и в 1887 году поручил молодому, тогда еще мало известному архитектору Шехтелю перестроить барский дом. К тому моменту Федор Осипович еще не построил ни знаменитого дома Рябушинского, ни Ярославского вокзала, ни особняка Морозова. По сути дела, и стиля модерн как такового еще не существовало, но Шехтель, как человек невероятно талантливый, в своей без сомнения выдающейся работе переосмыслил каноны европейской средневековой архитектуры, и на основе псевдоготики создал удивительный, легкий и воздушный романтический стиль, который позднее стали называть «стилем Шехтеля».

Центральную часть двухэтажного здания украсил портик, увенчанный декоративными башенками со шпилями. Изящно выглядел угловой особняк, его балкончик поддерживали крылья могучего орла. С центральной частью особняк соединила стеклянная галерея, соседствующая с крепостной башней с зубцами. Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом. Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад. Перед гротом, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры. Через глубокий овраг пролег каменный «мост любви», украшенный светильниками. Пройдя тенистые аллеи, гости Спасского уездного предводителя дворянства Сергея Павловича Фон Дервиза попадали к «Красным воротам» - двум стрельчатым башням, связанным арочным мостиком.

Но вскоре выяснилось, что Сергей Павлович не унаследовал от отца главное – его коммерческий талант. Дела у него шли все хуже и хуже, вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того чтобы смыть это постыдное пятно с репутации фамилии Фон Дервиз, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но Сергей Павлович все равно оставил фамильное дело. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. В 1908 году владельцем усадьбы Кирицы становится князь Горчаков, который, однако, ни разу там не появился, доверив хозяйство своим управляющим. После революции в дворянском поместье размещались сельскохозяйственное училище им. Карла Либкнехта, затем техникум, позднее - дом отдыха. С 1938 года в бывшем дворце барона Фон Дервиза открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом. Это весьма нетипично для беспамятного советского времени, но таким образом свершилась подлинная историческая преемственность. Не так давно в усадьбе началась реставрация, и обветшавшему за десятилетия советской власти дворцу постепенно возвращается первозданный величественный вид.

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза. Когда-то здесь была зеркальная фабрика, но в 1885 году фабрику, просуществовавшую 112 лет и пришедшую в упадок и прилегающие земли купил барон Сергей Павлович фон Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза, (его называли «Русским Монте-Кристо»).


1898. Портрет барона Сергея Павловича фон Дервиз. Портрет работы К.Маковского, 1898 (из Википедии)

Сергей Павлович распорядился корпуса фабрики снести, а кирпичом вымостить дорогу, ведущую через парк к железнодорожной станции «Проня». Красный цвет дороги позапрошлого века теперь превратился в темно-красно-бурый цвет.

Дворцово-парковый ансамбль сложился за 1892 - 1907 годы. На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф.О. Шехтеля. Роскошный замок-дворец напоминал виллу эпохи Возрождения, во внешнем облике которой присутствовали черты различных стилей - псевдоготического, мавританского, классицизма, барокко, модерна.


Общий вид усадьбы. Конец XIX века. Фотография из семейного альбома С. П. фон Дервиза (Рязанский краеведческий музей)

Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк… Полного описания усадьбы не удалось найти ни в дореволюционной, ни в советской литературе. Однако, используя имеющиеся источники, можно представить, как выглядели Кирицы в конце XIX - начале XX века при С. П. фон Дервизе.


Схема из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г.
1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.

Архитектурный ансамбль усадьбы Кирицы стал первой крупной самостоятельной работой известного впоследствии зодчего стиля модерн Ф. О. Шехтеля. Он возвел дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания. Немногочисленные материалы из архива Ф. О. Шехтеля позволяют считать годом окончания первого этапа строительства 1889-й, а годом завершения - 1898-й1.

Усадебный дом выдержан в ренессансно-барочном стиле с применением деталей ложной готики и расположен на верхней террасе пологого склона. На первом этапе Ф. О. Шехтель украсил фасад крупным фронтоном, образованным двумя готическими декоративными башенками.

Здание соединили крытым переходом с флигелем, внутри которого была церковь. Флигель по фасаду декорировали ризолитом в псевдовосточном стиле, зубчатым парапетом и двумя угловыми башенками. Между переходом и домом поставили двухэтажную башню.



Башня со стороны двора

Для равновесия пристроили с востока крыло с башней, увенчанной четырьмя угловыми декоративными башенками и высоким шатром. Облик здания стал откровенно эклектичным.

Аркада фронтона опиралась на колонны с пышными капителями.


Восточное крыло обработали рустом, что имитировало готический замок.

На втором этапе строительства зодчий пристроил с востока еще один корпус Г-образной формы.

Центральную часть здания нарастили двухэтажным объемом аналогично восточному крылу. Северо-западная башня смотрела узкими проемами второго этажа и круглыми окнами третьего этажа.

Открытый каменный балкон флигеля покоился на двух колоннах, а противоположный полукруглый балкон поддерживался чугунным орлом с раскинутыми крыльями.

Тогда же к парадному входу пристроили балкон на четырех колоннах, повторяющий рисунок фасада.

Дворовый же фасад был прост, скромен и практически лишен убранства. В доме неоднократно проводились перепланировки, фотографии интерьеров сохранились только в фамильном альбоме Сергея Павловича, хранящемся в Рязанском краеведческом музее.


После волнений 1905 - 1907 годов Сергей Павлович продает имение и уезжает в Италию. Его владельцем до 1917 года становится князь К.А. Горчаков. 1905 год в Кирицах не прошел спокойно: если дело не дошло до погрома имения, то повреждения были значительные, и после этого фон Дервиз предоставил помещение в своем имении для станового пристава со сторожами, имея в виду охрану своего имения.


Общий вид усадьбы. Конец XIX в

В 1918 году в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное в 1922 году в техникум с лесным и лугово-мелиоративным отделениями. Техникум просуществовал до 1934г., сделав 15 выпусков специалистов сельского хозяйства.


В 1934 все строения и земли усадьбы Фон Дервиза передаются Наркомздраву. Во дворце открывается сначала дом отдыха, а потом - санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Мистическое совпадение - от этого страшного недуга умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза...

В 1941г. санаторий эвакуировали на Алтай в Белокуриху. В 1944г. санаторий вернулся. После Великой Отечественной войны начались капитальные достройки и перестройки. Были перестроены манеж и конюшня. На левой стороне вырос 4 корпус для взрослых больных - санаторий «Лесной». Одноэтажный корпус, ныне здание 2 отделения, а в бывшее здание конторы, переделано в 2-х этажное здание с красивым портиком, арками и балконами. Пристроены веранды с пандусами, выполненные в стиле русской классики. Был разбит прекрасный цветник - розарий.

Среди деревьев парка построены павильоны для летнего размещения детей. В 1964г. детский санаторий «Кирицы» и взрослый «Лесной» объединились. В настоящее время в санатории лечатся около 500 человек.


В 1980-х годах в Кирицах были проведены ремонтно-восстановительные работы, но за 90-е годы состояние дома ухудшилось. В третьем квартале 2003 года Владимир Путин выделил из резервного фонда президента России более 56 млн рублей на ремонт и реставрацию памятников истории и культуры, в т.ч. на Усадьбу фон Дервиза /здание конюшни/ в селе Кирицы Спасского района Рязанской области.

Фон Дервиз Павел Павлович (1870-1943)

Младший сын П.Г. фон Дервиза. До 1881 года жил вместе с родителями в Ницце (Франция). Первоначальное образование получил дома, куда приглашались лучшие учителя. После смерти отца и сестры вместе с матерью переехал в Россию. До 6-го класса учился в Петербургской гимназии, затем перешел в Николаевский кадетский корпус, который готовил кандидатов в кавалерию. После окончания корпуса с 1889 года поступил в Николаевское кавалерийское училище.

В 1890 г. был произведен в корнеты лейбгвардии Гусарского императорского полка, в 1891 году причислен к Офицерской кавалерийской школе, где он вскоре стал командиром взвода эскадрона школы. В 1892 году П.П. фон Дервиз переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Именно в полку впервые в молодом офицере проявился интерес к преподаванию. Это случилось, когда ему предложили заняться с новобранцами арифметикой. Тогда же появилось и увлечение лошадьми. П.П. фон Дервиза назначили ремонтером, и он занимался покупкой лошадей. С этой целью объездил множество конных заводов и стал тонким знатоком пород. В 1894 г. ему присвоили чин поручика. Военная служба никогда не прельщала П.П. фон Дервиза, в 1902 г. он вышел в отставку в звании ротмистра по домашним обстоятельствам.

После раздела имущества с братом Сергеем, Павел Павлович стал владельцем Пронских имений в Рязанской губернии, включая Старожилово. Кроме недвижимости П.П. фон Дервиз владел крупными пакетами акций многих компаний. Он был крупнейшим акционером Русского Торгово-Промышленного банка и привлекал его средства для финансирования своих коммерческих предприятий и игры на бирже.

П.П. фон Дервиз широко занимался благотворительностью и меценатской деятельностью. В Пронске он открыл женскую прогимназию, построив для нее каменное здание (1904). Кроме того, им были открыты в уезде сельскохозяйственная школа, больница для крестьян.

В Пронской гимназии Павел Павлович преподавал математику во всех классах. Чтобы иметь на это официальное право, он экстерном окончил Московский императорский университет по курсу математики, имел ученую степень магистра.

П.П. фон Дервиз отличался музыкальностью и хорошо играл на пианино, сам сочинял музыку, главным образом романсы и фортепьянные пьесы. Известно, что его балладу на стихи А.К. Толстого исполнял Ф.И. Шаляпин. На сцене выстроенного им деревянного театра в Старожилове и в Пронске, в здании прогимназии, он поставил оперы “Евгений Онегин” и “Кармен”.

К 1910 г. П.П. фон Дервиз оставался владельцем лишь Старожиловского имения в 250 десятин земли, да здания прогимназии в Пронске.

Во время 1 мировой войны П.П. фон Дервиз с высочайшего разрешения меняет фамилию на Луговой (“дервиз” по-немецки “луг”).

В 1918 г. имение Лугового (Дервиза) в Старожилове было национализировано. Самого его Пронская ЧК приговорила к расстрелу, но нашлись люди, которые, рискуя жизнью, предупредили его об этом. Он успел уехать в Петроград, где добывал средства к существованию уроками. Был арестован, доставлен в Москву и посажен в Бутырки. Там Павел Павлович заболел тифом в тяжелой форме, но выжил и был освобожден по ходатайству своих бывших учениц. После освобождения в 1919 г. явился в Пронск и поступил в распоряжение уездного комиссариата просвещения. Ему поручили вести занятия по математике на кавалерийских курсах красных командиров в Старожилове. В числе курсантов военную выучку здесь проходил Г.К. Жуков.


П.П. Дервиз-Луговой
с Ольгой Николаевной и детьми. Фото 1939 г.

В Старожилове Павел Павлович получил надел земли наравне с крестьянами, что было чрезвычайной редкостью для бывших помещиков. Однако происхождение не позволило ему закрепиться на одном месте. Его преследовали, не давали работать. В конце концов, после нескольких лет скитаний П. П. Луговой (Дервиз) вместе со своей последней женой Ольгой Николаевной обосновался в селе Максатиха Тверской (Калининской) области, где и жил до самой своей смерти, преподавал математику в школе, писал учебник.

В 1943 году П.П. Луговой (Дервиз) умирает. Похоронен он в Максатихе вместе с женой. На могиле по решению жителей были высечены слова: «Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые. Народные учителя».

Сделал несколько новых панорамок из Кириц и в связи с этим нашёл в инете, нмв, очень хорошую статью о хозяевах усадьбы Фон Дервизах.

Рязань у нас привычно ассоциируется с самыми что ни на есть знаковыми русскими именами. Говорим: «земля Рязанская», и память тут же подсказывает имена великих уроженцев этого «края березового ситца»: Есенин, Циолковский, Паустовский, Симонов, Солженицын. Имена, вошедшие в историю и этого края, и самой России. Но есть и другие имена, и их тоже надо помнить. Без них история российская будет неполной.

Фон-Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. И фамилия у них была самая простая – Визе, без этой дворянской приставки «фон». А появилось это «фон» с непременным артиклем «дер» позднее, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Так и появились у нас русские дворяне с немецкой фамилией фон Дервиз (Фон-Дервиз).

Павел Григорьевич Фон-Дервиз, как и его предки, родился на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. И сначала пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель. Но начинается в России новое время, и талантливый, предприимчивый Павел Григорьевич оставляет в 1857 году свое интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. Дело это было ново не только для Фон-Дервиза, но и для всей России. Строились дороги, шли по ним поезда, и их паровозы тянули за собой не только свой состав, но и всю российскую экономику. Вот таким перспективным делом занялся наш рязанский немец, русский предприниматель нового времени.

Сначала он стал секретарем общества Московско-Рязанской железной дороги.

Дело это было трудное и пошло не сразу.

Сначала он и его компаньоны думали тянуть дорогу от Москвы до Саратова, житницы России, на что и была получена в 1859 году лицензия от правительства – с тем, чтобы вести туда дорогу через Рязань, Моршанск с отдельной веткой до Пензы. План был хорош и привлекателен, но разразился в России биржевой крах и требуемых денег собрать не удалось. Наличного капитала хватало лишь до Рязани, потому и решили строить Московско-Рязанскую дорогу. Именно тогда Павел Григорьевич Фон-Дервиз стал председателем правления общества Московско-Рязанской железной дороги. Так его упорство и труды были отмечены и вознаграждены. (Примечательно, что компаньоном его был другой русский немец – Карл фон Мекк, член той самой семьи, которая столь заботливо и преданно опекала композитора Петра Чайковского.)

Но и после завершения строительства этой дороги русская железнодорожная сеть была весьма редкой. Она состояла из нескольких дорог – из исторической Царскосельской, Петербург-Московской, Петербурго-Варшавской, Варшавско-Венской, Московско-Нижегородской, Риго-Динабургской, Волго-Донской, Грушевской и Московско-Сергиевской (труды Василия Чижова и Ивана Мамонтова) и, соответственно, Московско-Рязанской. Общая протяженность всей сети к концу 1863 года составляла лишь 3254 версты, чего для великой во всех смыслах России было явно недостаточно.

Нужда в постройке новых железных дорог была так велика, что правительство предоставляло предпринимателям чрезвычайные льготы, лишь бы достигнуть осуществления плана развития сети необходимых государству дорог, но нашим дорогоустроителям капитала все равно не хватало. Приходилось идти ради дела на всякие ухищрения и новации. Чем, собственно, и отличался Павел Фон-Дервиз.

Так, в конце 1863 года он обратился в правительство с ходатайством о предоставлении ему права постройки железной дороги от Рязани до Саратова, но не через Моршанск, как первоначально предполагалось, а через Козлов и Тамбов. При этом он предлагал строить в первую очередь участок от Рязани до Козлова на капитал, который обязалась ему предоставить английская компания во главе с Лэнгом, бывшим английским министром Великобритании в Индии. Эта компания требовала безусловной гарантии со стороны российского правительства, то есть уплаты ежегодно определенного процента на капитал вне зависимости от того, будет ли впоследствии дорога приносить доход, и какой именно. Так как требование было равнозначно постройке дороги на средства, добытые путем заграничного займа, что по внешнеполитическим обстоятельствам того времени считалось неудобным, предложение Фон-Дервиза было отклонено.

Но эта неудача не остановила предпринимателя: год спустя Фон-Дервиз возобновил ходатайство об осуществлении Рязанско-Козловской дороги, но на других условиях. На этот раз он предлагал учредить общество в России, собрав капитал частью в Англии, частью в Германии; с этой последней целью акции компании предполагалось выпустить в английской валюте, а облигации – в прусской. Размер акционерного капитала был определен в 782500 фунтов стерлингов, а облигационного – в 10800000 прусских талеров.

Хотя Фон-Дервиз зарекомендовал себя в глазах правительства еще со времени осуществления Московско-Рязанской линии как надежный предприниматель, по Высочайшему повелению от него еще до рассмотрения дела в Комитете министров потребовали предварительные гарантии того, что все бумаги будущего общества уже размещены. Это Высочайшее повеление вызвано было рядом неудач, постигавших все частные железнодорожные компании, возникавшие за время с 1860 по 1865 год (за исключением одной лишь Динабурго-Витебской дороги). Несмотря даже на даруемые им чрезвычайные преимущества, большинству таких компаний не удавалось собрать необходимые для них денежные средства – столь недоверчиво были тогда настроены иностранные банкиры к нашим железным дорогам. Фон-Дервизу удалось, однако, поколебать это недоверие и склонить германских капиталистов к приобретению облигаций будущей дороги. Достигнув этого, он представил в правительство затребованное им «удостоверение» размещения ценных бумаг, и долгожданная концессия на постройку Рязанско-Козловской железной дороги была дана 12 марта 1865 года.

Выпущенные облигации удалось реализовать в сравнительно короткий срок при посредстве банкиров-менял, главным образом Берлинской и Франкфуртской бирж. Хотя, как не раз говорил Фон-Дервиз, за «весьма и весьма дорогие комиссионные». Но вот на английском рынке акции реализовать не удалось, и Фон-Дервиз разместил их среди русских предпринимателей.

Как бы то ни было, но стройка началась. И завершилась она в рекордные для того времени сроки: вся линия была построена и открыта для движения менее чем за полтора года, то есть вошла в строй 4 сентября 1866 года.

Рязанско-Козловская дорога прошла по тому направлению, по которому издавна шел главный гужевой путь из юго-восточных степей в Москву. Заменив собой этот путь, дорога стала одной из самых первых по перевозке хлебных грузов, и это обеспечило ей с первого же года эксплуатации значительный доход, составивший в 1867 году 6,7 процента, в 1868 году – 14,5 и в 1869 году – 18,1 процента на акционерный капитал. Такой результат дал сильный толчок появлению предпринимателей, желавших строить железные дороги, которых прежде правительство искало, но не находило. То есть началась, как тогда стали говорить, «железнодорожная горячка», такая же, что бушевала в Европе 15 – 20 годами ранее. И главной причиной этой «горячки» стали блестящие результаты Рязанско-Козловской дороги, блестящий менеджмент самого Павла Григорьевича Фон-Дервиза.

Последующие события также убедительно подтвердили все его расчеты в том, что касалось выбора направления этой дороги. Так, в первые годы после открытия Рязанско-Козловской железной дороги грузы к ней подвозились с расстояния до 150 – 200 верст, и количество грузов было так велико, что справиться с ним дорога не могла. Жалобы на это дошли даже до Государя, и он приказал исследовать дело, возложив эту задачу на товарища министра путей сообщения графа В.А.Бобринского. Он это дело «разъяснил» и сделал вывод, что необходимо «усиление дороги с выдачею на это из казенных средств ссуды». Так появился и второй путь на Рязанско-Козловской линии, который был открыт 1 июня 1870 года. Благодаря «удвоению» эта дорога стала в России одной из самых сильных по своей пропускной способности и самых прибыльных по своим коммерческим результатам.

Драма отечественного Креза

Потом были в жизни Павла Фон-Дервиза и другие проекты, другие дороги. Пришло вскоре время, когда его стали называть «русским Монте-Кристо», стали говорить о нем – «богат, как Крез». Он действительно стал одним из богатейших людей России. Недвижимость в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имения в Рязанской губернии.

Успех, счастье? Увы... Фигура Павла Фон-Дервиза примечательна и своим предпринимательским талантом, и удачливостью, и успешностью удивительной, и... своей трагичностью едва ли не шекспировского толка. Судьба, столь благосклонная, казалось бы, к нему, вдруг ударила его в самое сердце, ударила по самому больному. Детей Павла Григорьевича Фон-Дервиза одного за другим поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их. Бросил все, увез их во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе, которая сохранилась и поныне. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя.

Но... Всех своих детей ему спасти не удалось. Его любимице, 16-летней Вареньке, в Германии была сделана операция – и неудачно... Павел Григорьевич решил похоронить ее в склепе Владимирской больницы, которую построил сам, на свои средства и назвал в память одного из своих сыновей, умершего ранее. (Теперь это известная московская детская Русаковская больница.) Но даже и это ему самому сделать не удалось. Он приехал на вокзал, ждал поезд из Германии с телом дочери. Пришел поезд, гроб с телом его любимой Вареньки внесли в здание вокзала. Павел Григорьевич встал, сделал шаг навстречу ему – и упал. Не выдержало сердце...

Его вдова Вера Николаевна целиком отдала себя благотворительности и оставила по себе самую добрую память: организовала сначала один приют, потом – другой, который вырос до гимназии (известная московская «гимназия Фон-Дервиз», что в Гороховском переулке), построила немало домов для вдов и одиноких матерей, где они жили за символическую плату на полном обеспечении, организовала дачу для беднейших учениц петербургских гимназий.

Откуда пошли «стиль Шехтеля» и слава Жукова

Интересна судьба и двух оставшихся в живых наследников Павла Григорьевича, его сыновей – Сергея и Павла. Первому в момент кончины отца было 24 года, второму – 11 лет.

Старший сын, Сергей Павлович, унаследовал дело отца, но не его талант и силу. Дело у него не пошло. Он к тому времени заканчивал Московскую консерваторию и готовил себя к совершенно другой карьере. Вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того, чтобы снять все-таки с него эту постыдную для фамилии Фон-Дервиз репутацию, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но, так или иначе, Сергей Павлович ушел из фамильного бизнеса. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни.

Тем не менее и он оставил о себе память в виде той самой «недвижимости». На рязанской земле, в Кирицах, он устроил в свои лучшие времена замечательную усадьбу, поставил там же домовый храм Сергия Радонежского. И самая, пожалуй, главная его заслуга – привлек к строительству своего дворца в Кирицах (иначе его трудно назвать) тогда еще молодого и только начинающего творческий путь зодчего Федора Шехтеля (автора проекта здания Ярославского вокзала в Москве). Так он дал ему возможность сделать хороший старт, утвердиться в профессии. И Шехтель создал удивительный по красоте и очень своеобразный ансамбль, вне всяких стилей и в то же время очень стильный. С этого, собственно, начался «стиль Шехтеля» – башенки, оконные проемы, арки, лестницы, спускающиеся к прудам, делают дом похожим на некую ожившую сказку. И дом, и парк при нем сохранились до наших дней, стали памятниками архитектуры, потихоньку реставрируются. А сохранились они благодаря поистине мистическому совпадению – там в 1938 году был открыт детский туберкулезный санаторий, в котором лечат тот самый недуг, который унес жизни детей Фон-Дервизов.

Детский санаторий там и поныне

Деловую эстафету принял у Сергея его младший брат – Павел. Он тоже не готовил себя к деловой карьере – был штаб-ротмистром лейб-гвардии гусарского полка, бравым красавцем и известным столичным сердцеедом. Но делом он занялся с азартом.

Переехал из столицы в Рязанскую губернию, в Пронском уезде которой еще его отец Павел Григорьевич приобрел 4360 десятин земли. Там он хотел реализовать большие планы – построить церковь, конный завод, школу и даже картинную галерею. Но не успел... Теперь в эти владения приехал его сын Павел Павлович.

Вскоре рязанские дворяне избрали его уездным предводителем дворянства и почетным мировым судьей. Там же учредил гимназию и стал председателем ее попечительского совета, а также почетным смотрителем городского училища. В 1905 году Павла Павловича избирают почетным гражданином города Пронска. Его имение было в числе образцовых, а его конные заводы – едва ли не лучшими в России (их только в одной Рязанской губернии была тогда чуть не сотня). Павел Фон-Дервиз разводил тяжеловозов, верховых и рысистых лошадей, в том числе скакунов арабской, английской и орловской пород, которые закупались казной для полков русской гвардейской кавалерии.

(Один из заводов его, Старожиловский, которому в 1995 году исполнилось 100 лет, здравствует и поныне – он теперь практически единственный конезавод в Рязанской области, на котором по-прежнему разводят лошадей русской верховой породы. И Фон-Дервизов там помнят: на юбилейные торжества, которые почтили своим присутствием все конезаводчики России, приезжала и дочь Павла Павловича – последняя из этой знаменитой семьи.)

Проезжали мимо - фото будут по мере готовности

Павел Павлович был так же, как его отец, знаменит своими «чудачествами» (хотя все бы так «чудили»). Вчерашний блестящий гусар и дамcкий любимец, а ныне помещик и крупнейший конезаводчик, которого искренне любили его крестьяне и работники, он... сдал экстерном экзамены за весь курс математического факультета и стал преподавать математику в им же учрежденной гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия Фон-Дервиза сделала в 1919 году, когда вовсю уже шла в России Гражданская война, а сам Павел Павлович к тому времени носил другую фамилию – Луговой. (Как и многие русские немцы, он в годы германской войны счел непатриотичным носить немецкую фамилию и сменил ее на русскую.) Он, как и отец, страстно любил искусство – оперу и живопись. В своем самодеятельном театре не только ставил оперы («Евгений Онегин» и другие), но и пел в них главные партии.

Когда начались «эксцессы» всякого рода (все-таки 1919 год), его предупредили об опасности верные старожиловцы, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. И одним из курсантов, которые слушали эти лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков...

В конце своей жизни Павел Павлович обосновался в деревне Максатиха нынешней Тверской области, где стал работать сельским учителем. Там же и умер в 1943 году в возрасте 73 лет, до последних своих дней трудясь над собственным учебником математики.

Люблю Россию!
Когда мы говорим и думаем о русских деловых людях прошлого, будь то Мамонтов, Морозов или Фон-Дервиз, мы невольно оглядываемся на жизнь сегодняшнюю. Невозможно уйти от этих сравнений и параллелей – не в пользу, конечно, дня настоящего.

Павел Григорьевич мечтал жить и работать только в России, где, как он и планировал, должны были работать его капиталы на благо Отечества. И выехал он в эту Ниццу, на Ривьеру (чем его часто корили «доброжелатели»), только подчиняясь необходимости. Когда закладывали там, во Франции, его виллу Вальрозе, он счел необходимым сделать на закладном камне такую надпись: «Я русский, родился в России, люблю Россию и не нашел бы никакой надобности устраиваться где-либо в другом месте, если бы не находился в положении исключительном по состоянию здоровья детей моих».

Интересно, что написали бы наши новейшие капиталисты, которые предпочитают жить за границей, деньги держать в офшорах, семьи – на взморье Кипра или Испании?

Дервиз В лазоревом щите серебряный пояс. Над ним золотая пятиконечная звезда, под ним золотое сердце. Над щитом дворянский коронованный шлем, украшенный лазорево-серебряно- золотым венчиком. Нашлемник: между двух чёрных орлиных крыльев золотая пятиконечная звезда. Намёт: справа лазоревый с серебром, слева лазоревый с золотом. Герб фон Дервиза внесён в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.


Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц- советником голштинской службы у Петра III и возведён в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер». Его сын Иван Иванович (умер в 1806 г.) был генерал-майором; внук, Григорий Иванович (), директор гатчинского сиротского института имел 5 сыновей и 1 дочь: Павел Григорьевич () известный концессионер и строитель железных дорог Владимир Сергей () Сергей () Варвара () Павел (с 1916 Луговой,) Владимир (, Нью-Йорк) певец и композитор русского зарубежья. Марина (ум. 2002, Санкт-Петербург) Любовь (1895?) Варвара (1896?) Павел (1897?) Антонина (1908?)


Дмитрий Григорьевич () первый обер-прокурор гражданского кассационного департамента Сената, член Государственного совета Варвара () мать С. Д. Рудневой Владимир () художник, муж Надежды Яковлевны Симонович Мария () художник-график. Михаил Григорьевич () рязанский уездный предводитель дворянства Елена (1862?) Пётр (1872 после 1903) правовед Вера () геолог-петрограф Валериан () геолог Георгий () биохимик, доктор медицинских наук, профессор. Олег адвокат; награждён золотой медалью им. Ф. Н. Плевако «За крупный вклад в защиту прав граждан» . Нина (е) Николай Григорьевич () оперный певец Иван Григорьевич () надворный советник; директор Рязанско- Козловской железной дороги (), Председатель правления Общества Курско-Киевской железной дороги (); был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.


Павел Григорьевич, г. Лебедянь, Тамбовская губерния г., г. Бонн(Пруссия). Похоронен в Москве. Предприниматель, строитель железных дорог, меценат, действительный статский советник, владелец больших угодий в Рязанской губернии. В 1847 году окончил училище правоведения в Петербурге с золотой медалью. Служил в сенате по департаменту герольдии; во время крымской войны служил в ведомстве по провиантскому департаменту. С 1857 года в Мосвке служил на должности секретаря общества Московско-Рязанской железной дороги. Вместе с инженером К.Ф. фон Мекком фон Дервиз получил концессию на постройку Рязанско-Козловскойж/д, которая и была закончена в 1865 году. В последствии ими же была построена Курско- Киевская ж/д.


Концессионеры получили огромные барыши. За сравнительно короткий срок П. Г. Дервиз превращается в одного из самых богатых людей в России. Его называют «Русским Монте-Кристо». В 1868 году он переселился за границу, где и оставался до самой своей смерти, живя преимущественно на своей вилле «Вальроз» в Ницце во Франции. П. Г. Фон Дервиз был страстным любителем музыки. В Ницце у него был замечательный оркестр и хор певчих. Павел Григорьевич сам сочинял музыку. В частности он записал музыку на ставшие впоследствии знаменитыми романсы «Вечерний звон», «Вздохнешь ли ты» и др. О концертах замка Вальроз ходили легенды. Павел Григорьевич проявлял себя как талантливый публицист. Фон Дервиз обладал значительным состоянием и отличался широкой благотворительностью, как общественной, так и частной. На пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского главы князя А. А. Щербатова средства в Москве в 1876 году была учреждена Владимирская детская больница, названная по имени умершего сына Владимира. В 1869 году он пожертвовал значительную сумму при основании лицея в память цесаревича Николая.


Преждевременной смерти сопутствовали следующие трагические обстоятельства: заболела его любимая дочь Варвара. Дети в семействе фон Дервизов страдали костным туберкулезом. В Германии ей сделали две операции, но они не помогли и она в 16 лет умерла. Павел Григорьевич хотел похоронить ее в России, но ожидая поезда на вокзале Бонне с гробом дочери, не выдержал и умер сам.


В своем имении в Старожилове Павел Григорьевич намеревался построить церковь, картинную галерею(по другим сведениям построил), конный завод, школу. В Старожилове подолгу жила его жена. Фон Дервиз Вера Николаевна(урожденная Тиц), коей еще при своей жизни П. Г. Подарил здесь имение. Здесь Верой Николаевной основано земское училище, попечительницей которого она являлась с 1882 года. На ее же средства учреждена и библиотека при училище, состоявшая из 128 сочинений и 946 экземпляров. Старший сын П. Г.и В. Н. фон Дервизов Сергей родился в Петербурге в 1864 г. В своем имении в Кирицах Прасского уезда унаследованном от отца, Сергей Павлович построил прекрасный усадебный дом по проекту Ф. О. Шехтеля. Сейчас здесь располагается детский санаторий.


Дети: Владимир Павлович()- его дата рождения и смерти указаны в усыпальнице семьи фон Дервиз в Троицкой церкви в Сокольниках. Сергей Павлович фон Дервиз() Варвара Павловна() Андрей Павлович()-похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. Павел Павлович фон Дервиз()


Сергей Павлович (1863,Санкт-Петербург-7 ноября 1943)- предприниматель, промышленный деятель, меценат. Детские годы прошли в Ницце и Лугано, где отцом были выстроены виллы. Там он получил хорошее домашнее образование. После трагической смерти отца, вернувшись в Россию, он сдал в 1882 году экзамен в 4-й Петербургской гимназии и поступил в университет. Проучился три года, причем два-на юридическом факультете и один на историко- филологическом. В 1884 году с достижением совершеннолетия он стал распоряжаться значительными средствами, оставшимися от отца. К 25-летнему юбилею русского музыкального общества пожертвовал 200 тыс. рублей. Однако его безрассудная расточительность привела к возаблению опеки со стороны брата отца, хотя вскоре Александр III утвердил новое решение, отменяющее ее.


В 1888 году С. П. Дервиз занял место председателя правления общества. В этом же году он первый раз женился, на певице Анне Карловне Якобсон (Якоб) и, имея намерение поселиться в имении «Кирицы» подал прошение о причислении его к рязанскому дворянству. В 1889 году, архиепископом Рязанским Феоктистом, в имении была освящена домовая церковь.имении «Кирицы»Феоктистом В Санкт-Петербурге он сблизился с композитором А. С. Аренским, который впоследствии посвятил ему четыре фортепианных этюда . Благодаря советам Аренского Дервиз стал хорошим пианистом, даже сочинял музыку на собственные стихи . В 1889 году С. П. Дервиз сделал пожертвование в пользу нуждающихся студентов Московской консерватории. В следующем году он вошёл, в качестве почётного члена, в состав дирекции консерватории вместо С. М. Третьякова.А. С. Аренским С. М. Третьякова К 1890 году он, вместе с матерью и второй женой, Марией Сергеевной Шенинг, поселился в Петербурге в доме, отделанном архитектором П. П. Шрейбером (Английская набережная, д. 34). Эффектные живописные панно, написанные для особняка К. Е. Маковским, в 1889 году выставлялись в Обществе поощрения художеств .П. Шрейбером Английская набережнаяК. Е. Маковским Обществе поощрения художеств Весной 1892 года С. П. Дервиз экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Московского университета и получил диплом 1-й степени.юридическом факультете Московского университета В годах служил чиновником особых поручений при министре юстиции; в 1901 году переходит в министерство финансов. За это время получает ордена Св. Станислава 4-й степени (1894) , Св. Анны 2-й степени (1896); в 1901 году орден Св. Владимира 4-й степени (1901).Св. Станислава Св. Анны Св. Владимира


Владел имениями: Старожилово Пронского уезда (1200 дес. землии); Кирицы Спасского уезда (2500 дес. землии); Карловка Сапожковского уезда (3000 дес. земли); имел дес. в Киевской губернии; дес. в Верхне-Уральском уезде Оренбургской губернии; 2 каменных дома в Санкт-Петербурге; 1 дом в Москве (Садовая-Черногрязская улица, д. 6). Уже после событий 1905 года С. П. фон Дервиз решил покинуть Россию и стал распродавать свою недвижимость. В 1908 году уехала во Францию жена с сыном; Сергей Павлович, распродав свои имения и особняки, уехал следом. Жил на вилле Медитерран в Каннах. Похоронен в семейном склепе-часовне на местном кладбище; здесь же был похоронен и сын, Сергей Сергеевич (), на котором прекратилась эта ветвь Дервизов.


Семья Дети: Марина (, Канны) Вера (, Лондон). Муж Чэдвик; у них сын. Сергей () Павла (?) Жена: 1-я Анна Карловна Якобсон (певица); 2-я Марина Сергеевна Шениг (ум, Канны, Франция), дочь действительного статского советника.






17


18


19




Младший сын П. Г. Фон Дервиза. До 1881 года жил с родителями в Ницце(Франция). Первоначальное образование получил дома, куда приглашались лучшие учителя. После смерти отца и сестры вместе с матерью переехал в Россию. До 6-го класса учился в Петербургской гимназии, затем перешел в Николаевский кадетский корпус, который готовил кандидатов в кавалерию. После окончания корпуса с 1889 года поступил в Николаевское кавалерийское училище. В 1890 г. Был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского императорского полка, в 1891 году причислен к Офицерской кавалерийской школе, где он вскоре он стал командиром взвода эскадрона школы. В 1892 году П. П. фон Дервиз переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, который в то время стоял в предместье Варшавы, в Лазенках. Именно в полку впервые в молодом офицере появился интерес к преподаванию. Это случилось, когда ему предложили заняться с новобранцами арифметикой. Тогда же появилось и увлечение лошадьми. Фон Дервиза назначили ремонтером, и он занимался покупкой лошадей. С этой целью объездил множество конных заводов и стал тонким знатоком пород. В 1894 ему присвоили чин поручика. Военная служба никогда не прельщала П. П. фон Дервиза, в 1902 г. Вышел отставку в звании ротмистра по домашним обстоятельствам. После раздела имущества с братом Сергеем, Павел Павлович стал владельцем пронских имений в Рязанской губернии, включая Старожилово. П. П. Дервиз активно занимался коннозаводством, пытаясь улучшить тяжеловозную и верховные породы лошадей. С этой целью закупались лошади в России, Бельгии, Англии..


К концу 1890-началу 1990 годов Старожиловский конный завод считался одним из лучших в России. Павел Павлович занимался благотворительностью. В Пронске он открыл женскую гимназию, построив для нее каменное здание. Кроме того, в уезде была открыта сельскохозяйственная школа, больница для крестьян. В Пронской гимназии он преподавал математику во всех классах, чтобы иметь на это официальное право, он экстерном окончил Московский императорский университет по курсу математики, имел ученую степень магистра. Когда уже в советское время, П. П. пришло время ухожить на пенсию, ему засчитали и одиннадцать лет работы в дореволюционной Пронской гимназии. П. П. фон Дервиз отличался музыкальностью и хорошо играл на пианино, сам сочинял музыку, главным образом романсы и фортепьянные пьесы. Известно что его балладу на стихи А. К. Толстого исполнил Шаляпин. На сцене выстроенного им деревянного театра в Старожилове и в Пронске в здании прогимназии, он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Кармен». В 1899 г. П. П. обанкротился. Он был доверчив и не контролировал действия своих управляющих. К 1910 П. П. Дервиз остался владельцем лишь Старожиловского имения в 250 десятин, да здания прогимназии в Пронске. В 1915 г. Фон Дервиз меняет фамилию на Луговой(во время 1 мировой войны так поступали многие русские дворяне с немецкими фамилиями).


В 1918 г. Имение Лугового(Дервиза) в Старожилове было национализированно. Самого его пронская ЧК приговорила к расстрелу, но нашлись люди, которые, рискуя жизнью, предупредили его об этом. Он успел уехать в Петроград, где добывал средства к существованию уроками. Был арестован, доставлен в Москву и посажен в Бутырки. Там Павел Павлович заболел тифом в тяжелой форме, но выжил и был освобожден по ходатайству своих бывших учениц. После освобождения в 1919 г. Явился в Пронск и поступил в распоряжение уездного комиссариата просвещения. Ему поручили вести занятия по математике на кавалерийских курсах красных командиров в Старожилове. В числе курсантов военную выучку здесь проходил Г. К. Жуков. В Старожилове П. П. получил надел землии наравне с крестьянами, что было чрезвычайной редкостью для бывших помещиков. Однако происхождение не позволило ему закрепиться на одном месте. Его преследовали, не давали работать. В конце концов после нескольких лет скитаний П. П. Луговой вместе со своей женой Ольгой Николаевной обосновался в селе Максатиха Тверской(Калининской) области, где и жил до самой своей смерти, преподавал математику в школе, писал учебники. Среди его учеников- И. Образцов, А. Тарасов.




Cреди лесов и полей Рязанщины уютно расположился Старожиловский конный завод. Сегодня это хозяйство с более чем вековой историей известно в первую очередь удачным опытом восстановления русской верховой породы лошадей. Эта порода - старейшая среди отечественных верховых, к тому же со сложной и интересной судьбой. Но не менее интересна и судьба Старожилова, нынешнего пристанища потомков Свирепого и Яшмы. C дороги издали видно красное с белым кирпичное здание конюшни, которое завершает высокая готическая крыша со множеством башенок. Рядом церковь, парк и живописный каскад прудов. Здесь все постройки сохранились с момента основания завода. Строился весь ансамбль 6 лет, с 1891 по 1897 год, по проекту известного архитектора Федора Осиповича Шехтеля, автора особняка Рябушинских, зданий Ярославского и старого Савеловского вокзалов в Москве. В середине прошлого века Старожилово было куплено бароном Павлом Григорьевичем фон Дервизом. Потомок сына обер-бургомистра города Гамбурга дер Визе, переселившегося в Россию еще в начале XVIII века, фон Дервиз был известным промышленником, одним из богатейших людей России: его называли русским Монте-Кристо. Он участвовал в строительстве железной дороги от Москвы до Козлова (нынешний Мичуринск), первой линии, которая связала столицу с губернским городом Рязанью.


Имение располагалось в трех населенных пунктах: Старожилове, Сохе и Ромоданове. В Старожилове, кроме конного завода, были еще молочный завод, спиртовой склад, цветочная оранжерея и фамильная церковь Дервизов, которую с усадьбой соединял подземный ход. После смерти Павла Григорьевича имение унаследовали его вдова и старший сын Сергей, а с 1901 года и до самой Октябрьской революции им владел младший сын Павла Григорьевича, Павел, поручик лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. История Старожиловского конного завода начинается в 1893 году. Основы его заложил еще Павел Григорьевич, но воплотили идею в жизнь вдова и старший сын. Первоначально завод создавался с целью улучшения местной рязанской рабочей лошади. Для этого были закуплены орловские рысаки Павлин, Кроткий, Зарница, Сильвия. Вывезенные из Бельгии еще в 1898 году три брабансона и 8 арденских маток стали основой для получения помесей тяжеловозного типа. Однако вскоре было решено организовать и верховое отделение для выращивания ремонтной кавалерийской лошади. Сначала в 1893 году в Старожилове появились два жеребца (арабский и чистокровный верховой) и 49 маток (31 кровная арабская и 18 орлово-ростопчинских). На следующий год к ним добавились еще 17 маток, а осенью 1895 года барон приобрел в полном составе самый крупный завод орлово- ростопчинских лошадей. Тогда же из Англии были привезены два первоклассных чистокровных жеребца. В 1897 году - новая крупная покупка: 8 чистокровных верховых маток с приплодом из завода А.Н.Нимрода. Одновременно формировалось и рысистое отделение, которое, правда, имело более скромные размеры: 20 маток и 2 жеребца. Итак, к 1897 году в Старожиловском заводе было уже 170 маток и 24 жеребца. Шесть лет спустя общая численность лошадей всех половозрастных групп превысила 2700 голов.


После 1917 года завод был национализирован, и в нем начали проводить кавалерийские курсы. Одним из старожиловских курсантов был Георгий Константинович Жуков, впоследствие выдающийся военачальник. Великая Отечественная война нанесла невосполнимый урон племенному поголовью Старожиловского завода. В октябре 1941, когда враг был совсем близко, в Михайлове и Скопине, началась эвакуация поголовья на восток, но все лошади погибли во время переправы через Оку. После войны производящий состав Старожиловского конного завода стал комплектоваться тракененскими лошадьми, купленными в Польше и переданными из конного завода им. Кирова. С тракенами здесь удалось добиться значительных успехов, но в 1977 году году было принято решение вернуть тракененских лошадей на их историческую родину - в Калининградскую область. В 1978 году, по инициативе кафедры коневодства ТСХА, было решено на базе Старожиловского конного завода воссоздать старейшую верховую породу страны - русскую верховую, фактически – создать ее заново. Параллельно с племенной работой была отработана новая технология содержания и выращивания молодняка и самое главное – тренинг и испытания. Это позволило заняться не только отбором на тип, масть, экстерьер, но и тестировать и прогнозировать работоспособность. Результаты кропотливой племенной работы не заставили себя ждать: в первых ставках были получены такие выдающиеся лошади, как Барин (Набег-Бригантина), многократный чемпион Советского Союза по выездке и Диксон (Набег-Диадема) - серебряный призер Кубка Мира. Необходимо также упомянуть успешно выступавших в спорте Долга, Диалога, Герцога. Вскоре к ним добавились Кубарь, Импровизатор, Изумитель, Гепард.


В 1999 году русская верховая порода лошадей была включена в "Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию", изданный Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Породе присвоен регистрационный номер Основным оригинатором породы определен Старожиловский конный завод Рязанской области. Завод получил соответствующую государственную лицензию. Руководство племенной работой с русской верховой породой лошадей и их централизованный племенной учет поручены кафедре коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Русская верховая уверенно продвигается в число пород лучших для использования в выездке. Сегодня со старожиловскими лошадьми работают наши ведущие спортсмены: достаточно упомянуть такие пары, как Елена Ирсецкая и Кипр, Инесса Потураева и Амаретто. По итогам 2001 года Амаретто (Аю-Даг-Галактика) признан лучшей выездковой лошадью России, а также лидером в центрально-европейской зоне, заняв призовые места в пяти этапах Кубка Мира. Регулярно пополняется лошадьми из Старожилова ярославская и нижегородская конноспортивные школы. Нарядный экстерьер, благородные линии головы, темные (в основном вороная и караковая) масти, высокий спортивный потенциал - все это отличает современных русских верховых лошадей.


Русские верховые лошади уже успели зарекомендовать себя и за рубежом. Так, в Англии выступает в спорте и используется как улучшатель на полукровных кобылах великолепный вороной жеребец Незнайка (Ненаглядный-Загонка). В США в выездке по большим ездам блестяще выступает русский верховой Абрикос (Агдам-Беглянка). Русская верховая – единственная в мире порода, специализированная на конкретном виде конного спорта - выездке. Это лучшие лошади для поклонников высшей школы верховой езды. Лошади-аристократы, потомки единственной сохранившейся линии орлово-ростопчинцев. Дети и внуки выдающихся чемпионов по выездке, обладателя олимпийского золота Абсента, лучших производителей арабской, ахалтекинской, чистокровной верховой, тракененской пород.