Сложение в пределах 3. Сложение и вычитание в пределах трех план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок по математике.

«Сложение и вычитание в пределах 3»

Цель :

Образовательная: закрепить знания по нумерации чисел в пределах 3, формировать вычислительные навыки, умение математически правильно читать выражения, умения решать задачи;

Воспитывающая: прививать интерес к предмету математике, любовь к книге, воспитывать аккуратность;

Коррекционно-развивающая: развитие зрительного восприятия, вычислительных навыков, коррекция памяти, мелкой моторики, функций анализа и синтеза при решении задачи.

Планируемые результаты : учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете; анализировать действия по выполнению счета и управлять ими; сотрудничать со сверстниками. Сравнивать предметы по различным признакам.

Личностные УУД : развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение организовать место для занятий.

Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД : строить диалог, учитывать позицию собеседника (соседа по парте),др.учеников.

Регулятивные УУД : принимать и у читывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания.

Информационно-технологические ресурсы : мультфильм для физ. минутки «Зарядка с мышкой».

Формы организации УПД учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Виды работ: Контроль за действием. Контроль качества.

Работа в тетрадях.

Учебно-материальное оснащение урока (оборудование): сказочные герои: Дюймовочка, лягушка, жук, крот, ласточка, Эльф; счетный материал: счетные палочки, цифры, геометрические фигуры; картинки: цветы, листья, зернышки.

ХОД УРОКА

I .Орг. момент.

Цель: организовать общую готовность детей к уроку со стороны учебной деятельности, концентрацию внимания.

Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня нас ждет путешествие в сказку, а в какую, попробуйте угадать.

«Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот такая девочка, как она мила!»

Кто это? (Дюймовочка)

II . Актуализация знаний (повторение).

Представляете, ребята, пока Дюймовочка спала, кто-то утащил её в болото. Слушайте загадку:

1 ) «На болоте кто живет? Громко квакая поет?

Спит в кувшинках – без подушки? Это видимо…» (лягушка)

Утащила лягушка нашу девочку к себе в болото и чтобы Дюймовочке выбраться, нужно кувшинки, которые на болоте сложить по величине, от самой большой до самой маленькой.

Молодцы! Выручили Дюймовочку.

Но нашу девочку ждало следующее испытание.

2) «Он рогатый и усатый, многоногий и крылатый,

Издает гудящий звук при полете толстый…» (жук)

Ребята, жук сейчас утащит Дюймовочку.

Лапок слева (3), - крыльев черных(2), крыльев белых(2) - рожек(2)

(И посчитайте моих друзей: стрекоз, бабочек, улиток, кузнечиков, жучков)

Молодцы! Жук улетел!

Ребята, но это еще не все, ждет нашу девочку следующее испытание:

«Пол в кладовке прогрызет, все запасы поедает,

Серый, маленький воришка, как зовут? Конечно…» (мышка)

Ребята, теперь мышка хочет утащить нашу девочку. Мышка любит очень быстро бегать. Давайте поможем убежать Дюймовочке убежать и выполним задание мышки.

ФИЗ. МИНУТКА «МЫШКИНА ЗАРЯДКА»

Убежала Дюймовочка.

Бежала, бежала Дюймовочка и вдруг увидела…

III . Работа по полученным знаниям и умениям.

1) «Этот зверь живет в земле

Там он прячется, во мгле.

Роет зверь подземный ход. Угадайте, это…» (крот)

И так, ребята, все- таки утащил Крот нашу девочку под землю и сказал, пока ты не сосчитаешь мои припасы, я не отпущу тебя на волю.

Считаем припасы Крота. (зернышки)

1+1= 3-1=

2+1= 3-2=

(на доске)

Молодцы! Отпустил крот Дюймовочку.

IV . Применение полученных знаний и умений.

1) - Побежала Дюймовочка и увидела ласточку, лежала ласточка на земле и помощь ждала. Сейчас нужно выполнить задание в тетрадках:

вставить пропущенные цифры. И один у доски.

12. 1.3 .23

Вылечила Дюймовочка ласточку. Села девочка на ласточку и полетели они в теплые края. Повстречала Дюймовочка Эльфа и стали они там садить цветы на клумбах.

(1) (2) (3)

Расположите цветы на грядках. Молодцы! Какая красота.

IV . Итог урока.

Ребята, где мы с вами побывали?(в сказке)

Кому помогали? (дюймовочке)

А как помогали? (считали, решали)

Дюймовочка всех благодарит за помощь и угощает вас своими дюймовочными конфетами.

Конспект открытого урока

Дата проведения: 26.11.14.

ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.

Класс: 1

Тип урока: закрепление и систематизация знаний

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 3.

Цель урока: Закрепление умения находить результат арифметических

Действий сложения и вычитания в пределах 3.

Виды задач

задачи

Коррекционно-образовательные

Закреплять знание нумерации чисел в пределах 3;

Закреплять знание состава чисел 2,3;

Развивать умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание и правильно записывать их;

Продолжать формировать умение решать простые задачи;

Продолжать формировать геометрические представления о треугольнике;

Коррекционно-развивающие

Развивать логическое мышление при работе с загадками;

Развивать долговременную память;

Развивать зрительно-моторную координацию в процессе выполнения задания геометрического характера; - развивать стереогноз на основе узнавания предметов путем их ощупывания;

Коррекционно-воспитательные

- воспитывать умение слушать учителя, одноклассников;

Воспитывать интерес к предмету через использование компьютерных технологий;

Воспитывать чувство взаимовыручки;

Воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ;

Оборудование:

кассы цифр, магнитные цифры и знаки действий, пластмассовые цифры и знаки действий, «волшебный мешочек», карточки для индивидуальной работы с дифференцированными заданиями, тетради, фигуры для счета, таблица состава чисел 2, 3, цветные карандаши (зеленый, красный), игрушка Буратино, рисунки с Буратино для оценивания, фишки-монетки, контуры геометрических фигур, указка, ключик, интерактивная доска, презентация урока.

Методы:

Словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная устная работа с классом, практическая работа с использованием интерактивной доски, индивидуальная работа в тетрадях, самостоятельная работа.

Технологии: проблемный и дифференцированный подход, комментированное решение примеров и задач, рефлексия, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая, зрительная гимнастика, динамическая пауза).

Ход урока

Слайд 1

Мобилизующий этап

  • Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи и успешности в придачу!

Актуализация опорных знаний и представлений

Ребята! Вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок математики. Мы отправимся в волшебный мир одной удивительной сказки. Угадайте - какой.

  • У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный.

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный. Кто же это? (Буратино).

Как вы догадались? Какие слова подсказали отгадку?

Буратино приготовил для вас волшебный мешочек. Определите, что в нём лежит. (Учитель вкладывает в ладошку ученика предмет из мешочка с просьбой назвать этот предмет: пластмассовые цифры 1, 2, 3, арифметические знаки: +, -). С этими числами и знаками мы будем работать сегодня на уроке.

Слайд 2

  • В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них!

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло.

Слайд 3

Помните, как папа Карло смастерил деревянного человечка, купил ему азбуку и оправил в школу? Только вместо школы Буратино попал в театр и остался без азбуки. Постараемся вернуть ему важную книгу? Для этого нужно правильно выполнять задания, отвечать на вопросы, аккуратно писать в тетради. Наградой за труд будут волшебные золотые монетки, на которые Буратино купит себе новую азбуку.

Слайд 4

Вспомните, кто хотел научить Буратино решать примеры? Поможем ему справиться с заданиями Мальвины?

Вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Покажи ответ». (Работа с кассами)


Устный счет

I-II гр.

Слайд 5

Нумерация чисел в пределах 3

Какое число находится на первом месте

Какое число находится на втором месте

Какое число находится на третьем месте

Покажите и назовите соседей числа 2

Какое число стоит справа от числа 1

Какое число стоит слева от числа 3

Слайд 6

Какое число пропущено

1 … 3; …2 3; 1 2 …; 3 2 …; 3 … 1; … 2 1.

Слайд 7

Сравнение чисел в пределах 3

1=… 1…

Слайд 8

Обозначение предметного множества числом и цифрой

Сосчитайте и покажите число:

Сколько ключиков на картинке?

Сколько Мальвин?

Сколько кукол Буратино?

Слайд 9

Соотнесение количества звуков с числом и цифрой

Помните, как Карабас –Барабас и Дуремар кидали кости в кувшин, где спрятался Буратино. Внимательно слушайте, считайте и покажите нужную цифру.

Сколько костей кинул Карабас –Барабас?

Сколько костей кинул Дуремар?

(вне поля зрения детей учитель стучит 2 раза, один раз)

III гр.

Выложить прямой числовой ряд по образцу

1 … 3; …2 3; 1 2 …;

Считают вслух с опорой на числовой ряд

Слайд 10

Слайд 11

Минутка чистописания

Пальчиковая гимнастика

Мы замочком постучали,

Записать цифру 3 (показать направление написания цифр карандашом в воздухе).

Слайд 12

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Сообщение темы и цели урока

Иллюстрирование примера рисунком

Слайд 13

Лиса Алиса и кот Базилио охотились за золотыми монетами Буратино.

Они выманили его из чулана, привели на пустырь, уговорили закопать деньги в землю.

Слайд 14

А потом сыщики бросили Буратино в пруд.

Буратино сегодня потребуется наша помощь. Постараемся помочь ему?

Знаете, что для этого надо делать? Все очень просто – правильно решать примеры на сложение и вычитание с числами 1, 2, 3. Справимся? Так мы сможем позвать к Буратино черепаху Тортилу.

Составление примера по рисунку

Слайд 17

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Мы справились с заданиями. Позвали на помощь черепаху Тортилу. Она выручила Буратино и пообещала подарить ему золотой ключик.

Слайд 18

Физкультминутка

Снятие общего утомления мышц через выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение.

Утомились не на шутку, надо сделать физминутку.

Систематизация и обобщение знаний

Слайд 19

Набирает у вас Буратино золотые монетки, чтобы купить азбуку? А еще он хотел купить куртку папе Карло. Постараемся помочь Буратино? Тогда потрудимся над задачей.

Слайд 20

Составление задачи по рисунку

I гр.

(самостоятельная поэтапная запись решения задачи)

II гр

(с направляющей помощью)

- Рассмотрите рисунок.

Сколько лягушек было сначала? Что произошло потом?

Придумайте условие задачи. Используйте слова: было, поймала.

Поставьте вопрос. Используйте слова: сколько стало .

Лягушек стало больше или меньше, чем было?

Какое арифметическое действие надо выполнить?

Расскажите: Лягушек стало меньше, чем было. Значит надо выполнить вычитание, в примере ставим знак «минус».

Выполните решение.

Подчеркните ответ. Назовите ответ.

3л.-1л.= 2л.

  • Прочитайте решение разными способами.

III гр.

(обведение решения и наименований в задаче по контуру с самостоятельной записью числа в ответе и подчеркиванием ответа)

3л.-1л.= …л.

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Слайд 21,22

Закрепление

Теперь у Буратино есть золотой ключик. Можно открывать потайную дверцу. Но на этот раз волшебные слова «крекс, фекс, пекс» почему-то не действуют. Придется попробовать другой способ. Тортила передала вам примеры. Правильные ответы помогут открыть дверцу.

Зрительная гимнастика

Следить глазами за передвижением золотого ключика по контуру геометрических фигур треугольника, квадрата, круга.

Самостоятельная работа

Слайд 23

Решение примеров на индивидуальных карточках.

Проверка

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Геометрический материал

Построение треугольника по точкам, штриховка в заданном направлении, раскрашивание.

Пальчиковая гимнастика

  • На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? (Пальцы в замочек)

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели. Мы замочек покрутили

И открыли! (Показать ладошки)

Ура! Открыта заветная дверца! Что за ней оказалось? Кукольный театр «Молния»!

Слайд 24

Буратино очень рад тому, что вы так дружно ему помогали, он так весело танцевал на сцене, что потерял колпачок. Выручите своего друга еще разок?

Слайд 25

Соедините точки. Какая фигура получилась? Заштрихуйте треугольник прямыми линиями слева направо. На что похож треугольник? Можно дорисовать кисточку и раскрасить полоски. Вот и найдется колпачок для Буратино.

Оценивание (комментарий, фишки – монетки сольдо)

Итог урока

Мы сегодня славно потрудились.

Что делали на уроке? (Решали примеры, задачу, рисовали треугольник)

Слайд 26

Какие действия выполняли?

С какими числами решали примеры?

Из каких чисел состоит число 2?

Из каких чисел состоит число 3?

Слайд 27

Рефлексия

Вам понравилось работать на уроке?

Было легко или трудно?

Сколько монеток набрали?

Буратино сможет купить себе азбуку и пойти учиться в школу.

Слайд 28

Добрая сказка с хорошим концом

В школьных делах пригодится во всём.

В сказочном царстве мы побывали

Добрых поступков свершили немало.

Урок окончен.


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Урок математики в 1 классе специальной
(коррекционной) школы VIII вида по теме:
« Сложение и вычитание чисел в пределах 3»
Выполнила:
учитель начальных классов
Портянская Светлана Николаевна
1

г. Балахна
Содержание работы
1. Вступление стр. 3
2. Описание исходного уровня ЗУН стр. 4
3. Темы, цели, задачи, оборудование урока стр. 5
4. План урока с хронометражем стр. 6
5. Конспект урока с теоретическим обоснованием стр. 7
6. Самоанализ урока стр. 13
7. Список литературы стр. 15
2

Вступление
Обучение математике в 1 классе специальной (коррекционной) школе является достаточно
традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагога по отбору методов и
приёмов обучения, направленную на более успешную реализацию целей и задач урока, на наиболее
эффективное овладение учащимися учебным материалом на примере урока математики в 1 классе
специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Сложение и вычитание в пределах 3».
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал психолого­педагогической и методической литературы.
2. Составить характеристику класса в процессе изучения индивидуальных особенностей
учащихся и уровня исходных знаний по математике.
3. Подобрать методы и приёмы для успешной реализации целей и задач урока.
3

Описание исходного уровня ЗУН учащихся
Класс состоит из 8 человек. Учащиеся находятся в стадии школьной адаптации; классный
коллектив ­ в стадии формирования.
В результате наблюдений за учащимися на уроках, анализируя письменные работы,
учитывая индивидуальные возможности усвоения программного материала по математике, я
выделила 3 группы учащихся.
Для первой группы (Диана К., Люба Д.) овладение знаниями не представляет
трудностей. Учащиеся пользуются фразовой речью, поясняют свои действия, им не всегда нужна
предметная наглядность, запоминают состав изученных чисел, используют приобретенные знания,
понимают конкретный смысл простых арифметических задач. У детей этой группы нет грубых
нарушений моторики рук, поэтому они успешно справляются с заданиями геометрического
характера.

Учащиеся второй группы (Аня П.; Настя П.; Максим Рм.) испытывают на уроке
математики некоторые затруднения. Им необходимо осуществлять предметно­практические
действия для усвоения состава чисел, для выполнения арифметических действий сложения и
вычитания.
Простые арифметические задачи решают тогда, когда они иллюстрированы. Моторика рук нару
шена, при выполнении геометрических заданий испытывают трудности.

Для учащихся третьей группы (Дима Л., Максим Рм.) необходима организация пред­
метной деятельности с комментариями учителя. Дети не владеют фразовой речью.
Запоминание затруднено. Грубые нарушения мелкой моторики рук. Работоспособность на низком
уровне. Учащиеся нуждаются в постоянной помощи учителя.

Таблица уровня ЗУН учащихся класса по математике.

ФИ
учащихся
Люба Д.
1
2
Диана К.
Дима Л.
3
4
Аня П.
Настя П.
5
6 Максим Рм.
Нумерация
Состав
чисел 2,3
Сложение в
пределах 3
Вычитание
в пред. 3
Х
X
ХХХ
Х
Х
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Решение
задач
ХХ
ХХ
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Геометр.
материал
Х
Х
ХХХ
ХХХ
ХХ
ХХ
4

7 Максим Рб.
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
ХХ
X
Способны выполнить задания на наглядно­практическом уровне и на уровне
представлений.
XX
XXX
Способны выполнять на наглядно­практическом уровне.

Не способны выполнять даже с помощью учителя.
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 3
Цель: Закрепить умение находить результат арифметических действий сложения и
вычитания в пределах 3.
Задачи: 1) Закрепить знание состава чисел 2, 3.
2) Закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание
в пределах 3 и правильно записывать их.
3) Развивать мышление учащихся на основе решения задач.
4) Учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдением требований к
грамматическому оформлению фразы.
5) Развивать цветовые представления, пространственную ориентировку,
мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрического
характера.
6) Создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.
7) Воспитывать умение слушать учителя, одноклассников.
8) Воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ.
Оборудование:








числовой ряд 1­10,
таблица «Состав чисел 2, 3»,
индивидуальные конверты с цифрами 1­9,
предметные картинки с изображением петушка, цыплят, лесной поляны, ежика, белки,
грибов, яблок,
рисунок «Бусы»,
кружки красного, синего, желтого цветов,
карточки для составления примеров,
5




дидактическое пособие «Сосчитай»,
счетные палочки,
мешочек с пластмассовыми цифрами 1, 2, 3, знаками «+», «­»,
наборное полотно.

План урока с хронометражем
6

Этапы
урока.
Оргмомент.
Этап урока
учащихся.
Деятельность учителя и

­Школьный прозвенел звонок,
начинается урок. Все готовы.
Молодцы! Садитесь! Сели красиво,
правильно. (Учащиеся садятся на
свои места).
Теоретическое обоснование.

Организованное начало урока
Хронометраж
настраивает учащихся на работу.
(40 минут)
Контроль за соблюдением правил
посадки способствует сохранению
здоровья детей.

I. Оргмомент.
1
Сообщение
темы и цели
урока.
1
ного компонента учебной
(эмоциональный
Постановка учебной задачи способ­
ствует формированию мотивацион­

деятельности
приём), введение сказочной ситуа­
ции повышает интерес, активизи­
рует деятельность учащихся.

IV. Повторение пройденного материала.

III. Устный счет.
волшебный
­Ребята, вы знаете, что сейчас
проходит месячник математики.
II. Сообщение темы и цели урока.
Царица Математика оставила для
вас
мешочек.
Определите, что в нём лежит.
(Учитель вызывает ученика к доске,
вкладывает в ладошку предмет из
мешочка с просьбой назвать
предмет: пластмассовые цифры 1, 2,
3, арифметические знаки: +, ­).
­Сегодня на уроке мы будем решать
примеры на сложение, вычитание с
этими числами.
­Что ещё есть в мешочке, вы узнаете
в конце урока,
если будете
правильно выполнять задания,
будете активны,
старательны,
потому что царица Математика
любит
и
внимательных детей.
трудолюбивых

VI. Закрепление изученного материала.
V. Физминутка с речевым сопровождением.
VII. Физминутка с речевым сопровождением.
4
1
10
2
Устный счёт.
VIII. Решение арифметической задачи.
7
IX. Геометрическое задание.
­На урок к нам пришёл голосистый
гость в красивой пёстрой одежде.
Кто это? (Петух).
­Что любит Петушок клевать?
(Петушок любит клевать зёрнышки,
крошки, крупу, червячков).
сколько
­Сейчас мы узнаем,
зёрнышек
Петушок.
Разложите карточки с цифрами,
слушайте внимательно.
нашёл

(подвижная).
X. Дидактическая игра «Назови соседей»
6
Включение игровой ситуации,
введение персонажа способствует
сосредоточению внимания, помогает
удерживать его нужное время,
активизирует
мыслительную
деятельность.
2
Коррекция слухового восприятия,
произвольного внимания.
Фронтальная работа способствует
прочному усвоению учебного

XI. Итог урока.
2
7

Повторение
пройденного.
(Учитель стучит карандашом по
столу,
имитируя стук клюва,
учащиеся поднимают карточку с
цифрой).
­А сейчас посчитайте, сколько
крошек нашёл Петушок.
(Дидактическое пособие
«Сосчитай». На круге, разделённом
на сегменты, учитель стрелкой
показывает на числовые множества.
(Учащиеся поднимают карточку с
цифрой).
­ Молодцы! Соберите
карточки.

материала всеми учащимися.
При счёте звуков счётное действие
приобретает обобщённый характер.
В пособии «Сосчитай» точки
расположены вразброс, в наклонных
рядах – это помогает преодолеть
стереотипность мышления, т. к. дети
используют навык счёта при любом
расположении предметов. (2, 3
группы по В. В. Воронковой).
Фронтальная работа по закреплению
счётных навыков; умение соотносить
число предметов с цифрой.
Услышал Петушка маленький цып­
лёнок и прибежал на петино «ку­ка­
ре­ку ».
­Сколько стало птиц? (Птиц стало
две).
­Как получили число 2?
(Один петушок и один цыплёнок,
будет две птицы.)
Слабые учащиеся работают счётны­
ми палочками.
­Прибежал ещё один цыплёнок.
­Сколько всего цыплят?
(Всего два цыплёнка.)
­Сколько петушков?(1)
­Сколько всего птиц?(3)
Слабые учащиеся пересчитывают
счётные палочки.
­Как получили число 3?(К двум при
бавили 1, к одному прибавили два.)
­Из каких двух чисел состоит число
3? (2 да 1, будет 3;1 да 2,будет 3).
Этап повторения – один из важных
этапов урока, т.к. у/о дети склонны к
медленному запоминанию и быст­
рому забыванию.
Метод объяснительно­иллюстратив­
ный в сочетании с наблюдениями и
практической деятельностью уча­
щихся, т.к. мышление у/о детей на­
глядно­практическое.
Метод обучения по способу рассуж­
дения – индуктивный, обусловлен
методикой.
Учащиеся 2 группы «ведут» за собой
учеников 3 группы,что способст­
вует более быстрому запоминанию
учебного материала.
Индивидуальная работа с уч­ся 4
группы, для которых необходима
организация предметно­практичес­
кой деятельности.
Наглядность помогает подвести уче­
ников к обобщению, выводу.
Физминутка.
1,2,3,4,5­все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже;
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко­легко подышим.
Предупреждение утомляемости,
повышение работоспособности,
развитие ритмической памяти.
8

­Молодцы! Садитесь!
Закрепление
изученного
материала.
1.
­Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл,
Два под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет в плетёной
корзине?
­Сколько грибов ёжик нашёл под
берёзой? (Под берёзой ёж нашёл 2
гриба).
­Сколько грибов ёж нашёл под
осиной? (Под осиной ёж нашёл 1
гриб).
­Сколько грибов всего нашёл ёжик?
(Ёжик нашёл 3 гриба).
­Составьте пример. (2+1=3).
­Прочитайте его. (Учащиеся
считают разными способами: два
плюс один равно три; два да один,
будет три; к двум прибавить один,
получится три).
­Запишем пример в тетрадь.
(Учащийся 1 группы записывает
пример на доске).
­Три яблока из сада Ёжик
притащил.
Два самых румяных белке подарил.
С радостью подарок Белка
приняла.
Сколько яблок на спине Ежа?
(Приложение, рис. 6).
­Сколько у ёжика было яблок? (у
ёжика было 3 яблока).
­Сколько яблок он подарил
белочке? (Он подарил белочке 2

Метод обучения по характеру
познавательной
деятельности
учащихся и участия учителя в
учебном процессе – объяснительно­
иллюстрированный в связи с
особенностями мышления у/о
школьников.
Учащиеся 2, 3 групп работают по
демонстрации на доске, учащиеся 4
группы с помощью счётных палочек.
Дифференциация: дать возможность
более
учащимся
организовать
самостоятельный
поиск, слабым учащимся необхо­
дима материализация действий.
сильным

Использование системы вопросов
способствует развитию активности
учащихся, мышления.
Выбор ориентировочной основы
действия осуществлён с учётом
уровня
сформированности
компонентов учебной деятельности.
Развитие устной речи, контроль за
правильностью
построения
предложений.

Индивидуальная помощь учащимся 4
группы в ориентировке на тетрадном
листке, контроль за соблюдением
правил оформления письменных
работ.
9

2.
3.
Физминутка.
яблока).
(Один учащийся выполняет
действие с картинкой у доски).
­Сколько яблок у него осталось? (У
ёжика осталось одно яблоко).
­Составьте пример.
­Прочитайте его.
­Запишите в тетрадь. (Один
учащийся на доске).
­Сколько шариков на первой
картинке? (на картинке 3 шарика).
­Что изменилось на второй
картинке? (Один шарик покатился).
­Сколько шариков осталось?
(Осталось два шарика).
­Составьте пример. (3­2=1) (Устно).
­Сколько шариков на первой
ступеньке первой картинки?
(На верхней ступеньке один шарик).
(Приложение, рис. 7б).
­Что изменилось на второй
картинке? (Один шарик покатился к
двум шарикам).
­Сколько стало шариков? (Их стало
три).
­Составьте пример. (1+2=3)(Устно).
­Составьте пример на сложение,
чтобы в ответе было три? (2+1=3;
1+2=3).
­Составьте примеры на вычитание,
чтобы в ответе было число один?
(3­2=1;2­1=1)
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой –раз, правой ­ два,
Посмотрите на меня.
Все захлопали в ладоши дружно,
Веселей.
Застучали наши ножки
Громче и быстрей.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Ручки,ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте повернулись
Этот приём способствует овладению
смыслом арифметических действий.
Перенос закрепления приёма
сложения и вычитания в пределах 3
на абстрактный уровень. Закрепление
выстроено от простого к сложному: с
помощью наглядного материала (4
группа учащихся – счётный
материал) к более абстра­
гированному (2 группа).
Активизация воображения, развитие
мышления, внимания.
Проверка степени усвоения счётного
навыка, развитие аналитико­синте­
тической деятельности.
Предупреждение
утомляемости,
концентрация внимания, развитие
артикуляции.

Решение
простой
ариф. задачи.
И остановились.
­Ребята,откройте учебники по за­
кладке(с.90№ 60).
1.Знакомство с задачей.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Учитель читает задачу.
2.Работа над содержанием задачи.
­О ком говорится в задаче?
(В задаче говорится о лисятах.)
­Сколько играло лисят?
(Играло трое лисят.)
­Сколько лисят убежало?
(Два лисёнка убежали.)
Что спрашивается в задаче?
(Сколько лисят осталось?)
3. Поиск решения.
­Представим, что лисята это круж­
ки.
­Выложите на наборное полотно
столько кружков, сколько было ли­
сят.
­Как показать, что двое лисят убе­
жало?
(Уч­ся убирают два кружка.)
­Сколько лисят осталось?
(Остался один лисёнок.)
­Каким действием решали задачу?
(Задачу решали вычитанием, из трёх
вычитали два.)
4.Запись решения, формулировка
ответа.
Один ученик записывает решение
на доске, самостоятельно выбирая
наименование, остальные ­ в
тетради.
Устно формулируют ответ.
Соответствует методике обучения
решению задач учащихся 1класса
спец.­кор. школы.
Иллюстрация способствует конкре­
тизации содержания.
Наглядный метод обучения сопро­
вождается словесными пояснениями.
Коррекция произвольного внимания,
мыслительных процессов (анализа,
синтеза), речи (составление словесно
го отчёта.)
Конкретизация смысла действия
вычитания.
Дифференциация по уровню разви­
тия ребёнка (учащиеся 2,3 группы
выкладывают кружки, уч­ся 4 груп­
пы и некоторые ученики 3 группы
отвечают на вопросы: «Сколько
положили кружков?» и т.д.
Опора на визуальный канал восприя­
тия.
Индивидуальная форма работы на­
правлена на коррекцию недостатков
восприятия уч­ся 3,4 групп.)
Формирование навыка самоконтроля
по ходу деятельности.
Помощь учащимся с сильным под­
вижным типом ЦНС.
Геометрич.
задание.
­Ребята, у одной девочки были кра­
сивые бусы.
­Нечаянно она их порвала, и бусин­
ки рассыпались. Помогите девочке
собрать бусы.
Учащиеся называют порядок
расположения бусинок по цвету,
величине. Коллективно составляют
бусы из цветных кружков.
Повторение правил штриховки.
Коррекция пространственных, цве­
товых представлений,мелкой мото­
рики рук.
Репродуктивная деятельность уч­ся.
Метод обучения по степени взаимо­
действияучителя и ученика – само­
стоятельная работа.
Опора на тип ЦНС (ученики с силь­
ным подвижным типом НС работа­
ют у доски.)
11

КСКОУ ОО «Дмитровская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

Открытый урок

по математике в 1 классе

Тема:

«Решение примеров на сложение в пределах 3»

Подготовила и провела

учитель 1 класса

Савина Н.В.

2014год.

Урок математики в 1 классе.

Тема: « Решение примеров на сложение в пределах 3».

Цели:

Образовательная: закрепить знания по нумерации чисел в пределах 3, формировать вычислительные навыки, умение математически правильно читать выражения, умения решать задачи;

Воспитательная: прививать интерес к чтению, любовь к книге, воспитывать аккуратность;

Коррекционно- развивающая: развитие зрительного восприятия, вычислительных навыков, коррекция памяти, мелкой моторики, функций анализа и синтеза при решении задачи.

Оборудование: цифры, геометрические фигуры, пластилин, счётные палочки, смайлики, математическое лото.

Ход урока

I Организационный момент.

Речёвка.

- Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня нас ждет путешествие в сказку. А в какую, попробуйте угадать.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (колобок)

II Актуализация знаний.

Жил на свете колобок,

Колобок – румяный бок.

Он из сказки укатился

И сегодня к нам, ребята,

На урок он прикатился. (Изображение колобка)

Что напоминает колобок? Какую форму он имеет?

Колобок очень хочет посмотреть, как вы научились работать на уроке, правильно сидеть за партой, выполнять все задания учителя. Он принес вам книгу со сказками, вы познакомились уже со сказкой «Колобок». Вы готовы отправиться вместе с Колобком по математическим дорожкам?

Тогда в путь!

Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по тропинке. А навстречу ему кто?

Зайчик.

III Устный счет.

1.- Посмотрите, какая красивая поляна. Давайте выполним задание зайчика считать и сравнивать.

Посчитайте сколько ромашек? Найдите соответствующую цифру.

Сколько колокольчиков?

Сравните каких цветов больше?

Что меньше 3 или 2?

Сколько бабочек?

Сколько стрекоз?

Кого меньше?

Какое число больше? (2 или 1)

2. Какого числа не хватает.

1…3 1 2 … … 2 3 … … 3

3. Разместите геометрические фигуры на плоскости.

IV . Сообщение темы и цели урока.

1. - Поможем волку выполнить задание?

Поиграем в «Лото»

Физкультминутка.

2. Медведь

3. Игра «Что изменилось?»

4. Реши задачу.

Лиса.

5. Пальчиковая гимнастика. Рисунки из манной крупы.

9. Математический диктант.

    2 3 3 2 1 1 2

V. Итог урока.

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и спасли Колобка.

Что мы повторили сегодня на уроке?

Какое задание вам понравилось больше всего?

С какими трудностями встретился Колобок?

Что вы сделали, чтобы ему помочь?

Какие русские народные сказки вы хотели бы еще использовать на уроке?