Интерактивный кроссворд «Времена года» по страницам фортепианного альбома П. И

Пояснительная записка к интерактивному кроссворду «Времена года»

Предмет: слушание музыки, музыкальная литература

Целевая аудитория : учащиеся ДМШ

Цель: расширение, обобщение и уточнение знаний учащихся о фортепианной музыке П. И. Чайковского «Времена года»

Задачи интерактивного кроссворда:
  • обеспечить мотивацию учения;
  • пополнить словарный запас учащихся;
  • способствовать воспитанию интереса к классической музыке в целом и к фортепианной музыке П. И. Чайковского в частности;
  • способствовать формированию умения узнавать пьесы из фортепианного альбома «Времена года» по музыкальному фрагменту.

Возможности использования : кроссворд предназначен для проведения уроков музыкальной литературы в ДМШ. Возможно использование кроссворда: во внеурочной деятельности, в качестве познавательной паузы на воспитательных внеклассных мероприятиях после проведённой беседы о фортепианном альбоме «Времена года», в качестве ознакомления с основными мелодическими линиями цикла.

Актуальность.

Фортепианный альбом П. И. Чайковского «Времена года» - одно из самых известных и популярных музыкальных произведений русской музыкальной классики. Большинство учащихся ДМШ на вопрос о том, знакома ли им музыка «Времена года» отвечают положительно, но назвать несколько пьес из альбома, напеть мотив хотя бы одной из них могут немногие.

На уроках музыки в общеобразовательной школе цикл «Времена года» как целостное музыкальное произведение не изучается (в том числе и в связи с большим объёмом), изучаются лишь некоторые пьесы из альбома.

Актуальность благотворного воздействия музыки Чайковского на воспитание подрастающего поколения общеизвестна, но качественных современных интерактивных учебных пособий по теме «Времена года» П. И. Чайковского» в интернет и в других доступных учителю источниках нет. Чаще всего встречаются линейные презентации (набор слайдов с названиями пьес и подходящими изображениями к ним, реже со встроенными музыкальными файлами), которые не обеспечивают надлежащую мотивацию и обратную связь, не способствует организации творческого учебного процесса.

Интерактивный кроссворд «Времена года» поможет педагогу организовать процесс целостного знакомства с музыкальным шедевром великого композитора лаконично, интересно и увлекательно.

Правила разгадывания кроссворда:

  • Выполнение заданий по порядку номеров.
  • При нажатии на цифру появляется вопрос.
  • При нажатии на текст вопроса появляется ответ, который сопровождается изображением, текстом, аудио эпиграфом и музыкальным фрагментом.
  • Переход к следующему заданию по щелчку на кнопку.
  • Алгоритм выполнения остальных заданий тот же.

Правильные ответы: святки, тройка, подснежник, жатва, камин, октябрь, баркарола, май, масленица, март, июль, охота.

Формы работы с кроссвордом.

Фронтальная (разгадывание кроссворда в интерактивном режиме по итогам знакомства с альбомом «Времена года», после прохождения раздела презентации «Фонотека»). Традиционно кроссворд используется на уроке в работе со всем классом, педагог вслух читает задания кроссворда, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ. Задания, вызывающие затруднения, выполняются с помощью педагога, путём обсуждения и наводящих вопросов.

Индивидуальная (разгадывание кроссворда самостоятельно с дальнейшей взаимопроверкой на этапе знакомства с альбомом и в качестве мотивации первичного слушания пьес из цикла «Времена года», в этом случае к разделу «Фонотека» целесообразней обратиться после разгадывания кроссворда, в целях уточнения знаний и более подробного анализа музыки). Индивидуальная работа с кроссвордом состоит из трёх ступеней. На первой ступени учитель раздаёт учащимся кроссворды, распечатанные заранее на листах А4 по два кроссворда на листе, разрезанные на карточки (см. приложение). Учащиеся вписывают в кроссворд отгаданные слова самостоятельно. На второй ступени учитель просит учащихся поменяться кроссвордом с соседом по парте и организует взаимопроверку с помощью интерактивного кроссворда. На заключительном этапе учитель предлагает учащимся оценить работу товарищей. Критерии оценки педагог устанавливает исходя из индивидуальных особенностей класса. Например, 10 и более отгаданных слов - оценка «5», не менее 7 слов - «4» и т.д.

Техническое и программное обеспечение.

Кроссворд создан в программе PowerPoint 2013, содержит внедрённые аудио файлы в формате Mp 3. На диске, который использовала, пьесы альбома звучат в исполнении камерного инструментального ансамбля (запись некачественная), а мне хотелось, чтобы дети услышали пьесы альбома именно в исполнении фортепиано. Пришлось эпиграфы, актёрское чтение, отрезать и приклеивать к фрагментам в исполнении рояля, предварительно почистив некачественную запись.

Инструкция по использованию кроссворда

Слайд 1. Титульный слайд, название кроссворда, сведения об авторе. Переход к следующему слайду 2 по щелчку.

Слайд 2. Содержание. На слайде фигура смарт с названиями разделов презентации: «История», «Фонотека», «Правила», «Кроссворд». На каждый прямоугольник установлена гиперссылка, ведущая на слайд соответствующего раздела. Для перехода следует нажать на нужный раздел-прямоугольник.

Слайд 3. История. Уточнение и расширение знаний учащихся об истории создания и содержании фортепианного альбома П. И. Чайковского «Времена года». На слайде применён приём «Листание». Листание происходит по щелчку на каждую страницу книги.

Слайд 4. История (викторина). Викторина с вопросами о жизни и творчестве П. И. Чайковского. На слайде применён приём «Сорбонка». По щелчку на фигуру с вопросом появляется правильный ответ, фигура меняет цвет на более светлый и появляется следующий вопрос. Возврат на слайд-содержание по щелчку на кнопку в правом нижнем углу слайда.

Слайд 5. Фонотека. На слайде изображения 12 конвертов. На конверты настроены триггеры, щелчку на конверт появляется изображение диска, название пьесы из альбома «Времена года» и музыкальный фрагмент для слушания. Порядок воспроизведения аудио любой. В случае необходимости возможно прослушивание одного фрагмента вторично (несколько раз).

Слайд 6. Правила разгадывания кроссворда. На слайде подробные правила разгадывания кроссворда.

Слайды 7-18. Кроссворд. На слайде ячейки кроссворда. При нажатии на цифру появляется вопрос. При нажатии на текст вопроса (фигуру с вопросом) появляется ответ, сопровождающийся полным названием пьесы, иллюстрацией, аудио эпиграфом и соответствующим музыкальным фрагментом. Представленная информация поможет организовать краткую беседу о прозвучавшей музыке, прокомментировать некоторые характерные особенности пьес из альбома «Времена года», поспособствует эмоциональному восприятию музыки. По щелчку на кнопку переход к следующему заданию, дальнейшее выполнение заданий аналогично. После того, как кроссворд разгадан, по завершении выполнения задания 12, появляется фигура со словами поощрения «Кроссворд разгадан, отличная работа!».

Приложение (распечатать на принтере и разрезать на карточки).

"Времена года" кроссворд по страницам фортепианного альбома П. И. Чайковского

Пословицы и поговорки про май

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
2. Май обманет - в … уйдёт.4. Когда цветёт … - всегда живёт холод.8. Малая птичка … , а знает май.10. Май леса наряжает, … в гости ожидает.11. Майская … и голодного кормит.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. В мае даже … поёт.3. Апрель с водою, а … с травою.5. Майский … не выдавит слёз.6. Коли в мае … , будет и рожь.7. Соловей защёлкал, значит, … лист пустила.9. Одна майская … коням лучше овса.

ОТВЕТЫ:
По горизонтали:2. сел 4. ахумёреч 8. йеволос 10. отел 11. аварт
По вертикали:1. ретев 3. йам 5. зором 6. ьджод 7. азёреб 9. асор

  • ВОДА, ВОДА… КРУГОМ ВОДА!
22 марта - Всемирный день водных ресурсов.
Эта знаменательная дата, начиная с 1993 года, призвана напоминать человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества."Потому что без воды ни туды и ни сюды"!О видах водоёмов - в нашем "водном" кроссворде.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:1. Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.4. Искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также для эстетических, санитарных и спортивных потребностей.6. Небольшой водоток, обычно шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, впадающий, чаще всего, в реки или озёра. Его скорость, как правило, достаточно велика.8. Крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков.

ПО ВЕРТИКАЛИ:2. Естественно возникший водоём, не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном), и являющийся предметом изучения науки лимнологии.3. Относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого-либо покрытия.5. Естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).7. Природный водный поток, текущий в выработанном им углублении - постоянном естественном русле и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна. Изучается наукой потамоло́гией.

ОТВЕТЫ:По горизонтали:1. море 4. пруд 6. ручей 8. океанПо вертикали:2. озеро 3. лужа 5. родник (ключ) 7. река

  • "Боярыня - Масленица!"
Масляна, сырная масленица, сырная неделя, масляная неделя, сахарные уста, объедала, объедуха, ясочка, перепелочка, касаточка, боярыня-масленица, блиноеда, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, тридцати братьев сестра, разорительница, мокрохвостка, широкая, разгульная, веселая, честная, курносая, румяная...И это всё - о Масленице!По этим прозвищам можно судить не только об особенностях славянского праздника, но и об отношении к нему людей. Весело и с размахом провожая Зиму, народ готовился к Великому посту.
Пословицы и поговорки кроссворда "Масленица" помогут вам больше узнать о традициях, берущих начало в языческом прошлом наших предков.Все слова задания зашифрованы в единственном числе. Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай!


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
3. Блинцы, блинчики, блины, как … у весны.
5. Не все коту … , будет и Великий Пост!7. Блин не … – на вилы не наколешь.9. Как на масляной неделе в … блины летели.11. Отдадим почтенье на сырной в … .13. Масленицу провожаем, света … ожидаем.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. На … покататься, в блинах поваляться.2. Была у двора Масленица, а в … не зашла.
4. Блин не … , брюха не расколет.6. Это Масленица идет, … да мед несет.
8. Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про … вспоминай без маслица.
10. Масленица объедуха, … приберуха.11. Маслена не на … дается.12. Боится Масленица горькой … , да пареной репы.

ОТВЕТЫ:
По горизонтали:3. колесо 5. масленица 7. сноп 9. потолок 11. воскресенье 13. солнце.
По вертикали:1. гора 2. дом 4. клин 6. блин 8. пост 10. деньги 11. век 12. редька.

  • "Смех - дело серьезное!"
Как относились в старину к смеху и веселым людям, вы узнаете, разгадав наш кроссворд.А вписав недостающие слова в русские народные поговорки и пословицы,подумайте, применимы ли они и в наше время.А вы согласны с этими утверждениями?

По горизонтали: 2.Продолжать смеяться легче, чем окончить … . 3. Кто людей веселит, за того и … стоит.5. Шутить шути, а … купи (береги).7. Смех – великий … .9. … на смеху живет.11. Кто весел, а кто и … повесил. 12. Шутка - … , а заряжает на час.14. У него и … смеется, и нога смеется. 15. Радость не вечна, … не бесконечна.16. Смех - … серьезное.

По вертикали: 1. Делу – время, потехе - … .2. … в рот попала.4. У кого рубль плачет, а у меня … скачет.6. Кто в радости живет, того и … неймет.7. Сердце веселится, и … цветет.8. Мешай дело с бездельем, проводи … с весельем.9. … лучше богатства.10. Всякая … надвое растворена; коту потешно, ин мышке за беду.13. Не смейся, … , над бобами: будешь и ты под ногами.

По горизонтали:2.Смех 3.Свет 5.Рожь 7.Лекарь 9.Век 11.Нос 12.Минутка 14.Рука 15.Печаль 16.Дело

По вертикали:1. Час 2.Смешинка 4.Копейка 6.Кручина 7.Лицо 8.Время 9.Веселье 10.Шутка 13.Горох

  • "Весенние цветы"
…Когда цветут цветы весны,И трель выводит дрозд,Мы светлой радости полны,Бродя с утра до звёзд...Роберт Бернс

1. Научное название растения – «Галантус». Оно образовано из латинизированных греческих слов γάλα (gála) и ἄνθος (ánthos), что может пониматься, как «молочный цветок» - и дано по окраске цветов. Общеизвестное название связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега.

2. Цветок, название которого связано с местом его произрастания. Он растёт в ЛЕСУ, а на открытых местах почти не встречается. Другое его название -"ПЕЧЁНОЧНИЦА " . Оно произошло от поверья, что эти растения помогают при заболеваниях печени, так как трехлопастные листья по форме ее напоминают.

3. Стебелек этого цветка чуть толще обычной спички и не выше ученического карандаша. Зеленый ворсистый стебелек заканчивается белой звездочкой цветка. Древние римляне называли цветок точно так же, как и мы «анемона» – от латинского слова «анемос» - ветер. Вероятно, название дано растению из-за его чувствительности к ветру. Уже при малых порывах крупные лепестки цветов начинают трепетать, а цветки раскачиваться. Как называется цветок у нас?

4. На мохнатом стебельке этого растения собраны головки цветов, окрашенные в разные цвета. Одни – розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие. Розовыми цветки бывают, когда только расцветут. Пройдет немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими. Цветок особенно любим пчелами и шмелями! С этим и связано его название.

5. Название цветка образовано от глагольной формы «оду́ть», равной литературному «обдуть». В этом названии отражается особенность растения - его опушённые семянки сносятся ветром или лёгким дуновением.

6. Название этого цветка происходит от латинского слова «prímus» («первый») и объясняется тем, что многие его виды цветут ранней весной, одними из первых.

7. Один из сказочно красивых первых цветков -­ СОН-ТРАВА. Густая мохнатая шубка из волосков, покрывающих все растение, отлично защищает его как от холода, так и от потери влаги. Его ботаническое название -«пульсатилла» (Pulsatiila) - в переводе с латинского означает «приводить в движение». Есть у цветка и другое название, связанное с его стремительным развитием весной. Как называют сон-траву в народе?

ОТВЕТЫ: 1. Подснежник 2. Перелеска. 3. Ветреница. 4. Медуница. 5. Одуванчик. 6. Первоцвет.7. Прострел.

  • Кроссворд "Весна"
ВЕСНА ИДЕТ! ВЕСНЕ - ДОРОГУ!
Вслед за звонкими ручьями и мы, как глашатаи весны, подготовили для вас, дорогие друзья, весеннее задание. И не простое, а с пословицами и поговорками! Угадайте или вспомните недостающие в них слова и впишите их в горизонтальные клеточки.Начинайте с верхней строчки. Буквы - подсказки (уже вписанные) - из слова ВЕСНА. Выполнив задание, вы сможете еще раз убедиться, что пословицы и поговорки, воплощая народную многовековую мудрость, как всегда очень точны, наблюдательны и образны.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ: 1. Апрельский … ломает снежок.2. Март с водой, … с травой, а май с цветами.3. Весна да … - на дню погод восемь.4. Весенний … год кормит.5. … зиму кончает, весну начинает.

ОТВЕТЫ:1. котевц 2. ьлерпа 3. ьнесо 4. ьнед 5. трам

  • "Солнечные" загадки

1. На ветках – плотные комочки,В них дремлют клейкие листочки.

2. Что вниз вершиной растет?

3. Кто в году 4 раза переодевается?

4. Он черной тучей был сначала,Он белым пухом лег на лес,Покрыл всю землю одеялом,А по весне совсем исчез.

5. Шел долговяз – в землю увяз.

6. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

7. Всех перелетных птиц черней,Чистит пашню от червей.

8. Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел.

9. Я раскрываю почки,В зеленые листочки,Деревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня…

10. Белые горошки на зеленой ножке.

11. Без рук, без топоренка построена избенка.

12. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце.

13. Посадили зернышко,Вырастили солнышко.

14. Громко река ревет,И разламывает лед,В домик свой скворец вернулся,А в лесу медведь проснулся,В небе жаворонка трель,Кто же к нам пришел?

15. Что не сеяно родится?

16. Кто 2 раза родится:В первый раз – гладкий,Во второй – мягкий?

Ответы:.ацитп.16.аварт.15.ьлерпа.14.хунлосдоп.13.акчотсал.12.одзенг.11.шыднал.10.ансев.9.кичнавудо.8.чарг.7.оверед.6.ьджод.5.генс.4.ялмез.3 .акьлусос.2.икчоп.1

В качестве вопросов к кроссворду даны загадки про месяцы года . Распечатайте кроссворд, отгадайте загадки и впишите ответы в кроссворд.

Вопросы к кроссворду "12 месяцев"

1. Дед Мороз стучится в двери,
Блещут огоньками ели.
Ну, мороз, сильней ударь,
Начинай же год, ...

2. Тёплый, длинный-длинный день.
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос.
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?

3. Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

4. В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

5. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто сыночек твой второй?

6. Вот, к концу подходит лето.
Земля солнышком прогрета.
Грустно с летом расставаться,
Пора в школу собираться.

7. Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?...

8. По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что за зимний месяц это?

9. Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.

10. Опустел уже наш сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

11. Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

12. Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?

Вопросы кроссворда в загадках, в конце кроссворда находится викторина по теме Календарь.

Кроссворд для школьников и старших дошкольников «Календарь»

1. Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

С. Маршак

2. Кто черемухой душистой

Забросал родимый край?

Кто травою шелковистой

Выстлал землю?

Ю. Вронский

3. Снова теплые ветры подули,

Снег сползает в глубокий овраг.

И, как будто на длинных ходулях,

Через лужи бредет березняк.

Л. Андреев

4. Солнце печет, липа цветет,

Рожь поспевает. Когда это бывает?

5. Самый первый он в году,

От него подарков жду.

В. Степанов

6. Вышел старик-годовик,

Махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц,

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое перо с одной стороны черное,

А с другой — белое.

7. Алеет за лесом закат,

Алые аисты к лесу летят.

Алые астры покрыли сады,

Алыми стали ручьи и пруды.

И на залитой солнцем аллее

Белые флоксы вдруг заалели.

В. Лунин

8. Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес.

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

И. Мазнин

9. Он дождем в окно стучится,

В школу нас зовет учиться.

В. Степанов

10. Под веселый птичий звон

Начинает лето он.

В. Степанов

11. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

12. Без ног, а бежит, не кончается,

Никогда назад не возвращается.

13. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?

14. Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

15. Что было «завтра», а будет «вчера»?

Викторина по теме Календарь

1. Какие отгадки обозначают месяцы, какие — времена года? Запишите нужные номера в таблицу.

3. Запишите месяцы года по порядку.

_______________________

4. Запишите времена года по порядку.

__________________________

Ответы

Кроссворд Календарь

1. Календарь. 2. Май. 3. Апрель. 4. Лето. 5. Январь. 6. Год. 7. Август. 8. Ноябрь. 9. Сентябрь. 10. Июнь. 11. Весна. 12. Время. 13. Осень. 14. Зима. 15. Сегодня.

По вертикали . Календарь и время

Месяцы Времена года
2, 3, 5, 7, 8, 9, 10 4, 11, 13, 14
Зима Весна Лето Осень
5 2, 3 7, 10 8, 9

3. Месяцы года по порядку: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

4. Времена года по порядку: зима, весна, лето, осень.