Исследовательский проект по ландшафтный дизайн домашнего участка. Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора

МОУ Новокалитвенская СОШ

учащаяся

ДЭО «Школьный Экоград»

Руководитель:

учитель информатики

МОУ Новокалитвенская СОШ

Консультант:

методист МОУ ДОД Россошанская СЮН

2010 год

Введение

Механизмы и этапы реализации

Результаты реализации

Практическая значимость

Заключение

Литература

Приложения

Введение

«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша»

Человек с древних времен неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, высоких технологий, человек постепенно утрачивает эту связь. Это ощущается особенно в городах, а иногда и в сельской местности.

Наше село располагается в Центрально-Черноземном районе России на юге Воронежской области, на правом берегу реки Дон. Нас окружают бескрайние поля, зелёные балки, изумрудный луг, прозрачная речка Чёрная Калитва, и тихий, но могущественный Дон.

Восхищаясь окружающей нас природой и чтобы защитить её от гибели два года назад в школе была создана Детская Экологическая Организация «Школьный Экоград». (Приложение 1)

«Школьный Экоград» это творческий коллектив учителей и школьников, сочетающий в своей работе учебную, опытническую и практическую деятельность. В большей степени работа нашей организации направлена на практическую деятельность и проходит под девизом:

«От экологии души к экологии пространства.

Экология природы невозможна без экологии души».

В 2007 году учащимися ДЭО «Школьный Экоград» был реализован проект «Дизайн школьного помещения». (Приложение 2)

Здание школы преобразилось, но хотелось, чтобы и территория школы выглядела очень красиво как внутренние помещение здания школы.

Осенью 2008 учебном году учащимися ДЭО «Школьный Экоград» началась работа над новым проектом по благоустройству пришкольной территории.

Актуальность проекта

Новое здание школы построено в 1991 году. После окончания строительства школьный двор находился в неудовлетворительном состоянии, поэтому проблема благоустройства территории была актуальной с завершения строительства. Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.

Мы выбрали эту проблему потому, что:

· Школьный двор находится в удовлетворительном состоянии.

· Пришкольный участок недостаточно озеленен.

· На пришкольном участке отсутствует игровая зона.

· Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора».

Населённый пункт : Воронежская область, Россошанский район, село Новая Калитва.

Объект: территория МОУ Новокалитвенская СОШ.

Учреждение: МОУ Новокалитвенская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области.

Период действия проекта : сентября 2008 года – настоящее время.

Координатор проекта : , учитель информатики и ИКТ.

Цель проекта : эстетическое и экологическое преобразование школьной территории.

Задачи проекта:

· Декоративное оформление прилегающих к школе территорий.

· Создание благоприятных условий дополнительного комфортного пространства для работы летнего школьного лагеря, для ожидания школьного автобуса детьми близлежащих сел, обучающихся в школе, их родителей.

· Активизации практической деятельности по благоустройству пришкольной территории.

· Формирование потребности в сохранении и улучшении природы.

Целевая группа : жители села Новая Калитва (3 тыс. человек)

Исполнители проекта : учащиеся и педагогический коллектив школы.

Партнеры:

1. Администрация МОУ Новокалитвенская СОШ

4. Родители

Социально – экологическая проблема : удовлетворительное эстетическое и экологическое состояние территории (зелёной зоны) школы.

Влияние на окружающую среду и жизнь людей: в реализации проекта учащиеся и работники школы и жители села Новая Калитва обретут благоустроенный уголок природы.

Тип проекта : практико-ориентированный, экологический, групповой, долговременный.

Механизмы и этапы реализации

Реализация проекта осуществлялась через следующие виды деятельности :

1) Исследовательскую (исследовали почвы под клумбы, альпийскую горку и школьный парк);

2) Проектную (реализация линии проектов по улучшению экологической ситуации «Альпийская горка», «Школьный парк»);

3) Пропагандистскую (выступление на школьных, районных, областных конференциях).

4) Просветительскую (работа по плану детской экологической организации «Школьный Экоград»);

5) Внеклассную (внеклассные мероприятия).

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (2008 год)

2 этап – практический (год)

3 этап – обобщающий (2011 год)

4 этап –

1 этап – подготовительный (2008 год)

Осенью 2008 года было проведено анкетирование учащихся и родителей школы (Приложение 3) и исследовательская работа по определению плодородия почвы (Приложение 4). В результате был сделан вывод – создание единого проекта «Ландшафтный дизайн школьного двора». Был изготовлен макет ландшафтного дизайна школьного двора и началась работа по реализации проекта. Разработали бизнес план , в результате которого была произведена вырубка старых насаждений ирги и расчищена территория под новые клумбы и парк. (Приложение 5)

2 этап – практический (год)

Весной 2009 года началась работа над проектом «Альпийская горка». Изучили литературу о ландшафтном дизайне. Создали эскизы альпийской горки. (Приложение 6) Был разработан бизнес план, в результате которого был реализован проект «Альпийская горка», разбиты клумбы и дорожки. (Приложение 7)

Осенью 2009 года началась работа над проектом «Школьный парк», посвященного 65 – летию Великой Победы, разработан бизнес план, в результате которого был реализован проект «Школьный парк». (Приложение 8)

В претворении проекта в жизнь принимали участие учащиеся и работники школы на уроках технологии, субботниках. В каникулярное время ухаживали за цветниками ребята, которые проходили практику на пришкольном участке, учащиеся которые летом отдыхали в пришкольных лагерях.

3 этап – обобщающий (2011 год)

На год разработан перспективный план реализации проекта. (Приложение 9).

4 этап – информационно – просветительский (2012 год)

Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта.

Результаты реализации

Результат

для ребёнка:

· Получение нового социального и практического опыта и умений.

· Повышение уровня знаний об окружающей среде.

· Полезное и интересное проведение времени.

для школы:

· Решение задач организации творческого досуга учащихся.

для окружающей среды:

· Реальное улучшение экологической обстановки путем практических действий участников.

Самый ценный результат : осознание участниками проекта и жителями села Новая Калитва ценности зелёной зоны пришкольной территории:

1. Пришкольная территория находится под пристальным вниманием школы.

2. Образовалась инициативная группа из педагогов и обучающихся.

3. Налажены контакты с организациями: -Агро», – лес», администрацией сельского поселения .

Экономическое обоснование

Данный проект достаточно экономичен. Руководителю проекта и педагогам не требуется дополнительных средств на оплату.

Саженцы деревьев и кустарников были взяты из питомника МОУ Новокалитвенская СОШ, который находится при школьном лесничестве «Дубок». (Приложение 10)

Для приобретения инвентаря (лопат, грабель, шлангов и т. д.), семян цветов и плёнки использовались денежные средства полученные от реализации саженцев из питомника школьного лесничества «Дубок».

Рассада цветов выращена учащимися школы.

Бюджет проекта

№ п/п

Наименование

Стоимость

Семена цветов

400 рублей

540 рублей

Спонсорская помощь -Агро»

Спонсорская помощь -Агро»

Родители

Питомник школьного лесничества «Дубок»

Пиломатериал

Спонсорская помощь - лес»

Бросовый материал

Практическая значимость

Наибольший успех в выполнении проекта: был достигнут в практическом благоустройстве зелёной зоны территории школы.

Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора» реализуется на протяжении трёх лет. Постепенно накапливается опыт в работе по проекту. Учащиеся старших классов передают свои знания и практические умения младшим школьникам для дальнейшей реализации проекта. Проект способствует развитию социальной активности среди детей и взрослого населения.

Заключение

После реализации проекта работа будет продолжаться по всем направлениям деятельности: оздоровительной, образовательной, трудовой, профориентационной. Ежегодно планируем работы по реконструкции участка, уходу за растениями, посадку деревьев и кустарников, цветов.

Школа для села – социально-культурный центр. Она должна как «храм знаний» притягивать и малышей и взрослых. Этому должна служить и территория школьного двора. И эту идею сближения человека с природой, её неразрывной связи с человеком, мы хотели реализовать и осуществить.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Ландшафтный дизайн». Москва «Эксмо», 2005

2. Ольга Воронова «Сам себе ландшафтный дизайнер». Москва «Эксмо», 2007

3. «Известные растения». Москва «Фитон+», 1999 год

4. Ю. Марковский «Строим каменистую горку». Москва «Фитон+», 2002

5. «Секреты альпийских горок». Москва «Эксмо», 2007

6. Журнал «Приусадебное хозяйство»

7. Журнал «Цветок»

8. «В царстве растений» Издательство Воронежского университета, Воронеж, 1977 год

Приложение 1

https://pandia.ru/text/78/529/images/image002_39.jpg" width="302" height="227 src=">.jpg" width="302" height="227 src=">.gif" width="560 height=296" height="296">

Анкета проводилась среди родителей учащихся МОУ Новокалитвенская СОШ.

Приняло участие: 217 человек.

Приложение 4

исследовательная работа

Цель исследования: определение плодородия почвы на пришкольной территории.

https://pandia.ru/text/78/529/images/image009_17.jpg" width="302" height="227 src=">

Определение кислотности почвы Определение структуры почвы

https://pandia.ru/text/78/529/images/image011_13.jpg" width="302" height="227 src=">

Определение водопрочности почвы Определение плотности почвы

Вывод: почва на участке черноземная, обладает хорошим плодородием.

Приложение 5

БИЗНЕС ПЛАН

2008 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Расчистка территории под клумбы

Расчистка территории под парк

Лопаты, грабли, носилки, ведра

Вырубка старых насаждений ирги

Лопаты, носилки

Привоз камней

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

Начало проекта

осень 2008 годА

https://pandia.ru/text/78/529/images/image013_10.jpg" width="302" height="225 src=">

Место под альпийскую горку

https://pandia.ru/text/78/529/images/image015_5.jpg" width="302" height="227 src=">

Место под школьный парк

Приложение 6

Эскизы

на проект «Альпийская горка»

Выполнила ученица 3 класса Богатырёва Светлана

Эскиз «Альпийская горка»

Эскиз «Окруженный камнями пруд»

Эскиз «Горный склон»

Данные эскизы выполнили: ученица 5 класса Крупа Мария и

под руководством учителя ИЗО Сёминым В. А.

Приложение 7

БИЗНЕС ПЛАН

2009 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Создание горки

Гравий со щебнем и песком, земля, песок.

Лопаты, грабли, носилки, ведра.

Укладка камней для дорожек и горки

Камни, носилки.

Укладка черной пленки

Ножницы, лопата.

540 рублей

Посадка цветов

Саженцы цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

400 рублей

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

Деньги на приобретение плёнки и семян цветов были получены от реализации саженцев из питомника школьного лесничества «Дубок».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА»

2009 ГОД

https://pandia.ru/text/78/529/images/image022_3.jpg" width="302" height="227 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image024_2.jpg" width="300" height="223 src=">

Приложение 8

БИЗНЕС ПЛАН

2010 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Разбивка парка

Рулетка, колышки.

Укладка камней для дорожек и клумбы

Песок, почва.

Камни, носилки.

Посадка саженцев

Лопаты, грабли, ведра.

Посадка цветов

Саженцы и семена цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«школьный парк»

2010 ГОД

https://pandia.ru/text/78/529/images/image026_2.jpg" width="302" height="227 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image028_2.jpg" width="301" height="226 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image030_2.jpg" width="302" height="227 src=">

Приложение 9

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Посадка цветов

Саженцы и семена цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

1600 рублей

Посадка саженцев

Саженцы деревьев и кустарников.

Лопаты, грабли, ведра.

Композиция «Дом Лешего»

Дерево дуба, сосны.

300 рублей

Композиция «Там на неведомых дорожках…»

Дерево дуба.

600 рублей

Спонсорская помощь ООО«Калитва – лес»

Установка скамеек

Доски, брусья.

Лопаты, грабли, щебень.

Спонсорская помощь ООО«Калитва – лес»

Приложение 10

ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО «ДУБОК»

Цель: Восстановление лесных ресурсов в окрестностях села Новая Калитва Россошанского района Воронежской области.

Задачи:

· Выращивание саженцев в школьном питомнике для посадок на территории села Новая Калитва, у памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на территории школы.

· Закладка опытов в питомнике «Влияние времени посева на всхожесть древесных культур».

· Выращивание саженцев для реализации и посадок по склонам оврагов.

· Принимать участие в проведении мероприятий по охране леса от пожаров, охране птиц и животных.

За время работы школьного лесничества «Дубок» было реализовано:

Вяза – 460 шт.

Абрикос – 560 шт.

Слив – 20 шт.

Ирги – 25 шт.

Каштана – 500 шт.

Катальпы – 20 шт.

Биоты – 375 шт.

Общая сумма: 12000 рублей

На территории школьного двора высажено:

Рябины – 60 шт.

Ивы – 4 шт.

Сирени – 18 шт.

Катальпы – 16 шт.

Черемухи – 8 шт.

Бирючины – 40 шт.

Питомник школьного лесничества «Дубок»

МОУ Новокалитвенская СОШ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Материал на конкурс

«Ландшафтный дизайн пришкольной территории»

ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК НА КЛОЧКЕ ЗЕМЛИ СВОЕЙ СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО ОН МОЖЕТ, КАК ПРЕКРАСНА БЫЛА БЫ ЗЕМЛЯ НАША.

А.П. ЧЕХОВ.

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ:

АЛИХАНОВА ЕЛЕНА,

НОВРАДОВА АЛЕКСАНДРА

УЧАЩИЕСЯ 10А КЛАССА

МКОУ «СОШ №7»

ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ: ПАНАЭТОВА С.И.,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

2014 - 2015

Утверждено:

на педагогическом совете

МКОУ «СОШ №7»

Протокол № 1

29. 08.2014 г

Положение о школьном дворе

Школьный двор – это универсальное средство, одновременно выполняющее ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Школьный двор – это целый комплекс, где можно создать идеальную модель маленького мира детства.

Школьный двор – это мир, где должны чувствовать себя уютно и комфортно, где каждый имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим.

Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры учащихся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цели: 1.Формирование личности, готовую принять идеологию здорового образа жизни, формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

2. Создание эстетически и экологически привлекательного пространства вокруг школы; наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы.

3. Улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов.

4.Воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе.

5. Развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1.Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.
2.Формировать чувство личной ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

3.Формировать у каждого участника педагогического процесса внутреннюю потребность к защите и приумножению природных богатств, к созданию и поддержанию прекрасного вокруг себя, развитию бережного отношения к природе.
4. Привлечь педагогов, обучающихся школы и родителей к вопросам улучшения эстетического оформления школы.

5. Формировать у участников образовательного процесса активную жизненную позицию, стремление быть неравнодушным к судьбе своей малой родины.

Актуальность и важность работы.

За последние годы в нашей стране огромное внимание уделяется созданию и реализации различных социальных проектов. В образовательном учреждении- это проект благоустройства школьной территории, создаваемый самими обучающимися, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Работа по такому проекту касается не только школьного здания, но и прилегающих к нему территорий (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). «Красота спасёт мир», - утверждали великие гуманисты. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи парков, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов.

Обоснование работы.

Наша школа размещается на территории станицы Ессентукской Предгорного района Ставропольского края. Здание школы построено в 2008 году. Школьный двор находится в хорошем состоянии. Вокруг двора есть ограждение, которое соответствует всем нормам техники безопасности пребывания детей в образовательном учреждении, санитарным нормам территорий образовательных учреждений. Территория двора большая, поэтому проблема благоустройства является актуальной с первых дней её существования. Благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения, которое должно иметь свое "лицо”, свой имидж. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения односельчан. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у обучающихся, их родителей и жителей села бережного отношения к своей станице, развитию эстетического вкуса и умению ценить красоту окружающей природы. В МКОУ «СОШ №7» сложилась система нравственного, экологического и трудового воспитания обучающихся, важной частью которой является привитие любви к природе и труду. Такая система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания. Территория школы обширна и разнопланова. На ней расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, цветники. Большую часть двора занимает центральная площадка, выложенная тротуарной плиткой. Это место для проведения школьных линеек, внеклассных мероприятий под открытым небом. Крыльцо школы выходит на северную сторону, правая часть - на запад, левая часть здания - на восток жилого массива, образованного улицами: Гагарина, Губина. Очень большую площадь на южной стороне занимает косогор из строительного мусора, где практически нет почвы. В свое время этот участок строители лишь засыпали слоем земли, к сожалению, недостаточным для посадки деревьев. Компенсирует недостаток деревьев большая площадь газонов. Там же, на южной стороне, находится тир для проведения уроков ОБЖ, над тиром находится спортивный городок, где имеются различные типы спортивных сооружений: баскетбольная и волейбольная площадки, беговая дорожка, полоса препятствий. Чуть ниже стадиона расположены игровые площадки для школьников младшего возраста с качелями и горкой. Большую часть территории школьного двора занимают газоны с небольшими клумбами из декоративных кустов, однолетних и многолетних цветов. В западной части школьного двора находятся два больших цветника, окаймленные двумя рядами низкорослых сентябринок (Новобельгийские или Виргинские астры) и чистеца византийского, с ними благополучно соседствуют молодые деревья и кустарники, однолетние и многолетние цветы. Начиная с июня и до заморозков, радуют глаз утопающие в цветах рабатки, клумбы и цветники. В этом году школьники занялись пересадкой сосен из питомника «Сосновый», посадкой цветников и кустарников.

Характеристика школьного двора:

Общая площадь школьного двора

15692 м 2

Площадь застроенной части

3302м 2

Площадь школьного здания

2540 м 2

Площадь хозяйственных построек

762 м 2

Площадь незастроенной части

12390 м 2

Площадь асфальтированной части

3830 м 2

Площадь озелененной части

6000 м 2

Площадь дендрария

400м 2

Площадь цветников

1500 м 2

Площадь газонов

3100 м 2

Площадь спортивной площадки

1500 м 2

Площадь уголка начальных классов

1000 м 2

Площадь детской площадки

60 м 2

Ведомость зданий и сооружений

№п/п

Обозначение типового проекта

Кол- во

Площадь застройки

кв. м.

Здание школы

2540

Хозяйственный блок с котельной

Трансформаторная подстанция

Тир

Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы. Начало работ по благоустройству школьного двора относится к лету 2008 года, когда были выполнены частично работы по оформлению дворовой территории школы, асфальтированы подъезды к центральному входу, разбиты центральные клумбы и газоны. Работа по озеленению и дизайну двора продолжается по настоящее время.

Зоны школьного двора.

1 зона

детская (игровая площадка с качелями, горкой, песочницей);

спортивная (2 спортивные площадки для игры в волейбол и баскетбол)

2 зона

внутренний дворик (плитка, асфальтированные дорожки)

3 зона

хозяйственная (котельная, трансформаторная подстанция, тир)

4 зона

зеленая (по фасаду школы и во дворе школы)

Этапы работы по благоустройству школьного двора:

Первый этап – февраль-март:

разработка обучающимися проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка.

Второй этап – апрель – май:

подготовка посадочного материала – семян цветов;
подготовка инвентаря;
весенняя обработка почвы;
работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,

Обрезка кустарников;
весенние посадки (пересадка сосен, закладка розария);

Третий этап – июнь – август:

уход за посадками: полив, прополка;

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

Сбор семян;
осенняя обработка почвы;
осенние посадки луковичных;
подведение итогов, подготовка отчетов.

Планы реализации работ.

Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, создании дорожек, посадке деревьев, формировании газонов и клумб, др. Эти задачи ежегодно мы осуществляем своими силами. Спортивные площадки - это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени, поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. Имеющиеся на территории школы детская и игровые площадки, являются местом отдыха и развлечения. Места для отдыха планируем оборудовать декоративными лавочками, и здесь без помощи взрослых не обойтись. К данной работе мы привлекаем родителей и работников школы.

План мероприятий подготовительного этапа

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа экологического состояния школьной территории

Классные руководители, ответственный за организацию трудовой и экологической деятельности в школе

Старт конкурса «Аукцион идей» по благоустройству школьного двора»

Классные руководители

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

Классные руководители

План мероприятий практического этапа

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Сбор и заготовка семян

Осень - зима

классные руководители, учителя начальные классов

Акция «Чистый двор » по благоустройству школьного двора.

в течение года

классные руководители

Обработка почвы, внесение удобрений

Осень, весна

классные руководители и учителя начальных классов

Уборка территории спортивной площадки

еженедельно

учащиеся 4- х классов

Посев семян и высадка рассады цветочных культур

весна

Уход за посаженными цветочными культурами

весна

классные коллективы 5-8 и 10 классов

Обновление спортивной площадки

весна

Учителя физкультуры, техперсонал

Уход за посаженными цветочными культурами.

весна, лето

классные коллективы 5 – 8, 10 классов

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

осень

учителя технологии, классные руководители

Перечень растений, выращиваемых в школьном дворе.

Дендрологические растения:

Туя смарагд -7 больших и 35 - маленьких

Можжевельник стелющийся - 2

Магония падуболистная - 5

Сосна обыкновенная - 56

Барбарис обыкновенный - 8

Форзиция европейская - 5

Ель обыкновенная - 1

Розы - 50

Гибискус сирийский - 15

Цветочно – декоративный отдел:

Астра - семейство сложноцветные; Петуния - семейство пасленовые; Тагетес - семейство сложноцветные; Тюльпаны - семейство лилейные; Тигровая лилия - семейство лилейные; Циния - семейство сложноцветные;
Календула - семейство сложноцветные;
Ирисы - семейство касатиковые;
Гвоздика - семейство гвоздичные;
Георгина- семейство сложноцветные;
Космея - семейство сложноцветные;
Кохия - семейство маревые;
Львиный зев - семейство норичниковые;
Ромашки - семейство сложноцветные;
Канны – семейство канновые; Хризантемы - семейство сложноцветные; Нарциссы – семейство амариллисовые; Хосты – семейство спаржевые; Чистец византийский – семейство яснотковые; Аквилегия – семейство лютиковые; Виргинские астры – семейство астровые.

Видовой состав дикорастущих растений:

Сем. Мятликовые: ежа сборная, пырей ползучий Сем. Вьюнковые: вьюнок полевой

Сем. Сложноцветные: тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, полынь горькая, полынь обыкновенная, мать-и-мачеха обыкновенная, цикорий обыкновенный.

Сем. Подорожниковые: подорожник большой, подорожник средний.

Сем. Бобовые: клевер луговой, клевер ползучий.

Сем. Губоцветные: пустырник пятилопастный.

Сем. Крестоцветные: икотник серый, сурепка обыкновенная.

Ландшафтный дизайн и озеленение:

Каждой весной территория школы обновляется. Осенью 2013 года по периметру двора высадили туи смарагд, а на косогоре с южной стороны пытаемся развести более неприхотливые сосны. С обеих сторон центральной дорожки высажены древовидные гибискусы. По-разному оформлены цветники начальной школы и клумбы старшеклассников (и по форме, и по содержанию), изменился вид центральной клумбы - объемными буквами из многолетних растений выложено название школы. За территорией школы, над дорогой, цветами выложены два запрещающих дорожных знака, а вокруг – газон. Прекрасным украшением школьного двора служат цветы и декоративные кустарники - универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить длительное цветение. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры и многие другие аспекты. Красота цветов, к сожалению, недолговечна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе, поэтому планируем их таким образом, чтобы они были привлекательны на протяжении всего года. Мы любуемся однолетними и многолетними петунией, тагетесом, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски, многолетними каннами, турецкой гвоздикой, хризантемами, хостой, аквилегией, коврами в виде рабаток из сентябринок, чистеца византийского. Цветочные композиции желтого яркого махрового ковра из бархатцев всю осень привлекают внимание односельчан. В 2014 году появилась альпийская горка с многолетними растениями.

Благоустройство и озеленение - это не просто высадка деревьев, кустарников или цветов, а проектирование, подбор посадочного материала и газона. Лучший способ привести участок в порядок - посадка деревьев. Следует признать, что деревьев у нас мало и они еще совсем молодые. Попытки несколько раз посадить деревья по периметру школы не увенчались успехом. Несмотря на то, что почва в школьном дворе не очень плодородна, мы каждый год стараемся пополнить наш дендрарий новыми саженцами. Этой осенью с выпускниками школы планируем посадить березовую аллею. Ученическим Советом школы принято решение ухаживать за школьной территорией по графику. За ребятами закреплены определенные участки (клумбы), которые они оформляют по своему мини-проекту: выращивают рассаду цветов, высаживают её и в течение лета за ней ухаживают, собирают семена. Весь процесс идет под руководством классных руководителей и ответственного за организацию трудовой деятельности в школе. Акции по благоустройству и уборке территории в нашей школе проходят ежегодно, в них участвуют ученики 2-11 классов. Осенью пришкольная территория освобождается от осеннего мусора. Об этом свидетельствуют фотографии, сделанные во время субботников. (Приложение)

Акция: «Посади дерево в школьном дворе».

В 2010 году, принимая участие во Всероссийском молодежном движении «ЭКА» в программе содействия восстановлению лесов «Больше кислорода!», юные экологи школы на территории школьного двора создали питомник «Сосновый». С целью формирования экологической культуры обучающихся, их ответственного отношения к природе, создания благоприятной экологической среды в период с 14 по 23 ноября 2013 года была проведена акция: «Посади дерево в школьном дворе». Юные экологи высадили на косогоре с южной стороны школьного двора 20 саженцев сосны обыкновенной из питомника. 17 мая 2014 года ребята из экологического кружка приняли участие во Всероссийском дне посадки леса: высадили 10 сосен на территории школьного двора. В этот же день на алее Памяти возле мемориала павшим героям были высажены 4 сосны. Акция была посвящена 25-летию вывода советских войск из Афганистана. (Приложение)

Наши результаты:

Об итогах реализации проектов отчитывается каждый класс в середине октября. Ценность работы по благоустройству школьного двора заключается в следующем: 1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами обучающихся с наименьшими финансовыми затратами.

2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.

3. Изыскание возможности сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.

4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков. 5.Расширение зоны отдыха.

Предполагаемые результаты, их социальная значимость.

Все мы знаем, что человек, убирающий сегодня мусор во дворе, высаживающий цветы на месте пустыря, завтра не допустит их уничтожения и захламления. Выиграют, конечно же, все: и участники проекта, и жители станицы в целом. Благоустраивая нашу школу, мы улучшаем облик всей станицы, потому что школа является одним из ее культурных центров.

№ п/п

Предполагаемый результат

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

Приобщение к здоровому образу жизни;

Создание дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения школьников;

Создание условий для социальной защищенности школьников из «неблагополучных» семей;

Создание благоприятных условий жизни.

Заключение. "Театр начинается с вешалки», а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством воспитания экологической культуры у обучающихся и населения станицы. Эту работу мы рассматриваем как одну из составляющих системы социального становления личности.

Литература : 1. «200 дизайнов для вашего сада», Крупчиева И.Ю. Издательство: БММ, 2005 2 Жак Делиль. Сады. Л.: Наука, 1987 3.Шиканян Т.Д. Азбука ландшафтного дизайна. М.: Кладезь-Букс, 2006. 4 .Ландшафтная архитектура» Сычева А.В. Издание: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2004
5. Юрченко А.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Эксмо, 2005


Экологический проект

Моя малая Родина

Ландшафтный дизайн пришкольного участка

Выполнила:
Тябут Татьяна, 17 лет
Руководитель:
Филиппова Галина Сергеевна

I. Введение.....3
II. Основная часть
1.Описание объекта исследований... ..5
2.1. Основы ландшафтного дизайна.......6
2.2. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна.6
2.3. Газоны.....7
2.4. Цветоводство...7
2.5. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях.....................................................................................................................7
3. Практическая часть
3.1. Этапы реализации проекта..7
3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории...7
III. Заключение............................12
Практические рекомендации.....13
Список литературы.....14
Приложения

С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
Жак Делиль

Введение

Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.
Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.
Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам территории школы и повысить социальную активность населения.
Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволил прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дала возможность развивать активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.
Цель исследования: выяснение влияния создания единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности школы.
Задачи исследования:
выяснить мнение учащихся школы и жителей села о необходимости благоустройства пришкольной территории;
изучить экологическое состояние пришкольной территории;
познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;
разработать дизайн – проект школьного двора;
провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.
Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна.
Предмет исследования: возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.
Место исследования: пришкольная территория МБОУ Горкинская СОШ
Сроки исследования: с 10 сентября 2012 года по 05 марта 2013 года.
Методы исследования:
социологический опрос;
анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению;
исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта);
практическая деятельность.
Ожидаемые результаты
Краткосрочные результаты:
Анализ результатов социологического опроса населения села, учителей, учащихся, родителей.
Получение сведений о состоянии дендрофлоры в микрорайоне школы путем анализа паспорта зеленых насаждений.
Определение лучших рисунков школьного конкурса по дизайну клумб «Школьный двор моей мечты».
Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, обновление насаждений кустарников, деревьев и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.
Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.
Долгосрочные результаты:
Повышение социальной активности учащихся и родителей.
Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.
Формирование навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.
Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.
Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.
Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

II. Основная часть.
Описание объекта исследования.
На территории бывшей усадьбы Базилевского был проведен комплекс работ по эколого-флористическому исследованию: флористический и биоморфологический анализ древесных насаждений, санитарно-гигиеническая и эстетическая оценка древесных пород, определение лишайников индикаторов экологического состояния среды.
Мы описали почвы, рельеф и лесную растительность. Определили виды деревьев, растущих в парке с. Горки.
В парке растут:
Виды
Количество

Акация
37

Березы
64

Боярышник
1

Лиственница
1

Рябина
2

Сирень
3

Шиповник
48

Пеньки
19

Среди деревьев преобладают липы, березы. Клены и осины находятся на 3-м и 4-м местах соответственно
На территории нашей школы находится клумбы, которые расположены рядом со школой. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы не всегда имеют привлекательный вид. Они находятся на юго-западной стороне школьного здания и солнечного света недостаточно.. Почва на них не структурированная, супесчаная, вода после дождей быстро испаряется. Было решено провести исследование состава почвы и мелиоративные мероприятия, способствующие улучшению качества грунта, создать ландшафтный дизайн с высадкой таких растений, которые не только способны произрастать в таких условиях, но и разнообразить видовой состав деревьев и кустарников школьного парка.
Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.
2.1. Основы ландшафтного дизайна.
Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.
В этих целях ландшафтная архитектура использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, вода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно связаны между собой, их состояние и развитие зависит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Все это приходится учитывать в работе ландшафтному архитектору.
Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. Цветы нужно высаживать тогда, когда территория полностью благоустроена проложены дорожки и площадки, посажены деревья и кустарники, посеяны газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек, на пересечениях основных аллей, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени.
2.2. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна.
Красота это плод постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом. (Делакруа)

Для оформления школьного участка мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного парка.
Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает романтизм, сентиментализм. Характер парковых композиций согласовывается с окружающейся местностью, и границы участка по возможности маскируются. Особенно важно в пейзажном стиле то, что он вызывает меньше разрушений и лучше объединяется с окружающим ландшафтом.
2.3. Газоны. Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов (Приложение).
2.4. Виды цветников.
Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры.
2.5. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях.
Элементы ландшафтного дизайна можно с успехом применять в учебно-познавательных целях. Например, создание Дарвиновской площадки позволяет проводить наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях. Этнографический уголок - важный элемент краеведческой составляющей воспитания школьников

3. Практическая часть.
3.1. Этапы реализации проекта.
Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них - художественное оформление школьного двора. В ноябре 2012 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший рисунок и мини-проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 3 – 8 классов. Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора:
-создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;
- обновление спортивной площадки;
-обновление дендрологического участка территории;
-восстановление травяного покрова территории;
-организация поддержания чистоты и порядка на территории;
Работа по реализации и перепланировке школьной территории начнется с принятия в 2013 году проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной территории МБОУ Горкинская СОШ», который будет реализовываться 3 года. Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса населения и учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы Было опрошено 48 человек. При статистическом анализе анкет выяснилось, что 94% опрошенных людей считают, что после благоустройства пришкольная территория станет намного привлекательнее и чище, а 60% готовы содействовать в реализации данного проекта и в дальнейшем. Только 3% опрошенных показали, что им не нравится дизайн территории после благоустройства, так как будет привлекать в район школы больше посетителей, делая его более многолюдным и шумным.

Диаграмма 1.«Результаты социологического опроса жителей на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории».

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Важное значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному дизайну. Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. В этом процессе принимали участие и родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна – вертикальное озеленение, красивые клумбы, газоны.
«Результаты исследования кислотности и качественного состава почвы пришкольной территории
Для того, чтобы определить плодородие участка, прилегающего к школе, исследовали следующие показатели: количество перегноя, количество воды; механический состав; водопроницаемость; воздухопроницаемость; кислотность почв.
методика исследования содержания в почве перегноя и воды.
С глубины 15-20см взяли образец почвы весом100г, рассыпали тонким слоем на листе фанеры. Оставили на 3-5 часов на солнце. После просыхания взвесили, потом в фарфоровой чашке прокаливали до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесили. Так определили количество перегноя и воды. Перегноя – 20%, воды – 30%
2. методика исследования механического состава почвы
Название
почвы
Определение на
ощупь
Скатывание влажной почвы
Проба на резание влажной почвы
Проба на плотность сухой почвы.

Песчаная
Заметно ощущаются песчинки
Не скатывается в шарик
При разрезании ножом почва рассыпается
Почва рыхлая

супесчаная
ощущаются песчинки, немного мажется
Плохо скатывается в шарик
При разрезании ножом поверхность среза шероховатая
Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков

Суглинистая
Мажется, песчинки едва прощупываются
скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании кольцо лопается
поверхность среза слегка шероховатая
Почва состоит из очень прочных комочков

глинистая
Мажется, песчинок незаметно
Хорошо скатывается в «колбаску»,которая при сгибе не ломается
Поверхность слегка блестящая
Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются

3.Исследование почвы на воздухопроницаемость
Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. воpдух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать ее в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых подтверждений.
Исследование почвы на водопроницаемость.
Это свойство почвы, как пористого тела впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом водыв мм водного столба, проходящего через единицу площади поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости можно определить по шкале Качинского. Опымы проводились со резами почвыв стеклянных цилиндрахвысотой 50см, поэтому результаты приблизительны:
Водопроницаемость мм водного столба в первый час впитывания
оценка

Свыше 1000
Провальная

1000-500
Излишне высокая

500-100
Наилучшая

100-70
Хорошая

70-30
Удовлетворительная

Менее 30
Неудовлетворительная

4.исследоваие кислотности почвы
Кислотность почвы участка, прилегающего к школе, определялась следующим образом.
В пробирке к 3-4 г почвы приливали 4-5см хлористого калия, после чего взбалтывали смесь в течение 3-4 минут, затем отстаивали. После того как раствор посветлел, брали пипеткой 1см этого раствора, помещали в фарфоровое блюдце и приливали 1-2капли индикатора – лакмуса. Пользуясь цветной шкалой, устанавливаем кислотность в выбранных образцах.
Определение кислотности почвы по составу растительного покрова.
Кислотность почвы
Состав растений

Кислые почвы
Белоус торчащий, щавель малый, Иван-да-марья, хвощ полевой, подорожник средний, вероника дубравная, вероника длиннолистая, пикульник красный, торица полевая, лютик едкий, мята полевая, поповник, лютик ползучий

Слабокислые и нейтральные почвы
Ромашка пахучая, пырей ползучий, клевер луговой, клевер ползучий, бодяк обыкновенный, вьюнок полевой

определение плодородия почвы по ее цвету и продуктивности растений.
цвет
плодородие

Черная
Гумусная, плодородная

Темно-серая
среднегумусная, среднеплодородная

Серая
малогумусная, малоплодородная

Вывод: Почва супесчаная, воздухопроницаема водопроницаемость излишне высокая, кислая, темно-серая. Наша школа почти со всех сторон окружена деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра. Были спилены погибшие деревья, выкорчеван старый кустарник и проведена обрезка сухих веток.. Силами учащихся летом 2013 года будет заложен «Этнографический уголок», будет активизирована работа по созданию «Экологической тропы», что создаст благоприятные условия для улучшения учебно-познавательной деятельности школьников.
3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.
В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы:
1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения);2. Проведен сбор информации и опрос школьников, родителей и учителей для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории;3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, 4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);5. Исследована кислотность и качественный состав почв пришкольной территории;
6. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка; 7.. Проводилась разъяснительная работа среди учащихся 8. Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб; 9.. Будет посажена рассада для посадки многолетних цветов 10. Проведен конкурс эскизов пришкольной территории 11. Окрашены спортивные объекты на территории школы;
III. Заключение.
В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира.
Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности.
На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные линейки и спортивные соревнования.
В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения микрорайона. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.
Данные формы работы с учащимися сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности учащихся. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой.
Подобные территории - будущее в обучении новых поколений. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Практические рекомендации:
Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории (кислотности почвы, освещенности, состояние дендрофлоры);
Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений;
Активизировать работу «Экологической тропы», создать «Этнографический уголок» как краеведческую составляющую проекта озеленения территории;
Заложить на школьном дворе розарий, сиренгарий;
Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому оздоравливанию пришкольной территории.
Продолжить реализацию проекта согласно плана благоустройства школьной территории.

Список литературы:
Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.
Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.
Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
. Учебное пособие. БелГУ, 2007, с.98
В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн
Грехова Л.И. В союзе с природой

Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду
Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды
Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды
Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915

Root EntryArial Cyr нравится дизайнне нравится дизайн3_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;

Школьная территория

Ландшафтное проектирование школьного участка – интереснейший процесс, прежде всего потому, что в роли дизайнеров могут выступать сами учащиеся. Для этого можно провести среди классов конкурс на лучший дизайн-проект, идея которого ляжет в основу благоустройства территории школы. После того, как будут проведены исследования территории, выявлен состав и тип почвы и составлен ситуационный план, можно переходить к определению функциональных зон. Зонирование территории производится в соответствии с функциональными особенностями школы.

Какие зоны могут входить в проект школьной территории :

  • спортивная зона (футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, гимнастическая площадка с турниками)
  • игровая зона школы (площадка для учеников начальных классов, площадка для тихих игр)
  • партерная зона (создается непосредственно перед входом в школу)
  • торжественная зона (площадка для проведения линеек)
  • транспортная зона (площадка для изучения правил дорожного движения)
  • специализированная зона для проведения занятий по изобразительному искусству
  • зона проведения творческих игр (например, театральных)
  • плодовая зона (для занятий биологией и ботаникой)
  • хозяйственная школьная зона (место для хранения различного инвентаря)
  • зона для катания на велосипедах или роликовых коньках
  • зеленая зона отдыха и др.

Функциональные зоны отделяют друг от друга такими элементами ландшафтного дизайна участка , как: живая изгородь , мощение дорожек , цветники , аллеи. По периметру высаживают деревья или кустарники в виде живой изгороди, что помогает в защите от внешнего шума и пыли, создавая на территории школы особый микроклимат.

Обязательным на школьном дворе являются крупные деревья и кустарники, создающие естественную тень, подавляющую воздействие солнечных лучей. Альтернативой для них могут служить крытые веранды или беседки .

Виды зеленых насаждений на школьном участке:

  • комфортное озеленение территории, предназначенное для защиты от ветра, солнца и посторонних глаз
  • экологическое озеленение подразумевает использование местных видов растений для поддержания популяции птиц и мелких животных. Использование местных видов растений, адаптированных к местным условиям, сохраняет характер региона как биологически, так и визуально
  • насаждения плодовых растений

Площадки для активных игр или спорта на школьном участке могут быть (а могут и не быть) обеспечены стационарно установленным спортивным или игровым инвентарем. Оборудованные площадки должны быть защищены от ультрафиолетовых лучей. Это может быть достигнуто при помощи сочетания крупных деревьев и искусственной кровли. Открытые площадки подразумевают использование газонов , мощения или специального покрытия. Причем нужно понимать, что трава нуждается в солнце для здорового роста. Если это условие не соблюдается, лучше ее заменить специальным покрытием (например, на основе резиновой крошки).

На пассивных игровых площадках и территориях школы для проведения, например, уроков на открытом воздухе нужно использовать небольшие деревья в сочетании с искусственной кровлей. Поскольку в теневых зонах газон не будет чувствовать себя комфортно, рекомендуется его замена на специальное покрытие или мощение.

Сочетание сооружений и зеленых насаждений так же рекомендуется и в зоне баскетбольных, волейбольных и теннисных кортов для создания тени для игроков и зрителей. При этом деревья должны быть посажены на расстоянии 10 метров (или чуть меньше, в зависимости от величины корневой системы дерева) от мощеной площадки.

Главный вход, как правило, является визитной карточкой любой школы, поэтому он должен быть особенно декоративным. Здесь уместными будут декоративные группы растений и красочные цветники.

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании ландшафтного дизайна и благоустройства школьной территории :

  1. Деревья и кустарники не должны препятствовать надзору за детьми, находящимися в школьном саду.
  2. Плотная посадка деревьев и кустарников непосредственно перед зданиями школы и верандами может представлять угрозу безопасности. Частые насаждения могут послужить «маской» при попытке вандализма или взлома. Применяйте почвопокровные растения в зонах особого риска. Не закрывайте охранное освещение тенью от зеленых насаждений.
  3. Лучший «друг» школьного участка – это полутень. Не сажайте траву и цветы в полностью затененных местах, так как для их здоровья требуется солнечный свет. Перед началом озеленения и благоустройства школьной территории позаботьтесь о наличии воды на участке. Например, автоматическая система полива будет очень кстати, так как вновь посаженные растения нуждаются в более частом и глубоком поливе, чем взрослые растения.
  4. Не сажайте крупные деревья близко к школьным зданиям.
  5. Группы кустарников или почвопокровных растений одного вида будут смотреться более гармонично, чем группа растений разных видов.
  6. Для облегчения ухода за школьным садом используйте мульчу в цветниках и декоративных группах. Это уменьшит всхожесть сорных растений.
  7. При посадке деревьев учитывайте ширину газонокосилки. Она должна беспрепятственно продвигаться между растениями, зданиями и ограждениями, не повреждая при этом мощение дорожек.
  8. Для посадки необходимо выбирать растения, легкие в уходе, выносливые, зимостойкие и наиболее подходящие для вашего климата и почвенных условий.
  9. Деревья должны быть посажены на достаточном расстоянии друг от друга.
  10. Регулярная подкормка и обрезка растений обеспечит саду должный уход.

При благоустройстве школьной территории ни в коем случае не используйте растения, которые имеют ядовитые части, будь то листья, кора, плоды или семена. Не используйте растения, которые являются явными аллергенами.

Ассортимент деревьев для насаждения по периметру территории школы состоит из крупных растений: клен остролистный, береза, осина обыкновенная, вяз, липа, ясень. Кроме того, деревья могут составлять и основу для декоративных групп растений. Наряду с перечисленными выше деревьями можно использовать иву белую, рябину, каштан и черемуху.

Обязательным на школьной территории является использование хвойных растений, так как они обладают не только антимикробными свойствами, но и сохраняют свою декоративность круглый год. Самыми распространенными из них являются лиственница сибирская и ель колючая или обыкновенная. Стелющиеся сорта можжевельника послужат украшением школьного сада не только в качестве подбивки для более высоких растений, но и будут прекрасно смотреться в одиночных посадках.

Незаменимы в озеленении школьных участков и различные виды кустарников: чубушник, спирея, сирень, форзиция, дерен , шиповник, кизильник , пузыреплодник и снежноягодник.

Одним из привлекательных элементов ландшафтного проектирования пришкольного участка является цветник. Чаще на школьных территориях используют клумбы, бордюры и рабатки, поскольку планировка участков все-таки в большинстве случаев достаточно геометрична. Наибольшей популярностью среди однолетников пользуются: астра, бархатцы, петуния, сальвия, космея, цинния, львиный зев, календула, бальзамины, колеус, цинерария. В цветниках часто используются тюльпаны и нарциссы. А представителями многолетних растений являются георгины, лилейники, люпины, пионы и флоксы.

Освещение школьного участка

Еще одним важным элементом благоустройства школьной территории является ландшафтное освещение . Особенно это касается зимнего периода, когда световой день значительно сокращается. Освещение выступает в роли одного из гарантов безопасности детей, родителей и педагогов.

На школьных участках используется функциональное и декоративное освещение. Функциональное освещение применяется на спортивных площадках, по периметру школьной территории, вдоль дорожек. Декоративное освещение служит для подсветки малых архитектурных форм, некоторых растений с интересной фактурой и частей здания (например, парадного входа).

Освещение участков школьной территории требует соблюдения особых нормативов и правил. Поэтому при выборе исполнителя монтажных работ нужно быть очень внимательными, и лучше доверить проект освещения территории школы профессионалам ландшафтной студии .

Пример благоустройства школьного участка, выполненного дизайнерами нашей студии вы можете увидеть в готовых

МКОУ Вековская основная общеобразовательная школа

Гусь-Хрустального района Владимирской области

Проект

«Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

Объединение «Цветоводство»

МКОУ дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей Гусь-Хрустального района

Владимирской области

Руководитель:

Копылова Елена Анатольевна

2012 год

Оглавление:

І. Введение стр3

Пояснительная записка стр3

Актуальность и важность проекта

ІІ. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА стр.4

ІІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

3.1 Цели стр.4

3.2 Задачи стр.4

3.3 Ключевые компетентности, которые формирует проект стр.4

4.1 Этапы проекта стр.5

4.2 Планы реализации проекта стр.5

4.3 Ландшафтный дизайн и озеленение стр.5

4.4 Выполнение этапов проекта стр.7

4.5 Реализация проекта стр.7

V . Заключение стр.8

І. Введение

Школа – второй дом. Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту и ощущать гордость за любимую школу.

В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.
Наша школа размещается на территории станции Вековка Гусь-Хрустального района Владимирской области. В настоящее время на станции проживает более 800 жителей. Наша школа построена в 1994 году на болотистой местности, для этого была сделана шестиметровая отсыпка, Школа оказалась окружена пустырем. Длительное время пришлось носить из леса почву, чтобы ускорить процесс заселения территории растительностью, поэтому проблема благоустройства территории является актуальной с первых дней её существования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним, из направлений деятельности школы является патриотическое и экологическое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. На благоустройство территории школы, ремонт и создание уюта внутри школы ежегодно уделяется большое внимание. Уровень общей культуры сельского населения, практически отсутствует экологическая культура. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах деревни, во взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается, прежде всего, школа, но это должно сопровождать ребёнка и тогда, когда он выходит из стен школы. Чтобы воспитать красивую личность надо сделать красоту неотъемлемой частью жизни поселения.

При проведении опроса среди школьников, выявилось. Что пришкольная территория нуждается в изменениях. Был предложен конкурс проектов дизайна пришкольной территории. Победила работа Медведевой Алины, которая в дальнейшем стала одним из авторов проекта «Ландшафтный дизайн пришкольного участка».

ІІ. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения односельчан. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей бережного отношения к своему поселку, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Поэтому в МКОУ Вековская ООШ сложилась система воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к малой родине, природе и труду.

Воспитательная система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания. Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, на территории располагается памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войне, созданный руками учащихся школы.

ІІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

3.1 Цели:
1. создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;
2. улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;
3. воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;
4. развитие исследовательской деятельности школьников;
5. развитие творческих способностей учащихся;
6. формирование навыков здорового образа жизни.

3.2 Задачи:
1. Привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы.
2. Формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.
3. Формировать у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;
4. Привлечение педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы.
5. Обучение школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;
6. Формировать у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.

3.3 Ключевые компетентности, которые формирует проект

В ходе разработки и реализации проекта формируются следующие компетентности обучающихся: Предметные: Получение знаний о ландшафтном дизайне, об экологии растений, о свойствах почвы, об основах растениеводства.
Надпредметные: Формирование навыков применять различные методы исследования (наблюдения, сравнения, определения), работать с разными источниками информации, изображать информацию в разных моделях.
Общие: Умение актуализировать проблему и предлагать разные способы её решения. Умение прогнозировать дальнейшую деятельность по реализации проекта.

ІV. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

4.1 Этапы проекта

Первый этап – февраль-март:
учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка, выращивание рассады цветов.

Второй этап – апрель – май:
-подготовка посадочного материала – семян цветов;
-выращивание рассады;
-подготовка инвентаря;
-весенняя обработка почвы;
-работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади;

Обрезка кустарников;
-весенние посадки (реализация проектов).

Третий этап – июнь – август:
уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:
сбор семян;
осенняя обработка почвы;
осенние посадки луковичных;
Праздник осени, выставка цветов, поделок из природного материала; награждение победителей.

4.2 Планы реализации проекта

Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, вырубке погибших деревьев летом 2010 года и посадке новых, формировании газонов и клумб и др. Эти задачи нам предстоит осуществить своими силами, а также при помощи работников школы.

Выполненная работа по реализации данного проекта приводит к тому, что школа становится современным и привлекательным учебным заведением.
Конечно, без помощи взрослых нам не обойтись. Поэтому к данной работе мы будем привлекать родителей и работников школы.

4.3 Ландшафтный дизайн и озеленение.

Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский проект, выполненный с учётом многих факторов. Мы все любим и ценим природу, ее красоту и свежий воздух. Многие любят проводить как можно больше времени на природе. Дизайн ландшафта - это искусство, и, так же как и любой вид искусства в нем есть свои правила и нюансы.

Для создания не только красивого внешнего вида нашего участка, школа занимается озеленением.

Ландшафтное озеленение - это комплекс различных работ, позволяющих улучшить экологическое состояние растений, благодаря чему они будут еще долго радовать нас своими яркими цветами, и создать атмосферу благоприятную для человека. Правильная посадка деревьев способствуют увеличению кислорода на участке, задерживанию пыли и значительному уменьшению шума. Мы понимаем, что ландшафтный дизайн должен полностью отвечать всем потребностям в комфорте и красоте, ведь отдых на природе должен приносить спокойствие и эстетическое удовольствие каждый день. Озеленение и благоустройство территории начинается с проектирования и подбора соответствующего посадочного материала и газона. Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование.
Цветники стали элементами декора школы, служат прекрасным украшением. Зимой мы рассчитываем количество и вид растений, которые необходимы для посадки, выращиваем рассаду и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также их длительному цветению.

Мы любуемся однолетними и многолетними флоксами, петунией, бархатцами, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски, турецкой гвоздикой, ирисом, золотарником, хризантемами, гортензией, астрами, тюльпанами, нарциссами, лилиями. Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков. Цветочные композиции из желтого яркого махрового ковра из бархатцев привлекают всеобщее внимание. Лучший способ привести участок в порядок - посадка деревьев. C учителем биологии была посажена берёзовая аллея возле школы. Главный принцип школьного ландшафтного дизайна – использование подручных материалов. В ход пойдёт все: камни, автомобильные покрышки, фанера, дерево и др.

Нами сделаны только первые шаги по реализации нашей программы и уже есть результаты. Вначале мы вскопали территорию для посадки цветов. Затем мы сделали большие клумбы и посадили в них цветы, которые украсили территорию школы до заморозков. В целом проект благоустройства школьной территории должен предусматривать не только ландшафтные решения, но и прокладку коммуникаций (полив, освещение). Ведь уход за школьной территорией требует постоянного внимания и аккуратности, что позволяет ей сохранять свое изящество и превосходство. Наш проект задуман для всех учащихся школы. Осуществление проекта имеет большую ценность для учителей, родителей и всех жителей нашего села. Почему? В первую очередь, потому что наша школа становится красивым общественно значимым местом в поселке, привлекает многообразием цветочно-декоративных культур, одним словом, уютной зоной отдыха. В следующем году мы постараемся обновить территорию: сделать что-то интересное и необычное. Конечно, у нас еще недостаточно опыта, дизайнерских навыков, мы занимаемся благоустройством без финансовых вложений, хотя, как известно любое благоустройство требует финансовых затрат.

4.4 Выполнение этапов проекта:

Этап 1. Выявление проблемы.

1 апреля на общешкольной линейке даётся старт проекта «Благоустройство школьной территории». Классам в течение недели предложено обсудить на классных часах, предложить идеи благоустройства школьной территории. Учитель биологии Копылова Е.А. совместно с учащимися объединения «Цветоводство» изучили экологическое состояние, видовой состав, особенности почвы пришкольной территории.

Этап 2. Пути решения.
Учащиеся разработали проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка; провели оценку состояния окружающей среды.

Разработка плана действий.

Составили график участия классов в реализации социального проекта по благоустройству школьной территории(ответственный руководитель объединения «Цветоводство» учитель биологии Копылова Е.А.).

Этап 3. Наши результаты.

Приложение. Презентация.

4.5 Реализация проекта

Ребята ответственно подошли к реализации своих планов. Ребята объединения «Цветоводство» вырастили рассаду цветов, провели озеленение рекреаций школы. Вид школы изменился, стало уютно и красиво. Был успешно реализован проект благоустройства школьной территории: проведена обрезка деревьев и кустарников, продумано размещение и оформление клумб. Цветочные композиции из желтого яркого махрового ковра из бархатцев привлекают внимания односельчан. 9 мая 2012 года митинг, посвященный Дню Победы, прошел у красиво оформленного памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войне.

Акции по благоустройству и озеленению в нашей школе проходят ежегодно, в них участвуют ученики 1-9 классов.

V. Заключение
Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему. "Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы”. Мы сделаем всё, чтобы вид нашей школы имел эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Ценность этой работы заключается в следующем:
1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся без финансовых затрат.
2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию.
3. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.