Классный час ко дню победы классный час на тему. Классный час "9 Мая - День Победы" Скачать классный час к 9 мая

Классный час: «Этих дней не смолкнет слава…»

Задачи:

  • познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Цель:

  • Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.
  • воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

1 чтец:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается...

2 чтец:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

3 чтец:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Учитель . На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

4 чтец: "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"

5 чтец: “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлен на лечение в тыл…..

Учитель. На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.

Сообщения детей о героях-пионерах.

Зоя Космодемьянская - родилась 13 сентября 1923 года. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали. От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили.

Ей дали звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Существует много памятников.

Лёня Голиков - рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб.

Валя Котик - родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Зину Портнову война застала в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Марат Казей. ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения.

Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

6 чтец:

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним!

Учитель. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. (Минута молчания по звуки метронома).

7 чтец:

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Учитель. В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну.

8 чтец:

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Подписи к слайдам:

2 Отсюда в бессмертье Они уходили, Чтоб мы эту землю Сильнее любили. Б.Фесовец.

Дорогая Россия, Какой великой славой Родная наша мать! Венчать твои дела? Каким высоким словом Какой измерить мерой- Мне подвиг твой назвать? Что ты перенесла? 5

Москва, Москва, священная держава, Благословляя, веря и любя, Мы за тебя – по долгу, и по праву, И по любви – мы бьемся за тебя! 6

Зоя Космодемьянская 11

Зоя Космодемьянская –Герой Советского союза 12

Леня Голиков 13

Валя Котик 15

Зина Портнова 17

Марат Казей 19

Без малого четыре года Гремела грозная война. И снова русская природа Живого трепета полна. 21

Цель: формировать знания учащихся о героической истории народа;

Задачи:


- воспитывать у школьников чувства любви к Родине, гордость за свою страну, уважительного отношения к людям старшего поколения;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего края, показать какой вклад внесли члены семьи в деле разгрома врага, массовый боевой и трудовой героизм прадедов, их готовность к любому труду на пользу Родины;

Форма проведения: классный час с элементами музыкально-литературной композиции.
Ход классного часа
Учитель:

Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, также как много лет назад, в далеком уже, сорок пятом, этот праздник остается радостным и горестным одновременно. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили. День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…

- Что же такое война? Как вы понимаете, что означает это слово, ваши ассоциации? (ответы детей)

Ученик: Война... Суровее нет слова.

Война... Печальнее нет слова.

Война... Священнее нет слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть … и нет…

Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Дети:

1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

Учитель: Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время, они в свои 10-14 лет уже осознали себя частицей своего народа. На фронтах и в партизанских отрядах дети сражались наравне со взрослыми.

Никогда не будут забыты ребята-герои: Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат

Казей, Зина Портнова и многие, многие другие.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя
Учитель: А далеко от передовой тысячи и тысячи женщин, детей, стариков трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали. Ждали своих любимых: мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

Учитель: Женщины не только трудились в тылу.. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Ученик: Тихо, ребята, минутой молчанья


Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Но память о них жива.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

минута молчания

Учитель: В апреле 1945 года начался штурм Берлина, руководил которым маршал Георгий Константинович Жуков. Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага. Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Жаль, что человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может только память, которая одна побеждает время. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая». Помните об этом!

Тысячи россиян в памятные дни приходят к могиле Неизвестного солдата в Москве, на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде, на Сапун- гору в Севастополе и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Солдат- победитель, к груди которого прижалась спасённая им немецкая девочка.

Учитель: И вот он наступил – великий долгожданный день – День Победы! День 9 Мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией. 24 июня 1945 года состоялся парад Победы на Красной площади.
Во всех городах нашей страны и многих других стран проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну. ЧЕСТЬ И ХВАЛА ВАМ – ВОИНЫ ОСВОБОДИТЕЛИ!

Учитель: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

Мир – это утро, полное света и надежд.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!

Учитель читает заключительное стихотворение:

Давно закончилась война,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты, -

За Брест, Москву, за Сталинград

И за блокаду Ленинграда,

За Керчь, Одессу и Белград,

За все осколки от снарядов.

А по ночам вам до сих пор

Бои под Бугом где-то снятся,

И "мессеры" строчат в упор,

И из ложбинки не подняться.

Зовет в атаку лейтенант,

Но тут же падает, сраженный…

А дома долго будут ждать,

Но лишь дождутся похоронной.

В один и тот же день и час

На встречу вы к друзьям спешите,

Но с каждым годом меньше вас,

И нас за это вы простите,

Что не сумели вас сберечь,

Не залечили ваши раны.

И вот на место этих встреч

Приходят внуки ветеранов.

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну -

В тылу иль на полях сражений, Принес победную весну, -

Поклон и память поколений.

(С. Кочурова)

Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

Ход мероприятия

Ведущий: Каждый год в мае наша страна празднует День Победы

Чтец:

Наш светлый май!
Наш май идет!
На праздник вышел весь народ,
Вся площадь Красная поет,
Поет о радостной весне
И о далеком славном дне
О Дне Победе на войне!

Ведущий: - Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Все от мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ.

Чтец:

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Война – жестче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Исполняется песня “Священная война”, слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.

Ведущий: 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о нападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

“Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла, чтоб отстоять Отечество родное.

На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победи над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину!

Чтец:

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.

Чтец:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м. в мае.

Чтец:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких – то 5 минут осталось.

Ведущий: Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи советского союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов.

Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле.

Началась великая отечественная война…

Чтец:

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Ведущий: Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети . Дети войны …Они дети-войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде

Чтец:

Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.

Чтец:

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Чтец:

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

1-й ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2-й ведущий: Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети.

Исполняется песня “Темная ночь”.

Ведущий: В годы войны погибли свыше 26 миллионов наших граждан. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Прошу всех встать! (Проходит минута молчания)

Чтец:

Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Люди!
Покуда сердца стучат – помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!

Ведущий: Весной 1945 года Великая Отечественная война закончилась.
8 мая 1945 года был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Фашистской Германии, а 9 мая – объявлен днём Великой Победы великого советского народа над гитлеровской Германией. Наша армия разгромила фашистов и освободила народы всего мира от этого величайшего зла. И до сих пор в нашей стране 9 мая празднуется День Победы!

Цена победы сложена из многих факторов:

  1. Благодаря таланту военачальников и командиров была создана мощная боевая армия, которая была способна дать достойный отпор врагу.
  2. Отчаянная вера нашего народа в Победу.
  3. И самая страшная плата за Победу – 27 миллионов унесенных жизней советских людей, павших в сражениях, умерших от ран и голода, погибших в лагерях смерти и под бомбёжками.

Чтец:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды.
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…

Чтец:

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты. Подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Чтец:

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Исполняется песня “День Победы”. Сл.В Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Ведущий:

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
А травы будут зеленей.

Победа! Победа!
Во имя отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!

Благодарим солдаты вас,
За жизнь, за детство и весну
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(2 класс)

ТЕМА: «ПОДВИГУ НАРОДА
ЖИТЬ В ВЕКАХ»

ЦЕЛЬ:
ЗНАКОМСТВО С ГЕРОИЧЕСКИМИ СТРАНИЦАМИ ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, УВАЖЕНИЯ К ПРОШЛОМУ СВОЕГО НАРОДА, ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЛУГОВСКАЯ СВЕТЛАНА ДМИТРИЕВНА

Оборудование:
компьютер;
мультимедийная приставка для показа презентации;
презентация учителя;
запись песен;
рисунки детей о войне;
«Лента памяти» (составление детьми во время мероприятия).

Ход мероприятия.

9 Мая 2010 года в 65 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной
и по сей день, живы страдания военных лет и безмерное мужество народа.
(слайд 2)
1 ученик
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина», муз В. Баснера,
сл. М. Матусовского. (слайд 2)

Учитель
Сегодня мы мысленно перенесёмся в прошлое нашей Родины.

Год 1941. 22 июня, выходной. 4 часа утра, люди еще спали. Многие были вдали от дома, в отпусках, на отдыхе. Война застала их всех внезапно.

2 ученик
Июнь Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

3 ученик
Тот самый, длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года. (К. Симонов)

4 ученик
Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывет над рекой,
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.
Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна,
Первый снаряд разорвался вдали
Так началась война.

Учитель
Без объявления войны фашистские войска напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Над страной нависла угроза потери независимости и свободы. На заводах, фабриках, учреждениях прошли митинги и собрания. И все поклялись, как один встать на защиту родной страны.
Тогда появились плакаты «Родина–Мать зовет» и была написана песня «Священная война».

Звучит песня «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева- Кумача (в записи)
Показ плаката «Родина –Мать» (слайд 4)

5 ученик
Вставай народ! Услышав клич земли.
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
За Днепр, за Волгу шли солдаты в бой.
Сражались за любимый край родной.
За каждый город, каждое село.
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.

Учитель
Одно из первых сражений было у пограничной Брестской крепости. Не допели соловьи свою предрассветную песню. Задрожала земля от залпов, шквал металла и огня обрушился на здания крепости. Светлое небо стало красным. Защитники крепости около месяца вели неравный бой и нанесли фашистам большой урон.

Показ слайдов «Брестская крепость»
(во время чтения стихотворения «Размышление в Брестской крепости»)
(слайды 5 – 10)

6 ученик
«Размышление в Брестской крепости»
Я знал, что можно пережечь кирпич,
Он не стальной.
Я знал, что можно не сберечь,
И будет щебень, бой.
Я знал, что можно толом рвать,
В упор вгонять фугас,
Когда кирпич не разобрать –
Так кладка запеклась.
Но он тут плавился в огне,
Стекал он, как стекло.
Его коснуться страшно мне,
Чтоб пальцы не сожгло.
И все ж стена – она стена.
Она в песок вросла.
А как же тех солдат война
Здесь сдвинуть не смогла? (А. Смольников)

7 ученик
Лучших сыновей и дочерей послала Родина на фронт. Тысячи людей добровольно ушли в армию, партизанские отряды, в народное ополчение.

·8 ученик
Вместо ушедших на фронт мужчин на заводах и фабриках к станкам встали старики, женщины, дети. Они делали оружие. Колхозы снабжали армию продовольствием. Героями тыла стали сотни тысяч людей.

Учитель
Армия в первые месяцы войны вынуждена была отступать. 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен.
Гитлер придавал огромное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву - и советский народ будет покорён. Свой план захвата гитлеровцы назвали «Тайфун!»

Что такое тайфун? (Ураган, уничтожающий всё на своём пути).

Но этим планам не суждено было осуществиться.
Наш народ выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой.
Советские войска сумели остановить мощную вражескую группировку буквально у стен столицы (в 12 км от современной границы севернее города), укротив вражеский «Тайфун».
Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях, 40 частям и соединениям было присвоено гвардейское звание, 36 тыс. воинов награждены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

А впереди была битва на Курской дуге, под Сталинградом, впереди было отступление врага и победный марш наших воинов на Берлин.
Но какие тяжелые были эти годы войны.

9 ученик
Гром и дым. Огонь и кровь.
Пламя в царстве мрака.
В шесть утра – атака вновь,
В семь – опять атака!
Впереди огня преграда –
Смертоносная стена.
Но встает, промолвив: «Надо!»
Самым первым старшина.

10 ученик
Если надо – значит, надо!
«Надо» взвод встает.
Рвутся гулкие гранаты,
Пулемет прицельно бьет.
Поддержать отважных надо –
Прокричал майор: «Вперед!»
И, команду дав отряду,
Впереди него встает.

Звучит песня «Эх, дороги», муз. А. Новикова, сл. Л Ошанина.
Показ слайдов о войне (слайды 11 – 43)

Учитель
В нашей стране нет семьи, не испытавшей боль утраты. Родина помнит имена своих сынов и дочерей. И ваши родственники участвовали в этой великой войне. Давайте вспомним их имена.

Звучит песня «Журавли», муз. Я.Френкеля, сл. Р. Гамзатова.
(слайд 45)

На доске слайд обелиска «Лента памяти».
Дети прикрепляют фотографию своих родственников, называют имя, степень родства, сообщают об участии в Великой Отечественной войне.

Учитель
Свыше 26 миллионов человек наша страна потеряла во второй Мировой войне. Язык цифр скуп Но вы все же вслушайтесь и представьте Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, это 38 с лишним лет поминальных мгновений.

11 ученик
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим, и помолчим.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. (слайд 46)

Учитель
Пришло мирное время, но шрамы той войны остались. В каждом городе, в каждом селе созданы мемориальные комплексы, памятники. Есть такие памятники и в нашем городе.

Показ слайдов с фотографиями памятников. (слайды 47 – 55)
Звучит песня «Гимн Воронежу»
Автор музыки и текста – С. Гребенников.

Танцевальная композиция.
(Звучит песня "Архангел Михаил".)

12 ученик
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир – это жизнь на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле!
Мир – нужен взрослым и детям!

Тема: «Улицы нашего города. Герои ВОВ».

«Народ, который забыл про свое прошлое, не имеет будущего»
Русский историк Николай Карамзин

Цель:
Образовательная: познакомить с улицами города и Приморско-Ахтарского района названных в честь Героев ВОВ.
Развивающая: сохранить и развить чувства гордости за свою страну
Воспитательная: воспитать уважительное отношение к старшему поколению;
воспитать патриотические чувства к историческому прошлому нашей Родины и уважения к Героям прошедшей войны;
воспитать чувство гордости к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну.

Подготовительный этап : экскурсия по городу, фотографии улиц города, портреты героев, посещение музея, приглашение ветеранов ВОВ.

Гости : ветераны ВОВ, руководитель музея.

Оборудование : мультимедийная система, переносные стенды, подборка фотографий и материалов для каждой экспозиции

Оформление кабинета : почетные места для ветеранов, портреты героев ВОВ

Структура классного часа: классный час проводится как экскурсия по мини - музею, экспозиция улиц.

Ход классного часа:

Вступительное слово :
Учитель: Добрый день! Ребята, сегодня мы поговорим о воспитании чувств патриотизма и любви к своей Родине. Вы знакомы с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мы ходим по улицам города, обращая внимание на название улиц, но не задумываемся в честь кого они названы. Сегодня мы познакомимся с улицами города и Приморско-Ахтарского района названных в честь Героев ВОВ. Не выходя из кабинета, мы проведем эту экскурсию.
2 этап – основной этап.
Учитель:
Тема классного часа выбрана не случайно. В этом году наша страна отмечает 70 -летие Великой Победы.

Звуковое оформление: мелодия песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача, А. В. Александров

Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких. Раны кровоточат до сих пор. Разве утихнет когда-нибудь боль тех, кто положил на алтарь Отечества жизни своих близких. Есть семьи, в которые не вернулись с фронтов по 5-9 сыновей и дочерей.
Враги бомбили наши города и сёла с самолетов. Стреляли из танков, пушек и пулеметов. Вражеские солдаты захватывали наши города.
Ваши прабабушки, прадедушки ушли на войну. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт.

Звуковое оформление: мелодия песни Лазарев В. , Агапкин В. «Прощание Славянки»
Вся страна превратилась в единый военный лагерь.
Более 800 наших земляков, участников Великой Отечественной войны, награждены орденами и медалями. Четверым присвоено звание Героя Советского Союза. С некоторыми из них мы познакомимся.

Рассказ учащегося экскурсовода возле экспозиции, посвященной герою ВОВ Г. Я. Бахчиванджи

Именем Бахчиванджи названы улицы в ст. Бриньковской и в г. Приморско-Ахтарске.
Г.Я.Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в станице нашего района Бриньковской в многодетной семье слесаря-механика Якова Ивановича Бахчиванджи. С юношеских лет у Григория Бахчиванджи была заветная мечта – стать летчиком. По рекомендации армейских командиров он направляется на учебу в Оренбург, где в 1933 г. успешно окончил курсы авиационных техников по вооружению и в 1934 г. – военную школу летчиков.

Звуковое оформление: мелодия песни «Марш авиаторов» Ю. А. Хайта, П. Д. Германа

Становление летчика – испытателя Г. Бахчиванджи прошло в славном коллективе таких выдающихся летчиков-испытателей, как В.П.Чкалов, С.П.Супрун.
С первых дней Великой Отечественной войны капитан Г.Я.Бахчиванджи воевал на фронте в 402-мистребительном авиаполку. Капитан Бахживанжди был командиром звена, а затем командиром эскадрильи. На его счету 65 боевых вылетов, участие в 26 воздушных боях, лично и в группе сбито 5 самолетов противника, в том числе 3 бомбардировщика.
В августе1941 г. капитан Г.Я. Бахчиванджи с группой летчиков-испытателей по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего отзывается с фронта в НИИ ВВС для продолжения испытаний новой авиационной техники.
Первый полет отечественного высотного скоростного истребителя-перехватчика БИ-1 состоялся 15 мая 1942 г. Каждый полет являлся новым шагом в освоении ракетного принципа полета. В задачу Бахчиванджи входило практически реализовывать и экспериментально исследовать летно-технические характеристики самолета БИ-1 на больших скоростях полета.
27 марта 1943 года в седьмом полете Г.Я.Бахчиванджи должен был достигнуть максимального значения горизонтальности скорости полета самолета: он произвел взлет, сделал разворот на 180 градусов и на горизонтальном участке траектории полета стал выводить машину на режим максимальной скорости. Однако самолет внезапно вошел впикирование и, не выходя из него, врезался в землю. Летчик погиб…
В 1973 году Г.Я Бахчиванджи было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В память о летчике установлены мемориальные доски на административном здании войсковой части, где он служил, и на доме в военном городке, где он жил. В части создана галерея портретов десяти Героев Советского Союза, и удостоенных этого почетного звания за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны. И за подвиги, совершенные при испытаниях новой авиационной техники. Первым в галерее Героев представлен портрет Г.Я. Бахчиванджи.
На родине Г.Я.Бахчиванджи в станице Бриньковской в 1984 г. был сооружен мемориальный комплекс, в центре которого воздвигнута фигура летчика, слева установлен полноразмерный макет самолета БИ-1, справа - сверхзвуковой истребитель Миг-21, а также открыт музей.
А в восточной части города взметнулся в небо краснозвездный истребитель. Кажется, пройдет мгновение – самолет взлетит в небо. Это памятник первому испытателю реактивных самолетов, уроженцу станицы Бриньковской Григорию Яковлевичу Бахчиванджи.

Рассказ учащегося экскурсовода возле экспозиции, посвященной партизанке Александре Горшковой
31 октября 1967 года решением исполкома горсовета №198 улица Роговская города Приморско-Ахтарска переименована в улицу имени Александры Горшковой.
Родилась Шура 7 января 1919 года в рабочей семье. По окончании с отличием Приморско-Ахтарской средней школы, она стала работать учителем в школе№3.
Когда фашисты летом 1942 года подходили к станице Приморско-Ахтарской, Шура ушла в составе партизанского отряда в Приазовские плавни, на заранее подготовленную базу.
Вскоре фашисты задержали группу наших партизан, которую выдал предатель. Начались облавы. Отряд разбился на мелкие группы, но все они были окружены и захвачены. Вместе с Шурой были схвачены работник аппарата райкома комсомола Нина Яцевич и учительница Аня Стебловская. Их отправили в станицу Гривенскую, там держали с другими пленными. Выглядела она очень плохо: худая, изможденная - её часто пытали. Но присутствие духа она не теряла. Шура негромко сказала: «Знаем, что за нас отомстят!»
Расстреляли их 14 декабря 1942 года за станицей в овраге, безжалостно и коварно. Стреляли разрывными пулями в затылок.
Когда после освобождения в станицу Приморско-Ахтарскую в феврале 1943 года привезли останки, фрагменты тел, Шуру опознали только по расплывшейся фотографии мамы, которую нашли в её нагрудном кармане кофты.
Сегодня все партизаны, в том числе и девчата-комсомолки, покоятся в братской могиле у Вечного огня в сквере города.

Рассказ учащегося экскурсовода возле экспозиции, посвященной партизану И. Г. Мацокину.
В г. Приморско-Ахтарске именем И. Г. Мацокина названа улица.
Иван Гаврилович Мацокин родился в станице Ольгинской Приморско-Ахтарского района в 1896 году.
В 1942 году Иван Гаврилович стал комиссар Приморско-Ахтарского партизанского отряда.
Его с товарищами фашисты взяли в плен. До расстрела Иван Гаврилович мог бежать во время перевязки из больницы. Ему предложил это сделать хирург Штальберг. Но комиссар отказался, так как знал, что за это расстреляют медперсонал.
Он решил до конца быть со своими товарищами. 31 декабря 1942 года фашисты расстреляли у маяка ахтарских партизан во главе с комиссаром отряда Иваном Гавриловичем Мацокиным.

Давайте вспомним о героях,
О партизанах боевых,
Подпольщиков давай припомним,
Ребят красивых, молодых!

В борьбе с немецкими войсками
Вложили силы вы в бою,
И партизанские отряды,
Не пожалели жизнь свою!

Герои! Браво! Будем помнить..
Всегда... Кто родину спасал,
Привстанем молча, молча вздрогнем,
Огонь в честь вас не угасал!

Рассказ учащегося экскурсовода возле экспозиции, посвященной сержанту Алексея Крамаренко.
6 мая 1978 года улица Морская была переименована в улицу Алексея Крамаренко.
Имя Алексея Филипповича Крамаренко знают многие жители нашего города.
Алексей Крамаренко родился в 1917 году. В 1939 году Алексей был призван в армию, служил на Кольском полуострове, где его и застала Великая Отечественная война.
В ночь с 13 на14 октября 1944 года в составе десантного отряда моряков под командованием ст. лейтенанта Петербургского, при взятии порта Линахамари сержант Крамаренко участвовал в ночной атаке опорного пункта, на котором находилась 4-х орудийная 210мм батарея противника. Сержант Алексей Крамаренко во главе своего отделения под ураганным огнем противника прыгнул в воду и, выйдя на берег, стремительно атаковал пулемет немцев и уничтожил его расчет в составе 3 солдат. Полностью уничтожил гранатами расчет тяжелого орудия. В рукопашной схватке лично уничтожил 5 солдат и одного офицера. Будучи ранен в руку, отказался уйти с поля боя, продолжал командовать отделением. Он закрыл своим телом амбразуру немецкого дзота и дал возможность продвинуться подразделению и тем самым способствовал полному разгрому противника оборонявшего порт Линахамари. Он повторил подвиг легендарного Александра Матросова.
За проявленное мужество, отвагу и способность жертвовать собой во имя Родины сержант А.Крамаренко награжден посмертно орденом Отечественной войны 1 степени.
В день Военно-Морского Флота в 1981 году на Набережной был установлен памятник-барельеф нашему земляку Алексею Филипповичу Крамаренко.
3 этап – заключительный (слайды с 23 по 30).
Учитель :…Время неумолимо. С каждым годом мы не досчитываемся наших ветеранов Великой Отечественной войны - с каждым годом, очередным Днем Победы, их становится все меньше и меньше. …
Светлая и Вечная Память всем нашим соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны из пространства бывшего Советского Союза, кого мы уже не сможем поздравить с наступающим праздником нашей Великой Победы над фашизмом. Их образы останутся навечно в нашей памяти, наших сердцах.

Минута молчания.

Ни один ветеран не должен остаться без нашего внимания. Посмотрим внимательно вокруг себя и, наверняка, увидим и тех, кто сегодня нуждается в нашей помощи.

Песня «День Победы» Харитонов В, Тухманов Д.

Накануне Дня Победы мы поздравим с этим великим праздником всех наших ветеранов. Пожелаем всем нашим соотечественникам, фронтовикам и ветеранам военного тыла здоровья, счастливой и достойной старости, внимания и чуткости со стороны самых близких им людей и соплеменников. Со стороны Отечеств, в которых они сегодня проживают.
Вручение цветов и памятных подарков ветеранам.
Огромное, спасибо! Низкий поклон за ваши ратные подвиги и доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Учитель: Спасибо за внимание! До свидания!
Материалы предоставлены городской библиотекой