Волго балтийский канал схема шлюзов. Волго-балтийский водный путь канал

Волго-Балтийским водным путем названа грандиозная транспортная система водных трасс, протянувшаяся на 1100 км в северо-западной части России и соединившая между собой Балтийское море и р. Волгу. Он является сложным звеном единой глубоководной системы сообщения всей европейской части Российской Федерации, которая объединяет транспортные , выходящие к Белому, Балтийскому, Черному, Каспийскому, Азовскому морям.

(ВБВП) проходит через:

  • Рыбинское водохранилище;
  • озера: Белое, Онежское, Ладожское;
  • реки: Шексна, Ковжа, Вытегра, Нева, Свирь;
  • каналы: Мариинский, Онежский, Волго-Балтийский (Волго-Балт).

Разводной понтонный автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в селе Анненский мост

ВБВП имеет минимальную ширину 50-70м при глубине 4 м и позволяет прохождение судов, грузоподъемность которых достигает 5000 тонн. Большинство из них являются самоходными грузовыми судами, перевозящими грузы без перевалки. Важнейшими грузами, транспортируемыми этим водным путем, являются:

  • железорудный концентрат – через Кандалакшу с Кольского полуострова до Череповецкого меткомбината;
  • череповецкие черные металлы, донбасский и кузбасский уголь, калийные соли из Соликамска, серный колчедан с Урала – для обеспечения северо-западных районов и на экспорт;
  • хибинские апатиты и апатитовый концентрат, карельские граниты и диабаз, зерновые — в разные районы страны;
  • лес, пиломатериалы из Вологодской, Архангельской – в Санкт-Петербург, южные регионы страны и на экспорт;
  • баскунчакская соль – в Мурманск;
  • нефть и продукты ее переработки – в северо-западные регионы, Прибалтику, на экспорт;
  • грузы импортного производства – из Санкт-Петербурга в разные регионы России.

Пассажирские маршруты соединяют Санкт-Петербург с Москвой, Ростовом-на-Дону, Пермью, Астраханью, а большинство речных круизов до «северной столицы» также проходят по этому пути.

Волго-Балтийский канал
Переправа Анненский мост

История водного пути своими корнями уходит в создание Мариинской водной системы , сооруженной еще в XIX веке. После ее капитальной реконструкции в 60-х годах прошлого столетия она была названа Волго-Балтийским водным путем.

С XVIII века для России выход к Балтийскому морю являлся стратегической целью. Этому способствовало и возрастание значения новой столицы — Петербурга, которое требовало установления удобного транспортного сообщения, в том числе и водного, со всеми внутренними регионами государства.

Для решения этих задач были созданы и открыты водные системы:

  • в 1709 г. – Вышневолоцкая;
  • в 1811 г. – Тихвинская;
  • в 1810 г. – Мариинская.

Последняя система, начинаясь около Рыбинска, проходила далее по рекам, озерам, искусственному Мариинскому каналу. В нее входили и обводные каналы, созданные для обеспечения безопасности плавания небольших судов, курсирующих по Ладожскому, Белому, Онежскому озерам:

  • Онежский;
  • Новоладожский;
  • Белозерский.

Экономическое значение Мариинской системы для того времени трудно переоценить. На тот момент это было выдающееся гидротехническое сооружение, однако и оно вскоре перестало удовлетворять возрастающие транспортные потребности страны, что и повлекло необходимость поиска новых современных решений.

Одним из самых запоминающих моментов нашего путешествия на Теплоходе «Дмитрий Фурманов» было, безусловно, прохождение шлюзов Волго-Балта. Про это я сегодня и расскажу. Итак, Волго-Балтийский канал входит в состав и замыкает Волго-Балтийский водный путь (ранее - Мариинская водная система) - систему каналов, рек и озёр на Северо-Западе России, соединяющий Волгу с Балтийским морем. Путь проходит через Рыбинское водохранилище до города Череповец, реку Шексна, Белозерский канал, реку Ковжа, Мариинский канал, реку Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Нева. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера составляет не менее 4 метров, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5 000 тонн. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал и Северо-Двинская водная система. Соответственно, через Волгобалт можно попасть не только к Балтийскому и Каспийскому, но и к Белому, Чёрному и Азовскому морям.


В начале XVIII века после победы России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю, роль Петербурга все возрастает. В связи с этим появилась надобность в новых удобных водных сообщений новой столицы с внутренними районами страны. Был спрос, стали строить. Так было создано 3 водных пути - Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709 г.), Тихвинская (1811 г.) и наша Мариинская водная система (1810 г.). Мариинская водная система была сооружена в 1799-1810 гг., потом переустраивалась в 1890-1896 гг., и после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название - Волго-Балт.

2. Нижне-Свирский гидроузел и его шлюз (напор 11,0 м; 17,30 м над уровнем моря; камера 198 × 21,5 м). Именно это место является самым узким на всем Волго-Балтийском водном пути.

А это Нижне-Свирская ГЭС имени академика Г. О. Графтио. Она вместе с Волховской ГЭС и с Верхне-Свирской ГЭС входит в состав Каскада Ладожских ГЭС, при этом является второй (нижней) ступенью Каскада. Из себя станция представляет низконапорную русловую гидроэлектростанцию. Сейчас её установленная мощность составляет 99 МВт, при этом в год она в среднем вырабатывает 490,5 млн кВтч. Нижне-Свирская ГЭС входит в состав компании ПАО «ТГК-1». Сейчас в состав сооружений станции входит: здание ГЭС, три насыпных земляных плотины, бетонная водосбросная плотина, однониточный однокамерный судоходный шлюз (не входит в состав «ТГК-1») и ОРУ-35 и ОРУ-220 кВ. Общая протяжённость подпорных сооружений гидроузла составляет 1,86 км. Напорные сооружения ГЭС образуют Нижне-Свирское водохранилище. Более подробно про саму станцию можно у меня почитать:

19 декабря 1927 года состоялась закладка Нижне-Свирского гидроузла, который впервые возводился на мягких грунтах основания. За пять лет строительства (1928 - 1933 годы) был сооружен сложнейший гидроузел, состоящий из бетонной водосливной плотины, гидростанции, судоходного шлюза и береговых земляных дамб. Шлюз в составе гидроузла размерами 200×21,5×4,5 м с напором 12 м стал первым бетонным сооружением на трассе Мариинского водного пути.

4. Нижне-Свирский шлюз расположен на реке Свирь, у посёлка Свирьстрой, на трассе Волго-Балтийского водного пути. Шлюз был построен в 1927 - 1936 годах вместе с Нижне-Свирской гидроэлектростанцией. Шлюз этот однониточный однокамерный. Длина камеры составляет 198 м, а ширина - 21,5 м. Верхние и нижние ворота шлюза двустворчатые.

Первоначально трасса Мариинской водной системы соединяла собой Рыбинск, Шексну, Белое озеро, Ковжу, Мариинский (с 1886 г. - заменивший его Ново-Мариинский) канал, проложенный через водораздел между бассейнами Каспийского и Балтийского морей, Вытегру, Онежское озеро, Свирь, Ладожское озеро и Неву (около 1054 верст). Собственно, Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. В 1829 году был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Белому, Онежскому и Ладожскому озёрам были проложены обходные каналы - Белозерский, Онежский, Ново-Свирский, Ново-Сясьский и Ново-Ладожский. Первые суда по Мариинскому водному пути прошли уже в 1808 году. За первые два года работы Мариинской системы по ней в сторону Петербурга прошло 2012 судов грузоподъёмностью до 160 т. Система стала основной транспортной коммуникацией, связавшей Петербург с центральными районами страны. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. К концу XIX в. Мариинская водная система имела протяжённость 1145 км. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток, минуя 28 деревянных шлюзов. На трассе Мариинской системы насчитывалось 39 маломерных судоходных шлюзов, из них 34 были деревянными. Система трижды капитально перестраивалась, при этом габариты её сооружений и пути каждый раз увеличивались. Последняя реконструкция была произведена в 1896 году с расчётом на суда грузоподъёмностью до 600 тонн. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое стратегическое и экономическое значение. Кстати, в 1913 году она была даже удостоена на Всемирной выставке в Париже Большой золотой медали. Но со временем, в начале XX века Мариинская система уже не удовлетворяла транспортные потребности России и было решено создать новый канал.

5. Верхне-Свирский гидроузел и его шлюз (напор 15,9 м; 32,60 м над уровнем моря; камера 281 × 21,5 м).

6. Верхне-Свирский шлюз. Он был построен в 1951 году, но свою работу начал только в 1952 году. Этот шлюз однониточный однокамерный. Его габариты 290×21,5×14 м. Камера шлюза вмещает в себя в среднем по два корабля на одно шлюзование. Через шлюз проходит дорога в ближайшие поселки и деревни, на другой стороне реки относительно города.

Строительство нового Волго-Балтийского водного пути было начато в 1940 году, но в 1941 году из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось законсервировать. Возобновлена она была после завершения ударной послевоенной гидростройки - Волго-Дона. После ВДСК большое количество строительной техники было переброшено на Волго-Балт, был создан трест Волгобалтстрой, но в 1953 году после смерти И. В. Сталина строительство было законсервировано, хотя к этому времени уже были выкопаны котлованы и даже началась укладка бетона в конструкции шлюзов № 1 и № 2. В 1955 году Правительство СССР вновь решило продолжить стройку, но заказчиком уже стало не МВД, а Министерство речного флота, причем было выдвинуто условие о сокращении сметы строительства.

Новый проект был несколько пересмотрен, так вместо 9 шлюзов стало 7, также была изменена схема возведения водораздельного канала и т.д. С 1959 года Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. В дальнейшем проект также корректировался по мере необходимости. Так, например, по первоначальному проекту предполагалось создать на Волго-Балтийском водоразделе мощный гидроузел с насосной станцией для подачи воды на нужды шлюзования. Ленинградские же инженеры предложили вместо этого понизить уровень канала на водораздельном участке и создать единый водораздельный бьеф протяженностью 270 км с включением в него Белого озера. Оно превращалось, таким образом, в резервуар, питающий весь этот участок самотечной водой. Правда, объем земляных работ при этом увеличивался, зато исключалось сооружение двух шлюзов и двух плотин, а сокращение числа шлюзов не только удешевляло стоимость строительства, но и увеличивало пропускную способность водного пути, а также сводилась к минимуму и необходимость в затоплении части территории.

8. Мы впервые проходили шлюзы, для нас это было в диковинку и вызывало массу эмоций!

9. К крюкам вот таких поплавков и пришвартовываются корабли.

Важно отметить и следующий факт, что все шлюзы Балтийского склона (за исключением Пахомовского) имеют одинаковую высоту - 13,5 м и полностью стандартизированы по конструкции, что позволило при их сооружении взаимозаменять детали по мере необходимости.

В июне 1964 года Волго-Балтийский водный путь был сдан в эксплуатацию. Первым из пассажирских судов по Волго-Балту прошел теплоход «Красногвардеец». 27 октября того же года правительственная комиссия приняла водный путь в постоянную эксплуатацию. Несколько позже ему было присвоено имя В.И. Ленина. На канале было построено 7 шлюзов, 3 ГЭС, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 74 км искусственных каналов, 35 км асфальтированных дорог, 384 км ЛЭП и 10 подстанций и др. Но самое главное со строительством Волго-Балтийского канала замкнулся Волго-Балтийский водный путь, который обеспечил соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

А это уже Верхне-Свирская ГЭС. Пока на ней мне быть не приходилось, но уверен, что всё ещё впереди. Она также стоит на реке Свирь в Ленинградской области, у города Подпорожье. Входит в Свирский каскад ГЭС. В состав сооружений ГЭС входят: водосбросная бетонная плотина длиной 111 м; земляная намывная плотина длиной 312,8 м и наибольшей высотой 31 м; земляная дамба длиной 350 м; однониточный однокамерный судоходный шлюз и конечно здание самой ГЭС длиной 118 м. Сегодня установленная мощность ГЭС составляет 160 МВт, а в год она вырабатывает порядка 589,3 млн кВтч электроэнергии. Верхне-Свирская ГЭС также работает под флагом ПАО «ТГК-1».

Общая протяжённость пути между Онежским озером и городом Череповцом составляет 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом реки Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по реке Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

15. Украшают шлюз башни с вот такими корабликами.

Все шлюзы Волго-Балта железобетонные, т. н. «обжатого» профиля, с размерами камер 270×18 м. Глубина на порогах шлюзов и на транзите первоначально была установлена 3,65 м. и впоследствии увеличена до 4,0 м.

Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежского озера и состоит из плотины, гидроэлектростанции и шлюза №1. Кстати, в городе Вытегра сохранился старый шлюз - единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Шлюз был построен в 1959-1961 годах. Его торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года.

17. Вытегорский гидроузел. Шлюз № 1. Именно с него и началось строительство Волго-Балта. В состав гидроузла входит и Вытегорская ГЭС № 31 мощностью 1,52 МВт.

Шлюз №1 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) - однокамерный. Расположен он в черте города Вытегра (Вологодская область), на участке между рекой Вытегра и Вытегорским водохранилищем. Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина -17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны реки Вытегры) - 4,1 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №2, - 4,45 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 13,1 метра. Ширина нижнего подходного канала составляет 40 метров, верхнего - 46 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега.

18. Около нижних ворот шлюза, со стороны реки Вытегры, находится вот такой неразводной автомобильный мост, с пешеходным движением, высотой 17,6 метра от проектного уровня и 15,9 метра от расчетного. Кстати, Вытегорское водохранилище - это самый крупный искусственный водоем на Волго-Балте. Его длина - 10 км, а ширина - до 2,5 км.

В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, построенный аналогично первому гидроузлу. Он тоже однокамерный.

19. Белоусовский гидроузел. Шлюз № 2. В состав гидроузла входит Белоусовская ГЭС № 32 мощностью 0,76 МВт.

Этот шлюз был построен в 1959-1961 годах. Его торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года. Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина - 17,75 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №1) - 4,4 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №3, - 4,4 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров. Ширина нижнего подходного канала составляет 50 метров, верхнего -60 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега. Около верхних ворот шлюза, со стороны шлюза №3, сооружен разводной мост.

21. Свое название он получил по названию поселка Белоусово, расположенного в 1 км к северу от гидроузла

Сегодня Волго-Балт - это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4 900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3 270 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5 000 знаков судоходной обстановки.

На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5. Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров. Необходимость такого небольшого расстояния между шлюзами была вызвана тем, что река Вытегра здесь имела резкое падение - до 4 метров на 1 км своего русла. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале, опять таки из-за небольшого расстояния между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина.

23. Новинковский гидроузел. Шлюз № 3

24. Каждый шлюз уникален, люди на них работают творческие, у каждого разбиты клумбы - глаз путешественника радуется, глядя на эту красоту:)

Шлюз №3 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) и тут оригинальным не буду, тоже однокамерный. Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №2) - 4,03 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №4, - 4,23 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,9 метров.

Эксплуатацией данного пути занимается ФБУ «Администрация «Волго-Балт», которая является территориальным органом государственного управления речным транспортом в системе министерства транспорта РФ. Средняя продолжительность навигации на Волго-Балтийском водном пути составляет 180-190 суток.

30. Новинковский гидроузел. Шлюз № 4.

Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №3) - 4,02 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №5, - 4,41 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12 метров.

34. Новинковский гидроузел. Шлюз № 5

Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина -17,6 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №4) - 4 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №6, - 4,40 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров.

36. Мы всё гадали, куда же денется постик через канал, на нём до последнего стояли люди-зеваки, а он раз и отъехал в сторону

37. Пахомовский гидроузел. Шлюз № 6

Пахомовский гидроузел со шлюзом №6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.

Он был построен в 1963-1964 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №5) - 5,8 метров, на верхнем пороге, а со стороны водораздельного бьефа, - 5 метров. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 16,25 метра. У нижних ворот шлюза, со стороны Новинковского водохранилища, расположен неразводной автомобильный мост, высотой 15,77 метра от расчетного уровня.

Далее от шлюза №6 до Череповецкого гидроузла проходит единый водораздельный блеф протяженностью около 270 км, включающий водораздельный канал длиной в 39 км, реку Ковжу - 70 км, Белое озеро - 45 км и реку Шексну (от ее истока в Белом море до гидроузла) - 121 км.

На южном склоне Волго-Балта, на реке Шексне, находится Череповецкий гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8, опускающими суда на 13 метров. Шлюз №7 - старый, а с 1989 года здесь действует вторая нитка - шлюз № 8.

41. Шекснинский (Череповецкий) гидроузел. Шлюз № 8 (вторая нитка; камера 310 × 21,5 м).

43. Вдали виднеется Шекснинская ГЭС мощностью 84 МВт

Шлюз №7 Волго-Балтийского канала был построен в 1964-1966 годах. Длина камеры шлюза - 266 метров, ширина - 17,8 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,2 метра. В 1980-1994 годах в составе Шекснинского гидроузла был построен еще один судоходный шлюз - шлюз №8, расположенный параллельно шлюзу №7 с восточной стороны.

Строительство второй нитки шлюза (в дополнение находящемуся западнее шлюзу №7) было вызвано значительным ростом грузооборота по каналу в советское время. Технический проект был разработан Ленинградским отделением Гидропроекта. Его строительство осуществлялось при полном напоре Шекснинского водохранилища в условиях действующего шлюза №7, но затянулось почти на 15 лет. Так строительные работы были начаты ещё в 1980 году, а завершены только в 1990 году. Первое шлюзование состоялось в 1994 году. Но зато в проекте были учтены перспективы увеличения глубин на Волго-Балтийском водном пути, а также предстоящая переброска стока северных рек через створ Шекснинского гидроузла в Волжский бассейн.

Длина камеры шлюза - 310 метров, ширина - 21,5 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,2 метра. Пульт управления шлюза размещается в пролёте между устоями нижней головы в мостовой конструкции, которая одновременно используется для прохода людей и прокладки коммуникаций с одной стороны шлюза на другую. Сразу за нижней головой расположен горизонтально-поворотный автодорожный мост, время разводки которого составляет 2 минуты. Для возможности выполнения ремонтных работ в период эксплуатации шлюза предусмотрен двухконсольный козловой кран, передвигающийся по всей длине камеры шлюза с выходом на нижнюю и верхнюю головы.

Далее нас ждал Угличский гидроузел, который состоит из двух основных объектов: ГЭС с примыкающими водосливной плотиной и мостом, и однокамерного шлюза с судоходным каналом, врезанных в левый берег немного севернее плотины. Как и многие здания той поры, все они оформлены в величественном классическом стиле.

49. Угличский шлюз однониточный. Его длина - 290 м, ширина - 30 м, глубина - 17,5 м.

Угличский шлюз начал функционировать с сентября 1941 года. В 1964 году в камере шлюза были установлены плавучие рымы, за которые швартуются суда. Это дало возможность ускорить шлюзование. Чтобы наполнить камеру шлюза, необходимо 110 000 м³ воды. Для наполнения камеры шлюза необходимо около 15 минут, а для опорожнения - около 7 минут. За это время теплоходы поднимаются или опускаются почти на 12 метров. Наполнение происходит не из подходных каналов, а из Волги. Сброс воды происходит также в Волгу. Это создает спокойный режим в подходных каналах.

52. А далее нас встречает Шлюз №1 Канала имени Москвы, именно этот канал соединяет реку Москву с Волгой.

53. Шлюз №1 расположен в городе Дубне Московской области. В шлюзе суда поднимаются/опускаются на 11 метров. Полезная длина камеры шлюза 290 м, ширина - 30 м, глубина на пороге 5,5 м. Этот шлюз тоже однокамерный.

54. Преодолев этот шлюз, суда попадают в Иваньковское водохранилище и далее следуют по каналу в Москву, либо по акватории водохранилища вверх по Волге на Конаково, Завидово и Тверь, но это уже другая история...

55. Спасибо команде теплохода-пансионата "Дмитрий Фурманов" и компании Инфофлот за интересное и познавательное путешествие, с вами было очень здорово!

Хотите отдохнуть ещё лучше, чем мы, жмите на картинку и выбирайте свой круиз на ваш вкус. Кстати, они продают круизы, как на свои теплоходы, так и теплоходы партнёров, причём по всему миру!

Расположенный в Вологодской области (Россия), являющийся ключевым звеном , связывающей с водным объектами Северо-Запада ( и , и , ), что дает выход к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Строительство Волго-Балтийского канала велось с 1940-го по 1964-й годы на трассе бывшей , сооруженной в XIX-XX веках.

Протяженность Волго-Балтийского канала - 367 км. Из них 66 км приходится на (река Шексна), 121 км - на (река Шексна), 45 км - на Белое озеро, 70 км - река Ковжа, 25 км - (между Ковжой и Вытегрой) и 40 км - река Вытегра.

В состав Волго-Балта входят 3 гидроэлектростанции, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 4 искусственных водохранилища, 5 мостов на шлюзах, 2 паромные переправы, 11 пристаней, 4 эксплуатационных поселка.

На трассе Волго-Балтийского канала канала расположено 5 гидроузлов:

На реке Вытегра:

Вытегорский гидроузел, включающий в себя шлюз №1 ВБК
Белоусовский гидроузел, включающий в себя шлюз №2 ВБК
Новинковский гидроузел, включающий в себя шлюз №3, шлюз №4 и шлюз №5 ВБК
Пахомовский гидроузел, включающий в себя шлюз №6 ВБК

На реке Шексна:

Шекснинский гидроузел, включающий в себя шлюз №7 и шлюз №8 ВБК

Решение о строительстве Волго-Балтийского водного пути (канала) было принято 24 сентября 1940 года. В этом же году в городе Вытегре началось строительство шлюза №1, но в 1941 году работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Вновь к строительству канала вернулись в 1947 году, но первоочередным стала сдача в эксплуатацию Волго-Донского канала, поэтому строительство Волго-Балта было отложено почти на десять лет.

После завершения строительства (1948-1952 годы) техника была перебазирована на строительство Волго-Балтийского канала. В 1956 году был готов пересмотренный проект нового водного пути, разработанный инженерами Ленинградского филиала Гидропроекта во главе с Г. А. Крыловым.

Новые гидроузлы сооружались параллельно гидроузлам Мариинской водной системы, поэтому в течение всего периода строительства Волго-Балта Мариинская система снабжала стройку техникой, оборудованием, материалами. Строительство Волго-Балта со всеми перерывами обошлось государству в 218 млн. рублей. При строительстве было переселено 218 населенных пунктов.

Время основного строительства нового пути составило 60 месяцев. Сквозное движение по Волго-Балтийскому каналу открылось 4 июня 1964 года. Первым пассажирским судном, прошедшим по каналу, стал теплоход из , который открыл пассажирскую линию Ленинград - Ярославль.

Для увеличения сроков продления навигации в 1978-1980 годах на шлюзах №1-№6 (река Вытегра) были смонтированы воздуходувные установки, которые позволили работать шлюзам в ледовой обстановке. Продолжительность навигации увеличилась до 270 дней.

Из-за роста грузооборота по каналу в 1980 году началось строительство второй нитки судоходного шлюза (шлюз №8) на Шекснинском гидроузле (река Шексна), которое затянулось почти на 15 лет: строительные работы были начаты еще в 1980 году, завершены в 1990 году, а первое шлюзование состоялось в 1994 году.

В конце 2000-х и начале 2010-х годов все гидроузлы на реке Вытегре были реконструированы и построены современные причальные стенки.

Волго-Балтийский канал входит в границы хозяйственной и административной деятельности . Судоходные сооружения на реке Вытегре относятся к ведению Вытегорского района гидросооружений и судоходства, а на реке Шексне - к Шекснинскому району гидросооружений и судоходства.

Навигация на Волго-Балтийском канале начинается 30 апреля с началом судопропуска на шлюзах №1-№8, а завершается 15 ноября. В случае погодных условий (поздняя весна и ранняя зима) судопропуск может быть перенесен на 1-1,5 недели позже, либо завершен на столько же досрочно.

Реки Вытегра, Ковжа и Шексна, а также озеро Белое, входящие в состав Волго-Балтийского канала, относятся к водным бассейнам разряда «Р».

Судоходные шлюзы, расположенные на Волго-Балтийском канале:

Водохранилища, расположенные на Волго-Балтийском канале:

- (река Вытегра)
- (река Вытегра)

Волго-Балтийский канал – это крупное гидротехническое сооружение, звено Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России. Волго-Балтийский канал соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером и является основной частью Волго-Балтийского пути. Через Онежское озеро , реку Свирь , Ладожское озеро и Неву можно попасть в Балтийское море, а по Беломоро-Балтийскому каналу – в Белое море.

Протяженность Волго-Балта – 368 км, водный путь проходит через Нижнюю Шексну и Шекснинское (Череповецкое) водохранилище, Белое озеро и реку Ковжу, водораздельный канал и реку Вытегру.

Карта Волго-Балтийского канала (Волго-Балта)

Волго-Балтийский канал - описание

Волго-Балтийский канал имеет два склона: крутой северный (Балтийский) и пологий южный (Каспийский).

На северном склоне построены гидросооружения, в том числе 6 шлюзов, по которым суда поднимаются до водораздельного блефа на высоту более 80 метров:

  • Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежскогоо озера и состоит из плотины, поднимающей уровень воды в Вытегре на 13,5 метров, гидроэлектростанции и шлюза №1.

В городе Вытегра сохранился старый шлюз - единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Рядом с ним расположен обелиск белого цвета - памятник в честь окончания строительства в 1886 году Ново-Мариинского канала между реками Вытегрой и Ковжей, перенесенный в начале 60-х с верховьев Вытегры из деревни Александровское

  • В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, выполненный аналогично первому гидроузлу
  • На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5. Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале: расстояние между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина и холмистые лесные просторы
  • При подходе к Пахомовскому гидроузлу можно увидеть село Девятины и пятиглавую Успенскую церковь. Пахомовский гидроузел со шлюзом №6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.

Размеры шлюзов Волго-Балта составляют 270 на 18 метров, их архитектура однотипна, что позволило при строительстве пользоваться одинаковыми деталями.

Далее от шлюза №6 до Череповецкого гидроузла проходит единый водораздельный блеф протяженностью около 270 км, включающий водораздельный канал длиной в 39 км, реку Ковжу – 70 км, Белое озеро – 45 км и реку Шексну (от ее истока в Белом море до гидроузла) - 121 км.

Надо отметить, что участок канала, проходящий по реке Ковже - самый красивый на Волго-Балте. Здешняя природа практически не тронута человеком - населенные пункты встречаются очень редко, да и те которые есть, занимаются в основном лесозаготовками. Ширина канала здесь очень небольшая.

Строительство Волго-Балтийского канала велось ударными темпами, поэтому перед затоплением территории даже не успели вырубить деревья. А поскольку дерево быстрей всего разрушается на границе воды и воздуха, а под водой - напротив крайне устойчиво к гниению, то до сих пор на некоторых участках канала можно увидеть целые леса пеньков - ужасающий пейзаж, похожий на лунный. Даже там, где, казалось бы, в воде ничего нет, высокая волна от теплохода обнажает стволы деревьев, находящиеся под водой и недостающие до кромки несколько сантиметров.

На южном склоне Волго-Балта, на реке Шексне, находится Череповецкий гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8, опускающими суда на 13 метров. Шлюз №7 – старый, а с 1989 года здесь действует вторая нитка - шлюз № 8 с размерами 310 на 21,5 метров.

Из истории

В начале XVIII века после победы России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю, роль Петербурга все возрастает. В связи с этим необходимы были новые удобные пути для связи столицы с другими территориями. Для этого были построены три водные пути:

  • Самой первой, в 1709 году, была сооружена Вышневолоцкая водная система, соединившая реку Тверцу, приток Волги , с Балтийским морем
  • Тихвинская водная система проходила от Рыбинска через Тихвинский соединительный канал до Ладожского озера и Невы , построена в 1811 году
  • Мариинская водная система шла от Рыбинска по Шексне и Белому озеру , Ковже и искусственному Мариинскому каналу, затем по Вытегре, Онежскому озеру , Свири , Ладожскому озеру и Неве . Этот водный путь имел большое экономическое значение и прослужил более 150 лет.

Вместе с тем, в начале XX века Мариинская система уже не удовлетворяла транспортные потребности России и было решено создать новый канал. Его сооружение началось в 1940 году. Строительство велось заключенными под руководством наркомата внутренних дел. Для рабочих, строящих гидротехнические сооружения, был организован Вытегорский исправительно-трудовой лагерь.

Из-за начавшейся Великой Отечественной войны строительство было заморожено и возобновилось только в 1959 году. Объект объявили первоочередной стройкой семилетки и через пять лет водная артерия была построена.

28 июня 1964 года от пристани Озерной в Ленинграде рейсом на Ярославль отправился первый пассажирский теплоход «Красногвардеец». В октябре сооружение было принято в эксплуатацию, а вскоре ему присвоили имя В.И. Ленина.

Волго-Балтийский канал - сооружения

  • Особенность Волго-Балта состоит в том, что все шлюзы Балтийского склона, кроме Пахомовского, имеют одинаковую высоту - 13,5 метров, что позволило при строительстве использовать стандартные конструкции. Всего на канале 7 шлюзов, из них один (Пахомовский) двухниточный
  • 5 гидроузлов – Вытегорский, Белоусовский и Новинкинский, Пахомовский и Череповецкий
  • 3 гидроэлектростанции – Вытегорская, Белоусовская и Шекснинская
  • 25 земляных плотин и дамб
  • 4 искусственных водохранилища – Вытегорское и Белоусовское, Новинкинское и Шекснинское
  • 5 мостов на шлюзах
  • 2 паромные переправы
  • 11 пристаней
  • 4 эксплуатационных поселка.

Достопримечательности

Для туристов, путешествующих по Волго-Балту, организовано несколько зеленых стоянок, одна из них - в старинном селе Ирма. Эта местность связана с именем русского ученого-историка Николая Дмитриевича Чечулина. Здесь он похоронен, а на месте сгоревшего дома Чечулиных установлен памятный обелиск.

Туристические теплоходы также заходят в село Горицы , расположенное на левом берегу Шексны. Во время стоянки теплохода можно совершить следующие экскурсии:

  • Главная из них - в Кирилло-Белозерский монастырь . Как и другие монастыри той эпохи, обитель выполняла роль военной крепости, опоры царской власти и убежища на случай войны или внутренней смуты
  • Вторая экскурсия - в Ферапонтов монастырь , всемирно известный благодаря фрескам Дионисия, созданным в 1502 году
  • Ну и наконец, туристы могут самостоятельно осмотреть Горицкий монастырь , находящийся в двух шагах от пристани. Эта обитель была местом заточения знатных женщин, например, в 1608 году сюда была сослана дочь царя Бориса - Ксения Годунова.

При строительстве канала многие поселения попали в зону затопления. Жители переселились в новые места, а в селах остались каменные храмы. Один из них – полузатопленная Крохинская церковь Рождества Христова стоит у истока реки Шексны. Двухэтажная церковь с колокольней была построена в 1788 году в стиле барокко на берегу Белого озера по указу императрицы Екатерины II. Теперь же полуразрушенный храм служит «естественным ориентиром» для судов, следующих по Белому озеру.

В районе поселка Топорня начинается Северо-Двинская система (Северо-Двинский водный путь), соединяющий Шексну и реку Северную Двину. Построен об был еще в 1829 году и с тех пор кардинально не изменился. В настоящее время он не имеет важного значения для судоходства. Пройти по нему могут лишь небольшие суда, поэтому круизы по Северо-Двинской системе совершаются все реже и реже. С борта теплохода, следующего по Волго-Балту можно увидеть первый шлюз этой устаревшей водной системы. Однако наше время эта череда сохранившихся деревянных шлюзов представляет интерес как памятник науки и техники прошлого.

Волго-Балтийский канал создан несколькими поколениями проектировщиков и строителей, претворивших в жизнь давнюю мечту о водной дороге, соединившей порты пяти морей. Волго-Балт был и остается наиболее оживленной водной магистралью, позволяющей осуществлять перевозки не только между районами России, но и между морскими портами северных и южных морей Европы.