Классный час "совесть - мерило нравственности" для старшеклассников. Конспект классного часа на тему "совесть" Классный час что такое совесть

На тему «Разговор о совести»

Цель:

Помочь обучающимся сформулировать и осмыслить нравственное понятие СОВЕСТЬ;

Задачи:

1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

2). Показать обучающимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.

3). Развитие таких личных качеств у обучающихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление.

Оборудование и материалы:

ü компьютер,

ü мультимедийный проектор,

ü презентация по материалам классного часа,

ü толковые словари и,

ü анкета «Совесть в жизни человека»,

ü видеофильм «Осколки в сердце»,

ü карточки с пословицами и ситуационными проблемами для работы в группах,

ü кружки-оценки для этапа рефлексии.

Роли и поручения детям:

1. Найти в словарях определения понятия «совесть», «стыд».

2. Выучить стихотворения.

3. Предварительное проведение анкетирования «Совесть в жизни человека».

1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

2. Что ты сделал тогда?

3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

План классного часа:

1. Приветствие.

2. Проблемное стихотворение.

2. Сообщение по словарным статьям словарей и.

4. «Собери пословицу»

5. Высказывания великих людей

6. Книги о совести

7. Игра «Чего нужно стыдиться?

8. Разминка.

9. Ситуации выбора

10. Видеофильм

11. Кластер «Совестливый человек»

12. «Минута раскаяния»

13. Стихотворение о совести

14. Подведение итогов (рефлексия).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1. Приветствие. Слайд 1 Заставка с весенней музыкой.

Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня последний день зимы, а значит, весна уже наступит совсем скоро. С чем у вас ассоциируется приход весны?

- с теплом

- с пробуждением растений и животных

- с чем-то новым

- с возрождением прекрасного.

Я с вами согласна. В природе пробуждается все прекрасное, и у человека тоже есть такая возможность. Сегодня на классном часе мы и постараемся пробудить в себе это чувство. А начнет наш разговор ученик 1 , подготовивший стихотворение.

2. Проблемное стихотворение.

Собрался на гулянку… Жду трамвайчик…

Темно, на остановке ни души…

Гляжу, старушка, божий одуванчик,

По урнам жестебанку ворошит,

Из тех, кто получил от государства

Награду, «соразмерную» труду:

Поешь - не хватит денег на лекарства,

Лекарства купишь - нету на еду.

А рядом, у ларька, к стене торцами,

Собой вполне добротные на вид

Три ящика стояли с огурцами.

В округе - никого, ларёк закрыт.

«Бабуля, видно, с бабками не густо?

Возьми чуток - халява, все дела»…

«Нельзя, чужое», - улыбнулась грустно

И к следующей урне побрела.

В тот раз я не попал на полюбушки.

Трамвай давно ушёл, а я стоял

И плакал от величия старушки.

И от того, что знаю: я бы - взял…

Классный руководитель: Ребята, о чем это стихотворение? Каким прекрасным чувством обладала старушка? Какова будет тема нашего классного часа?

- о совести

Слайд 2 Тема классного часа.

Классный руководитель: Тема классного часа «Разговор о совести»

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть ещё:

Этотакие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия . Без них человеческий род давно бы угас. К сожалению, в настоящее время мы можем наблюдать снижение уровня общей культуры, падение нравственности. Говорят, у некоторых людей просто нет совести. А что такое совесть?

Слайд 3 Что такое совесть

Ответы детей.

Классный руководитель: Хорошо. Давайте для подтверждения сказанного обратимся к толковым словарям. Ученица 2 подготовила небольшое сообщение о том, что такое совесть.

Слайд 4 Словари.

3 . Сообщение по словарным статьям словарей и.

В словаре даётся следующее определение понятия «совесть»:

совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

В словаре даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление:

«Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

Всегда рядом с этими словами стоят другие моральные ценности: достоинство и благородство.

ДОСТОИНСТВО – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

БЛАГОРОДСТВО – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Слайд 5 Определение совести

Классный руководитель: Итак, совесть – это ….. Об этом человеческом качестве люди начали говорить с давних пор. И в устном народном творчестве вопрос совести тоже затронут. Знаете ли вы какие-нибудь пословицы о совести?

Ответы детей.

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Задание: из отдельных слов соберите пословицу и объясните ее смысл.

4. «Собери пословицу»

Слайд 6. Собери пословицу (музыка)

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь.

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

Слайд 7 Пословицы

Объяснение пословиц.

Классный руководитель: Кроме этого о совести есть множество высказываний великий людей. Давай те прочитаем некоторые их них.

5. Высказывания великих людей

Слайд 8. Высказывания великих людей.

Классный руководитель: Согласны вы с ними?

Ответы детей.

Также о совести написано много произведений, с которыми вы можете познакомиться.

6. Книги о совести

Слайд 9 Книги.

«Совесть»

Щедрин «Пропала совесть»

«Преступление и наказание»

7. Игра «Чего нужно стыдиться?

Классный руководитель: Эти произведения ярко рассказывают нам о чувстве совести и стыда. Как вы думаете, а чего нужно стыдиться?

Ответы детей

Сейчас мы проверим. Я читаю, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно».

Учитель читает:

· физические недостатки;

· некрасивые поступки;

· поношенная, но аккуратная одежда;

· неряшливый вид;

· непрестижная работа родителей;

· вульгарная внешность;

· грубое, бездушное отношение к людям;

· нецензурные выражения.

Классный руководитель. Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться.

8. Разминка.

Классный руководитель: А теперь давайте проведем разминку не только для души, но и для тела. Я буду называть различные слова. Некоторые из них вы услышите впервые. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаете руки вверх, если означает что-то плохое, недоброе - опускаете руки вниз.

Начнем: МИЛОСЕРДИЕ, МАЛОДУШИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ГОРДЫНЯ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ДОБРОТА, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ГРУБОСТЬ. Что с вами произошло? Вы опустились ниже. Каких слов больше было сказано?

На кого вы стали похожи? На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего

мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: РАДОСТЬ, МИР, ЛЮБОВЬ (детские руки взлетают вверх).

9. Ситуации выбора.

Классный руководитель: Ребята, здесь вы прекрасно отделило добро от зла. Но ведь наша жизнь полна самых разных ситуаций. А обстоятельства требуют от нас выбора: сделать по совести или против совести.

Давайте рассмотрим три ситуации. Разделимся на группы.

Каждая группа получает карточку с описанной в ней ситуацией. Учащиеся обсуждают и аргументируют свою позицию по поводу данной ситуации:

Слайд 10. Ситуации

Ситуация 1. В школьном коридоре вы нашли маленький кошелек. Кроме вас, в коридоре никого нет. Как вы поступите?

Ситуация 2. Летним жарким днём в битком набитом автобусе вы возвращаетесь уставшим после спортивной тренировки. Уловив взглядом одно местечко, вы с удовольствием на нем расположились. На следующей остановке в автобус зашла старушка с двумя сумками и встала неподалеку от вас. Ваши действия?

Ситуация 3. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

10. Видеофильм

Классный руководитель: Я рада, что вы сделали выбор по совести. А проведенное анкетирование подтверждает, что у большинства у вас чувство совести не спит.

Слайд 11. Вопросы анкеты

А может ли быть так, что совесть человека пробуждается только через много-много лет? Давайте посмотрим об этом видеофильм.

Слайд 12 Фильм

Классный руководитель.

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

11. Кластер «Совестливый человек»

Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества.

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести.

«Муки совести» - одно из самых сильных человеческих эмоций.

Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести. Каждый должен стать совестливым человеком.

А какой он, совестливый человек? Составим кластер.

Например:

Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек .

Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.

Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

Совестливый человек работает с душой, а не для «галочки».

Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды , не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние .

Слайд 13 Кластер

Классный руководитель : Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в нашем классе есть совестливые люди? Давайте проверим.

12. «Минута раскаяния»

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся.

Слайд 14. Минута раскаяния.

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. А если вы обидели кого-то, то нужно обязательно попросить прощения.

13. Стихотворение о совести.

И в заключении давайте послушаем еще одно стихотворение о совести. Выступает ученица 3 .

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,-

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе русская душа.

Классный руководитель: Я хочу вам, ребята, пожелать быть совестливыми людьми. Самое время пробудить свою совесть! И думаю, сегодня мы сделали первый шаг на пути к этому.

14. Подведение итогов (рефлексия).

Слайд 15 Рефлексия

Классный руководитель: Наш разговор подошел к концу. Для подведения итогов продолжите, пожалуйста, любую фразу.

А теперь, уходя, вы раскрасьте кружок, лежащий на парте, соответствующим цветом:

Красный - классный час мне понравился, прошел интересно и заставил о многом задуматься

Синий - классный час прошел интересно, но пользы он не принесет

Черный – классный час мне не понравился. Классный руководитель: Всем спасибо! Слайд 16 Спасибо за внимание

Классный час на тему «Стыд и совесть», 7-8 класс

К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребенок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления. По мнению авторов, классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 классе.

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Оформление : написать на доске:

определения:

Стыд - осознание вины за свой поступок.

Совесть - наш внутренний судья.

пословицы:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда, как оса, лезет в глаза.

План классного часа

I. Вопрос-тест.

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

III. Интерактивная беседа.

IV. Словарная работа.

V. Игра «Чего нужно стыдиться?».

1. Ситуация первая.

2. Ситуация вторая.

3. Ситуация третья.

VII. Проблемная ситуация «Суд совести».

VIII. Упражнения для совести.

1. «Минута раскаяния».

2. «Минута прощения».

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?».

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вопрос-тест

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это

учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.)

Примерные ответы детей:

Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.

Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой - лучше пусть вызывает родителей!

Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова - позор.

Только не родителей!

А мне все равно!

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте стой же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

IV. Словарная работа

Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)

Ученик I. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.

Ученик 2. Совесть - это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Учитель читает.)

Физические недостатки;

некрасивые поступки;

поношенная, но аккуратная одежда;

старомодная одежда;

неряшливый вид;

непрестижная работа родителей;

твое «простое» происхождение;

невежество, необразованность, безграмотность;

вульгарная внешность;

грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

VI. Ситуации выбора «Голос совести»

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

1. Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

(Дети высказываются.)

2. Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?

(Дети высказываются.)

3. Ситуация третья

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Дети высказываются.)

VII. Проблемная ситуация «Суд совести»

Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

Он постарался загладить свою вину.

Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

Он плакал от жалости и от досады на себя.

Это были слезы облегчения, очищения.

Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы детей:

Можно попросить прощения у того, кого обидел.

Верующие могут покаяться на исповеди.

Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».

Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас поступал по совести и это стало для него привычкой.

VIII. Упражнения для совести

1. «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Звучит музыка. В течение одной минуты дети думают о своих поступках.)

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)

Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

2. «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу.

Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)

Советую вам выполнить такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Примерные ответы детей:

Хорошо жить, можно спать спокойно.

Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут. Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

Нужно объявить бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы детей:

Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.

Цель:

«совесть»;

-

Задачи:


Форма: классный час – размышление.

Подготовительный этап:

Оформление:

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Ученик: Определение словарей: я : Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Ожегова:

Словарь Ушакова Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Учитель :

нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это

делать осознанный выбор в пользу добра .

Учитель: Ваше домашнее задание - подготовить афоризмы о совести. (учащиеся по очереди говорят афоризмы, которые они нашли, а затем группа «литераторов» зачитывает, что подготовила она).

вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Афоризмы Л.Н.Толстого

    Часто люди гордятся чистотой своей только потому, что они обладают короткой памятью.

Афоризмы Сухомлинского В.А.

Афоризмы Горького М.

    Без совести и при большом не проживешь.

    Лишь тот, кто облек себя в броню , нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.

Афоризмы Пушкина А.С.

Афоризмы Цицерона

Афоризмы Бальзака О.

Афоризмы Демокрита

Афоризмы Вольтера

Афоризмы:

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в . ( )

( )

    Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? ( )

    ( )

    Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. ( )

    Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. (

    и животным. ( )

Учитель:

очереди отвечают)

    Совесть без зубов, а грызет.

    Сильнее совести суда нет.

    Не за страх, а за совесть.

    Есть слезы, есть и совесть.

Учитель: Задание «Собери фразу» выполняете в группах. Вы получаете

выступления от группы.

Совесть вернее памяти.

Лермонтов М. Ю.

Высший суд - суд совести.

В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)

Учитель:

Ученик:

Учитель:

стыд, есть

хорошие. Послушайте лучшие ответы на вопрос «Стыд» и «Совесть»

В чем между ними разница?

Совесть книга в которую заглядываешь, моральный светильник, стыд же - следствие, то что выносишь.
- Совесть оставляет пятна на сердце, стыд ограничивается иногда лишь краской на лице.
- Совесть может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, стыд чаще всё же правдивая реакция.

Совесть - Бог в человеке, стыд - ощущение вины перед Ним.

Учитель: . Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

Учитель: Ученик: Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
Учитель: Ученик: Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью.

Учитель: Ученик: Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Учитель: Ученик: Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Учитель: Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: « Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни » (Притчи 4:23).

Славянское слово совесть значит со-весть , т.е. со-вестник , который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит:

Учитель:

1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 700 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

3. Ученик 5 класса Андрей отсутствовал на уроке рисования, так как посещал сестру после операции в больнице. Позвонил другу Алексею узнать домашнее задание.Алексей ответил, что нужно принести рисунок, выполненный пастелью. Чтобы учитель не поставил «2» и не расстроивать маму, Андрей искал материал про пастель и как вообще рисовать, используя это. Помочь ему никто не мог, так как дома он находился один. Рисовал рисунок до 1часу ночи и на уроке сдал рисунок. А учитель сказал: «Зачем мне твой рисунок? Я ничего не задавал». Андрей учителю ничего не сказал про друга, а у Алексея спросил: «Зачем он это сделал?» На что Алексей ответил:«Пошутил». Оцените действия мальчиков.

4. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого вам человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?

Учитель:

Учитель:

    над чем задумались впервые?

Ответы учащихся:

- Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

Учитель: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

Протяни ему свою ладонь,

Лик его высок и удивителен.

Но зато умрешь как человек.

Список литературы

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Классному руководителю

Описание:

Классный час «Совесть – внутренний судья человека»

Цель: - помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия

«совесть»;

- формирование чувства совести.

Задачи:

1. На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
2. Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3. Способствовать развитию таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Форма: классный час – размышление.

Подготовительный этап: готовясь к классному часу, учащиеся подбирают поговорки, пословицы, афоризмы и высказывания о совести. Группа «литераторов» делает более конкретное задание – подборка афоризмов и высказываний о совести, оформленных в буклет.

Оформление: в качестве эпиграфа классного часа взяты слова:

Сколь неизбежнавласть твоя,
Гроза преступников, невинныхутешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья! В. Жуковский (1814 г.)

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие«совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. А что же такое совесть?

Ученик: Определение словарей:
Толковый словарь Владимира Дал я: Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Ожегова: Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Словарь Ушакова : Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Словарь по общественным наукам : Совесть - моральное осознание того, что является добром и злом.

Учитель : Общее у всех этих определений то, что совесть является

нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это

способность различать добро и зло, побуждающая человека

делатьосознанный выбор в пользу добра .

Учитель: Вашедомашнее задание - подготовить афоризмы о совести. (учащиеся по очереди говорят афоризмы, которые они нашли, а затем группа «литераторов» зачитывает, что подготовила она).

Афоризм – это роман, из которого

вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Афоризмы Л.Н.Толстого

· Совесть - верный руководитель жизни людей.

· Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

· Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

· Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

· Я знаю в жизни только два действительных несчастья? угрызения совести и болезнь.

Афоризмы Сухомлинского В.А.

· Чувство вины - благородное чувство воспитанного человека. Не

переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

· Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к

нравственной незапятнанности и порядочности.

· Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим

собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда

его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.

Афоризмы Горького М.

· Без совести и при большом уме не проживешь.

· Лишь тот, кто облек себя в броню лжи , нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.

Афоризмы Пушкина А.С.

· Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно.

· Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце.

· Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Афоризмы Цицерона

· Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

· Самое главное украшение - чистая совесть.

· Моя спокойная совесть важнее мне, чем пересуды.

Афоризмы Бальзака О.

· Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

· Приятно следовать внушениям совести.

АфоризмыДемокрита

· Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

· Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни,

Афоризмы Вольтера

· Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.

· Угрызение совести есть единственная добродетель остающаяся у преступников.

Афоризмы:

· Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме . (Чехов А. П. )

· Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.

(Блок А. А. )

· Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? (Белинский В. Г. )

· Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Кант И.)

· Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (П.А. Гольбах)

· Чистая совесть – есть постоянный праздник. (Сенека)

· Совесть вернее памяти. (Лермонтов М.Ю.)

· Высший суд – суд совести. (Гюго В.)

· Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть. (Гёте И. )

· Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. (Аристотель )

· Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. (Шекспир В)

· Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. (Руссо Ж.-Ж)

· Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным. (Дарвин Ч. )

Учитель: О проявлении совести человека имеется немало народных

пословиц и поговорок. Вашим вторым домашним заданием было

подготовить пословицы и поговорки о совести.(учащиеся по

очереди отвечают)

  • Будь слугой совести и хозяином воли (азербайджанская пословица).
  • Богатый совести не купит, а свою погубит (русская пословица).
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица).
  • Волосом сед, а совести нет (русская пословица).
  • Говори по делу, живи по совести (русская пословица)
  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Совесть без зубов, а грызет.
  • Добрая совесть - глаз Божий / глас Божий.
  • Совесть мучит, снедает, томит и убивает.
  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет - и совести нет.
  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • К кафтану совести не пришьешь.
  • Робка совесть, поколе не заглушишь её.
  • Напала совесть и на свинью, как отведала полена!
  • У него совесть мешок: что хо’шь положи.
  • Про его совесть можно написать повесть.
  • Сильнее совести суда нет.
  • Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.
  • Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

· Без совести и при большом уме не проживешь.

· Совесть не повесть в архив не сдашь.

· Душа христианская, а совесть то цыганская.

· Не за страх, а за совесть.

· Есть слезы, есть и совесть.

· Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.

Учитель: Задание «Собери фразу»выполняете в группах. Вы получаете

комплект карточек с частями фразы. Необходимо восстановить

обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для

выступления от группы.

Чистая совесть - есть постоянный праздник.

Сенека

Совесть вернее памяти.

Лермонтов М. Ю.

Высший суд - суд совести.

Гюго В.

В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)

Чистая совесть - самая лучшая подушка.

Ибсен Г.

Учитель: Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является

Важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Ученик: Нравственной личночтью человек становиться тогда, когда в его

душе навсегда поселяться совесть, стыд, ответственность и долг.

Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Учитель: Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говориться в народе: есть

стыд, есть и совесть. Слова "стыд" и "совесть" часто путают и

употребляют одно вместо другого. На самом деле разница между

ними очень большая. Совесть нас обличает, когда мы делаем то, что

не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть

скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески

стараемся прятать от всех свои плохие поступки выставлять напоказ

хорошие.Послушайте лучшие ответы на вопрос «Стыд» и «Совесть»

В чем между ними разница?

Совесть книга в которую заглядываешь, моральный светильник, стыд же - следствие, то что выносишь.
-Совесть оставляет пятна на сердце, стыд ограничивается иногда лишь краской на лице.
-Совесть может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, стыд чаще всё же правдивая реакция.

Совесть - Бог в человеке, стыд - ощущение вины перед Ним.

Учитель: А сейчас поговорим о природе совести . Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

Учитель: Является ли совесть одним из инстинктов?
Ученик: Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
Учитель: Является ли совесть продуктом нашего разума?
Ученик: Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью.

Учитель: Является ли совесть продуктом нашей воли?
Ученик: Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Учитель: Является ли совесть продуктом наших чувств?
Ученик: Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Учитель: Посмотрите, сколько вокруг различных религий! Каждая из них пытается помочь человеку приблизиться к святости. Почему человек так религиозен? Почему люди с такой охотой становятся жертвами различного рода культов и сект? Дело в том, что совесть не перестаёт беспокоить человека, заставляя его ощущать свою греховность и ущербность пред Богом. А совершение религиозных обрядов и ритуалов в различных сектах помогает человеку только усыпить эти угрызения совести. Чистая совесть – залог духовного и физического здоровья! Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Ребята послушайте, как отвечает иеромонах Иов (Гумеров) на вопрос что такое совесть и почему она мучает тех, у кого она есть, а бессовестных – нет?

Славянское слово совесть значит со-весть, т.е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит:

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её.

Учитель: Следующее упражнение «Нравственная дилемма». Вам предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения: (работа по группам)

1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, какоказалось, было 700 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствующий на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задавали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.

3. Ученик 5 класса Андрей отсутствовал на уроке рисования, так как посещал сестру после операции в больнице. Позвонил другу Алексею узнать домашнее задание.Алексей ответил, что нужно принести рисунок, выполненный пастелью.Чтобы учитель не поставил «2» и не расстроивать маму,Андрейискал материал про пастель и как вообще рисовать, используя это. Помочь ему никто не мог, так как дома он находился один. Рисовал рисунок до 1часу ночи и на уроке сдал рисунок. А учитель сказал: «Зачем мне твой рисунок? Я ничего не задавал». Андрей учителю ничего не сказал про друга, а у Алексея спросил: «Зачем он это сделал?» На что Алексей ответил:«Пошутил». Оцените действия мальчиков.

4.Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого вам человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, вам вновь стыдно?

(Ученики размышляют, советуются и анализируют. От группы выступает представитель с оценкой действия)

Учитель: Психиатры утверждают, что большинство их пациентов больны только потому, что не знают, как остановить угрызения совести. Иногда муки совести переполняют чашу терпения, и люди идут на самоубийство, потому что не могут больше жить, терзаемые чувством стыда, вины и осуждения. Но они не понимают, что даже смерть не в состоянии избавить их от угрызений совести. Наоборот, своим самоубийством люди обрекают себя на вечные муки в Аду, где они подвергнутся вечным терзаниям совести за свои ошибки, неправильные поступки, совершённые при жизни. Это одно из самых страшных мучений, которые только можно себе представить.

Обычно мы скрываем свое зло из тщеславия или из страха заслуженного наказания. Это ложный стыд. Он нередко толкает людей на уголовные преступления (я читал в газете про девушку, которая убила свою маму, чтобы та не узнала о ее плохой учебе). На самом же деле, когда мы совершили зло, следует позаботиться не о сокрытии его, а о его исправлении. Если возможно, то и делом (вернуть похищенное, помириться с тем, кого обидели), но во всяком случае в своей душе (это всегда возможно и необходимо). Мы должны не заглушать голос совести ложным стыдом, а наоборот, преодолев ложный стыд, поступить по совести, в частности открыть свой грех перед духовником, а иногда и перед многими людьми.

Учитель: (подводя итоги классного часа, предлагает учащимся)

· выскажите свою точку зрения о том, что нового вы узнали, обсуждая эту тему.

· над чем задумались впервые?

· что вам помог понять классный час?

Ответы учащихся:

- Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми.Свои поступки должен оцениватьсам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

Внутренний голос, называемый совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный.

Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным. Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями.

Учитель: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Формирование совести - сложный и болезненный процесс, требующий времени, сил и смирения.

А закончить классный час можно строками Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Список литературы

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. Р-н-Д.: Феникс, 2008.

2. Быстрова Е.А.,.. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.: Просвещение, 1984 г.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-8 классы. М.: Вако, 2003.

4. Классный руководитель. 2003. №2.

5. Копилка классного руководителя. Брянск, 2004.

Замысел. Дети уточняют свои представления о совести, о совестливых и бессовестных людях, рассуждают о том, зачем человеку совесть. На примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассматривают поступок мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из неприятной ситуации.

Учитель. Что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.

Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.

Все мы совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно. Чувство стыда — это показатель наличия совести у человека. Какие чувства, ощущения вы испытывали?

Учитель . Народ придумал много крылатых выражений, пословиц

о совести:

совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть со стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; знает кошка, чье мясо съела; угрызения совести

и об ее отсутствии:

хоть наплюй в глаза: ему все божья роса; душа христианская, а совесть-то цыганская.

Как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.

Чего не сделает человек совестливый?

➢ Не обидит слабого, старого, малого.

➢ Не влезет без очереди.

➢ Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.

➢ Не свалит свою вину на другого.

➢ Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.

➢ Не выгонит из дома состарившегося пса.

➢ Не будет радоваться чужому горю.

Учитель . О том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева.

В семье бережно хранились вещи погибшего отца. Сын нечаянно разбил чашку, из которой всегда пил чай папа, но обманул маму, свалив свою вину на собаку Бума. Мама в холодную дождливую ночь выгнала Бума на улицу. Мальчик всячески уговаривал ее впустить собаку в дом, но та была неумолима. Мама сразу почувствовала, что сын обманывает, и ждала его признания, переживая и за сына, и за собаку, мокнущую под дождем. Но мальчик не решался сказать правду. Вот как описывает В. Осеева переживания ребенка.

«За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном... Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее...

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...»

Когда все осталось позади, каждый из трех героев долго не мог уснуть и думал о своем «почему». Бум думал о том, почему его выгнали, а потом впустили и обласкали. Мама думала о том, почему сын не сказал ей правду сразу. А мальчик думал о том, почему мама не стала его бранить, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил не Бум.

Учитель . Как вы думаете, почему мальчик не признался сразу? Почему мама после признания сына не стала бранить его? Есть ли совесть у этого мальчика? Кто может сказать, какого цвета совесть? А где она находится? Если совесть мучает, как ее успокоить? (Загладить вину: попросить прощения, покаяться, совершить хороший поступок.) Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверно, для того, чтобы человек смог оставаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьей самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?

Повторю, мы все временами совершаем ошибки. От них никто не застрахован. Но давайте учиться признавать их — это самое трудное. Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, перед своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда, бесспорно, нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»

Классный час.

«Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)

Ход классного часа

    Организационно-мотивационный момент.

Я читаю стихитворение ( Слайд2)

Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите, в человеке?..

Учитель: Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Я вам предлагаю по работать по структуре ДЖОТ ТОТС , то есть один листочек делится на 4 части и на время каждый вписывается слова и кладет на центр) (3)

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др.

Учитель: Ученик под номером 1 читает слова, которые написали ученики, Если у вас совпадения? Интересно у кого они совпали ?

Учитель: Далее продолжаю читать стих (4)

Конечно, разум – первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. – Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: – Воля на пути, Которой нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, – заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: (пауза )… Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека – совесть!

Учитель: Почему автор стихотворения считает главным в каждом – совесть.

(Ответы учеников) И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни. Ведь многое считают что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути поставленной цели все средства хороши. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. (с- 5)

Тема нашего классногочаса: «Совесть-это наш внутренний судья»

Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?

Учитель: Давайте послушаем учащихся под номером 3 . (выслушиваются ответы учеников). А теперь давайте обратимся к словарю и посмотрим, правы ли вы были?

Работа со словарями(читает ученик)

В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. (6)

Учитель: Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).

В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития». (7)

Учитель: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем решить ребус. На каждом столе лежат файлы, в них отдельные слова и словосочетания, ваша задача составить пословицы.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь. 1 группа

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет. 2 группа

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет. 3 группа

6 Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь

7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. 4 группа

8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. 5 группа

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

Учитель: Разъясните смысл получившихся пословиц.(8)

(Ответы учеников)

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни?И почему? На столе представлены слова. Вычеркните лишнее и дополните получившийся список, работаем структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, обсуждаете в команде (9)

- бедность своих родителей;

- неряшливый вид;

- аккуратная, но не модная одежда;

- пренебрежение к окружающим;

- высокомерие;

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- непрестижная работа родителей;

- твое «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность;

- вульгарная внешность;

-нецензурные выражения.

Проверяем совместно, отвечают ученики под номером

Учитель: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?

Учитель: На зеленных листочках у вас написаны ситуации ваша задачаобсудить и аргументировать свою позицию по поводу данной ситуации, работаем по структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (слайд9)

Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?(10)

Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.(11)

Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем

автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.(12)

Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?(13)

Ситуация 5. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. (14)

Обсуждение с детьми(15)

Учитель: Можно ли развивать свою совесть?.. Конечно. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло. А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы(Санина) (16)

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал...

Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек:

Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:

Здесь я...

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!