Знакомство с буквой "У". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Программное содержание: уточнить произношение звука «у», учить четко произносить его в звукоподражаниях и словах, учить находить звук среди других звуков, называть слова с заданным звуком, познакомить с буквой У, называть существительные в единственном и множественном числе, в именительном и винительном падежах, развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: Предметные картинки: паровозик, утка, удочка, улитка, утюг, уж, усы, поросёнок, филин. Сюжетные картинки: «Заблудился в лесу», «Плачет малыш». Символ звука «у» и буква У. Карточки-схемы. Зеркала.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра на развитие моторно-слуховой памяти. Педагог предлагает детям воспроизвести простой ритмический рисунок Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

2. Артикуляционная гимнастики. Дети работают перед индивидуальными зеркалами. Растянуть губки в улыбке. Зубки спрятаны. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.

Губки растянуты в улыбке, зубки открыты. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.

Вытянуть губки трубочкой. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы продолжим знакомство с гласным звуком «у» и познакомимся с буквой У. Чтобы правильно произносить гласный звук «у» вытяните губки трубочкой, положите ладошку на горлышко. Послушайте, как оно гудит. Скажем дружно: у ууууу. Дети повторяют упражнение несколько раз. Игра «Паровозик». Педагог предлагает детям стать друг за другом, положив руки на плечи товарищу. Дети двигаются по группе. Водящий объявляет остановки, паровозик гудит: ууууууу.

4. Работа с картинками. Выставляется картинка «Заблудилась в лесу». Выясняется, что кричат в лесу, когда заблудятся. Как кричат громко или тихо. Дети проговаривают: -Ау-ау-ау. Тихо и громко.

Картинка «Плачущий ребёнок». Выясняется, что малыш плачет: -уа -уа-уа. Картинка «Свинка отдыхает» Довольная пыхтит: -уф -уф -уф. Картинка «На суку сидит филин». Он пугает: -уф -уф -уф.

Как гудит паровозик?

Как кричат в лесу?

Как плачет ребёнок?

Как дышит свинка?

Как кричит филин?

Какой звук мы слышали чаще других звуков?

Это . Мы его можем долго тянуть и петь.

Педагог демонстрирует сигнал звука «у» и сравнивает его с артикуляцией звука «у». Дети сравнивают кружок на карточке с артикуляцией звука « у» перед зеркалом.

5. Различение звука «у» среди других звуков. Педагог называет гласные звуки, дети поднимают сигнал только на звук «у».

Что делают губки когда произносят звук «у»?

Губки вытягиваются трубочкой и рисуют маленький кружок.

6. Проговаривание слогов и звукоподражаний перед зеркалами.

Ту-ту-ту-ту. Ду-ду-ду-ду. Му -му- му- му. Ку-ку-ку-ку. Уф-уф-уф-уф. Ум-ум- ум-ум.

7. Физминутка.

«Филин». Дети- мышки, водящий- филин. Филин ловит мышек с возгласом -уууф-ууууф-уууф, после слов.

Мышки по полю гуляли

Мышки зернышки искали.

Тише мышки филин близко.

8. Называние слов со звуком «у». Выделение звука «у» голосом. Исключение лишней картинки.

На доску выставляются картинки: уж, улитка, утка, муха, кот.

Дать объяснение, почему слово кот лишнее.

9. Разделить слова на слоги, расположив их на наборном полотне или распределить по вагончикам. Слова с одним слогом в первый вагон, с двумя слогами во второй вагон, с тремя слогами в третий вагон. Определить место звука «у», обозначить звук «у» сигналом. Познакомить с буквой У. Выложить букву из палочек. Напечатать букву на карточке-схеме.

10. Дидактическая игра «Магазин».

Дети выбирают игрушки только со звуком «у». Называют игрушку и выделяют звук «у» голосом. В конце игры выясняется, почему не куплены оставшиеся игрушки. Детям даётся возможность поиграть с игрушками.

11. Итог занятия.

Оценка работы детей на занятии.

Бандурина Т.

Конспект логопедического занятия для дошкольников

Тема: ЗВУК [У]. БУКВА «У»

Цели: учить четко произносить звук [у]; учить выделять звук [у] из ряда гласных, из начала слова, из середины слова; знакомство с буквой «У»; развивать фонематическое восприятие , силу голоса; развивать графические навыки; развитие мелкой моторики пальцев рук .

Оборудование: картинка-символ звука [у]; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; профиль, изучаемого звука; предметные картинки на звук [у]; плакат «лесной полянки»; трафареты для рисунка утенка.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук [а].

Сообщение темы.

Логопед. Гном Звукознайкин принес картинку – символ звука [у]. Паровоз гудит: у-у-у.

Произнесение звука [у].

  1. Детям предлагается очень четко произнести звук [у] тихо, громко, высоким голосом, низким голосом. Пользуясь зеркалами, дети контролируют положение губ, языка. Далее рассматривают положение губ и языка на профиле.
  2. Характеристика звука [у] – гласный, его можно петь, произносить протяжно и отрывисто.
  3. Произношение обратных и прямых слогов: ут, ум, ун, ту, пу, му, ну и т. д.
  4. Игра «Кто самый внимательный?» — выделение звука [у] из гласных: поднять карточку с символом звука [у]: а, у, ы, а, о, у, э, у и т. д.

Рассмотреть картинки, упражнять в произношении слов: утка, утюг, утята, улитка, уж.

Выделение звука [у] из начала слова: ухо, утенок, указка, улица, уха, уши, улыбка, укроп.

Выделение звука [у] из середины слова, произношение слов со звуком [у] в середине слова: туфли, муха, паук, пух.

Проведение физкультминутки «Поезд».

Летит поезд во весь дух

Ух – ух – ух!

Круговые движения согнутыми в локтях руками.

Загудел тепловоз у – у – у!

Домой деток повез.

Остановиться, погудеть.

Ту – ту – ту – ту

Я всех мигом довезу!

Повторять те же движения.

Знакомство с буквой «У».

Логопед. Ребята, послушайте стихотворение «Звук и буква «У».

Буква «У» кричит: «Ура!»

Руку тянет вверх она.

Логопед. А теперь послушайте еще один стишок, и скажите в каких словах есть звук [у]. (Логопед медленно читает стихотворение, а дети после каждой строчки называют слова со звуком [у].)

Утенка с рожденья учили купаться.

Умел он и плавать, умел и нырять.

Он каждое утро бежал умываться,

И днем на прогулке учился летать.

Логопед. На что похожа буква «У»? (Ответы детей).

Поставить большую букву «У» красного цвета в кассу гласных букв, вторая буква «У» помещается на лесную полянку (на стене плакат «лесной полянки», буквы крепятся магнитом).

Логопед. Посмотрите на картинку – едет поезд, давайте прочитаем, как он гудит.

Упражнение на внимание.

Логопед. Девочка Уля пришла в магазин. Она купила игрушки в названии которых первый звук [у]. Какие игрушки купила Уля?

Пальчиковая гимнастика.

  1. Выложить букву «У» из палочек.
  2. Показать пальцами рук: козу (указательный и мизинец); козлят (двумя руками); очки (соединить большой палец с остальными по очереди); зайца (указательный и средний); деревья (руки ладонями к себе, расставить пальцы).
  3. Написать букву «У» пальцем в воздухе, мелом на доске.

Работа в тетрадях (по трафаретам).

  1. Написать строчку букву «У».
  2. Нарисовать утенка по трафаретам.

Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ У, у

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой У, у ; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [у] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «труба», «стул»; создать условия для развития речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву У, у ; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком [у] в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стул», «труба» без проведения звукового анализа.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Ход урока

    Орг. момент

Ребята, как вы думаете, что такое чудо ? (Что-то необыкновенное, сверхъестественное)

Девиз нашего урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости».

Я хочу чтобы мы сегодня на уроке были мудрыми и смогли увидеть в обычных предметах и словах чудесное, интересное.

2. Актуализация знаний

* Игра «Поставьте буквы правильно»

А о О а Я Ё ё я

На какие группы можно разделить все эти буквы?

твердого согласного? а о

Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? я ё

* Фонетическая зарядка.

Как воет волк?

Как корова мычит?

Как кукушка кукует?

Какой звук повторялся всякий раз, когда вы отвечали на вопросы?

ФИЗМИНУТКА

3. Открытие нового знания. (СЛАЙД 1)

Звуковой анализ слов «труба», «стул» ВЫЛОЖИТЬ СХЕМЫ на доске

Назовите третий звук в словах тру ба и сту л.

Какие согласные звуки стоят в словах труба и стул перед звуком у?

Звук у после твердого согласного обозначается буквой Уу .

(СЛАЙД 2)

Рассмотрите большую и маленькую буквы Уу. Сравните их.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

(Заменить в схеме звук буквой у )

*Занимательные задания с буквами. (СЛАЙД 3)

На букву "А" напал недуг,

И встало "У" взамен подружки.

Прошу я лак -

Дают мне … (лук),

Хрюкают, как … (Чушки).

Там, где стоял

С водою бак,

Внезапно вырос … (Бук).

Подумал дятел:

"Так-так-так",

А вышло: …. ("Тук-тук-тук").

*Занимательные модели слов . (СЛАЙД 4)

…у… (зуд, суп)

… …у… (стук, стул, паук, круг)

*Отгадайте загадку.

Вдоль по речке , по водице

Плывет лодок вереница ,

Впереди корабль идет ,

За собою их ведет,

Весел нет у малых лодок ,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу повернет. (Утка, утята) (СЛАЙД 5)

(СЛАЙД 6) (Выложите схемы слов у себя на партах УТКА УТЯТА)

* Определите кто лишний . (СЛАЙД 7)

Назовите предметы которые вы видите. Внимательно слушайте названия этих предметов. Какой предмет здесь лишний и почему?

*Рассказ по серии сюжетных картинок. (СЛАЙД 8)

Посмотрите и расскажите, что произошло с этим медведем.

4. Итог урока.

С чем мы познакомились сегодня на уроке?

5. Рефлексия.

- Закончите предложение.

Сегодня на уроке ……

Технологическая карта урока обучение грамоте в 1 классе. Тема: Знакомство с буквой У, у.
Цель: создать условия для знакомства с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у. Задачи: 1) обучающие:

    совершенствование умения выделять звуки в словах; формировать навык чтения; совершенствование умения составлять предложения по иллюстрации.
2) развивающие:
    развивать связную и учебно- научную речь обучающихся; развитие процессов синтеза и анализа; развитие памяти.
3) воспитывающие:
    воспитание культуры речи; воспитание любви и ответственности перед окружающим миром.
Оборудование: мягкая игрушка утёнок, письмо от утёнка, карточки с изображением печатных и письменных букв У.у; карточки для схем; индивидуальные наборы карточек-звуков, карточки с заданием; презентация.

Этапы урока

I. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин) Цель: включение в учебную деятельность.

II. Активизация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (4-5 мин) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин) Цель: выявление причины затруднения, определение темы и цели урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (10 мин) Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление. Цель: усвоение нового способа действий.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. (5 мин) Цель: создание ситуации успеха.

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (4 мин) Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного.

IX. Рефлексия. (2 мин) Цель: самооценка результатов деятельности.

Проверяют готовность к уроку. Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки.
-Ребята, перед уроком я получила письмо: « Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я хочу подарить вам первую букву из своего слова-названия. Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте, кто я: Удивительный ребёнок, Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать.»
-Кто же этот таинственный гость? -Как догадались, что это утёнок? -Утёнок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия. -Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква.
-Определите тему и цель урока. -Правильно.

1. Выделение звука [у] из слова. -Давайте ещё раз выделим из слова утёнок первый звук и определим, какой это звук: гласный или согласный. - Вспомните, в каких ещё словах мы встречали этот гласный звук [у]? 2. Упражнение в умении слышать звук [у] в словах. - Сейчас мы поиграем и поучимся слышать звук [у] в словах. Хлопайте в ладоши, если услышите звук [у] в словах. Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица. 3. Знакомство с буквами У, у. В классе появляется утёнок (озвучивает учитель) -Здравствуйте, ребята! Я сейчас слышал, как вы играли в какую-то интересную игру. Какое правило было в вашей игре? -А я вам как раз принёс букву, которой обозначается этот звук на письме. Вот она какая. Буква «У» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. -Чтобы вам,было легче запомнить её изображение, выучите стишок: Буква У совсем проста. Тянет ушки из хвоста. Слайд 1. - Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа буква?

Работа со схемой слова. - Ребята, мне очень понравилось у вас, меня дома ждут папа и мама. Я хотел бы на память получить от вас подарок. Составьте для меня схему слова «утки». Чтение слова с опорой на схему. -Очень красивая схема получилась. А нет ли в схеме места для буквы У? - Большое спасибо, ребята. Всем моим родственникам уткам понравится ваша работа. До свидания.
Игра «Кто лишний?» -Определите, кто лишний: медведь, утка, улитка, уж. Проверка.

Составьте предложение по картинке. -Кого привела утка? -Составьте схему предложения. - Сколько слов в предложении? -Назовите первое слово, второе, третье.
-Какой звук учились слышать и выделять из слов? -Звук [у] является гласным или согласным? Как на письме обозначают звук [у]? - Трудно было? -Кому было легко? Спасибо, молодцы!

Слушают стихотворение.

Предполагаемый ответ: утёнок. Предполагаемый ответ: утёнок плавает и ныряет сразу после рождения.

Дети выделяют звук в слове утёнок: [у]

Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком У и определим особенность новой буквы.

Предполагаемый ответ: звук [у] гласный, т. к. он поётся и тянется, воздух во рту преград не встречает. Дети произносят слова, выделяя голосом звук [у].

Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [у].

Надо было похлопать, если услышим в слове звук [у].

Предполагаемый ответ: ветка дерева, рогатка, рожки у улитки.

Один ученик составляет схему на доске, а остальные на партах.

Дети подставляют букву У из кассы букв.

Дети зачёркивают лишнюю картинку. -медведь, т.к. в слове нет буквы У.

Утка привела утят. Дети составляют схему. Один на доске, остальные на партах. -Три. Утка. Привела. Утят.