Где адмирал григорович. Круговая оборона: на что способен фрегат «Адмирал Григорович»? Что такое русский фрегат



Головной корабль проекта 11356 "Адмирал Григорович" за небольшой срок службы под Андреевским флагом в полной мере показал, на что способны новые российские фрегаты дальней морской зоны. Соединив в себе передовую техническую мысль, новейшие технологии кораблестроения, результаты профессионализации военно-морской службы, разработки оперативно-тактической науки морского боя, этот корабль по итогам минувшего года стал самым ходовым на Черноморском флоте и лидером по количеству успешно выполненных учебных и боевых задач.

Экипаж фрегата "Адмирал Григорович"

"Ладненький" первенец

Моряки и кораблестроители считают, что фрегат "Адмирал Григорович" по своей "судьбе" - корабль особенный. Он олицетворяет для них трудно выношенное, но очень ладненькое дитя. Этот первенец серии новейших сторожевых кораблей дальней морской зоны с нетерпением ждали на флоте, о нем много говорили российские и зарубежные эксперты. И сейчас для наших "заклятых партнеров" каждая его морская боевая служба становится "тихим ужасом". По мнению командира дивизии надводных кораблей Черноморского флота (ЧФ) контр-адмирала Олега Криворога, по своим характеристикам корабли этого проекта соизмеримы с ракетными крейсерами прошлого поколения, а по некоторым тактико-техническим параметрам даже превосходят их.

Фото из фототеки корабля

Фрегат "Адмирал Григорович"

Вот лишь основные вехи двухлетней биографии корабля. Совершены два межфлотских перехода, в ходе которых испытано все новейшее корабельное вооружение. В Средиземном море с противолодочным самолетом отработан поиск и обнаружение подводных лодок, там же выполнены задачи по плану учения с авианесущей группировкой кораблей Северного флота. По прибытии в Черное море моряки "Адмирала Григоровича" провели учебные артиллерийские и ракетные стрельбы по надводным и воздушным целям. На учениях "Кавказ-2016" блестяще осуществлен поиск и "уничтожение" подводной лодки условного противника. Затем фрегат представлял страну в форуме "Русская неделя на Ионических островах".

Справка. ТТХ фрегатов проекта 11356:

Водоизмещение - 3350 тонн

Длина корабля - 124,8 м

Ширина корпуса 15,2 м

осадка - 7,5 м

Максимальная скорость хода - 32 узла

Дальность плавания (на скорости 14 узлов) - 4850 миль

Автономность плавания - 30 суток

Дважды с высокой точностью из акватории Средиземного моря экипаж черноморского фрегата отправил ракеты "Калибр" по объектам террористических группировок в Сирии. В 2017 году корабль получил высокую оценку по итогам совместных военно-морских учений с ВМС Турции. Затем последовало еще несколько боевых служб на пределе автономности в составе оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Суммарный показатель лага корабля - около 100.000 миль. При этом в самых жестких условиях боевой учебы в дальней морской зоне неоднократно были выверены все тактико-технические характеристики головного корабля и его вооружения с целью эффективных доработок "младших братьев" по проекту.

Вооружен и очень опасен

Главное оружие "Адмирала Григоровича" - ракетный комплекс "Калибр-НК". Он способен поражать морские цели на расстоянии до 400, а наземные - до 2.000 километров. 8 пусковых ячеек "сторожевика" могут комплектоваться самыми современными противокорабельными ракетами "Оникс", которые способны доставить боеголовку массой в 300 килограммов на расстояние более 500 километров со скоростью в 2,6 числа Маха. Перехватить эту "штуку" практически невозможно. "Умная" ракета сама выбирает траекторию комбинируемого полета и реагирует на противодействие средств РЭБ, выбирая из нескольких целей главную.

Фото из фототеки корабля

Ракетный комплекс "Калибр-НК"

Защиту корабля от воздушного нападения обеспечивают зенитно-ракетный комплекс "Штиль" и ракетно-артиллерийский комплекс "Палаш", способные гарантированно уберечь фрегат от запущенных одновременно четырех противокорабельных ракет противника. Артиллерию на "Адмирале Григоровиче" представляет автоматическая артиллерийская установка А-190 калибра 100 миллиметров. Она способна обстреливать цели на расстоянии до 21 километра. Два торпедных аппарата имеют по три 533-мм торпеды нового поколения каждый. Дополняет мощный корабельный арсенал проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Есть на новейшем российском "сторожевике" и собственное авиакрыло - вертолет Ка-31 или Ка-27 ПЛ.

Фото из фототеки корабля.

Не зря фрегаты этого проекта называют многоцелевыми кораблями. Недавно на парном зачетном учении в Средиземном море "Адмирал Григорович" и следующий корабль серии - "Адмирал Эссен" показали все, на что способны. Экипажи фрегатов успешно провели боевые артиллерийские стрельбы, отработали задачи ПВО, выполнили электронные (условные) пуски ракет против надводных кораблей и подводных лодок. А еще они способны обеспечивать огнем высадку морских десантов, сопровождать транспортные конвои.

Новые фрегаты с высокой эффективностью способны действовать как в составе группировок кораблей, так и в рейдерской самостоятельности на большом удалении от своих берегов. По результатам сопровождения наших фрегатов кораблями НАТО, зарубежные специалисты сделали вывод об их малой заметности в локационном поле. Достигнуто это особой формой корпуса с наклонными плоскостями, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение корабля с помощью РЛС.

Равнение на командира

Степень автоматизации фрегата "Адмирал Григорович" - высочайшая. Поэтому на таком же уровне поддерживаются и требования к подготовке его экипажа. Он полностью комплектуется на контрактной основе. Экипаж состоит из 18 офицеров и около 150 матросов и старшин. Кстати, впервые на "сторожевике" специально предусмотрено размещение двух десятков морских пехотинцев. Большая часть рядового состава экипажа имеет среднее техническое образование. Среди мичманов и старшин немало специалистов и с институтскими дипломами. Но, как считает командир фрегата - это лишь основа квалификации, а главное ее наполнение - морская практика на боевых постах.

Командир фрегата "Адмирал Григорович" Анатолий Величко

В нелегких испытаниях морской службы экипаж корабля основательно проникся характерными чертами своего командира. Командир фрегата "Адмирал Григорович" капитан 2-го ранга Анатолий Величко в стремлении к знаниям четко придерживается "золотой" традиции: Нахимовское училище и Военно-морской институт радиоэлектроники он окончил с золотыми медалями. В прошлом году Анатолий Величко стал победителем конкурса "Армия России-2017" в номинации "Морской волк" и был назван лучшим командиром корабля Военно-морского флота России. А сам фрегат под его командованием заслужил почетное наименование ударного корабля.




Добавить коментарий
Последние публикации

С конца XX века в Польше на полуострове Вестерплатте недалеко от города Гданьска 1 сентября ежегодно устраивают торжества по случаю начала Второй миро

Минобороны России рассекретило подборку исторических документов о ходе Бухарестско-Арадской операции к 75-летию освобождения Бухареста. Фотокопии пост

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Адмирал Григорович»

Сторожевой корабль «Адмирал Григорович»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ССЗ «Янтарь» , Калининград
Строительство начато 18 декабря 2010 года
Спущен на воду 14 марта 2014 года
Введён в эксплуатацию 10 марта 2016 года
Статус в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3 620 тонн (стандартное),
4 035 тонн (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 × 30 450 л. с., ГТА М7Н1 (8450 л. с. маршевая ГТУ, 22 000 л. с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК»
Артиллерия 1 × 1 - 100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2 × 6 - 30мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 8 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК») ,
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» (36 ЗУР) ,
8×1 ПУ ЗРК «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»)
1×12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 2 - 533мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31

10 марта 2016 года был подписан приёмосдаточный акт, 11 марта был поднят военно-морской флаг и корабль официально вошел в состав флота .

Служба

В июле 2016 года корабль вышел в Черное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника .

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Черного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника .

Командиры корабля

Напишите отзыв о статье "Адмирал Григорович (сторожевой корабль)"

Примечания

Ссылки

По плану Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, в состав Военно-морского флота РФ должно войти пять-шесть кораблей проекта 11356.


С 1999 по 2004 годы было построено и введено в строй 3 фрегата данного проекта для Индии – Talwar, Trishul, Tabar. В настоящее время для Индии строят ещё 3 фрегата.

Для России заложен в декабре 2010 года «Адмирал Григорович» для Черноморского флота, предположительно для Черного моря построят ещё 2 фрегата – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Колчак». Возможный ввод в строй – 2013-2015 гг. Затем предполагается заложить ещё серию из трёх кораблей.

Проект разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» на базе российского пограничного сторожевого корабля 11351.

Назначение

Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятель­но и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Боевые возможности корабля позволяют вести поиск и уничтожение подводных лодок противника; осуществлять противокорабельную, противовоздушную и противолодочную оборону боевых кораблей и судов в море; поддерживать боевые действия сухопутных войск и обеспечивать высадку морских десантов.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учетом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от мас­сового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56000 л.с.

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.

Базовые ТТХ фрегата

Водоизмещение, т:
Нормальное – 3830,
Полное – 4035,
Длина наибольшая (по КВЛ), м - 128,4 (115),
Ширина наибольшая (по КВЛ), м - 15,2 (14,2),
Осадка, м:
по КВЛ - 4,2,
средняя (при нормальном водоизмещении) - 4,64,
максимальная (при полном водоизмещении) - 6,8,
ГЭУ
Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э - 1 ГГТА,
Максимальная мощность на валах при температуре наружного воздуха +15 - 2Х28 000 л/с
Скорость полного хода, узл.:
при температуре наружного воздуха +15° - 30,
при температуре наружного воздуха +40° - 28,
Дальность плавания экономичным ходом (14 узл.) при наибольшем запасе топлива, миль - 4850
Экипаж, чел. – 220 (плюс 20 морпехов),
Автономность по запасам провизии, суток – 30,
Вооружение
Ударное
ПУ ПКРК «Club-N» - 1х8,
Боезапас ПКР 3М54Э – 8,
Зенитное
ПУ ЗРК «Штиль-1» - 1,
Боезапас ЗУР 9М317Э – 24,
ЗРАК 3М87 «Каштан» - 2,
Боезапас ЗУР – 64,
Боезапас 30-мм снарядов - 6000,
ПЗРК «Игла-1Э», шт. - 8,
Артиллерийское - А-190Э
Противолодочное
533-мм ДТА-53-956 - 2х2,
ПУ РБУ-6000 - 1,
Авиационное - Ка-28 или Ка-31.

Вооружение

Ракетный комплекс Club-N: основу ударного вооружения построенных Балтийским заводом для Индии фрегатов составляет ракетная система "Клаб-Н", предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Система "Клаб-Н" состоит из 8-ми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет. Противокорабельные крылатые ракеты 3М-54ТЭ (с низколетящей сверхзвуковой боевой ступенью) и 3М-54ТЭ1. Дальность стрельбы от 10 до 220 и 300 км соответственно. Масса боевой части ракеты - 220 кг, максимальная скорость полета - до 700 м/c.

Предстартовая подготовка, формирование и ввод полетного задания осуществляются универсальной системой управления стрельбой. Прямых зарубежных аналогов ракетам системы "Клаб-Н" не существует.

Это первая в России пусковая установка вертикального старта. Комплекс разработан и изготовлен ОКБ "Новатор" (Екатеринбург) специально для экспорта в Индию в комплекте с боевыми кораблями. Часть средств в разработку комплекса Club-N инвестировал Балтийский завод.

Благодаря вертикальному исполнению пусковой установки комплекс Club-N располагается под палубой в носовой части корабля. Это делает его размещение более компактным, а также обеспечивает наименьшую уязвимость от поражения противником.

Модульную подпалубную пусковую установку комплекса Club-N, в которой и размещаются ракеты, изготавливает Балтийский завод. Разработчик установки - КБ специального машиностроения (С.- Петербург). Кроме ракет, входящих в состав комплекса Club-N, данная пусковая установка может обеспечивать хранение и старт еще трех типов противокорабельных ракет. Это открывает широкие возможности для поставки таких пусковых установок как в Индию, так и другим зарубежным заказчикам.

Артиллерийский комплекс: для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегате установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э и системы управления стрельбой 5П-10Э.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ "Буревестник" и производится в Петербурге на машиностроительном заводе "Арсенал" специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на фрегат, а также на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10Э "Пума" (разработка - КБ "Аметист", производство ОАО "РАТЕП") обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система "Требование-М": сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Требование-М". Специально для корабля данного проекта БИУС "Требование-М" разработало и поставило НПО "Меридиан" (С.- Петербург).

"Требование-М" самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности "Штиль-1" : Используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трех ракет).

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан": обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также поражение малоразмерных целей. В комплексе "Каштан" впервые совмещено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счет наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.

Противолодочное оружие: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата служит для обнаружения целей и управления оружием.
Радиолокационное (РЛС типа "Фрегат-М2ЕМ") обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Гидроакустические станции (Humsa APSON в бульбе, SSN-137 буксируемая) служат для своевременного обнаружения подводных лодок и средств поражения противника.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E "Гарпун" управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты "Удав" и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение - противолодочный вертолет Ка-28 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Возрождающаяся военно-морская мощь России радует всех истинных патриотов. После долгих лет, в течение которых флот приходил в упадок, наконец-то началось его перевооружение, сопровождающееся вводом в строй новых боевых единиц, соответствующих требованиям нового века. Среди них фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», спущенный на воду 14 марта 2014 года.

Что такое русский фрегат

В советской классификации ВМФ такого класса кораблей, как фрегат, не было. Строились большие и сторожевики (СК), которые и несли основную нагрузку в деле обеспечения нерушимости протяженных водных рубежей СССР. С 1968 года на вооружение флота начали поступать военные суда проекта 1135, строящиеся на заводе «Янтарь». Серию из восемнадцати кораблей, как водится, назвали в честь первой ее единицы, «Буревестника». Сторожевую службу несли также «Нореи» (проект 11351), построенные в большем количестве (39 штук). Некоторые из них по-прежнему в строю, но время и морские волны беспощадны, техника имеет свойство изнашиваться и стареть морально. Опыт, полученный судостроителями при разработке этих типов, учтен. На смену им придут корабли нового проекта - 11356. Класс «Адмирал Григорович» соответствует принятому во многих флотах мира понятию «фрегат» как по водоизмещению, так и по боевым возможностям. Возможно, этот класс приживется в российском ВМФ.

В честь кого назван корабль и серия

Проект «Адмирал Григорович» в ближайшие годы будет продолжен еще четырьмя уже заложенными фрегатами, носящими имена прославленных русских адмиралов Эссена, Макарова, Бутакова и Истомина. Флотоводцы эти известны главным образом людям, интересующимся историей России и ее вооруженных сил. Все они прославились во время героической обороны Порт-Артура в период Русско-японской войны 1905-1907 годов. При этом менее всего наши сограждане знают о том, в честь которого назван титульный корабль серии - фрегат «Адмирал Григорович». Возможно, произошло так потому, что биография заслуженного военно-государственного деятеля не вполне соответствовала представлениям советских пропагандистов о патриотизме.

От мичмана до адмирала

И. К. Григорович родился в 1853 году. Он пришел на флот мичманом, выпускником морского училища. Знания от получил отменные, по этой причине его, двадцатипятилетнего офицера, отправили в Североамериканские Штаты в составе группы специалистов для приемки четырех кораблей класса «крейсер», заказанных на филадельфийских верфях. Через пять лет, в 1883 году, Григорович впервые стал командиром совсем скромного «Колдунчика», не выходящего из портовой гавани. Казалось, карьера продвигается не очень успешно, но талантливого, усердного и не ропщущего офицера начальство заметило. Последовало несколько переводов, служба становилась тяжелее, но интереснее.

Судьба адмирала

В конце XIX столетия он служит военно-морским атташе в Лондоне, а в 1904 году получает новое назначение на пост командира флотской базы в Порт-Артуре, в который прибыл на мостике «Цесаревича», броненосца. Во время японской осады И. К. Григорович проявил себя с самой лучшей стороны, сумев обеспечить оборону всем необходимым. С 1911 года вице-адмирал занимает пост министра императорского флота России. Его замыслы нашли свое развитие уже после 1917 года. Все линкоры Советской России, треть и почти половина крейсеров спущены на воду в предвоенные годы по разработанным Григоровичем программам модернизации. Сам адмирал, однако, большевистской власти не принял, жил после революции на французском Лазурном берегу, где - после шестилетней эмиграции - в 1930 году скончался.

Последнее упокоение прах заслуженного русского государственного и военно-морского деятеля обрел в 2005 году. Согласно завещанию усопшего, он захоронен в фамильном склепе на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.

Внешний вид корабля

Спуск «Адмирала Григоровича» на воду состоялся 14 марта, с некоторой задержкой, вызванной непогодой. В церемонии принимали участие праправнук флотоводца Артем Московченко, а также его внучка которая и разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. Так впервые встретился с морскими волнами корабль "Адмирал Григорович". Фото запечатлело этот торжественный момент. Нет сомнения в том, что признание заслуг флотоводца перед родной страной растрогало его потомков.

По словам родственницы, дед был начальником строгим, он непременно проверил бы все, от кормы до носа, перед тем как принять фрегат. Григорович, по всей видимости, остался бы доволен результатом инспекции. Корабль вышел на славу. Унаследовав все лучшие качества предыдущих проектов, этот многоцелевой корабль приобрел новые свойства, характерные для самых современных образцов морского вооружения. Его подводные обводы обеспечивают прекрасные судоходные качества, а корпус и надстройки выполнены с применением технологий малой заметности. Оборудование соответствует самому последнему слову техники и электроники. Выглядит фрегат «Адмирал Григорович» внушительно, современно и динамично.

Назначение корабля

Каждый военный корабль строится с какой-то целью, для выполнения вполне конкретных задач. Этот вид вооружений отличается от многих других очень высокой стоимостью и самой единицы, и ее последующей эксплуатации.

Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» предназначен для боевой службы в Средиземноморском бассейне, а местом его базирования с самого начала планировался город русской славы - Севастополь. Черноморский флот нуждается в современных кораблях, возросшая активность стран НАТО в регионе диктует необходимость ответных мер. Впрочем, автономная дальность (около пяти тысяч допускает и выход за пределы очерченной зоны патрулирования, например, для борьбы с пиратами, а также в иных экстраординарных случаях. Задачи, которые может решать фрегат «Адмирал Григорович», весьма разнообразны. Он в состоянии успешно противостоять торпедным, воздушным и ракетным атакам, способен дать отпор враждебным действиям. Вооружений, находящихся на борту, вполне достаточно, чтобы поразить любую подводную или надводную цель, включая авианесущие крупнотоннажные корабли.

Комплекс вооружений

Главное оружие корабля - пусковые установки «Калибр-НК» для крылатых ракет «Оникс» (3М-54ТЭ). Их восемь, это очень серьезные системы, которые в состоянии поразить любой объект на море и на суше. В мире им нет аналогов.

Для защиты от возможных атак с воздуха корабль «Адмирал Григорович» оснащен двумя системами ПВО, носящими названия «Штиль-1» (в арсенале 36 управляемых ракет) и «Палаш». Первый из них - ракетный многоканальный, что означает возможность вести и поражать несколько целей одновременно. Второй представляет собой высокоэффективный как и две системы «Кортик», также отвечающие за безопасность воздушного пространства. Две установки А-190 конструктивно содержат самые скорострельные орудия в мире калибром 100 мм. Два ТА вмещают каждый по три 533-мм торпеды. Довершают мощную защиту проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Ну и, конечно же, фрегат 11356 «Адмирал Григорович», как любой современный сторожевой корабль, не обошелся без собственного авиакрыла в виде вертолета Ка-31 (возможно применение Ка-27 ПЛ).

Малая заметность

В наши дни под маскировкой понимают не только раскраску в камуфляжные цвета, которыми обеспечивается максимальная скрытность на фоне морской воды и неба. Это тоже нужно, визуальное обнаружение остается одним из важнейших способов разведки, но важнее оставаться невидимым для радаров вероятного противника. Принцип радиолокации остается тем же, что и на заре ее изобретения. Отраженный электронный луч высокой частоты отображает на экране расположение всех предметов, возвышающихся над уровнем моря. Чтобы уменьшить заметность, можно действовать двумя методами: перенаправлять поток частиц в другую сторону или поглощать излучения. В комплексе эти меры получили название «технологии Стеллс». Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» и, конечно же, все последующие корабли этой серии, обладают малой заметностью для локаторов вероятного противника. Достигнуто это особой формой корпуса, с очертаниями, состоящими из наклонных плоскостей, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение судна с помощью РЛС. Основная часть вооружений и оборудования скрыты за экранирующими поверхностями. Разумеется, совершенно невидимым для радаров корабль сделать невозможно, но найти в море фрегат «Григорович» будет довольно затруднительно.

Модули

По традиционной технологии корпус судна закладывается на стапеле, далее выстраивается снизу вверх целиком. Так строились корабли с древнейших времен. Но в последние десятилетия технология стала несколько другой. она учитывает необходимость быстрой модернизации и установки нового оборудования, иногда крупногабаритного. Корпус строится по частям, таким образом, чтобы, если будет необходимость в расстыковке, то это бы не вызывало технологических проблем. Строительство фрегата «Адмирал Григорович» производилось модульным способом, наиболее прогрессивным на сегодняшний день. У корабля есть запас модернизационного потенциала, позволяющий заменять любые узлы, от силовых агрегатов до электрооборудования.

Индийский фрегат

Государственно предприятие завод «Янтарь» существует с победного 1945 года. В немецком Кенигсберге была верфь «Шихау», которая стала основой корабельного производства после войны, когда этот прибалтийский город стал советским. За время существования завода здесь спущены на воду более полутора сотни судов, преимущественно боевых.

С 2007 года по заказу индийского правительства на Прибалтийском заводе выполняется специальный заказ: строятся корабли для ВМС дружественной страны. Проект тот же, 11356, по которому создан фрегат «Адмирал Григорович». Разница, однако, существенная. Общим элементом у двух «братьев» является корпус, а оборудование и вооружение отличаются. Индийские фрегаты вооружены ракетными комплексами «Брамос», с вертикальными пусковыми установками.

Мореходные качества русских кораблей настолько понравились покупателям, что они изъявили желание строить их самостоятельно, по закупленной технической документации. Им оказывается всесторонняя помощь в рамках программы военного сотрудничества. Названия первых четырех фрегатов индийской серии - «Тальвар», «Таркаш», «Триканд» и «Тег».

Комплекс РЭБ

Радиоэлектронная борьба со средствами связи и управления противника стала в настоящее время главнейшей задачей, успешное решение которой практически гарантирует победу над любым врагом. Фрегат 11356 «Адмирал Григорович» вооружен четырьмя КРЭБ ПК-10 «Смелый». Эти десятиствольные установки напоминают реактивные бомбометы, но задача у них другая. Вместо непосредственного поражения кораблей противника они выпускают снаряды, способные вывести из строя электронику боевых средств врага. Создаваемые помехи лишат флот неприятеля возможности информационного обмена, ослепят радары, выведут из строя системы противовоздушной обороны.

Системы управления стрельбой

Давно прошли времена, когда стреляли «на глазок». Даже совершенные уже не удовлетворяют требованиям военных моряков в силу скоротечности обстановки на морской арене военных действий. Принимать решения об открытии огня - прерогатива командира, а вычислять параметры выстрела экипаж доверяет автоматике. Корабль «Адмирал Григорович» имеет на борту мощнейшие вычислительные комплексы, служащие для быстрого наведения оружия на цель. Информация поступает от РЛС «Пума», пусками ракет занимается система управления «Вымпел» 123-02, а за торпеды отвечает ПУТС «Пурга-11356».

Размеры и количества

О размерах кораблей судят по водоизмещению. «Адмирал Григорович» - сторожевой корабль, а потому он не должен быть огромным, как авианосец. Его осадка невелика, до 7,5 метров, что вполне соответствует характеристикам Черного моря, которое во многих местах мелководно. Водоизмещение равно примерно четырем тысячам тонн, что тоже не говорит о колоссальных размерах. К примеру, у крейсера «Петр Великий» оно достигает 25 тыс. тонн.

Фрегат «Адмирал Григорович»: фото и пропорции

Фрегаты - корабли крупные, но не самые большие. В этом залог их маневренности, скорости и скрытности. Однако и маленьким нельзя назвать фрегат «Адмирал Григорович». Фото, представленные пресс-службой ВМФ, красноречиво указывают на довольно большую длину (125 метров). Корпус вытянут, корабль как бы «сжат» по бортам, что свидетельствует о его ходкости. Силовая установка, состоящая из двух разгоняет судно до 30 узлов, а в форсажном режиме - еще быстрее.

Экипаж состоит из 18 офицеров, 142 матросов и двадцати морпехов, всего 180 человек. Управление столь сложным кораблем, как фрегат «Адмирал Григорович», требует высокого уровня выучки, слаженности и сплоченности. В команде его могут служить только истинные профессионалы, любящие море и, конечно же, Родину.

В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артур. Одна из шестнадцати выпущенных японцами торпед попала в броненосец «Цесаревич ». Порядок на раненном корабле был восстановлен сразу, как только на мостике появился капитан 1 ранга Григорович. Прошло всего несколько часов, как он отметил свой 51 день рождения. Спокойным голосом командир отдавал приказы, которые моряки безукоризненно выполняли. Броненосец посадили на мель и всю ночь отбивались от вражеских миноносцев. Через три месяца корабль вернулся в строй.

биография русского адмирала Григоровича Ивана Константиновича

Иван Константинович Григорович родился на Васильевском острове. Его отец служил на флоте и был генерал-майором, потомственным дворянином Полтавской губернии, а мать Мария Егоровна была урожденной баронессой фон дер Ховен-Приваловской. В последствие семья Григоровича переехала в Кронштадт, а потом в Ревель. В 1869 году отец решил отдать сына в морской корпус. После успешного окончания Иван Константинович был произведен в гардемарины, а в 1875 году - в мичманы. Морская служба нравилась молодому офицеру и в 1878 году Григорович и еще несколько русских моряков на пароходе «Цимбрия » с целью отвлечения внимания Великобритании от русско-турецкого театра военных действий отправился в Северную Америку, где вошел в состав экипажа корабля «Забияка», одного из четырёх крейсеров, строящихся на верфи компании «American Company William Cramp & Sons » в Филадельфии для России. После нескольких морских походов мичман Григорович в 1879 году вернулся в Кронштадт. В период с 1883 по 1899 год проходил службу на кораблях различных флотов Российской империи. 15 февраля 1899 года капитан 1 ранга Григорович принял командование новейшего эскадренного броненосца «Цесаревич», а в 1903 году прибыл в Порт-Артур, где и вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Вскоре началась русско-японская война.

Надежда на то, что замена Старка О. В. энергичным Макаровым позволит добиться перелома в войне, не оправдалась - 31 марта 1904 года погиб. Ослабленная эскадра укрылась на внутреннем рейде Порт-Артура. Став полными хозяевами моря японцы осадили крепость.

В апреле 1904 года по вышечайшему повелению Иван Константинович Григорович назначается главным командиром порта и военным губернатором Порт-Артура с производством контр-адмиралы. Во многом благодаря Григоровичу русская эскадра, базируясь в осажденном городе почти до последних дней, сохраняла способность сражаться на море и содействовать армии. Сколько сил, ума и дипломатичности надо было приложить, чтобы заставить дружно работать вместе офицеров флота и армии, чинов гражданских ведомств и вольнонаемных из местных китайцев. Но судьба Порт-Артура решалась не в море, а на суше.

В 1905 году Российская империя оказалась среди второразрядных морских держав, таких как Италия и Австро-Венгрия. Ее свободная морская сила Балтийский броненосный флот прекратил существование. Флот, запертый в Черном море, взять эту роль на себя не мог.

По возвращению в Россию адмирал Григорович был прикомандирован к Адмиралтейству. Летом 1905 года ему находят должность, и он назначается начальником штаба главного командира Черноморского флота. Известные события на Черноморском флоте привели Григоровича в крайнее смущение. Он понимал, что с таким состоянием дел можно полностью утратить флот. Череда восстаний на кораблях и в береговых частях черноморского флота вынудило правительство произвести полные кадровые перестановки. Григорович был назначен в Либаву командиром порта имени Александра III. Не спокойно было и там. В октябре 1908 года адмирал получил новый перевод по службе в Кронштадт.

После русско-японской войны морское Адмиралтейство долгое время оставалось без головы. Каждые два года приходил новый начальник ведомства. Едва войдя в курс дел, он уже должен был сдавать их преемнику. На флоте понимали, что требовался деятель как великий князь Константин Николаевич. И такой адмирал нашелся. 9 февраля 1909 года командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта Григоровича Ивана Константиновича назначают заместителем морского министра Российской Империи.

русский адмирал Григорович Иван Константинович

После русско-японской войны главными силами военных флотов стали . Броненосцы, потерянные Россией в Порт-Артуре и Цусиме утратили значение. Страна получила уникальный шанс включиться в новый тур гонки морских вооружений почти на тех же условиях, что и ее соперники. Но время шло, а дело стояло на месте. Препятствием на пути строительства флота стала Государственная Дума. Депутаты не верили первым лицам Адмиралтейства . Они считали, что флот обойдется дешевыми миноносцами и подводными лодками, а деньги нужны для усиления армии. А о строительстве новых морских заводов они вообще не хотели слышать. Адмирал Григорович с грустью писал: «1909 год прошел бесцельно. Из-за отсутствия доверия морскому ведомству со стороны законодательных учреждений никакой деятельности проявить было нельзя ».

Русский адмирал не был политиком и находясь на такой должности от политики отстраниться было не возможно.

В Госдуме на морских руководителей нападал А.И. Гучков, а также другие бюрократы. Все сводилось к тому, что пока Адмиралтейство не покончит со старым порядком, не реорганизует ведомство, пока не откроет все свои дефекты, ассигнования выдаваться не будут. Такие же отношения к морскому ведомству были и у членов Совета министров.

Адмирал понимал, что в гонке морских вооружений 1910 год станет решающим. Англия собиралась вывести в море первую эскадру дредноутов. К строительству мощных линкоров приступали все крупные морские державы. Переговоры о заказе двух линейных кораблей начала Турция.

Наконец когда чертежи русских дредноутов были утверждены, и имея по бюджету не большие ассигнования адмирал Григорович решил начать их постройку о чем и доложил главному министру. Приняв его молчание за согласие, он произвел официальную закладку первого корабля и дал команду приступить к постройке. В один день 20 мая 1909 года в Санкт-Петербурге были заложены четыре линкора, которым предстояла долгая боевая жизнь под Андреевским флагом и Советским военно-морским флагом.

Для постройки правительство просило у думы 30 миллионов рублей ежегодно. Премьер-министр Столыпин убеждая законодателей говорил, что это послужит мировым интересам России. Ему вторил министр иностранных дел Извольский говоря, что в то время без флота нельзя даже быть равноправным государством, а у России такие задачи, осуществление которых невозможно без морской силы. Средства на закладку первых четырех линкоров Столыпин нашел, употребив права данные ему положением о порядке верховного управления страной.

Закончился 1909 год и начался следующий с грозными нападками на Адмиралтейство в периодической печати. Предполагавшееся усиление турецкого флота не могло не беспокоить законодательное учреждение, а вместе с тем по морскому ведомству ассигнований не давали. Смета на 1911год проходила опять с нападками, которые уже относились к самому министру, чем к ведомству. Морской министр уже стал меньше появляться в думских комиссиях, отправляя на «растерзание» Григоровича. Наиболее острым был вопрос о подводных лодках.

1910 год был на исходе. Кроме удовольствия видеть, что дредноуты быстро начинают продвигаться постройкой, не приносили адмиралу Григоровичу удовлетворение. Он знал, что многим не пришелся не по вкусу. Даже для малой судостроительной программы старых заводов Адмиралтейства уже не хватало. России надо было производить свои турбины, электромоторы, дизели, гироскопические компасы, оптические приборы, аппаратуру связи.

18 марта 1911 года адмирал Григорович получил пакет с письмом императора предлагавшим прибыть в царское село. В полдень следующего дня адмирал Григорович вышел из кабинета царя Морским министром Российской империи. Семья Григоровича жила на его жалование и прибавка, конечно, имела значение, но сам Иван Константинович радовался не деньгам и даже не предстоящему повышению в чине, а тому, что, наконец, получил право законодательной инициативы.

Вступив к исполнению должности министра, и став членом Совета министров он встретил там вполне дружелюбные отношения. Такое же отношение он почувствовал в государственном совете и Госдуме. Смета на 1911 год была проведена Григоровичем относительно благополучно, также благополучно прошел проект о постройке судов для Черного моря.

Два года морское ведомство пыталось уговорить государственную думу ассигновать на строительство флота один миллиард 125 миллионов рублей, но всякий раз терпело неудачу.

Интересно: с Петровских времен вплоть до Великой Отечественной войны военный флот подчинялся главе государства и финансировался отдельной строкой в бюджете страны.

Возглавив Адмиралтейство Григорович сделал сильный ход, представив Николаю II проект закона об императорском Русском флоте. Первым шагом должна была стать 50-летняя судостроительная программа. За это время предполагалось ввести в боевой состав 189 кораблей, построить новые базы, и особенно важно - возродить флот на Тихом океане. Русский адмирал рассчитывал, что миноносцы и будут готовы к началу 1914 года, а к 1915 году. Он понимал, что период времени с 1914 по 1915 год будет критическим для России в случае войны с Турцией, если она получит заказанные в Англии два дредноута, но морской министр принял «меры» и соглашения с некоторыми лицами, строящими турецкие корабли - насколько возможно задержать эту постройку.

Казенные заводы России с заказами не справлялись. Корабли строились 5-7 лет, а надо было вводить в строй за три года. Адмирал Григорович перевел казенное кораблестроение на коммерческое начало. Привлек частный капитал. Дело пошло, но утвердить закон о флоте не удавалось никак. Против выступали все те же лица во главе с Гучковым. За ним стояли интересы поставщиков армий.

Одной из забот морского министра был недостаток офицерского состава вследствие гибели многих в русско-японской войне и ухода в отставку не видящих ничего светлого для флота. Воспитанием будущих флагманов Григорович опирался на сослуживцев тихоокеанской эскадры - командующего Балтийским флотом адмирала Фон-Эссена. Его школу прошли многие офицеры. Они блестяще проявили себя в годы первой мировой войны.

В пользу закона о флоте сама того не желая выступила Турция. Началась очередная балканская война. Турция закрыла черноморские проливы. Убытки промышленников и землевладельцев превысили стоимость крупной судостроительной программы. В обеих столицах бушевали страсти. Газеты требовали объявить туркам войну.

Заседание в думе закрытом от публики зале началось в 11:00. Гучков отвратительно и гадко выступал против ассигнований. Он лгал и пугал расходами, которые никто не просит и требовал денег только на армию. В зале было сильное возбуждение. Но законопроект был принят при неистовых аплодисментах в первом часу ночи. После чего адмирал Григорович сказал «Слава Богу, теперь я спокоен - флот будет ».

К началу мировой войны страна не успела построить новый флот, но у России уже были моряки способные воевать и на старых кораблях. Немецкому флоту путь к русской столице закрыли мины, береговая артиллерия и пушки устаревших броненосцев. В годы первой мировой войны флот продолжал расти. В строй вступили семь дредноутов. Атака Петрограда с моря стала невозможной. Русский флот завоевал господство на Черном море. типа «Новик » лучший в своем классе вступил в бой с двумя германскими эсминцами и вышел из него победителем. «Краб» стал первым в мире подводным заградителем. Его действия сказали новое слово в тактике подводного флота. Несмотря на войну к 1930-му году строительство океанского флота предполагалось завершить полностью. Однако заводы остановились в феврале 1917 года. Гучков не простил Григоровичу своего поражения. В марте 1917 года он стал военным и морским министром. Против Ивана Константиновича началось судебное следствие. Оно завершилось ничем, бывший министр был чист. Через его руки прошли миллионы, но ни одного казенного рубля к ним «не прилипло». Большевики к адмиралу Григоровичу претензий больше не имели. В 1919 году его приняли на службу в морскую историческую комиссию и дали паек. В голодном и холодном Петрограде это было равносильно спасению.

Русскому адмиралу не чинили препятствий, когда он решил уехать на лечение во Францию. Говорят, там Иван Константинович зарабатывал на жизнь рисованием морских пейзажей. О родине он помнил всегда и доживал свой век с советским паспортом.

Для России имя адмирала Григоровича навсегда будет связано с возрождением флота после самой тяжелой катастрофы в его 300-летней истории. Вернуть флот в океан Иван Константинович не успел, но без него эта дорога была бы закрыта для нас навсегда.

семейный склеп Григоровичей, в котором погребён адмирал. Никольское кладбище Александро-Невской лавры