Отрицательные черты демократии. Формы демократии — современная классификация

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА Е. В. Лаврентьева, студент 3-го курса направления «Юриспруденция» Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» С. Б. Котляров, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Всем известен факт, что государство как форма организации общества зародилась давно и функционирует достаточно долгое время. В течении длительного периода существования сформировалось множество представлений о том, каким должно быть государство относительно методов и средств осуществления власти. В историческом процессе эти представления проявлялись в разных видах от практически реализованных форм правления и политических систем, до политических философий, идеологий и доктрин. Эти понятия теперь одни из ключевых в современной политической науке. В их числе, несомненно, и такое понятие, как «политический режим», представляющий собой совокупность способов организации власти, характер целей и принципов, лежащих в основе политических действий. Политические режимы выступают в качестве трансформации социальных систем любого общества. Под трансформацией следует понимать развитие политических режимов во времени и пространстве в рамках определенных механизмов, характеризующих кооперативное взаимодействие элементов систем, и развитие как особого рода связь состояний элементов систем. Основные признаки развития это качественный характер изменений на уровне системы, необратимость и направленность. С учетом комплексности в представлении понятия развития можно говорить о внутреннем механизме развития, в таком случае это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы . Люди объединяются в государство и живут в этом политическом пространстве, готовые отдавать ему часть индивидуальных возможностей и способностей в замен на благополучие, вытекающие из их индивидуальных ожиданий. Благодаря существованию общего блага может происходить обоюдное качественное превышение ожидаемого результата. Юридической же основой, обеспечивающей обоюдное превышение, выступает создание условий, обеспечивающих приток в государство всего разнообразия индивидуальных возможностей. Равно как и устранение необоснованных 1

2 препятствий для реализации ожиданий каждого от пребывания в государстве. При отсутствии соразмерности индивидуальных возможностей, ожиданий и результата, государство утрачивает качество как политической организации всего общества, с известными последствиями, вытекающими из данного обстоятельства. Понятие политический режим может быть подвергнуто множеству различных классификаций на которые оказывают влияние как субъективные характеристики политической ситуации в определенном государстве в определенный период: так, и в научной и научно-публицистической литературе можно встретить такие формулировки, как «бюрократическиолигархический режим», «сталинский репрессивный режим», «брежневский режим «застоя» и т. д. Однако более интересными для подробного рассмотрения представляются основные разновидности политического режима в широком смысле понятия, содержащие базовые характеристики определенных политических систем, в частности такие режимы, как демократический и тоталитарный. Почему? На сегодняшний день среди многих представителей политической мысли демократический режим, подразумевающий организацию в стране демократического порядка, считается совершенным, эталонным, стремление народов к демократии в настоящее время все более усиливается. На тоталитаризм же повешен ярлык негативного элемента политического опыта, режима, который в наши дни совершенно не нужен и не актуален, на наш взгляд является достаточно субъективным моментом. Тоталитаризм, как и демократия, имеет определенные положительные и отрицательные стороны. Как и демократия, он имеет свои разновидности реализации. Оба режима могут быть полезными и эффективными в определенных политических ситуациях, а потому оба режима должны быть оценены объективно. Собственно, именно объективная оценка демократического и тоталитарного режимов посредством выявления их положительных и отрицательных элементов, «за» и «против», является нашей целью. Для ее реализации нужно, прежде всего, вспомнить, что представляют собой как политические режимы тоталитаризм и демократия, каковы их основные принципы, характерные черты и разновидности. Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма: 1) Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое; 2) Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура; 3) Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером; 2

3 4) Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики; 5) Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности; 6) В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства; 7) В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства. 8) Устанавливается монополия государства на средства массовой информации (СМИ), в обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти; 9) Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство. 10) Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены. Для тоталитаризма в целом характерны такие основополагающие элементы и черты, как наличие одной идеологии, единой официальной идеологии, определяющей цель социального развития; господство одной массовой политической партии; слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур; политическая, экономическая и социальная монополия власти тотальный контроль всех сфер жизни общества; превосходство государства над личностью, приоритет общественных интересов. Эти черты вступают в противоречие с такими основными и незыблемыми демократическими принципами, как народовластие, правовое и политическое равенство граждан, уважение прав меньшинства, политический плюрализм, утверждение ведущей роли прав и свобод личности, человека и гражданина. Из-за этого противоречия тоталитаризм со всеми свойственными ему чертами был объявлен враждебным свободе, подразумевающей отсутствие абсолютного контроля. В целом демократии присущи следующие принципы: 1) Суверенитет народа - источник его политической власти; 2) Равенство прав граждан на участие в управлении государством, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуре власти, участвовать в контроле над ее деятельностью; 3) Регулярность выборов и разделения властей; 4) Свобода личности, осуществляемая через права человека; 3

4 5) Плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных групп, сил, политических партий и организаций. Принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что органы государственной власти должны формироваться и взаимодействовать на основе данного принципа. Самостоятельность и независимость органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, не исключает их активного взаимодействия при осуществлении их полномочий, а так же слаженности их работы. Анализируя данные черты, можно, конечно же, согласиться, что демократия как политический режим является более эффективной в реализации прав и свобод личности. Это может подтвердить сравнительный анализ, например, современной судебной системы в РФ и судебной системы в СССР в 1930-е годы, а точнее наличие в то время внесудебных органов вынесения приговоров, существовавших в «период чисток». С положительной стороны демократию характеризует и то, что такие демократические черты, как правовое и политическое равенство граждан и уважение прав меньшинства реализуют принцип социальной справедливости. Без соблюдения гражданских законов всеми гражданами, чего у нас пока нет, нам и мечтать о гражданском, демократическом обществе невозможно. Ведь в гражданском обществе с высокой правовой и политической культурой граждан создается такая атмосфера жизни, при которой все граждане естественно окажутся неравными партнерами по чувствованию, пониманию сути происходящих событий и отношений между сообществом и государством, гражданином и властными структурами, по способностям осмысления всего происходящего в жизни общества. Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой материального субъективного права является важнейшей в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности и гарантированности прав граждан и юридических лиц в любом современном демократическом государстве. История, однако, иллюстрирует не только эффективность тоталитарных режимов, но и их обреченность и замену, как правило, системами демократическими. Стремление масс к демократии вполне понятно и объяснимо демократические принципы для общественности наиболее привлекательны. Законодательно закрепленные приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, участие масс в управлении создают у индивида иллюзию его общественной значимости, то 4

5 есть удовлетворяют одну из основных его социальных потребностей, даже если фактически эти принципы не работают. Список использованной литературы: 1. Колоколова Е. О. Трансформация социальных систем в кооперативном измерении // Российскому университету кооперации 100 лет. Саранскому кооперативному институту 35 лет: юбил. сб. науч. статей. Саранск, С Ямбушев Ф. Ш. Феномен естественного права // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, С Чичеров Е. А., Котляров С. Б. К вопросу о принципе разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, С Громова Т. Н. Специфика формирования юридического мировоззрения // Интеграция образования в условиях инновационной экономики: материалы междунар. науч.-практич. конф. Саранск: ЮрЭксПрактик, Ч. 2. С Громова Т. Н., Ганин О. Н. Пределы осуществления требований защиты гражданских прав // Российскому университету кооперации 100 лет. Саранскому кооперативному институту 35 лет: юбил. сб. науч. статей. Саранск, С


Лекция 4 Политические режимы 1. Политический режим: понятие и признаки. 2. Тоталитарный режим. 3. Авторитарный режим. 4. Демократический режим. 1. Политический режим: понятие и признаки. Политический режим

ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. 1. К задачам политической власти относится 1) освоение новых технологий 2) регулирование общественных отношений 3) работа в частной юридической фирме 4) разработка новых

ЗАЧЕТ по дисциплине «Социология и политология» (вопросы и тесты) Вопросы к зачету по дисциплине «Основы социологии и политологии» 1. Каковы социально-политические, экономические и теоретические предпосылки

История России П.5 Первая русская революция Задание для 9-а, 9-б классов Швецова И.В. Записать в тетрадь: 1. События революции 1905-1907 годов 2. Работа 1 и 2 Государственной думы сроки работы - состав

Тестирование по теме «Социально-политическая деятельность» 1 вариант 1. Полный контроль государства над жизнью каждого гражданина осуществляется при... политическом режиме. 1) тоталитарном 2) авторитарном

1 Выбор позиций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите верные

Б Л О К: П О Л И Т И К А Политика это сфера деятельности людей, направленная на управление государством. Функции современной политики: Выражение значимых интересов всех групп и слоев общества Интеграция

Обществознание 9 класс Контрольная работа по теме: Политическая сфера общества Вариант 1 1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике это 1) политический

Политическая сфера жизни общества Что из указанного связано c понятием «власть 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов

Б3.Б.9 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Дисциплина «Теория государства и права» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла (БЗ.Б.9.) основной образовательной программы бакалавриата. Данная

Роль политики в жизни общества. Понятие власть. Государственная власть. Политическая система (политические нормы, политическая культура). Понятие и признаки государства. Внутренние и внешние функции государства.

«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО» ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ Подготовили: Асс. кафедры конституционного и муниципального права, к.ю.н. Троицкая

Лекция 8. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства 1. Конституция Республики Беларусь форма закрепления базовых положений белорусской национально-государственной

Проверочная работа по обществознанию за учебный год 9 класс Содержит разнообразные задания: тесты с выбором одного правильного ответа, задание на соответствие, задание на восстановление деформированного

Гражданское общество, его основные черты Раздел «ПОЛИТИКА» План: 1. Сущность понятия гражданское общество и его основные черты. 2. Правовое государство. 3. Местное самоуправление. ПО ДАННЫМ ВЦИОМ 1. Сущность

УДК 349.444 ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ БЫВШИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ СОБСТВЕННИКА М. А. Панфилов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой частного права Саранского кооперативного института (филиала)

1 http://егэша.рф/news/esse_ob/2014-03-15-179 Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки Определение проблемы высказывания Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список

Раздел 5. Политика Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Тема занятия: Государство как политический институт. План 1. Государство как политический институт, признаки государства.

Лист 1 из 14 Лист 2 из 14 Содержание заданий в составе оценочных средств Контрольные вопросы: 1. Понимание политической сферы. 2. Политика, как общественное явление. Различные понимания политики. 3. Политика

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ СПОСОБ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ УДК 321 А. А. БОРИСЕНКОВ Политический режим как понятие является одной из научных проблем, которая постоянно привлекает к себе исследовательский интерес.

Конституция России основа демократии. В Древней Греции, откуда берет свое начало демократия, под ней понимали особый тип государственной организации, который существовал наряду с тиранией, монархией, аристократией,

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» 12 декабря 2014 года 9 класс Вариант ОБ90501 (на 45 минут) Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия

Цели урока: Повторим понятия по разделу «Политическая сфера». 1. Что в себя включает политическая система? (Политическая система общества включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения,

Политическая система общества - это система институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политическая система общества это комплекс норм, институтов

«ТАДЖИКИСТАН НА ПУТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА» Д.Ю.Н., ПРОФЕССОР АЛИМОВ С.Ю. В наиболее распространенном современном значении гражданское общество (англ. civil society) обозначает совокупность

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ: ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ В. В. Киреев В соответствии с нормами Конституции Российской Федерации народ является единственным

1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В стране

Раздел 5. Политика Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе План 1. Понятие власти. Типы общественной власти. 2. Политика как общественное явление. 3. Политическая система, ее внутренняя

VII. Материалы по системе промежуточного и итогового тестирования Материалы по системе промежуточного тестирования 1. Кто первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал

2. Основы конституционного строя В данном параграфе рассмотрим понятие конституционного строя, основные принципы данной формы организации государства. Разберем также понятия конституционного статуса человека

УДК 342.8 РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН: РОЛЬ И МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Т. Ю. Пяткина, старший преподаватель кафедры государственноправовых дисциплин Саранского кооперативного института (филиал)

Демо- версия Право профиль 10 класс. Источник: "АВС. Обществознание. Контрольные тестовые задания. М. :Эксмо. 2012. (сост. Котова О.А.), а также др. литература. Вариант 1. 1. Что свойственно любому государству:

РОЛЬ И МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ Шогенова Инга Студентка Юридического факультета, группы Ю2-3 Научный руководитель доц., зам. заведующего кафедрой Осипов П. И. Конституционное право

Вопрос 1. Понятие предпринимательства Предпринимательское право изучает и анализирует предпринимательство и связанную с ним деятельность. Под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая

Субъекты политической деятельности большие социальные общности (социальные группы, классы, народы) политические организации и группы (государство, партии, движения) отдельные личности (лидеры партий, государственные

Областная олимпиада среди учащихся общеобразовательных учреждений по гражданским дисциплинам и избирательному праву (2015 год) заочный этап Возрастная группа 8-9 классы Тестовые задания (во всех заданиях

11 класс Зачет 2 по обществознанию по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни». Часть 1 (1 24) Выполните предложенные задания. В заданиях 1-8, 10, 14-20,22, 24 выберите верный ответ из числа

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 1. Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Общество как целостная система. Системно-функциональное

ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА круглый стол (повторительно-обобщающийобобщающий бинарный урок) СФЕРЫ ОБЩЕСТВА экономическая сфера политическая сфера социальная сфера духовная сфера ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Лекция 6. Тема 5. Политическая система общества 1. Понятие и структура политической системы общества. 2. Политический режим как функциональный аспект политической системы. Политическая система общества

ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 3.1. Понятие, форма и структура конституций Конституция это Основной Закон государства, который закрепляет основы государственного и общественного строя,

Итоговый тест по обществознанию. 9 класс 1 вариант Часть 1. 1. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ является признаком: А. верховенства закона Б. разделения властей

Материалы для подготовки к тестированию по обществознанию 9 класс Модуль 1 Учитель: Бархатова К.И. ТЕМА УДЕ УУД Политика и власть Власть, источники власти, средства (методы) власти, формы проявления власти,

ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Форма проведения: информационный час. Тема: День Конституции Республики Беларусь Цель: воспитание чувства гордости за свою страну, уважение к Конституции государства Задачи:

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Кушнарев В.И. Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета Шахты, Россия Политический режим (от латин. regimen

Примерный перечень вопросов для письменного тестирования 1. В России государственная служба: 1. Осуществляется в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-11 декабря 2011 года 9 класс Работа состоит

Контрольная работа по обществознанию Вариант 1 Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных. 1. Искусство управления государством охватывается сферой жизни общества 1) экономической 3) социальной

Тесты по Теории государства и права 1. Какой из принципов не является принципом теории государства и права: а) историзм; б) объективность; в) конкретность; г) гуманизм. 2. Какой из этих элементов-признаков

Уважаемые участники международной конференции! Позвольте, прежде всего, поздравить Конституционный Суд Республики Узбекистан и всех граждан Узбекистана с 20-ти летним юбилеем Конституционного Суда Республики

УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой ФСН, профессор Н.М. Чуринов 2012 ТЕСТЫ для проверки остаточных знаний по политологии 1. Причины возникновения политики (выберите правильные ответы): а) распространение христианства;

Муниципальное автономное образовательное учреждение Богандинская средняя общеобразовательная школа 2 Значение правовой культуры в формировании правового государства

Основные принципы проведения демократических выборов в Узбекистане В декабре нынешнего года в соответствии со статьями 96, 117 Конституции Республики Узбекистан, а также Законом «О выборах Президента Республики

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли публичного права. 2. Конституционно-правовые нормы: понятие и особенности. 3.

Тесты по разделам «ЧЕЛОВЕК и Духовная жизнь общества». 1. Человек согласно современным представлениям есть существо А. духовное Б. социальное В. Биологическое Г. Биосоциальное. 2 Определение: «Обобщенная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ГСЭ.Ф.6. «Политология» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

Итоговый тест по обществознанию за 9 класс 1 вариант A1. Государство, в котором высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина: 1) федеративное 3) светское 2) социальное 4) правовое А2. Политико-правовая

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ» Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь. Политика и её функции. Власть

Учитель: Мартемьянова Т.В. Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Класс: 11г Элементы технологической карты по теме «Политическая жизнь современного общества» В1, Р1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 10 12 13 14 15 16 17 18 19 А1

Лист 1 из 9 РГУТиС 1 Лист 2 из 9 Вариант 1 1. Тестовые задания 1. Государство это особая организация политической власти: а) которая обладает суверенитетом, распространяет свою власть на все население

9 класс Часть 1 (задания 1-25) (по 2 балла за правильный ответ максимум 50 баллов) Выберите среди предложенных ответов свой единственный. 1. В соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью в российском

Механизмы и условия осуществления демократии.

Понятие и принципы демократии.

Демократия как феномен политической культуры.

Демократия: теории, предпосылки и условия существования.

Демократия = народовластие + права человека. Проблема демократии в XX-XXI веках политизирована.

Принципы демократии.

1. Народ – единственный источник гос. власти и носитель верховной власти.

2. Наличие прав и свобод человека.

3. Выборность высших органов власти.

Механизмы демократии.

1. Правовые: гарантия прав всех, законодательное закрепление прав, верховенство закона, политический плюрализм.

2. Институциональные: свободные выборы, разделение властей, независимый суд, многопартийность, наличие альтернативных СМИ.

Условия осуществления демократии.

1) Политические. 2) Правовые. 3) Экономические. 4) Социальные. 5) Культурные: а) высокий уровень культуры общества, б) демократическая политическая культура граждан и политических лидеров.

Политическая культура – элемент любой политической системы, в т.ч. демократической. Один из критериев демократии – уровень участия граждан в политике и степень их влияния на политику.

Элементы демократической полит. культуры: а) активное и сознательное участие граждан в политике, б) высокий уровень правосознания, в) толерантность.

Комплиментарность демократии – приемлемость демократии для народа через призму: а) исторического прошлого, б) природно-географических условий, в) своеобразие национального характера и национального самосознания.

Позитивные стороны демократии.

1. Надёжный контроль над властью со стороны общества и человека.

2. Гарантия прав человека и защиты человека от произвола власти.

Негативные стороны демократии.

1. Формально-правовой характер демократии (несовпадение формальных прав и реальных возможностей).

2. Социальная активность может носить деструктивный характер.

3. Дифференциация общества затрудняет выявление большинства.

4. На выборах не всегда выдвигаются компетентные и ответственные руководители.

5. Экономически демократия не всегда эффективна.

6. Демократические режимы не всегда стабильны.

В. Похмелкин. Основные условия демократии для России.

1. Преодоление психологии массового патернализма в массовом сознании.

2. Разграничение власти и собственности.

3. Реальное разделение властей и деконцентрация властных полномочий.

4. Прозрачность деятельности власти.

Культура проведения политических кампаний (4 часа).

Понятие политической кампании. Проектирование политической кампании: стратегия, ресурсы, тактика, планирование.

27.Понятие политической кампании и её проекта.



Политическая кампания – управленческий процесс, инициируемый политическим субъектом для достижения определённых политических целей методами и средствами, исключающими применение открытых форм принуждения.

В основе – воля и интересы политического субъекта.

Субъект управления – группа, которая реализовывает на практике принятое решение о достижении цели.

Объект управления – люди со своей политической культурой.

Для многих представителей объекта отношения неочевидны (субъект не виден, объект сохраняет самостоятельность).

Проект кампании – основной документ. Готовится на основе анализа ситуации. Разделы: стратегия, ресурсы, тактика, план-график.

Основные требования к проекту.

1. Обоснованность. Обоснование стратегии, ресурсов, тактики как результат анализа ситуации.

2. Конкретность и лаконичность.

3. Ограниченность доступа.

Вопрос 2. Стратегия политической кампании (6 пунктов).

Главная политическая цель . Определяется политическим субъектом. Например, победа на выборах или раскрутка бренда.

Управленческие цели . Определить желаемые изменения в мотивации объекта управления для действия в интересах субъекта.

Трудности: а) одно и тоже действие может вызываться разными мотивами, б) необходимость воздействовать на разные целевые аудитории.

Определение адресных (целевых) групп через сегментирование объекта.

Определение центральной темы кампании.

Определение сюжетных линий кампании.

Определение отношения к основным конкурентам .

В современной политической мысли существуют два подхода к обоснованию демократии как наилучшей системы правления: ценностный и рационально-утилитарный. Ценностные обоснования рассматривают демократию как ценность саму по себе, как политический строй, который в наибольшей степени воплощает в себе важнейшие гуманистические ценности: свободу, равенство, справедливость и т.п. В рамках ценностного подхода обычно приводятся следующие аргументы в пользу демократии.

1. Демократия гарантирует гражданам основополагающие политические права и свободы , которые недемократическая система предоставить не может: право на политическое участие, высказывать свои взгляды по политическим вопросам, в том числе право на критику правительства, право рассматривать альтернативные варианты, право на свободное волеизъявление на выборах и честный подсчет голосов и т. д.

2. Демократия предоставляет гражданам более широкий диапазон личных прав и свобод , чем любая иная политическая система, например, право на личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, свободное выражение мнений, свобода передвижения и др.

3. Только демократическое правление предоставляет личности максимальную возможность осуществить свободу самоопределения , то есть жить по законам, которые личность выбирает для себя сама посредством сложного процесса согласования своих интересов с интересами других людей.

4. Демократия предоставляет максимальную возможность для моральной ответственности , для тщательного изучения всех вариантов принятия решения, их последствий и осуществления выбора в соответствии с моральными принципами.

5. Демократия содействует социализации личности в большей степени, чем всякая иная форма организации общества, например, она обеспечивает условия, при которых наиболее полное развитие получают такие человеческие свойства и качества, как честность, порядочность, ответственность, самостоятельность, гражданственность, терпимость, склонность к диалогу и компромиссу и т. д.

6. Только демократия способна обеспечить относительно высокий уровень политического равенства, например, равенства избирательных прав, равенства прав на создание партий и других независимых ассоциаций, на участие в них, на информацию и т.д., без чего невозможна реализация всего комплекса прав и свобод человека.

7. Вышеперечисленные преимущества дают основания считать, что демократический режим является более справедливым и с большим уважением относится к фундаментальным интересам человека, чем недемократический.

Ценностный подход подвергается критике прежде всего за его аппелирование к демократически мыслящему человеку, действительно стремящемуся к свободе и политическому равенству. Однако в современном мире очень многие люди, если не большинство, отдают предпочтение не свободе (которая нередко воспринимается ими даже как антиценность), а материальному благополучию, безопасности, порядку. Поэтому они вкладывают неполитический, социальный смысл и в наиболее почитаемые ценности равенства и справедливости, связывая их с обеспечением равенства жизненных возможностей или воздаянием по заслугам, к чему реальная демократия имеет весьма слабое отношение. Все это ставит под сомнение ценностную группу аргументов в пользу демократии.

Рационально-утилитарный подход не отрицает определенной значимости ценностных обоснований демократии, но при этом оттесняет их на второй план. Данный подход трактует демократию прежде всего как наиболее рациональный , полезный для граждан способ организации политической системы, позволяющий им артикулировать и гармонично сочетать свои интересы. Наиболее последовательно рационально-утилитарная группа аргументов выражается в системных обоснованиях демократии. Их суть сводится к следующему.

1. Демократия способствует тому, чтобы не допустить правления диктаторов, обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола . Проблема того, как избежать диктаторского правления, остается в политике одной из самых фундаментальных. На протяжении всей истории зафиксировано немало случаев жестокого и аморального лидерства. Число жертв деспотизма сопоставимо по масштабам с жертвами эпидемий, голода и войн. Так, в период с 1900 по 1987 гг. около 170 млн. людей были убиты по политическим причинам, не связанным с войной. При этом тоталитарные государства умертвили около 140 млн. человек. В странах с авторитарным режимом было убито около 30 млн. человек. В демократических государствах за этот период погибло около 2 млн. человек, прежде всего в результате военных ударов по гражданским объектам.

2.Распространение демократии способствует укреплению мира, поскольку демократические государства не воюют друг с другом . В период с 1945 по 1989 гг. произошло 34 международных вооруженных конфликта, но при этом не было ни одного, который возник бы между демократическими странами. Это справедливо и по отношению к предшествующему периоду. Американский ученый Р. Дж. Раммел исследовал 353 пары враждовавших сторон в период с 1816 по 1991 гг. Демократическое государство воевало с недемократическим государством в 155 случаях. Диктаторское государство воевало с диктаторским государством в 198 случаях. Раммел не нашел ни одного примера, когда демократическое государство вступало в войну с другим демократическим государством.

3. Демократия обеспечивает более высокий уровень экономического развития и более высокие темпы экономического роста. Так, например, статистически бесспорна взаимосвязь демократии и экономического развития . В 1994 г. из 25 стран, относимых по классификации Мирового банка к числу высокоразви­тых (по критерию ВВП на душу населения), 22, то есть 88%, отно­сились к числу стабильных демократий (за исключением Сингапура, который хотя и продвинулся значительно по пути демократизации, но к стабильным демократиям отнесен быть не может, Кувейта и ОАЭ). И наоборот, в числе 51 наименее экономически развитой, беднейшей страны, по классификации Мирового банка, 49, то есть примерно 96%, относились к недемократическим, автори­тарным режимам и лишь две страны (Индия и Шри-Ланка) имели опыт де­мократического развития, да и тот был существенно отягощен межэтни­ческими и межконфессиональными столкновениями, задаваемыми жесткостью социальной стратификации, ограничениями на политическое участие, терроризмом и иными авторитаристскими тенденциями. Наконец, в числе 57 стран, относимых, по классификации Мирового банка, к средне экономически развитым, среднедоходным, 23 можно было отнести к стабильным демократиям, еще 25 – к недемократическим режимам и 9 – к странам, совершающим переход от недемократии к демократии.

Сколько-нибудь дискутабельной еще могла быть тема взаи­мосвязи экономического роста и уровня демократической свободы. Здесь также налицо корреляция, но не такая прямая. Действи­тель­но, есть немало примеров, когда страны, подавляющие политиче­ские свободы, добиваются высоких темпов экономического роста. Однако они достигают этого преимущественно в краткосрочном аспекте, иногда – в среднесроч­ном, но никогда – в долгосрочном. Более того, по мере экономического развития они неизбежно развивают демократические институты. Это проис­ходит, например, в быстро развивающихся странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, Филип­пины, Малайзия).

Гуманизм и социально-экономическая эффективность демократической системы объясняются ее четырьмя дополнительными преимуществами.

4. Свойственный современной демократии политический и иделогический плюрализм , множественность центров власти и влияния обеспечивает многообразие социальных и духовных альтернатив, что тем самым расширяет диапазон политического выбора и повышает вероятность нахождения оптимальных путей развития общества.

5. Стимулируемое демократией политическое участие обеспечивает артикуляцию взглядов и позиций представителей самых различных групп общества, что содействует наиболее полному учету и согласованию их интересов и позволяет избежать политических ошибок еще на стадии подготовки политических решений.

6. Наличие политической оппозиции дает возможность всесторонне анализировать проекты политических решений, находить их слабые стороны и предлагать альтернативы.

7. Периодическая конкурентная смена парламента и правительства содействует своевременному исправлению допущенных ошибок и гибкой коррекции политического курса в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Разумеется, и демократия, как любая другая политическая система, не свободна от серьезныхнедостатков , которые на деле являются продолжением ее достоинств. Обычно обращают внимание на следующие слабости демократии.

1. Угроза дестабилизации политической системы, вытекающая из самого принципа выборности.

2. Политическая конкуренция может обернуться конфликтогенностью, конфронтацией, открытыми столкновениями и, следовательно, дестабилизацией обстановки в обществе.

3. Опасность тирании большинства , уверенного в своей «правоте» и подавляющего волю тех, кто остался в меньшинстве.

4. Возможный непрофессионализм должностных лиц , избранных некомпетентным большинством.

Однако подобные недостатки характерны для тех, как правило, молодых, демократических стран, в которых отсутствуют необходимые предпосылки демократии или, по крайней мере, демократия еще не консолидирована (см. подробнее Тему 8). В этом случае они могут играть роль дополнительных факторов, вследствие которых демократии оказываются неэффективными и терпят крах. В странах устоявшейся, консолидированной демократии эти недостатки носят характер потенциальных угроз, которые в значительной степени ослабляются преимуществами демократической системы.

Основным реальным недостатком всех современных демократий является замедленная скорость принятия политических решений. Демократическая процедура требует бесконечных согласований и договоренностей между различными субъектами политики. Для всего этого необходимо время и иные ресурсы. В этом слабость и одновременно сила, жизнеспособность демократии. Высокая цена политического решения – обратная сторона такого преимущества демократии, как минимизация риска ошибки в принятии решения .

В свою очередь, общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что политический курс вырабатывается одним человеком или очень ограниченным кругом лиц, неподконтрольных гражданам. Это позволяет наладить достаточно быстрый и оперативный процесс принятия решений, но одновременно резко увеличивает вероятность того, что многие из таких решений будут ошибочными, экономически и социально неэффективными.

Таким образом, чем меньше субъектов политики участвует в подготовке, обсуждении и принятии решения, тем ниже цена решения и выше риск ошибки; и наоборот, чем больше субъектов политики вовлечено в процесс принятия решения, тем его цена становится более высокой, а риск ошибки – более низким (см. рис.5). Определенный баланс цены решений и риска ошибок обеспечивают институты представительной демократии : парламент, местные легислатуры, депутатские фракции и различные каналы представительства групп интересов в правительственных структурах.

Итак, никакой, даже самый развитый демократический строй не лишен определенных недостатков. Тем не менее, демократия – самая эффективная и гуманная система правления из всех до сих пор известных. У. Черчилль как-то сказал о демократии, что это «ужасная форма правления, но остальные еще хуже». Во всяком случае, ущерб, причиняемый демократией основным правам и интересам граждан, значительно меньше, чем ущерб, причиняемый любым недемократическим режимом.

Пришедший к нам из греческого языка термин «демократия» в дословном переводе означает «власть народа». Что стоит за столь громким определением, и какие формы демократии сегодня существуют? Мы постараемся коротко и доступно ответить на данные вопросы.

Из истории демократии

Понятие демократии появилось в 5-м веке до н. э. в Древней Греции. Однако сами эллины, хотя и стали его родоначальниками, были не в восторге от этого политического уклада. Платон называл демократию властью завистливых бедняков, Аристотель трактовал ее как форму правления большинства малоимущих граждан, действующих исключительно в своих интересах. Пифагор считал демократию «бичом, угрожающим человечеству».

Афинская демократическая система носила избирательный характер. С одной стороны, принимать участие в решении государственных вопросов мог любой гражданин страны, для этого ему следовало всего лишь участвовать в Народном собрании, являвшемся высшим органом власти.

С другой стороны, этим правом обладали лишь свободные граждане мужского пола, достигшие 20 лет. Женщины и рабы в управлении государством участия не принимали.

Современные ученые менее строги в оценке афинской демократии и считают ее более прогрессивной, чем нынешнее ее проявление, которое многие называют олигархической демократией. При этом они отмечают: нынешние попытки установить власть народа еще далеки от того идеала, который рисовали в своих работах Жан-Жак Руссо и Бенедикт Спиноза, Иван Франко и Андрей Сахаров.

Признаки демократии

С момента своего возникновения демократия претерпела значительные изменения. Рабство кануло в небытие, женщины получили равные права с мужчинами, а управление государством посредством народных форумов и вече преобразовалось в референдумы и выборы.

Сегодня западные и отечественные политологи расходятся во мнении, когда пытаются дать определение демократии. Однако и у тех, и у других ее суть сводится к участию рядовых граждан в управлении государством, только степень этого участия видится всем по-разному.

Основными признаками демократии считаются:

  • верховенство народной власти. На практике это означает: народ имеет право управлять страной через органы государственной власти, выявляя свою волю на референдумах и избирая своих представителей в законодательный орган страны;

  • представители основных государственных органов выбираются, а не назначаются. Это же касается и первых руководителей. В качестве примера приведем выборы Президента и Государственной Думы России, а в Украине — Верховной Рады, областных, районных и городских советов;
  • равноправие всех слоев населения, в том числе равенство избирательных прав. Право голоса в демократической стране имеют все граждане, достигшие установленного законом возраста;
  • подчинение меньшинства большинству. Примером может служить любое голосование, когда решение принимается большинством голосов.

Наличие перечисленных признаков свидетельствует о том, что страна идет по демократическому пути развития. Однако не стоит забывать, что степень демократии, то есть допуска рядовых граждан к управлению страной, бывает разной.

Принципы демократии

Принципы, на которых базируется демократическое государство, вытекают из признаков, перечисленных ниже:

  • соблюдение всех прав человека и политическая свобода. Другими словами, демократическое государство действует строго в рамках правового поля, соблюдает Всеобщую декларацию прав человека ООН и наделяет народ правом менять конституционный строй;
  • выборность государственной власти, формирование местного самоуправления путем волеизъявления народа. Примером могут служить выборы в районные, городские и областные советы, а также в Госдуму и Верховную Раду;

  • равноправие всех граждан, независимо от расовой и национальной принадлежности, социального статуса, пола, места жительства, религиозных и политических взглядов;
  • разделение ветвей власти и невозможность воздействия одной на другую. Так, судебная власть должна быть свободна от давления со стороны исполнительной и законодательной, это гарантирует объективность принятия решений;
  • плюрализм, гарантирующий множественность партий, объединений и общественных организаций.

Формы демократии: недостатки

Большинство политологов выделяют две формы демократии.

Прямая

В этом случае народ непосредственно без посредников, принимает участие в решении судьбы государства. Примером может служить проведение в марте 1991 года референдума о сохранении СССР в обновленном виде, а в декабре того же года — украинский референдум, в ходе которого Украина обрела независимость.

Непрямая

Ее еще называют представительной и репрезентативной, поскольку она позволяет народу выражать свою волю не напрямую, а через посредников — депутатов, мэров, сенаторов и т. п. Выбирая их в органы самоуправления, народ делегирует им свои полномочия определять политическую и экономическую стратегию развития государства.

Обе формы демократии имеют свои недостатки.

Минусы прямой демократии:

  • сложно принять согласованное решение, учитывающее мнение не только большинства, но и меньшинства. В ходе референдума побеждает большинство, меньшинство остается в проигрыше;

  • компетентность народа недостаточно высока, а потому принимаемые им решения не всегда правильны;
  • профессиональные политики научились умело манипулировать общественным мнением и добиваться симпатий избирателей. К сожалению, часто за предвыборными обещаниями скрывается обычная демагогия и обман;
  • дороговизна плебисцитов: выборы обходятся государственному бюджету в миллионы, которые могли бы направляться на развитие экономики и повышение благосостояния народа;
  • низкая гражданская активность, проявляющаяся в плохой явке на избирательные участки.

Отрицательные черты непрямой демократии:

  • бюрократизм и отрыв народных избранников от тех, кто их выбрал. Увы, часто во власть идут люди, заботящиеся не о благополучии страны, а о собственных интересах;
  • лоббирование интересов финансово-промышленных групп. За спиной любого депутата стоит невидимая сила, финансирующая его избирательную кампанию и требующая впоследствии отрабатывать эти инвестиции принятием нужных ей законов;

  • ослабление народного контроля снизу. После того, как депутат оказывается в парламенте, избиратели до следующих выборов практически лишаются рычагов влияния на него.

Как видите, обе формы демократии далеки от идеальных и требуют дальнейшего совершенствования. Западные страны, идущие по этому пути дольше нас, тоже не могут похвастаться окончательным решением проблемы. Поэтому впереди у всех еще много сложных задач и, возможно, непопулярных, мер. Но главное — вектор задан.

Промежуточные выборы в Палату представителей и Сенат США, прошедшие несколько дней назад, представляют собой отличный пример, показывающий все достоинства и недостатки демократии как политического режима. Было бы полезно подробнее рассмотреть этот вопрос.

Эти выборы позволили американскому народу открыто выразить свое мнение по поводу некоторых действий президента Обамы, после всего лишьдвух лет его правления. За эти два года президент африканского происхождения произвел настоящую революцию в умах, изменив образ мышления и убеждения американцев, пообещав им огромные перемены. Некоторые американские политические наблюдатели указывают на то, что сами эти обещания негативно повлияли на Обаму, завысив ожидания избирателей. В итоге с первого же дня своего правления он столкнулся с катастрофическим положением в экономике страны - в таком виде она ему досталась от правивших восемь лет до него республиканцев. Также он оказался вынужден с огромным трудом бороться с общемировым кризисом, разразившимся в 2007 году. Хотя этот кризис принес ему множество голосов избирателей, недовольных политикой республиканцев, он также заставил американцев испытать разочарование от того, что они считали "отсутствием успеха" в борьбе с кризисом, несмотря на то, что Обама принял множество важных решений, без которых нынешняя ситуация была бы гораздо хуже. Результатами прошедших выборов американский народ вынес своему президенту жесткое предупреждение: ему необходимо приложить еще больше усилий в урегулировании внутреннего кризиса в следующие два года, иначе ему будет очень сложно победить на предстоящих президентских выборах. Опросы показывают, что больше всего американцы недовольны действиями Обамы по отношению к проблемам мирового экономического кризиса, иммиграции (в этих областях они оценивают ситуацию как удовлетворительную), социального сектора, налоговой сферы, а также к защите прав сексуальных меньшинств (многие из их представителей голосовали за Обаму на президентских выборах, а после были разочарованы из-за отсутствия обещанной поддержки со его стороны) и войны в Афганистане. С другой стороны, американцы одобрили действия Обамы в отношении трех проблем: это война в Ираке, защита окружающей среды и здравоохранение (хотя за реформу последнего он подвергся критике со стороны левых сил, которые хотели больших изменений, и со стороны владельцев учреждений здравоохранения, которые считают, что на них легло слишком тяжелое бремя).

Что касается негативных сторон демократии, то они выразились в быстром росте популистской и экстремистской "Партии чаепития" (Tea Party), возглавляемой Сарой Пэйлин. Эта партия крайне враждебно относится к американским мусульманам, социалистам и чернокожим, а также требует проведения более жесткой политики по отношению к эмигрантам, более решительных действий в борьбе с терроризмом. Эта ситуация еще раз доказывает, что демократия имеет недостатки, как заметил Платон примерно две с половиной тысячи лет назад. Именно демократия позволила безобразной толпе экстремистов и ее лидерам, взывающим к самым низким из человеческих чувств, обрести силу. Это повторялось много раз в человеческой истории, и теперь происходит в Соединенных Штатах, где агитаторы-популисты "Партии чаепития" используют неудовлетворенность народа, трансформируя ее в неприязнь к личности Обамы, его расовым и религиозным корням. Эта партия использовала страхи американцев, чтобы получить несколько важных мест в Палате представителей, а позднее и преимущество на президентских выборах. Они хотят помешать Обаме проводить реформы и лишить его политического влияния на ближайшие два года, до президентских выборов.

Несмотря на все недостатки, демократия остается замечательной системой, дающей избирателям шанс на изменения. Возможно, иногда эти изменения не к лучшему, однако избиратели сами несут ответственность за них, потому что они не навязаны им кем-то сверху без возможности высказать свое мнение.