Развитие композиционных навыков у дошкольников. Обучение школьников основам композиции в изобразительном искусстве

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Тульской области

ГОУ СПО «Тульский педагогический колледж № 2»

Выпускная квалификационная работа

тема: Формирование композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании

Введение

Список литературы

Введение

Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций, таких как анализа, сравнения, синтеза, обобщения, что очень важно для дошкольника. Изобразительная деятельность Ї художественно - творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

Анализируя структуру изобразительной деятельности, Казакова Т.Г. выделяет три основных компонента: восприятие, исполнительство и творчество, -- которые она рассматривает в тесной взаимосвязи, так как они являются фундаментом продуктивной изобразительной деятельности. Только при разумном сочетании всех трех компонентов происходит художественное развитие ребенка.

Рисование, как часть изобразительной деятельности занимает большое место в жизни ребёнка, оно для него, по мнению Сухомлинского В.А.,- средство познания мира, самопознания и самовыражения.

Уже с раннего возраста, по содержанию замысла детский рисунок становится сюжетным. Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Но ему ещё многое нужно освоить - например, доступные приёмы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трёхмерном пространстве. Эти приёмы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет, но они являются незаменимыми в обучении дошкольников.

Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребёнком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе. Этот творческий процесс не ограничивается рамками занятия. На основе обобщения исследований (Сакулина Н.П., Флёрина Е.А., Комарова Т.С.), Григорьева Г.Г. определяет, что содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Главной задачей в сюжетно-тематическом рисовании является обучение доступным приёмам и средствам создания простейших композиций.

Для создания сюжетного рисунка ребёнку необходимы определённые композиционные умения и навыки.

По мнению Мижерикова В.А., умения - это элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством, точно и правильно выполнять какое-либо действие или операцию.

Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками, но в целом умения представляют собой не полностью доведённые до автоматизма действия и операции, поэтому их выполнение необходимо сознательно контролировать.

Навыки - это полностью автоматизированные умения или их компоненты, выполняемые быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка осуществляется по внутренне-контролируемой программе на бессознательном уровне.

Многими исследованиями (Г.А. Подкурганной, Ю.А. Полуянова, В.А. Езикеевой, Н. Стреляновой) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств (линия, форма, цвет, композиция), используемых художником в живописи, графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка. Хотя образ в рисунке бывает примитивным, он близок ребенку и воспринимается им как «живой».

Главную роль в сюжетном рисовании, по мнению исследователей, играет освоение дошкольниками общего способа создания художественной формы -- композиционными умениями. Формирование композиционных умений - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Эту проблему создаёт недостаточное внимание педагогов к основам композиции и развитию композиционных умений.

Проблема формирования композиционных умений мало отражена в научно-методической литературе. Не конкретизировано содержание воспитательно-образовательной работы по формированию композиционных умений в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В выпускной квалификационной работе предпринималась попытка в ходе опытно-экспериментальной работы выделить наиболее эффективные педагогические условия формирования композиционных умений в сюжетно-тематическом рисовании и описать их.

Объект исследования: художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании.

Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и апробировать эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования.

Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:

1. Определить педагогические условия формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ на основе анализа искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы.

2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Организовать опытно - экспериментальную работу и проверить эффективность педагогических условий для формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании.

4. Выявить динамику формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели и задач исследования можно определить методы последующей работы:

1. Теоретический анализ научной литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Анализ продуктов детской деятельности (рисунков).

4. Количественная и качественная обработка данных.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в рисовании

1.1 Состояние проблемы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях

Художественно-эстетическое воспитание

Рисование

Проблема формирования композиционных умений мало отражена в научной литературе

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Н. Голубева считала, что одним из главных требований в рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги .

Композиция в переводе с латинского означает составлять, сочинять. Компоновка - составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово композиция означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий композиция и компоновка носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин композиция употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата .

Е.В. Шорохов говорил, что композиция - это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции - это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья .

Выразительные композиции - это наличие гармоничности, то есть такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. .

Композиционное мышление является одним из видов художественно-образного мышления. На это центральное в изобразительном искусстве понятие указывают такие педагоги и искусствоведы, как: Б.М. Неменский, А.В. Свешников, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов. Этот термин более наглядно определяет связь процесса изображения на плоскости и основных законов композиции.

Композиционное мышление направлено в первую очередь на изучение композиции и применение её закономерностей на практике. Н.Н. Волков даёт определение понятию композиции как замкнутой структуре с фиксированными элементами, связанной единством смысла . Именно композиционными средствами художник раскрывает идею произведения, подчёркивает главное, вводит зрителя в мир своих чувств и мыслей. В целях создания произведения того или иного вида искусства композиционное мышление в процессе художественного творчества использует и "преобразует" материал действительности. Таким образом, композиционная деятельность или деятельность сочинения непосредственно связана с умением запоминать, отбирать и изменять чувственные образы реальных объектов в соответствии с замыслом. Эти умения, в свою очередь, формируются в процессе занятий рисунком с натуры, по памяти, по представлению и по воображению.

По определению И.Б. Ветровой это понятие приобретает деятельностный характер: Композиция - это способ и процесс восприятия и отражения окружающего мира в различных формах творческой деятельности .

Многие ученые касались проблемы развития композиционных способностей, по-разному их формулируя, так, Л.С. Выготский писал о важности развития комбинаторных (или творческих) способностей учащихся, которые, в сущности, могут в ситуации художественного творчества быть и композиционными. Так как композиция - это суть комбинация различных элементов .

Исследование работ по теории композиции позволило:

1) выделить основные свойства композиции: целостность, единство противоречий, конструктивность, замкнутость или открытость отдельных компонентов;

2) уточнить понятие композиция - это основополагающее средство выразительности художественного произведения, формирующее его смысловое содержание, которое определяет структуру и организацию, пространственный ритм всех элементов - форм, линий, цветовых пятен и т.д., их иерархию и доминанты, статику или динамику произведения и характер его соотношения с окружающей средой и зрителем.

Развитию композиционных способностей благоприятствует обогащение знаний о композиции и принципах ее построения, формирование навыков создания целостности художественного образа. Огромное влияние на педагогический процесс в декоративно-прикладном искусстве оказывают художественные и педагогические традиции, система обучения, профессионализм художников-педагогов. Развитие композиционных способностей должно происходить сквозь призму глубинного восприятия древнейших корней декоративно-прикладного искусства, его связи с национальной самобытной культурой народа, педагогический потенциал которой исследован в работах по теории традиционного прикладного искусства.

Обычно развитие композиционных способностей рассматривается в контексте общего творческого развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), которое интегрирует несколько видов опыта: эстетический, культурный, профессиональный, опыт социализации и саморазвития, опыт самостоятельной творческой деятельности (Д. Дьюи, К. Роджерс, Б.П. Юсов) .

Анализ различных подходов к изучению творческих способностей показал, что ведущими способностями к изобразительной деятельности, помогающими успешно интерпретировать художественный образ, выражая эмоциональное отношение к нему служат: зрительная память, отбор существенного и характерного в явлениях действительности, создание оригинальной композиции. Все это помогает реализовать творческие замыслы, усвоить новые техники в искусстве.

А.В. Свешников разработал модель композиционного мышления, в основе которой лежат принципы, вытекающие из имманентных законов композиции: "диалога", "структурной целостности", "максимума информации", которые позволяют полнее представить роль и значение композиционной деятельности и мышления в контексте основных функций художественно-эстетической активности личности.

Композиционное мышление, несмотря на свою специфичность, автор рассматривает как необходимый вид мышления, тесно переплетающийся с иными видами и формами мышления, дополняющий и дополняемый ими. Общие способности композиционного мышления обусловливают специфические композиционные способности в различных видах художественной специализации. К ним относятся - ритмичность, масштабность, пропорциональность, тектоничность, пластичность; способность выявлять среди разнообразных явлений целостные структуры, объединять разрозненные.

Композиционное мышление является важнейшим компонентом образного мышления. В исследовании психолога И.Я. Каплунович композиционная подструктура представляется как одна из основных частей общей модели образного мышления. Главной особенностью композиционной подструктуры автор считает способность осуществлять мысленные операции по преобразованию структуры и формы пространственных объектов .

В процесс композиционного мышления включаются как чувственные образы разной модальности (зрительные, слуховые, кинестетические), так и лексико-семантические понятия, формой существования которых являются слова. В ходе мыслительной деятельности образ, связываясь с понятием, очищается от несущественных подробностей и приобретает способность изменяться, не теряя при этом своих характерных черт. Таким образом, целенаправленная трансформация зрительных образов, необходимая при создании композиции, возможна только при участии понятий, выраженных в значениях слов.

Композиционное мышление теснейшим образом связано с такими познавательными процессами, как ощущение, восприятие, представление, память и воображение. Вся чувственная информация поступает в сознание человека через ощущения, в основе которых лежит сложная деятельность органов чувств (анализаторов). В деятельности художника особую роль играют зрительные и кинестетические (в частности, осязание) ощущения. Именно они позволяют воспринять форму, цвет, пропорции, освещённость предметов, их удалённость друг от друга. Основной информационной базой, питающей мыслительную деятельность, направленную на создание композиции, является память. Однако создание композиции художественного произведения предусматривает наличие умения не только вызывать образы памяти, но и видоизменять их. Результатом мысленного оперирования образом, приводящим к созданию нового образа, отличного от наглядного материала, является представление. Наряду с представлениями необходимым элементом творческой композиционной деятельности является воображение. Воображение - это сложный психический процесс соединения и преобразования образов памяти и представления, а также создание на их основе совершенно нового образа. Композиционное мышление использует воображение для создания новых образов, которые являлись бы пластическими носителями идейного замысла .

Каждый вид рисунка связан с психическим процессом, лежащим в его основе, и, как правило, носит название этого процесса. Рисование с натуры основывается преимущественно на психических процессах ощущения и восприятия. Однако образы кратковременной памяти также принимают непосредственное участие при выполнении рисунков с натуры. Доминирующим процессом при работе по памяти является воспроизведение образов, хранящихся в долговременной памяти. Рисование по представлению сопровождает мыслительная деятельность, связанная с трансформацией образов памяти. Процесс рисования по воображению основан на многократных и разноплановых видоизменениях образов памяти и создании новых оригинальных образов.

Сюжетно-тематическое рисование (Григорьева Г.Г.)

Механизм формирования умений

По мнению Н.Н. Волкова, чувственно-эмоциональный фактор имеет особое значение при формировании композиционного мышления рисующего. Создавать, удерживать в памяти и оперировать образом можно только при условии, что он наполнен эмоционально-личностным смыслом, значимостью для субъекта .

Композиционное мышление является волевым актом. Поэтому для достижения успеха в такого рода интеллектуальной работе требуется высокий уровень развития волевых качеств личности: настойчивость и целеустремлённость.

1.2 Особенности формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Сюжетный рисунок

Композиционные умения (задачи - гиргорьева доступные способы сюжетного рисунка - программа)

Особенности композиционных умений (кириллова, саккулина, казакова, комарова - методические рекомендации изодеятельность 2-7 лет)

Творчество - сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Дети дошкольного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Следует отметить, что декоративные рисунки у дошкольников выделяются в самостоятельный раздел рисования уже в возрасте от двух- двух с половиной лет. Ритм в орнаментальных композициях используется детьми с раннего возраста, но без обучения графические навыки не совершенствуются, и такого рода рисунки долгое время остаются элементарными и однообразными.

Симметрия в рисовании дошкольников является наиболее устойчивой формой организации плоскости листа. Часто дети стремятся достичь композиционного равновесия при помощи зеркальной симметрии. Такое построение придает рисункам статичность; оно характерно как для декоративно-орнаментальной композиции, так и для сюжетных рисунков.

Попытки определить содержание способностей предпринимались неоднократно разными исследователями. Содержание, структура способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе, но они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему или по структуре .

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихсяв ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания способностей другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно :

· способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

· способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

· способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

· способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего .

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображению по мнению Н.П. Сакулиной состоит из :

· восприятия и связанных с ним представлений. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время, расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину);

· овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

· овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.

Однако Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Способности к художественному выражению:

· эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

· Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия . Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:

· Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.

· Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

· Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

· Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

· Способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению.

· Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:

· Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

· Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

· Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел .

1.3 Условия формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании

Композиции сюжетных рисунков дошкольников значительно разнообразнее и интереснее по содержанию, по сложности исполнения и применению композиционных приемов, чем рисунки с натуры и декоративные.

Учитывая любовь детей дошкольного возраста к рисованию, мы выбрали средством развития композиционных умений дошкольников в сюжетном рисовании.

Дошкольники достигают значительных успехов в решении композиции рисунков с натуры и по памяти отдельных предметов и при составлении узоров, орнаментов. Они умеют учитывать формат (вертикаль, горизонталь), удачно располагать изображение на листе бумаги, гармонически сочетать цвета в рисунке.

При рисовании отдельных предметов с натуры и по памяти дошкольники большое внимание уделяют цветовому решению. Обычно они используют контрастные сочетания цветов в двух планах: на сближенных по цветовому тону цветах или на большой разнице в тоне. Дети дошкольного возраста решают рисунки или в ярких, насыщенных тонах, слабо разводя краски водой и не добавляя в них белой краски, или в блеклых, бледных тонах. Эти два подхода к цветовому решению объясняются прежде всего содержанием рисунка, замыслом ребенка. Различный характер цветового решения рисунков с натуры и по памяти оказывает положительное воздействие на выразительность композиции.

Цветовое решение декоративных рисунков также влияет на выразительность композиции. Особое внимание дети обращают на контрастность и насыщенность красок.

Следует отметить, что декоративные рисунки у дошкольников выделяются в самостоятельный раздел рисования уже в возрасте от двух - двух с половиной лет. Ритм в орнаментальных композициях используется детьми с раннего возраста, но без обучения графические навыки не совершенствуются, и такого рода рисунки долгое время остаются элементарными и однообразными. В этих случаях рисунки представляют собой цветные пятна, не изображающие предметы определенной формы, а передающие лишь простейшие ритмы. В этой связи необходимо отметить такую особенность декоративных рисунков дошкольников, как передача ритма в сочетании с симметрией в композиции. Ритм и симметрия - два принципа построения композиции - обычно тесно переплетаются. Дошкольники шести-, семилетнего возраста, имея определенный запас знаний в рисовании, уверенно применяют ритм и симметрию в декоративно-орнаментальных композициях и создают нередко выразительные работы.

Симметрия в рисунках дошкольников является наиболее устойчивой формой организации плоскости листа. Часто дети стремятся достичь композиционного равновесия при помощи зеркальной симметрии. Такое построение придает рисункам статичность; оно характерно как для декоративно-орнаментальной композиции, так и для сюжетных рисунков.

Композиции сюжетных рисунков дошкольников значительно разнообразнее и интереснее по содержанию, по сложности исполнения и применению композиционных приемов, чем рисунки с натуры и декоративные. Дошкольники старшей группы в сюжетных рисунках уже умеют располагать объекты изображения на листе бумаги так, чтобы это соответствовало их реальному пространственному размещению.

На организованность и выразительность композиции рисунков детей положительно влияет и их умение относительно правильно показывать пропорции основных частей объектов изображения, работать красками, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. У них постепенно, от одной возрастной группы к другой, развивается умение рисовать от общего к частному.

К I классу дети умеют заранее продумывать пространственную композицию, передавать смысловую связь изображаемых объектов, используя при этом некоторые композиционные приемы, заботятся о выразительности композиции, ее уравновешенности, динамичности.

Постепенно, от одной возрастной группы к другой, дошкольники в своих рисунках, и особенно в сюжетных, начинают добиваться более полной передачи замысла работы.

Смысловая связь изображений и выразительность рисунков дошкольников во многом зависят от того, насколько грамотно они умеют рисовать различные объекты действительности. Определенная условность детского рисунка не противоречит правдивости изображения, а лишь ограничивает ее.

При оценке детских работ следует учитывать доступность решения художественно-изобразительных задач для конкретной возрастной группы.

Оценивать детские рисунки советская педагогика может только с позиций подлинного, реалистического искусства, так как специального, особого «детского искусства» не существует, хотя развитие художественного творчества отражает своеобразие психики и деятельности детей . Характерная для раннего детского творчества некоторая схематичность, условность, линейно-плоскостная обобщенность формы изображаемых объектов не исключают выразительности образа.

Для детей дошкольного возраста характерно два пути построения композиции сюжетных рисунков. В первом случае точка зрения рисующего мыслится сбоку, т. е. с уровня человека, стоящего на земле. Намечается линия, обозначающая «границу» неба и земли. При этом верхняя и нижняя части (земля и небо) заполняются изображениями. Во втором случае берется точка зрения «сверху», как бы с уровня человека, стоящего на большой высоте и смотрящего вниз на землю. При этом плоскость земли показывается на половине или большей части листа, а иногда занимает и весь лист, без изображения неба. В первом случае, когда изображается и небо, проводится линия, разделяющая землю и небо. Все объекты как бы видятся и показываются автором рисунка везде - и внизу, и вверху листа, но как бы при виде сбоку, с уровня человека, стоящего на земле

Организация пространства вторым способом нарушает логику построения. Этот способ изображения объектов при точке зрения сверху больше характерен для младших дошкольников, так как у них еще не очень развито пространственное мышление и они имеют малый запас знаний и умений. Большинство рисунков дошкольников старшей группы построено при точке зрения с уровня горизонта. Среди рисунков, выполненных этим способом, можно увидеть работы, с одной стороны, с более «плоской» композицией, с другой - с многоплановым построением пространства.

При выполнении рисунков при точке зрения с уровня горизонта некоторые дети проводят в нижней части листа линию, обозначающую землю, и на ней изображают все предметы. Другие же организуют композицию, изображая где-то посередине листа горизонтальную линию, которая обозначает границу земли и неба. В этих случаях ниже этой линии размещаются предметы, находящиеся на земле, а выше нее - на небе, или, как говорят в таких случаях, в воздухе. Процент таких рисунков невелик. Причем такое построение композиции чаще предлагают взрослые, дети же не сразу его понимают. Научившись этому способу изображения, они долгое время не стремятся к дальнейшему познанию пространственных отношений. При этом пространство земли заполняется предметами в один ряд, что обедняет композицию

Как показала практика и исследования, при активном обучении дошкольникам доступны более высокие ступени пространственных представлений. В частности, они способны передавать в рисунках пространство, изображая предметы на разном удалении от переднего плана (правда, это было достигнуто при условии специально организованных наблюдений детьми окружающей действительности). Исследования изобразительной деятельности дошкольников позволяют сделать вывод, что освоение визуальных пространственных отношений может быть доступно детям не только после 9-10 лет, но и «может быть достигнуто и в 7-8 лет... при условии педагогической организации соответствующих наблюдений» . А усвоение дошкольниками новой, более высокой ступени передачи пространства в рисунках, естественно, ведет к новым возможностям в организации всей работы, к изменению строя композиции. Многоплановое построение рисунка позволяет по-иному расставить объекты изображения и придает большую выразительность композиции.

Когда дети рисуют «от себя», без специального педагогического руководства, для них характерно или полное отсутствие предварительного замысла, или уход от задуманного содержания во время рисования. Иногда же композиция не получается из-за сильной «текучести» замысла; отсутствие руководства со стороны воспитателя ведет к изображению одного предмета за другим, без выделения главного и передачи между ними смысловой связи.

Если замыслы у младших дошкольников, как правило, возникают в процессе творческой деятельности, то у детей старшего дошкольного возраста (при условии активного педагогического руководства) они появляются до того, как дети приступают к рисованию. У них есть определенный замысел, сюжет, который надо выразить средствами рисунка, композиции, цвета. Но пути решения композиции намечаются лишь в общей форме. Композиция представленного замысла конкретизируется, правда, уже в процессе создания работы, но этапы выполнения композиции в этом возрасте приближаются к этапам создания картины художником. Разница состоит в том, что эти этапы здесь значительно короче по времени и просты по содержанию. Дети ведут самостоятельные поиски композиции и образов, и педагог руководит, направляет работу. Композиции рисунков весьма интересны и различны и по содержанию, и по схеме построения. Совершенно ясно, что у старших дошкольников композиция определяется содержанием, заключенным в конкретной теме. Площадь листа бумаги используется чаще всего полностью и рационально, правильно. Построение начинается почти всегда с главного, а затем изображаются другие объекты.

Следует отметить, что некоторые дети иногда изображают предметы вне смысловой связи друг с другом. В рисунках же большинства детей смысловая связь ясно видна; у некоторых композиции рисунков являются довольно сложными по содержанию, замыслу и схеме построения.

Вместе с выделением главного в композиции старшие дошкольники работают над созданием образа (образов). Они ведут поиски образа и композиции, исходя из темы, замысла и содержания. Часто смысловой центр становится и композиционным центром всего рисунка. Дети сначала изображают главный объект (объекты), затем начинают заполнять плоскость листа, пространство вокруг главных предметов. Уже в этом возрасте при умелом педагогическом руководстве они весьма глубоко продумывают выделение главного различными средствами. Например, оставляют вокруг него «пустое место», а остальные предметы изображают ближе к краям формата. В других случаях главный объект рисуется небольшого размера (если это требуется для передачи его характеристики по замыслу), а вокруг располагаются крупные предметы. Нередко главное выделяется и большими размерами, а также цветом или сочетанием нескольких цветовых пятен, привлекающих внимание зрителя.

Таким образом, в сюжетных рисунках детей старшего дошкольного возраста прослеживается использование таких важных закономерностей композиции, как выделение главного и создание образа

В сюжетных рисунках старших дошкольников видно применение таких композиционных приемов, как ритм, симметрия, равновесие, динамика. Причем равновесие композиции можно видеть и при симметричном, и при асимметричном решениях.

В композициях дошкольников наблюдается показ пространства за счет передачи объектов изображения на разной глубине (их основания показаны ближе к переднему краю «картины» или дальше от него) и явлений линейной перспективы (изображенные ближе дома, деревья, фигуры людей и т. д. нарисованы больше в размерах, чем те, которые показаны дальше, в глубине «картины»). Передача пространства этими средствами значительно влияет на выразительность композиции в целом.

Среди композиций рисунков детей подготовительной группы мы видим построения с показом движения слева направо и, наоборот, с движением по кругу и со сложными движениями, со статическими положениями основных объектов, с симметричным расположением всего изображаемого. Все это характеризует детское творчество с положительной стороны, указывает на значительное развитие композиционного воображения дошкольников.

композиционный педагогический дошкольный рисунок

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.

2. Волков, Н.Н. Восприятие картины / под ред. И.П. Глинской. -М., 1976

3. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства. Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 2004.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

5. Голубева О.Л. Основы композиции /М.: Изд. дом «Искусство», 2004. - 120 с.

6. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина. Ф.А. -М.: Просвещение, 1986.

7. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» -- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. -- 255 с.

8. Каплунович И.Я. Психологические закономерности генезиса математического мышления // Математика в вузе и школе: обучение и развитие: Тезисы 16 Всероссийского семинара преподавателей математики и методики ее преподавания. Новгород, 2007.

9. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5- 7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

10. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с.

11. Кузин В. С. Психология. - М.: Издательство «АГАР», 1999. - 304 с.

12. Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

13. Свешников А.В. Композиционное мышление //Издательство: Логос, Университетская книга, 2009 год, 272 с.

14. Шорохов Е.В. Основы композиции: Издательство Просвещение, 2011

15. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью, повышение художественных знаний и практических умений.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, формирования навыков общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2017

    Особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Исследование наиболее эффективных методов и приемов, влияющих на всестороннее развитие личности. Принципы построения программы по рисованию.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2009

    Взгляды ученых педагогов на двигательную активность. Особенности формирования и средства совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Исследование двигательных умений у детей старшей дошкольной группы, анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2012

    Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка. Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства. Методы организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Формы организации труда детей, воспитание интереса к нему. Уровни общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Апробация эффективности педагогических условий в формировании навыков выполнения трудовых поручений дошкольниками.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Определение у детей старшего дошкольного возраста уровня сформированности умений и навыков взаимодействия с растениями. Использование активных форм и методов обучения для создания условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2015

    Особенности развития и условия формирования коммуникативных умений у дошкольников. Общение ребенка со сверстниками. Функции и виды детских игр. Принципы развивающей предметно-пространственной среды. Повышение педагогической компетентности родителей.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2017

    Теоретические основы исследования художественно – изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Этапы развития детского рисунка. Натюрморт как средство развития художественно-изобразительных умений детей.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2007

    Особенности и виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду. Анализ и диагностика трудовых умений, навыков и трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Уровень сформированности отношения детей к своему труду и труду взрослых.

Салимова Венера Салаватовна

Студентка 3 курса,

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Свердловской области

« Нижнетагильский педагогический колледж №1»

«Особенности формирования композиционных умении у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Аннотация. Проблематика статьи ориентирована на развитие композиционных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: композиция, композиционные умения.

Salimova Venera Salavatovna

3rd year student,

Speciality 44.02.02 "Teaching in elementary classes"

State budget vocational education

Institution of Sverdlovsk region

"Nizhny Tagil Pedagogical College №1»

"Peculiarities of composite abilities at younger schoolboys at lessons of the fine arts"

Annotation. Problems article focuses on the development of composite abilities of younger schoolboys at lessons of the fine arts.

Keywords: composition, compositional skills.

The content of the article presents the main directions of formation of composite skills that, in turn, stems from the development of basic cognitive processes

В Федеральном Государственном Стандарте Начального Общего Образования прописано, что современные задачи образования во многом связаны с практической реализацией идей развивающего обучения. Важной научно-практической задачей является организация в педагогическом процессе оптимальных условий для становления целостной, гармонически развитой личности. В этой связи возникает потребность в психолого-педагогических разработках новых методов обучения с целью развития у учащихся способности к активной творческой познавательной деятельности.

Композиционные умения являются совокупностью освоенных способов выполнения действий по согласованию отношений между частями и целым, обеспечиваемые приобретенными знаниями о материалах, средствах, способах, приемах композиции.

Все композиционные умения направлены на достижение цельности образа и имеют «образную» природу, по этой причине их можно называть «образными». Но композиционные умения неоднородны по своему составу и могут быть разделены на компоненты.

На данный момент эффективность работы современной школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительного искусства обеспечивает формирование композиционных умений у каждого школьника, эстетическое развитие творческой личности и готовит ее к познавательной и общественно-трудовой деятельности. Творческое развитие и саморазвитие младших школьников становится одной из главных стратегий и принципов современной педагогики.

На уроках по изобразительному искусству первостепенной задачей является формирование композиционных умений, которое, в свою очередь, вытекает из развития основных познавательных процессов. Для того чтобы понять, как развиваются познавательные процессы у младших школьников нужно рассмотреть такие понятия как: воображение, восприятие, внимание, память и мышление и обратимся к трудам Л.С. Выготского.

Воображение. Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Л.С. Выготский утверждает, что основная тенденция в развитии детского воображения - это переход к все более правильному и полному отражению действительности. Речь идет о реализме детского воображения (в игре, например, у ребенка увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации).

Следует отметить, что дети не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Фантазирование играет значительную роль и занимает определенное место в жизни ребенка.

Воображение младшего школьника характеризируется наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения. С возрастом элементов репродуктивности в воображении младшего школьника становится меньше и в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Восприятие. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы, в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект дает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при форсированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя. В начале обучения, как и в дошкольном возрасте, внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешние впечатления захватывают учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью. Если учитель постоянно заботится о руководстве развитием произвольного внимания младших школьников, то в течение их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами- воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Память детей младшего школьного возраста является хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память (или смысловая память), так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте идет через осмысливание учебного материала. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, как правильно отмечал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. В школьный возраст, указывал Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти). Но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывают больше, ни память, ни восприятие. Здесь особенно отчетливо сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Исследования показали, что при разной организации учебного процесса, при изменении содержания обучения, в зависимости от разной его методики можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Индивидуальные особенности мышления. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей. Развивающее обучение.

Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность школьников и оказывает положительное влияние на формирование композиционных умений и их эстетическую культуру.

Программы Б.М. Неменского, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Е.В. Шорохова по предмету «изобразительное искусство» строятся таким образом, чтобы ребенок мог постепенно перейти от цвета к форме, от формы к ритму и далее к решению композиционных задач. Основной целью обучения изобразительному искусству в начальной школе является активизация творческой деятельности учащегося как основного фактора развития личности. Основным средством художественной выразительности у младших школьников является цвет, постепенно к нему прибавляются форма, ритм и композиция. Степень выразительности выполненных работ зависит от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и уровня развития изобразительных способностей.

Библиографический список

    Выготский Л. С. «Психология искусства» [Текст] /Выготский Л. С. изд.: «Пермское книжное издательство» 1999 г. с. 62

    Гильбух Ю. М., 2000. «Психодиагностика»: [Текст] /Гильбух Ю. М. изд. «Просвещение» с.10

    Рубинштейн С. Л. «Человек и мир». [Текст] /Рубинштейн. С изд. «Наука», 2005 с. 94

    Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования

Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров.

Пошаговое развитие композиционного мышления младших школьников:

Одним из видов художественно-образного мышления является композиционное мышление. На это центральное в изобразительном искусстве понятие указывают такие педагоги и искусствоведы, как: Б.М. Неменский, А.В. Свешников, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов. Этот термин более наглядно определяет связь процесса изображения на плоскости и основных законов композиции.

Композиционное мышление направлено в первую очередь на изучение композиции и применение её закономерностей на практике. Н.Н. Волков даёт следующее определение ключевому понятию «композиции»: «Композиция произведения изобразительного искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла». По определению Ветровой И.Б., это понятие приобретает деятельностный характер: «Композиция – это способ и процесс восприятия и отражения окружающего мира в различных формах творческой деятельности».

Развитие мышления ребёнка происходит соответственно изменениям в его художественном восприятии исторического пространства-времени, на что указывают педагоги А.В. Бакушинский, И.Б. Ветрова, Б.М. Неменский, Т.В. Калинина и др. Такой подход ведёт к отождествлению детства ребёнка с «детством человечества». Развитие композиционного мышления ребёнка в сжатом виде проходит те же фазы развития, что и композиция в истории искусства. Процесс обучения ведётся от одной эпохи к другой, начиная с искусства Древнего Египта.

Рассматривая последовательно эпоху за эпохой, педагог знакомит с различными средствами композиции, в соответствии с изменяющимся уровнем мышления детей. Ребёнку надлежит создать «воображаемый музей» с эффектом присутствия известных достижений искусства, поскольку существуют, по мнению А.В. Бакушинского, «параллелизмы в типическом развитии человека индивидуальном и родовом, а также и в характере, особенностях обусловленной этим развитием художественной формы индивидуальной и родовой». Разделение на этапы развития композиционного мышления ребёнка в начальной школе находит своё подтверждение в теории развития художественных способностей по трём возрастным фазам, разработанной А.В. Бакушинским, крупнейшим отечественным теоретиком эстетического воспитания, соединившим в неразрывное целое проблематику современного искусствоведения, знания о развитии детского творчества, оригинальные исследования народного искусства и художественно-педагогическую практику.

Представим эту идею тождественности эволюции композиционных представлений в истории изобразительного искусства и эволюции изображения в детском рисунке в виде описания последовательных шагов.

1. Первый шаг , формирующий основы композиционного мышления в первом классе, соответствует эволюции самых древних композиционных представлений изобразительного искусства - в представления древнеегипетского искусства.

Мышление первобытного человека имеет примитивные формы основных мыслительных операций, отсюда свойственная этому типу сознания – нерасчленённость одушевлённого и неодушевлённого, естественного и сверхъестественного, познавательного и эмоционального, реального и желаемого. Мышление первобытных народов функционирует внутри восприятия, близко к практическим потребностям действия, насыщено плохо контролируемыми эмоциями. Зрительное восприятие происходит на близком расстоянии, что оставляет размеры, форму, цвет без изменения. С одной стороны, внешний мир созерцается как дом и подобие человека, а с другой, строгие геометрические формы помогают оберегать и упорядочивать этот мир.

Говорить с детьми о композиции в 1 классе надо на языке, понятном для них, указывая на аналогии с более изученным зрительным, тактильным, аудиальным восприятием; давая примеры из истории изобразительного искусства, в том числе русского народного; используя метод словесного рисования, а также специально подготовленную по теме сказку, включающую одно из понятий композиции. Тогда, на основе аналогий, понятных детям может родиться история-метафора про композицию.

Например, обучая рисованию животных и растений, можно предложить детям проиграть такую ситуацию, в которой «композиция» – это «дом». Белый прямоугольный дом на листе с 4 углами и магнитом, находящимся в центре. Дом разделён сеткой на отдельные пронумерованные комнаты, с перегородками между ними и лестницами между этажами. По комнатам путешествуют треугольники, квадраты или круги (по выбору). Самые лучшие комнаты находятся в комфортной центральной зоне дома – там больше всего жильцов. Маршруты их передвижения рисуются плавными линиями. В результате образуются узоры в виде знака-созвездия на небе, буквы или цифры. В зависимости от замысла меняется направление линий, их расположение по отношению к центру (вверх, в стороны и вниз), выкладывается схема в виде определённой буквы. Ребёнок должен перейти от фазы разрозненной схемы к «фазе схемы», которая предполагает, что он учится изображать предмет «как символ, как первичную схему».

Сравнивается правая и левая части дома, они могут быть зеркально похожи, как и само животное, как человек, видимые спереди, но могут быть ассиметричны, как животные, видимые сбоку. Далее переходим к контуру персонажа, выделяем его светлым на тёмном фоне или наоборот. Что будет с «животным», когда над ним взойдёт солнце? Изменится настроение, наступит праздник для глаз: светло-серый контур расцветится светлыми или тёмными, холодными или тёплыми цветами, а фон станет контрастным к нему.

Таким образом, в ходе выполнения графических упражнений учащиеся приближаются к определению особенностей композиции.

При выборе цветовой гаммы детям предлагается находить аналогии в природном окружении и работать в ограниченной палитре, с плоскостной передачей локального цвета. Мотивы изображений: геометрические орнаменты, построенные на основе ритмических повторов треугольника, квадрата, креста, с применением сетки; изображения, состоящие из пиктограмм, знаков и буквиц, имеющих символическое значение; растения; животные во фронтальной проекции, либо строго в профиль; схематическое изображение человека; элементы природного окружения.

2. Второй шаг , развивающий композиционное мышление во втором классе, соответствует эволюции композиционных представлений древнеегипетского искусства - в античные представления о композиции.

Античное искусство потеряло свою внутреннюю зависимость от мифа, оно стало подражанием реальной жизни и начало ориентироваться на социальную активность личности. Античные мастера, открыв существование теней, сделали изображение объёмным, с передачей нескольких градаций светотени. В античности признавалась мифологизация цветовых отношений, например, чёрно-белая гамма служила моделью разума.

На этом этапе дети учатся не только слушать мифы и сказки, но и делают свои замечания по развитию сюжета, ведут первые наблюдения природы. Представления о цвете начинают обогащаться трёхзвучием цветовой гаммы при знакомстве с 12-цветным кругом. В каждом упражнении детям предлагается смешивать основные и составные цвета, а также изменять светлоту цвета, этот навык в дальнейшем будет использоваться для передачи светотени. При этом развивается «вкус к цветам, добытым путем смешения, обычно не существующий в раннем возрасте и доставляющий теперь ребенку великую изобретательскую радость» . К упражнениям по декоративному рисованию добавляются орнаменты в круге на основе центральной симметрии; натурные зарисовки натюрмортов, состоящих из одного или двух предметов (фруктов, посуды). Постепенно цвет становится не самоцелью, а средством композиции. Рисование с натуры сопровождается не только зрительным, но и тактильным обследованием предметов. Основные мотивы рисования усложняются, выполняются однофигурные композиции с изображением человека. Как изображается фигура человека? Детский рисунок удивительным образом напоминает изображения древнеегипетских художников, свидетельствуя об аналогичной зрительно-двигательной установке психики на динамику восприятия: голова строится в профиль сначала с одним глазом, туловище и руки в фас, ноги - в профиль.

3. Третий шаг по развитию композиционного мышления в третьем классе, соответствует эволюции композиционных представлений античного изобразительного искусства в представления средневекового искусства.

Человек этой эпохи воспринимает красоту не только телесными органами, но и «духовным зрением», так как в нём раскрывается то, что в мире вещей представлено смутно. Основным принципом создания красоты считается то, что части должны составлять целое изображение. На основе метода «обратной перспективы» средневековые мастера передавали сферичность пространства, разворачивающегося вокруг человека.

В мышлении детей этого возраста начинает проявляться противоречие, как «отражение перелома мировосприятия, смены первичной двигательно-осязательной установки психики установкой зрительной». Внимание детей обращается на пространственные построения, вначале с элементами заслонения, затем перспективных построений предметов.

В сознании ребенка предметы, на которых сосредоточено больше внимания символически изображаются крупнее других, менее значительных. В результате в рисунках встречаются такие нелепости, как изображения человеческой фигуры выше дома, деревьев, а цветка, равного дереву. Поэтому в этот период приобретают важность такие средства композиции, как масштаб и пропорции, выражающие чувство меры, начинающее формироваться в ходе сравнения величин изображаемых вещей. На основе знакомых мотивов дети выполняют два сходных по теме рисунка: «Толстый и тонкий человек», «Крестьянский дом северного и поволжского типа», «Средневековая крепость и готический собор», в каждом парном изображении стремясь выделить изменение размеров по высоте и ширине у одинаковых деталей. Кроме того, дети рисуют многофигурные сюжетные композиции, передающие движение, светотень; иллюстрации к литературным произведениям.

4. Четвёртый шаг, развивающий композиционное мышление в четвёртом классе, соответствует эволюции средневековых композиционных представлений в изобразительном искусстве - в представления искусства Возрождения.

Эпоха Возрождения дала новый способ изображения – прямую перспективу. Это метод целостного глубинного видения пространства и объёма неподвижным зрительным аппаратом с помощью центрального проецирования. Правила линейной перспективы, иллюзорной передачи воздушно-световой среды, открытые в эпоху Возрождения, сделали возможным построение пространства любой глубины и удалённости. Вселенная у художников Возрождения становится бесконечной. У Леонардо да Винчи, А. Дюрера появляются первые формулировки законов композиции, практические руководства по использованию цвета, по перспективным построениям.

В сознании детей этого возраста происходит «изживание двигательно-зрительной установки психики», что проявляется в первых робких поисках иллюзорной проекции, «определяемой уже тем или иным углом зрения и неподвижным положением воспринимающего субъекта», дети вступают в «период зрительной установки психики».

Дети в этом возрасте способны устанавливать единичные причинно-следственные зависимости в отдельных рисунках. Всё чаще учащихся надо подводить к пониманию общих закономерностей композиции.

Новый уровень композиционного мышления у детей 10-11 лет находит выражение в том, что значительную роль в речи начинают играть специальные термины из теории изобразительного искусства. Усложнение и варьирование интенсивности познавательных процессов, сказывается в умении воспринимать и создавать объемно-пространственную форму; несложный сюжет; индивидуальный образ, например, сцену из повседневной и праздничной жизни, с использованием комплекса основных средств композиции, в том числе – простейших перспективных построений.

Таким образом, мышление школьников на занятиях по изобразительному искусству в современной начальной школе формируется на основе пошагового развития, учитывающего проявления «родового начала в творчестве детей», нашедшего подтверждение в исследованиях А.В. Бакушинского.

Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).

Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение - одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела - это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов - «Дама в голубом», Д. Жилинский - «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:

треугольник («Дама в голубом» - пирамидальная композиция), круг («день» - сферическая композиция), квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).

Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл - 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.

В настоящее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования детей. Только за последние годы появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования дошкольников.

Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены пять направления развития ребенка» - одно из них художественно-эстетическое развитие. В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на развитие продуктивной деятельности детей .

Согласно Закону РФ «Об образовании» (раздел 2, статья 26) дошкольного образование в области искусств реализуется в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения.

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться им как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития изобразительного творчества.

Во все времена изобразительное искусство занимало особое место в различных видах деятельности ребенка. Важной задачей для ребенка является овладение композиционными умениями художественно-изобразительной деятельности. Знание и владение композиционными умениями должно закладываться с самого детства. Небольшой уровень овладения композиционными умениями в дошкольном детстве может повлечь за собой большие трудности последующего периода обучения изобразительной деятельности. Затруднениями для дошкольника являются композиционные поиски, это передача выразительности форм, пропорций, цвета и пространства.

Формирование композиционных умений имеет очень важное и ответственное значение. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая может охватить практически любую изобразительную задачу. В изобразительной деятельности проявляются интересы ребенка и темперамент. Так же изобразительная деятельность тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием и воображением), но и с личностью в целом.

В энциклопедическом словаре юного художника содержится определение «Композиция (от лат.compositio- сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область композиции включает и выбор, состав таких элементов» .

Важная роль отводится сюжету, основному компоненту композиционных отношений, так же основным компонентом в выборе композиции в подготовительной группе является стремление добиться глубокого изучения и познания мира, истории, культуры. Такой подход к теме делает интересным воплощение замысла ребенка в любой форме – натурной, исторической или сказочной. К 6-7 годам ребенок должен овладеть приемами создания художественного образа. Ребенок старается использовать выразительность линии, передает различные эмоциональные состояния, чувство и настроение, в этот период ребенок умеет создавать простейшие живописные композиции отражающие взаимоотношения и взаимодействия различных объектов.

Для того чтобы ребенок мог овладеть композиционными умениями воспитателю важно выбирать такие темы для будущих композиций, которые могут поспособствовать расширению кругозора ребенка и обеспечить освоение общекультурных ценностей, личностного миропонимания. В подготовительной к школе группе ребенок распределяет предметы по всей плоскости листа, соблюдая чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в реальном пространстве. Ребенок стремится к правдоподобию, точности и полноте изображения. Это заставляет избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Дети в своих сюжетных работах часто нарушают пропорции предметов, не замечая этого (например, фигура человека выше дома). В выразительном изображении форма служит средством передачи характера образа. Ребенок пытается добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов и определенного расположения фигур. Для того чтобы ребенок мог создать эмоциональную и образную композицию ему необходимо научиться видеть в окружающей среде интересные для него события, персонажей и мотивы.

В подготовительной к школе группе дети могут графически моделировать более сложные отношения между реальными объектами. Композиция, форма и цвет является главными средствами выразительности образа в работах детей. Композиционный строй, ритм и цветовое звучание неразрывно связаны с жизненной почвой образов и являются выражением определенной мысли автора, которым и является ребенок.

Н.А. Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов. Интересно, сто, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности .

Изучение уровня сформированности композиционных умений в аппликации, было осуществлено с помощью методики «Композиция» Ю.А. Полуянова.

Цель: изучить уровень сформированности композиционных умений в аппликации детей подготовительной к школе группы.

Материал: каждому испытуемому выдается: основа аппликации - листок толстой бумаги или картона, тонированных неяркими цветами, одинаковыми у всех испытуемых, каждый размером 12 см × 15 см или немного больше, но тех же пропорций; набор цветной бумаги из 15 разных цветов, каждый лист - размером около 5 см × 9 см (несколько таких же наборов цветной бумаги, но в листах большего размера находятся у экспериментатора на случай, если кому-либо из испытуемых потребуется лист тех же цветов, но большего размера); ножницы; клей; кисточка для клея; лист бывшей в употреблении бумаги для нанесения клея на силуэты; тряпочка для протирания наклеенных к основе силуэтов.

Задание: Детям предлагается придумать интересную картинку на свободную тему, изобразить какое-либо событие. Картинку каждый придумает сам - свою, а не такую, как у других. Испытуемые рассаживаются по одному на более значительном расстоянии друг от друга.

Экспериментом были охвачены дети подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «А» в количестве 26 человек

В ходе наблюдения и диагностического обследования нами были определены уровни формирования композиционных умений в аппликации у детей подготовительной к школе группы: низкий, средний, высокий, был проведен количественный и качественный анализ.

Таблица1.

Уровни композиционных умений детей

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Композиция

  • Работа располагается по всему листу
  • Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов
  • Использует разнообразные способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом, размером, динамикой)
  • Работа располагается на полосе листа
  • Есть незначительные искажения в пропорциональности предметов
  • Использует некоторые способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом или размером, или динамикой)
  • Расположение на листе не продуманно, носит случайный характер
  • Пропорциональность разных предметов передано не верно
  • Не использует способы выделения сюжетно-композиционного центра

К высокому уровню сформированности композиционных умений в аппликации мы отнесли 15% детей, так как 4 ребенка (Диана У., Женя В., Рома Ж.) располагали свою работу по всему листу, соблюдали пропорциональность в изображении разных предметов.

К среднему уровню сформированности данного критерия было отнесено 23% детей, т.к. 6 дошкольников (Артем З., Ева О., Данил Я., Катя У., Митя Я., Лиана Ю.), их работы располагается на полосе листа, есть незначительные искажения в пропорциональности предметов. При изготовлении аппликации Лиана Ю. и Ева О. допускали ошибки, их работы располагались не по всей поверхности листа, а лишь на полосе. Митя Я., Артем З. и Катя У. допускали не значительные искажения в пропорциональности предметов.

К низкому уровню сформированности исследуемого критерия нами было отнесено 62% детей, т.к. 16 детей, у которых композиция на листе представлена не продуманно, носит случайный характер, пропорциональность разных предметов передано неверно. При изготовлении аппликации Ярослав С., Ульяна Х., Саша Х. и другие дети, имеющие низкий уровень композиционных умений постоянно путались в создании изображения. Так, Ярослав К. путал место расположения детали, а вот, например, Даша Л. в хаотичном порядке располагала формы на поверхности, её работы было очень сложно назвать композицией. Другие дети, имеющие низкий уровень сформированности композиционных умений постоянно путались в создании изображения.

Полученные данные можно представить в гистограмме.

Рис 1. Результаты сформированности композиционных умений

Исходя из результатов обследования, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы по формированию композиционных умений. Анализ современных подходов к решению задачи формирования композиционных умений дошкольников свидетельствует о необходимости реализации технологии формирования композиционных умений детей подготовительной к школе группы..

Список литературы

1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. -М., 1972.

2. ФГОС ДО (утв. Приказом МОиН РФ от 17 ноября 2013 г. №1155 //Российская газета, Федеральный выпуск, 25 ноября 2013. №;6241

3. ФЗ «об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-фз. Режим доступа: http://www.Edu.Ru/abitur/act.30/index.Php#tabl_conts

4. Энциклопедический словарь юного художника./Под ред. И.И.Платоновой, В.Д.Симонова/. -М., 1983.