Принцип апперцепции. Апперцепция: определение и значение термина

Часть третья, заключительная

Б. М. Бим-Бад

Логический анализ явлений и трактовок апперцепции

Из рассмотрения истории интересующей нас категории видно, что в качестве термина апперцепция многозначна, она наполнялась различным содержанием в рамках отдельных направлений, школ, течений теоретической и экспериментальной психолого-педагогической науки. И каждая трактовка этой категории, каждая модификация ее значения имеет отношение к воспитательно-образовательной теории и практике.

Переходя от исторического к логическому анализу, подчеркнем, что на протяжении всей истории научного изучения апперцепции она понималась и понимается ныне как нечто, дополняющее перцепцию, примешивающееся к восприятию и перцепту (объекту и результату восприятия), и потому имеющее по сравнению с восприятием свои особые свойства.

Апперцепция и перцепция . В своем подавляющем большинстве ученые склонны трактовать апперцепцию как предпосылку и процесс восприятия как такового.

В современной психологии апперцепция обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержа-ния психической деятельности человека и его личностных и инди-видуальных особенностей. В современной психологии под апперцепцией понимается процесс , в ходе которого которого новое содержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося "тезауруса" личности. Определяя собой влияние прошлого опыта на настоящее восприятие, апперцепция тем самым сильно влияет и на будущее .

Наконец, важно подчеркнуть, что апперцептивные массы амбивалентны. Они только вероятностно детерминируют восприятие и самосознание.

Итак , апперцепция – и процесс, и продукт, и качество человеческого познания. Именно апперцепция объясняет, каковы источники и надежность человеческого знания; как человек воспринимает внешнюю и внутреннюю информацию и как это восприятие влияет на его поведение; как человек изучает мир, насколько адекватно; существуют ли врожденные идеи ли весь опыт происходит от контакта с внешним миром, опосредстсвованным органами чувств; каково соотношение между врожденными факторами и результатами научения в процессах восприятия.

Прикладное значение знаний об апперцепции для педагогической практики

В широком смысле проблема апперцепция – основная проблема педагогики, в узком смысле это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию: апперцепция выступает в качестве одной из важнейших причин индивидуальных различий. Среди этих проблем находятся вопросы накопления опыта, научения, понимания, интерпретации, содержания и характера воображения и фантазий. Избирательность внимания и памяти. Система отношений к людям, институтам и социуму. Диагностика нормы и отклонений от нормы в областях характерологии, ценностных ориентаций и т. д.

Как и все другие кардинальные концепты воспитания, образования и обучения, апперцепция непосредственно и опосредствованно вовлечена во все их важнейшие закономерности, процессы, явления и факты. И педагогические изыскания в известной мере сводятся к изучению апперцепции и апперцептивных образований.

Значение для практических воспитательно-образовательных процессов закона (аксиомы) апперцепции также расширяется: он требует не только согласования обучения с непосредственной средой, но и с коллективным содержанием.

Воспитание. Закон золотого совпадения согласуется с законом апперцепции и природой неосознаваемых воздействий среды, прежде всего научения.

Суть закона золотого совпадения вот в чем.

Воспитание есть вмешательство в поток жизнедея-тель-ности воспи-танников. Вмешательство в форме организации жизни и наполнения ее неким содержанием.

Но принуди-тельное управле-ние развитием ре-бенка без вклю-чения в него са-моуправления воспитуемых или бесполезно или вредно.

Поэтому существует закон соответствия воспитательного вмеша-тельства характеру стихийного процесса становления развитая личности. Это закон оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого.

Правильно развивающийся человек должен понимать и принимать требования, рекомендации, запреты воспитания.

Со-блюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспи-туе-мыми. Без принятия уча-щимся активного участия в воспитательном процессе нау-чить его ничему невозможно. Педа-гог помогает питомцам при-своить куль-туру, но он не в состоя-нии делать этого за них, вместо них. Растущий чело-век задыхается и хи-реет, когда ему не дают простора для саморазвития, са-мосовершенст-вова-ния.

Закон апперцептивной последовательности воспитания гласит: все самое лучшее как можно раньше (но не все с самого начала!), ибо последующее зависит от предшест-вующего в жизни человека.

"Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые". (Гораций).

По мере созревания человека как можно раньше важно предоставлять ему образцы хорошего вкуса. И, вообще, образцы всего качественного чувств, мысли, дела, слова, поступков, образа и стиля жизни.

Если в том или ином возрасте обязательно понадобится человеку то или иное качество, то предусмотреть становление и укрепление этого качества с помощью воспитания надо как можно раньше по ходу человеческой жизни.

Например, в старости от человека потребуется очень много мужества. Но откуда его взять, если оно не было заложено в него ранним воспитанием?

В проблеме отбора культуры для правильного воспитания самое трудное даже не определение ее конкретного содержания (оно вычленимо хотя бы из биографий замечательных людей, представителей дела, мысли, слова), а расположение ее пластов в оптимальной последовательности.

Такое расположение, которое бы давало индивидуально подобранную и элективную культуру.

Но ум не только форма и не только содержание способностей и зна-ний, а синтез того и другого. Функционирование ума возможно только как непрерывное слияние его формальных компонентов с содержанием апперцепции.

Роль опыта . Влияние индивидуального опыта на становление и развитие ума весьма велико. Человеческий опыт накапливается главным образом благодаря апперцепции. Этот закон объясняет, почему так важны процессы накопления, переструктурирования опыта решения задач и жи-тейских, и познавательных.

Для педагогики это означает необходимость сугубого внимания к содер-жанию апперцепции в связи с изменениями личного опыта. Рост и изменения в содержании апперцепция как интериоризованного тезауруса личности зависят от конкретных условий окружающей культурной среды.

Установка и направленность личности . Один из важнейших результа-тов системы апперцепций установка. Это готовность человека к совер-шению действия, которое может удовлетворить те или иные его потребно-сти.

И это направленность личности, которая зависит от содержания и струк-туры всего предшествующего опыта.

Казалось бы, одни и те же условия жизни и быта или все происходящее в классной комнате, одинаковы для всех ребят, но действие на каждого они оказывают разное. Разное потому, что различны установки детей.

Возникает парадоксальная ситуация: стимулировать, вызывать к жизни новую потребность можно, только опираясь на уже имеющуюся потреб-ность. Имеющиеся же потребности зависят от общей направленности лич-ности. Общая направленность личности может изменяться только по мере появления в ней новых и новых потребностей.

Казалось бы, замкнутый круг. Но многочисленные эксперименты пси-хологов, прежде всего школы Д.Н. Узнадзе (18861950), показывают, что этот круг можно прорвать.

Установку есть возможность создавать, организовывать, обеспечивать. Это и есть важнейшая задача воспитания. Но сделать это можно, только учитывая характер всего предшествующего опыта данного человека. Всю накопленную и сохраненную им апперцептивную массу впечатлений.

Издавна известно, что ум с сердцем не в ладу, что логические решения противоречат подчас влечениям и желаниям. "Жизнь сердца" это апперцептивно продолженные восприятия, идущие из детства. Это страхи, пристрастия, оценки, установки, ценности. При рассогласовании этого "до-разума" с постепенно созревающим разумом получается, как у героя Ф.М. Достоевского: "Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красо-той".

Проблема цели воспитания тесно связана и с апперцепцией ценностей. Постепенно становящихся в человеческом сознании и в подсознании тоже, в системе чувств, эмоций, непосредственных реакций и предвосхищений жизненных ситуаций, которые в человеке складываются и по очень сложным процентам изменяются по мере приобретения им жизненного опыта. На самом деле ценности и оценки в огромной степени руководят поведением людей.

На фундаменте трансцендентальной апперцепции надстраивается личная (эмпирическая, чувственная, индивидуальная) апперцепция. Но если она останется только личной , то человек обречен на непонимание других и другими.

Апперцепционность индивида означает его отъединенность от других, преодолевать которую способен только разум, общий всем и наделенный способностью постигать общее для всех.

Необходимость диалога в приближении к истине вообще, и в образовании тоже – следствие неизбежной апперцепции. Ибо преодолеть субъективность всерьез можно только с помощью диалога.

Стимулировать, вызывать к жизни новую потребность можно, только опи-раясь на уже имеющуюся потребность. Имеющиеся же потребности зависят от общей направленности личности. Общая направленность личности мо-жет изменяться единственно по мере появления в ней новых и новых по-требностей. Казалось бы, возникает замкнутый круг. Однако многочисленные эксперименты показывают, что этот круг можно разорвать, поскольку установку есть возможность создавать, организовы-вать, обеспечивать. Это и есть задача воспитания. Но сделать это можно, только учитывая характер предшествующего опыта данного человека.

Диагностика, профилактика, прогноз, сама терапия для своего правильного выстраивания нуждаются в знании о системах апперцепций данного индивида.

Вот почему необходимо изучать апперцепции воспитанников с помощью тематических и иных апперцептивных тестов.

Обучение. Восприятие учебного материала учащимися зависит не только от особенностей его преподнесения учителем, но и специфики реципиента, от характера его апперцепции в данный момент. Начинать введение нового учебного материала можно только предварительно выяснив имеющиеся представления у членов группы и осторожно, если нужно, скорретиктировав их с помощью эвристической беседы.

Обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между апперцепцией и подсознательным с помощью апперцепции. Апперцептивная теория экспериментально обоснована Жаном Пиаже. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу (апперцептивную массу). Установившаяся масса апперцепций нуждается в аккомодации к новому опыту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников.

Апперцепционность учащегося требует начинать любое обучение с того, что ему близко, интересно и важно. Новый материал может контрастировать с привычным, но и в самом контрасте отталкиваться от известного. Например, чтобы ввести понятие вигвама, надобно связать его с известными детям типами укрытий от непогоды, дома, шалаша. Иногда полезно столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым.

Выработка навыков, тренаж полезны в тех случаях, когда речь идет о достижении мастерства, притом осознанном и добровольном достижении мастерства. Конечно, гештальтисты правы, когда выступают за комплексное обучение на его ранних ступенях. Это объясняется целостным характером восприятия.

В. Ф. Одоевский совершенно правильно замечал, что ребенку не нужна лошадь по частям, ему нужна целая лошадь. Но важно и необходимо дополняющее движение от элемента к целому. Да, лошадь необходима целиком как нечто существующее, но одновременно для развития умственных сил растущего человека важно и понимание исторического происхождения лошади, т. е. ее развития из зародыша, ее становления, роста ее качеств и свойств.

В. В. Давыдов оправданно требовал начинать обучение с категорий, с апперцепирования категорий: тогда весьма облегчается эмпирическая апперцепция.

Закон апперцепции обязывает воспи-тателя при-вя-зывать содержа-ние усваиваемой культуры к налич-ному знанию питомцев о себе и об окружающем их мире. Вредно принуждение учащихся к усвое-нию информации, смысл и личностное значение которой усколь-зает от их чувств и апперцепция.

Совершенно бесполезно человеку, не знающему азов алгебры, втолковывать математический анализ. Есть необходимость учебной последовательности, предполагающей апперцептивное накопление опыта.

Закон требует начинать любое обучение с того, что близко, интересно и важно человеку. Новый материал может контрастировать с привычным, но и в самом контрасте отталкиваться от известного. Например, чтобы ввести понятие вигвама, надобно связать его с известными детям типами укрытий от непогоды, дома, шалаша. Иногда полезно столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым.

Все, что есть в обучении, должно опереться на предшествующий опыт. И лучше всего, если в этом опыте будет то, что близко, важно и нужно данному человеку.

И система повторения учебного материала нуждается в учете содержания апперцепции, а – не только кривой забывания Германа Эббингауза.

Апперцепция состоит в сочетании и слиянии прошлого с настоящим значит, как предварительная ступень, для нее необходимо оживление соответствующих частей прошлого. Новый материал должен связываться в душе с тем материалом, который может быть с ним сопоставлен.

"Обволакивание" нового материала элементами прошлого фиксирует и подчеркивает те вехи, ступени, по которым можно идти к познанию предмета.

Например, слушая лекции, мы, как принято говорить, входим в мир идей, сообщаемых нам в первый раз профессором; мы слушаем, совсем не будучи знакомы с материалом, предлагаемым нам, но мы не только его усваиваем, но иногда даже можем прозревать нить мысли вперед. Конечно, мы понимаем и усваиваем это с помощью учителя. Это явление совершенно аналогично воодушевлению ребенка, способного в присутствии матери совершить то, что без нее было бы для него совершенно немыслимо. Присутствие старшего учителя, матери страхует от трудностей, дает силы, как бы сообщает тот апперцепирующий материал, которого нам не хватает.

Мы в присутствии авторитета способны пробраться туда, куда без него бы, конечно, не дошли: для этого у нас не оказалось бы своих данных. Мы берем как бы напрокат не наши силы. Это не одно только пребывание с авторитетом но пользование им. Именно потому можно условно назвать это "переносом" апперцепции : мы апперцепируем с помощью того, чем обладает учитель. Присутствие авторитета, дающее опору и чувство уверенности ученику, влияет коренным образом на всю его установку. Оно обогащает ученика тем, чего у него не имеется. Если устранить учителя, то все вдохновение пропадет. Это явление объясняет творческое значение авторитета в школе, оно поднимает детей с их уровня на более высокий, оно вызывает развитие, создает творческий скачок вперед." (В. В. Зеньковский).

Метод, примененный Коменским и заключающийся в изучении сразу всего целого, с большим и большим углублением в это целое в течение последующих лет и постепенным усвоением в нем подробностей, можно было бы назвать принципом концентрических кругов. При этом самый низший круг отличается наименьшей величиной, каждый последующий больше предыдущего, и весь ряд этих ступеней идейного характера построен по схеме, которую представляет волчок или точнее опрокинутый на вершину прямой конус (в математическом смысле).

Например, с центральной личностью Христа могут близко познакомиться даже маленькие дети, а ветхозаветные личности заслуживают внимания и на высшей ступени. Между тем обыкновенно ученики знакомятся с личностью Христа только во вторую половину школы; о ветхозаветных же личностях сохраняется детское представление, соответствующее тому, как они были восприняты. (Пауль Барт).

Неизбежность расхождения в реакциях, различий в восприятии между взрослыми и детьми . Учитель подчас ждет реакции детей, похожей на его собственную реакцию. Но опыт взрослых людей и опыт наших воспитанников заведомо разнится. Разнится по содержанию, по объему, по качеству, по структуре. Именно он определяет собой характер и степень реакции и сам характер и степень восприятия. Потому что человек в своем восприятии активен и эта активность сама зависит от содержания его апперцепций.

©Борис Михайлович Бим-Бад, 2007.

Апперцепцией называется одно из основных психических свойств человека, которое выражается в условном восприятии окружающих явлений и предметов в зависимости от опыта, взглядов, интересов личности к тем или иным явлениям.

Понятие апперцепции произошло с латыни, в дословном переводе ad – к, percepcio – восприятие. Термин ввел Г.В.Лейбниц, немецкий ученный. Он доказал, что данный процесс является обязательным условием самосознания и высшего познания. И включил в него внимание и память. Лейбницем впервые были разделены понятия перцепции и апперцепции. Под первой подразумевается примитивная, бессознательная, смутная презентация некого содержания, а под второй - ступень осознанного, ясного, отчетливого восприятия. Примером апперцепции могут стать два человека, один ботаник, другой художник. Первый, выйдя на прогулку, будет рассматривать растения с научной точки зрения, а второй - с эстетической. Их восприятие базируется на особенностях их специальности, пристрастий и опыта.

Американским ученным Брунером был введен термин социальной апперцепции. Под ним понимают не только восприятие материальных предметов, но и социальных групп, то есть отдельных личностей, народов, рас и т.д. Им было обращено внимание на то, что субъекты восприятия способны влиять на нашу оценку. Воспринимая людей, мы можем быть субъективны и пристрастны в отличии от восприятия предметов и явлений.

В философии Канта было введено новое понятие трансцендентальное единство апперцепции. Кант разделил эмпирическую и чистую (первоначальную) форму. Эмпирическое восприятие носит временный характер и базируется на восприятии человеком самого себя. Но осознание себя не может быть отделено от осознания окружающего мира, именно это суждение и выразил ученный под понятием единства апперцепции.

Альфред Адлер создал схему, представив в ней свойство восприятия апперцепцию, как звено жизненного стиля, выработанного личностью. Он писал в своей книге, что мы чувствуем не реальными фактами, а субъективными образами, то есть если нам кажется, что веревка в темном углу комнаты – это змея, то мы и будем ее бояться как змею. Схема Адлера заняла важное место в когнитивной психологии.

Методы диагностики апперцепции

Наиболее известными методами исследования восприятия личности являются тесты. Они могут быть двух видов:

  • тест апперцепции символов;
  • тест тематической апперцепции;

В первом случае, человеку предлагают 24 карточки с символами, уточняют, что эти символы взяты из мифов и сказок, испытуемый должен классифицировать карточки на наиболее удобном ему основании. На втором этапе обследования предлагается мысленно дополнить данные 24 символа еще одним, недостающим, по мнению испытуемого. После этого эти же карточки должны быть разделены на группы: «власть», «любовь», «игра», «познание», с пояснением принципа деления и трактовкой символов. В результате теста удается выявить приоритеты и ценностно-смысловую направленность личности. Стимульный материал преподносится с игровым элементом, что предполагает комфортность проведения тестирования.

Другой вид исследования – тест тематической апперцепции, представляет собой комплект таблиц черно-белых фотографических изображений. Их выбирают с учетом пола и возраста испытуемого. Его задача составить сюжетные рассказы основываясь на изображение каждой картинки. Тест применяют в случаях, требующих дифференциальной диагностики, а также при выборе кандидата на важный пост (пилотов, космонавтов). Часто он используется в случае неотложной психотерапевтической диагностики, например при депрессии, с возможным суицидальным исходом.

Apperception; Apperzeption) - термин, принадлежащий в равной степени общей психологии; обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различает активную и пассивную апперцепцию:

"<...> первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другим, имеющимся наготове содержанием; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного), и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности нашего эго, во втором - на деятельности нового самообеспечивающегося содержания. Апперцепция может быть направленной и ненаправленной. В первом случае речь идет о "внимании", во втором - о "фантазии" или "сновидении". Направленные процессы являются рациональными, ненаправленные - иррациональными" (CW 8, par. 294).

АППЕРЦЕПЦИЯ

свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию - как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию - как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-то. В гештальт-психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются:

1) апперцепция устойчивая - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;

2) апперцепция временная - в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр.

АППЕРЦЕПЦИЯ

лат. ad - к, до, при, perceptio - восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным - способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.

АППЕРЦЕПЦИЯ

от лат. аd- к + perceptio -восприятие) - старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Термин "А." ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания ("многого в едином"), а под А. - ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений - предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. - начало всей психической жизни человека, "особая психическая причинность, внутренняя психическая сила", детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление: А. - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие - активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)

Апперцепция

Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают как понятое, постигнутое или ясное. /78- Bd.I. S.322/ Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по собственному побуждению, сознательно, со вниманием воспринимает новое содержание и ассимилирует его другими имеющимися наготове содержаниями; апперцепция второго рода есть процесс, при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного) и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием. В первом случае акцент лежит на деятельности эго (см.), во втором - на деятельности нового самонавязывающегося содержания.

Апперцепция

Словообразование. Происходит от лат. ad - к + perceptio - воспринимаю.

Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.

После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип.

В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

АППЕРЦЕПЦИЯ

1. В первоначальном смысле, как употреблялось Лейбницем (1646-1716), обозначает заключительную, "ясную" фазу восприятия, когда наступает узнавание, идентификация или понимание того, что было воспринято. Некоторые другие известные теоретики философии и психологии использовали этот термин с небольшими вариациями в его основном значении. 2. Для И.Х. Гербарта (1776-1841) оно характеризовало то, что он считал основным процессом приобретения знаний, посредством которого воспринятые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующими знаниями. Он использовал термин апперцептивная масса для обозначения предварительно приобретенного знания. В той или иной форме это основное представление о том, что научение и понимание зависят от осознания связей между новыми идеями и уже существующим знанием, является аксиоматическим почти для всех теорий обучения и для практики. 3. В. Вундт (1832-1920) также употреблял этот термин подобным образом для обозначения активного умственного процесса выбора и структурирования внутреннего опыта, центра внимания внутри сферы сознания. Сейчас этот термин редко используется в экспериментальной психологии. Однако концепции, лежащие в его основе, важны, и усилия опять ввести его в употребление с более современным, когнитивным уклоном были бы оценены многими представителями когнитивной психологии.

Новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АППЕРЦЕПЦИЯ

(от лат. ad - к, на и perceptio - восприятие) , понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психич. деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Термин «А.» введён Лейбницем, крый обозначил им (в широком смысле этого слова) , а также и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии Канта понятие А. характеризует мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетич. функций, определяющих единство чувств. опыта. Кант различал трансцендентальную А.- единство самого познающего субъекта, который с помощью рассудка конструирует (мыслит) свои объекты, и эмпирич. А.- единство, проявляющееся в продуктах познават. деятельности и осознаваемое как производное от первого единства.

Дальнейшая понятия А. связана с развитием психологии. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое восприятие осознаётся и истолковывается на основе прежнего опыта, в зависимости от сложившихся интересов и направленности внимания. Новое знание, согласно ему, объединяется со старым под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперципирующей массы») , на основе чего происходит упорядочивание и новой («апперципируемой») массы представлений. Развитое Гербартом понимание А. явилось предпосылкой педагогич. учения о способах и приёмах усвоения знаний. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, который придал ему основополагающее и поставил в от А. все сферы психич. деятельности. В его трактовке А. объединяет различные аспекты: ясное и отчётливое восприятий, внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание. Совокупность этих способностей, согласно Вундту, определяет избират. и регуляцию поведения. В последующем развитии психологии понятие А. модифицировалось в новых понятий - напр, гештальта (см. Гештальтпсихолоеия) , установки и др. , выражающих различные аспекты активности личности.

Совр. исходит из того, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе (от простого восприятия до сложнейших видов деятельности) . Благодаря конкретному опыту личности (знаниям, умениям, традициям или привычкам) каждое новое воздействие мира приобретает особый . Поэтому один и тот же воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта в целом. Вместе с тем именно социальная человеч. психики и сознания обусловливает и общезначимость восприятия и понимания действительности различными людьми.

Лейбниц Г. В., Монадология, в кн. : Избр. филос. соч. , М., 1908 ; его же, Новые о человеч. разуме, М.-Л., 1936 ; Ивановский В., К вопросу об А., «Вопросы философии и психологии», 1897 , № 1 (36) ; В у н д т В., Очерки психологии, М., 1912 ; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M., 19462; Теплов Б. М., Психология, М., 19515.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АППЕРЦЕПЦИЯ

(от лат. ad – при и kuperclptio – восприятие)

в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция); в психологии В. Вундта – то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция; см. Внимание), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция); активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его восприятие.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АППЕРЦЕ́ПЦИЯ

(от лат. аd – к и perceptio – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания психич. деятельности человека, в свою очередь являющихся результатом отражения действительности на основе обществ. практики. Термин "А." ввел Лейбниц, обозначив им перехода бессознательных психич. состояний (перцепций) в ясно и отчетливо осознаваемые. "Восприятие цвета или света, которое мы сознаем, состоит из некоторого количества малых восприятий, которых мы не сознаем, а шум, восприятие которого мы имеем, но на который не обращаем внимания, становится доступным сознанию благодаря небольшому прибавлению или увеличению" ("Новые опыты о человеческом разуме", М.–Л., 1936, с. 120). В этом смысле А. у Лейбница близка к совр. понятию о внимании, но не совпадает с ним, т.к. Лейбниц связывал с А. и самосознание: благодаря А. становится возможным отчетливое представление не только к.-л. содержания, но и того, что находится в моем сознании (см. "Монадология" , § 30, Избр. филос. соч., М., 1908, с. 347, см. также с. 326). Новый смысл приобретает А. у Канта, разграничившего эмпирич. А. и трансцендентальную А. Первая – осознание единства непрерывно меняющихся психич. состояний. Она имеет чисто значение. Напротив, трансцендентальной А. отводится центр. как начальной основе единства и целостности опыта и познания. "Трансцендентальным единством апперцепции называется то единство, посредством которого все в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта" (Кант И., Критика чистого разума, П., 1915, с. 101–102). Рассудок конструирует объект с помощью категорий и тем самым осуществляет единство трансцендентальной А. Сами же " суть понятия, а priori предписывающие законы явлениям, т.е. природе, как совокупности всех явлений" (там же, с. 113). Т.о., трансцендентальная А. – существ. часть кантианской доктрины, утверждающей, будто приписывает законы природе. Согласно нем. ученому Гербарту, А. – осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений. Этот запас Гербарт назвал "апперцепционной массой". Новые представления пробуждают старые, сливаются с ними и образуют новые соединения (см. I. F. Herbart, Psychologie als Wissenschaft.., Bd 2, Königsberg, 1825, Кар. 5, § 125). В концепции Гербарта имелся момент, обусловивший ее большую популярность в педагогике и педагогич. психологии. Выдвигалась связи и взаимодействия новых восприятий и представлений с наличными знаниями, истолкования неизвестного путем использования прошлого опыта. Широкую известность получило понятие А. в психологии последнего времени благодаря работам Вундта и его учеников (Кюльпе , Мёйман и др.). Вундт придал А. характер осн. начала всей психич. деятельности. А. – единств. акт, благодаря к-рому становится возможным отчетливое осознание психич. состояний. Она может быть пассивной (когда новое содержание входит в сознание без волевого усилия) и активной, дающей преднамеренно направить на объект. Но во всех случаях А. "носит в себе все признаки в о л е в о г о д е й с т в и я " (Вундт В., Лекции человека и животных, СПБ, 1894, с. 258) и потому выступает как проявление воли. Вундт поставил в зависимость от А. как всю внутреннюю работу , так и внешнее поведение: объектов и установление отношений между ними (сравнение , анализ, синтез), регуляцию действий (в частности, их ) и т.д. Сделав попытку найти для А. соответств. физиологич. , Вундт выдвинул гипотезу об "апперцепционных центрах" в мозгу, оговариваясь, однако, что влияние этих центров не распространяется на т.н. высшие психологич. процессы ("Grundzüge der physiologischen Psychologie", Bd 1, 6 Aufl., Lpz., 1908, S. 378–385). Вундтовская А. явилась реакцией на учение о сводимости всех проявлений психич. деятельности к законам ассоциации (см. Ассоциативная психология). Механистич. трактовка ассоциации лишала возможности понять активный, избират. характер сознания и поведения. Стремясь решить эту задачу, Вундт и использовал А. в качестве исходного объяснит. принципа, уводя тем самым психологию от детерминистич. объяснения изучаемых явлений, т.к. конечной причиной последних провозглашался ничем не обусловленный чисто психич. акт. Психологи-идеалисты, критиковавшие Вундта, не смогли, находясь на ложных методологич. позициях, предложить позитивное проблемы направленности и единства сознания. Нем. идеалист Э. Гартман, напр., утверждал, что активная , регулирующая психич. процессы, действует не в сфере сознания, а за его пределами: "...апперцепции... могут быть только абсолютно-бессознательными психическими функциями" ("Современная психология", М., 1902, с. 121). Нем. Мюнстерберг, обвиняя Вундта в игнорировании моторных функций, в своих попытках объяснить , торможение и др. проявления активности организма также признал первичным фактором волевой . Гештальтпсихология свела А. к изначальной структурной целостности восприятия, якобы коренящейся в самой природе субъекта.

Развитие науч. физиологии и психологии показало, что операции, к-рые относил к проявлениям А. (синтез , анализ, установление отношений и т.д.), представляют собой обусловленное реальной деятельностью действительности в мозгу человека. Единство и цельность познания имеют своей основой единство материального мира. Совр. науч. психология понимает под А. зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В этом смысле А. – одна из простейших и вместе с тем фундамент. психологич. закономерностей. Отражение предмета – не зеркальный, а сложный диалектич. процесс и характер восприятия, его содержательность и глубина непрерывно меняются в результате овладения новыми знаниями, с возникновением новых интересов. Поэтому на одну и ту же 2 человека могут как бы смотреть "разными глазами", т.е. иметь различную А.

А. может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые особенности личности (мировоззрение , образование, профессиональные интересы и т.д.), во втором случае – психич. состояние в данный момент (ожидание, мимолетное ). Физиологич. основу А. раскрывает учение Павлова о замыкании и сохранении временных связей в коре головного мозга и о системном характере высшей нервной деятельности, а также учение Ухтомского о доминанте как центре наибольшей возбудимости, подчиняющем себе работу остальных нервных центров.

Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, "Вопр. филос. и психол.", 1897, кн. 36(1); Теплов Б. М., Психология, 2 изд., М., 1948.

М. Ярошевский. Куляб.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad-к и perceptio- восприятие)- понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин “апперцепция” ввел Г. В. Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты (“которые дают нам мысль о том, что называется “Я”), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). “Т. о., следует делать между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния...” (Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т., т. 1. M., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые “считали за ничто” неосознаваемые восприятия и на основании этого даже “укрепились... во мнении о смертности душ”.

И. Кант использовал понятие “апперцепция”, чтобы Обозначить им “самосознание, производящее представление “я мыслю”, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознания” (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 149). В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь “субъективное единство сознания”, возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, является априорной, первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное Канта, которое он называл “высшим основанием во всем человеческом знании”, состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот. Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: “...Единство сознания есть то непременное , которым создается представлений к предмету... то есть их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка” (там же, с. 137-138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, т. е. объединить со своим “Я” посредством выражения “я мыслю”.

В 19-20 вв. понятие апперцепции получило в психологии как истолкование нового опыта путем использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И. Ф. Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений (“апперцепционной массы”), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий . В рамках второго толкования Д. Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчетливое осознание психических явлений. При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу “апперцепционных центрах”. Подчеркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью -закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определенных условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита).

В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека. Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным. В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность.

Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение , образование, привычки и т.п.), во втором-психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение , мимолетные , надежды и т. д.). Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга. При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта - мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров.

Что есть окружающий мир? Почему для одних он кажется светлым и чистым, для других – злым и неприветливым? Ведь на самом деле мир один для всех. Почему у каждого человека свое особенное отношение к происходящему? Апперцепция играет главную роль в данном вопросе. Наряду с ней существуют перцепция и трансцендентальное единство апперцепции, примеры которых тоже будут рассмотрены.

Мир постоянно остается одним и тем же, меняется лишь то, каким его видит человек. В зависимости от того, как вы лично смотрите на мир, такие краски он приобретает. И самое удивительное то, что как бы вы на него ни посмотрели, вы увидите доказательства своему мнению. В мире присутствует все, что видит человек. Только одни люди акцентируют внимание лишь на хороших вещах, а другие – на плохих. Вот почему каждый смотрит на мир по-разному. Все зависит от того, на какие вещи вы обращаете внимание больше всего.

Ваше самоощущение определяется лишь вашим мнением об обстоятельствах, отношением ко всему происходящему. То, что вы думаете и как относитесь к тому или иному событию, определяет ваши чувства, эмоции, формирует определенную точку зрения, идею и т. д.

В мире происходит абсолютно все, что только подвластно человеческому уму. Необходимо научиться терпимости и не удивляться тому, что в мире сразу присутствуют и самые прекрасные вещи, и самые ужасные. Проявление терпимости – значит, осознанно относиться к несовершенству мира и самого себя, понимая, что никто и ничто не застраховано от ошибок.

Неидеальность заключается лишь в том, что мир, вы или другой человек не соответствуете своим или чужим представлениям. Другими словами, вы хотите видеть мир одним, а он таким не является. Вас хотят видеть блондином, а вы являетесь брюнетом. Терпимость проявляется в том, чтобы понимать, что вы, другие люди и окружающий мир не должны соответствовать чьим-либо ожиданиям и представлениям.

Мир таков, каков он есть — реальный и постоянный. Только сам человек меняется, а вместе с ним меняются мировоззрение и представление о том, что происходит в этом мире.

Апперцепция

Замечали хоть раз, что люди могут говорить об одном событии, в котором они принимали участие, однако каждый будет рассказывать свою историю, будто это два разных события? Апперцепция — это условное восприятие окружающего мира (предметов, людей, событий, явлений), в зависимости от личного опыта, знаний, представлений о мире и т. д. К примеру, человек, который занимается дизайном, попав в квартиру, в первую очередь будет оценивать ее с точки зрения обстановки, сочетания цветов, расположения предметов и т. д. Если в эту же комнату зайдет человек, который увлекается флористикой, он в первую очередь обратит внимание на наличие цветов, их ухоженность и пр.


Одна и та же комната – разные люди с различным опытом, профессиональными навыками и интересами – разное восприятие комнаты, которая по сути остается одинаковой для всех, кто в нее попадает.

Вдумчивое и внимательное восприятие окружающего мира на основе собственного опыта, фантазий, знаний и прочих взглядов называется апперцепцией, которая у людей разная.

Апперцепцию называют «избирательным восприятием», поскольку в первую очередь человек обращает внимание на то, что соответствует его мотивам, желаниям, целям. На основе своего опыта он пристрастно начинает изучать окружающий мир. Если же человек находится на стадии «хочу», тогда он начинает выискивать в окружающем мире то, что соответствует его желаниям, поможет в их реализации. Также на нее влияют установки и психическое состояние человека.

Данное явление рассматривалось многими психологами и философами:

  • И. Кант сочетал возможности человека, выделяя эмпирическую (познание самого себя) и трансцендентальную (чистое восприятие мира) апперцепцию.
  • И. Гербарт воспринимал апперцепцию как процесс познания, где человек получает новые знания и объединяет их с имеющимися.
  • В. Вундт характеризовал апперцепцию как механизм структурирования личного опыта в сознании.
  • А. Адлер знаменит своей фразой: «Человек видит то, что хочет видеть». Человек замечает лишь то, что соответствует его концепции мира, из-за чего формируется определенная модель поведения.
  • В медицине данное понятие характеризуется как способность человека интерпретировать собственные ощущения.

Отдельно выделяют социальную апперцепцию – личное отношение или оценка окружающих людей. К каждому человеку, с которым общаетесь, вы испытываете то или иное отношение (чувства). Это и называется социальной апперцепцией. Также сюда входит влияние людей друг на друга через идеи и мнение, ход совместной деятельности.

Выделяют такие виды апперцепции:

  1. Биологическая, культурная, историческая.
  2. Врожденная, приобретенная.

Апперцепция представляет важное значение в жизни человека. Сайт психологической помощи сайт выделяет две функции:

  1. Способность человека меняться под влиянием новой информации, которую он осознает и воспринимает, дополняя тем самым свой опыт и знания. Меняются знания, меняется сам человек, поскольку мысли влияют на его поведение и характер.
  2. Способность человека выдвигать гипотезы в отношении людей, предметов, явлений. Основываясь на имеющихся знаниях и получая новый материал, он предполагает, предвосхищает, выдвигает гипотезы.

Перцепция и апперцепция

Человек воспринимает окружающий мир. Как именно он это делает? Здесь может прослеживаться не только апперцепция, но и перцепция. В чем их отличие?

  • При апперцепции человек воспринимает мир осознанно, четко, в зависимости от прошлого опыта, имеющихся знаний, целей и направленности своей деятельности. Она является активной формой познания окружающего мира с целью дополнения собственных знаний и опыта.
  • При перцепции человек является «невключенным». Ее еще называют «бессознательной перцепцией», когда мир воспринимается просто так, нечетко, независимо.

Перцепция может не нести в себе никакого смысла и значения. Человек видит и чувствует окружающий мир, однако поступающая информация является настолько незначительной, что человек не обращает на нее внимания, не запоминает.


При апперцепции человек действует осознанно, выискивая из окружения то, что поможет ему в решении некой когнитивной задачи.

Простым примером перцепции и апперцепции является звук, который раздается недалеко от человека:

  • Если индивид обращает на него внимание, анализирует, осознает, запоминает произошедшее, тогда говорится об апперцепции.
  • Если индивид услышал, но не обратил внимания, не потрудился осознать происходящее, говорится о перцепции.

Перцепция и апперцепция взаимосвязаны. Часто бывают ситуации, когда человек сначала не обращает внимания на какие-то явления или людей, а потом нуждается в их воспроизведении, когда в процессе апперцепции осознает важность их запоминания. К примеру, человек знал о наличии какого-то сериала, однако не смотрел его. Познакомившись с интересным собеседником, заходит разговор о данном сериале. Человек вынужденно вспоминает о той информации, на которую он ранее не обратил внимания, теперь делая ее осознанной, четкой и нужной для себя.

Социальная перцепция характеризуется восприятием другой личности, соотнесением сделанных выводов с реальными факторами, осознание, интерпретация и прогнозирование возможных действий. Здесь происходит оценка объекта, на которого было направлено внимание субъекта. Самое главное – данный процесс является взаимным. Объект со своей стороны становится субъектом, который оценивает личность другого человека и делает вывод, ставит оценку, на основе чего формируется определенное отношение к нему и поведенческая модель.

Функциями социальной перцепции становятся:

  1. Познание самого себя.
  2. Познание партнеров и их взаимоотношения.
  3. Установление контактов эмоционального характера с теми, кого человек считает надежными и нужными.
  4. Готовность к общей деятельности, где все будут достигать определенных успехов.

Что представляется в вашем сознании, когда слышите то или иное слово, так вы и реагируете, видите окружающий мир. Мир сам по себе ни плохой, ни хороший. Он такой, какую оценку вы ему даете.

Здесь можно услышать: «А как же люди, которые постоянно мешают жить, обижают, предают?». Почему бы по мере своего успокоения после негативной ситуации или расставания не смотреть на своего обидчика с улыбкой? Ведь в другом человеке есть что-то хорошее, что вам когда-то нравилось, вместе с ним у вас в жизни происходили приятные события. Пока вы смотрите на своих обидчиков с улыбкой, они не могут вам причинить вреда и отнять у вас счастье. Более того, вы можете взять от них те качества, которые вас когда-то привлекали, и воспитать их в себе. Ведь пока вы стараетесь избегать своих обидчиков, пытаетесь их забыть, они причиняют вам боль при каждом воспоминании или напоминании о них. Вы тратите силы на то, чтобы убежать, вместо того чтобы просто не реагировать и развиваться, становиться лучше и сильнее.

Если вам что-то не нравится, просто измените свое отношение. Перестаньте бояться, прятаться, бегать. Начните не реагировать на неприятные вещи, но видеть их, а время уделять лишь тому, что вас радует. Ведь мир зависит от вашего видения его. Он может быть красивым и счастливым, если вы будете акцентировать внимание именно на этом. А может быть серым и скучным, если будете уделять время именно депрессивному состоянию. Мир нужно видеть таким, каков он есть.

Трансцендентальное единство апперцепции

Каждый человек обладает навыком трансцендентального единства апперцепции, которое понимается как объединение новых знаний с имеющимся жизненным опытом. Другими словами, это можно назвать обучением, развитием, изменением. Человек постоянно получает новые знания, информацию, нарабатывает навыки. Это объединяется с тем, что уже было получено ранее, создавая новое представление о себе, о людях, о мире в целом.

Трансцендентальное единство апперцепции включает в себя три фактора:

  1. Дедукцию – выделение частного вывода на основе общей информации. Через перцепцию человек переходит к апперцепции – познанию той информации, которая ему необходима.
  2. Созерцание – наблюдение, которое может потом быть предано разбору и анализу.
  3. – представление той информации, которая является дополняющей.

Человек заблуждается, когда думает, что видит окружающий мир таким, каким он есть на самом деле. В действительности человек видит все в искаженном спектре по причине влияния на мировосприятие некоторых факторов. Это могут быть убеждения того, что хорошо и что плохо, целенаправленность на одни идеалы и отвержение других, предрассудки и комплексы относительно каких-то жизненных явлений. На ошибочное мироощущение влияет множество факторов. Как это проявляется во внешнем мире?

Люди печально известны тем, что часто заранее принимают решения, а затем создают условия, в которых сделанные ранее выводы находят подтверждение. Человек сознательно замечает случаи, подтверждающие его подозрения и ожидания. Он замечает только то, что хочет видеть – примеры, подкрепляющие его предубеждения. Например, мужчина, подозревающий свою женщину в измене, будет видеть в каждом ее общении с другими представителями противоположного пола доказательства измены. Такой мужчина будет видеть не простое деловое общение его женщины и другого мужчины, а явные признаки флирта, которые в конечном итоге приведут к сексу. Он видит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле.

Стереотипы играют свое. Очень ярко это проявляется в желании расположить к себе какого-либо человека. Например, женщина приносит мужчине пиво, потому что считает, что все мужчины пьют, с учетом того, что ее же первый брак рухнул по причине алкоголизма. Спрашивается: зачем продолжать стереотип дальше, если он уже разрушил предыдущие отношения? Так, к сожалению, поступают многие люди. В обычном состоянии духа они могут осуждать либо поощрять некоторые действия человека, но когда дело доходит до расположения к себе другого, они забывают о том, что стереотипы могут сыграть злую шутку, если ими воспользоваться. Как вы думаете, из-за чего разрушится брак женщины с этим мужчиной, которому она принесла пиво? Правильно, из-за , как и в первом случае.

Человек, критикуя другого человека, говорит не о нем, а о том, что увидел в нем самого себя. Он критикует те качества, которые присущи ему самому. И он реагирует на них отрицательно потому, что сам в себе эти качества ненавидит. Человека всегда раздражает в других то, что есть в нем самом. Большое количество осуждений говорит о принципиальности. Чем более вы принципиальны, тем больше вы осуждаете других. Данная игра является прекрасным защитным механизмом эго человека. Эгоизм никогда не позволяет своему хозяину замечать свои ошибки и недостатки, так как это убивает его. Прикрываясь несовершенством окружающего мира и людей, эго защищает человека от рассмотрения своих недостатков.

Еще одним прекрасным искажением мировосприятия являются так называемые ошибки. Человеку привычнее говорить о том, что что-то было сделано неправильно, нежели посмотреть на ситуацию с другой стороны. На самом деле ошибок не бывает! Их просто не существует! Есть всего лишь ситуации, к которым человек относится, как к ошибкам. Но сами по себе они не являются ошибочными.

Примеры апперцепции

Каждый человек обладает апперцепцией, только не осознает этого. Примеры апперцепции здесь могут быть многочисленные:

  • Хореограф при общении с людьми обращает внимание на то, как они двигаются, насколько пластичны их руки и ноги.
  • Просмотр телепередачи заключается в запоминании важной информации. Например, когда будет выпущен в прокат новый эпизод любимого сериала, хотя в телепередаче могло говориться об актере, который играет главную роль в этом жанре.
  • Человек, который не доверяет людям, будет видеть за каждым их словом обман, ложь, желание манипулировать.
  • Мастер по изготовлению лыж и горнолыжник по-разному оценивают лыжи. Мастер будет смотреть на качество и способы обработки материала, а горнолыжник будет оценивать упругость, прочность и прочие свойства лыж.
  • Желая ответить на свой вопрос, человек будет выделять информацию, которая частично или полностью дает нужные знания. Например, женщина после ухода любимого мужчины будет искать любую информацию, которая ответит на ее вопрос: как вернуть его?
  • Когда человек идет на работу, он не обращает внимания ни на что, кроме того, что связано с процессом поездки. Например, он будет не обращать внимания на людей, стоящих на остановке, а лишь отмечать, какие номера маршруток подъезжают.
  • Слушая мелодию, человек будет выделять лишь те звуки, которые ему приятны на слух.
  • При выборе, куда пойти отдохнуть, человек будет ориентироваться на опыт переживаний, через который он прошел, уже отдыхая в том или ином месте.


Концентрация на конкретных ощущениях, убеждениях, идеях и эмоциях заставляет человека ограничиваться в своих решениях, выводах и выборе. Человек будет избегать того, что раньше его напугало или причинило боль, при этом отправляясь или увлекаясь лишь тем, что дает положительные переживания.

Итог

Через какую призму вы смотрите на мир? Люди смотрят на мир каждый через свою призму. При слове «яблоко» одни представляют себе зеленое яблоко, а другие – красное. Смотря в одно окно, кто-то видит звезды, а другой – решетки. Таким образом, убеждения, верования, принципы «что хорошо и что плохо» — это та призма, через которую смотрит на мир человек, что и характеризует явление апперцепции. Итог – некоторое ограниченное восприятие мира, игнорирование всего остального.

Эта призма заставляет человека действовать тем или иным образом. Смотря через нее, человек совершает те или иные поступки. Соответственно, есть люди, которые считают нормальным сморкаться в общественных местах, и те, кто будет терпеть, пока не попадет в уборную, чтобы освободить свой нос. Есть люди, которые считают себя достойными стать богатыми, несмотря на то, что сейчас они живут на вокзале в картонной коробке, и те, кто считает себя недостойным богатства, даже если он закончил высшее образование и имеет крышу над головой.

В зависимости от того, через какой набор убеждений, принципов, правил, разрешений и запретов человек смотрит на окружающий его мир, он позволяет себе тот или иной образ жизни. Можно сказать, что многие люди не достигают своих целей и желаний только потому, что считают себя недостойными их иметь или неспособными достигнуть. Конечно, если человек считает себя недостойным и неспособным, то он ничего не будет делать ради достижения целей. И здесь уже не имеет значения, у кого какие возможности имеются. Есть люди без рук и без ног, зарабатывающие больше денег, чем те, кто физически полностью здоров.

Все зависит от того, во что вы верите, чем руководствуетесь и что сами себе разрешаете и запрещаете. Прогноз жизни при апперцепции может быть как счастливым, так и несчастным. Все зависит от глаз смотрящего человека, который выделяет из всей информации то, что ему хочется знать, видеть и слышать.

Но если человек изменит свою привычную призму, то меняются и его поступки, образ жизни, отношения и даже круг общения. Если хотите изменить свою жизнь, измените свои убеждения, принципы, «разрешаю» и «не позволяю». Все это неизбежно приведет к изменению вашего поведения и совершению новых поступков, а они уже в свою очередь приведут к получению новых последствий. И в зависимости от того, что и в какую сторону вы будете менять, ваша жизнь будет меняться в том или ином направлении.