Особенности развития врачевания в древнем китае. Оспа в древнем китае и индии

— Я слышал, что еще много веков назад люди умели защищать себя от оспы.
— Это верно и неверно.
— Но ведь они вакцинировали себя с помощью вариоляции!
— А вот это совсем неверно. Они не вакцинировали себя, а заражали малой дозой вируса. При вариоляции используется заразный уличный вирус, взятый от больного. При вакцинации — ослабленный вакцинный вирус, полученный от больной коровы.

Еще в Древнем Китае и Индии врачи разработали метод защиты людей от оспы путем так называемой вариоляции Для этого собирали оспенные корочки больного высушивали их и растирали в мелкий порошок. Этот порошок втирали в кожу специальным шпателем или иглой, которой надрезали поверхность кожи, а иногда вдували в нос здоровому человеку, надеясь вызвать у него легкую форму болезни.

Действительно , вариоляция защищала многих людей. Но так как для ее проведения использовали вирус натуральной оспы, вариоляция часто вызывала тяжелое заболевание и даже смерть. Главная беда заключалась в том, что в дальнейшем больной мог заразить людей, которые контактировали с ним, и даже вызвать эпидемическую вспышку оспы.

В начале XVIII века, когда оспа широко распространилась практически по всем странам Европы, начали искать способы защиты населения от этой инфекции. Члены Лондонского медицинского королевского общества решили обсудить все «за» и «против» метода вариоляции о котором сообщали многие путешественники.

«Беседы о вирусах», А.Смородинцев

Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

На арсенал применяемых лекарственных средств повлияло разнообразие географического ландшафта страны и ее флоры. Корень женьшеня начали использовать не позднее 5-6 вв. до н.э. Морскими водорослями издавна лечили зоб. Тунговое масло применяли при кожных заболеваниях, орехи бетеля - против глистов, цветы камелии - при ожогах, цветы персиков - как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовали семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфору, индийскую коноплю, имбирь, лимонник, ипекакуану, мускус. Коконами шелкопряда лечили детские судороги, панцирем черепах - цингу, свежей печенью морских рыб - куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии. В большом употреблении были сурьма, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). «Ртутные камни» использовали при лечении сифилиса. Были открыты противочесоточные свойства серы. В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем

Классификация лекарственных средств по их фармакологическим свойствам практиковалась за несколько веков до нашей эры. Врачи выделяли в отдельные группы кровоочистительные, слабительные, чихательные средства и др. «Трактат о корнях и травах» («Шэнь-нуна», не ранее 11 и не позднее 5 в. до н.э.), включавший описание 365 лекарственных растений, является древнейшей фармакопеей мира.

Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То - хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими средствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «О природе и жизни», переработанная в VIII веке врачом Ван Бином. Широкое распространение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.
Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара - холодом и наоборот и т. п. изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Широко применяли мероприятия, направленные на охрану общественного и личного здоровья. Так, территория будущего поселения подвергалась санитарной мелиорации, площади и улицы в городах были вымощены. Кварталы располагались на сухих, освещенных солнцем южных склонах вблизи источников доброкачественной питьевой воды. Дома аристократов возводились на фундаментах, были светлыми, просторными. Отопление в зажиточных домах осуществлялось «канами» - трубами, проходящими внутри стен и под полом, по которым циркулировал нагретый воздух из печи, расположенной во дворе, в жилье не было копоти и угара. Мебель в домах богачей состояла из шелковых, бамбуковых ширм, сундуков, ларей из сандалового дерева, кроватей, дом освещался светильнями с ароматическими веществами. В эпосе «Шицзин» есть много стихов, воспевающих заботу простых людей о чистоте и опрятности жилья. В домах периодически выкуривали насекомых, замазывали щели от мышей. В народе считалось, что чистота в доме полезна не только для здоровья, она источник приятных эмоций. Мытье, стирка белья были общепринятым обычаем. Для поддержания чистоты тела пользовались горячей водой. Была распространена традиция мытья ног при входе в жилье. «Чжоускими ритуалами» предписывалось каждому китайцу с восходом солнца умываться и полоскать рот, мыть руки 5 раз в день, один раз в 3 дня мыть голову и один раз в 5 дней купаться. В качестве мыла употребляли мыльный корень, щелок, растения, богатые сапонинами. Пищу готовили и ели на столах. У бедняков столами служили «зеленые» (из бамбука, тростника) циновки. Количество и разнообразие посуды зависели от социального происхождения хозяина. Кухонную и столовую посуду чистили песком, мыли колодезной, дождевой водой.


В Китае еще до нашей эры применяли предупредительные меры против оспы в виде вариоляции. Самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей) рассматривались как одна из мер предупреждения чумоподобных болезней. Для защиты от москитов, комаров употребляли пологи, сетки на голову, от мух - остро пахнущее кунжутное масло. Сохранилось много народных изречений о вреде пьянства.

В Древнем Китае были популярны танцы, спортивные игры (борьба, скачки, охота, гребля). Лазаньем по канатам, лианам на стены домов, высокие деревья занимались ради развлечения и люди «вечереющего» возраста. Многие физические упражнения имитировали движения животных, отличающихся силой, ловкостью, быстротой и грацией (медведя, тигра, оленя, птицы, обезьяны).

Расширяющиеся культурные связи Китая обусловили распространение китайской медицины в Тибет, Корею, Японию, Монголию, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

Лекарственное врачевание в Древнем Китае. Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно
называлось Инь) сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в
долине Хуанхэ (Желтая река)К этому времени относится и создание
китайской иероглифической письменности. Древние китайские тексты
записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках,
бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем - на шелку и
бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э. Древний Китай дал
миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и порох

На протяжении многих веков Китай представлял собой
пример стабильности не только традиционной системы, но
и традиционной медицины. Связано это в большой степени
с локальностью китайской цивилизации, которая
обусловлена причинами социально-экономического,
политического и географического характера.
Врачевание в Древнем Китае также имеет свою историю,
которая делится на 2 периода: 1) царский (XVIII – III вв. до н.
э.), тогда преобладала устная традиция; 2) период империи
Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.), тогда были составлены
хроники Ханьской династии, а также записаны
медицинские сочинения, дошедшие до наших дней.
Источниками по врачеванию в Древнем Китае являются
памятники медицинской письменности (с III в. до н. э.),
этнографии, данные археологии, памятники материальной
культуры.

Учение древних китайских философов о материальном мире
порождает две противостоящие субстанции - женское (инь)
и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал
порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и
землю, из которых возникает все многообразие
материального мира - «десять тысяч вещей» (вань у),
включая человека. Человек - часть природы, часть великой
триады Небо - Человек - Земля, и находится в гармонии с
окружающим миром.

Стихийно-материалистические
воззрения древних китайских
философов легли в основу
традиционной китайской
медицины. Строение тела –
каждый орган соотносился с
субстанциями инь и ян. Органы
ин выполняют ф-ии сохранения
и не отдают хранящееся в себе вво а органы ян наоборот
(например желудок, кишечник).

Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были
запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье –
здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь
это нарушение этого соотношения.Различные соотношения этих
нарушений объединялись в несколько синдромов, которые
подразделялись на две группы: синдром избытка - ян и синдром
недостатка - инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой
взаимодействия организма с окружающим миром и природой,
особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном
из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими

Искусство
диагностики
в
древнем Китае основывалось
на
следующих
методах
обследования
больного:
осмотре кожи, глаз, слизистых
и языка; определении общего
состояния
и
настроения
больного;
выслушивании
звуков, возникающих в теле
человека, определении его
запахов; подробном опросе
больного;
исследовании
пульса; давлении на активные
точки.
Исторические
хроники
Хань-ской
династии
повествуют о чудесных
исцелениях,
которые
осуществляли БяньЦюе и
его
ученики,
искусно
применяя иглоукалывание
и прижигание, массаж и
местные
лекарственные
средства.
Одним
из
величайших
достижений
философской
мысли древнего Китая является
представление о круговом
движении
крови
и
пульсе.Обследуя больного, они
изучали пульс не менее чем в
девяти точках и различали до
28 видов пульса.со временем
метод исследования пульса
превратился в стройное учение
о пульсе, которое явилось
вершиной
диагностики
в
древнем Китае.

Характерной особенностью
традиционной китайской
медицины является чжэнь-цзю
терапия (кит. чжэнь-
иглоукалывание; лат.
acupunctura; кит. цзю -
прижигание). Эмпирические
корни этого метода уходят в
глубокую древность, когда было
замечено, что уколы, порезы или
ранения в определенных точках
тела приводят к исцелению
некоторых недугов.

На основе длительных
наблюдений философы и
врачеватели древнего Китая
пришли к выводу о существовании
«жизненных точек», раздражение
которых способствует регуляции
жизненных процессов. Они
полагали, что через отверстия,
проделанные в «жизненных
точках», восстанавливается
нарушенное равновесие Инь-ян
начало Ян выходит из тела
больного в случае -его избытка или
входит в тело в случае его
недостатка, в результате чего
болезнь исчезает.

Первые иглы для акупунктуры были
каменными. Они имели тончайшее
отверстие по которому, как полагали,
движется начало ян. Впоследствии иглы
стали изготовлять не только из кремния
или яшмы, но также из кости, бамбука, а
позднее и из металлов: бронзы, серебра
(рис. 36), золота, платины и
нержавеющей стали. С развитием этого
метода наметилась специализация игл я
их деление на виды. В трактате
«Нэйцзин» описано девять
разновидностей игл

10.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в
древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней,
для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем
и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные
точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями
лекарственных растений.

11.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое
прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты
от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором
расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли
помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало
в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и
зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался
комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного
растения).

12.

Лекарственное врачевание в древнем Китае
достигло высокого совершенства. Из
народной китайской медицины вошли в
мировую практику: из растений -жэньшень,
лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из
продуктов животного происхождения-
панты оленя, печень, желатина; из
минеральных веществ - железо, ртуть, сера
и т. д. В 502 г. была создана первая из
известных в мире китайская фармакопея, в
семи книгах которой дано описание 730
видов лекарственных растений. В древнем
Китае существовали учреждения, которые
сегодня называются аптеками.

13.

Первые специальные
медицинские школы появились
в Китае также лишь в средние
века (с VI в.). До этого времени
знания о традиционном
врачевании передавались по
наследству или в узком кругу
посвященных.
Развитие оперативного лечения
в древнем Китае (как и
вскрытие человеческих трупов)
было стес-. нено религиозными
запретами.

14.

Крупнейшим хирургом древнего
Китая считается ХуаГо. (141-208),
который прославился как искусный
диагности знаток чжэнь-цзю
терапии. Он успешно лечил
переломы, производил операции на
черепе, грудной и брюшной
полостях. Для обезболивания во
время операций Хуа То применял
метод иглоукалывания, достигая
желаемого результата введением
одной или двух игл.

15.

Сильной стороной древней
китайской медицины было
предупреждение болезней. Еще
в трактате «Нэйцзин»
отмечалось: «Задачи медицины
состоят в том, чтобы излечивать
больных и укреплять здоровье
здоровых».

16.

Издавна важными лечебно-
предупредительными
мероприятиями в древнем Китае
были массаж, лечебная
гимнастика, основанная на
подражании аисту, обезьяне,
оленю, тигру и медведю,
дыхательная гимнастика, которая
использовалась в народе для
сохранения здоровья и
достижения долголетия.

17.

Имеются данные о широком
внедрении вариоляции с целью
предупреждения заболевания
оспой. Так, по преданию в XII в.
до н. э. во время эпидемии
оспы китайские врачеватели
пытались предотвратить
распространение заболевания
втиранием в ноздри здоровых
детей корочек оспенных
пустул.

18.

Традиционная китайская медицина долгое время развивалась
изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения
о ней проникли лишь в XIII в.
В современном мире традиционная китайская медицина играет все
возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное
значение для развития современной научной медицины.

Попытки предупреждения заразных болезней, во многом напоминающие методику, которая была принята в XVIII веке, предпринимались еще в древности. В Китае прививка против оспы была известна с XI в. до н. э., и проводилась она путем вкладывания части материи, пропитанной содержимым оспенных пустул в нос здорового ребенка. Иногда использовали также сухие оспенные корочки. В одном из индийских текстов V века говорилось о способе борьбы с оспой: «Возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка».

Были народные способы борьбы с оспой и в России. В Казанской губернии издревле растирали оспенные струпья в порошок, вдыхали его, а затем парились в бане. Кому-то это помогало, и болезнь проходила в легкой форме, для других все заканчивалось весьма печально.

Победить оспу не удавалось еще долгое время, и она собирала богатый скорбный урожай в Старом Свете, а затем и Новом. Оспа уносила миллионы жизней по всей Европе. От нее страдали и представители царствующих домов - Людовик XV, Петр II. И не было действенного способа борьбы с этой напастью.

Действенным способом борьбы с оспой была инокуляция (искусственное заражение). В XVIII веке она стала «модной» в Европе. Целые армии, как было в случае с войсками Джорджа Вашингтона, проходили массовую инокуляцию. Первые лица государств на себе показывали действенность этого способа. Во Франции в 1774 г. в год смерти от оспы Людовика XV был инокулирован его сын Людовик XVI.

Незадолго до этого, под впечатлением предыдущих эпидемий оспы, императрица Екатерина II обратилась за услугами опытного врача-инокулятора Великобритании Томаса Димсдейла. 12 октября 1768 года он провел инокуляцию императрице и наследнику престола, будущему императору Павлу I. Прививка Димсдейла не была первой, сделанной в столице империи. До него шотландский врач Роджерсон привил от оспы детей британского консула, но никакого резонанса это событие не получило, поскольку не было удостоено внимания императрицы. В случае же с Димсдейлом речь шла о начале массового оспопрививания в России. В память об этом значимом событии была выбита серебряная медаль с изображением Екатерины Великой, надписью «Собою подала пример» и датой знаменательного события. Сам врач в благодарность от императрицы получил титул наследного барона, звание лейб-медика, чин действительного статского советника и пожизненную ежегодную пенсию.

После успешно завершенного образцового прививания в Петербурге Димсдейл вернулся на родину, а в Петербурге начатое им дело было продолжено его соотечественником Томасом Голидеем (Холидеем). Он стал первым врачом Оспенного (Оспопрививального) дома, где желающим бесплатно делали прививку и в награду вручали серебряный рубль с портретом императрицы. Голидей долго жил в Петербурге, разбогател, купил дом на Английской набережной и получил участок земли на одном из островов невской дельты, который, согласно преданию, был назван его именем, переделанным в более понятное русским слово «Голодай» (ныне остров Декабристов).

Но длительной и полноценной защиты от оспы все же не было создано. Лишь благодаря английскому врачу Эдварду Дженнеру, и открытому им методу вакцинации удалось победить оспу. Благодаря своей наблюдательности, Дженнер несколько десятков лет собирал информацию о заболеваемости доярок «коровьей оспой». Английский врач пришел к заключению, что содержимое молодых незрелых пустул коровьей оспы, которое он назвал словом «вакцина», предотвращает заболевание натуральной оспой в случае его попадания на руки молочниц, то есть, при инокуляции. Из этого следовал вывод о том, что искусственное заражение коровьей оспой — безвредный и гуманный способ предотвращения натуральной оспы. В 1796 году Дженнер провел эксперимент на человеке, вакцинировав восьмилетнего мальчика Джеймса Фиппса. Впоследствии Дженнер открыл способ сохранения прививочного материала путем высушивания содержимого оспенных пустул и хранения его в стеклянной посуде, что позволило перевозить сухой материал в различные регионы.

Первая вакцинация против оспы в России по его методу была сделана в 1801 г. профессором Ефремом Осиповичем Мухиным мальчику Антону Петрову, который с легкой руки императрицы Марии Федоровны получил фамилию Вакцинов.

Процесс вакцинации того времени значительно отличался от современного оспопрививания. Прививочным материалом служило содержимое пустул привитых детей, «гуманизированная» вакцина, вследствие чего высока была опасность побочного заражения рожей, сифилисом и т. п. Вследствие этого А. Негри предложил в 1852 г. получать противооспенную вакцину от привитых телят.

В конце XIX века успехи экспериментальной иммунологии позволили изучить те процессы, которые происходят в организме после прививки. Выдающийся французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и иммунологии Луи Пастер сделал вывод о том, что метод вакцинации можно применить и к лечению других инфекционных заболеваний.

На модели куриной холеры Пастер впервые сделал экспериментально обоснованный вывод: «новое заболевание предохраняет от последующего». Отсутствие рецидива инфекционной болезни после прививки он определил как «иммунитет». В1881 году он открыл вакцину против сибирской язвы. Впоследствии была разработана антирабическая вакцина, позволившая бороться с бешенством. В 1885 г. Пастер организовал в Париже первую в мире антирабическую станцию. Вторая антирабическая станция была создана в России Ильей Ильичем Мечниковым, и стали возникать по всей России. В 1888 г. в Париже на средства, собранные по международной подписке, был создан специальный институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями, который впоследствии получил имя своего основателя и первого руководителя. Так, открытия Пастера заложили научные основы для борьбы с инфекционными заболеваниями методом вакцинации.

Открытия И.И. Мечникова и П.Эрлиха позволили изучить сущность индивидуальной невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям. Усилиями названных ученых было создано стройное учение об иммунитете, а его авторы И.И.Мечников и П.Эрлих были удостоены в 1908 году Нобелевской премии (1908 г.).

Таким образом, ученым конца XIX - начала XX веков удалось изучить природу опасных болезней, и предложить действенные способы их предотвращения. Наиболее успешной оказалась борьба с оспой, так как были заложены и организационные основы борьбы с этим заболеванием. Программа ликвидации оспы была предложена в 1958 г. делегацией СССР на XI Ассамблее Всемирной организации здравоохранения и успешно реализована в конце 1970-х гг. совместными усилиями всех стран мира. В итоге, оспа была побеждена. Все это позволили значительно снизить смертность в мире, особенно среди детей, повысить продолжительность жизни населения.

Древнейшее в истории Китая государство Шан сформировалось в середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу (I в. до н.э.) и тушь для письма, компас и порох. В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

О возникновении врачевания Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии - современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения.

Периодизация истории и врачевания

Источниками по истории и врачеванию древнего Китая являются памятники медицинской письменности (с III в. до н.э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

В истории древнего Китая выделяют четыре этапа: период Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.), когда сформировалось первое в истории Китая рабовладельческое государство; период династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.), когда на территории Китая существовало множество государств; период империи Цинь (III в. до н.э.), когда страна была объединена в единую империю (по велению первого китайского императора Ши-Хуанди (246-210 гг. до н.э.) началось сооружение Великой китайской стены), и период империи Хань (206 г. до н.э. - 221 г. н.э.) - время наивысшего расцвета древнего Китая. В III-IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в. «Исторические записки» (I в. до н.э.) - первая многотомная история древнего Китая «Ши цзи». Она была составлена выдающимся китайским ученым Сыма Цянем (145-86 гг. до н.э.). В ней сообщается об успешном применении метода чжэнь - цзю и пульсовой диагностики.

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII-III вв. до н.э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до и. э. - III в. н.э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения. Древнейший медицинский текстов древнего Китая - трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачевания Желтого Предка»). Составлен он в III в. до н.э. в русле традиции в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа - Хуанди, которому традиция приписывает авторство этого трактата. Однако, по мнению исследователей, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих авторов различных эпох. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых («Су вэнь») посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В девяти последних томах («Лин шу») описывается древний метод чжэнь-цзю.

Философские основы китайской медицины

Китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (земля, горы, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до н.э., другие учения) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине I тысячелетия до н.э.

Учение древних китайских философов о материальном мире изложено в натурфилософском трактате IV-III вв. до н.э., «Си цы чжуань»: единая изначальная материя тайцзи порождает две противостоящие субстанции - женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у шин): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек - часть природы, часть великой триады Небо - Человек - Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Ван Чун (философ и врач) был представителем стихийного материализма в древнем Китае, автором полемического трактата «Лунь хэн» («Критические рассуждения»). Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против даосских идей бессмертия. Развитие стихийного материализма в древнем Китае проходило в сложной борьбе с конфуцианством и даосской религией.

Стихийно - материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины.

Традиционная китайская медицина

Основные теоретические положения древней китайской медицины в основных чертах сохранились в течение трёх тысячелетий.

Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н.э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии.

Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь - как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка - ян и синдром недостатка - инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами.

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства, Бянь Чюе и его ученики исцеляли больных.

Представление о круговом движении крови, изложенное в «Нэй цзин», является одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца… Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно… а сердце хозяйничает над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам… Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы». «Пульс - это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа…»

Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из них основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный. Учение о пульсе явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н.э. Ван Шухэ - «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.). За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. zhen - иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. jiu - прижигание, лат. cauterisayio). На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о том, что существуют так называемые «жизненные точки», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь - ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают об отдельных случаях успешного применения иглотерапии врачами Бянь Чюе (XI в. до н.э.), Фу Вэн (I-II вв. до н.э.), Хуа То (II в. н.э.) и другими.

Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно во второй его части, где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они расположены, коллатерали каналов, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.

В III в. н.э. врач Хуанфу Ми (215-282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4 - 5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл и их деление на виды.

В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл. В древности метод иглоукалывания использовался очень широко: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто в этих целях пользовалось растение мокса (русск. - полынь обыкновенная). Считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения.

Существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений - женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения - панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ - железо, ртуть, сера и т.д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых». Важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у чин ши или (в переводе с кит. - игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия. Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам - в левую).

Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII в. В современном мире она играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

Великие врачи Древнего Китая

Бянь Цяо. Имя этого великого врача вошло в поговорку. Когда в Китае хотят сказать об удивительном мастерстве врача, говорят: «Это живой Бянь Цяо». Он рассматривал болезнь как результат нарушения соотношения организма с внешней средой и считал, что при назначении методов лечения необходимо учитывать климат и характер человека, режим его питания.

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностики болезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

Исторические хроники сообщают, что еще в детстве Бянь Цяо познакомился с монахом-даосом, учился у него 10 лет и получил в подарок от своего учителя древнюю книгу о медицинском искусстве, которую изучал всю жизнь. Много легенд сложено о его необычайном умении видеть вещи сквозь преграды - сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Это умение, переданное ему учителем, позволяло видеть патологические изменения во внутренних органах человека, не прибегая к обычным методам диагностики. Вот что рассказывает об этом одна из легенд.

Бянь Цяо называют иногда «китайским Гиппократом» (великий греческий врач был его младшим современником). Имя Бянь Цяо пользуется уважением и поклонением не только в Китае, но и в других странах Востока, оно упоминается в легендах и памятниках классической поэзии. Вот один из прекрасных образцов средневековой поэзии Кореи:

Всего двенадцать месяцев в году,

Но в каждом тридцать дней таких, как этот,

Где каждый час и каждое мгновенье

Исполнены печалью о тебе.

Она таится в сердце у меня,

Подобная неведомой болезни:

С ней совладать не мог бы и Бянь Цяо,

И от нее лекарства нет нигде.

Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами, лекарственные отвары. Кроме того, он был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами. Однако подлинный расцвет китайской хирургии связывают с именем замечательного врача Хуа То (II-III вв. н.э.).

Хуа То. Хуа То был прекрасным диагностом, а для лечения применял как традиционные для китайской медицины методы - иглоукалывание и прижигание, так и новые - кровопускание, обливание водой и собственную систему гимнастики, которую в наше время называют классической китайской гимнастикой. Он предлагал больным подражать позам животных - вытягивать шею, поднимать руки, наклоняться, сгибать ноги. Вот примеры названия упражнений в стиле «Парящий журавль»: «Поднимание крыльев и касание воды», «Разворачивание крыльев и касание воды». Подражая движениям медведя, человек залезал на дерево и повисал на ветке; подобно сове, он поворачивал голову и оглядывался назад в то время, как все тело оставалось неподвижным.

Изобретенную им гимнастику Хуа То не случайно назвал «Игра пяти животных»: врач хотел представить этот лечебный метод как развлечение, чтобы отвлечь больного от мыслей о болезни, заставить его забыть о боли, повысить настроение. Он писал: «Человеческому телу необходимы труд и движение, но в меру, ибо рациональный труд может помогать пищеварению, заставлять кровь обращаться быстрее, а это будет способствовать предохранению человека от болезней. Сравним это с дверным шкворнем: он не гниет потому, что все время вращается».

Движения китайской гимнастики, призванной формировать правильное движение энергии ци по внешним и внутренним каналам в теле человека, выглядят для нас необычно. Они совсем не похожи на традиционные движения гимнастики европейской: одни напоминают пластические танцы, другие похожи на приёмы рукопашной схватки.

Различные виды лечебной и профилактической китайской гимнастики и сейчас широко применяются, часто в сочетании с массажем, который производится не только кистями и пальцами рук, но и локтями, и даже ногами. Традиция китайского массажа насчитывает более двух тысяч лет, уже в глубокой древности он применялся для лечения болезней, связанных с нарушением движения и чувствительности. «Если нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, - говорится в «Каноне о внутреннем», - и тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».

И все таки прежде всего Хуа То был хирургом. Он прославился мастерством, с которым проводил самые сложные операции, использовал для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. До нашего времени дошли легенды об искусстве Хуа То в проведении операций, среди которых - удаление половины селезенки. Большую известность приобрело излечение брата императора, знаменитого полководца князя Гуань Гуна, который во время сражения был ранен в руку отравленной стрелой. В ходе операции стало ясно, что яд проник в кость: цвет её стал темно-синим. Однако Хуа То удалил яд с помощью приготовленного им чудодейственного порошка. Гуань Гун не только не лишился руки, но мог сгибать и разгибать ее, как и прежде, не чувствуя никакой боли.

В исторических хрониках сохранилось упоминание о необыкновенном умении Хуа То производить операции под общим наркозом, а также обрабатывать швы бальзамом, ускоряющим выздоровление. К сожалению, до нас не дошли сведения о его лекарствах и подробности его операционной техники. Считают, что он применял болеутоляющие средства - сок индийской конопли, мандрагору, беладонну и другие. «Хуа То сначала давал больному зелье, настоенное на спирте, от которого тот пьянел и терял чувствительность, - сообщает трактат III в., - После этого ему разрезали живот… После сшивания смазывали швы чудодейственной мазью, и через 4-5 дней рана заживала, а через месяц больной выздоравливал».

Всю жизнь Хуа То, как и Бянь Цяо, провел в странствиях. Новые, непривычные методы лечения, которые он использовал, иногда вызывали недовольство и непонимание как со стороны других врачей, так и со стороны больных. Существует предание о том, что великий хирург был казнен в 208 г. по приказу жестокого правителя княжества Бэй из-за того, что предложенное лечение сочли покушением на жизнь князя. Хуа То был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

Сун Сымяо . Замечательный китайский алхимик и врач Сун Сымяо (VI-VII вв. н.э.), известный под именем «царя лекарств», жил на тысячу лет позже Бянь Цяо и на пятьсот - позже Хуа То. Он был автором 30-томного медицинского труда, который в течение столетий служил своеобразной медицинской энциклопедией врачам Китая, Кореи и Японии. Один из томов полностью посвящен учению о пульсе. Об искусстве этого врача сохранилось множество удивительных легенд. Вот одна из них.

Когда заболела жена императора, Сун Сымяо вызвали в столицу и проводили на женскую половину дворца. Услышав о предстоящем визите прославленного врача, императрица решила подшутить над ним и испытать его искусство. Согласно этикету того времени, врач не мог видеть её и даже разговаривать с ней: она была отделена от него плотными ширмами. Для того, чтобы исследовать пульс больной, врач попросил обвязать её запястье тонкой нитью и протянуть ему через ширму конец этой нити. Однако императрица обманула Суна: ему вручили нить, конец которой был привязан к ножке стула, на котором она сидела. Сун взял нить, потянул и сказал: «Меня вводят в заблуждение; нить привязана не к живому существу, а к дереву». Тогда нить привязали к лапке собачки. Сун снова потянул нить, внимательно понаблюдал за толчками, которые она передавала, и удрученно сказал: «Вы снова испытываете меня. Ощущаемый мною пульс не может принадлежать человеку. Это пульс животного». Пораженная мудростью ученого, императрица, наконец, привязала нить к своему запястью. «Вот теперь я чувствую пульс женщины, - сказал врач, - я определил вашу болезнь и пришлю вам лекарство».

В сочинениях и медицинской практике Сун Сымяо отразилась тесная связь китайской медицины с алхимическом искусством, с помощью которого врачи готовили многочисленные лекарства из минералов и металлов. Один из крупнейших алхимиков своего времени, Сун Сымяо прославился изобретением пороха, за что получил прозвище «князь пороха». В состав пороха входили три основных компонента - селитра, сера и древесный уголь. Сера и селитра широко применялись в Китае еще во II в. до н.э. для приготовления лекарственных средств. Входили они и в состав «эликсира бессмертия», получение которого было главной целью алхимии Древнего Китая. С этими веществами проводил эксперименты Суп Сымяо. В его трактате «Канон о поисках эликсира бессмертия» («Дан дзин») подробно описаны опыты, в которых при накаливании равных долей серы и селитры с древесным углем получается вспышка пламени. В состав эликсира бессмертия входили также различные травы и минералы, например, тычинки и стебель лотоса, цветы хризантемы. Их употребляли и как омолаживающие средства.

Китайская алхимия, в отличие от западной, - прежде всего наука о способах достижения бессмертия. Весьма важно понимать при этом, что сама идея бессмертия в Китае и на Западе была разной. Для китайских медиков и алхимиков представление о бессмертии человека традиционно было связано с древним религиозным учением, признающем лишь телесное, физическое бессмертие. Считалось, что бессмертные существа - «небожители» обитали в различных областях физического мира, главным образом - высоко в горах или на далеких островах. Уже в IV-III вв. до н.э. цари посылали туда своих медиков, чтобы они нашли там «бессмертных» и узнали у них рецепт волшебного снадобья - «эликсира бессмертия». Цель китайской алхимии была сформулирована в алхимическом трактате II в.: «Золото надо приготовить так, чтобы съев его, человек мог достигнуть вечной жизни и сделаться одним из бессмертных». Названием «золото» здесь объединяется множество эликсиров - «Золотой сок», «Золотая киноварь» и другие. Религиозное учение о бессмертии души пришло в Китай вместе с буддизмом из Индии через Центральную Азию в I в. Однако и после этого традиционным для натурфилософии Древнего Китая оставалось представление о том, что для достижения бессмертия достаточно исполнить ритуал и принять «снадобье». Ярко и образно это передано в стихотворении «Бессмертие» - одном из шедевров классической китайской поэзии. Автором его был выдающийся поэт Цао Чжи (192-232 гг.)

Бессмертие

Открыты мне Небесные врата,

Из перьев птиц я надеваю платье;

Взнуздав дракона, мчусь я неспроста

Туда, где ждут меня мои собратья.

Лечу вперед, к восточной стороне,

К стране бессмертных у границ Пэнлая

Ты снадобье прими, сказали мне,

И будешь вечно жить, не умирая.

С эликсиром бессмертия связано представление о «лунном зайце». Легенда повествует, что когда Будда страдал от голода, заяц бросился в огонь, чтобы накормить его. В награду Будда отправил его на Луну. Там в волшебной ступке из агата толчет он снадобья, которые входят в состав эликсира бессмертия. «Лунного зайца» называют иногда «доктором», «чудесным зайцем» или «агатовым зайцем». Ступками из агата, которые пришли в европейскую алхимию из стран Древнего Востока, до сих пор пользуются химики всего мира.