Про историю космонавтики. История освоения космоса

Это не фантастика - это необходимость, и чем больше люди будут летать в космосе, тем больше, эта необходимость будет ощущаться". Эти слова, произнесенные легендарным Главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым в самом начале космической эры, были безусловно пророческими. С тех пор в открытом космосе поработили уже десятки людей, которым много раз пришлось убедиться в справедливости этих слов.

Без права на ошибку

Первый шаг на пути освоения открытого пространства был сделан ровно 40 лет назад - 18 марта 1965 года летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля. На этом этапе освоения космоса смельчаки, дерзнувшие покинуть уютную земную поверхность, могли надеяться только на себя и улетевшую вместе с ними технику. Никаких систем спасения в космосе тогда не было - нельзя было пристыковаться, невозможно было и, выйдя из одного корабля, перейти через безвоздушное пространство в другой, спасательный. Технику делали максимально надежной и старались все предусмотреть, но чрезвычайные ситуации все равно случались. Для обеспечения безопасности и повышения эффективности длительных полетов надо было разрабатывать систему спасения и организовывать возможность выхода космонавтов за борт корабля. О такой возможности мечтал еще Константин Эдуардович Циолковский, первым предложивший использовать для выхода в открытый космос специальную шлюзовую камеру.

К выходу в открытое безвоздушное пространство готовились и в США, и в СССР, но первым осуществить эту беспрецедентную по тем временам задачу удалось советским ученым. После того, как на орбите побывало 6 одноместных космических кораблей "Восток" (в том числе в июне 1963 года "Восток-6" с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой), конструкторское бюро под руководством С.П. Королева приступило к созданию нового трехместного корабля "Восход". Одновременно с подготовкой полета экипажа из трех человек (его осуществили 12-13 октября 1964 года В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров) на базе "Восхода" было решено создать двухместный корабль для выхода человека в открытое безвоздушное пространство. При этом освободившееся после удаления третьего кресла пространство использовали для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру, который был врезан в основной люк корабля.

Поначалу предполагалась "постановка эксперимента по разгерметизации контейнера с заключенным в нем животным, находящимся в скафандре. После разгерметизации животное будет выдвинуто (или совершит самостоятельный выход) из космического корабля с последующим возвратом в корабль и приземлением совместно с кораблём". Но от такого шага решили отказаться, и не только потому, что эксперимент с животным потребовал бы разработки специального скафандра и другого сложного оборудования. Выход в открытый космос животного не дал бы ответа на главный вопрос: сможет ли человек ориентироваться и двигаться в столь необычной обстановке - ведь животное не предупредишь о том, что его ждет, и оно не расскажет потом о своих впечатлениях и ощущениях.

Проектная группа конструкторского бюро получила задание - разработать технические средства, обеспечивающие выход человека из космического корабля "Восход". Для этого специалисты проанализировали несколько вариантов выхода. Проще всего было использовать люк, который служил для посадки экипажа в корабль. Но потери воздуха при этом были бы слишком велики, и многие приборы в кабине корабля пришлось бы загерметизировать.

В результате проработки различных технических решений предпочтение было отдано варианту со шлюзовой камерой, которая представляет собой небольшое изолированное со всех сторон пространство, где временно находится одетый в скафандр космонавт, пока постепенно выпускается весь окружающий его воздух, после чего открывается люк наружу. Возвращение в корабль происходит в обратном порядке - закрытая изнутри и снаружи шлюзовая камера наполняется воздухом, после чего открывается внутренний люк и космонавт оказывается внутри корабля.

Сама камера была надувной и располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. А после выхода в космос перед спуском на Землю основную ее часть отстреливали и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде - имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Проведенные заранее испытания на "Космосе-110" показали, что баллистика спускаемого отсека из-за остатков шлюзовой камеры не пострадала. Если бы "отстрел" камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу предстояло снова облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль и высунувшись в люк, вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру.

"Выходной костюм"

Понятно, что для выживания в условиях вакуума нужна была специальная одежда, за ее разработку взялось НПО "Звезда". В первые полеты космонавты отправлялись в спасательных скафандрах СК-1, весящих всего 30 кг, с автономным обеспечением кислородом на случай какой-нибудь аварии и так называемой положительной плавучестью - на случай, если вместо приземления произойдет приводнение. Но для выхода в космос и активной работы там были нужны принципиально другие "костюмы", с более мощной системой жизнеобеспечения, терморегуляции и защиты от солнечной радиации и космического холода.

Скафандр "Беркут", в котором тренировались и выходили в открытый космос космонавты, существенно отличался от того, в котором летали на "Востоках". Для повышения надежности ввели дополнительную резервную герметичную оболочку. Верхний комбинезон сшили из многослойной металлизированной ткани - экранно-вакуумной изоляции. По сути, он представлял собой термос, состоящий из нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием. Прокладки из экранно-вакуумной изоляции монтировались также в перчатки и в обувь. Наружная одежда предохраняла космонавта и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра, так как шилась она из очень прочных искусственных тканей, не боящихся высоких и низких температур. Скафандр заметно потяжелел - добавила веса и система жизнеобеспечения. Она размещалась в наспинном ранце и включала кроме системы вентиляции еще два 2-литровых баллона с кислородом. На корпусе ранца крепился штуцер для их заправки и окошко манометра для контроля за давлением. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи шланга.

Общий вес "выходного костюма" приблизился к 100 кг, и во время земных тренировок космонавтам приходилось ездить в своеобразном "бегунке", поддерживающем жёсткую часть скафандра. Но в невесомости масса скафандра не играла существенной роли. Гораздо больше помех создавало давление воздуха, заполнявшего герметичную оболочку, делая скафандр жестким и неподатливым. Космонавтам приходилось с усилием преодолевать сопротивление собственного облачения. Алексей Леонов вспоминал: "Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 килограммов". Поэтому во время подготовки к полету физической форме придавалось особое значение: космонавты совершали ежедневные кроссы или лыжные пробежки, усиленно занимались гимнастикой и тяжелой атлетикой.

Цвет скафандра также изменился: чтобы лучше отражать солнечные лучи, он из оранжевого стал белым. На шлеме появился светофильтр, защищающий от яркого солнечного света. Словом, современный скафандр - это настоящее чудо техники и, по твердому мнению конструкторов, - "машина посложнее автомобиля".

Наземные тренировки

Одновременно с началом доработки корабля "Восход" к подготовке к полету приступили два экипажа космонавтов: Алексей Леонов с Павлом Беляевым и их дублеры - Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Леонов вспоминал: "В конце 1963 года мы посетили опытно-конструкторское бюро Королева, где изготавливались корабли и мы изучали космическую технику. Нас встретил Сергей Павлович, провел в цех и показал макет корабля "Восход", снабженного какой-то странной камерой. Заметив наше удивление, он сказал, что это шлюз для выхода в свободное космическое пространство. Сергей Павлович предложил мне облачиться в скафандр и попробовать выполнить эксперимент. После двухчасовой работы, во время которой мне пришлось изрядно потрудиться, я высказал Королеву свои соображения. Помню, сказал, что выполнить задание можно, надо только все хорошо продумать".

Во время тренировок для более свободного владения своим телом космонавты выполняли специальный комплекс физических упражнений, прыгали с высоты в воду, тренировались на батуте, спускались на парашюте, проводили занятия на специальном устройстве - свободно вращающейся "скамье Жуковского". Работа на тренажерах, имитирующих безопорное пространство, должна была помочь космонавтам увереннее чувствовать себя в открытом космосе.

Тренировались космонавты и в условиях настоящей невесомости, но лишь кратковременно - в летящем по особой траектории самолёте. "Десятки раз, - вспоминает Леонов, - мы поднимались в воздух и в короткие отрезки времени шаг за шагом оттачивали все детали по выходу в открытый космос и по входу в кабину космического корабля". Для этого в просторном салоне самолёта Ту-104 был установлен макет кабины "Восхода-2" со шлюзовой камерой в натуральную величину. Самолёт разгонялся, пикируя вниз, и круто уходил вверх, выполняя фигуру высшего пилотажа "горка", во время которой и наступала "невесомость". "Качество" получающейся невесомости всецело зависело от мастерства пилота, который, опираясь только на данные собственного вестибулярного аппарата, заставлял самолет лететь по параболе, имитируя свободное падение. При каждом таком маневре невесомость длилась чуть больше 20 секунд, и за это время космонавтам нужно было выполнить запланированную часть тренировки. За 1,5 часа полета самолета делалось 5 таких "горок", и в общей сложности набиралось около 2 минут невесомости.

Составляющие успеха

До момента первого выхода человека в открытый космос высказывались противоречивые предположения. Одни утверждали, что космонавт может "привариться" к кораблю. И такие опасения, основанные на известных опытах по холодной сварке в вакууме, высказывались вполне серьезно, хотя в значительной степени они были сняты испытаниями в термобарокамере. Другие полагали, что человек, лишенный привычной опоры, не сумеет сделать за бортом корабля ни одного движения. Третьи считали, что бесконечное пространство вызовет страх у человека и негативно отразится на его психике... Так или иначе, но того, как встретит космос человека, рискнувшего сделать в его пространстве первый шаг, в точности не знал никто, в том числе и Главный конструктор. "Если будет очень трудно, принимайте решение в зависимости от обстановки",- говорил Королев космонавтам. В крайнем случае экипажу разрешалось "ограничиться лишь открытием люка и... выставлением за борт руки".

И здесь необходимо было решить еще одну немаловажную проблему. Заключалась она в том, что при подборе экипажа нужно было учесть не только цели и задачи полета, а также его продолжительность и сложность предстоящей работы, но и индивидуально-психологические особенности космонавтов, основанные на исследованиях психологов. От экипажа космического корабля "Восход-2" требовались особая слаженность и сработанность. Такую сложную задачу, как первый выход человека в открытый космос из кабины корабля через шлюзовую камеру, можно было решить только при полном взаимопонимании, доверии и уверенности друг в друге. При распределении обязанностей между членами экипажа учитывали не столько профессиональную подготовку, сколько индивидуально-психологические качества космонавтов.

Как отмечали специалисты-психологи, для Беляева были характерны воля и выдержка, позволяющие ему не теряться в самых сложных ситуациях, логическое мышление , большая настойчивость в преодолении трудностей при достижении поставленной цели. Леонов же относился к холерическому типу - порывистый, смелый, решительный, он был способен легко развивать кипучую деятельность. Кроме того, будучи наделенным художественным даром, Леонов мог быстро охватывать взором и запоминать целые картины, а затем довольно точно воспроизводить их. Эти два разных по характеру человека хорошо дополняли друг друга, образуя, по выражению психологов, "высокосовместимую группу", которая действительно смогла успешно выполнить сложную программу по выходу в открытый космос и составить подробный о неожиданностях и проблемах, связанных с работой в открытом космосе.

В ходе подготовки к полету старались предусмотреть любые неожиданности, отрабатывались действия в возможных аварийных ситуациях. Например, очень тщательно было проработано поведение командира экипажа на тот случай, если с вышедшим в открытый космос вторым членом команды произошло непредвиденное и командиру пришлось оказывать ему помощь. Кроме того, обрести необходимую уверенность и спокойствие экипажу помогал большой опыт летной работы.

"Мы рассуждали так: на самолётах мы летали, с парашютами прыгали, следовательно, не может быть, чтобы психологический барьер оказался для нас серьезным препятствием", - вспоминал А. Леонов.

Человек за бортом

18 марта 1965 года "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог надеть ему ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода, затем наполнил шлюзовую камеру воздухом, нажал кнопку и люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой, открылся. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, Беляев закрыл люк в камеру и начал ее разгерметизацию, затем нажал на кнопку и открыл люк камеры. Оставалось сделать последний шаг…

Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами. Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос).

Беляев передал на Землю: "Человек вышел в космическое пространство!" Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Чёрное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещённый Солнцем. Когда пролетали над Волгой, Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передаче Московского радио - Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос.

Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С.

Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но сделать это оказалось непросто. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся. То, что подобное может произойти, было ожидаемым, но вряд ли кто-нибудь предполагал, что настолько сильно. Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой - все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые неумолимо заканчивались. В конце концов, Леонов сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил "вплыть" лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось... Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, - так велика была физическая нагрузка.

По приемнику с Земли на разных голосах продолжали доноситься восторженные сообщения о новом советском эксперименте, а экипаж начал готовиться к спуску. Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, поисковой службы, как таковой, тогда еще не было. Посадке вертолетов помешали высокие деревья, теплую одежду для космонавтов также не удалось сбросить. Поэтому ночь им пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей, расчистивший площадку для небольшого вертолета. На следующий день Беляев и Леонов были доставлены на Байконур.

Оценку значения совершенного Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым дал Главный конструктор С.П. Королев: "Перед экипажем корабля "Восход-2" была поставлена труднейшая, качественно иная, чем в предыдущих полетах, задача. От ее успешного решения зависело дальнейшее развитие космонавтики, пожалуй, не в меньшей степени, чем от успеха первого космического полета... значение этого подвига трудно переоценить: их полет показал, что человек может жить в свободном космосе, выходить из корабля... он может работать всюду так, как это окажется необходимым. Без такой возможности нельзя было бы думать о прокладывании новых путей в космосе".

Заокеанские рекорды

Американцы тоже планировали осуществить выход человека в открытый космос и надеялись сделать это первыми. На Земле для решения этой задачи в барокамере тренировался Эдвард Уайт, летчик-испытатель ВВС США. Он вступил в отряд астронавтов в 1962 году, к этому времени имел самый большой опыт пребывания в невесомости, поскольку летал на транспортном самолете КС-13В, где имитировалась невесомость при тренировках астронавтов.

Выход советского космонавта в открытый космос был расценен в США как очередной вызов - в те годы шло соревнование в космосе двух сверхдержав, и американские специалисты вынуждены были активизировать свои усилия. По первоначальному плану Уайту предстояло лишь выглянуть из открытого на орбите люка. Но - программу предстоящего полета пришлось менять на ходу.

Готовившийся к выходу в открытый космос Уайт не ожидал, что его час пробьет так быстро. О предстоящем полете с выходом астронавта в открытый космос NASA объявило 25 мая 1965 года, а уже 3 июня в космос стартовал аппарат "Джемини-4" с астронавтами Д. Макдивиттом и Э. Уайтом на борту. Вскоре после того, как "Джемини" вышел на орбиту, астронавты стали готовиться к выполнению своей основной миссии. Поскольку на "Джемини" в отличие от "Восхода" не было шлюзовой камеры, астронавты откачали из кабины воздух и открыли входной люк. Уайт оттолкнулся от корабля и "выплыл" в открытый космос, Макдивитт снимал его действия кинокамерой, С кораблем Уайта связывал позолоченный фал длиной 7,6 м, через этот же фал поступал необходимый для дыхания кислород.

Уайт находился за бортом корабля 22 минуты, и его, так же как и Леонова, поразил открытый космос: "Я видел потрясающие, не поддающиеся описанию картины". Какое богатство красок! Яркие цвета неба сменялись видами облаков, суши, океана... Лазурь океана была такой глубокой. Зеленые и бурые краски суши казались куда более естественными, чем с летящего на сравнительно небольшой высоте самолета".

За 40 лет истории выходов и работы в открытом космосе - специалисты называют её внекорабельной деятельностью - продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход выросла от 12 минут (А. Леонов, 16 марта 1965 года) до 9 часов (Д. Восс и С. Хелмс, выход из американского челнока "Дискавери" 11 марта 2001 года для работ на МКС). Создание и поддержание в рабочей форме МКС вообще было бы невозможно без продолжительных выходов в открытый космос и выполнения огромного объёма монтажных и ремонтных работ.

Предшественницы МКС - советские орбитальные станции "Салют", "Мир" и американская "Скайлэб" а процессе эксплуатации неоднократно усложнялись, и срок их службы многократно продлевался. Соответственно, повышалась вероятность возникновения неисправностей и насущной становилась необходимость контроля состояния отдельных узлов и агрегатов, в том числе находящихся снаружи - в открытом космосе. Интенсивность выходов выросла в несколько раз - если первая сотня выходов в открытый космос набралась за 17 лет, то вторая сотня в три раза быстрее - всего зa 9 лет. За историю пилотируемой космонавтики было совершено 140 выходов в открытый космос (данные на 1 февраля 2005 г.). Наибольшее количество выходов в открытый космос совершил Анатолий Соловьев. На его счету их 16 суммарной продолжительностью 71 часов 32 минуты. 10 выходов суммарной продолжительностью 42 часа совершил Сергей Авдеев. Среди американцев лидирует Джерри Росс - 9 выходов в открытый космос, он провел за бортом 58 часов. Первой женщиной, совершившей выход в открытый космос 25 июля 1984 года, стала Светлана Савицкая.

История освоения космоса началась еще в 19-м веке, задолго до того, как первый летательный аппарат смог преодолеть притяжение Земли. Безусловным лидером в этом процессе во все времена была Россия, которая и сегодня продолжает реализовывать в межзвездном пространстве масштабные научные проекты. Они вызывают огромный интерес во всем мире, как и история освоения космоса, тем более что в 2015 году исполняется 50 лет с момента совершения человеком первого выхода в открытый космос.

Предыстория

Как ни странно, первый проект летательного аппарата для космических перелетов с качающейся камерой сгорания, способной управлять вектором тяги, был разработан в тюремных застенках. Его автором был революционер-народоволец Н. И. Кибальчич, впоследствии казненный за подготовку покушения на Александра Второго. При этом известно, что перед смертью изобретатель обратился в следственную комиссию с просьбой передать чертежи и рукопись. Однако этого не было сделано, и о них стало известно только после опубликования проекта в 1918 году.

Более серьезная работа, подкрепленная соответствующим математическим аппаратом, была предложена К. Циолковским, который предложил оснащать корабли, пригодные для межпланетных полетов, реактивными двигателями. Эти идеи получили дальнейшее развитие и в работах других ученых, таких как Герман Оберт и Роберт Годдард. Причем если первый из них был теоретиком, то второму удалось в 1926 году осуществить запуск первой ракеты на бензине и жидком кислороде.

Противостояние СССР и США в борьбе за первенство в покорении космоса

Работы по созданию ракет боевого назначения были начаты в Германии еще в годы Второй мировой войны. Их руководство было поручено Вернеру фон Брауну, которому удалось добиться существенных успехов. В частности, уже в 1944 году была запущена ракета V-2, ставшая первым искусственным объектом, достигнувшим космоса.

В последние дни войны все разработки нацистов в сфере ракетостроения попали в руки к американским военным и легли в основу космической программы США. Такой благоприятный “старт”, однако, не позволил им победить в космическом противостоянии с СССР, который сначала запустил первый искусственный спутник Земли, а затем послал на орбиту живых существ, доказав тем самым гипотетическую возможность пилотируемых полетов в космическом пространстве.

Гагарин. Первый в космосе: как это было

В апреля 1961 года произошло одно из самых известных событий в истории человечества, которое по своей значимости не сравнимо ни с чем. Ведь в этот день стартовал первый космический корабль, пилотируемый человеком. Полет прошел нормально, и через 108 минут после старта спускаемый аппарат с космонавтом на борту приземлился недалеко от города Энгельса. Таким образом, первый человек в космосе провел всего 1 час и 48 минут. Конечно, на фоне современных полетов, которые могут длиться до года и даже более, он кажется легкой прогулкой. Однако на момент своего совершения он был расценен как подвиг, так как никто не мог знать, как влияет невесомость на умственную деятельность человека, не опасен ли такой полет для здоровья, и вообще удастся ли космонавту вернуться на Землю.

Краткая биографии Ю. А. Гагарина

Как уже было сказано, первый человек в космосе, который смог преодолеть земное притяжение, был гражданином Советского Союза. Он родился в небольшой деревне Клушино в крестьянской семье. В 1955 году юноша поступил в авиационное училище и после его окончания прослужил два года летчиком в истребительном полку. Когда был объявлен набор в только формирующийся первый отряд космонавтов, он написал рапорт о зачислении в его ряды и принял участие в приемных испытаниях. 8 апреля 1961-го, на закрытом заседании госкомиссии, руководящей проектом по запуску космического корабля “Восток”, было решено, что полет совершит Юрий Алексеевич Гагарин, который идеально подходил как с точки зрения физических параметров и подготовки, так и имел соответствующее происхождение. Интересно, что практически сразу после приземления ему вручили медаль "За освоение целинных земель", видимо, имея в виду, что космическое пространство в то время также было в некотором смысле целиной.

Гагарин: триумф

Люди старшего поколения и сегодня помнят, какое ликование охватило страну, когда было объявлено об успешном завершении полета первого в мире пилотируемого космического корабля. Уже через несколько часов после этого у всех на устах было имя и позывной Юрия Гагарина — "Кедр", а на космонавта обрушилась слава в масштабах, в которых она не доставалась ни одному человеку ни до него, ни после. Ведь даже в условиях холодной войны его принимали как триумфатора во "враждебном" СССР лагере.

Первый человек в открытом космосе

Как уже было сказано, 2015 год является юбилейным. Дело в том, что ровно полвека назад произошло знаменательное событие, и мир узнал, что побывал первый человек в открытом космосе. Им стал А. А. Леонов, который 18 марта 1965 года через шлюзовую камеру космического корабля “Восход-2” вышел за его пределы и провел, паря в невесомости, почти 24 минуты. Эта короткая “экспедиция в неизведанное” не прошла гладко и чуть было не стоила жизни космонавту, так как его скафандр раздулся, и он долго не мог вернуться на борт корабля. Неприятности подстерегали экипаж и на “обратном пути”. Тем не менее, все обошлось, и первый человек в космосе, который совершил прогулку в межпланетном пространстве, благополучно вернулся на Землю.

Неизвестные герои

Недавно на суд зрителям был представлен художественный фильм "Гагарин. Первый в космосе". После его просмотра многие заинтересовались историей развития космонавтики в нашей стране и за рубежом. А ведь она таит немало загадок. В частности, лишь в последние два десятилетия жители нашей страны смогли познакомиться с информацией, касающейся катастроф и жертв, ценой которых достигались успехи в освоении космоса. Так, в октябре 1960 года на Байконуре взорвалась беспилотная ракета, в результате чего погибли и скончались от ран 74 человека, а в 1971 году разгерметизация кабины спускаемого аппарата стоила жизни троим советским космонавтам. Немало жертв было и в процессе реализации космической программы Соединенных Штатов, поэтому, рассказывая о героях, следует вспоминать и тех, кто бесстрашно брался за выполнение задания, безусловно, осознавая, какому риску он подвергает свою жизнь.

Космонавтика сегодня

На данный момент можно с гордостью утверждать, что первенство в борьбе за космос выиграла наша страна. Конечно, нельзя умалять роль тех, кто боролся за его освоение на другом полушарии нашей планеты, и никто не станет оспаривать тот факт, что первый человек в космосе, ступивший на Луну, — Нил Амстронг — был американцем. Однако на данный момент единственной страной, способной совершать доставку людей в космос, является Россия. И хотя Международная космическая станция считается совместным проектом, в котором участвуют 16 государств, без участия нашего он не может продолжать свое существование.

Каким будет будущее космонавтики через 100-200 лет, сегодня никто не может сказать. И это неудивительно, ведь точно так же в теперь уже далеком 1915 году вряд ли кто-нибудь мог бы поверить, что через столетие просторы космоса будут бороздить сотни летательных аппаратов различного назначения, а на околоземной орбите будет вращаться вокруг Земли огромный “дом”, где будут постоянно жить и работать люди из разных стран.

Звездное небо будоражило воображение человека со дня его осознания себя человеком, и по-прежнему нет ничего более удивительного, огромного и при этом неизведанного, чем Вселенная. Вряд ли можно найти более глобальную, объединяющую и важную цель для человечества, чем освоение космоса. Далее можешь ознакомиться с тем, как это было и где мы сейчас.

1. «Спутник-1»

В 1957 году Советским Союзом был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли. Кодовое название «ПС-1» («Простейший Спутник-1») - и это неспроста: конструкция представляла собой «ведро» с вентилятором и радиопередатчиком. Всё, что смог сделать этот спутник, - просто передать радиосигнал с орбиты Земли и сообщить человечеству о начале космической эры.

2. «Луна»

Советский проект «Луна» получил множество достижений в номинации «Первый». «Луна-2» в 1959 году стал первым аппаратом, достигнувшим поверхности спутника Земли, а «Луна-3» в том же году сделал первые в истории снимки обратной стороны. Руководитель проекта Келдыш был недоволен качеством снимком, тем не менее других не существовало, и они дали Союзу приоритет в наименовании объектов на поверхности Луны. Кроме этого, «Луна-3» стал первым в истории аппаратом, осуществившим «гравитационный манёвр» - это когда космический аппарат использует гравитацию небесного тела для изменения траектории и скорости движения.

3. «Поехали!»

Именем Юрия Гагарина названы улицы во всех городах России и во многих других странах мира. 1961 год, первый человек в космосе, полёт длился 108 минут, за это время корабль «Восток» успел совершить полный оборот вокруг Земли. В ходе полёта было проведено множество базовых тестов: человек впервые пил, ел, делал записи и выполнял простые математические расчёты в космосе. До этого никто не знал, как же на самом деле будет чувствовать себя человек на орбите.

4. «Марс»

Советская программа по изучению Марса началась в 1964; наиболее значимые результаты были достигнуты к 1971 году. Автоматическая межпланетная станция «Марс-2» стала первым искусственным объектом на поверхности Красной планеты, хотя аппарат и потерпел аварию. Следовавший по пятам «Марс-3» в том же году впервые в истории совершил мягкую посадку. Сеанс связи длился всего 14 секунд - за это время было передано первое фото с поверхности планеты.

5. Маленький шаг для человека

24 июля 1969 года два члена экипажа «Аполлон-11» ступили на поверхность Луны: Нил Армстронг и Базз Олдрин совершили один выход и пробыли на спутнике Земли два с половиной часа. Всего с 1969 по 1972 год по программе «Аполлон» было выполнено 6 полётов с посадкой на Луне. За эти годы на спутнике побывало 12 человек.

6. «Венера»

Ещё одна советская программа, но уже по изучению Венеры; снова множество важнейших достижений и открытий. Советские аппараты выяснили, что у ближайшей соседки невероятно высокое давление и она никакой не близнец Земли. В 1970 году «Венера-7» совершила первую в истории мягкую посадку, а пять лет спустя «Венера-9» передала первые фотографии с поверхности. Неофициально Венеру считали «советской» планетой, так как Союз прикладывал огромные усилия для её изучения, оставив Марс конкурентам.

7. «Викинг»

В 1975 году два одинаковых аппарата «Викинг-1» и «Викинг-2» были отправлены к Марсу с целью найти следы жизни в грунте. Жизнь найти не удалось, но была совершена мягкая посадка, были получены первые образцы грунта и первые панорамные цветные фото с поверхности. Аппараты должны были проработать 90 суток, но значительно превысили этот срок. «Викинг-1», например, оставался функциональным 5 лет.

8. «Вояджер»

«Вояджер» (или «Путешественник») - проект NASA по исследованию дальних планет Солнечной системы - Юпитера, Сатурна, Нептуна, Урана и Плутона (который тогда ещё считался планетой), а также их спутников. «Вояджер-1» и «Вояджер-2» были запущены в 1977 году. Они впервые передали детальные цветные снимки дальних планет и в первый раз сфотографировали крупнейшие спутники. Кроме этого, «Вояджер-1» стал первым искусственным объектом, покинувшим пределы Солнечной системы. На борту он несёт послание внеземным цивилизациям.

9. «Спейс шаттл»

Программа NASA «Космическая транспортная система» стала новым и смелым шагом к пилотируемой космонавтике. Всего было создано 5 космических челноков: «Индевор», «Атлантис», «Дискавери», «Челленджер» и «Колумбия». Два последних погибли вместе с экипажем, а всего с 1981 по 2011 «Спейс шаттлы» совершили 135 полётов.

10. «Мир»

В 1986 году Советский Союз вывел на околоземную орбиту базовый блок станции «Мир». Сама станция, без преувеличения, стала символом эпохи. Более 12 лет станция «Мир» имела постоянное «население»: Валерий Поляков пробыл на «Мире» 437 суток - и это рекорд пребывания человека в космосе. Было проведено 23 000 экспериментов и получено огромное количество данных о межпланетном пространстве.

11. «Хаббл»

Телескоп «Хаббл», выведенный на орбиту в 1990 году, стал «глазами» человечества. Орбитальный телескоп смог заглянуть так далеко, как никто прежде, и показать такие красоты Вселенной, каких и представить себе никто не мог. Удивительная история: если бы «Хаббл» продавался в супермаркете, то шёл бы по скидке как уценённый товар. Его зеркало, несмотря на то что являлось самым точно выверенным и дорогим в истории, имело дефект. Не удавалось достичь заданной резкости, хотя качество снимков всё равно было лучше, чем у любых наземных телескопов. Дефект был устранён в 1993, ремонт проходил в открытом космосе и длился 10 дней.

12. «Соджорнер»

Первый марсоход, успешно доставленный на Красную планету. «Соджорнер» дословно означает «временный житель» или «проезжий». Планировалось, что марсоход проработает на поверхности 7 сол (сол - марсианские сутки - 24 часа и 40 минут), но он работал в течение 83 сол до того момента, как спускаемая станция, действовавшая в качестве ретранслятора, не вышла из строя. После этого контакт с «Соджорнером» был потерям, его местонахождение сейчас неизвестно.

13. МКС (1998)

Международная космическая станция пришла на замену «Миру» в 1998 году. МКС почти в 5 раз больше предшественника и служит космической «дачей» для человечества по сей день. Всего в проекте МКС участвует 14 стран, хотя наибольшую нагрузку несут, конечно, США и Россия.

14. «Новые рубежи»

Автоматическая межпланетная станция «Новые горизонты» в рамках программы NASA «Новые рубежи» была запущена в 2006 году. Её цель - изучение Плутона и других объектов пояса Койпера. Пояс Койпера - это область Солнечной системы, похожая на пояс астероидов между Марсом и Юпитером, только этот пояс находится на дальних границах Солнечной системы и состоит из карликовых планет вроде Плутона. Кроме этого, аппарат «Новые горизонты» стал самым быстрым в истории.

15. Планы по колонизации Марса от Илона Маска

SpaceX - частная компания, основанная Илоном Маском с амбициозной целью ни много ни мало колонизировать Марс. Самым важным достижением на данный момент является не возвращение и посадка первой ступени Falcon и не запуск автомобиля в сторону Марса, а возобновление интереса к космосу в широких массах. Маск вместе со SpaceX вернул человечеству великую мечту.

16. «Чанъэ-4»

В 2019 году китайская автоматическая межпланетная станция «Чанъэ-4» впервые в истории совершила мягкую посадку на обратной стороне Луны. В ходе миссии была опробована новая система связи, и впервые на спутнике Земли проросли семена хлопка. Они вместе с другими культурами были помещены в контейнер, предназначенный для тестирования возможности формирования замкнутой биосферы.

Кто они - первые люди в космосе? Вторая половина двадцатого столетия знаменательна многими событиями. Одним из самых грандиозных было открытие человеком космического пространства. Советскому Союзу принадлежала ведущая роль в этом качественном скачке, которое осуществило человечество, начиная осваивать космос. Несмотря на сильнейшее соперничество между ведущими державами мира, СССР и США, первые люди в космосе были из Советского Союза, что вызывало приступы бессильного гнева в соперничающей стране.

1961 год

Двенадцатое апреля 1961 года — это дата, которая известна любому школьнику. В этот день впервые был осуществлен полет человека в космос. Именно тогда все люди Земли узнали от космонавта, что наша планета действительно круглая. Именно тогда, 12 апреля, побывал первый человек в космосе. Год 1961-й навсегда вошел в историю землян.

В те годы между СССР и США было жесткое соперничество. И там, и там активно стремились к освоению космического пространства. В США также готовились осуществить полет в космос. Но так вышло, что первым полетел космонавт из Советского Союза. Им оказался Юрий Гагарин. Эксперименты до этого уже проводились, и в космос летали собаки, знаменитые Белка и Стрелка, но не человек. Весь мир рукоплескал первому космонавту, несмотря на все попытки США понизить значение его полета.

Как это было

Космический корабль «Восток-1» стартовал в 9 часов 7 минут с космодрома Байконур, на борту которого находился Юрий Гагарин. Его полет продолжался совсем недолго, всего 108 минут. Нельзя сказать, что он был полностью гладким. Во время полета возникали происходил сбой связи; датчик герметичности, из-за которого не отсоединялся агрегатный отсек, не сработал; было и заклинивание скафандра.

Но оптимизм космонавта и техника в целом не подвели. Он приземлился, катапультировавшись на Землю. Но из-за сбоя в системе торможения аппарат спустился не в запланированной области (в 110 километрах от Сталинграда), а в Саратовской, недалеко от города Энгельса.

Именно из-за этого США долгое время пытались навязать миру свое мнение, что полет нельзя было назвать полным. Однако попытки не увенчались успехом. Гагарина встречали во многих странах как героя. Он был удостоен огромного множества всевозможных наград в разных странах мира.

Юрий Гагарин: краткая биография

Он родился девятого марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района (в настоящее время это Гагаринский в простой крестьянской семье. Там же он пережил полтора года оккупации фашистских войск, когда вся семья была выгнана из дома и была вынуждена ютиться в землянке. В это время мальчик не учился, и лишь после освобождения Красной Армией занятия в школе возобновились. Гагарин с отличием окончил ремесленное училище и поступил в Саратовский индустриальный техникум. В 1954 году он впервые пришел в саратовский аэроклуб, а в 1955-м, после окончания учебы,совершил свой первый полет. Всего их было впоследствии 196.

Затем он окончил военно-авиационное училище и служил летчиком-истребителем. А в 1959 году написал заявление о том, чтобы его причислили в группу кандидатов в космонавты.

Юрий Гагарин ушел из жизни очень рано, в возрасте 34 лет. Но за недолгую жизнь он оставил о себе большую память в сердцах многих людей, запомнивших его как человека, впервые побывавшего во внеземном пространстве.

После полета Юрия Гагарина данное направление стало развиваться еще более активными темпами. Человек и космос манили друг друга с новой силой. Ученые загорелись теперь тем, чтобы там побывала женщина. Упорство и ум помогли представительнице прекрасного пола Валентине Терешковой. 16 июня 1963 года, стартовав на космическом корабле «Восток-6», побывала первая женщина в космосе, прославившись с тех пор на весь мир.

Валентина Терешкова: краткая биография

Она родилась 6 марта 1937 года в Тутаевском районе Ярославской области в обычной семье. Ее отец был трактористом и погиб на фронте, а мама работала на ткацкой фабрике. В 1953 году Валя окончила семь классов и устроилась браслетчицей на ярославский завод. Параллельно она получила образование в вечерней школе. В 1959 году юная Терешкова стала заниматься парашютным спортом и совершила около ста прыжков.

С космонавтикой она связала свою судьбу в 1962 году, когда было решено отправить женщину в космос. Из множества претенденток было отобрано всего пять кандидатур. После зачисления в отряд космонавтом Валентина приступила к усиленным тренировкам и обучению. И год спустя именно ее выбрали для полета.

Первый космонавт в открытом пространстве

Первым вышел из космического корабля в открытое внеземное пространство. Это было 18 марта 1965 года. На тот момент никаких систем спасения для космонавтов не предусматривалось. Невозможно было пристыковаться или из одного корабля перейти в другой. Можно было надеяться лишь на себя и на технику, которая летела с ним. Алексей Архипович решился на это, тем самым воплотив мечту легендарного Циолковского, который предлагал использовать шлюзовую камеру для выхода в открытый космос.

И снова СССР опередил США. Они ведь тоже хотели реализовать подобное. Но выход первого человека в космос был осуществлен именно советским человеком.

Как это было

Сначала в открытое пространство хотели отправить животное, но впоследствии отказались от этой идеи. Ведь главная задача, заключающаяся в том, чтобы выяснить, как поведет себя в космосе человек, не была бы решена. К тому же животное не смогло бы рассказать потом о своих впечатлениях.

Разные предположения были на устах общественности по поводу выхода человека в открытое внеземное пространство. И, несмотря на то что первые люди в космосе уже побывали, точной уверенности, как поведет себя человек вне корабля, не имел никто.

Состав экипажа подбирался самым тщательным образом. Кроме отменных физических данных, требовалась слаженность и сработанность всей команды. Космонавтами стали Беляев и Леонов, два дополняющих друг друга по своим качествам человека. Космонавт пробыл за бортом двенадцать минут, в течение которых пять раз отлетал от корабля и возвращался обратно. Проблема возникла тогда, когда ему необходимо было вернуться в кабину. Скафандр в вакууме раздулся так сильно, что он не мог втиснуться в люк. После ряда безрезультатных попыток Леонов решился вопреки инструкции вплыть внутрь головой, а не ногами. Ему это удалось.

Алексей Архипович Леонов: краткая биография

Он родился 30 мая 1934 года в сибирском селе, недалеко от города Кемерово. Его отец был шахтером, а мать — учительница.

Алексей вырос в многодетной семье и был девятым ребенком. Еще за школьной партой он начал интересоваться авиационной техникой, и после средней школы поступил в школу летчиков. Затем окончил училище летчиков-истребителей. А в 1960 году, выдержав строгий отбор, был зачислен в космонавты.

Леонов осуществил свой полет в 1965 году. С 1967-го по 1970-й он руководил лунной группой космонавтов. В 1973 году был отобран в совместный полет с космонавтами США, когда впервые в истории произвели стыковку космических кораблей.

Алексей Леонов является международным членом отряда астронавтов, академиком РАА и сопредседателем ассоциации участников космических полетов.

Человек и космос

Касаясь темы космоса, нельзя не упомянуть таких людей, как С. П. Королев и К. Э. Циолковский. Они не первые люди в космосе и никогда там не были. Однако во многом благодаря их усилиям и трудам человек все-таки достиг его.

Сергей Павлович — создатель ракетно-космической Именно по его инициативе были отправлены первый искусственный спутник Земли и «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. Когда в его куртке нашли фото Сергея Павловича.

Константин Эдуардович — ученый-самоучка, считается основоположником космонавтики теоретической. Он — автор многих научных и фантастических работ, пропагандировал идеи освоения космического пространства.

Холодная война — это исторический период с момента окончания Второй Мировой войны и до краха Советского Союза, когда две крупные сверхдержавы состояли в военно-политической конфронтации. Хотя холодная война была основана на противостоянии двух конкретных государств, она считается глобальной, так как втянуты в гонку оказались практически все державы мира.

Вторая мировая война, несмотря на свой разрушительный характер, тем не менее, дала толчок к созданию улучшенных систем вооружений, изучению дополнительных способов защиты и привела к новым мировым открытиям.

После окончания второй мировой войны и победы над Гитлером выделились две самые масштабные и сильные сверхдержавы — это СССР и США. Соперничество между странами проявлялось во всех сферах жизни и затрагивало экономику, политику, науку и идеологию. То, что появлялось у одного государства, мгновенно перетягивалось во второе с новыми улучшениями и идеями. Таким образом, у обеих держав появились сильнейшие органы управления и охраны: это американский НАТО и советский ОВД, оба государства занимались успешной разработкой ядерного оружия, активно развивали военную экономику, разрабатывали все новые средства защиты и нападения, а также выступали в качестве третьих сторон во всех возникающих военных схватках и конфликтах. Это были времена ожесточенного соперничества, скрытых конфликтов, шпионов и засланников, тайных шифров и великих научных достижений.

Причинами возникновения холодной войны стали:

  • нацеленность США на мировое господство;

Цель США была довольно понятна — ослабленные Европейские державы не могли занять пальму первенства, так как на установление привычного уклада требовалось колоссальное вложение времени и финансов. Третьи же страны мира еще были слишком неразвитыми, чтобы соперничать с сильной, современной и инновационной Америкой. США решили использовать это как шанс захвата мировых территорий и объединения всех народов под американской идеологией.

  • разница идеологий, пропагандируемых США и СССР.

В первую очередь в основе различий лежала идеология и пропагандируемый образ жизни. Взгляды коммунистического Советского Союза прямо противостояли ценностям и моралям капиталической Америки. Победа над нацистской Германией принесла Советскому Союзу небывалую славу и величие. Опасаясь распространения коммунизма, США откровенно заявила о своих правах и развернула конфликт с Советским Союзом.

Почему державы не перешли к открытым военным действиям?

Основным сдерживающим фактором послужило наличие ракетно-ядерного оружия у обеих держав в огромном количестве. Открытые военные действия между двумя мировыми лидерами неизбежно привели бы к полному уничтожению Земли.

Победитель в гонке

Итоги холодной войны оказались неоднозначными и в некотором смысле даже противоречивыми.

Если говорить конкретно о двух противниках, холодная война была завершена с развалом Советского Союза в 1991 году. Послевоенная экономическая система СССР не выдержала гонки вооружений. Слишком быстрый скачок развития и резкая модернизациях всех действующих государственных предприятий страны привели к развалу государства на отдельные автономные державы. Коммунистическая идеология и политика Сталина оказались неприемлемыми для многих участников СССР, в ходе чего социалистический лагерь развалился.

Россия оказалась прямой преемницей СССР и сохранила свой статус ядерной державы и место в ООН. США остались единственной сверхдержавой, и американские ценности и идеология жизни постепенно начали внедряться на территорию постсоветского пространства.

Однако в ходе холодной войны было совершено два значимых для мирового развития открытия: ядерное оружие и первый полет в космос. И хотя СССР и нельзя назвать победителем в гонке, роль ученых и их открытий в мировом опыте бесценны, космическая гонка между США и СССР принесла миру невероятные достижения.

О первом полете человека в космос

Космос на протяжении долгих столетий будоражил ума ученых и казался недосягаемым. Однако научный прогресс позволил сделать первые шаги в начале ХХ века. Продуктивные освоения космоса начались с запуска на орбиту скандально известных Белки и Стрелки, которые стали первыми мировыми космонавтами и покорителями космического пространства. Меньше года спустя после этого события советские ученые отважились на первый запуск человека в космос. 12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин отправился бороздить просторы космоса на космическом корабле. Время нахождения Гагарина в космосе составило целых 108 минут, что было невероятно по тем меркам. Первый полет человека в космос признан колоссальным успехом и достижением советских ученых, а 1961 год стартом освоения новых неизведанных территорий невесомости и триумфом человеческого сознания над неизвестной материей.

Как же это было?

История первого полета в космос неодназначна, газеты во многом приукрасили события. И хотя подвиг Гагарина не ставится под сомнение, многие неточности полета были вскрыты лишь впоследствии. Первая космическая ракета тщательно разрабатывалась и простраивалась в течение 50 лет, проходя множество осмотров, тестирований и испытаний. Космодром Байконур стал отправной точкой первого космического полета.

Юрий Гагарин совершил полет вокруг орбиты земли, преодолев 41 000 км. Молодой летчик-космонавт стал одним из самых уважаемых людей общества, а также кумиром для сотни молодых людей, мечтавших вслед за ним покорить космос. Не смотря на тщательную продуманность и запланированность первого полета, в ходе него произошло множество непредсказуемых событий. Например, перед выходом в атмосферу Земли в корабле произошел собой, из-за чего он кувыркался в течение 10 минут. Приземление под Саратовом также не было запланировано, космонавт промахнулся на 2800 км. 12 апреля 1961 года официально признанная дата, когда отмечается День Космонавтики .

Первый выход человека в открытый космос

Вторым серьезным шагом к освоению космоса стал выход человека в пространство открытого космоса. Данная миссия была возложена на экипаж космического корабля «Восход-2», который состоял из Александра Беляева и Алексея Леонова.

Следующий целью советских ученых стал выход человека в открытый космос. В марте 1965 года космический корабль «Восход-2» унес в космическое пространство экипаж корабля , который состоял из П.А. Беляева и А.А. Леонова. 18 марта Алексей Архипович Леонов осуществил выход в открытый космос, космонавт покинул корабль и удалился от корабля на 5 метров. Время, проведенное в открытом космосе, составило 12 минут, 9 секунд.

Фото улыбающегося Леонова в космическом шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, добавляя известности советскому союзу. Однако мало кто знал, каких усилий стоили космонавтам тренировки перед полетом, а ученым - построение оснащенного корабля и скафандров.

Специально для «Восхода-2» были разработаны специальные скафандры под названием «Беркут», в которых космонавты могли бы покинуть территорию корабля и остаться в живых. «Беркут» имел дополнительный герметичный слой, а на спине располагался ранец с запасом кислорода. Скафандр было достаточно объемным и тяжелым, так что космонавтам пришлось пройти дополнительную подготовку.

Касательно поведения человека в открытом космосе ученые строили множество теорий. Большинство из которых основывались на невозможности нахождения человека в открытом космосе: космонавт будет либо лишен возможности двигаться, либо приварится к кораблю, либо попросту сойдет с ума. Однако пессимистичные теории не оправдались, в назначенный час икс, Леонов оттолкнулся от корабля и мягко выплыл в открытый космос. Чувствовал себя космонавт хорошо, о чем свидетельствовал его доклад , Леонов полностью выполнил всю запланированную программу. С возвращением на корабль возникли трудности, так как раздувшийся в невесомости скафандр не позволял Леонову пробраться в шлюз. Леонов самостоятельно принял решение понизить давление в «Беркуте» и ринулся в шлюз головой вперед. При возвращении на Землю произошло происшествие — система корабля дала сбой, и космонавтам пришлось перейти на ручное управление. Посадка ракеты произошла в глуши пермских лесов, оперативной группе удалось спасти обоих героев. Первый выход человека в открытый космос был успешно завершен, а Алексей Леонов навсегда внес свое имя в историю космонавтики. Газеты дали СССР новое имя — космическая сверхдержава .

Первый полет женщины в космос

Валентина Владимировна Терешкова первый женщина-космонавт , отправившаяся в неизведанную космическую стихию. В июне 1963 года Валентина на корабле «Восток-6» 45 раз облетела вокруг Земли, проведя в космосе 71 час.

Проведенные в космосе часы стали далеко не самыми счастливыми в жизни женщины, так как корпус самого корабля был крайне тесным и неудобным, а в ходе полета выявилось множество недочетов системы. Кроме этого полет был чрезвычайно рискованным, никто из ученых не обладал точными данными о последствиях влияния космоса на женский организм и здоровье.

Итоги достижений

Космическая гонка — одно из ключевых «сражений» холодного противостояния двух сверхдержав. В течение 18 лет СССР и США активно боролись за право первенства в научных достижениях и освоении космоса.

Вот десять самых признанных космических достижений:

  1. Разработка и построение первой космической ракеты.
  2. Впервые созданные и запущенный в космос искусственный спутник Луны.
  3. Первое существо (собака), отправленное на земную орбиту.
  4. Первое животное-космонавт, запущенное на орбиту Земли.
  5. Запуск искусственного спутника Солнца и старт изучений нашей звезды.
  6. Станция на Луне.
  7. Человек впервые на просторах космоса.
  8. Первый проход по открытому космическому пространству.
  9. Построение моста между двумя планетами.
  10. Первый эксперимент с живыми растениями и существами во время облета Луны.
  11. Станция на Марсе.