Как написать былину самому на современный лад. «Школьная былина» Александра Белоножкина

Ученики шестых классов МБОУ СОШ №154г.Екатеринбурга

В сборнике помещены былины, выполненные учащимися шестых классов в прозаической и стихотворной формах в качестве творческого задания после изучения темы "Былины" на уроках литературы. Сохранена авторская пунктуация и орфография.

Скачать:

Предварительный просмотр:

СБОРНИК БЫЛИН учащихся 6- классов МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга.

1.«Былина о любви»

Во славной городе да в Ё – бурге,

Стоит да поживает школа долговечная,

И номерок то у неё 154!

В школе той могучей училася Полинка раскрасавица,

А в старшем классе учился Антон, с классной чёлкой

он.

Любили они друг друга, да преградой был им

Ростислав плохучий,

И мешал он той Полинке быть с Антоном вместе.

И решили они бороться с Ростиком плохучим,

Да у него был приспешник славный,

Да и прозвище у него было смешное – Кудрявый.

Боролись они три дня и три ночи,

А победил Ростик плохучий,

Но за плохое поведение выгнали его из школы могучей.

И воссоединились Полинка и Антошка!

Но на этом наша история не заканчивается, Ростислав

вернулся…

Забрал он Полину в дом пятиэтажный да во тёмный,

Но у Полинки были подруги верные: Женька и

Настюшка!

И спасли они Полину раскрасавицу,

А Кудрявый на сторону Антона перешёл и помог

Ростика плохучего поймать.

Наконец-то Полина и Антон остались вместе да

Навсегда!

Конец, а кто слушал – молодец!

Щелканова Александра 6-а класс.

2.«Алёша Потапович против русской мафии»

Не «давным-давно», а совсем недавно в одной маленькой деревушке жил Алёша Потапович. Жил – не тужил. Читал RAP свой русский. Его все уважали! Но было у него и много врагов – Русская Мафия.

Однажды, гуляя по лесу, увидел он браконьеров ужасных, как воровали они зверей редких! Разозлился тогда Алёша, вырвал дерево с корнем он и поразметал браконьеров лютых, но оставил одного браконьеришку, повыпытывал у него информацию. И пошёл он на русскую, на мафию. На Ferrari, на своей быстроходной. Взял с собой он лишь автомат да пистолетушки, да и ножечки заточенные, острющие. И уехал Алёша на битвушку на ратную.

Как доехал Алёшенька до места страшного, как началась стрельбы лютая, полилась кровушка красная. Расстрелял Алексей всех недругов страшных. Увидал Алёша девицу красную, так влюбился он в неё, что женился он на ней сразу же. А была эта девица дочкою президента нашего.

THE END…

Пискун Алексей 6-а класс.

3. «Алёша Попович и вороны Кощея»

Кощеевы слуги, чёрны вороны,

Повадились на хлеб киевский

Через день налетать, да поклёвывать.

И отправил князь Владимир гонцов

В деревеньку дальнюю,

Да за Алёшей Поповичем,

Мол, спаси нас, богатырь

Да от силы вражеской, да от голода.

Засобирался богатырь

Во владения Киевские.

Прыгнул могучий конь

Лишь два раза да утомился,

А город большой уже виден.

Прилёг Алёшенька отдохнуть, да сил набраться.

Да налетели вдруг чёрны вороны,

Да тут же солнышка не видно стало.

Проснулся богатырь, натянул тетиву

И начал по воронам палить.

Испугались супостаты, полетели.

А Алёша Попович на коня и за ними.

Привели они богатыря в пещеру тёмную на горе,

А в глубине на троне костяном Кощей сидит.

Рассердился он, наказал воронам

На богатыря русского напасть.

Отбивался Алёша Попович,

Пока не попадали вороны все.

Испугался Кощей, побежал от смерти.

Но нагонять его богатырь начал,

Да такие слова кричать:

«Бойся, Кощей, будешь знать,

Как землю русскую грабить!»

Быстрей, быстрей Кощей бежал,

Да свалился с горы высокой.

Отправился Алёша Попович в город.

Хвалили его, садили за стол богатый,

Да кормили едой лучшей,

Да песню о нём слагали.

Воронина Надя 6-б класс.

4. «Былина о Никите Добрыниче и об иго бусурманском»

Жил да был в одном городе славном,

Да во стольном Киев-Граде

Богатырь Никита Добрынич.

С трудом носила его мать, сыра земля.

Да и был Никита грамоте разной обучен.

Однажды к Владимиру Светлому Княже

Басурмане напали на стольный Киев-Град.

Да и Никита с дружиною своею отлучился.

Послал князь Владимир гонца за Никитою.

Быстрей, чем заяц от волка, поскакал гонец.

Догнал он Никиту возле Волги матушки.

Тотчас отправился Никита.

Выезжал Никита во чисто поле,

Залазил Никита на сосну высокую.

Смотрел Никита на город осаждённый.

Молвил он таковы слова: «Здесь хитростью возьмём».

Решил Никита часть дружины оставить в кустах.

С другой же частью пошёл на басурман.

Завязался бой жестокий.

Никита вперёд махнёт мечом – улочка,

Направо – проулочка.

Устала часть дружины – её другая сменила.

Выиграл бой Никита.

Выходил к нему князь с поклоном.

Целовал Никиту в уста сахарны.

Устроил князь пир на весь мир.

И я там был, мёд-пиво пил.

По усам текло, да в рот не попало!

Родкевич Ирина 6-б класс.

5.Былина «Сергей и Екатерина»

В славном городе, да во Киеве,

Жил-поживал князь Сергей.

А в Муроме жила-была

Простая красивая крестьянка Екатерина.

Поезжал когда-то Сергей по Мурому,

Повидал Екатерину, да и ахнул.

Нежданно-негаданно влюбился.

Сели на коня да и поехали.

Хороша, прекрасна земля,

Но что-то небо скручивалось.

Темноту завидел князь.

Очнулся – ни коня, ни суженой-то нет.

Пешком возвратился домой князь Киевский,

Время прошло, он да и забыл.

Прошло лет пять оттуда,

Да и услыхал Сергей, что во Франции

Екатерина у сударя Максима суженая.

Но, а ту не узнал князь,

Но на славном коне,

Во Францию поспешил,

Поздравить маму невесту.

По синему морю плывёт,

По сырой земле скачет,

Мимо облаков пролётывает.

Вот и во Франции наш князюшка.

Сразу Сергей на свадьбу поспешил.

Увидали Сергей и Катя друг друга,

Вспомнили прекрасную любовь.

Но Максим, завидев взгляд…

Драка, сборище и мрак.

Помыкающим месяцем лежал Сергей,

Да выздоровев, свои негодования отправил в суд:

«Максима на костре сожгут».

А Катя и Сергей жили-поживали,

Да и троих детей нарожали.

Любимова Марина 6-б класс.

6.Былина об удалом молодце.

Жил-был в деревушке старой, богатырь та там удалый. Был он молодец хорош, всё помог и всё принёс. Но напали в деревушку все незваные вруны. И, конечно, наш удалый всех врагов скосил, как травы. Стало грустно после боя. Он решил жену найти. Снарядился в долгий путь. Шёл он лесом, шёл он полем, знал, что он найдёт её. В дом сразу привезёт. Выйдя к морю, он увидел деревушку небольшую. Люди там угрюмы были, он всё понял – не дурак. Посреди деревни этой он увидел замок старый. И услышал крик о помощи большой. Сразу встал на лифт, он быстро до седьмого этажа. И глазам своим не верил, что такое чуду есть. Сразу к себе её взял. Чтобы жить, как солнце ясно!

Мурзин Александр 6-б класс.

7.Былина о Петруше.

Подле города Киева, село было Красное. Жил в том селе крестьянин Василий Петрович, жена его Прасковья Сергевна и сын малый Петруша. Рады-радёхоньки родители – сын растёт не по дням, а по часам.

Неуёмный мальчуган всех в деревне распугал. Всем помочь хотел, а силы много – ума мало.

Отдал отец Петрушу в церковь – учиться. Недолго продлилась учёба – решил ребятёнок себя народу русскому верой и правдой служить. Купил коня себе он вороного, припас по силушке своей снаряженье богатырское и пошёл к родителям благословение просить.

Пригорюнились старики – не хотели сына отпускать, а делать нечего. Благословили.

Оседлал Петруша добра коня, с отцом, с матерью простился и прочь поехал из села родного Красного. В стольный Киев-град.

Ехал он лесом чёрным. Люди всё говорили, что там живут 12 разбойников, которых никто на свете победить не может.

Не боялся Петруша разбойников и вступил с ними в схватку. Быстро разметал он их по поляне чёрной. Смастерил клетку для разбойников, посадил их туда и повёз Князю Владимиру Красно Солнышко подарок.

Приехал богатырь в стольный Киев-град, на широкий двор царский. Привязал коня своего доброго и понёс князю Владимиру гостинец. Принял подарок князь, а сам печальный.

«Что ты, князь, пригорюнился, аль случилось что?»

«Случилось, богатырь, дочку мою прекрасную Настасью украли воры завистливые. Татарины проклятые».

«Вызволю я её, князь!»

«Ох, вызволи. Не знаю, что делать мне без неё. Спасёшь Настасью – по царски награжу. И дочь отдам».

«Не хочу я, князь, по расчёту выгодному невесту брать. По любви найду».

«Ну, как знаешь».

Вышел богатырь на двор царский, отвязал коня своего доброго и отправился в путь-дорогу.

Долго ли ехал, коротко ли, набрёл он на хату татарскую. Вышел из неё разбойник страшный. Не испугался Петруша. Метнул в него стрелу и в прямо в сердце попал. Вызволил Настасью из плена. Как увидал красавицу – влюбился. И Настасье приглянулся богатырь.

Приехали они в Киев-град. Обрадовался царь дочери. Говорит он Петруше:

«Проси чего хочешь!»

«Очень мне дочь твоя приглянулась, жениться на ней хочу»

«Раз хочешь – женись!»

И был тогда пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

Идинов Женя 6-а класс

8.Радомир.

Как-то в богатом-то городе

Да в Новгороде

Жил добрый молодец

По имени Радомир.

Жил он бобылем,

С хлеба на квас перебивался –

Ни кола, ни двора

У него не было.

И отправился он

На море синее.

А на море том

Беда приключилася.

Корабли, что по морю плыли

В пучину морскую провалилися.

Как подул Радомир, разогнал волны пенные,

Освободил корабли купеческие.

Бакиров Рома, Полторак Семен и Шохов Саша 6-а класс

9. Илья Муромец и сила татарская.

Ай, и татарины поганые,

Набрали силы могучей Татарской,

Набрали силы многотысячной..,

Да, поехали татарины поганые,

На великое дело страшное.

К князю стольному-киевскому,

Приезжают тут татары поганые

Дело страшное творить.

Поставили свою силушку нечистую вокруг Киева.

Сам, поехал хан их к Владимиру,

Испугался наш Владимир стольно-киевский…

Что татарины поганые зажимают…

Что земли не видно из-за силы ихней!

Но богатырям русским страх не ведом,

Наплевать им на силу грозную, татарскую

Не боятся силы смертной они!

Но и в бой не рвутся, выжидают…

Силе смертной засаду готовят…

Тем временем князь стольно-киевский

Убирался прочь в чисто поле…

Но вдруг совесть его загрызла, сильнее, чем тесак татарский,

Впрямь всю душу ему затерзало!

И КАЗАЛОСЬ, СПАСЕНИЯ НЕТ…

Но идея его осенила,

Можно подкрепление позвать,

Русским богатырям в помощь!

И рванулся он быстрее ветра,

Подгоняемый криками, воплями

Свистом стрел и звоном мечей!

Прискакал он к поселению русскому,

Смерть там царила уже…

Русский на татаре и татар на русском лежали бездыханной кучей…

Скачет в деревню русскую, где истинные богатыри растут!

Известно ему, что в деревне этой растёт богатырь Илья,

И мчится к избе его, чтобы о помощи молить…

Открывает ему Илюша,

Истинный богатырь!

Зачем пришёл ко мне Владимир, никак о помощи молить?

О, да о помощи тебя просить.

Окружили наш город татары,

Великою силой татарской.

Соберу я дружину свою,

И рванусь в Киев-град я!

Выполнил он тут же своё слово…

И собрал войско богатырское,

И двинулись они вперёд…

Подошли они к граду Киеву,

Тишина вокруг. НИ ДУШИ…

И решились в город зайти.

В городе огонь царил и смерть.

И звуки были торжества.

Татарин одержал победу…

И праздновал сейчас и грабил,

Наши земли пресвятые осквернял!

На главной площади они

За победу свою выпивали.

Решил Илья не ждать, напасть,

Чтоб силу их врасплох застать!

Ещё ведь мгновение ждать и площадь озарится блеском стали!

В ней вместе бранных песен стрелы запоют,

И копья наши и мечи остаят разговоры.

И вот свершилось то мгновение!

Вот наши двинулись вперёд!

Застав противника врасплох, зажали наши их в кольцо!

Недолго ждать осталось, судьба предрешена!

К утру освобождён Киев.

Илья тот самый, Муромец зовётся, что в Муроме рождён был,

Сейчас он праздновал победу,

Владимир благодарен был ему!

Сладкова Лена 6-б класс

10. Былина «Про славного программиста Илью и Силушку нечистую»

Как во славной сети Интернетушке

Поселилася Силушка, да нечистая.

Да не простая она была, а виртуальная.

И к тому ж ещё – на народ простой сильно обиженная.

И задумала она думу чёрную,

Думу чёрную нехорошую –

Заразить всех людей в «сети»

Страшным вирусом лютой злобушки.

Лютой злобушки и жестокости,

Чтоб повывести род человеческий

И зажить потом припеваючи.

А тем временем в одном городе,

Что стоит на реченьке Исетюшке,

Да зовётся славным именем Екатеринушки,

Жил простой русский богатырь – Илюшенька.

Был он дальним внучатым племянником

Всем известного Ильи Муромца.

Славен был наш Илюшенька силою,

Но не столь силён был наш молодец

Кулаками махаться да лихачиться,

Сколь силён он был по сетям гулять

(Не простым сетям, а компьютерным).

Программистом он стал не быстрёхонько –

С детства, с измальства учился прилежненько.

Поначалу жил Илюша у бабушки

И осваивал премудрости компьютера.

Игрушечек у него было достаточно

И играл он часто в «контрушечку»,

«Замочил» там немало всякой нечисти.

Юность быстро прошла беззаботная,

Пролетели деньки институтские.

Тут пошёл наш Илюша на работушку,

На работу серьёзную-слидную.

Поступил он на службу государственную,

Встал на страже «сетей» своей Родины.

Вот однажды выполнял он секретное задание

Самой-самой повышенной сложности.

И пришлось добру молодцу Илюшеньке,

Чтоб с задание справиться наславушку,

Во «сети» познакомться с красной девицей,

Величали которую Алёнушкой.

Хоть не видывал он той девицы,

Но пришлась она ему по нраву молодецкому,

Покорила сердце богатырское

Красотою души своей бесхитростной

И умом своим пытливым не по летушкам.

Завязалась меж ними переписочка.

До красна раскалялась «клавушка» Илюшина,

Когда письма писал он своей зазнобушке.

И ему отвечала Алёнушка взаимностью,

Не скупилась на письма электронные.

Как прознала да прослышала Силушка нечистая

Про такую любовь непорочную,

Поняла она, что покудова

Есть ещё на Земле чувства добрые,

Не бывать ей паутинушки,

Кличут которую Интернетушкой.

И задумала Силушка нечистая

Извести красну девицу - Алёнушку,

Заразив её страшным вирусом,

Страшным вирусом лютой злобушки,

Лютой злобушки и жестокости.

Послала она доброй девице

Письмецо лихое заражённое.

И закралась белезнюшка недобрая

На e-mail и в душу милой девушки.

Позабыла она чувства светлые

К добру молодцу свет-Илюшеньке,

Написала она ему весточку

Лютой злобой и холодом полную.

Содрогнулося сердце богатырское

От такого удара жёсткого,

От удара жёсткого и нежданного.

Заподозрил неладное Илюшенька,

Отписал своей любушке словами прежними

С добротой, лаской и нежностью.

Ну, а сам, не теряючи времени,

Стал искать, в чём причина неладного.

От коллег своих по работушке

Уж не раз слыхивал

Про нечистую злую Силушку,

Интернет заражавшую злобушкой.

Слово дал он себе богатырское

Отыскать и изжить её со свету.

Вот уж месяц-второй богатырь не спит,

Исхудал и исчах наш Илюшенька.

Только память про предка великого –

Всем известного Илбю Муромца –

Помогала ему в дни отчаяния

Оставаться верным слову данному,

Слову данному – богатырскому.

Нелегко было вычистить Силушку нечистую.

Больно уж хитра и ловка она.

Больно много у неё помощников,

Тех, что могут предать Человечество

Ради собственной выгоды пустяшненькой.

Но не зря добрый молодец Илюшенька

Много лет гранит науки осваивал.

Он настиг ту Силушку нечистую,

Разгадал он секретный код доступа

И разрушил вирус ужаснейший.

Вот и рухнули козни зловредные,

Вновь вернулась к нему прежняя Алёнушка,

И сыграли они свадебку весёлую.

Ну, а Силушка нечистая, «поджавши хвост»,

Убежала из «сети» Интернетушки.

Поняла она, что пока ещё не перевелись богатыри

На землюшке-то русской,

На землюшке-то уральской!

Швоева Евгения и Назарова Анастасия 6-б класс.

11.Славный программист Кирюшенька.

В славном городе, да в городе Пскове,

Жила силушка, да нечистая.

Да и в этом городе славненьком

Жила девица арембишная.

Вот была у неё подруженька лучшая,

Да советы давала прекрасные.

И влюбился в девицу молодец,

Программистом он подрабатывал.

Коль красавицы той арембишной

Уж нету красивей, милее,

То задумала план злобный силушка,

Да которую звали нечистою.

Как украли из клуба красавицу,

Василису красавицу-девицу,

Взаперти всё держали от глаз чужих,

Всё скрывали от глаз, таки яростных.

Вот узнал о том горе Кирюшенька,

Это тот, программистом работающий,

От подруженьки Васелисеньки,

У которой советы прекрасные.

Указала дороженьку прямую,

Дорогу прямую, прямоезжую.

Повела вдруг Кирюшеньку в комнату,

Где машины стоят, да невиданные.

Сделал выбор свой, добрый молодец,

По душе, выбрал злат запорожец.

И сказала подружка Кирюшеньке:

«Чтож ты, молодец, лучше не видывал?

Со всего света, со света собраны.

Есть могучие, богатырские!»

Да твердит ей в ответ добрый молодец:

« Мне не нужно машин, да могучих,

Мне не нужно машин богатырских,

По душе мне мой запорожец!»

Не смогла дать совета подруженька,

Коль таков есть наш добрый Кирюшенька.

Да поехал дорогой он прямою,

Дорогой прямою, проямоезжею.

Увидала силушка злат запорожец,

Да не признала гостя незваного.

А наш славный добрый молодец

Без труда, без войны спас красавицу.

Ну а силушки, да нечистой,

Не видеть больше земли-то русский!

Ай, хитёр наш добрый Кирюшенька,

Ай, красива девица арембишная!

Да кончается наша былина,

Поучительна, восхитительна…

Губаев Максим 6-б класс.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга

Горбачева Марина Юрьевна.

«БЫЛИНА О ТОМ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ В ШКОЛЕ»

Во славном во Донском

Есть гимназия да Красногвардейская

Живут в ней молодцы,

Молодцы да красны девицы.

Учатся уму разуму.

На переменах играют

Не скучают, похвальбами похваляются

Иной хвастает домом роскошным,

Другой хвастает силой удачей молодецкою,

Умным хвастает славным отчеством

Славным отчеством, молодым молодечеством

Ударяют о велик заклад

Как- то молодец стал похвастывать:

    Ай, те вы молодцы,

Как знаю чудо чудесное в Ток реке

А есть рыба- с руку в Ток реке.

Как тут-то молодцы говорят таковы слова:

-Не знаешь ты чуда чудесного,

Не может быть в Ток реке рыба с руку.

    Ай, те вы молодцы

О чем те бьёте со мной о велик заклад

Я заложу свои ручки, ручки новые, не дешевые,

А вы залагайте десять рублей с каждого.

Так и поспорили, а на следующий день забыли.

Все в школе умницы разумницы

Учителя все хорошие, классы просторные,

Просторные да убранные.

Вот так мы живем - поживаем

Во славном во Донском!

«БЫЛИНА О ШКОЛЕ РОДНЕНЬКОЙ»

Как в Донском, то селе родимом

Возвышается гимназия, да в районе-то первая!.

Умом славится и добром.

Учатся в этой школе добры молодцы,

Дети в гимназии

Умненькие да разумненькие,

Всё умеют и решают

Про многое на свете знают,

А директриса в этой школе просто загляденье,

Что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Награждает детей своих медалями да грамотами.

Учителя, то у нас самые пригожие,

Милые, добрые и немного строгие.

Как на пришкольном, то участке

Трудятся да добры молодцы да красны девицы,

Ухаживают за школой родимой

И светлой школой люд восхищается!

«БЫЛИНА О ДЕЖУРНОМ ДА ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ»

Когда воссияло солнце красное

На то ли на небушко на ясное,

Тогда просыпались, добры молодцы,

Добры молодцы да красны девицы.

Просыпались, добры молодцы,

Собирались они в школу,

В школу да распрекрасную.

Собирались они в школу,

Да обувь-то сменную позабыли.

Как шли-то они ведь час,

Шли-то ведь и другой час,

Не смогли до школы добраться.

Шли-то ведь и третий час,

Добрались до школы,

До школы до распрекрасной.

А у школы стоял-то дежурный,

Дежурный злой да очень ужасный.

Подходили к нему добры молодцы,

Добры молодцы да красны девицы,

Целым-то десяточком.

Как стал тут дежурный

Добрых молодцев да красных девиц

Домой отправлять их за обувью,

За обувью да за сменною.

Возвращалися добры молодцы,

Добры молодцы да красны девицы,

Возвращалися домой да за обувью,

За обувью да за сменною.

Приходили вновь добры молодцы,

Добры молодцы да красны девицы

В школу в распрекрасную

С обувью да со сменною.

Тут стал их дежурный угощать конфетками

Каждому по сто штук.

Заходили в школу добры молодцы да красны девицы

Стали-то они дежурного похваливати:

«дежурный-то у нас во школе замечательный»

Как поднималось над Красногвардейским районом

Солнце красное на тое ли на небушко на ясное.

Собиралися добры молодцы да красны девицы,

Во гимназию во светлую,

да в двухэтажную

А директор в ней – Надежда дочь Васильевна.

Лицо в школе первое, лицо в школе важное.

Думку всё она думает, да тяжелую,

Как бы школе быть да всё краше,

Как бы детушкам быть да всё умнее.

А завуч здесь дева славная,

Звать Мариной Александровной.

И мудра она в языке родном,

В языке родном, да грамматике.

А во школе той учителя есть,

Ох и умные да радушные,

Да все строгие, знаний требуют,

Да приговаривают:

«Вы учитесь в школе да на пятёрки,

А то не останется на Руси умных головушек».

Ведь учатся в этой школе добры молодцы, да красны девицы.

Дети в гимназии все умненькие да разумненькие,

Все умеют и решают про многое на свете знают.

Отличается школа результатами

Награждает детей своих

Медалями да грамотами.

А все потому, что

Учителя то у нас самые пригожие,

Милые, добрые и немного строгие. Рассказать –то хотим вам про учителей-то наших:

Ну а вам всем, пожелать хотим –

Чтоб поколение вам воспитать красивых, умных,

На радость всем и без особых больших проблем!

Семья и школа – что нас делить…

Без вас мы просто не сможем жить!

-Творческих успехов!

-Умных учеников!

-Крепкого здоровья!

Было-то это в славном-то городе Муроме, во школе-то той под номером шесть.
Да был-то там класс да шестой. И сбиралися там молодцы добры да девицы красны. И хороши те девицы и ликом, и статью. Да только молодцы те были не дородны. Да были они тельцем слабы, да духом не храбры. И захотелося им стать удалыми, добрыми молодцами.
И прослышали они о славной учительнице, да могла она научить их культуре физической. Да пришли они к той девице с поклоном, да просили ученья премудрого. И приняла она их в ученики свои.
День за днем, как дождь дождит, неделя за неделей, как река бежит, так день с утра и до вечера, да другой день с утра до победья скорешоньки вставали, да на резвы ноженьки, да гантелями размахивали, да силы-то богатырской понабралися.
Да смогли они щукой-рыбою ходить во синих морях, птицей-соколом летать под облаком, волком рыскать во чистых полях.
Да стали они дружинушкой хороброю, да славными богатырями святорусскими. Да принесут теперь пользу они земле своей славной, да городу славному своему Мурому.
***
На берегу реки Оки стоит древний Муром-град. Да есть в том граде новая школа, школа №6. Да есть в этой школе класс, да класс не простой, гимназический. Дети тут как дети, шумные, громкие, смелые да дружные. Дети учатся разные, учатся они на пятерки да на четверки. Научилися они давно уже грамоте – писать и считать, и книги читать. Есть и сильные дети, сильные да быстрые. И любимым уроком у них была физкультура. Там не надо много думати, там надо много прыгати и бегати. Вот однажды предложили им за честь класса выступати. Собралися молодцы удалые, призадумалися, на совет пригласили красных девиц. Порешили они не ударить в грязь лицом, защитить честь класса. Все силы они отдали, помогали друг другу, да защищали друг друга. Победили они в том бою неравном, за что наградили их письмами благодарственными. Да восхваляли 6 класс, да класс гимназический, все участники соревнований, да преподаватели. Да и администрация тоже!
***
Из того ли то из города из Мурома,
Из той ли улицы из Комсомольской,
Где стояла много лет школа №6.
В школе той учились девицы косы длинны,
Добры молодцы с силой богатырской.
Учеников там видимо-невидимо,
Классов было множество великое.
Самый статный класс – 6Г.
Там было 14 девиц красных
И 13 молодцев прекрасных.
Были они умом могучи,
Шабутны сильно и тягучи.
И покушать были непротив.
Урок сидят, скрипят стулья,
Солнышко уж выше деревьев стало,
А они все стульями скрипят.
Вот уж третий урок к концу близится.
Раздается урчание животов,
В глазах загорается голодный огонь.
И уж учителя побаиваться начинают.
Вдруг как гром среди ясного неба раздается звонок.
Встрепенулись дети голодные,
Побросали перья да ручки,
И помчались в харчевню школьную.
Несется 6Г – дрожат стены,
Звенят стекла,
Пыль из-под ног вьется.
Да встречные-поперечные отбегают в стороны.
Налетели, подобно воронам, на еду,
Стучат ложками, грызут корки.
В мгновенье ока съели весь обед.
А уж после наступила благодать,
Сыты все, довольны и ленивы.

Дятлова Ольга Станиславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района

Новосибирской области

Сочиняем былины

(Статья)

На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин - произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин - такие понятные и любимые - вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.

Перед написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На начальном этапе урока - повторение с последующим за ним инструктажом.

Повторение.

    Что такое былина?

    Чем былина отличается от мифа?

    Какое отличие у былины от легенды?

    Почему о былине говорят, что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?

    Мечты о чём выражает русский народ в былине?

    Для чего в былине применяется гипербола?

    С какой целью используется литота?

    Назовите, какие постоянные эпитеты можно встретить в былинах.

    Существует ли жанр былины в сегодняшнем мире?

    Для того, чтобы устранить такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.

Инструктаж по написанию былины.

    Д ля того, чтобы определить последовательность наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать подготовку к написанию?

      1. Определимся с героем. Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит, каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может.

        Определите, с кем и за что он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить безнаказанно кому-нибудь обиду.

3. Придумайте, кого будет защищать главный герой. Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять само за себя.

4. Определите, в каком временном и географическом пространстве будут происходить события былины.

5. Придумайте все подробности и детали боя главного героя со злодеем.

6. Определите, какими словами вы начнёте описывать зачин былины, а какими концовку.

7. Для оформления выразительной напевности языка используем междометия: ой да, ай да и т.д.

8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность событий.

Примечание : не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболу, литоту.

Писать былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые «удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение - потому что на своих одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного сродни писателям. Улыбки - потому что содержание большинства былин получилось юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих учеников.

Выполнил: Тимофей Груздев

Из того ли то из города Барабинска,

Из того ли то села из Новоярково

Выходил дородный добрый молодец,

Олег Новоярковец его величали все.

Выходил он в огороды да во бабкины,

А там силушки-то нагнано черным-черно.

Так никакая гусеничка тут не проползыват,

Никакая стрекозина не пролётыват.

А во главе всей этой силушки великоей

Стоял злодей-разбойник Колорадский Жук.

Ай тут старый русич да Олег Новоярковец

Да берёт он свою рогаточку тугую.

Он резиночку шелковую натягивал,

Да он пульку-то калёную накладывал,

Он стрелял-то в того ли Колорадского Жука

И выбил-то ему право око вместе с усиком.

А потом как взял Олег меч свой деревянный

И как стал он эту силу всю рубить-крошить.

А й побил он эту силушку великую!

Славу ему отовсюду поют:

Олег Новоярковец - победитель Колорадского Жука!

Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Олег Киселёв

Из того ли да из города Барабинска

Из того ль села да Новоярково

Выезжал хвалёный добрый молодец

Удалой Олег да Новоярковец.

Он стоял с утра да в огороде,

А в обед хотел поспеть он в Староярково.

Подъехал он к огороду бабкину,

А у того ли огорода да у бабкиного

Нагнано-то силушки желтым-желто!

Так спецназ-то тут не прохаживат,

На добром танке никто не проезживат,

Птица-вертолёт не пролётыват,

Крутой ОМОН не прорыскиват.

А подъехал как-то к силушке великоей

Наш Олег удалой да Новоярковец.

Он как стал-то эту силу великую

«Белорусом» топтать да ядом поливать.

Ай побил он эту силушку великую

Да личинок-то этих колорадскиих.

Да сбежал один молоденький Жучок,

Малыш ещё совсем, ай крохотулечка:

Он четыре метра в высоту,

Да пяток всего-то в ширину.

Основался тот Жучок на яру да Новоярковском.

Тут Олег уж подоспел туда

На своём «Белорусе» да на богатырскоим.

Его мощный «Белорус» да Новоярковский

С кочки на кочку по дорогам стал перепрыгивать,

С горы на гору стал перемахивать,

Крупны лужи промеж колёс спущал.

Вот и подобрался он к Жуку да Колорадскому,

Перешёл Олежек к наступлению.

Разогнал свой «Белорус», а тот идти не хошь.

Навернул он круг, а «Белорус»-то - трус!

Говорил Олег да таковы слова:

« Ах ты, волчья сыть, да масляной горшок!

Аль бензин не тот, иль шипы малы?

Что ты на нозьме, собака, спотыкаешься?»

После этих слов вскочил в дыбы наш «Белорус»

И на кол насадил Жука, как пельмень.

И пришёл конец силушке да великоей!

Слава, славушка хвалёному дородному

Богатырю российскому Олегу Новоярковцу!

Словарь диалектных слов, употреблённых в былине:

Назём - навоз.

Яр - крутой берег озера, обрыв.

Как видно, главные герои - отрицательный и положительный - имеют одинаковые имена. Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам «запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег - по имени одноклассника, «Новоярковец» - по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как занимательно иногда выступить в роли творца.