Притчи о прощении, об обиде и доброте. Святые отцы о прощении

Когда родители воспитывают детей в христианской вере, им приходится многое объяснять так, чтобы отрок душой воспринял традиции, сохранил и передал их потомкам. Дело довольно сложное. Возьмем, к примеру, Прощеное воскресенье. Чтобы донести до ребенка смысл этого замечательного и полезного для души дня, нужно рассказать ему о том, что существует притча о прощении. Давайте посмотрим, как ее можно преподнести, чтобы маленький человечек никогда не позабыл урок.

О чем речь?

Знаете, притча о прощении - это не легенда или сказка. Она является серьезным уроком, который человек проходит всю свою жизнь. И чем раньше вы подготовите ребенка к испытаниям, тем проще он с ними справится. Каждый переживает обиды. Вероятно, не стоит называть таковое нормой. Однако трудно найти человека, в душе которого хоть раз не возник негативный отклик по отношению к словам или поступкам окружающих. А ведь обида отягощает душу, не позволяет чувствовать себя счастливым. Человек постоянно думает о так называемом недруге. А зачем ему это? Притча о прощении обид подталкивает именно к таким размышлениям. Мир создан Господом для того, чтобы люди в нем были счастливы, получали удовольствие от Его трудов. Это не означает, что нам не нужно работать, пребывать в праздности. Наоборот, Господь создал на земле все условия, чтобы люди развивались, реализовали таланты, любили и поддерживали друг друга. Но он дал нам свободу выбора. В общении каждый волен сам решить, как относится к партнеру. Господь же ласково подталкивает к светлой любви, отказу от обид и ненависти.

Три притчи о прощении

Информацию можно и нужно подавать по-разному. Форма зависит от возраста и мировосприятия слушателя. Подготовленный человек станет рассуждать вместе с вами, а новичок сумеет только выслушать, если правильно подберете слова. Поэтому притчи «Три слова о прощении» имеют различные интерпретации. Никто, кстати, не накажет, если придумаете свою. Мы с вами изучим несколько известных текстов. Они рекомендованы священнослужителями для изучения широкой публикой. Вам же придется самостоятельно определиться с первоначальным текстом притчи, ориентируясь на уровень подготовки слушателя. Очень важно донести до него суть легенды, которая состоит в том, что необходимо каждый свой поступок обдумывать исходя из божественных заповедей, соизмерять с ними. Зачастую нынче деток воспитывают в духе здорового прагматизма, не отличающегося от эгоизма. Это полезно в современном мире, но очень дурно для развития их души. А ведь на родителях лежит ответственность не только за тело и карьеру отпрысков. Есть более значимый долг - помочь ребенку осмыслить свои задачи, выбрать правильный путь, принять уроки и правильно их пройти. А для этого давать ему необходимо не только конкретные знания, но и подталкивать к воспитанию мудрости в себе. Для этого и существуют такие вещи, как притчи «3 слова о прощении». В них нет методики использования возможностей для улучшения качества жизни, они содержат вечное знание о доброте.

Притча первая, короткая

Произошло это в древние времена, хотя могло иметь место и нынче. Святого старца позвали, чтобы обсудить наказание для нагрешившего монаха. Поначалу человек этот отказался. Но через определенное время пришел к месту беседы, неся за спиной старый продырявленный мешок с песком. Остальные участники совещания страшно удивились и возопили: «Святой отче, что это?». Старец ответил так: «Иду я судить нарушителя заповедей Господних, а грехи мои сыплются позади». Простые человека озадачили и устыдили устроителей разбирательства. Они не стали судить грешного монаха. Следует заметить, короткие притчи о прощении детям необходимо преподносить с подробными объяснениями. Священники рекомендуют возвращаться к их текстам спустя некоторое время, чтобы обсудить, что именно понял малыш, а что пока сокрыто от его внутреннего взора.

Притча вторая

В одном государстве знатный воевода решил захватит власть правителя, свергнув того с престола. Он знал имена тех, кто ненавидел нынешнего царя и написал им подстрекательское послание. Этот человек нанял гонца, чтобы тот объехал всех недругов правителя, оповестил их о готовящемся бунте. Вскоре недоброе его дело было раскрыто. Организатора мятежа убили те, кого он пытался толкнуть к противоправному деянию. Гонца с письмом схватили и предоставили на царский суд. Однако мудрый правитель повелел сжечь бумаги не распечатывая. Удивленным прислужникам он объяснил, что не желает знать имена своих недругов. Эти люди, пусть и не поддерживают нынешнего правителя, зато пошли против смуты и беззакония. Негоже наказывать их даже мыслью. А знание их личностей станет непреодолимым искушением для правителя, который пожелает им отомстить за недоброжелательство. Эта притча о прощении имеет следующий смысл: царь имеет полную власть. Он мог казнить или миловать. Однако решил не впускать озлобленность в душу против тех, кто греха не совершал. Так необходимо поступать каждому человеку. Следует отказаться от озлобленности по отношению к тем, кто по умыслу или неведению говорит недобрые слова.

Притча третья (Паоло Куэльо)

Мастер поинтересовался у любимого ученика, как продвигается его духовный рост. Довольный отрок сказал, что теперь каждое мгновение его жизни посвящено Богу. На это учитель ответил: «Теперь тебе необходимо только одно - сумей простить врага». Молодой человек испугался и постарался опровергнуть слова мастера. По его мнению, в прощении нет необходимости, ведь он не желает недругу зла. На что мастер задал следующий вопрос: «А разве Господь желает тебе чего-то дурного?» Естественно, ученик ответил отрицательно. Мудрый наставник предложил тогда объяснить, а за что он у Господа? Никакого зла от Него молодой человек не ожидает, и все равно кается. Нужно прощать любого человека. Тогда сердце станет свободным и радостным. Учитель сказал так: «Душа человека, умеющего прощать, чиста и благоуханна!»

Притча о прощении для детей

Наверняка приведенные выше тексты будут сложны для малышей. Им рекомендована более образная притча про прощение. Когда один человек умер, его душа вознеслась на небо. Была она без тела голой, всем насквозь видной. В ней, как рыбки, плавали все его мысли и переживания. Одни были яркими и красивыми, другие страшными, подобно акулам, угрожающим обитателям морей своими зубами. Этот человек сам ужаснулся и постарался выбросить из души темные мысли, но не смог. Тогда он замаскировал их добрыми «рыбками», чтобы никто не заметил дурноты его внутренней сущности, и пошел к вратам рая. Господь пропустил его, ничего не сказав. Однако человек через некоторое время вернулся. Ему было неуютно в райских кущах. Он попросил Бога, чтобы тот избавил его от темных мыслей. На что Всевышний ответил, что этого камня он поднять не сумеет. Каждый сам за себя отвечает и несет тяжкий груз прошлых ошибок.

Объяснение

Притча о прощении суждении и поступках людей для детей нуждается в расшифровке. Необходимо донести до внимания малыша, что обида или злое слово навсегда остаются в его душе. Они превращаются в акул и пираний, поедающих человека изнутри. Это подобно неизлечимому недугу. Сколько процедур ни проводи, таблеток ни глотай, а организм не начнет работать как у здорового. Человек забывает о том, что обиделся или злился. А акула живет в его внутреннем океане. Она рыщет по просторам личностного мира, изыскивая себе пропитание. Избавиться от этого «страшного зверя» можно только одним способом - простить того, на кого обиделся, и себя за неправильные чувства. Тогда все дурное уходит из души, заменяясь «красивыми рыбками». Ведь прощение - это очень добрый и светлый поступок. И он тоже остаётся с человеком навсегда!

Когда обращаться к притче о прощении?

На самом деле человеку следует опираться на эту мудрость. В повседневной жизни возникает множество моментов, когда мы решаем, как отнестись к тому или иному поступку близких или незнакомых людей. Зачем же брать на душу зло? Его потом придется перерабатывать, как описано выше. То есть сначала обиделись, к примеру, затем нужно будет вернуться к ситуации, чтобы попросить прощения. Лучше сразу не осуждать, не находите? Ведь есть народная мудрость в тему. Она звучит так: «Не суди и не судим будешь». Если берешь на себя роль Господа, подумай, достоин ли ты ее? Да и может ли человек заменять своего Создателя?

Притча четвертая: практическая

Если никак не может человек простить недруга, предложите ему эксперимент. Как-то к старцу пришел человек и пожаловался, что никак не может отказаться от мести врагу. Мудрец дал этому бедолаге в руки кувшин и посоветовал сделать с ним то, что тот желал бы недругу. Человек высоко поднял глиняное изделие и швырнул на пол. Естественно, кувшин разлетелся на мелкие осколки. Мудрец предложил бедолаге подумать над результатами этой показательной «мести». От кувшина, который олицетворял врага, человек не избавился. Он превратил предмет в гору острых осколков, о которые сам может порезаться. Гнев порождает и множит зло. А оно возвращается к автору. Нужно каждый раз, когда желание мести застит глаза вспоминать о результатах эксперимента. А еще лучше не допускать появления негативных чувств, чтобы не транслировать их в мир и не натыкаться на «осколки», порожденные своими делами.

Заключение

Притча о прощении - великая мудрость. Не забывайте о ее смысле в обыденной жизни. Это поможет сделать мир счастливее. Знаете, когда рядом с вами только достойные и хорошие люди, жизнь становится простой и легкой. А ведь мы сами навешиваем ярлыки на окружающих. Обидимся, вот и появляется рядом «злодей», а простим - превращается в хорошего знакомого, гладишь, вскоре станет преданным другом. Дарите людям только добрые чувства и не оценивайте их реакцию. На это есть Господь, которому мы полностью доверяем!

Умирает женщина, и к ней приходит Смерть. Женщина, увидев Смерть, улыбнулась и сказала, что готова.

К чему ты готова? – спросила Смерть.

Я готова, чтобы Бог забрал меня к себе в Рай! – ответила женщина.

А почему ты решила, что Бог тебя к себе возьмёт? – спросила Смерть.

Ну как же? Я столько страдала, что заслужила покой и любовь Бога – ответила женщина.

От чего именно ты страдала? – спросила Смерть.

Когда я была маленькой, меня всегда несправедливо наказывали родители. Они били меня, ставили в угол, кричали на меня, словно я совершила что-то ужасное. Когда я училась в школе мои одноклассники издевались надо мной и тоже били и унижали. Когда я вышла замуж, мой муж всё время пил и изменял мне. Мои дети всю душу измотали мне, а в итоге даже на мои похороны не пришли. Когда я работала, мой начальник всё время кричал на меня, задерживал зарплату оставлял меня по выходным, а потом вообще уволил, не заплатив мне. Соседи сплетничали обо мне за моей спиной, наговаривали, будто я гулящая женщина. А однажды на меня напал грабитель и украл мою сумку и изнасиловал меня.

Ну а что ты сделала хорошего в своей жизни? – спросила Смерть.

Я всегда была ко всем добра, ходила в церковь, молилась, обо всех заботилась, тянула всё на себе. Я испытала столько боли от этого мира, как и Христос, что заслужила Рай…

Ну хорошо… – ответила смерть – я тебя поняла. Осталась маленькая формальность. Подписать один договор и прямиком в Рай.

Смерть протянула ей листок с одним предложением, под которым нужно было поставить галочку. Женщина посмотрела на Смерть и, словно её окатили ледяной водой, сказала, что не может поставить галочку под этим предложением. На листке написано было: «Я прощаю всех моих обидчиков и прошу прощения у всех, кого обидела я».

Почему ты не можешь простить их всех и попросить прощения? – спросила Смерть.

Потому что они не заслужили моего прощения, потому что, если я их прощу, это значит, ничего и не было, это значит, они не ответят за свои деяния. А мне просить прощения не у кого… Я никому ничего плохого не сделала!

Ты уверена в этом? – спросила Смерть.

Абсолютно!

Что ты чувствуешь к тем, кто тебе причинил столько боли? – спросила Смерть.

Я чувствую гнев, злость, обиду! Это несправедливо, что я должна забыть и стереть из памяти то зло, что совершили по отношению ко мне люди!

А что если ты их простишь и перестанешь испытывать эти чувства? – спросила Смерть.

Женщина на какое-то время задумалась и ответила, что внутри настанет пустота!

Ты всегда испытывала эту пустоту в сердце, и эта пустота обесценивала тебя и твою жизнь, а те чувства, которые ты испытываешь, придают значимости твоей жизни. А теперь ответь, почему ты испытываешь пустоту?

Потому что я всю жизнь думала, что те, кого я любила, и те, ради кого я жила, оценят меня, а в итоге они разочаровали меня. Я отдала свою жизнь мужу, детям, родителям, друзьям, а они это не оценили и оказались неблагодарными!

Перед тем как Бог попрощался со своим сыном и отпустил его на землю, он произнёс ему напоследок одну фразу, которая должна была помочь ему осознать жизнь в себе и себя в этой жизни…

Какую? – спросила женщина.

МИР НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ..!

Что это значит?

Вот и он не понял, о чём это ему сказал Бог… Это о том, что за всё, что в твоей жизни происходит, ответственность несёшь только ты! Страдать тебе или быть счастливой ВЫБИРАЕШЬ ты! Так объясни мне, кто именно тебе причинил столько боли?

Так кого ты не можешь простить?

Простить себя - это значит признать свою ошибку! Простить себя - это значит принять своё несовершенство! Простить себя - это значит открыться для самой себя! Ты причинила сама себе боль и решила, что в этом виноват весь мир, и они не заслуживают твоего прощения… И ты хочешь, чтобы Бог принял тебя с распростёртыми объятьями?! Ты решила, что Бог похож на мягкотелого глупого старика, который откроет двери для глупцов и злобных страдальцев?! Ты думаешь, что он сотворил совершенное место для таких, как ты? Вот когда сотворишь свой собственный рай, где в первую очередь тебе, а потом и остальным, будет хорошо, вот тогда и постучишь в двери небесной обители, а пока Бог дал мне указания отправить тебя снова на землю, чтобы ты научилась создавать мир, в котором царит любовь и забота. А тот, кто не может позаботиться о себе, живёт в глубоком заблуждении, что он может позаботиться о других. Знаешь, как Бог наказывает женщину, которая себя считает идеальной матерью?

Как? – спросила женщина.

Он посылает ей детей, чьи судьбы ломаются на её глазах…

Я поняла… Я не смогла сделать своего мужа любящим и преданным. Не смогла детей вырастить счастливыми и успешными. Не смогла сохранить очаг, где были бы мир и гармония… В моём мире все страдали…

Почему? – спросила Смерть.

Я хотела, чтобы все меня жалели и сострадали.. Но никто так и не пожалел меня.. И я подумала, что Бог меня точно пожалеет и обнимет!

Запомни, что самые опасные люди на земле это те, кто хочет вызвать к себе жалость и сострадание.. Их называют «жертвами».. Ваше самое величайшее невежество заключается в том, что вы думаете, что Богу нужна чья-то жертва! Он никогда не впустит в свою обитель того, кто кроме боли и страдания ничего не познал, ибо эта жертва будет сеять боль и страдание в его мире…! Отправляйся обратно и научись любить и заботиться о себе, а потом и о тех, кто живёт в твоём мире. А для начала попроси у себя прощения за невежество и прости себя за это!

Женщина закрыла глаза и начала путь заново, но только уже под другим именем и у других родителей.

Чтобы жизнь была легкой и радостной, нужно уметь прощать. Без прощения в наших сердцах всегда будет существовать ад мыслей. Прощение - это не только акт признания своих ошибок, но также решение «больше так не поступать». Эта мудрая притча о том, насколько важно уметь прощать себя. Потому что через прощение самого себя приходит искреннее прощение тех, кто рядом с нами.

Жил-был человек, а потом, как водится, умер. После этого оглядел себя и очень удивился. Тело лежало на кровати, а у него осталась только душа. Голенькая, насквозь прозрачная, так что сразу было видно что к чему.

Человек расстроился - без тела стало как-то неприятно и неуютно. Все мысли, которые он думал, плавали в его душе, будто разноцветные рыбки. Все его воспоминания лежали на дне души - бери и рассматривай. Были среди этих воспоминаний красивые и хорошие, такие, что приятно взять в руки.

Но были и такие, что человеку самому становилось страшно и противно. Он попытался вытрясти из души некрасивые воспоминания, но это никак не получалось. Тогда он постарался положить наверх то, что посимпатичнее. И пошел назначенной ему дорогой.

Бог мимолётно посмотрел на человека и ничего не сказал. Человек решил, что Бог второпях не заметил других воспоминаний, он обрадовался и отправился в рай - поскольку Бог не закрыл перед ним двери.
Прошло какое-то время, трудно даже сказать какое, потому что там, куда попал человек, время шло совсем иначе, чем на Земле. И человек вернулся назад, к Богу.

Почему ты вернулся? - спросил Бог. - Ведь я не закрывал перед тобой врата рая.
- Господь, - сказал человек, - мне плохо в твоём раю. Я боюсь сделать шаг - слишком мало хорошего в моей душе, и оно не может прикрыть дурное. Я боюсь, что всем видно, насколько я плох.

Чего же ты хочешь? - спросил Бог, поскольку он был творцом времени и имел его в достатке, чтобы ответить каждому.

Ты всемогущ и милосерден, - сказал человек. - Ты видел мою душу насквозь, но не остановил меня, когда я пытался скрыть свои грехи. Сжалься же надо мной, убери из моей души всё плохое, что там есть!

И Бог взял из души человека всё то, чего тот стыдился. Он вынул память о предательствах и изменах, трусости и подлости, лжи и клевете, алчности и лености. Но, забыв о ненависти, человек забыл и о любви, забыв о своих падениях - забыл о взлётах. Душа стояла перед Богом и была пуста - более пуста, чем в миг, когда человек появился на свет.

Но Бог был милосерден и вложил в душу обратно всё, что её наполняло. И тогда человек снова спросил:

Что же мне делать, Господь? Если добро и зло были так слиты во мне, то куда же мне идти? Неужели - в ад?

Возвращайся в рай, - ответил Творец, - ибо я не создал ничего, кроме рая. Ад ты сам носишь с собой.

И человек вернулся в рай, но прошло время, и снова предстал перед Богом.

Творец! - сказал человек. - Мне плохо в твоём раю. Ты всемогущ и милосерден. Сжалься же надо мной, прости мои грехи.

Я ждал совсем другой просьбы, - ответил Бог. - Но я сделаю так, как просишь ты.

И Бог простил человеку всё, что тот совершил. И человек ушёл в рай. Но прошло время, и он снова вернулся к Богу.

Чего же ты хочешь теперь? - спросил Бог.

Творец! - сказал человек. - Мне плохо в твоём раю. Ты всемогущ и милосерден, Ты простил меня. Но я сам не могу себя простить. Помоги мне?

Я ждал этой просьбы, - ответил Бог. - Но это тот камень, который я не смогу поднять…

Помните: Любовь начинается с прощения и принятия Себя! И никто за нас этого не сделает!...

Принятие Себя - это осознание нашей индивидуальности на планете Земля и Любовь
к Себе!...

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПРОЩЕНИИ

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его

(Мф., 18, 23 – 35).

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Мысли на каждый день

Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: “Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его”. Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь – не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, – и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, – и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

СВ.ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Моя жизнь во Христе, часть 1

…любя друг друга, надо терпеть друга друга и оставлять, прощать другим их погрешности против нас , чтобы и Отец наш небесный простил нам согрешения наши [Мф. 6, 14].

Ближний – равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий; и как он то же, что я, то и любить его надо мне, как я сам себя люблю. Возлюбити искренняго твоего яко сам себе [Мф. 22, 39], – надо наблюдать его, как свою плоть и кровь: обращаться с любовью, кротко, ласково, прощая погрешности его, как себе охотно прощаю, как сам жажду от других прощения или снисхождения моим немощам, т.е. чтобы и не замечали их, как бы их не было, или заметили ласково, кротко, любезно, доброжелательно.

Себе все легко прощаешь, если согрешишь против Бога или против людей, легко извиняй и других. Люби ближнего как себя, прощай ему много. Коль краты аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седмъ крат? не глаголю тебе, до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею [Мф. 18, 21, 22], говорит Господь. В этом и познается любовь. Даже мало еще этого для любви: любовь любит врагов своих, добро творит ненавидящим, благословляет проклинающих ее и молится за творящих ей обиду [Лк 6, 27, 28].

Чтобы не помнить тебе злобы против тебя ближнего, а от души прощать его, вспомни, что ты сам не чужд злобы, равно как и всех других страстей. Признавай немощи и страсти ближнего за свои собственные: прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам [Ефес. 4, 32]. О, как я грешен, противен по грехам моим очам Божиим, людям и даже себе самому! Кто же для меня может быть более противен, кроме меня самого? Воистину никто; в сравнении со мною все праведники. Буду же я немилосердно гневаться на себя и прощение обид и погрешностей ближнего против меня непотребного считать за особенное счастье, да и мне долготерпеливый, щедрый и милостивый Господь простит хотя некоторые согрешения. Я должен помнить, что этим только я и заслуживаю себе милость Владыки, иначе мне давно не надлежало бы жить.

Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь – слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви.

Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.

Я сам ежеминутный должник Господу духовно и телесно: духовно – грехами и телесно – туне получая от Него вещественные дары: пищу, питье, деньги, одежду, воздух, теплоту, свет, вообще многоразличное довольство жизненное. Как же мне не иметь удовольствия прощать долги ближнему моему, духовные и вещественные, когда Господь мне прощает бесчисленное множество их? Как мне не давать даром Божьих же даров, когда мне Господь без числа туне подает все блага духовные и вещественные: свет уму и сердцу, покой и радости сердцу, познания многоразличные – до струи воздуха? Да это было бы уродливо мы одно тело и друг для друга члены и непременно взаимно одолжены чем-либо; так и в общественном теле невозможно обойтись без того, чтобы нам не были должны другие или мы не были бы должны другим. И нельзя нам не прощать друг другу долгов: как в теле естественно одни члены часто живут на счет других, например желудок на счет головы или на счет рук и ног, так и в обществе. А главное, надо помнить, что мы все имеем туне от Бога и сами Ему бесконечно много должны, и Он прощает нам с любовью долги наши, лишь бы мы оставляли должникам нашим. Будем же охотно и усердно прощать ближним долги их нам; станем приносить Богу ежедневно эту жертву и будем жить в любви.

Оставляем должником нашим. Это значит не иметь на ближнего, провинившегося против нас (намеренно, с упорством, или ненамеренно), огорчения, вражды и озлобления, но прощать ему вину в простоте сердца, представляя живо свои немощи и грехопадения и сохраняя к ближнему-виноватому ту же любовь и те же чувства приязни, какие имели к нему до вины.

Часть 2

…хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует.

Ты сам ежедневно крепко нуждаешься в прощении тебе грехов Отцом Небесным и молишься: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим [Мф. 6, 12]. А если хочешь, чтобы грехи были прощены тебе, прощай брату его согрешения против тебя. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших [Мф. 6, 14, 15].

…богатые должны помогать бедным, по возможности подавать милостыню, принимать странных, посещать больных, утешать печальных, наставлять невежд, вразумлять заблуждающихся, прощать обиды, памятуя, что мы все Христовы.

…любовь скора к снисхождению и прощению.

Прощай должникам твоим и знай, что как тебя враг смущает и вооружает враждебно против других, так и их смущает и вооружает против тебя.

АВВА ДОРОФЕЙ

Душеполезные поучения

Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: отпущайте и отпустится вам (Лук. 6, 37); и так ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся.

Вспомни, что и ты побеждаешься страстию гнева, и судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари, что нашел случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных (согрешениях); ибо сказано:отпущайте, и отпустят вам (Лук. 6, 37).

АВВА ИСАЙА

Главы о подвижничестве и безмолвии

Если ты ненавидишь того, кто причиняет тебе неприятность, не слушается тебя и ссорится с тобою, то и ты, как язычник. Но молиться надлежит о таком, да прощено ему будет (то, в чем он согрешил тебе).

Милостыня есть – прощать.

…свидетельства Писаний побуждают нас испытать самих себя, не имеем ли, трудясь (в делании должного), злобы на ближнего или не держим ли гнева на него, не прощая ему (чего-либо); чтоб это не сгубило труда нашего. В таком случае и Господь наш Иисус Христос не поможет нам в тот час, когда будут обижать нас враги наши. Ибо Он Сам строго укорил некиих таковых, говоря: Рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси. Не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего?

Приучи язык свой просить прощения, и снидет на тебя смирение.

Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.

Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то, хотя судимый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен и повинен сам тому, о чем ты говоришь; почему не могу этого слышать.

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

Сочинения, том 4

…к стыду нашему, Христиане, мы забываемся, и помилованные не милуем, и прощаемые не прощаем.

Прощай согрешающему от сердца, с любовию : а между тем, если можешь и должен, исправляй его с благоразумием и также с любовию. Аминь.

…кто может достаточно изъяснить действие милующей благодати Божией, которая, как все Божие, непостижима? И нужно ли сего требовать? Когда милосердый Заимодавец обещает тебе простить тьму талантов долга, с условием, чтобы ты простил своему должнику сто пенязей, или дал несколько пенязей не одолжившему тебя: надобно ли останавливаться и разыскивать, для чего нужно сие условие? Не благоразумнее ли поспешить оказать малую милость, чтобы воспользоваться милостию великою?

Вы говорите: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; то есть: прости нам грехи наши, как и мы прощаем всякому оскорбившему нас. Если вы говорите cиe без особеннаго внимания, без предварительнаго испытания своего сердца: то легко может случиться, что во время молитвы вашей, в нем таиться будет вражда, или огорчение на ближняго, и следственно слова уст: как мы прощаем, так прости нам, от состояния сердца, по необходимости, получат превратный смысл: как мы не прощаем, так и нам не прости. Чтобы предохранить себя от сей погрешности, которая, очевидно, испровергает действие молитвы, нужно тщательно испытывать миролюбивое расположение нашего сердца…

Если бы твой заимодавец прощение такого долга, за который ты мог бы умереть в темнице, предлагал тебе под условием, чтобы ты простил маловажный долг твоему должнику: безумно было бы не принять сего легкаго и выгоднаго условия потому только, что ты не догадываешься, почему оно предложено. Подобно сему, когда Бог прощение грехов, за которые подлежал бы ты вечной смерти, обещает тебе, под условием, чтобы ты простил ближнему какое-нибудь оскорбление, примирился с ним после какого-нибудь недоразумения: безумно было бы лишать себя великаго прощения Божия, потому только, что ты не догадываешься, для чего так настоятельно требуется твое малое прощение ближнему, или примирение с ним.

Том 5

Вспомним закон, исполним волю Божественнаго Начальника мира – непомнить зла, прощать оскорбления, быть мирными даже с ненавидящими мира (Псал. CXIX. 6), кольми паче с предлагающими прекращение вражды, и простирающими руку мирную. Да угаснет гнев. Да прекратится негодование. Мир не только оружию, не только градам и весям; мир помышлениям сердечным, мир душам в глубине их.

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Аскетические опыты, том 1

Прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших - непременное условие успеха в молитве.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, оклеветавшему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Когда от души простишь всем ближним согрешения их: тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве.

Преподобный авва Дорофей в начале своего поучения о смирении полагает, как бы краеугольный камень в основание здания, следующее изречение одного из святых старцев: «Прежде всего нужно нам смиренномудрие, и мы должны быть готовы против каждого слова, которое услышим, сказать прости: потому что смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника». В отвержении оправдания, в обвинении себя и в прошении прощения при всех тех случаях, при которых в обыкновенной мирской жизни прибегают к оправданиям и умножают их, заключается великая таинственная купля святого смирения. Ее держались и ее завещавают все святые Отцы.

Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания, кроме тех случаев, когда прошение прощения и, при нужде, умеренное объяснение могут успокоить и примирить к нам порицающего.

Убойся, молкни: присутствует Создатель! Ему принадлежит суд над тварями Его; Ему - одинаково простить пятьсот и пятьдесят динариев греховного долгу: Он всемогущ и богат бесконечно. Фарисей обыкновенно выпускает это из своего расчета! Видя у ближнего пятьсот динариев долгу, он не обращает внимания на свои пятьдесят, даже не считает их долгом, между тем как определение Божественного Суда возвещает, что обоим им отдать нечем, что оба они равно нуждаются в прощении долга.

Господь заповедал нам прощать ближним нашим согрешения их против нас: аще бо отпущаете, сказал Он, человеком согрешения их, отпустить и вам Отец ват небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших . Из этих слов Господа вытекает само собою заключение, что верный признак отпущены нам грехов состоит в том, когда мы ощутим в сердце нашем, что мы точно простили ближним все согрешения их против нас. Такое состояние производится, и может быть произведено, единственно Божественною благодатью. Оно - дар Божий. Доколе мы не сподобимся этого дара, будем, по завещанию Господа, пред каждою молитвою нашею рассматривать нашу совесть, и, находя в ней памятозлобие, искоренять его вышеуказанными средствами, т.е. молитвою за врагов, и благословением их. Когда ни вспомним о враге нашем, - не допустим себе никакой иной мысли о нем, кроме молитвы и благословения.

Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки, и уже оплакивает, как присужденного к ней: тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, - охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.

Тяжким сначала представляется вступление в искушения; но без них невозможно научиться прощению всех обид, любви к врагам, зрению во всем промысла Божия, этим высочайшим, окончательным, по отношению к ближнему, заповедям Евангелия. Если же внутренний человек не будет образован всеми заповедями: то он не может соделаться жилищем Святого Духа.

Том 2

Простим отцам и братиям нашим, близ и далече пребывающим, живым и отшедшим, все оскорбления и обиды, нанесенные ими нам, как бы эти обиды тяжки ни были. Завещал нам Господь: Егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших.

О стяжании этого [благодатного, духовного] милосердия говорит Апостол, когда завещает уверовавшим во Христа: Облецытеся якоже избраниии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.

Притчи об обиде и прощении

Одного человека жена послала на отдаленный рынок, чтобы он купил побольше запасов к обеду на всю неделю. Он, не глядя, закупил продукты ящиками и поехал обратно. Но, открыв их, он обнаружил там вместо еды кучу камней.

Супруга ужасно ругала его и требовала, чтобы он немедленно возвратил камни и привез домой овощи. Но муж только отмалчивался.

Прошло несколько лет и этот случай уже стал в семье забываться. Но однажды вечером раздался громкий стук в дверь. Человек открыл ее и увидел толпу незнакомых людей.

Приветствуем тебя! - смиренно промолвили они. - Ты уж нас прости. Именно по нашей вине ты тогда купил не продукты, а тяжелые камни. Обман постоянно мучил нас все прошедшие годы и теперь мы пришли повиниться перед тобой.

Человек только улыбнулся и тихо сказал:

Мне припоминается тот случай. Но я не держал на вас зла и забыл о нем в тот же самый день. Камни, которые вы мне тогда дали, я положил в глубокую яму и закопал ее.

Ты очень мудр. А нам пришлось целые годы носить в душе свою тяжкую вину.

Обманщики горячо поблагодарили человека за прощение и ушли с миром.


Притча о доброте и прощении

В отдаленном селе жил богач, который был известен своим неистощимым милосердием. Однажды к его дому приблизился нищий и попросил о помощи. Он был очень стар и плохо видел, поэтому случайно задел его своим посохом, опершись на перила.

Но хозяин не подал вида, дал бедняку денег и тот ушел. Окружающие поспешили узнать у него, как он стерпел присутствие такого человека.

Тебе ведь было очень больно, когда он неожиданно ударил тебя своей тростью и ты ничего не сказал, когда он грязной одеждой пачкал крыльцо?

Мне, действительно, было не по себе, но я смолчал по очень простой причине. Я опасался задеть его чувства. Вдруг он бы обиделся и не взял бы у меня подаяние?


Притча о всепрощения

Мудрый учитель стоял в окружении молодых людей и наставлял их уму-разуму. Они почтительно внимали ему.

Тогда старец, чтобы проверить, как идут дела у юношей, обратился к одному из них с вопросом о том, что он усвоил из преподаваемых наук. Ученик рассказал, как он понял, что нужно держать сердце открытым перед Господом.

Учитель сказал ему: «Ты стоишь на верном пути. Но главное, чему тебе следует научиться – не держать зла на недругов».

Юноша почувствовал, что задание становится слишком сложным для него. Ведь он не умел отказываться от причиненных обид. Кроме того, злых врагов у него вообще не наблюдалось, а душа была мягкой и приветливой.

Учитель сказал ему: «Можешь ли ты припомнить какой-нибудь случай, когда Бог не простил тебя?». Ученик надолго задумался и признал, что ни разу не было.

Старец обратил его внимание, что люди не в состоянии принести ущерб Всевышнему и все же они просят у него прощения. Поэтому они сами должны до бесконечности извинять других, не пятная душу злыми чувствами. Требуется прощать любого человека. Только тогда сердце станет свободным и радостным.

Мудрец заключил: «Тот имеет поистине чистую, светлую и радостную душу, кто научился не только полностью прощать, но и не принимать никакое зло!»

Молодой человек навсегда запомнил совет. Последовав ему, он прожил счастливую и полную любви жизнь.


Притчи о дружбе и прощении

Притча о преданности

Жили-были двое друзей и полюбилась им одна прекрасная девушка. Кому из них она отдаст сердце, было очень сложно сказать, потому что она проявляла настоящее участие к обоим юношам.

Так продолжалось некоторое время и они заметили, что их отношения стали постепенно портиться. Тогда молодые люди посовещались и решили, что их дружба длится уже очень давно, а чувство к девушке возникло всего пару месяцев назад. В результате они постановили забыть о ней.

В их края пришла война и молодым людям пришлось защищать свою страну. Однажды в бою один из них закрыл собой другого и был убит.

Второй долго лечился от ран, а затем вернулся обратно на передовую. Его отрядили в дозор с одним бойцом. Перед выходом на задание он заметил, что тот комкает какую-то бумагу. Он спросил его, в чем дело и тот признался, что его товарищ увел у него любимую девушку, чего он ему никогда не простит.

Молодой человек выполнил задание, но попросил командование впредь не поручать ему ничего с ним. Юноше было ясно, что человеку, не умеющему прощать, свою жизнь доверять нельзя.


Притча об способности забывать причиненные обиды

Жили-были двое неразлучных друзей. Они иногда спорили и даже дрались между собой.

Вот и сейчас произошел скандал, когда старший приятель ударил младшего. Тот очень сильно обиделся, ушел домой и надолго заперся там. Он взял свой дневник и занес туда большими красными буквами: «Сегодня я навсегда потерял друга».

Но приятель не мог долго без него обходиться, пришел к нему и попросил прощения. Они отправились на берег пруда и с удовольствием окунулись в воду. Обиженный юноша плохо плавал и вдруг почувствовал, что уходит на дно. Товарищ дотащил его до берега.

Выбравшись, обсохнув и придя в себя, спасенный к вечеру вернулся и вырезал на стволе дерева надпись: «Мне сохранил жизнь мой друг!».

Тот спросил у него:

А почему ты не занес запись в дневник?

Я поступаю очень просто. Когда я недоволен, то записываю на бумагу, а когда я благодарен другому человеку, то высекаю на дереве. Первые буквы недолговечны, да я и сам не стану снова перечитывать их. А вторые увидят многие люди и я тоже буду каждый день с радостью смотреть на них.


Притчи о прощении человеческих недостатков

Притча об умении ладить с людьми

В одной деревне жил мудрый старец. Люди часто обращались к нему за житейскими советами.

Утром весеннего дня к нему пришел односельчанин и спросил:

Отец, я часто гневаюсь. Мне самому неприятно, но я не знаю, как мне справиться с горячим нравом?

Старец, не задумываясь, сказал мужчине:

Как только ты научишься прощать людей, тебе станет жить намного легче. Нужно понимать, что Господь посылает человеку испытание и наблюдает, как он сумеет пройти через него.

Отец, я не способен сдержаться, когда кто-то намеренно стремится меня задеть.

А ты взгляни по-умному. Тот, кто старается разозлить, несчастлив. Он набрасывается на тебя с бранью, потому что чувствует собственное несовершенство. Тем самым он дает понять, что ты лучше него. Следует ли злиться на того, кто хуже или стоит сберегать спокойное расположение духа?

Мне подобная задача не по силам, – с грустью ответил молодой человек. – Я слишком вспыльчив.

Твоя душа просто заранее нацелена на то, чтобы обидеться и дать сдачи. Поэтому ты теряешь иные возможности. Ты даже мысли о прощении не допускаешь.

Но, отец, есть люди, которые пообещали мне что-то, но не сделали. И я должен смолчать?

Тебе нужно понять, что с ними нельзя иметь дело. Зачем держать в душе обиду? Кроме того, следует подумать, что не все они желают тебе зла. Некоторые вещи нельзя выполнить просто потому, что течение жизни изменило свое русло и человек уже не способен сделать то, что хотел. Ты не знаешь обстоятельств его жизни. Ты не должен злиться до бесконечности. Тебе требуется научиться извлекать уроки из неблагоприятной ситуации.

Но я часто недоволен людьми. И не без причины, – нахмурился мужчина.

Ты окружаешь себя неприятными личностями. Стоит научиться общаться с теми, кто будет приносить тебе любовь и радость. Тогда злоба будет посещать тебя все реже. К остальным необходимо изменить отношение и не принимать их несовершенство близко к сердцу.

Как я смогу выполнить это, если односельчане постоянно выискивают у меня недостатки?

Они поступают так, потому что подобны тебе самому. Он не умеют спокойно относиться к чужому несовершенству и прощать чужие промахи. Они также, как и ты, не способны извлекать для себя уроки из любой неблагоприятной ситуации. Ты должен сделать шаг вперед и перестать замечать недостатки других. Обратив же на них внимание, тебе следует сразу же простить грех.


Притча о великодушии

У одного восточного мудреца было большое количество учеников разного возраста. Не все они одинаково хорошо успевали в учебе и не слишком одаренный юноша как-то сказал учителю грубость. Остальные хотели, чтобы тот наказал его, потому что всем было неприятно такое поведение. Дни шли за днями, но глупый поступок оставался без внимания.

Остальным ученикам подобное положение вещей очень не понравилось и в конце занятий они толпой подошли к старцу:

Учитель, мы все очень сильно недовольны глупым и невежливым юношей. Мы хотим, чтобы он понес залуженное суровое наказание. Мы не в состоянии сделать вид, что ничего особенного не произошло. Господь дал нам глаза, чтобы мы отчетливо видели любое зло.

Не забывайте, что Он дал вам также и веки, чтобы прикрывать свой взор от чужого несовершенства, – с улыбкой ответил им мудрый учитель.


Притча об отказе от осуждения

В одной очень далекой восточной стране в стародавние времена жил монах-отшельник. Его часто приглашали во дворец судьи, чтобы он помог вершить правосудие.

Его позвали, чтобы определить наказание бедняку. Выслушав все обстоятельства дела он потребовал, чтобы того отпустили. Судья отказался его помиловать, мотивируя свое решение тяжестью содеянного.

Тогда монах тихо встал и удалился. Но примерно через час он снова вернулся в суд, с трудом таща за собой увесистую дырявую торбу с придорожными камнями.

Служащие возмутились и сказали ему: «Что ты творишь здесь, смотри, весь пол забросан булыжниками».

Монах укоризненно взглянул на них и неспешно ответил: «Я пришел сюда, чтобы вершить суд над истинными грешником. А то, что выпало из моей дырявой торбы, мои собственные грехи и несовершенства».

Судья тотчас понял, что сделанное бедняком вовсе не настолько страшно и не заслуживает строгой кары. Смутившись, он вынес нарушителю внушение и отпустил его на все четыре стороны.


Притчи о необходимости прощения

Притча об исключении из жизни гнева

В деревне жил очень старый мудрец, у которого было множество учеников.

Однажды самый молодой юноша спросил у него:

Скажи, Учитель, а ты иногда сердишься на кого-нибудь? И что в подобное время ты испытываешь в душе?

Я никогда ни на кого не сержусь, – с улыбкой отвечал тот.

Но ведь люди все равно понимают, что они обидели тебя. Они, наверное, не слишком довольны?

Я уверен, что они ощущают себя не в своей тарелке.

Тебе же ведь, наверное, неприятно, когда другой человек очень сильно расстроен? – в свою очередь задал вопрос юноше Учитель.

Да, эти вещи ужасны, – помрачнев, ответил тот ему.

Единственным выходом из такого положения является прощение, – ласково ответил ему мудрец.


Притча об умении владеть собой

Однажды учитель сделал замечание слишком вспыльчивому юноше, проходившему у него курс обучения.

Я уже давно наблюдаю за тобой и вижу, что ты постоянно ссоришься с другими молодыми людьми. Относись к ним более спокойно и прощай им их небольшие промахи.

Но зачем я должен так поступать? Ведь тогда человек будет меня обижать снова и снова? – вскипел юноша.

Послушай меня, сын мой. Ты еще слишком молод. Ответь мне на два очень важных вопроса, тогда я, в свою очередь, удовлетворю твое любопытство.

Тот покорно согласился выслушать учителя.

Разве ты чувствуешь радость, когда сильно злишься? - задал первый вопрос мудрый старец.

Я печалюсь и у меня на весь день портится настроение, – задумчиво промолвил молодой человек.

Кого же ты наказываешь? И кому помогаешь, прощая другого?

Юноша уже открыл рот, чтобы ответить учителю, но внезапно осекся, погрузившись в глубокие раздумья.

Только ты один выбираешь, как тебе следует отвечать на обиду. Ты можешь простить человека, разозлиться на него или даже порвать с ним, – продолжил мудрец.

Я не уверен, что сумею спокойно терпеть его оскорбления. Они становится для меня поистине непосильным испытанием.

А ты представь себе, что ты едешь по дороге на слишком ленивой или непослушной лошади. И всякий раз, когда она неожиданно взбрыкивает копытами, ты со всего маху бьешь хлыстом по телу себя, а не ее. Не умея прощать окружающих, ты уподобляешься похожему вознице.