Классный час в форме беседы. Технология подготовки и проведения классного часа

Классный час в форме беседы в 5 классе на тему:
Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами).
Подготовила Стёпина Лариса Николаевна, учитель английского языка МБОУ школа № 17 г. Феодосии
Цели:
Образовательная: Рассмотреть роль компьютера и современных гаджетов в жизни учащихся, раскрыть влияние работы с ними на здоровье человека, объяснить пользу и вред работы с современными гаджетами, обобщить знания по сохранению здоровья при работе за компьютером;Развивающая: развивать умение соблюдать технику безопасности при работе с гаджетами, навыки участия в дискуссии и умение выражать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к компьютеру и умения использовать его как средство учения и саморазвития, формировать толерантное отношение к мнениям других учащихся
Ход беседы:
Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых» штучек. Компьютер и дети - это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику. И если старшему поколению все новые технологии- это зло, то маленькие дети с удовольствием начинают изучать интересные устройства. Но насколько безопасно такое увлечение детей гаджетами?
Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о современных гаджетах и о влиянии их на наше здоровье!
Что же мы подразумеваем, когда говорим «современные гаджеты»? Да, правильно, это компьютеры, ноутбуки, телефоны, смартфоны, планшеты! Давайте рассмотрим, как же все эти вещи влияют на здоровье детей.
Сегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться.
Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.
Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств.
Во-первых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.
Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром – однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.
От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.
Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.
В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.
И, в-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.
В-пятых, у детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие:
1) ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;
2) ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;
3) за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому суициду.
И ещё игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.
Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Последнее, такие игры вызывают зависимость у ребёнка.
Но как вы думаете, есть ли плюсы в использовании гаджетов?
Есть, конечно! Несомненный плюс- всестороннее развитие ребенка. Никто не говорит о том, что вы должны с утра до вечера сидеть за ноутбуком и играть, но изучить компьютер, уметь его включить и запустить нужную программу, ребенку к школьному возрасту желательно, так как даже первоклашки делают презентации и доклады на компьютере.
Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное вами с гаджетом, потому что может развиться зависимость от гаджетов.
А когда развивается зависимость от гаджетов?
Чаще всего зависимость от гаджетов развивается, когда вы начинаете подменять реальное общение с людьми различными устройствами. Некоторые родители, поняв простую истину, что ребенка можно увлечь новой игрой, начинают злоупотреблять этим, разрешая заниматься гаджетом час, два, а потом и весь день. Ребенка все устраивает, и он в скором времени теряет интерес к общению с людьми.
Психологические симптомы зависимости:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь членам семьи о своей деятельности.
Физические симптомы:
- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах; головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.
Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, давайте каждый из вас честно ответит на несколько вопросов:
Сколько по времени вы играете в компьютерные игры? (Если больше часа в день – стоит задуматься).
Может ли вы занять себя игрой без компьютера или планшета?
Насколько легко вы отвлекаетесь от компьютера, когда вас зовут кушать, играть или спать?
Любит ли вы рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитаете компьютер?
Может ли вы провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?
Исходя из честных ответов на эти вопросы, мы можем понять, насколько влияние компьютерных игр сильно в вашем случае.
Однозначно стоит обратить внимание на то, что тот, кто регулярно играет в компьютерные игры, становится раздражительным, нервным, плохо управляемым, появляются истерики, приступы агрессии по пустяковым поводам и даже энурез…
Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.
Делая вывод, хочется отметить, что запрещать вам пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы вы контролировали время, которое вы проводите с компьютером или планшетом. И не забывайте, что нельзя подменять реальное общение со сверстниками никакими новомодными устройствами.
Будьте здоровы! Расскажите о том, что вы сегодня услышали своим друзьям!

Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» - классный час - постепенно утратила признаки коллек­тивно-воспитательного мероприятия. Все дальше от современных школьников уходят классные часы, на которых не только решались проблемы успеваемости, но и проводились мероприятия по «направ­лениям воспитания»: эстетическому, политическому, нравственно­му и т. д. Как правило, они проводились «фронтально», были адре­сованы всему коллективу. При всех недостатках коллективистского воспитания, они, тем не менее, давали одну из немногих возможно­стей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.

Как это обычно бывает в периоды резких переломов, вместе с водой выплеснули и ребенка. Воспитательная работа с учениками оказалась выдворенной вместе с поднадоевшими «мероприятиями». Незаметно она переместилась в сферу работы с семьей на родитель­ских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, по­могающему товарищу, сохранилась. Следовательно, не до конца еще изгнанный классный час может и должен послужить решению вос­питательных задач. Правда, на совершенно ином организационном и содержательном уровне.

Что же может заменить коллектив как цель, средство и форму воспитания? Очевидно то, что объединение детей для воспитания и обучения - неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в буду­щем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для инди­видуализации образования, а потому, что объединение - в различ­ных формах - всегда выигрышнее самой безупречной индивиду­альной работы с учеником.

Преимущества объединений уже рассматривались нами. В ос­нове отличия - гуманистический подход к объединению, где главная ценность - интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксаль­но, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объеди­нения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность - в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференци­ации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это оз-

качает различные пути решения общей задачи для отдельных чле­нов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность - необходимость учета стремления опре­деленного количества участников объединения к общей цели, обус­ловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвертая особенность - задача воспитателя (учителя, руко­водителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная орга­низация условий для становления таких межличностных отноше­ний, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму назы­вают час воспитания, воспитательный час, час классного руководи­теля. Главное - обеспечить целенаправленное деловое общение класс­ного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную ат­мосферу.

Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не являет­ся дополнительным уроком. Время его проведения строго не регла­ментировано. Он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и бо­лее часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста уча­щихся, от формы проведения. На классном часе преобладает сво­бодная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее на­мечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены теку­щим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, городе, стра­не.

Классные часы не следует использовать для поучений и настав­лений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитыва­ют, классный час - час общения.

Классный час - это одно из звеньев системы воспитательной работы. Если в классе хорошо организованы жизнь и деятельность коллектива, существуют демократические отношения у учителя с учениками, то классные часы организованы интересно.

Классный руководитель перед проведением классного часа ре­шает ряд задач:

Определить тему и форму;

Выбрать место и время проведения;

Составить план подготовки и проведения классного часа,

Вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно боль­ше участников;

Распределить задания между творческими группами и от­дельными участниками.

Как и в любом воспитательном мероприятии учитывать воз­растные особенности детей, особенности класса, уровень развития.

Формы проведения классного часа могут быть различными:

этическая беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным челове­ком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер раз­гаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музы­кальная викторина и т. д.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Классный час чаще всего проводит классный руководитель или творческая группа (старшие классы). Он беседует с учащимися, зна­комит их с литературным материалом, выявляет и анализирует об­щественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводят учащиеся в форме обсуждения те­кущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов по опреде­ленной теме и т. д. Классные часы не должны быть похожи один на другой.

Основное требование - активное участие всех учащихся. Про­ведению классного часа предшествует большая практическая дея­тельность. Нередко она продолжается и после него. Отдельные уча­щиеся или группы учащихся выполняют поручения, связанные с те­мой классного часа (собирают материал, оформляют стенды, аль­бомы и т. д.). Такое проведение классного часа сочетается с други­ми формами воспитательной работы.

Наиболее распространенная форма проведения классного часа - этические беседы.

В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступ­ков сверстников и для выработки нравственных взглядов, сужде­ний, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принци­пов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного вос­питания.

Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед мо­гут служить факты из жизни школы, класса, произведений художе­ственной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т. п. Целесообразно привлекать учащихся к сбо­ру материала для бесед.

Этаческа» беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нрав­ственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой лич­ный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе

полученных знаний.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкрет­ных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для учащихся и т. д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и

дедуктивным.

Основные этапы проведения этических бесед:

Сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений;

Объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

Обсуждение конфликтных ситуаций;

Обобщение фактов;

Мотивация и формирование нравственного правила;

Применение усвоенных понятий при оценке своего поведе­ния и поведения других людей.

Содержание этических бесед и методика их проведения во мно­гом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных клас­сах в беседах затрагивается небольшой круг доступных для учащих­ся вопросов, приводятся яркие примеры из художественной литера­туры, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этичес­кие беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индуктивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в 3 - 4 классах некоторые темы этических бесед можно проводить и дедуктивным путем, т. е. идти от определения понятия к фактам и соответствующим выводам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс-лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо-тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ-ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз-личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Ниже некоторые из форм тематических классных часов будут рассмотрены более подробно.

В помощь преподавателю

Преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.

Олеся Тулинова
Классный час в форме беседы «О Сталинградской битве»

Цель: чтить память погибших в боях за Сталинград, помнить и уважать оставшихся в живых ветеранов ВОв.

Чтец: Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои,

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Чтец: Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет,

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Учитель: 12 июля 1942 года был образован Сталинградский фронт. Командующим фронтом вначале назначается Маршал Советского Союза Тимошенко, затем войсками этого фронта командовали генералы Гордов и Еременко.

17 июля 1942года противник встретил на реке Чир, где произошли первые ожесточенные бои. В эти дни тяжелых боев народ узнал имена первых героев Сталинградской битвы. На весь фронт и далеко за его пределами гремело имя Михаила Барранова. Ему был всего 21 год, но в боях над Доном и Волгой летчик-истребитель сбил 24 вражеских самолета, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Чтец: От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

Чтец: В зное заводы, дома, вокзал,

Город не сдай врагу!

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

1ученик: Наши танкисты получили приказ прорвать оборону противника в районе завода имени Петрова. Неприятель встретил советские машины мощным заразительным огнем батарей. Но это не остановило гвардейцев. Они ворвались в расположение фашистов и начали уничтожать технику и живую силу. Смело и решительно действовал экипаж младшего лейтенанта Михаила Кития. Огнем и гусеницами он уничтожил 8 орудий, 9 пулеметов и 3 дзота фашистов.

2 ученик : Но вот танк наскочил на мину и замер на месте. Тотчас восемь вражеских танков окружили подбитую машину. Михаилу Кития и его друзьям предложили сдаться в плен. Однако герои решили вступить в неравную схватку, но чести гвардейцев не опозорить. Но вот загорелась и наша боевая машина. Гитлеровцы ждали, что теперь - то советские танкисты откроют люк и вылезут с поднятыми руками. Но вместо этого услышали песню, которую пели гвардейцы:

«Это есть наш последний

И решительный бой.»

Учитель: 200 дней и ночей утихала битва за Сталинград. Сражение охватило территорию: 100 тыс. км. 22 августа 1942 года Сталинград подвергся варварской бомбардировке, в которой участвовали 2000 немецких самолетов.

Волна за волной шли «Юнкерсы» и «Хейнкели», сбрасывая на жилые кварталы города сотни бомб. Рушились здания, к небу взымались огромные огненные столбы. Город окутался дымом - зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров. После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен!

И получили приказ: взять Сталинград! Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу и Дубовому оврагу. Но там их встретили батальоны рабочих-добровольцев, зенитчики и курсанты военного училища. Бой шел весь день и всю ночь. Гитлеровцы в город не вошли.

Чтец : Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода,

Не выдержал железный тот солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград.

Учитель : Чрезвычайно тяжелым было 14 сентября 1942 года. В этот день враг бросил на город 6 дивизий и 500 танков. Сотни самолетов и 1500 орудий поддерживали наступление фашистов. Атаки следовали одна за другой. Стонала земля, перепаханная взрывами снарядов.

Рушились дома, бетон превращался в пыль. Казалось, ничто живое не может выдержать этой лавины огня и метала. Но советские воины не дрогнули. Они стояли насмерть. На юге Сталинграда с фашистами мужественно сражалась 64-я Армия под командованием генерала Шумилова.

Чтец : Из фронтового письма сержанта М. А. Рукина (сентябрь 1942 года):

«Мамочка, сообщаю вам, что я жив, но не совсем здоров. Я, мама, ранен в рукопашном бою в левую ногу пулей навылет, ранение легкое, скоро опять буду на фронте. Сейчас нахожусь в госпитале в г. Саратове.

…. Теперь, мамочка, могу вас заверить в том, что победа будет за нами, немцы - очень трусливые волки, мы их били своей пушкой крепко.

…. Мамочка, обо мне не беспокойтесь и не расстраиваетесь, все будет хорошо, кончится война, вернусь жив и здоров домой и заживем счастливой жизнью».

Учитель : 17 января 1943 года части и соединения 64 - й Армии погнали гитлеровцев к центру города. Родина высоко оценила действия 64-Армии в битве на Волге. Армии было присвоено почетное звание «7-я Гвардейская». Тысячи ее воинов награждены орденами и медалями, а командующий армией генерал-лейтенант Михаил Степанович Шумилов награжден орденом Суворова 1 степени.

Учитель: на главной площади города Волгограда - площади Павших борцов - похоронены в братской могиле советские воины, погибшие в боях за Сталинград. Через 20 лет после победы в Сталинградской битве на братской могиле вспыхнул вечный огонь. Символом бессмертия и славы он пылает теперь над могилой борцов за свободу. Охраняет покой и память павших борцов почетный караул.

Чтец:

Поклонимся великим тем годам

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонися и мертвым и живым.

Все чтецы:

Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Учитель: Если бы память каждого погибшего солдата почтить минутой молчания, то население нашей страны замолчало бы на 30 лет. (Объявляется минута молчания)

«Твой выбор: Жизнь виртуальная или реальная» (сценарий разработан студенткой МФиМК САФУ Лихачевой Л.)

Задачи беседы:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и существования Интернета, с его создателями.

2. Сформировать представление о позитивных и негативных сторонах виртуальной жизни.

3. Сформировать избирательное и внимательное отношение к информации, предоставляемой Интернетом.

4. Содействовать воспитанию ответственности у учащихся в выборе жизненных приоритетов.

5. Сформировать уважение к ценностям реальной жизни: общение, дружба, взаимопонимание, семейные отношения.

Вводное слово ведущего: современный человек так много времени проводит за компьютером, что нередко забывает о реальной жизни, виртуальная жизнь заменяет ему реальную. На классном часе нам нужно ответить на вопрос: что важнее – жизнь настоящая или виртуальная, вымышленная? Так ли безопасно виртуальное существование? И насколько важно соблюдать меру в присутствии виртуального мира в нашей жизни?

Вопрос к учащимся: что такое настоящая, реальная жизнь? Из каких важных явлений она состоит?

Слово ведущего: прежде чем переходить к определению виртуальной жизни, нужно объяснить, что такое виртуальность. Виртуальность – вымышленное, воображаемое явление, отношение или действие, которое не присутствует в данный момент в реальной жизни, а создано человеческим воображением (то есть это фантазия и вымысел). Делаем вывод: жизнь виртуальная – не настоящая жизнь, а её копия, жизнь, созданная искусственно. А какие технические средства создают такую искусственную реальность?А знаете ли вы, как давно появился Интернет?

Просмотр видеоролика. Учащиеся просматривают 6-минутный видеоролик о возникновении Интернета.

Слово ведущего: как вы думаете, почему Интернет стал так популярен? Что он даёт человеку?Да, действительно, Интернет предоставляет такие возможности, о которых раньше люди только мечтали. Это очень удобно, и хорошо тем, кто правильно и в меру пользуется этим возможностями. Вместе с тем у Интернета, как и у всякого явления, есть свои отрицательные стороны. Подумайте, какие «минусы» могут быть у виртуального мира.Самый серьёзным из недостатков, наверное, следует назвать подмену жизни реальной жизнью виртуальной, вымышленной. Нередко человек начинает буквально жить в такой несуществующей реальности – она ему нравится больше настоящей. Пользователь начинает относиться к компьютеру как к живому существу, уже не может без него жить. Компьютер и виртуальный мир становятся необходимыми человеку, виртуальные отношения постепенно вытесняют истинные. Вся основная жизненная активность постепенно перемещается в виртуальную среду, в которой человек проводит всё больше времени. Здесь можно говорить об Интернет-зависимости. Любая зависимость – это та или иная форма рабства, ограничивающая способности человека и умаляющая его способности к саморазвитию. Человек становится виртуальным наркоманом. В вымышленном мире он ищет то интересное, невероятное, чего, как он считает, в его жизни нет. Ведь виртуальный мир создаёт иллюзию такой насыщенной жизни. Человек раздражается и сердится, когда его «отвлекают» от компьютера родные и друзья. Времени и внимания для них остаётся всё меньше. Такой наркоман уже не может понять обычных, простых радостей, доступных другим: солнечный день, прогулка в лесу, удовольствие от чтения книги… Всё это кажется ему серым и обыденным. Да и зачем, если всё это можно проделывать в виртуальном мире? Общаться можно в компьютере. Читать, рисовать и играть – тоже в нём. Как вы думаете, какие люди чаще всего становятся виртуальными наркоманами? Как правило, те, у которых что-то не получается в жизни. Это малообщительные или легко конфликтующие люди, которым трудно общаться с глазу на глаз, а также те, у кого нет увлечений, интересов, успеха в труде или учёбе. Успешный человек постоянно что-то ищёт в этой жизни, стремится к чему-то. А такой человек обычно решает: жизнь скучна, безынтересна, поживу-ка я в по-другому, хотя бы в виртуальном мире. И постепенно эта виртуальная жизнь его захватывает, не отпускает обратно. Истинной реальности уже нет места в сознании виртуального наркомана. Встречались ли вы когда-либо с интернет-зависимыми людьми? Как можно узнать такого человека? Он обычно раздражителен, агрессивен, не может скрыть своего плохого настроения, теряет интерес к окружающим его людям. Он много времени проводит в виртуальном мире, потому в настоящей жизни снижается его успеваемость (на работе и учёбе), нарушается режим дня. Семья и друзья, настоящее общение, реальные проблемы и радости забываются (ведь их заменяет виртуальная жизнь), поэтому у зависимого человека начинаются конфликты с окружающими. Человек, часами просиживающий за компьютером, перестаёт следить за собой, становится неопрятным. Интернет-зависимые люди могут кричать и устраивать своим близким истерики потому, что те «мешают» им, «отвлекают» от компьютера. Виртуальному наркоману требуется серьёзная и правильная психологическая помощь. Ведь зависимость от какой-то вещи или явления – это тоже болезнь. И желательно как можно раньше выявить эту зависимость, так как она может привести к серьёзным сбоям в психике. А сколько времени мы теряем в Интернете!.. Проживая необыкновенные моменты в жизни виртуальной, мы забываем о том, что отпущенное нам реальное время незаметно, но неумолимо проходит мимо нас. И потом человек начинает жалеть, что драгоценные часы своей жизни потратил ни на что. Поэтому важно разумно относиться к провождению своего времени, использовать Интернет действительно для чего-то стоящего и нужного. Недаром академик Д.С. Лихачёв говорил: «… время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – своё время».

Просмотр видеоролика. Просмотр 5-минутного видеоролика: 30-летний американец рассказывает о зависимости, которая началась у него с подросткового возраста, о том, как он проводил свою жизнь, о том, как он сожалеет, что лучшие годы жизни ушли ни на что – на виртуальную, искусственную жизнь, в то время как жизнь реальная прошла мимо него.

Слово ведущего: А сколько часов в виртуальном мире проводите вы? Сейчас мы подведём итоги нашего опроса. (Опрос состоит из четырёх вопросов: Кто из вас пользуется Интернетом? Как часто? Много ли времени вы проводите за компьютером? Чем вам больше всего нравится в Интернете»? ).Какой вывод вы можете сделать для себя? Велика ли роль виртуальной реальности в вашей жизни? Как вы думаете, ребята, в какой жизни всё же лучше жить: в виртуальной или реальной? И для чего мы живём в реальной жизни?

Заключительное слово ведущего: Безусловно,интернет в наше время очень нам помогает. В сети можно найти нужную и редкую информацию для учёбы, работы или увлечений, поддерживать связь с друзьями. Но благоразумность и правильность нашего использования Интернета зависит исключительно от нас самих. Не стоит забывать нашу настоящую жизнь ради жизни вымышленной, иначе она пройдёт мимо нас. Ведь виртуальная реальность – не жизнь, а лишь её жалкое отражение. И не нужно забывать, что в наш век технологий ничто не ценится так дорого, как живое, реальное общение. Мы не должны забывать о тех, кто рядом с нами. Ведь ни одно сообщение и ни один смайлик в сети не заменят нам доброе слово и улыбку родного человека. Наша задача – извлекать из Интернета максимум пользы, но никогда не допускать, чтобы виртуальная жизнь заменила жизнь реальную. И вот несколько советов:

Общайтесь и дружите в реальном мире;

Реализуйте себя и будьте успешными в реальной жизни;

Учитесь контролировать своё время и с пользой его проводить;

Наполняйте жизнь реальными поступками и словами, чтобы их недостаток не пришлось восполнять в виртуальном мире.

Рефлексия : А теперь попробуйте выразить свои мысли и чувства по поводу классного часа, дополнив одно из предложений:

Я выбираю…

Я постараюсь…

Мне близка…

Спасибо за работу, ребята!

Документ 3.

«Достоинства и недостатки беседы

«Твой выбор: Жизнь виртуальная или реальная»

Выводы:

1. Беседа соответствует (не соответствует) необходимым требованиям.

2. К достоинствам беседы следует отнести ….

3. К недостаткам беседы следует отнести …