Викторина для детей старшей группы «Военная азбука. Викторина по истории великой отечественной войны гг Интеллектуальные игры по памятникам вов

Интеллектуальная игра, посвященная 70 - летию победы В Великой Отечественной войне.

Здравствуйте. Очень рада видеть вас всех в этом зале. Он уже украшен по-новогоднему, и это значит, что совсем скоро наступит следующий 2015 год. Этот год будет особенным для нашей страны. Мы будем отмечать 9 мая большой праздник – 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне. Время всё дальше отодвигает от нас события Великой войны. Но эта тема до сих пор интересует людей, потому что война коснулась каждой семьи в нашей стране: ваши прадедушки и прабабушки воевали на фронте или трудились в тылу, приближая Победу. Давайте всегда будем помнить об их подвиге, и стараться делать все от нас зависящее, чтобы такая страшная война больше не повторилась.

Сегодня вам, ребята, предстоит продемонстрировать свою эрудицию, свою сообразительность, свой интеллект и ответить на ряд вопросов, которые относятся к теме Великая Отечественная война. Команды – победители не останутся без награды. Учителя истории в моем лице и в лице Ольги Владимировны готовы поставить хорошие оценки достойным. Удачи вам!

(объявление о тренировке и питании).

Форма «Пентагон».

Правила игры «Пентагон»

1. Игра проводится между командами. В команде играет не более 6

человек. Одновременно играют все команды.

2. Участникам предлагается несколько заданий. Каждое задание содержит

пять подсказок, начиная с самой сложно и заканчивая самой простой. Все

подсказки намекают на один и тот же правильный ответ.

3. Перед каждым заданием ведущий объявляет генеральную подсказку

Затем по порядку зачитываются подсказки, начиная с

самой сложной. После зачитывания каждой подсказки ведущий делает

паузу на 30 секунд для обсуждения командами ответа и сдачу бланка с

ответом. После того, как зачитаны все подсказки данного задания,

объявляется правильный ответ.

4. Команды могут сдавать свои варианты ответов после каждой подсказки.

Количество сданных вариантов ответов не ограничено, но одинаковый

ответ дважды сдавать нельзя.

5. На бланке с ответом должно быть указан класс и номер команды, номер задания и номер подсказки, на которую команда дает ответ.

6. Правила подсчета очков:

a. Если команда отвечает верно с первой подсказки, то получает 5

b. Если команда дает неверный ответ, то получает -1 балл за каждый

неверный ответ.

c. Команда не обязана отвечать на вопрос. При отсутствии ответа

баллы не вычитаются и не прибавляются.

7. Когда все задания отыграны, суммируют баллы, полученные командой за

игру, и определяют победителя.

Возьмите 5 листочков, подпишите. Не надо выкрикивать. Надеюсь, что каждая команда проявит себя с лучшей стороны.

Задания.

    А) По-испански это слово означает череп.

Б) Средство индивидуальной защиты солдата.

В) Военного часто в бою защищала

Такая «фуражка» - она из металла.

Г) Бывает солдатская, строительная, шахтерская, мотоциклетная.

Д) фото

    А) Какое название носил план нападения фашистский Германии на Советский Союз.

Б) Этот план получил свое название в честь прозвища короля Германии и императора Священной Римской империи Фридриха, которое он получил за свою рыжую бороду.

В) Такое же прозвище носил и вельможа, живший в XVI веке. Когда он умер в своём дворце над и был похоронен в воздвигнутой им , то в течение длительного времени каждый турецкий корабль, проходивший мимо, отдавал салют перед его , а команда возносила молитвы в честь величайшего турецкого мореплавателя. Прозвище рыжебородый - было просто искажением имени Баба Арудж .

Г) Если вспомнить, как называют иногда грубого невежественного человека, разрушителя культурных ценностей и поменять в этом слове третью букву русского алфавита на вторую, и добавить название жалящего насекомого, удвоив в нем согласную, то вы получите ответ на вопрос.

Д) Б-Р-АР-С-А.

    А) Фашистские войска в 1941-1942 годах потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. О каком городе идет речь?

Б) Этот город был основан в V веке до н.э. и назывался тогда Херсонес.

В) Этот город уже выдерживал длительную осаду. В середине XIX века наши враги смогли захватить его только после 11 месячной героической обороны.

Г) В этом городе находится монумент, который называется «Памятник затопленным кораблям».

Д) Это город вернулся в состав Российской Федерации в марте 2014 после референдума, на котором 95 % населения высказалось именно за это решение.

    А) Как называлась операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г.

Б) Героический полководец Отечественной войны 1812 г.

В) фото

Г) Название династии, давшей России много талантливых полководцев и политических деятелей, дал царь Грузии Баграт III , живший в XI веке.

Д) О, как велик, велик На-поле-он!
Он хитр, и быстр, и тверд во брани;
Но дрогнул, как к нему простер в бой длани
С штыком Бог-рати-он. (Державин)

    В Красной Армии была традиция давать названия вооружению в честь государственных деятелей. Например, тяжелый танк назывался КВ – Клим Ворошилов. В честь кого назвали танк ИС, стоявший на вооружении советской армии с 1943 года.

Б) 21 декабря 2014 года этому человеку исполнилось бы 135 лет.

В) Настоящая фамилия Джугашвили, но больше он известен под другой фамилией

Г) Руководитель СССР в 1929 – 1953 гг.

Д) Фото

    А) Герой Советского Союза (посмертно). Фото.

Б) Родилась в городе Глазове (Удмуртия). С 1940 г. Училась в Пермском педагогическом институте. С 1944 г в действующей армии. Снайпер, медсестра, телефонистка. Была направлена вместе со своим батальоном в тыл противника для выполнения боевой задачи - захватить узел дорог и удерживать его до прибытия основных сил. На марше возле деревни Пекалино батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою под огнём оказывала помощь раненым. Осталась одна защищать блиндаж с ранеными. Она отстреливалась до последнего патрона, уничтожив до 20 вражеских солдат . Захватив блиндаж, фашисты укрывавшихся раненых расстреляли. Ее долго пытали: тело изрезали кинжалом, глаза выкололи, в живот воткнули штык и добили выстрелом из противотанкового ружья в голову. Опознали её только по остаткам обмундирования и по волосам.

В) Улица в Дзержинском районе Перми.

Г) Фото.

    А) Высшее воинское звание.

Б) Исторически это звание присваивалось полководцам, командовавшим в ходе войны нескольким армиями, а в некоторых случаях государственным деятелям или лицам царствующих династий в качестве почетного звания.

В) За всю историю российского государства это звание имели только пять человек: сподвижники Петра I Алексей Семенович Шеин – за взятие Азова, Александр Данилович Меньшиков, Антон Ульрих Брауншвейгский (как отец императора – младенца Ивана VI ), Иосиф Виссарионович Сталин (за победу в ВОВ).

Г) фото

Д) Образовано от звания генерал.

    А) Один из самых титулованных военачальников Великой Отечественной войны. Именно ему было доверено командовать Парадом Победы в 1945 году.

Б) Маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну командовал, армией в Московской битве, Брянским, Донским (в Сталинградской битве), Центральным, 1-м и 2-м Белорусским фронтами. О ком идёт речь?

В) Он был наполовину поляк, и после войны с 1949 по 1956 г. был министром обороны Польши.

Г) Фото

Д)

Пока жюри подводит итоги, выявляет команду - победителя в каждом классе и призовую тройку по итогам всей игры между 8 и 9 классами, мы послушаем стихи о войне.

Подведение итогов.

Поздравление.

Для жюри:

За ответ с первой подсказки – 5 баллов

Со второй – 4 балла,

С третьей - 3 балла

С четвертой – 2 балла,

С пятой – 1 балл.

За неверный ответ – минус 1 балл.

Ответы.

    Каска

    Барбаросса.

    Севастополь

    Багратион

    Сталин

    Татьяна Барамзина

    Генералиссимус

    Рокосовский.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о светлом празднике, «День Победы», о героизме людей в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня мы проведем викторину, которая называется «Военная азбука», а помогут нам в этом буквы алфавита.

Воспитатель открывает страницу книги с буквой и задаёт вопросы и даёт задания:

А Назовите слова на военную тему, начинающиеся со звука А. (Автомат, атака, армия).

Б Назовите город - герой, принявший первый удар немецко-фашистских войск. (Брест).

Г Воин - победитель? (Герой).

Е Что в солдатском котелке? (Еда).

Ж Из какого материала сделан танк? (Железо).

З Что на пилотке у солдат? (Звезда).

И В каком месяце началась Великая Отечественная война (Июнь).

К Военная посуда. (Котелок).

Л Он металлическую птицу поднимет в облака, теперь воздушная граница надёжна и крепка. (Летчик).

М Назовите город - герой, столица Беларуси. (Минск).

Н Что получали солдаты за победу. (Награды).

О Награда за отвагу. (Орден).

П Что ждали с фронта родные от солдата. (Письмо).

Р Назовите род войск. (Ракетчики).

С Каким должен быть солдат? (Смелый,сильный…).

Т Назовите военную технику. (Танк).

У Какое слово кричали солдаты при наступлении? (Ура).

Ф Что подняли в день победы над Берлином советские солдаты? (Флаг).

Х Как называется «Мемориальный комплекс», возведенный в память о заживо сгоревших мирных жителях деревни. (Хатынь).

Ц Куда попадает меткий стрелок? (Цель).

Ч Отгадать загадку: «Неспроста стою на вышке, пробежать не дам и мышке,охраняю склад большой,а зовусь я …» (Часовой).

Ш - Что есть на голове у танкиста и у пилота, у всех, кто опасною занят работой.(Шлем).

Щ Какое слово спряталось в слове защитник? Чтобы это узнать нужно разделить его на слоги. (Щит).

Э Угадайте название песни, под которую можно танцевать матросский танец. (Эх, яблочко).

Ю Как называется круглая дата празднования Дня Победы. (Юбилей).

Я Закончите фразу: «Я пойду служить в моря, поднимать там…» (Якоря).

В 2010 году вся наша страна отмечает великую дату-65-летие со дня славной Победы советского народа над фашистской Германией! Наша задача заключается в том, чтобы не допустить забвения подвига советских людей, наших соотечественников. Сегодня в мире и на постсоветском пространстве есть особая категория людей, которые хотели бы переписать историю, расставить другие акценты, по новому осветить события Второй мировой войны. Что можем сделать мы, педагоги, для того, чтобы не допустить предательства по отношению к 27 миллионам погибшим в этой войне? Говорить, показывать и рассказывать всю правду о войне, всеми доступными способами. Предлагаем вопросы познавательной викторины для учащихся 8-11 классов. Задания интересные, ребятам придется многое перечитать и познакомиться с новой литературой. Желаем успеха!

С уважением

ШМО учителей истории

и обществознания МОУ СОШ № 6.

Познавательные задания:

После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии?

(Битва под Москвой)

Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны?

(Сталинградская битва)

Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года и в результате которой армия Паулюса была рассечена и капитулировала? («Кольцо»)

2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при

форсировании неприступной, по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»). О какой битве идет речь?

(Форсирование Днепра)

После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования?

(Курская битва)

Когда и где проходил парад войск в ознаменование победы Советского Союза над фашисткой

Германией в Великой Отечественной войне?

Курильских островов, а также выразили готовность признать преобладающее советское влияние в

Маньчжурии и Внешней Монголии.

Вопрос: Кто из западноевропейских политиков сказал, что «именно русская армия выпустила

кишки из германской военной машины?»

Ответ: У. Черчилль.

Вопрос: Кому принадлежат слова: «Мои соотечественники знают, что... именно Советская Россия сыграла главную роль в их освобождении».

Ответ: генералу де Голлю.

22 июня 1941 г. и 20 июля 1941 г. – даты начала и конца героической обороны на Буге.

Вопрос: О какой обороне идет речь?

Ответ: Оборона Брестской крепости.

6 декабря 1941 г. и 22 января 1942 г. – дни начала и конца одного из самых гигантских сражений ВОВ, которое впервые закончилось поражением немецко-фашистских войск.

Вопрос: О каком сражении идет речь?

Ответ: Битва за Москву.

Свыше трех месяцев продолжалась героическая оборона города на великой русской реке.

Контрнаступление советских войск, начатое 19 ноября 1942 г., закончилось 2 февраля 1943 г.

окружением и разгромом 33-тысячной группировки гитлеровских армий.

Вопрос: Под каким названием вошла эта битва в историю ВОВ, как называется памятник –ансамбль героям битвы?

Ответ: Сталинградская битва. Мамаев курган в Волгограде.

Осенью 1942 г. группа солдат во главе с гвардии сержантом 58 суток обороняла один из домов

Сталинграда, превратив его в неприступный опорный пункт. Дом сохранен как музей и назван

именем сержанта.

Вопрос: Назовите его?

Ответ: Дом Павлова.

Одним из первых героев ВОВ стал бесстрашный летчик, совершивший «огненный таран». Он

направил горящий самолет на вражескую автоколонну . Произошло это на 5-й день войны.

(Гастелло.)

В августе 1943 г. на Курской дуге летчик, лейтенант, провел невиданный в истории авиации

воздушный бой – один против 20. Он сбил 9 фашистских самолетов.

(Гвардии лейтенант А. К. Горовец)

Беспримерный подвиг летчика положен в основу художественного произведения советского

писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил еще 11 вражеских

самолетов.

(.)

В бою за деревню Чернушки 23 февраля 1943 г. рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру

вражеского дзота.

(А. Матросов.)

Что такое план «Барбаросса»?

(план нападения Германии на СССР)

Какую войну предполагал вести Гитлер против СССР?

(молниеносную).

Немецкая армия вела наступление в тех направлениях. Охарактеризуйте их.

(Центр: наступление на Москву; Юг: выйти через Киев и Одессу к Севастополю; Север: Ленинград.)

Кто осуществлял командование фронтом в декабре 1941 года?

(Г. Жуков)

Как назвали немцы план наступления на Москву?

(«Тайфун»).

Какой советский летчик впервые совершил таран в ночное время?

(В. Талалихин, 7 августа 1941 года)

Назовите город-герой, который ни разу не был захвачен врагом?

(Санкт - Петербург)

Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?

Какой из своих романов закончил писать в день начала Великой отечественной войны?

(«Хмурое утро»).

Какая военная операция Советской Армии, проведенная в годы ВОВ, условно называлась «Багратион»?

(операция по освобождению Белоруссии)

Какой приказ подписал А. Гитлер 15 апреля 1943 года?

(«Цитадель» о наступлении на советско-германском фронте)

В каком чрезвычайном комитете в годы войны была сосредоточена вся полнота власти? (ГКО)

В мае 1943 года была распущена мощная международная организация, которая вызывала недоверие со стороны союзников, как она называлась?

(Коминтерн).

Какое новое вооружение появилось у гитлеровской армии накануне Курской наступательной операции?

(танки «Пантера»).

Менее чем за месяц до начала курской битвы писал президенту США Ф. Рузвельту:

«Это ваше решение создает исключительные трудности для Советского Союза, уже два года ведущего войну с главными силами Германии и ее сателлитами с крайним напряжением всех своих сил… Нужно ли говорить о том, какое тяжкое отрицательное впечатление произведет оставление нашей армии… без ожидавшейся серьезной поддержки со стороны англо-американских войск». Чего ожидал от союзников?

(открытие Второго фронта в Европе).

Чем завершилась операция «Кутузов»?

(освобождением Орла).

Каким образом отметили наши войска взятие Орла и Белгорода?

(салютом в Москве 5 августа 1943 года).

Что такое дот?

(долговременная огневая точка)

Это оружие ВОВ наводило ужас на фашистов. Впервые было променяно в1941 году под Оршей.

(«Катюша»).

Это оружие активно применялось в Курской битве. Немецкие солдаты называли его адская мясорубка, а наши?

(«Катюша»).

Этот шедевр военной техники конструкторов, сыграл выдающуюся роль в войне. Что это было?

(танк Т-34)

Самолет У-2, который после смерти его изобретателя в 1944 году стали называтьПО-2. Как его называли наши солдаты?

(«кукурузник»).

Самоходные артиллерийские установки САУ, чем их конструкция отличается от танков? (башня танка вращается, а рубка САУ не вращается вокруг своей оси).

На вооружении немецкой армии была техника, которая носила звериные названия. Были «тигры» и «пантеры». Какая техника носила название «слон»?

(САУ «элефант»).

Чем завершилась битва на Курской дуге?

(был завершен коренной перелом в ходе ВОВ).

Какие страны освободили наши войска?

(Польша, Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Чехословакия, Австрия, Северная Норвегия, Германия).

Кто командовал нашими войсками в Берлинской операции?

(Жуков, Конев).

Руководил ли центр партизанскими войсками, или их действия были спонтанными?

(В 1942 году при ставке верховного главнокомандующего создается штаб партизанского движения) - - продолжение списка литературы к теме 1, содержание и список литературы к темам 2-7, содержание темы 8

  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 3 - список литературы к теме 8, содержание и список литературы к темам 9-12
  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 4
  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 5 - продолжение списка литературы к теме 12
  • Интеллектуальная игра, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне в рамках Месячника патриотического воспитания

    «По страницам Великой Отечественной войны»

    Цель:

    1. Воспитание гражданского сознания, патриотизма
    2. Развитие познавательных способностей
    3. Расширение кругозора и интеллекта

    Участники: педагоги, учащиеся 10-11 класса, разделенные на 2 команды

    1 тур. «Своя игра»

    3 тур. «Угадай личность»

    4 тур. «Угадай пару»

    5 тур. Ва-банк

    Ход игры

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся и педагоги. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру, в рамках Месячника патриотического воспитания и посвященную 70-летию Победы в ВОВ. Перед началом нашей игры я предлагаю вам вспомнить основные события той ужасной войны (просмотр презентации и небольшой рассказ).

    22.06.1941 г. Германия напала на СССР. В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны. Были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный фронты. С учетом опыта войны в Европе план «Барбаросса» предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трех основных направлениях – на Ленинград (группа армий «Север»), Москву (группа армий «Центр») и Киев (группа армий «Юг»). Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство были настолько велики, что уже через три недели оказались оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвинулся в глубь советской земли на 350-600 км. Гитлер планировал через 3 месяца выйти на рубеж Архангельск-Астрахань. Лидеры фашистской Германии прежде всего надеялись использовать многонациональный характер Советского государства. Предполагалось, что СССР, как и в годы гражданской войны, распадется на национально-государственные образования.

    Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. 8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира. В тот же день вражеской авиацией были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием. Выдержать защитники города могли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозили население. Лишь в январе 1943 г. блокада города была прорвана. Блокада Ленинграда длилась 900 дней.

    30 сентября 1941 г. немецкое командование приступило к осуществлению операции «Тайфун» - взятия Москвы. Для Москвы сложилась критическая ситуация. Бои шли в 80-100 км. от столицы. 20 октября в Москве было введено осадное положение. К концу ноября войска Западного фронта получили значительные подкрепления из восточных районов страны. Это позволило 5-6 декабря 1941 г. начать контрнаступление советских войск под Москвой. Враг был отброшен на 100-250 км от Москвы. Это было первое крупное поражение немецких войск в ходе все Второй мировой воны.

    2 сентября 1942 г. 6-я немецкая армия под командованием генерала Паулюса вышла к Сталинграду. Бои шли за каждую улицу, каждый дом. В середине ноября 1942 г. наступательный порыв германских войск иссяк окончательно. В сентябре 1942 г. заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К.Жуковым и начальником Генштаба А.М.Василевским начал разрабатываться план операции «Уран» - разгрома немецко-фашистских войск. Для ее осуществления создавались три новых фронта: Юго-Западный (Н.Ф.Ватутин), Донской (К.К.Рокоссовский) и Сталинградский (а.Е.еременко). советские войска перешли в наступление 19 и 20 ноября 1942 г. северо-западнее и южнее Сталинграда, что оказалось неожиданным для немецкого командования. 31 января-2 февраля 1943 г. окруженная группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом Ф.Паулюсом капитулировала. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом. Инициатива на советско-германском фронте перешла к СССР.

    В феврале 1943 г. продвижение советских войск было остановлено. Армии вермахта, вновь овладев инициативой, захватили Донбасс, Харьков и Белгород. На центральном участке советско-германского фронта к апрелю 1943 г. образовалась так называемая Курская дуга. Немецкий план операции «Цитадель» предусматривал «срезать» Курскую дугу ударами немецких войск с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их. 5 июля 1943 г. германские войска начали наступление. После упорных и кровопролитных боев им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. в районе Прохоровки разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение. Планы вермахта были сорваны. И на Орловском, и на Белгородском направлениях Красная Армия перешла в наступление. 5 августа 1943 г. Орел и Белгород были освобождены. Битва на Орловско-Курской дуге закончилась.

    С середины сентября 1943 года началась беспримерная битва за Днепр. На его крутом правом берегу, немцы возвели систему укреплений, делавшую ее неприступной. 6 ноября был освобожден Киев, а Днепр был преодолен на большинстве направлений. За героизм, проявленный при форсировании этой преграды, 2438 воинов, первыми вступивших на правый берег Днепра , были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

    Попов Федор Кузьмич (1921-1943гг). Родился 8 декабря 1921 г. в Батаринском наслеге Мегино-Кангаласского района ЯАССР, в семье крестьянина. Якут. Образование начальное. До войны работал бригадиром в колхозе «Октябрь». Призван в армию в июне 1942 г. Мегино-Кангаласским РВК.

    Рядовой стрелок 3 роты 1 батальона 467 стрелкового полка 81 стрелковой дивизии 61 армии. Федор попов одним из первых в полку 1 октября 1943 г. переправился через Днепр у деревни Глушец, в траншеях врага вступил в рукопашный бой, захватил вражеский пулемет, открыл из него огонь и лично уничтожил свыше 70 фашистов. Принял участие в отражении десятков контратак противника и удержании занятого плацдарма. Своими смелыми действиями способствовал преодолению реки другими стрелковыми подразделениями полка. Погиб 10 октября 1943 г., похоронен в деревне Дерожичи Лоевского района Гомельской области.

    Звание Героя Советского союза присвоено 15 января 1944 г. посмертно. Награжден орденом Ленина. После гибели Федора Попова фашистских захватчиков громили танки «Герой Федор Попов», построенные на средства, которые собрали его земляки. Имя героя носят грузовой теплоход, приписанный морскому пути Тикси, улицы в г. Якутске, в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса. В родном селе героя Сымах и в с.Майя установлены памятники.

    Самая крупная наступательная операция - «Багратион», предпринятая Красной Армией для освобождения Белоруссии в июне-июле 1944 г. за месяц советские войска продвинулись на запад на 550-600 ем. Темпы их наступления оказались выше, чем у вермахта летом 1941 г. были освобождены Белоруссия и четверть территории Польши. Группа армий «центр» оказалась разгромлена.

    Остановив продвижение союзников на границе Германии осенью 1944 г., армии вермахта в декабре 1944 г. прорвали их оборону в Арденнах. 12 января 1945 г. 1-й Украинский фронт под командованием И.С.Конева прорвал немецкую оборону на Висле и устремился на запад. Стремительно наступал и 1-й Белорусский фронт под командованием Г.К.Жукова. Сдержать натиск советских войск вермахту не удалось. За 6 дней Красная Армия продвинулась на запад более чем на 500 км. были освобождены Варшава, Краков, Лодзь и др. города. Советские войска выбили противника из Силезии. Красная армия вышла к Одеру и захватила плацдармы на его западном берегу.

    На фоне развивающегося наступления советских армий 4-11 февраля 1945 г. в Ялте прошла очередная конференция глав ведущих держав антигитлеровской коалиции. Основным был вопрос о послевоенном устройстве Германии. Речь шла о ее демилитаризации, проведении суда над главарями фашистской Германии, ликвидации военной промышленности империи Гитлера, а также о разграничении оккупационных зон германии и управлении Берлином силами союзников. Было принято решение о репарациях, которые предстояло выплатить Германией странам, пострадавшим от ее оккупации. Конференция согласовала условия начала Советским Союзом военных действий против Японии. Было принято решение о созыве учредительной конференции Организации Объединенных наций, главной задачей которой должно было стать предотвращение в будущем новых войн.

    Советское командование предполагало взять Берлин к 15-16 февраля 1945 года. Однако начавшаяся переброска сил Германии с Западного фронта на Восточный помешала выполнению этих планов. 9 апреля 1945 г. гарнизон окруженной крепости Кенигсберг в Восточной Пруссии капитулировал. Отбив немецкое наступление, советские войска вступили на землю Австрии.

    16 апреля 1945 г. войска 1-гокомандующий – Г.К.Жуков), 2-го (командующий – К.К.Рокоссовский) Белорусского и 1-го Украинского (командующий – И.С.Конев) фронтов приступили к штурму Берлина. На оборону столицы были направлены почти все остающиеся в распоряжении командования вермахта силы. Однако Красная армия обладала подавляющим превосходством. К 20 апреля, преодолев оборону противника, советские войска вышли на окраины Берлина. Одновременно танковые корпуса, прорвав фронт севернее и южнее столицы рейха, к 24 апреля завершили ее окружение. 30 апреля 1945 г. над рейхстагом было водружено Знамя Победы М.А. Егоровым и М.В. Кантарией. Второго мая гарнизон Германии капитулировал, 8 мая 1945 г. правительство Германии, которое после самоубийства Гитлера возглавил адмирал Денниц, подписало акт о капитуляции.

    24 июня 1945 г. в Москве состоялся парад победы., в котором принимали участие представители всех фронтов и родов войск, участвовавших в войне. Командовал парадом маршал К.К.Рокоссовский, а принимал его маршал Г.К.Жуков. это было торжественное и символическое завершение Великой Отечественной войны: к кремлевским стенам были брошены знамена и штандарты войск поверженного Третьего рейха.

    Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за 2 недели Советская армия под командованием маршала А.М.Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций советских войск были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

    2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала Акт о безоговорочной капитуляции.

    Предлагаю вам разделиться на две команды (команды смешанные, в состав водят и обучающиеся и учителя). (Дается время на обсуждение названия команды и выбор капитана. Каждая команда представляется и представляет своего капитана)

    1 тур. «Своя игра».

    В конкурсе участвуют обе команды. По жребию команда выбирает категорию и количество баллов. Если команда не может ответить, то шанс дается команде-сопернице.

    ВЕЛИКИЕ БИТВЫ

    ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

    НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

    Великие битвы:

    10 - Где в ходе войны произошло крупнейшее сражение с участием 1200 танков и самоходных орудий? (Под Прохоровкой )

    20 – Где произошло первое крупное поражение Германии? (Под Москвой )

    30 - Назовите кодовое название летней операции немецких войск в 1943 году в районе Курска, Орла и Белгорода (Цитадель )

    40 – Когда началось Смоленское сражение и какой вид вооружения советские войска в этом сражении использовали впервые? (10 июля 1941 г., «Катюша» )

    50 – Расскажите о героизме защитников «Дома Павлова». Где это было? (Дом Павлова – это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города Сталинграда. 20 сентября 1942 г. в дом проник сержант Я.Ф. Павлов со своим отделением, а затем прибыло подкрепление: пулеметный взвод лейтенанта Афанасьева (семь человек с одним станковым пулеметом), группа бронебойщиков старшего сержанта Сабгайды (6 человек с 3 противотанковыми ружьями), четверо минометчиков с двумя минометами и три автоматчика. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли противнику прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа,- отмечал генерал армии Чуйков,- обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». Все защитники дома были удостоены государственных наград, а сержанту Я.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза ).

    Они сражались за Родину

    10 – Как зовут генерал-майора, выходца из Хангаласского улуса (Андрей Иванович Притузов )

    20 – Якутский снайпер, Герой Советского Союза, уничтоживший 429 фашистов (Ф. Охлопков )

    30 – Имя предателя, генерала, чье имя стало нарицательным и обозначало лиц, предателей Родины (Андрей Андреевич Власов )

    40- Кто из российских военачальников носил звание маршала двух государств? (К. Рокоссовский СССР и Польша )

    50 - Самый юный Герой Советского Союза, партизан-разведчик (В. Котик )

    Никто не забыт, ничто не забыто

    20 – Назовите имя поэта, блокадницы Ленинграда, строки из стихотворения которой стали заголовком раздела нашей игры. (О. Берргольц )

    50 – Назовите имя героини поэмы М. Алигер, которой принадлежат слова:

    «Граждане, не стойте, не смотрите,
    Я живая, голос мой звучит.
    Убивайте их, травите, жгите,
    Я умру, но правда победит!»
    (Зое Космодемьянской)

    40 – Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор? (Из стихотворения «Бородино» М. Лермонтова).

    2 тур. Конкурс капитанов «Блиц-опрос»

    В туре участвуют только капитаны. Капитаны участвуют в конкурсе по очереди. Каждому зачитывается по 15-20 вопросов. Каждому капитану дается время: 1 мин. Если не могут ответить на вопрос, то могут пропустить.

    Вопросы для первой команды:

    Назовите звериное имя немецкого танка «T-V»

    «Пантера»

    Самое знаменитое письмо с фронтов ВОВ – это…

    «Жди меня…» К. Симонов

    Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев?

    Ленинград

    Назовите имя солдата памятник, которому стоит в Болгарии?

    Алеша

    Кого в годы войны называли «ночными ведьмами»?

    Женщин - лётчиц

    Какую годовщину со дня Победы праздновали Россияне в 2005 году?

    60 лет

    В каком городе можно посетить Мамаев курган?

    Волгоград

    Какой город защищали герои-панфиловцы?

    Москва

    Кто был Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны?

    И.В.Сталин

    Левитан

    За что вручали самую известную медаль ВОВ?

    За отвагу

    Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде?

    Симфония № 7

    Назовите четырежды героя Советского Союза

    Г.К.Жуков

    Кто стоял во главе фашистской Германии?

    Гитлер

    Самый известный советский танк Великой Отечественной войны?

    Т – 34

    Вопросы для второй команды:

    Тигр, на которого русские охотились с гранатой – это…

    Немецкий танк

    Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что?

    Тревога, появился вражеский самолет

    Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна?

    Колонна военнопленных немцев

    Парад Победы

    Какую годовщину победы в ВОВ праздновали россияне в 2010 году?

    65 лет

    Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ?

    «Катюша»

    Кто написал самое популярное в годы ВОВ стихотворение «Жди меня»?

    К. Симонов

    Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

    Как называлась операция партизан по подрыву вражеских эшелонов?

    «Рельсовая война»

    Кто стоял во главе фашистской Италии?

    Б. Муссолини

    Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом?

    Егоров и Кантария

    Кто выступил по радио и сообщил о начале войны?

    Молотов

    По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?

    Ладожское озеро

    В декабре 1941 г. на омском заводе был собран первый самолёт, признанный лучшим фронтовым пикировщиком 2-й мировой войны

    ТУ - 2

    В ходе какой битвы ВОВ шли бои за Мамаев Курган?

    Сталинградская

    3 тур. «Угадай личность»

    Сначала зачитывается характеристика героя. Дается время на размышление. Если угадают, то дается 2 балла. Если не угадают, то показывается портрет. После показанного портрета если угадают дается 1 балл. Если же не угадают, то шанс дается противоположной команде. Им присуждается 1 балл.

    4 тур. «Угадайте пару»

    Даты

    События

    Ответ

    Освобождение Киева

    1. -

    Курская битва

    2. -

    Сталинградское сражение

    3. -

    Снятие блокады Ленинграда

    4. -

    Оборона Москвы

    5. -

    Оборона Брестской крепости

    6. -

    Операция «Багратион»

    7. -

    Лето 1944 г.

    Битва за Берлин

    8. -

    1-6 – оборона Брестской крепости;

    Н. Гастелло

    Наземный таран скопления вражеских войск

    А. Матросов

    1-й авиационный ночной таран бомбардировщика

    С. А. Ковпак

    Получение звания «Генералиссимус»

    А. А. Ковпак

    Проведение тактики «выжженной земли»

    Г. К. Жуков

    Водружение Знамени Победы над Рейхстагом

    И. В. Сталин

    Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота

    Принимал парад Победы

    Руководитель партизанских отрядов

    Руководил парадом Победы

    Командующий 6-й немецкой армии

    1-6: М.А. Егоров и М.В. Кантария – водружение знамени Победы над Рейхстагом;

    2-2: Н. Гастелло – наземный таран скопления вражеских самолетов;

    3-7: А.Матросов – закрыл телом амбразуру пулеметного дзота;

    4-9: С.А.Ковпак – руководитель партизанских отрядов;

    5-1: А.А. Власов – командующий «Русской освободительной Армией»;

    6-8: Г.К.Жуков – принимал парад Победы;

    7-4: И.В. Сталин – получение звания «Генералиссимус».

    5 тур. Ва - банк

    Каждой команде задается один вопрос. Если отвечают правильно то присуждается 1 балл, если нет, то балл теряется. Шанс ответить за команду соперницу другой команде не предоставляется.

    1. Перед взятием Берлина маршал Жуков со своим штабом разработал план ночного штурма Зееловских высот с применением ЭТОГО. После необходимой подготовки в ночь на 17 апреля 1945 года войска стали штурмовать вторую половину обороны. Немцы не могли понять, что за «новое оружие» у русских. Чем воспользовались советские войска, чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление? (Чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление вперед двинулись 140 прожекторных установок, которые освещали путь советским войскам и слепили противника.)

    2. Где согласно своему завещанию похоронен дважды Герой Советского Союза маршал Василий Иванович Чуйков? (Согласно завещанию Чуйков похоронен там, где воевал, где сложили головы многие его товарищи – в Волгограде на Мамаевом кургане у подножия монумента «Родина-мать».)

    Андрей Андреевич Власов Генерал

    Маршал Советского Союза, Маршал Польши Рокоссовский Константин Константинович Дважды Герой Советского Союза

    Валя Котик (1930 – 1944 гг.) Партизан – разведчик Герой Советского Союза

    Константин Симонов Военный корреспондент автор стихотворения «Жди меня»

    Ольга Берргольц Блокадница Ленинграда Поэтесса Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт, ничто не забыто

    Зоя Космодемьянская Партизан – диверсант Герой Советского Союза Маргарита Иосифовна Алигер Автор поэмы «Зоя»

    Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович Дважды Герой Советского Союза

    Иван Васильевич Панфилов Генерал – майор Герой Советского Союза

    Иван Никитович Кожедуб Трижды Герой Советского Союза Летчик Маршал авиации

    Василий Иванович Чуйков Маршал Советского Союза Дважды Герой Советского Союза


    Может ли обходиться какой-либо народ без армии? По крайней мере, на протяжении всей жизни человечества история не знает ни одного такого народа, который не имел бы подобной организации. Только в первобытную эпоху каждый народ являлся, вместе с тем, и своей армией. Воинами были все, кто в состоянии носить оружие и не только мужчины, но и женщины и даже дети. Инстинкт войны у первобытных народов был сильно развит.

    Викторина на военную тематику к 23 Февраля — для любознательных, тех, кто интересуется историей, военными науками. На все вопросы викторины даны ответы.

    1. Как в древние времена называлось воинское формирование, в которое в минуту опасности добровольно собирались все жители, способные носить оружие?
    Ответ: ополчение

    2. Кто стоял у истоков «потешных» полков?
    Ответ: Петр I

    3. Около какого города в 1696 году началось строительство русского флота?
    Ответ: город Воронеж

    4. Какое войско было первым постоянным войском в России?
    Ответ: стрелецкое войско

    5. Что такое «гладий»?
    Ответ: знаменитый римский меч

    6. Как звали царя, который 1 октября 1550 года издал указ «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей»?
    Ответ: Иван Грозный

    7. Из какого произведения фраза: «Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую»?
    Ответ: «Слово о полку Игореве»

    8. После какой битвы XVIII века у русских войск исчез страх перед шведскими войсками?
    Ответ: после Полтавской битвы

    9. Однажды русские солдаты приблизились к городу, который необходимо было захватить. Военачальник закричал: «Город наш, ура!». «Не прикажете ли узнать, сколько там неприятеля» — спросили у него. «Зачем? Мы пришли бить врага, а не считать». Кто был этот смелый военачальник?
    Ответ: Суворов

    10. О каком сражении Лермонтов написал следующие строки: «Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью!»?
    Ответ: Бородинская битва

    11. Как звали русского поэта, одного из командиров партизанского движения времен Отечественной войны 1812 года, друга А.С.Пушкина?
    Ответ: Денис Давыдов

    12. Как называется песня, написанная А.В.Александровым и В.И.Лебедевым-Кумачом через несколько дней после нападения фашистской Германии на нашу страну?
    Ответ: «Священная война»

    13. В каком году, во время Великой Отечественной войны, в нашей армии вновь были введены погоны?
    Ответ: в 1943 году, в январе

    14. Кто написал поэму «Василий Теркин» (о событиях Великой Отечественной войны)?
    Ответ: Твардовский

    15. Назовите фамилию конструктора, который в 1945 году начал разработку армейского пистолета на замену пистолету «ТТ»?
    Ответ: Н.Ф.Макаров

    16. Когда был создан Командно-измерительный комплекс управления космическими аппаратами?
    Ответ: в 1957 году

    17. Какие три основных компонента включают в себя Стратегические ядерные силы Российской Федерации?
    Ответ: морские, авиационные и наземного базирования