Конспект урока по русскому языку на тему "синонимы". Конспект урока "синонимы, их роль в речи" IV

"синонимы" и "антонимы".

Цель: Продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".

Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Ход урока

I. Психологический настрой

Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)

Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и объединяются в группы.

Прошу всех присесть за свои рабочие места.

II. Сообщение темы занятия.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.

Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.

Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.

Кто хочет много знать, тому надо мало::.(СПАТЬ)

Как аукнется, так и::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

Правда в огне не горит и в воде не::.(ТОНЕТ)

Корень учения горек, да плод его::.(СЛАДОК)

Один за всех и все за::. (ОДНОГО)

Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)

Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)

Худой мир лучше доброй:::(ССОРЫ)

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

III. Путешествие на остров Синонимов.

Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание

А) Инструкция:

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

(Ученики выполняет в группе задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы - 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).

ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ

Б) Проверка.

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.

РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.

ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.

Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

"Какие слова называются синонимами?"

устроена выставка слов - луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.

Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

ЛУНА - МЕСЯЦ СОБАКА - ПЁС ДОКТОР - ВРАЧ

ЛОШАДЬ - КОНЬ БЕГЕМОТ - ГИППОПОТАМ

Продолжите фразу:

Полученные подписи - это слова - ::..(синонимы)

Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют).

Путешествие продолжается.

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

IV. Работа в группах.

Задание для 1 группы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Задание для 2 группы.

Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.

Задание для 3 группы.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Задание для 4 группы.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

Проверка.

Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

Какой частью речи они являются?

Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)

Ответ спикера.

Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

Что такое синонимы?

Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

V. Динамическая пауза "Игра наоборот"

Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.

Вперед - назад

Вниз - вверх

Назад - вперед

Присел - подпрыгнул

Подпрыгнул - присел

VI. На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Каждой группе по очереди задается загадка, обсуждение внутри группы, спикер дает ответ:

отгадайте загадки.

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня:? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я:? (зима.)

Я антоним к слову "смех".

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? - Это: (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь: (тишина).

Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Минус - плюс, огонь - вода,

Дерзкий - осторожный:

Все антонимы всегда

Противоположны.

VII. Игра "Противоположные слова"

Блиц – опрос. Ученик - называет антоним этого слова.

1 группа: Враг - друг, холод - жара.

К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

2 группа: Старый - новый, злой - добрый.

А эти слова, к какой части речи относятся? (прилагательные) –дайте определение

3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.

Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение

4 группа: Далеко - близко, высоко - низко. (наречия.) –дайте определение

Какой можно сделать вывод? (антонимы есть в каждой части речи.)

VIII. Динамическая пауза- флешмоб под музыку

IX. В пещере Тайн

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»

взаимопроверка

Худой (человек) - ________________, (толстый)

Худой (карман) - _________________, (целый)

Близкий (путь) - _________________, (далёкий)

Близкий (человек) - _______________, (чужой)

Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)

Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)

Высокий (человек) - _______________. (невысокий)

Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

Что такое антонимы?

Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

X. Бухта Творчества

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание (на карточке) и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)

А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы

Какое настроение передает ваш текст?

Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы - слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

Какое настроение передает ваш текст? - Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)

Как приятно выходить на берег в такую погоду!

XI. Пристань "Вопрос - ответ"

Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.

Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

XII. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.

Какую оценку поставите мне за урок? А себе?

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

Тема: Синонимы.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Приветственное слово учителя

Я прошу вас не зевать,

Правила запоминать!

Поработаем-ка вместе:

Будет очень интересно!

Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

Тренировочный мини-диктант

Щеголь Жора, напевая мажорную песенку, шел по городским трущобам. Расчёской, как трещоткой, он увлечённо постукивал по решёткам. В его кошельке лежали желуди, которые он нёс в цирк прожорливому медвежонку. Щеголь был там стажером, кормил зверей печенкой и пшенной кашей, учился четко выполнять свои обязанности. Иногда он шепотом подсказывал клоунам слова, подавал жонглёрам тарелки, натягивал для гимнастов бечевку. Огорченный грошовыми заработками, он всё-таки не расставался с цирком, так как любил его парчовый блеск, цыганское веселье, его шумы и шорохи, его акробатов.

Цирк – это не то что чопорный театр. Стажер Жора надеялся стать новой цирковой звездой.

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

Определение темы и целей урока.

Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

Роль синонимов в речи…

Формулируют тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

- Назовите слова, которые обозначают дом

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Жилище, дом, квартира, жилплощадь, пристанище, приют, угол, гнездо, крыша (над головой); жильё (разг.); кров (уст.); кровля (уст.) /неопрятное, неудобное: берлога, логово, логовище (разг.)/темное, тесное: нора (разг.)

Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы делают нашу речь разнообразнее, богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД :

Коммуникативные ( взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Закрепление материала

    Предлагается выполнить упр. 178 (по заданию)

Класс поделить на 3 команды по рядам и провести «Эстафету минутных испытаний» (трем учащимся одновременно достается одно и то же слово, кто быстрее и качественнее справляется с заданием, тот победил

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

    Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте

Не море, не земля,

Пароходы не плавают

И ходить нельзя. (Болото).

На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

Что сильнее - метель или буран?

Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регуляьтвные (анализ текстов)

    Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Рассматривают словари

Познавательные

    Знакомство с определением синонимического ряда

- Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

    Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

    Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

Познавательные:

(использование знако-символических средств)

Регулятивные

(контроль)

Коммуникативные

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой, влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Играют

Коммуникативные

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

    Редактирование текста.Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы ?Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

    Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все... противника.

Вся природа ждала... весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил... с родителями.

Он оплатил на почте... по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый... на море.

В романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

    Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец Своеобразие

Схематизм Высказывание

Несгибаемость Шаблонность

Индивидуальность Стойкость

Текст Скульптор

Абзац Отступ

Ваятель Пурпур

Задание выполняется на доске

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

11.

Контроль усвоения материала

Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

12.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

13.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Этогруппа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

14.

Домашнее задание

§24, упр. 179; для сильных учащихся – написать мини-сочинение на тему «Осенний лес», используя синонимы

Записывают домашнее задание

Личностные

1. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых занятиях.

Как называются:

Все слова языка (лексика).Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Молодцы!

2. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики.

Отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Что же за зверек такой заяц? (СЛАЙД )

В мире насчитывается 32 вида зайцев, их ближайшими родственниками являются пищухи и кролики. Зайцы обитают на всех континентах, кроме Антарктиды.

У зайцев не бывает каких-либо жилищ – они не роют норы и не делают никаких других укрытий. Но эти животные имеют постоянные участки обитания, которые покидают только в бескормные годы при массовой миграции.

У нас наиболее известны два вида зайцев – беляк и русак. Свои названия они получили из-за разницы в окраске: беляк в зимнее время имеет чисто-белый окрас, только кончики ушей остаются черными.

3. Все вы прекрасно знаете, что заяц является героем многих художественных произведений и мультфильмов. Каждый писатель описывает зайца по-разному.

Сейчас д ля наблюдений вам предлагается отрывок из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка – уральского писателя-

«Сказка про храброго зайца…».

Каждому из вас я раздаю текст, с которым вы будете работать. Полина прочитает этот текст вслух, а вы все внимательно его послушаете и ответите на вопросы.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

4. Назовите глаголы движения, характеризующие поведение зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? О чем они нам говорят? Об одном и том же?

(Собрались, сбежались, приплелись).

Конечно, значит, об одном и том же можно сказать по-разному.

5. Интересно ли вам будет узнать значение этих глаголов?

Как вы думаете, что значит каждое из этих слов?

Собрались – сошлись в одном месте,

Сбежались – быстро собрались,

Приплелись – пришли медленно.

6. Следовательно, перед нами слова одной и той же части речи – глаголы.

Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.

7. Как вы думаете, в каких стилях речи могут употребляться данные слова?

Собраться – стилистические нейтральное слово, т.е. может употребляться в научном, художественном и разговорном стилях.

А вот слова сбежались и приплелись относятся к разговорному стилю.

8. О словах, обозначающих одно и то же явление, предмет или действие мы и будем говорить сегодня на уроке.

9. Может быть, кто-то из вас знает, как они называются?

Такие слова называются синонимами.

10. Следовательно, тема нашего урока:…….

«Синонимы, их роль в речи».

11. Давайте запишем тему в тетрадь, в оставленную вами строчку.

(Запись на доске и в тетрадях)

12. В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: (запись на обратной стороне доски).

Синонимы – это … (примеры)

Роль синонимов в речи…

Тема: Синонимы.
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
­ обучающие: научить различать
синонимы с разными оттенками значений;
эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
­ развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать
синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
­ воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование интерес к русскому языку;
Метапредметные УУД: развитие логического мышления: сопоставление, анализ,
навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение работать индивидуально и в группе, находить
общие решения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определение цели
предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценка достигнутых
результатов.
Предметные УУД: расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью
практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными
оттенками значения.
Тип урока: расширение и закрепление полученных знаний.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Синонимы – это точность, выразительность, богатство
нашей речи.
I Оргмомент
Ход урока
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике
Ищите те пути,
Которые вас к знаниям
Помогут привести.
­ Сегодня на уроке мы продолжим осваивать просторы страны Лексики. Вчера мы
познакомились с новой ее губернией, которая называется …?
­ Верно, Синонимия.
Запишите в Путевых заметках дату. Во время нашего вчерашнего путешествия несколько
районов губернии Синонимии осталось неисследованными, мы сегодня отправимся знакомиться с
ними. Нам предстоит узнать, какую роль играют синонимы в речи, какими богатствами обладают и
что дарят тому, кто умеет пользоваться их богатствами.

II. Актуализация знаний
Поскольку пропуск на территорию этой губернии мы оформили ещё вчера, то сегодня нас
ждёт только небольшая лингвистическая разминка, помогающая освежить знания.
Вставьте недописанные слова.
 Все слова языка _________________ (лексика).
 Раздел лингвистики, изучающей лексику _______________ (лексикология).
 Слова, имеющие одно лексическое значение ___________________(однозначные).
 Слова, имеющие несколько лексических значений _____________ (многозначные).
 Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению ____________
(омонимы).
 Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению
___________________________
 Являются ли синонимами слова радость, смеяться? Почему?
III. Тренировочные упражнения.
1. Редактирование текста + индивидуальное задание по карточке
­ И вот мы вышли на улицу. А здесь…
Проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
­ Понравилось ли вам такое продолжение нашего рассказа о путешествии?
­ Давайте исправим его.
(Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.)
­ Что мы использовали, исправляя предложение?
­ В чем помогли, для чего послужили синонимы?
Вывод 1: Синонимы используют, чтобы не повторять одно и то же слово, чтобы избежать
повторов.
2. Роль синонимов и повторение однородных членов.
­ Предложение стало, конечно же, лучше, но на улице все равно шум и суета. Давайте
проедем за город и очутимся в зимнем лесу.
Красиво? Нам придется описать увиденную красоту.
Выберите из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий для данного
предложения.
Зимний лес
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются,
вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели
(укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И
(дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
­ Почему мы не могли использовать все синонимы, данные в скобках, как однородные
члены, записывая все подряд? Что различает эти синонимы в этих рядах?


3. Проверка индивидуального задания по карточке
Карточка
Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова
На нас смотрит симпатичное,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза
заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное,…настроение
передается нам, и, наверное, поэтому так приятно,…смотреть на эту девушку, любоваться ее

одеждой.
Платье девушки из прозрачного,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость
Арсеньевой, ее изысканный,…вкус.
Ощущение радости,… остается от этой картины.
Слова
задорная,
справки:
для

хитринкой;
приятное, милое; просвечивающий, просторный; веселый, задорный, оживленный, радостный,
ликующий,
утонченный,
тонкий; отрадный, милый; ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.
Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания и для чего.
Вывод 2: Синонимы служат, для более точного описания предмета, явления или
оптимистичный;
лучезарный,
кокетливая,
сияющий,
светлый;
бодрый,

состояния. Для тонкого разграничения оттенков смысла.
Слово учителя: Это портрет Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей
Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта
картина написана известным русским художником­портретистом Владимиром Лукичом
Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II.
4. Знакомство с понятие «градация»
­ Но посмотрите, пока мы с вами записывали вывод, в лесу что­то изменилось.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
­ Найдите синонимы. Подчеркните их.
­ Одинаковы ли они в своем лексическом значении? В чем отличие? (Степень проявления)
­ Выпишите эти слова в порядке возрастания проявления признака.
Перед вами пример градации.
­Посмотрите на экран
Слайд
Дерево ­ большое, огромное, громадное.
­ Как располагаются данные синонимы? (по мере возрастания признака).
Зёрнышко – маленькое, крохотное, ….. Продолжите ряд.
­ Как располагаются слова? (по мере убывания)
Это тоже градация
Градация ­ расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или
ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается
особая выразительность, сила впечатления. Это ещё одно средство выразительности.
­ Для чего ещё используются синонимы в речи, чаще в художественных произведениях?
Вывод 3: Синонимы придают особую выразительность речи.
5. Индивидуальная работа по карточкам для слабоуспевающих
Карточка
Расположи по мере возрастания следующие синонимы:
Торопиться, спешить, бежать
Храбрый, отважный, смелый.
Свирепый, лютый, злой (враг).
6. Знакомство с понятием «контекстные синонимы»

А давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке». Сколько раз ходил старик к морю? А
море при этом оставалось одинаковым? Понаблюдаем.
Вот пошел он к синему морю;
Видит,­ море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
Помутилося синее море…
Пошел старик к синему морю;
Не спокойно синее море…
Старичок отправился к морю,
Почернело синее море…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Подчеркнём слова описывающие состояние моря. Они близки по значению, но отличаются
степенью проявления признака. То есть, какое средство выразительности использовано? Но
помимо степени проявления признака их различает ещё что­то. Можем ли мы их назвать
синонимами в прямом значении этого слова? (Нет. Они синонимичны только в этом тексте.)
Это контекстные синонимы.
­ Какими новыми понятиями обогатилась наша речь?
­ На каком уроке нам особенно пригодятся эти знания?
­ Как вы думаете, почему менялось море?
­ Только ли старухиной о жадности говорил А. С. Пушкин? О чем говорит его известное
высказывание о сказках? Каков «намёк» и «урок» в данной сказке?
7. Объяснение домашнего задания: Поработайте дома со сказками и подберите 3
примера градации или контекстных синонимов.
8. Исследовательский проект учащегося
А теперь продолжим путешествие с целью освоения новых богатств синонимов.
Оказывается, у них есть ещё одна особенность, о которой расскажет …….. (стилистическое
употребление.)
Состав синонимов русского языка изучается уже более 200 лет (первый синонимический
словарь вышел в 1783 г., его автором был известный русский писатель Д.И. Фонвизин).
Современная наука достигла больших успехов в изучении и описании лексической синонимии.
Особую ценность представляют словари синонимов. Писатели и переводчики отдают предпочтение
«Словарю синонимов русского языка» З.Е. Александровой (первое издание 1968 г.)
В непосредственной речи повседневного общения мы также употребляем синонимы, но не
задумываемся о их значении. А они между тем служат для выражения наших чувств и эмоций,
могут показать наш уровень культуры.
Например,

любой:
женщина,

ребенок,
Упасть может
слово).
Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над своей
неловкостью.
Рухнуть – стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает
«упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».
Пожелание, чтобы человек ушёл так же может быть выражено по­разному.
Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, и выдаёт уровень
(нейтральное
старик

культуры говорящего)
Вывод 4: Синонимы могут обладать стилистической и эмоциональной окраской.
IV. Итог урока
1. Прочитайте, что получилось у нас в записях о синонимах?
­ Как наши выводы перекликаются с эпиграфом к уроку?
2. Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. И жители губернии Синонимии
хотели бы узнать, насколько хорошо вы поняли и оценили их богатства. Для этого следует решить
небольшой тест.
1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание
Б) сражаться
В) борьба
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный
Б) опрятный
В) аккуратно
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность – молодеть
­ Взаимопроверка и выставление оценки. Коллективная проверка и авыставление оцнки
самому себе.
V. Рефлексия
Закончите строчку
­ Сегодня я повторил(а) ______________________________________________________________
­ Сегодня я познакомился­(ась)________________________________________________________
­Я узнал(а), что_____________________________________________________________________
­Считаю, что_______________________________________________________________________
­Мне было интересно_________________________________________________________________
­ Мне было неинтересно______________________________________________________________
VI. Домашнее задание
Закончилось наше сегодняшнее путешествие, но мы не прощаемся со страной Лексикой. На
следующем уроке нас ждет знакомство с новой её областью. Подготовимся к встрече с ней,
выполнив домашнее задание:
в художественной литературе найти примеры градации или контекстных синонимов.(3
примера) или упражнение

Тема урока : К ак используются синонимы. Синонимы в тексте.

Учитель: Королева Л.В.

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова-синонимы)

Задачи:

Образовательные:

Содействовать развитию умения находить синонимы, указывать их грамматические признаки;

Формировать умения подбирать синонимы для точной характеристики предметов (слов).

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

Развитие речи (обогащения словарного запаса), мышления, памяти;

Развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.

Тип урока: урок открытия нового

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Какой сегодня прекрасный день. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь ладошками и пожелайте друг другу успеха. Сегодня на уроке вам необходимы: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие пальцы, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

Дети улыбаются друг другу

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Отгадайте зашифрованное слово

я р а у т б

Вызвало ли затруднение при написании этого слова? Давайте проанализируем его? Сколько слогов? Какой слог ударный? Какое опасное место встретилось? Можно ли подобрать проверочное слово? Какой вывод сделаем?

Назовите лексическое слово «ребята». Кто такие ребята? Как назвать их по другому? Чем эти слова похожи? А может вы знаете как они называются?

Отгадывают слово и записывают

Нет. Это слово нужно запомнить.

Затрудняемся.

Постановка учебной задачи

Прочитайте тему урока на с 42. Чему мы должны научиться? Хотите узнать о словах- синонимах? Давайте проведём исследование. У меня есть карта исследования. Будем работать в группах, соблюдая правила (выставляется памятка работы в коллективе)

Слова-синонимы.

Узнаем, что такое синонимы, будем их подбирать, сравнивать.

Построение проекта выхода из затруднения

1 группа: исследует значение слова «синоним» в толковом словаре;

2 группа: делят слова на три группы и записывают в таблицу

ребята, строят, весёлые, мастерят, дети, радостные

3 группа: сравните два текста учебника на с 41 42 и сделайте вывод.

Я тоже провела исследование. Слово «синоним» произошло к нам из греческого языка и означает «одноимённый» и прикрепляю следующий элемент карты

За окном зима. Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление можно по-разному назвать. Подберите синонимы. Уточните значение слов в учебнике с 44 упр 3 Устно придумайте предложения. Сделайте вывод

1 группа Синонимы – это слова близкие по смыслу (прикрепляют элемент к карте)

2 группа Синонимы – слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос (прикрепляют элемент к карте)

3 группа Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать повторов. (прикрепляют элемент к карте)

Каждый синоним имеет свой оттенок значения (прикрепляют элемент к карте)

Физминутка

Засиделись не на шутку, проведём физкультминутку.

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Итак, что же такое слова-синонимы?

Что в переводе с греческого обозначает слово синоним?

Какую роль играют синонимы в речи?

Учащиеся проговариваю (проверка на компьютере слайд)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагаю вам задание. Прочитайте предложения, что заметили? (карточки) Замените глаголы синонимами и спишите предложения.

По улице шли подружки.

По площади шли солдаты.

По дороги шли усталые путники.

Предлагаю вам список слов: брели, маршировали, шагали .

Повторяется глагол шёл

Самостоятельно выполняют задание

Проверка. Ответы детей.

Включение в систему знаний и повторение

Подберите синоним по предложенным картинкам на слайде:

заяц, собака, лошадь, луна

Ответы: косой, пёс, конь, месяц.

Рефлексия деятельности

Вы сегодня хорошо поработали! Были замечательными исследователями! Довольны вы своей работой? Пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

Покажите зелёный кружочек, если вам всё удалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Красный- если у вас не всё получилось.

Д/з составьте 3 предложения о любимых зимних забавах, используя слова-синонимы.

Ответы учащихся