Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Плещеева". Стихи А

Конспект показательного интегрированного урока по литературе в 4 классеТема:«А.Фет, А. Плещеев «Весна»(тема весны в литературе, музыке, живописи)Цели:
создать целостное представление о ранней весне (по стихотворению А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом»; картине И.Левитана «Март»; музыкеП.И.Чайковского «Март»);
сопоставить особенности изображения весны в этих произведениях; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения; тренировать навыки анализа лирического произведения;
воспитывать любовь к искусству.
Задачи:
познакомить с выдающимися произведениями искусства о весне; выяснить особенности каждого из них;
развивать кругозор учащихся, умение видеть и понимать прекрасное.
Оборудование:
доска,
репродукция картины И.Левитана «Март»,
магнитофон,
запись музыки П.Чайковского «Времена года»;
план анализа стихотворения;
портреты поэтов
Ход урокаI. Организационный момент.II. Объявление темы урока
Русская пословица:
красна цветами, а осень пирогами.
-Какое слово пропущено? (Весна)
-Сегодня мы будем говорить о теме весны в поэзии, музыке и живописи
(эпиграф на доске) С природой одною он жизнью дышал Е.А.Баратынский 1. Слово учителя.Весна Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим
гомоном, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.Люди всегда восхищались весной. Давайте подберём эпитеты к слову ВЕСНА(На плакате написано ВЕСНА. Дети на отдельных листочках записывают эпитеты к слову,приклеивают их к плакату)- Как называют весну? (красна – красивая)Да, весна прекрасна. Этим временем года восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты, и каждый из них по-своему показывал весны в своих произведениях.2.Знакомство с творчеством Алексея Николаевича Плещееваа) Биография А.Плещеева
Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.
Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.
б)Чтение детьми стихотворений А.Плещеева, подготовленных самостоятельно
- Записывайте эпитеты и сравнения к слову ВЕСНА, встречающиеся в тексте.

в) Чтение стихотворения «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною...Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало,Пора метелей злых и бурьОпять надолго миновала.И сердце сильно так в грудиСтучит, как будто ждет чего-то,Как будто счастье впередиИ унесла зима заботы!- Что вы представили, слушая стихотворение?- У каждого произведения есть настроение. Какое настроение у этого стихотворения?
Найдите строчки, доказывающие это.
г) Повторное чтение детьми по две строчки, объяснение прочитанного.- Какой художественный приём использует поэт в словосочетании «лес оденется листвою»?(олицетворение)- Что такое олицетворение?- А есть ли ещё примеры олицетворения? (Унесла весна заботы)
- Прочитайте 1 абзац. Чего больше: описания или повествования? Прочитайте.
- А во втором абзаце?- Какие чувства вызывает приход весны у Плещеева? А у вас?
- Найдите слова, которые вам не понятны. Кто их может объяснить?Вывод Плещеев написал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.

3. Знакомство с творчеством А. Фета
- Стихи какого автора вы ещё подготовили?

а) Чтение стихов А.Фета, подготовленных дома
Б) слово о поэте (чтение учителем, показ слайдов)Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.
История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери.
Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
В 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
в) Чтение стихотворения в учебнике с.

А какие слова повторяются? Зачем?(повтор усиливает эмоциональное воздействие)
- Чем похожи произведения Фета и Плещеева?4. Теперь о живописи.Картина И.Левитана «Март» (1895)Если поэт может переносить действие с одного места на другое, то художник пишет только то, что в состоянии охватить один человеческий взгляд.
Он словно говорит: «Мгновение, остановись!»Обратимся к картине И.Левитана «Март»а) беседа с учащимися- Как мы называем картины, на которых изображена природа?(пейзаж)- Что изображено на картине?- По чему видно, что это начало весны?(не бегут ручьи, не слышно щебета птиц)- Из чего видно, что это всё-таки уже весна?(мягкий солнечный свет, всё ждёт тепла – стена дома залита солнечным светом, дремлет лошадка у крыльца – ей, наверное, тепло, начал подтаивать снег на крышах, оседают сугробы)Картина тёплая, радостная.- Есть ли люди на картине?(нет)Но ждёт у крыльца лошадка, дверь приоткрыта, на бревне у дома скворечник. Эта картина хранится в Третьяковской галерее.- Какие краски использует художник?(голубой цвет у Левитана – цвет надежды на лучшее; коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. использованы оранжевый, светло-фиолетовый цвета)- Какое настроение передаёт художник?(жизнерадостное)- Какие строки из стихотворения Тютчева созвучны этой картине? Прочитайте их.Вывод От картины веет радостью, зритель согрет ожиданием тепла и солнца.
4. А теперь музыка.Сегодня мы услышим музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Звучит музыка.- Что вы представили себе, слушая музыку?- Какую весну изобразил Чайковский?(раннюю)- Какие образы представили вы?- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?(радость обновления)III. ЗакреплениеСегодня мы познакомились с выдающимися произведениями литературы, живописи и музыки о ранней весне.- Что их объединяет?- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?(восхищались ею)Вывод Их произведения – гимн весне, обновлению жизни. Мы смогли увидеть взаимосвязь
музыки, литературы и живописи.IV. Итоги урока

13PAGE 14115


Приложенные файлы

Тема: А. Плещеев «Весна». урока : изучение нового материала. Цель: ознакомление учащихся со стихотворениями А. Плещеева «Весна». Задачи:

Совершенствовать умения работать над выразительным чтением стихотворения;

Развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;

Воспитывать любовь к природе; воспитывать интерес и любовь к поэзии.
Планируемый результат : учащиеся познакомятся с творчеством А. Плещеева, проанализируют текст, сделают выводы.

Ход урока

Структурный компонент урока

Введение в тему урока.
- Предлагаю ребятам музыкальную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, послушайте и подумайте какое, время года вы услышали.
1) Прослушивание записи Э. Грига «Ручей» (во время слушания тихонько говорю детям: вот бежит ручеёк, вот запели птички, вот зашумели деревья.)
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
- Какому времени года мы посвятим сегодняшний урок?
- А сейчас закройте глазки и произнесите про себя слово весна. Что вы представили себе?
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
2. Давайте составим ассоциативную карту к слову весна . Солнышко, ручьи, тепло, птицы, сосульки, мяч, скакалка, радость……
-
Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? - Чем так привлекательно это время года? Медленно тает снег. То оттепель, то заморозки по утрам. С крыш свисают длинные сосульки. Небо ясно - голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в селе. На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну).
- Ребята, а где вы могли видеть сосульки? Постановка проблемного вопроса : Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Вот уж снег последний в поле тает». - О чём пойдёт речь в новом разделе учебника? - А как вы думаете, с каким литературным жанром мы будем работать? (сказка, рассказ или стихотворение?) (Правильно, молодцы!)
- Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение, которое мы будем изучать на уроке?
- Мы показали свое видение весны. Узнали, как в музыке представляют это время года.
- А вот теперь познакомимся со стихотворение «Весна», и увидим, какой и как рисует весну поэт Алексей Николаевич Плещеев. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением. - Послушайте сообщение о поэте. Представление автора (демонстрация портрета). Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых. Первичное чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Я прочитаю вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». - А вы подумайте, какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения. Стихотворение наизусть читает учитель. -О чем это стихотворение?
-Какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения? (Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья).
– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права? (Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо).
– Какой главный образ вы можете отметить в стихотворении «Весна»?
(Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек).
–А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город, в село или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос?
- Я прочитала вам стихотворение полностью, а мы будем работать только над небольшим отрывком из этого стихотворения. Что представили себе, когда слушали стихотворение? Словарная работа: Повеяло- подуло Лазурь- светло-синий цвет, синева Миновала- прошла

Работа над выразительным чтением.
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
- Обратите внимание, с помощью, какой части речи он все-таки сумел показать читателю движение? (Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.) – Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью. 6 ) Работа в парах. - Попробуйте прочитать выразительно стихотворение своему соседу по парте.
7) Выразительное чтение стихотворения у доски (2-3 человека).
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать радость.
- Как вы думаете, почему вам понравилось чтение этих ребят?
- Ребята, у кого удалось лучше? Работа в группе.
- А что такое эпитеты? (Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются "эпитеты").
А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (олицетворение)
1 группа: Выписать эпитеты.
2 группа: Выписать олицетворения.
3 группа: Выпишите признаки весны. - Защита работ.

БЛИЦ-ТУРНИРТ.

1. Кто автор стихотворений «Весна»? А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.
2. Время года, которое описывает поэт?
Весна, зима, осень.
3. Название птиц из стихотворения «Весна».
Ласточки, воробьи, соловьи.
4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?
Природа, солнце, птицы.

Цели : познакомить учащихся со стихотворениями А. Плещеева о весне; развивать навыки правильного, выразительного чтения, память, внимание, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оборудование : портрет А. Плещеева, выставка его книг; визуальные материалы по теме; фрагмент фильма (или мультфильма) «Двенадцать месяцев» (если есть возможность); карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

Весенняя гостья

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

Прочитайте выразительно. Постановка целей урока

IV. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений наизусть.

V. Работа по теме урока

1. Разговор об А. Плещееве

Что вы знаете об этом поэте?

Материал для учителя

Алексей Николаевич Плещеев (1825—1893) — замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Современники вспоминали, что он был исключительно деликатным, мягким и доброжелательным человеком всегда готовым прийти на помощь. Однако жизнь самого Плещеева складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности. Всю жизнь он боролся с нуждой, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели — будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».

2. Стихотворение «Весна»

— Прочитайте стихотворение А. Плещеева «Весна» (с. 112).

— Найдите объяснение слова «лазурь».

— Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

VI. Физкультминутка

Утро - с зарядки

Солнце глянуло в кроватку —

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

VII. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение «Сельская песенка»

— На с. 113 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?

(Предположения детей.)

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Слышали вы это стихотворение раньше? Кто помнит? (Ответ. Стихотворение звучит в фильме «Двенадцать месяцев». Если есть возможность, учитель может показать этот фрагмент.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Радуется поэт приходу весны или нет?

— В каких строках это выражено?

Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте о них.

VIII. Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

Какие стихотворения мы читали?

Прочитаем маленькое стихотворение.

Шепчет солнышко

Шепчет солнышко листочку:

— Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

В. Орлов

Домашнее задание

Выучить любое стихотворение А. Плещеева.

Здравствуйте, ребята

Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )

Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)

О чем это стихотворение?

Какие звуки вы услышали?

Молодцы, какие вы внимательные!

Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?

Что помогает раскрыть образ весны?

А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?

Молодцы

Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?

Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?

Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?

Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?

Правильно

Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?

А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении

Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?

Давайте расставим паузы и выделим главные слова

Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы поработали на уроке?

Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен