Вопросы познавательной викторины "Широка страна моя родная» - «Ими гордится Россия. Вопросы познавательной викторины "Широка страна моя родная» - «Ими гордится Россия Интеллектуальная игра «широка страна моя родная»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ»

(интеллектуальная игра)

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природных зонах России, их растительном и животном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные - осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные - извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного и растительного мира субтропиков и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные - систематизация, обобщение и расширение знаний о природных зонах России, их растительном и животном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России», дидактический материал, карточки с заданиями, фишки - «умники», карточки со словами «да», «нет».

Ход игры

1. Вступление.

Ребята! Сегодня мы с вами завершаем цикл интеллектуальных игр по природным зонам Росси. Тема сегодняшней игры - природные зоны России. Перед началом игры давайте просмотрим слайд-фильм о животных и растениях различных природных зон. Этот фильм готовит или сам учитель, или это делают сами ученики совместно с родителями.

2. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что….»

1. В ледяной зоне почва толщиной всего 1-5 см

2. Лоси обитают только в лесах таежной зоны -

3. Дрофы - обитатели степей

4. Самые плодородные почвы - черноземные

5. В субтропиках не бывает зимы

6. Кабан - обитатель тайги -

7. Ковыли - типичные растения степей

8. Северное сияние - обычное явление зимой в тундре

9. В тундре почвы сильно переувлажнены

10. Субтропики России защищены Кавказскими горами от холодных ветров

11. Грибы выше ив и берез растут в тундре

12. В летнее путешествие по пустыне надо брать теплые вещи

(днем очень жарко, а ночью - холодно)

13. В тундре нет весны и осени

14. Растения пустынь и тундры испытывают недостаток влаги

Вода в тундре холодная и корни не могут ее впитывать

15. Главные растения степей - травы

3. Конкурс «Подсказка »

1. Окраска этой змеи от серого до черного с зигзагообразной полосой вдоль хребта

2. Рождают живых детенышей. Дня не прожив, они умеют шипеть и уже ядовиты

3. Это самая северная ядовитая змея, известная всем

(гадюка обыкновенная)

1.Это животное тоже из подотряда змей, питающееся в основном лягушками

2.Безвреден, будучи схваченным, выпускает из клоаки вонючую жидкость.

3.Отличается от ядовитых змей желтыми пятнами по бокам головы

(уж обыкновенный)

1.Есть прыткая, а эта живородящая, потому что сразу же после откладки яиц из них выходят детеныши.

2. Это самые северные животные из этой группы

3. Нам они известны своей способностью отбрасывать хвост

(ящерицы)

1.Бывают исполинскими, суповыми, слоновыми, а эта - болотная - обитатель степей

2.Ночью спит на дне водоемов, там же, зарывшись в ил, зимует

3.Свою надежную защиту - 2 прочных щита, носит с собой

(черепаха болотная)

1.Эти ящерицы - обитатели пустынь, способны быстро зарываться в песок, работая туловищем и ногами

2. При опасности широко раскрывает пасть, внутренняя поверхность рта и кожные складки около рта наливаются кровью и краснеют

3.Эти пустынные ящерицы отличаются закругленной спереди головой и имеют большие складки кожи по бокам рта, напоминающие по форме уши, поэтому так и называются

(ушастая круглоголовка)

4. Конкурс-кроссворд по теме «Хвойные растения России»

Ответы на вопросы:

Чернолесье

Можжевельник

Кипарис Ключевое слово - лиственница

1.Так в народе называют мрачные еловые леса, населенные лешими, ведьмами и другими мифологическими существами

2.Похожа на ель, но более стройная и с гладкой серебристой корой

3.Может быть обыкновенной, пицундской, кедровой

4.Самый удачный объект для озеленения крупных промышленных центров, т.к. выдерживает загазованность, запыленность, устойчива к вытаптыванию

5.«Кипарис» северных лесов, засухоустойчив, морозостоек, но плохо переносит дым и копоть

6.Еловый лес, или ………….

7.Сосновый лес, или ………….

8.Именно с помощью их размножаются хвойные растения, они в шишках

9.Южное ядовитое хвойное, хорошо переносящее стрижку и формирование кроны

10.«Слезы» сосны с приятным запахом, собираемые человеком после нанесения насечек - надрезов на ствол

11.Стройное хвойное южных районов с пирамидальной кроной

Правильно ответив на все задания, вы угадаете самое распространенное в России дерево с тяжелой, тонущей в воде древесиной

/data/files/m1481824033.docx (кроссворд широка страна)

5. Конкурс «Меткий стрелок»

Этот конкурс по охотничье-промысловым видам животных различных природных зон. Перед началом конкурса перед учениками выставляется таблица - решетка с мишенями. В таблице 16 квадратов. Номер цифры в каждом квадрате соответствует номеру вопроса. Под тремя цифрами спрятаны «акулы», при попадании в них команда лишается одного умника. Команды поочереди с помощью шишек, мячиков выбивают для себя вопрос и отвечают на него. За каждый правильный ответ команда зарабатывает один умник. Если команда не попадает в мишень или попадает в уже выбитый номер, право выстрела переходит к следующей команде.

1.Таежный зверь, дающий из наших зверей самый дорогой мех (соболь)

2.Этот зверь дает самый прочный мех, его любимая пища - рыба (выдра)

3.Зимой - серая, летом - рыжая (белка)

4.«Лучший друг» белки (куница)

5.«Акула»

6.Самый крупный олень, «сохатый» (лось)

7.Дикая свинья (кабан)

8.Строитель хаток и плотин (бобр)

9.«Акула»

10.Рядом со львами - шакалы, а с белыми медведями - ……(песец)…..

11.Житель водоемов, завезенный к нам из Северной Америки, источник меха (ондатра)

12.Этот грызун из Южной Америки, разводится на севере только как домашнее, а на юге может жить и в дикой природе. Дает мех для шуб и шапок (нутрия)

13.Южное горбоносое быстроногое животное, источник мяса, шкур и рогов (сайгак)

14.«Акула»

15.Обычно - рыжие, но бывают и черно-бурые (лисицы)

16.Толай, русак, беляк - это (зайцы)

17.Источник ценного меха, житель подземелья (крот)

6. Конкурс «Биоаукцион» по теме «Птицы России на гербах городов»

Учитель. Вопрос о птице, изображенной на гербе города Маркс, что в Саратовской области.

Согласно историческим данным эта птица в изобилии водилась в данной местности. На гербе этого города -птица, несущая в клюве водное растение - вайду. Это неслучайно, так эта водоплавающая птица исключительно растительноядная. Хорошо ходит и быстро бегает, превосходно плавает и ныряет. В природе чаще распространены серые, реже птицы с белой окраской. Именно серые дали начало породам домашних птиц - тульской, холмогорской, шадринской, тулузским. Что же это за серая птица, залетевшая на герб города Маркса?

(дикий серый гусь)

2. Учитель. Вопрос о птице-рыболове, давшей название одному из городов Рязанской области

Эта птица - единственная в своем семействе. На многих языках мира называется по справедливости рыболовом, так как кроме живой рыбы не ест ничего. Строение конечностей с острыми когтями позволяет схватывать и удерживать трепещущую скользкую рыбу. По вине человека стала редкой и занесена в Красную книгу России. Какая же птица изображена на гербе города Скопина?

(скопа)

3.Учитель. Вопрос о птице, по поверью приносящей в дом счастье

Эти маленькие птицы известны всем. У них короткий и широкий в основании клюв, широкий разрез рта, чтоб схватывать больше насекомых. Крылья узкие, но длинные. А вот ноги короткие и слабые, мало приспособленные для передвижения по земле. Значительную часть жизни проводят в полете, они прекрасные летуны, даже пьют на лету. Бывают деревенские, городские, береговушки. Именно эта птица изображена на гербе города Пензы

(ласточка)

4. Учитель. Вопрос о птице на гербе одного из известных сибирских городов

Эти птицы, занесенные в Красные книги России и МСОП, гнездятся только в якутской тундре и на обских болотах. Откладывают 2 яйца, появившиеся птенцы агрессивны, дерутся друг с другом, поэтому выживает только один. Поэтому для искусственного разведения этих птиц в России и в США можно взять из гнезда одно яйцо для инкубации. Эти птицы могут быть серыми, белыми, черными и даже венценосными, но все они, независимо от окраски, танцуют, выражая в танце свои эмоции. Кто же эти длинноногие танцоры, один из которых изображен на гербе Ханты-Мансийска?

(белый журавль, или стерх)

5. Учитель. Вопрос о птице, у которой никогда не бывает того, что случается у человека

При сильном ударе головой у человека может произойти сотрясение мозга. А у этой птицы - никогда, хотя она ударяется постоянно головой о твердые предметы. А без этого она не прокормится и гнезда себе не сделает. Эти птицы могут быть черными, зелеными, медными, пестрыми и даже золотыми. Так какая же всем известная птица изображена на гербе города Елабуги в Татарстане?

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии

Командная игра для учеников 8 класса

Широка страна моя родная…

Хапугина Полина Ивановна,
учитель географии
школы № 277 Санкт-Петербурга

Цели:

Развивать познавательный интерес к предмету;

Обучать умению общаться в коллективе;

Обучать умению доказывать и отстаивать свою точку зрения;

Обучать умению выслушивать мнение товарищей, принимать общее решение.

Задачи.

Образовательные:

Закрепить знания о природе и природных ресурсах России, об изучении и исследовании территории нашей страны;

Закрепить навыки и умения работы с географическими картами и другими источниками географических знаний;

Проверить знания географической номенклатуры.

Познавательные:

Расширить и углубить знания о природе, изучении, исследовании территории России;

Формировать познавательный интерес к предмету, используя разные методические приёмы, игровые ситуации и источники географических знаний, в том числе ресурс Интернет.

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости и уважения к людям, к тому месту, в котором живёшь;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к своей стране;

Воспитывать чувство интернационализма, уважения культуры и традиций разных народов;

Оборудование:

Карты России, интерактивная доска, таблички с названиями географических объектов, магниты, заготовка ромашка, карточки с заданиями, раздаточный материал, контурные карты, песочные часы, музыкальное сопровождение, презентация.

Ход игры:

Вступление:

Звучит музыка. Команды и болельщики на своих местах.

Ученики читают отрывки стихотворений А. Фатьянова о России.

Ученик 1. Синее раздолье, голубые вёсны,

Золотое поле, золотые сосны.

Незнакомые моря и целинные края -

Всё твоя и моя Родина - Россия.

Ученик 2. Ни на западе, ни на востоке

Я краше не видел земли -

Степи широкие, горы высокие

Синее море вдали…

Ученик 3. Родину любим свою горячо,

Просторы и даль голубую.

Родная страна, обопрись на плечо,

Мы выдержим тяжесть любую…

Задачи игры:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим игру, посвящённую нашему огромному дому, в котором мы живём - России. Надеюсь, что вы многое уже знаете о своей стране и покажите свои знания и умения. Наверняка узнаете и ещё, что-то новое. Наша страна такая большая, что и жизни не хватит, чтоб всю её изучить. Пожелаем друг другу успеха!

Представление команд:

Учитель: В игре участвуют ученики 8 ых классов. У нас две команды по пять человек:

Команда 1_____________________Капитан________________________

Команда 2_____________________Капитан_________________________

(Команды встают во время их представления.)

У каждой команды есть свои болельщики. (представить)

Представление жюри:

Председатель жюри:_________________________________

Члены жюри:_______________________________________

_______________________________________

Объяснение хода игры:

Учитель: Игра состоит из 6 конкурсов, включая конкурс болельщиков, которые смогут помочь своим командам. Каждый конкурс оценивается определённым количеством баллов, которые будут объявляться по ходу игры для каждого конкурса каждого конкурса.

Ход игры:

Конкурс №1.

Каждая команда получает карточку с заданиями «Мы уже знаем, что…»

Столица России -_______________________________

Площадь России - ______________________________

Место по площади в мире - ______________________

Численность населения -________________________

Место по численности населения в мире-___________

Количество и название океанов, омывающих Россию__________________

Количество и название морей, омывающих Россию____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самая высокая вершина(название, высота, горная страна)______________

________________________________________________________________

Полюс холода___________________________________________________

Самое глубокое море_____________________________________________

За 2 минуты участники команды отвечают на вопросы и сдают ответы жюри. За каждый правильный ответ - 1 балл, максимальное количество баллов за конкурс - 10 баллов.

Конкурс №2. Разминка.

В течение 0,5 -1 минуты игроки команд называют по очереди реки России. Задержка ответа на счёт 1,2,3 - переход хода другой команде. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Конкурс №3. «Путешествие по карте России»

Каждая команда получает по 5-6 табличек с названиями географических объектов России, контурную карту, магниты. Одну минуту игроки обсуждают, где какой объект находится, затем 1-2 игрока из каждой команды магнитами приклеивают таблички с названиями на карту России на доске. Оценка конкурса максимум - 6 баллов, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

На карточках:

Конкурс №4. Конкурс капитанов.

Для капитанов приготовлена ромашка с 10-ю лепестками. На обратной стороне лепестков вопросы. Капитаны по очереди отрывают по одному лепестку и отвечают на вопрос. За один правильный ответ - 1 балл. При отсутствии ответа на вопрос у одного из капитанов, предоставляется возможность ответить на этот же вопрос капитану другой команды.

Вопросы на лепестках «ромашки»:

1.Что такое муссон? Где на территории России господствуют муссоны?

2.Что такое циклон, откуда они приходят?

3.Назовите самую низкую точку поверхности территории России?

4.Именем какого путешественника назван мыс - крайняя северная точка России на материке?

5.Назовите самое глубокое озеро России?

6.Именем какого путешественника назван пролив между Чукоткой и Аляской и море между Евразией и Северной Америкой?

7.Назовите самую многоводную и длинную реку России?

8.Что такое атмосферный фронт, каким он может быть?

9.Назовите самое большое озеро Европы?

10.Что такое антициклон, где чаще всего они господствуют?

Конкурс № 5. «А знаете ли вы…? »

Команды получают карточки с заданиями. В течение 1 минуты обсуждают полученное задание и дают ответ. За каждое задание - 2 балла, максимум за конкурс - 6 баллов.

Задание 1.

В известной старинной песне поётся:

«Славное море - священный Байкал,

Славный корабль - омулёвая бочка,

Эй, баргузин, пошевеливай вал,

Молодцу плыть недалечко…»

Вопрос: - Почему бочку назвали «омулёвой»?

Что такое баргузин?

Задание 2.

В 1926 году на северо-востоке Сибири работала экспедиция учёных. На картах, которые у них были, горные цепи хребтов обозначались параллельно рекам Яне и Индигирке, а к югу от них - огромные равнины. Какого же было их изумление, когда двигаясь по маршруту, на месте равнин они встретили 9 горных хребтов высотой до 2500 метров - целую горную страну шириной в 300 км и длиной в 1000 км. Тогда учёные вспомнили, что путешествовавший и погибший здесь ссыльный революционер В своих дневниках упоминал об этих горных цепях, но его открытия не стало достоянием науки при его жизни. В память о нём этот горный массив был назван его именем. Что это за хребет и в честь кого он назван?

Задание 3.

Из перечисленного ряда географических объектов выберите лишний, объясните причину своего выбора.

Географические объекты:

1.КАМЧАТКА, ЯМАЛ, ТАЙМЫР, АЛТАЙ, КОЛЬСКИЙ, ЧУКОТКА

2.НЕФТЬ, ГАЗ, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, МЕДНАЯ РУДА, УГОЛЬ, СЕРА

Конкурс №6. «Помоги своей команде»-конкурс болельщиков.

Болельщики могут помочь своим командам, ответив на заданные им вопросы. За каждый правильный ответ получают жетон, который соответствует - 1 баллу в копилку команды.

Вопросы болельщикам:

1.Какой полуостров обижайте на свои размеры? (Я-МАЛ)

2. Острова ………….. всё про вас я знаю,

Из-за вас полмесяца я переживаю,

Отчего вы курите, отчего дымите,

Вы здоровье губите, вы себе вредите…(КУРИЛЫ)

3. К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг. (УРА-Л)

4. Географию со мной

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной

И найдёшь его в буфете. (АТЛАС-САЛАТ)

5. Река Ока - Волги «правая рука». А какую реку вы назовёте левой рукой Волги? (КАМА)

6. На берегах каких рек стоят города:

Санкт-Петербург - НЕВА

Москва - МОСКВА

Астрахань - ВОЛГА

Иркутск - АНГАРА

Хабаровск - АМУР

7. Как называют приборы для измерения:

температуры воздуха - ТЕРМОМЕТР

атмосферного давления - БАРОМЕТР

скорости ветра - АНЕМОМЕТР

8. Ответьте быстро:

бриз - это не город, а ….(ВЕТЕР)

айсберг - это не вулкан, а…(ЛЬДИНА)

город - герой стоит над Невой - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Урал - это не озеро, а …(ГОРЫ, РЕКА)

9. Какая река в России носит название посуды, а также части скелета?(ТАЗ)

10. Какие вы знаете реки России с женскими именами?(ЛЕНА, ЯНА)

Подведение итогов игры.

Слово предоставляется членам жюри. Подводятся итоги каждого конкурса и игры в целом, объявляется победитель. Команды награждаются призами.

Таблица для подведения итогов конкурсов игры.

КОНКУРС

БАЛЛЫ

КОМАНДА 1

КОМАНДА 2

1.Представление команды - «Мы уже знаем, что…»

2. Разминка.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

3.«Путешествие по карте России»

По 1 баллу за каждый правильный ответ

4. Конкурс капитанов.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

5. «А знаете ли вы…? »

За каждое задание по 2 балла, максимум 6 баллов

6.«Помоги своей команде»-конкурс болельщиков.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

ИТОГИ ИГРЫ

Галия Саттарова
Викторина «Широка страна моя родная» (подготовительная группа)

Тема: «Широка страна моя родная». Непрерывная образовательная деятельность воспитателя совместно с детьми подготовительной группы.

Технологии: Здоровье-сберегающие технологии; использование народного фольклора; коллажирование; использование мнемотехники; дидактические игры.

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно изобразительная деятельность», «Чтение художественной литературы».

Цель: продолжать формировать представления детей о России, о государственных символах, о её природных зонах, о народах, живущих на территории России.

Задачи: I.Образовательные:

1)закреплять знания детей о таких природных зонах России, как Крайний Север, тундра, тайга, леса средней полосы;

2)закреплять знания детей о птицах, животных, распространённых в данных природных зонах;

3)закреплять знания детей о государственных символах страны;

4)закреплять представления детей о народах нашей Родины; уметь сравнивать, находить отличия в национальных костюмах, жилищах, музыке русского народа и народов Севера,

5)уметь доказывать свое суждение, расшифровывать закодированное стихотворение о флаге России (мнемотехника, составлять коллаж;

6)закреплять знания детей о таких природных явлениях, как северное сияние, радуга;

7)узнавать, произносить звуки и буквы, соединять буквы и читать, полученное слово.

II.Развивающие:

1)Развивать навыки свободного общения с взрослыми и со сверстниками;

2)развивать кругозор, логическое мышление, творческое воображение, внимание, память, наблюдательность;

3)развивать мелкую моторику пальцев рук;

4)развивать связную речь детей.

III.Воспитательные:

1)Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, толерантность к людям разных национальностей;

2)Продолжать воспитывать дружелюбие друг к другу, отвечать полными предложения, не перебивая друг друга.

Оборудование: магнитная доска, буквы (Р, О, С, С, И, Я, чемоданчик- карта России, волшебный ящик, картинки с животными севера, тундры, лесов средней полосы, объёмные жилища (чум, изба, разрезные картинки (национальные костюмы: русский, костюм чукчей,картины с изображением природных зон России – Крайний Север, Тундра, Леса средней полосы – для коллажа, 6 конвертов с вопросами, флаги на подставке (Россия, Мальта, Австрия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия., 6 цветов гофрированной бумаги (розовый, красный, синий, голубой, зелёный, фиолетовый) - для показа северного сияния, 7 цветных прямоугольников для демонстрации радуги, прямоугольники, белого и зелёного цветов, зашифрованное стихотворение о флаге России (мнемотехника, детские работы (радуга - - акварель и восковые мелки, северное сияние - обрывная аппликация, чум, изба, клей, клеёнка, тряпочки, поднос для коллажа, в книжном уголке – книги (стихи, загадки, сказки, рассказы о животных, о птицах, природе, пословицы о Родине, энциклопедии, Красная Книга).

Предварительная работа: знакомство с картой, глобусом; флагом России и других государств; беседы, рассказы, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий: животные, птицы (внешний вид, повадки); природные зоны (Крайний Север, Тундра, Тайга, леса средней полосы, природные явления; знакомства с Красной Книгой, с различными энциклопедиями; беседы и рассказы о народах России (быт, одежда, жилища, профессии, культура (ненцы, чукчи, русские и другие).

Чтение художественной литературы: Ненецкие и чукотские сказки: «Хозяин ветров», «Кукушка», «Айога», «Почему у белых медведей нос чёрный?»

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Дружба зверей», «Рукавичка», «Лисичка – сестричка и серый волк» и другие.

Загадки о животных и птицах.

Рассказы о животных, птицах, о народах России.

Знакомство с Красной Книгой и Энциклопедиями (чтение отрывков из статей).

Рассказы: «На командорских островах», «Животные наших лесов» и другие рассказы о природе.

Пословицы и поговорки о Родине.

Художественно – изобразительная деятельность: 1. Рисование: «Кит» - акварель, «Радуга»- акварель и восковые мелки.

2. Конструирование – объёмное (лепка из пластилина и работа с фольгой – чум).

3. Аппликация (обрывная): «Северное сияние».

4. Слушание сказок на CD. «Снежная Королева»,

5. Просмотр сказок на DVD. «12 месяцев»,

6. Гимн России, русские народные песни, музыка народов Севера, звучание народных инструментов - магнитофон.

7. Заполнение страниц в тетрадках по экологии и развитию речи.

Дидактические игры. Разрезные картинки «Собери национальный костюм»;

«Узнай костюм» - по фрагменту одежды.

«Найди флаг России среди других флагов».

«Расшифруй стихотворение» - мнемотехника.

«Отгадай загадки, найди отгадки».

«Кто, где живёт?» - (лиса – в норе).

«Назови ласково».

«Ответь и найди» - жилища (чум, изба).

«Кто, где живёт и на каком языке говорит?» (в России живут россияне, говорят на русском языке; чукчи говорят на чукотском языке; ненцы – на ненецком).

«Исправь предложения» - (у крота хорошее зрение, он любит солнце; В тундре много растительности и растут высокие деревья).

Словарная работа: природные зоны, Крайний Север, тундра, тайга, хвойные и смешанные леса, Красная Книга, Энциклопедии, чум, кухлянка, керкер, парка, унты, торбасы, оленеводы, охотники, рыболовы, полярная ночь, полярный день, северное сияние, нарты, карликовые деревья, ягель, лемминг, песец, северный олень; кокошник, сарафан, рубаха, пояс, кафтан, сапоги, валенки, сани, радуга, изба, приспособление животных (модели: линька, смена окраски, подкожный слой жира, густая шерсть, густое оперение) и др.

Постановка проблемных вопросов: Почему полярная сова охотится и днём и ночью?

Почему сова летает бесшумно?

Как ориентируется крот, если он плохо видит?

Зачем кроту гладкая шерсть?

Почему лоси не живут на севере, в тундре?

Зачем северному оленю широкие копыта?

Для чего в чуме отверстие посередине?

Почему народы севера используют разборные жилища?

Как животные приспособились к суровым условиям севера?

Почему в тундре нет высоких деревьев?

Зачем тупикам толстый клюв? и другие.

Экспериментирование. Свойства воды.

Свойства снега, льда.

Лось и северный олень (узкие и широкие копыта: 2 крышки, груз, пластилин, 4 фломастера, 4 карандаша.)

Используемая литература: 1. Программа «Детство».

2.«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду», под редакцией Л. А. Кондрыкинской, Т. И. «Сфера», Москва, 2011г.

3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России», старшая, средняя, подготовительная группа, М., 2011г.

4. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, С-Пб., «Детство-Пресс», 2011г.

5. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

6. Энциклопедии, Красная Книга, русские народные сказки, чукотские и ненецкие сказки, стихи, рассказы, загадки о животных, птицах, природных явлениях, о природе, людях разных национальностей.

7. Информационно-деловое оснащение ДОУ: «Наша Родина-Россия».

8. С. Вохринцева: «Обитатели Арктики и Антарктики», «Дикие животные», «Зима», «Национальные костюмы народов России», «Символы стран» - серия окружающий мир.

9. Наглядно-демонстрационный материал.

10.., «Планета Детства», Дошколёнок. py., Социальная сеть работников образования nsportal.ru., Воспитателям ру., Мой детский сад.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

IОрганизационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (Дети строятся у входа в группу).

Дети: Здравствуйте, дорогие гости.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках необычный чемоданчик. Что на нём изображено? (Показ чемоданчика).

Дети: Это карта нашей Родины.

Воспитатель: Правильно. Территория нашей Родины очень велика, чтобы проехать на поезде нам понадобится целая неделя, 7 дней, а пролететь на самолёте потребуется целый день. Когда на западе утро, на востоке-уже вечер. Я предлагаю вам поучаствовать в викторине. Тема нашей викторины: «Широка страна моя родная», а о каких природных зонах будем сегодня говорить, подскажет наш чемоданчик. Давайте его откроем и заглянем внутрь (Открываем чемоданчик, достаём два прямоугольника, зелёного и белого цветов).

Воспитатель: Посмотрите, тут два прямоугольника. Назовите цвет и какую природную зону они обозначают?

Дети: Зелёный прямоугольник обозначает зону лесов. Белый прямоугольник – это Крайний Север и тундра.

IIОсновная часть.

Воспитатель: Давайте пройдём к стульям. Посмотрите на столе конверты с вопросами. Если вы правильно, дружно будете отвечать на вопросы, то в конце викторины вас ждут призы (Дети садятся, на столе по кругу лежат 6 конвертов).

Конверт №1 Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в волшебном ящике, вам надо рассказать закодированное стихотворение, назвать о чём в нём говорится (Показ листа с закодированным стихотворением).

Дети: Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

Воспитатель: Молодцы. О чём это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о флаге России.

Воспитатель: Правильно, флаг – государственный символ страны. Давайте, заглянем в волшебный ящик (В волшебном ящике 6 флагов на подставке).

Дидактическая игра «Найди флаг среди других»

Воспитатель: посмотрите, здесь на подставке несколько флагов. Найдите флаг России.

Воспитатель: Назовите цвета флага и их расположение, начиная сверху (Показ флагов на подставке).

Дети: У Российского флага 3 горизонтальные полосы: сверху – белая, посередине – синяя, снизу – красная полосы (Показ флага России).

Воспитатель: Давайте оставим флаг России, а остальные уберём, ведь сегодня будем путешествовать по России. Где и когда можем увидеть Российский флаг? (Флаг России на подставке в центре стола).

Дети: отвечают

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите в конверте ещё что – то лежит, Что это (показ буквы?

Дети: Это буква «с».

Воспитатель: Давайте её отложим в сторону, может, она нам ещё пригодится.

Переходим к конверту №2 Воспитатель: Внимание, вопрос! Перед вами разрезные картинки, вам надо их сложить, назвать к каким народам принадлежат данные костюмы и где эти народы живут? Собирать костюмы будете по 3 человека на мольберт (В конверте 2 файла с разрезными картинками).

Дети собирают костюмы.

Дети: Мы собрали национальный костюм чукчей. Они живут на Крайнем Севере и в тундре (чукотский национальный костюм).

Дети: У нас собран русский национальный костюм.

Воспитатель: В конверте что-то осталось, назовите букву (Показ буквы «о).

Дети: Это буква «о» (букву положить на стол).

Переходим к конверту №3 Воспитатель: Правильно ответив на вопросы, вы узнаете, что находится в волшебном ящике.

1)Это шалаш, в виде конуса, покрытый оленьими шкурами, посередине, под отверстием помещается очаг.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это чум.

2) Как называется деревянный бревенчатый дом в сельской местности России?

Дети: Это изба.

Воспитатель: Давайте заглянем в волшебный ящик (Достать избу и чум из волшебного ящика).

Воспитатель: Кто использует чум? Для чего он им служит? Где живут эти народы?

Дети: В чумах живут чукчи и ненцы. Эти народы живут на Севере.

Воспитатель: Кто живёт в избах?

Дети: В избах живут народы средней полосы

Воспитатель: В конверте ещё какая-то буква, назовите букву.

Дети: Это буква «с» (откладывают букву в сторону).

Воспитатель: Поставите чум и избу под национальные костюмы на полку мольберта.

Дети: выполняют.

Воспитатель: Молодцы.

конверт №4 Воспитатель: При помощи разноцветных бумаг (гофрированная бумага, изобразите и назовите природное явление, которое встречается зимой только на Севере. (Достать из конверта 6 листов бумаги: розовый, красный, синий, голубой, фиолетовый, зелёный.)

Дети: Встают, держась за руки, в руках полосы бумаги, делают волну.

Воспитатель: Что вы изобразили?

Дети: Мы показали Северное Сияние, которое можно увидеть только на севере.

Воспитатель: Внутри конверта ещё какие-то цветные прямоугольники. Назовите цвета (Показ 7 прямоугольников).

Дети: называют цвета.

Воспитатель: Какое природное явление зашифровано с помощью этих прямоугольников?

Дети: Это природное явление называется радуга.

Воспитатель: Покажите это природное явление. Расположите правильно цвета, начиная с верхнего. Вспомните считалочку, которая поможет назвать цвета по порядку.

Дети: Встают в ряд, каждый держит по прямоугольнику на вытянутых руках, у одного из детей 2 прямоугольника и называют считалку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Воспитатель: Давайте Северное Сияние и Радугу, которые вы делали, прикрепим на магнитную доску, под национальные костюмы (Вынуть из конверта детские работы).

Воспитатель: В конверте ещё какая-то буква. Назовите её.

Дети: Это буква «я».

Воспитатель: Отложим и эту букву в сторону.

Переходим к вопросам конверта №5 Воспитатель: Кто знает, что это за знак?

Дети: Это скрипичный ключ (Достать из конверта скрипичный ключ).

Воспитатель: Правильно. Значит, пришло время задать вам музыкальные вопросы и немного отдохнуть. Послушайте фрагмент музыки и скажите, какой народ может танцевать под эту музыку?

Физкультминутка.

Трек№3 (музыка народов Севера)

Дети: Это музыка народов Севера.

Воспитатель: Правильно. Покажите нам чукотский танец.

Дети: Встают на ковёр, показывают разные танцевальные движения под музыку.

Воспитатель: Прослушайте ещё один фрагмент музыки. Какой народ может танцевать под эту музыку? Трек №1 (валенки)

Дети: Это русский танец.

Воспитатель: Покажите, как можно танцевать под эту песню.

Дети танцуют

Молодцы. Вот мы и отдохнули. Тут в конверте ещё буква. Назовите её.

Дети: Буква «и»

Дети: Это буква «и».

Воспитатель: Молодцы, положим и эту букву к остальным.

Воспитатель: Давайте подойдем к столам (на одном столе - клей, тряпочки, на всех детей; на 2 подносах. На другом столе - картинки для коллажа и 2 листа с природными зонами).

Остался конверт под №6. Воспитатель: Внимание, вопрос: С помощью картинок составьте коллаж. Посмотрите, какая природная зона здесь изображена? (Показ природной зоны: Крайний Север и Тундра).

Дети: Здесь мы видим Крайний Север и Тундру.

Воспитатель: Какая природная зона на другом листе? (Показ зоны лесов).

Дети: Это леса.

Воспитатель: Вам надо правильно расположить животных по природным зонам, наклеить их.

Дети: Наклеивают картинки с изображением животных.

Воспитатель: Пройдёмте к стульям и проверим, всё ли вы правильно сделали. Назовите тех животных, которые встречаются и на Севере и в лесах?

Дети: Полярный волк - волк, полярная сова - сова, белый медведь - медведь, северный олень - пятнистый олень.)

Воспитатель: Чем эти животные отличаются друг от друга?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Какие животные встречаются только на севере?

Дети: На севере встречаются северный олень, песец, лемминг, тупики, кайры, моржи, тюлени, морские котики. (Показывают картинки).

Воспитатель: Какие животные живут только в лесах и не живут на севере?

Дети: В лесах живут: кроты, белки, дятлы, рыси, тигры, олени, лоси, зайцы (Показывают животных на картинках).

Воспитатель: Почему на Севере живут северные олени, а лоси не могут жить на севере?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Молодцы! В конверте ещё какая-то буква (Показ «р»).

Дети: Это буква «р».

Воспитатель: Каждый возьмите по букве и попробуйте сложить слово. Прочитайте, какое у вас получилось слово.

Дети берут буквы и магниты: выкладывают слово.

Дети: У нас получилось слово Россия.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы сложили слово. Посмотрите на чемоданчик, проверьте, наверху чемоданчика тоже написано слово «РОССИЯ».

IV. Итог непрерывной образовательной деятельности Воспитатель: Ребята, расскажите, что мы сегодня делали? В каких природных зонах побывали?

Дети: рассказывают.

Воспитатель: Мы сегодня отвечали на вопросы викторины, побывали на Крайнем Севере и в тундре, в лесах, расшифровали стихотворение, находили флаг России среди других флагов, складывали разрезные картинки, показали северное сияние и радугу, создали коллаж. Вы дружно и правильно отвечали на вопросы и заслужили награды

Воспитатель: Наша викторина подошла к концу. Вручение медалей.

Воспитатель: Давайте скажем до свидания нашим гостям.

Дети: До свидания!

Вопросы познавательной викторины "Широка страна моя родная» - «Ими гордится Россия» Прочитай задание в левой части таблицы и выбери ответ в правой части. ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского Припев: Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек. От Москвы до самых до окраин, С южных гор до северных морей Человек проходит как хозяин Необъятной Родины своей. Всюду жизнь привольно и широко, Точно Волга полная, течет. Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. Наши нивы взглядом не обшаришь, Не упомнишь наших городов, Наше слово гордое «товарищ» Нам дороже всех красивых слов. С этим словом мы повсюду дома, Нет для нас ни черных, ни цветных, Это слово каждому знакомо, С ним везде находим мы родных. Над страной весенний ветер веет, С каждым днем все радостнее жить, И никто на свете не умеет Лучше нас смеяться и любить! Но сурово брови мы насупим, Если враг захочет нас сломать. Как невесту, Родину мы любим, Бережем, как ласковую мать! Сегодня мы постараемся вспомнить имена людей, которыми гордится наша страна. Вопрос Фото Ответ 1. Русский генералфельдмаршал главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года. Благодаря его стратегии огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Александр Васильевич Суворов Михаил Илларионович Кутузов Георгий Константинович Жуков 2. Русский царь. Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Построил город Санкт-Петербург. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, музеи, заводы. Николай Второй 3. Российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1961), полковник, Герой Советского Союза (1961). Совершил первый в мире полет в космос 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» продолжительностью 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич Гагарин 4. Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, автор «Сказки о рыбаке и рыбке» «Сказки о попе и работнике его Балде» и т.д. Михаил Юрьевич Лермонтов Алексей Пётр Первый Герман Степанович Титов Алексей Архипович Леонов Александр Сергеевич Пушкин Антон Павлович Чехов 5. Русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, автор известных детских произведений о Дяде Стёпе. Сергей Владимирович Михалков 6. Он открывал и описывал новые, неизвестные земли, их животный и природный мир. Умер во время очередного путешествия, был похоронен на берегу озера; к его могиле ведут десять вырубленных в скале ступеней. Ровно столько этот великий путешественник совершил экспедиций. Дмитрий Яковлевич Лаптев 7. «Я уже более 40 лет путешествую, раньше я делал это в основном ради научных целей и из спортивных интересов, но сейчас я думаю о молодом поколении, которому хочу привить дух романтики. Я хочу, чтобы люди больше мечтали» Какому современному путешественнику принадлежат эти слова? Дмитрий Яковлевич Лаптев Никита Сергеевич Михалков Егор Сергеевич Кончаловский Николай Михайлович Пржевальский Фёдор Филиппович Конюхов Николай Михайлович Пржевальский Фёдор Филиппович Конюхов 8. Замечательный русский полководец, положивший начало славной эпохе побед русской армии. Каждое утро он начинал с обливания холодной водой, много времени уделял и верховой езде. Он любил читать, особенно ему нравились книги о войне… Александр Васильевич Суворов 9. Выдающийся советский хоккеист, вратарь, тренер, член комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи. Защищал ворота ЦСКА и сборной Советского Союза. В матчах чемпионата СССР сыграл 482 матча, на чемпионатах мира и Олимпийских Играх 117 игр. В турнирах Кубка Канады - 11 матчей. 10. Она стала самой успешной фигуристкой в истории парного катания: трёхкратной олимпийской чемпионкой, десятикратной чемпионкой мира, одиннадцатикратной чемпионкой Европы и шестикратной) чемпионкой СССР. Она не проиграла ни одного соревнования, в которых участвовала. Валерий Борисович Харламов 11. Первый русский учёныйестествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Он вошёл в науку как великий химик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, языковед, художник, Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Илларионович Кутузов Георгий Константинович Жуков Зинэтула Хайдарович Билялетдинов Владислав Александрович Третьяк Людмила Алексеевна Пахомова Ирина Константиновна Роднина Ирина Эдуардовна Слуцкая Константин Эдуардович Циолковский Иван Петрович Павлов историк. 12. Российский конструктор стрелкового оружия, дважды Герой Социалистического Труда Герой России, доктор технических наук), генераллейтенант, создатель автомата Калашникова. Сергей Александрович Коровин Фёдор Васи́льевич То́карев Михаил Тимофеевич Калашников 13. Великий русский композитор. Создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Пётр Ильич Чайковский Михаил Иванович Глинка Модест Петрович Мусоргский 14. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Алёнушка», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории. Как зовут художника? Василий Дмитриевич Поленов Иван Иванович Шишкин Виктор Михайлович Васнецов Спасибо!