Как провести самоподготовку в коррекционной школе. План-конспект занятия самоподготовки в коррекционной школе VIII вида

Анализ самоподготовки.

Самоподготовка проведена в 7 классе, согласно календарно – тематическому планированию. В классе обучается 9 человек. На момент проведения самоподготовки все учащиеся присутствовали. Успеваемость по предметам 100%. 6 человек являются хорошистами (Трубочкин Д., Чернов М., Моисеева И., Шилов Д., Галахов С.) По уровню развития класс можно разделить на 2 уровня. Эти группы не являются постоянными, распределение по уровням зависит от учебных предметов и сложности учебной программы. Ребята очень активные, эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях. Психологическое обоснование занятия включает доказательство того, что:

Сформулированная триединая дидактическая цель (ТДЦ) занятия соответствует возрастным возможностям учащихся и задачам их развития на данной возрастной ступени;

Структура, содержание и весь стиль занятия направлены на достижение

поставленной ТДЦ;

На занятие предусмотрено создание условий для реализации основных

компонентов учебной деятельности учащихся(учебно-познавательных

мотивов, целеполагания, действий контроля и самоконтроля развития самостоятельной работы учащихся.

Цели: Цели:

1.Формирование у детей умений и навыков самостоятельной работы

2. Создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроке в самостоятельной работе.

3. Воспитывать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять домашние задания.

2.Обращаться за помощью в случаях затруднения.

3.Планировать свою деятельность.

4.Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.

5.Самостоятельно проверять выполненную работу

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная самостоятельная работа, парная: ученик- консультант.

Формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя.

Технологии занятия: элементы технологии критического мышления, технология дифференцированного обучения.

Организуя работу по выполнению домашнего задания, главное для меня, создать необходимые условия для качественного выполнения домашних заданий.

В процессе организации самоподготовки, я учитывала, следующие факторы: уровень подготовленности учащихся по данным предметам, индивидуальные и психологические особенности каждого ученика, круг его интересов и способнностей. При проведение самоподготовки был реализован принцип личностно – ориентированного подхода учащимся. Все занятие направлено на всесторонние развитее и совершенствование полученных умений самостоятельной работы, формированию навыков рационального использование учебного времени. Известно, что от того, насколько организованно, чётко, продуманно учитель начнёт самоподготовку, зависит и результат работы, и активизация всех этапов, и организация учащихся во время подготовки. Во время проведения самоподготовки я дифференцированно подхожу к различным группам. Первая группа получает чаще всего полную самостоятельность и работает в паре или группой. В неё входят учащиеся, легко усваивающие учебный материал и обладающие определёнными навыками и умениями самостоятельной работы. Вторая группа – это дети, усваивающие материал, но имеющие ряд трудностей, неуверенные в себе, нуждающиеся в контроле правильности выполнения домашних заданий, или небольшой помощи с моей стороны. Они могут получить свободу действий на определённом этапе или при выполнении несложных заданий. Группы могут меняться по составу с учётом взаимной симпатии, общего развития, сочетания сильных и слабых.

Дети умеют делать самостоятельные записи в тетрадях, работать с учебниками, таблицами, дополнительным материалом. Контролирующую функцию провожу в процессе самоподготовки путем фронтально комментирования проверки выполненной работы учащимися, анализа результатов выполнения взаимопроверки и другими способами.

Решая проблемы развития образования, важно осуществлять практику взаимодействия с учителями предметниками. Поэтому я в системе провожу консультации с коллегами. Интересуюсь учебной динамикой каждого ученика.Самоподготовка. Самостоятельная учебная работа на этих занятиях преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся.

При этом возникают новые возможности в развитии у учеников положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. Я во время самоподготовки поддерживаю нужный для самостоятельной работы порядок и обеспечиваю успешное выполнение заданий.Самоподготовка – это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

Состояние учащегося на самоподготовке должно быть: активно - самостоятельное, зависимо- самостоятельное использование технологии сотрудничества, технологии дифференцированного обучения.

В конце занятия был подведен итог, где ребята сами оценили свою работу. Данный прием был проведен с целью проведения рефлексии занятия.

Пока рано говорить о серьёзных продвижениях и результатах моей работы. Но в то же время ребята стали осознаннее, подходить к выполнению д/з, поняв, зачем его делать, особенно после того, как им доверили самооценивание. Их привлекает возможность показать своё состояние всем и в числе первых. Я думаю, мне удалось решить поставленные цели, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике. Самоподготовка в школе-интернате является одним из наиболее ответственных моментов работы воспитателя.

Цель самоподготовки

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.

Образовательные:

Расширять, закреплять и систематизировать знания детей;

Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, трудолюбие, ответственность, активность и инициативу.

Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

Учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Коррекционно - развивающие: (коррекционно – развивающие задачи, которые я определила, больше относятся для школ 1,2,5 видов, но некоторые из задач могут быть использованы и в работе с учащимися других коррекционных школ + свои задачи, касающиеся конкретно специальных коррекционных учреждений).

Развивать внимание, мышление, память и др. псих. процессы;

Развивать восприятие устной речи (слухового, зрительного, слухозрительного) и внятное произношение на основе звукоусиливающей аппаратуры;

Совершенствовать навык разговорно-обиходной речи;

Развивать двигательную активность детей в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного утомления и напряжения.

Эффективность самоподготовки зависит от следующих условий:

Качество работы учителя. (Урок учителя должен быть проведен на высоком уровне, дети должны понимать материал, заданный на самоподготовку, т. к. должен быть разобранным на уроке). Оптимальная дозировка домашнего задания. (Здесь важно договориться с учителями, особенно, с учителями-предметниками).

3. Связь: воспитатель – учитель.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на самоподготовку. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.

Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя практикуется ведение специального журнала, в котором учитель записывает задания по каждому предмету, воспитатель - свои наблюдения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Это очень важно в старших классах, где предметы ведут разные учителя. В младших же классах, в основном, учитель и воспитатель встречаются каждый день и напрямую могут обсудить текущие вопросы, но такой журнал тем не менее необходим.

4. Соблюдение санитарно - гигиенических требований:

    Подготовка помещения (к началу самоподготовки класс должен быть хорошо проветренным, чистым, хорошо освещенным); Перерыв между уроками и самоподготовкой не менее 1, 5 – 2 часа; самоподготовка должна проводится после активного отдыха детей на свежем воздухе. Время на самоподготовку: (я привела 2 варианта времени, рекомендованного на проведение самоподготовки: первый вариант предлагает, сурдолог, ведущий специалист Института коррекционной педагогики)

Следует иметь в виду, что в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, досрочно окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этогозаранее подбираю различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием или предлагаю нешумные настольные игры.

Завершается самоподготовка подведением итогов работы. Необходимо отметить, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд.

Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени.

По окончании самоподготовки школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.

Таким образом, самоподготовка, организованная воспитателем, способствует воспитанию у детей чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной .

Цели: 1. Закрепление и повторение материала, пройденного на уроке. 2. Формирование у детей знаний, умений, навыков самостоятельной деятельности, через самостоятельные и дополнительные задания. 3. Развитие интереса к учёбе, через дополнительные задания, дидактические игры; развитие вычислительных навыков учащихся; расширение кругозора детей. 4. Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Закрепление и повторение материала, пройденного на уроке.
  2. Формирование у детей знаний, умений, навыков самостоятельной деятельности, через самостоятельные и дополнительные задания.
  3. Развитие интереса к учёбе, через дополнительные задания, дидактические игры; развитие вычислительных навыков учащихся; расширение кругозора детей.
  4. Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, ответственности.

Ход самоподготовки

I.Организационный момент

– Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

– Какое у вас настроение?
– На что оно похоже? (слайд) На солнышко или тёмную тучку?

Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

Слайд 1

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Обернитесь, улыбнитесь гостям. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Ребята, зачем мы здесь собрались?

Правильно, чтобы выполнить домашнее задание, подготовиться к следующему рабочему дню, чтобы завтра чувствовать себя уверенно и достичь новых знаний.

Слайд 2 А помогать нам сегодня будет цветик-семицветик.

Итак, срываем первый лепесток.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

– Какое сегодня число? (21 ноября) - Какой сегодня день недели? (вторник) - Значит, сегодня мы с вами будем учить уроки на среду. - Какие уроки у вас были сегодня? (ответы детей) - А какие уроки мы будем учить на завтра? (ответы детей)

Проверить наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей.

II. Выполнение заданий.

Слайд 3

Итак, срываем второй лепесток. (математика)

мы начнем нашу самоподготовку с математики

  • - Ребята, а кто назовет изучаемую тему на уроке математики? (ответы детей)
  • Разбор и выполнение домашнего задания.
  • Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин (пальцы полусогнуты)

Много нас, а он один (ладони сначала раскрыты, затем сжимаем в кулак)

Это долька для ежа (разжимаем по одному пальцу)

Эта долька для стрижа

Эта долька для утят

Эта долька для котят

Эта долька для бобра

А для волка кожура

Он сердит на нас – беда

Разбегайся детвора (раскрывают и закрывают ладони)

  • Индивидуальная работа.
  • Проверка и самопроверка

Срываем лепесток. (Физминутка)

Физминутка «Улыбнитесь»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели - встали, сели - встали. И на месте побежали.

А мы срываем следующий лепесток. (Письмо)

  • Ребята, а скажите какую тему вы изучаете на уроке письма? (ответы детей)
  • Теперь давайте попробуем ответить на вопросы, которые касаются изучаемой темы.
  • Разбор и выполнение домашнего упражнения.
  • Индивидуальная работа.
  • Самопроверка.
  • Перед тем как начать выполнять домашнее задание по письму сделаем разминку для глаз.

Срываем лепесток. (Физминутка)

Физминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Слайд – разминка для глаз

Проверка выполненного домашнего задания.

Срываем лепесток. (Чтение)

Чтение

  • Дыхательная гимнастика:

Сядем смирно, без движенья,
Начинаем дыхательные упражнения.

Поднять плечи, вдох через нос.
Опустить плечи, выдох через нос.
Прищепка. Вдох через нос. На выдохе зажать пальцами нос(2-3 с.), Полный выдох через нос.

  • -Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Проговариваем сначала медленно, чётко выговаривая слова, затем с ускорением.

Кисти рябины на солнце горят.

Рябит от рябины в глазах у ребят.

  • Гимнастика для глаз:

Жужжащее чтение. Индивидуальное чтение.

Разбор текста по вопросам.

Срываем последний лепесток. (Итог самоподготовки)

Подведение итогов самоподготовки.

Ребята, хочу сказать, что вы молодцы, были активны, старались при выполнении всех заданий. Я надеюсь, что завтра вы все получите хорошие оценки.


Самоподготовка в 1 классеЦели:повторение и закрепление материала, изученного на уроках;развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику;приучать детей аккуратно выполнять домашнее задание;помогать слабым детям при выполнении домашнего задания.Воспитывать положительную мотивацию к учениюФормирование учебно-организационных умений:организовывать свое рабочее место;планировать текущую работуФормирование коммуникативных умений:развивать умение слушать;понимать сказанное однократно.
План самоподготовки:I. Активизирующее начало1. Организационный момент.Проверка рабочего места.Настало время приступить к выполнению домашнего задания. Я прошу вас проверить, достаточно ли хорошо вы подготовили свое рабочее место..2. Постановка задач.- Перед вами стоит задача закрепить те знания, которые вы получили на уроках в первой половине дня и подготовиться к следующему рабочему дню так, чтобы завтра на уроках чувствовать себя спокойно, уверенно и достичь новых успехов в овладении знаниями.3. Планирование рабочего дня и текущей работы.- Сколько у вас завтра уроков?- По каким предметам вы имеете домашнее задание?- Как надо работать, чтобы выполнить все задание?А сейчас настроим свой организм для работы. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.4. Тренировка зрительной памятиА сейчас проверим ваше внимание и память.Посмотрите внимательно на картинку. По истечении 15 секунд картинка убирается.
А теперь ответьте на вопросы: – Сколько предметов было на картинке?– Сколько лепестков у цветка?– Какой предмет изображён под номером три?– Сколько в домике окон?– Есть ли в чашке вода? Молодцы!Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем, что в нём написано.Здравствуйте, ребята.Вчера мой сынок ушёл погулять, но вдруг подул сильный ветер, пошёл дождь, все тропинки размыло, и мой детёныш сбился с пути.Что б его найти, нужны фотографии. Помогите, мне, составьте его портрет. И тогда лесная милиция сможет его найти.
Ребята, давайте отправимся в путешествие в лес, узнаем, может, кто видел этого малыша и, составив его портрет, поймём, кто написал это письмо и о ком в нём идёт речь.II. Беседа о времени года.Прежде чем отправляться в путь, давайте вспомним, какое у нас время года?Какие приметы у весны?На чём мы сможем отправиться в путь?Для того, чтобы узнать на чём именно мы с вами отправимся в путь, отгадайте загадку.
Это что за зверь такойПробежал по мостовой?На ногах резина,Питается бензином.Он рычит, клубится пыль...Его зовут...(АВТОМОБИЛЬ)
А теперь одеваемся на прогулку.
Но весной ещё холодно, давайте вспомним весеннюю пословицу
Май, май, да шубу не снимай. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что здесь лишнее и почему.?

Отвечаем полным ответом
III. Выполнение домашнего задания.

Чтение.
Пришли мы в гости к Сове. (На картинке сова).
Сова нам поможет, если мы докажем, что не зря мы ходим в школу и покажем ей как мы научились читать.
Жужжащее чтение.
Чтение по цепочке.
Работа с текстом.
Молодцы, ребята, Сова дала нам кусочек портрета, потерявшегося малыша.
Письмо
А дальше нам поможет…. догадайтесь, кто же?Комочек пуха,Длинное ухо,Прыгает ловко.Любит морковку. (На картинке зайчонок).Правильно зайка. Карточки.Дал нам зайка задание звери в лесу забыли, как их зовут и перепутались кличками, давайте поможем им вспомнить их клички.Медведь ПотапЛиса АлисаМышка НорушкаКошка МуркаСобака ЖужаДевочка Машавыполнение упражнения.Молодцы, ребята, Зайка дал нам другие кусочки портретов, потерявшихся малышей.Давайте, сделаем небольшую разминку.Вверх, вниз, вверх, вниз, это мама не каприз,Вправо, влево, вправо, влево, посмотри как королеваПокивать по сторонам, нужно нам, нужно нам,Головою покрутить, не забыть, не забыть.И Незнайками побыть: плечи вверх и опустить.И плечами повращать, нужно плечики размять.Вперёд, назад, вперёд, назад, все дела пойдут на лад.
Математика. Рядом с каждым числом справа и слева стоят числа, как они называются? Соседи.Назовём соседи числа 3, 7, 8, 1Молодцы. А теперь вспомним: Сколько нужно прибавить к9 до 10, 8 до 10, 7 до 10, 6 до 10.Контроль- ответ полным ответом Решаем задачку По тропинке кошка шла,З
а собой 8 котят вела.4 котёнка убежалоСколько осталось котят?Сосчитай их, детвора. (На картинке кошка и 4 котёнка).
Ответить полным ответом
Выполнение задания «ромашка» Воспитатель показывает числа и знаки + или -,ученики проговаривают пример и называют ответ

IV. Подведение итогов.Молодцы, ребята. поработали отлично!Кошка отдала вам оставшийся кусочек от портрета. Соберём этот портрет и узнаем, кто ж потерялся, а кто написал нам письмо. (На картинке мышка и мышонок).

давайте посмотрим как мы выполнили уроки, кто работал аккуратно, внимательно -поднимите руки. Кому надо подтянуться в следующий раз.Какую оценку мы себе поставим?

Спасибо за работу!

В помощь учению
Индивидуальные карточки с заданиями « я играю и учусь» на развитие внимания, мелкой моторики рук, ориентации в пространстве. 4