Переход других частей речи в прилагательные. Роль прилагательных в тексте Определение роль прилагательных в речи

Бородинская Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская СОШ"
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль имён прилагательных в речи
Дата публикации: 26.09.2016
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка

Учитель
: Бородинская Е.Н.,
Место работы:
МКОУ «Октябрьская СОШ»
Должность:
учитель начальных классов
Учебный предмет:
«Русский язык»
Класс
: 3
УМК
: «Школа России»
Тема урока
: Роль имён прилагательных в речи.
Тип урока
: урок открытия новых знаний
Планируемый результат:

Предметные умения

Личностные

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные
 систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;  пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных в речи;  обратить внимание на роль прилагательных в речи;  определить связь имени существительного и имени прилагательного;  расширить словарный запас учащихся.  ответственно относятся к учёбе;  осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  научатся принимать и сохранять учебную цель и задачи;  планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;  умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;  научатся ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  Научатся сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий;  учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Методы:
проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах, группах
Оборудование:
карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Формы организации познавательной деятельности
: фронтальная, индивидуальная, групповая 1

Ход урока

Этап урока,

длительность (мин.)

+ скриншот

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности к уроку - Дети, вам тепло? -В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться. Вы урок начать готовы. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать Итак, начнём. Откройте тетради. Вспомним «Золотые правила письма» Запишите дату и классную работу. Включение учащихся в деятельность. Самоконтроль готовности. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
Минутка

чистописания.

Актуализация знаний.
Организует беседу по вопросам, прописывают с о е д и н е н и я бу к в и предложение. -
Отгадайте загадку.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит к нам пришла …..
Назовите первый звук в слове «весна» Дайте ему характеристику Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. (слайд 2) Прочитайте предложение, что оно напоминает? Чему учит это пословица? Предлагаю эту пословицу взять девизом нашего урока. Согласны? (Вывесить табличку) Отвечают на вопросы учителя Весна. Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «эн». Пословицу. Один за всех, и все за одного. Быть дружными, внимательными друг к другу, приходить на помощь)
Фаза «Вызов»

Повторение об имени

Составление Денотатного графа
Подумайте, какая часть речи может так про себя сказать: Отвечают на вопросы учителя. 2

прилагательном.
Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме «Имя прилагательное» Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить! Игра «Доскажи словечко» - Имя прилагательное обозначает …(признак предмет)
-
Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?) - Имя прилагательное изменяется… (по числам)
-
Имена прилагательные связаны…(с именем существительным)
-
Имена прилагательные в предложении выполняют роль…(?) Строят речевое высказывание в устной форме.
Формулировка темы и

задач урока.
1. Организует формулирование т е м ы у р о к а учащимися; 2. Организует постановку задач урока учащимися. - Посмотрите на граф, определите тему урока, какую цель вы поставите перед собой на этом уроке русского языка? На доске учитель открывает запись Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? - Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос.
Прием «Дерево предсказаний»
(работа в парах) выполняют имена прилагательные?» Ветки – варианты ответов. - Попробуем систематизировать полученную информацию Выделяют существенную информацию. Формулируют тему урока и задачи. Предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос (точной, точно описать предмет, красивой, яркой, выразительной, образной, для украшения)
Фаза «Осмысление»

Этап применения

знаний
1. Групповая практическая работа.
Подобрать

подходящие

прилагательные.

1.Групповая работа
Используя иллюстрации, подберите и запишите на листочке подходящие прилагательные. День (какой?) __________, ____________ ,. Ветер (какой?) _______,__________ Облака (какие?) ________ Погода (какая?)__________ Настроение (какое?)________________ Читают текст, вставляют подходящие прилагательные. Аргументируют свою точку зрения. Прием «Волшебная лупа». 3
2 . Ф р о н т а л ь н а я работа. Почему получились совсем разные слова? (На дереве предсказаний приклеим листочек.) Как называются противоположные слова по смыслу? Запишем предложение. Осенью дни ненастные, а весной ясные. (Один у доски) Какие орфограммы встретились. Найдите прилагательные, подчеркните их волнистой чертой. Чем они будут являться. (Картинки были разные, поэтому старились подбить более точные слова для описания) Антонимы. Записывают в тетрадях, один ученик работает у доски.
Физкультминутка
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. росой она умылась, изящно покружилась. Качнулась, присела, к цветочкам полетела Произносят слова, выполняют упражнения Продолжение работы. 1. Индивидуальная работа
Работа со статьёй
.
Прием "Инсерт"
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Вспоминаем приём Инсерт, читаем, выполняя сразу маркировку текста. __________________________________________________________ «+»-эту информацию знаю; «?»-это новая для меня информация; Имя прилагательное-это слова, которые отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Обозначают признак предмета: качество, свойство, принадлежность, цвет, форму. В русском языке имена прилагательные служат для описания предметов, характеризуют их. Делают нашу речь яркой, образной, красивой. ___________________________________________________________ -Какие
новые
сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него.) Самостоятельно читают статью, делают пометки, чертят и заполняют таблицу. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы, вносят необходимые исправления на «дереве предсказаний» На основе анализа делают выводы. Самостоятельное заполнение таблицы. 4
2. Парная работа
Игра «Узнай предмет»
3. Занимательная минутка. 4. Игра -Все ли понятно? Какие появились вопросы? -Узнали ли вы, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? Вернёмся к «Дереву предсказаний», что исправим, что дополним? Заполните таблицу
Игра «Узнай предмет»
Дети получают карточки, на которых записаны имена прилагательные. Задание: по данным именам прилагательным узнать о ком идёт речь. Серый, хищный, голодный…… Рыжая, хитрая, ловкая….. Большой, косолапый…… Трусливый, косой……. - Давайте сравним ответы, какие буквы вставили и почему? за каждый правильный ответ ставьте «+» (самопроверка) - У кого все ответы совпали с образцом? какие буквы вставили и почему? Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь? - Какой частью речи они являются? - С какой целью употребляются в речи имена прилагательные
?
(Прикрепляем листочек к дереву.) А знаете как слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ звучит в переводе с греческого языка? Эпитет. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное». Прочитать, найти эпитеты. Работа по учебнику. Буду я учиться речи золотой У травы весенней, у горы крутой, Буду я учиться у ручья весёлого, У зелёных саженцев, ставших новосёлами Имена прилагательные описывают предметы, характеризуют их. Читают отрывок стихотворения, ищут эпитеты. Вставляют слова, записывают на карточке. Подчёркивают 5

«Зоркий глаз»
5. Самостоятельна я дифференцирован ная работа.
1-й уровень:
Вставить имена прилагательные, используя слова для справок, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Слова для справок: тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие.
2-й уровень:
Вставить свои имена прилагательные, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Дополнительно.
Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы учились употреблять имена прилагательные в …………………… и ……………………речи. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята нашей группы давали __________________ ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. прилагательные
Фаза «Рефлексия»
Итог урока. Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение. - Мы ответили на поставленный вопрос? - Какую цель мы ставили в начале урока? «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений». Делают вывод, Обобщающий, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 6
Рефлексия. - А как вы думаете, мы уже всё про прилагательные знаем? А что, по вашему мнению, нам ещё предстоит узнать про прилагательные? - На следующих урокам мы узнаем еще много интересного про имена прилагательные. - Посмотрите на девиз, получилось ли у нас работать дружно? Кто, чувствуя поддержку товарищей, справлялся с заданиями? -Подведём итог общей работы на уроке. (По карточке) - Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить? - Оцените свою работу смайликами. Я понял и могу объяснить другим Остались затруднения. На уроке было скучно, ничего не понял Закончен урок и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились.
Домашнее задание. На выбор. Выставление отметок.

На «4». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, списать

подчеркнуть их волнистой линией
. Приятно гулять в лесу … весной. Идёшь по … тропинке между … деревьями. Лес наполнен … запахом … земли. Слышится … пение птиц. Пройдёт несколько … дней, и на деревьях появятся … листочки.
Слова для справок:
ранней, высокими, узкой, талой, весёлое, свежим, тёплых, зелёные.
На «5». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, разобрать

предложения по членам предложения.
Пр..шла в..сна. Пр..л..тели гр..чи. Н..бухли почки. Р..спустились л..сточки. З..цв..ли цв..ты. 7

Части речи - слаженный механизм, в котором нет ни одного лишнего элемента. Удивительно, но в каждом языке этот механизм устроен по-своему. То, что в одном языке можно выразить двумя-тремя словами, в другом потребует построения достаточно сложного предложения. Вот почему крайне важно при изучении иностранных языков не подходить к грамматике спустя рукава, а вдумываться в каждое правило - ведь среди них нет пустых и бессмысленных.

Является одной из ключевых частей речи, давая людям возможность ярко описывать мир. Однако и оно имеет свои нюансы в разных языках мира. Это и структура, и место в предложении, и согласование с другими частями речи, и, конечно же, функции, которые возлагаются на прилагательное. В статье мы рассмотрим и сопоставим функции этой части речи в некоторых европейских языках.

Общие свойства

Итак, какими особенностями обладают Список достаточно велик.

Прежде всего, прилагательное обозначает непроцессуальный признак предмета. Это означает, что описывается постоянное свойство живого или неживого предмета (верный друг, уютный дом). Непроцессуальные признаки также обозначаются наречиями, только эти признаки уже относятся не к предмету, а к действию (бежать быстро, красиво рисовать).

Если прилагательное напрямую связано с существительным, оно должно уметь подстраиваться под своего «начальника». В разных языках существительные обладают разными категориями: число, род, падеж, склонение. Все эти категории перенимают у них прилагательные - список категорий для них выглядит точно так же.

Взаимосвязи

Также тесно взаимосвязаны с другими частями речи, проникая друг в друга и делая богаче. Ярко проявляется эта их связь с местоимениями и числительными. На стыке этих частей речи в свое время и возникли порядковые числительные, отвечающие на вопрос «который по счету?», а также относительные и вопросительные местоимения «какой» и «который». Стоит отдельно выделить описывающее предмет через действие причастие, которому дали рождение глаголы и прилагательные. Список этих форм очень велик (плывущий корабль, крадущийся тигр). Причастие также согласуется с предметом и предоставляет его процессуальный признак.

Превращения прилагательного

Вторичная природа подчеркивается способом его образования. Чаще всего оно образуется именно от существительных, акцентируясь на каком-либо ключевом свойстве или признаке. Так, ягода малина дала нам малиновый цвет, а угол - угловатую походку. Прилагательные, указывающие на принадлежность предмета кому-либо - наиболее яркий пример тесной связи этой части речи с существительными. Такой гибкостью отличается русский язык, где образуются часто: книга дедушки - дедушкина книга.

В английском и немецком языках такие формы отсутствуют. В английском grandad’s book на принадлежность книги дедушке указывает притяжательный падеж существительного grandad. В немецком языке есть почти идентичная упрощенная форма, которая употребляется с именами собственными: Annas Auto. Однако чаще всего эту роль выполняет особая форма родительного падежа: das Buch des Grossvaters, при этом на первом месте находится предмет, а не его обладатель.

Английский язык знаменит конверсией - полным переходом одной части речи в другую без видимых изменений. Подвержены конверсии и прилагательные - wet (влажный) может без труда стать существительным со значением «влага». А slim в значении «стройный» в определенном контексте станет глаголом «стройнеть».

В немецком языке схожий механизм превращает прилагательное в абстрактное существительное. Schwarz в значении «темный» при добавлении артикля приобретет смысл «темнота». Также здесь возможна конверсия при назывании живых существ, обладающих признаком, названным производящим прилагательным, der Irre - «безумный», der Taube - «глухой». Добавление артикля к прилагательному работает и во французском языке: Le ciel est bleu (прилагательное); Le bleu (существительное) du ciel. Синтаксическая функция в bleu его место в предложении, а также наличие артикля дает основания считать le bleu существительным. При этом существительное le bleu, кроме главного значения (обозначения цвета - синь, синева), имеет и другие, например: рабочая одежда, синяя рубашка, новичок, синяк, синька.

Заимствования имен прилагательных

Существуют несколько видов заимствования иностранных имен прилагательных, в зависимости от степени их адаптации к реалиям принимающего языка. В связи с этим можно выделить несколько таких типов:

  • Полная калька - слово не претерпевает никаких изменений, не принимает систему склонения языка. Как правило, сюда относятся специфические термины, обозначающие стиль (ретро, рококо), а также сложные цветовые оттенки (марсала, индиго).
  • Суффиксация - наиболее объемная группа заимствованных прилагательных. Интересен тот факт, что так же обретают аналоги в принимающем языке и иностранные Список их достаточно велик. Французские суффиксы -aire, -ique и -if видоизменяются в -ар- и дополняются природным суффиксом -ный. Также популярен суффикс -ический: legendaire - легендарный; diplomatique - дипломатический. Греческий суффикс -ик в русском языке переходит в -ичный, -ический: гигиеничный, фотогеничный, героический.

Великие и могучие прилагательные

Список прилагательных русского языка очень велик благодаря словообразовательному потенциалу этой части речи.

Функция имен прилагательных в предложении - либо определение (Он читает хорошую книгу), либо часть составного именного сказуемого (Я сегодня очень энергичный). В первом случае прилагательное ставится перед существительным, во втором - после него.

По функциям и словообразовательному потенциалу можно разделить все прилагательные. Список состоит из трех пунктов:

  1. Качественные - обозначающие непосредственный признак, который можно ощутить органами чувств (красный, громкий, соленый). Такие прилагательные изменяются по степеням сравнения (громче - самый громкий), а также могут иметь краткую форму (важен, суров). Если есть необходимость усилить значение, прилагательное можно повторить: синее-синее небо. От образуются наречия и абстрактные существительные: красивый - красиво - красота.
  2. Относительные - связывающие описываемый предмет с другим предметом или понятием (алюминиевый - сделанный из алюминия, швейный - предназначенный для шитья). Не имеют ни степеней сравнения, ни краткой формы, а также не могут образовывать наречия.
  3. Притяжательные - указывают на принадлежность кому-либо (человеку или животному) - дедушкин табак, заячья капуста.

Иногда возможен переход имени прилагательного из относительной категории в качественную. В этом случае меняется и значение: лисий хвост - лисья улыбка (в значении: хитрая, лживая).

Важной характеристикой русских прилагательных является способность к склонению - изменению рода, числа и падежа в соответствии с управляющим существительным (кирпичный дом - кирпичная стена - кирпичные столбы).

Язык Шекспира

Есть некоторые черты, которыми, в отличие от русских, не обладают английские прилагательные. Список их невелик, но достаточен.

В отличие от русских, английские прилагательные полностью неизменяемы. Red fox, red flowers, red wall - во всех этих словосочетаниях слово «красный» остается как есть, вне зависимости от числа и типа существительного.

Выделяются качественные и относительные прилагательные в английском языке. Список их особенностей почти такой же, как и в русском, за исключением одного факта - английские прилагательные не имеют краткой формы.

Также прилагательное может перейти в (the mysterious - нечто таинственное). Sick (больной) при добавлении артикля перейдет в the sick (больные, пациенты). Как и в русском, английское прилагательное в роли определения будет предварять существительное (an empty house), а в роли сказуемого - заключать его (The house is empty).

Причины отсутствия притяжательных прилагательных уже обсуждались ранее.

Язык Гете

Очень много общих черт имеют английские и немецкие прилагательные - список их особенностей почти идентичен. Однако есть одно серьезное отличие, объединяющее немецкие прилагательные с русскими, - это способность склоняться. Ein billiger Haus - «дешевый дом» во множественном числе становится billige Häuser. Окончания меняют род, число и падеж прилагательного (guten Kindes - хорошего ребенка, gutem Kind - хорошему ребенку, guten Kind - хорошего ребенка).

В зависимости от того, идет ли речь об определенном или случайном предмете, прилагательные склоняются по слабому (der gute Vater - этот хороший отец), сильному (guter Vater - хороший отец) или смешанному (ein guter Vater - некоторый хороший отец) типу.

Язык любви

Много общего с немецкими имеют французские прилагательные - список сходств достаточен. Они изменяются по родам (Il est joli - он красивый, elle est jolie - она красивая) и по числам (Le livre intéressant - интересная книга, les livres intéressants - интересные книги), падежного склонения не имеют. Также они изменяются в зависимости от степени сравнения (Grand - Plus grand - Le plus grand).

Интересная особенность французских прилагательных - способность менять значение в зависимости от того, перед существительным или после него они находятся. Un homme brave — смелый человек, в то время как un brave homme — славный человек.

Язык спокойствия

Список прилагательных в финском очень велик и отличается сложностью. Как и в русском, прилагательные согласуются с существительным в числе и падеже (а всего их в финском от 14 до 16).

Некоторые прилагательные не изменяются по падежам:

eri — разный;

viime — прошлый;

ensi — следующий;

koko — целый.

Прилагательное также может стоять перед определяемым словом: kaunis talo — красивый дом; так и после него — Talo on kaunis. — Дом красивый. Также существуют степени сравнения (iloinen — веселый; iloisempi - веселее, более веселый; iloisin - самый веселый, веселейший).

Общее и различное

Итак, во всех рассмотренных языках прилагательные определения качеств предмета. Согласование с предметом в разных языках имеет свои особенности. Список прилагательных в финском и в русском языках будет иметь и общие, и отличительные черты. То же касается и других языков, несмотря на близость их лексики и грамматики.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


















Назад Вперёд

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о роли прилагательных в речи;
  • актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
  • совершенствовать навыки правописания прилагательных;
  • развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование: рисунки учеников на тему «Мои любимые животные», схема-кластер «Прилагательное», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, песня «Беловежская пуща», презентация PowerPoint 1 и 2.

Андреев Леонид Николаевич

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока и цели

Учитель . Мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное». Тема нашей встречи: «Роль прилагательных в речи». Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение использовать прилагательные в речи. Сегодня мы будем говорить о Беловежской пуще, которая в 2009году отметила свой 600-летний юбилей, о некоторых животных, об их роли для жизни на Земле. Надеюсь, что такая встреча еще больше расширит и углубит ваши знания о природе нашей Беларуси.

2. Актуализация прежних знаний

Учитель . Нашу работу мы начнём с составления коллективного портрета имени прилагательного (кластер, см. Приложение 1 ), результаты вывесим на доску(групповая работа)

3. Контроль знаний по теме

Составление и заполнение таблицы «Отличительные признаки имени прилагательного». (У учеников таблица с заполненным первым столбцом, второй они заполняют сами, затем таблица сдаётся на проверку учителю. (Приложение 2 ).

4. Разминка «Плюс и минус»

Учитель. Если вы согласны с утверждением, поднимите табличку «+», если не согласны, поднимите «–».

  • Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
  • Имя прилагательное обозначает действие предмета.
  • Имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
  • Имя прилагательноев предложении согласуется с именем существительным и выступает в роли определения.
  • Имена прилагательные могут быть настоящего и прошедшего времени.
  • Слово «прибежать» является прилагательным.
  • Имена прилагательные бывают полные и краткие.

5. Самостоятельная работа

Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках.

Беловежская пуща – величественный и неповторимо прекрасный лесной массив. История ее берет начало еще в глубине веков. Если мысленно вернуться хотя бы на тысячелетие назад, можно представить себе огромное пространство от берегов Балтики до Буга и Припяти, зеленое море лесов, голубые ленты рек Немана, Буга, Ясельды, Щары с их притоками и множеством лесных ручейков. Полноводные реки и обильные осадки создавали благоприятные условия для роста деревьев, которые имели тогда гигантские размеры. Великаны-дубы, ясени, клены, сосны, ели, достигнув предельного возраста, падали, тут же давая жизнь молодой поросли. Пройти сквозь его дебри было почти невозможно. Климат в те времена был очень суровым. Зимой трескучие морозы, вьюги, глубокий снежный покров. Весна проходила бурно, талые воды заполняли все низины, лес превращался в сплошное море, и только отдельные сухие островки давали убежище животным.

Задания к тексту:

– Определите тему текста. Озаглавьте его. Определите стиль речи. Ответ обоснуйте.
– Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, ответ обоснуйте.
– Выпишите прилагательные вместе с существительным, к которому они относятся.

Учитель. Проведите взаимопроверку. По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания.

6. Исследование текста

Учитель. Сейчас вам предлагаются описания различных животных, которые обитают в Беловежской пуще. Задание: определить стиль отрывка,выписать прилагательные, выявить их роль, определить их морфологические признаки.

Стиль речи Прилагательное

Морфологические признаки

Белка. Этого зверька знают все уже с детского возраста. Сравнительно небольшой грызун и длинным пушистым хвостом. Голова округлая, большие черные глаза. Уши в зимнее время имеют на концах кисточки. Довольно длинные ноги, особенно задние, с продолговатыми пальцами и цепкими когтями. Летом белки окрашены в различные по интенсивности рыжие тона, зимой – в серые с рыжинкой.
Волк. Крупный, пропорционально сложенный зверь со сравнительно высокими и сильными ногами. Шея короткая, малоподвижная, морда относительно широкая и вытянутая, уши остроконечные. Пушистый хвост почти всегда опущен вниз. Волосяной покров густой и пушистый, особенно на шее, но довольно грубый, серого цвета с рыжеватым или черноватым оттенком. У волка хорошо развит слух, несколько слабее зрение и обоняние. Своеобразен голос волка – громкий вой.
Барсучонок. Из травы показалась мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Это был барсучонок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам тянулись черные полосы. Как будто зверек надел черную маску. Барсучонок выбрался из травы. Какой же он был занятный! (По Г. Скребицкому.)

7. Отчёт об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, называют прилагательные, определяют их роль в предложении. После обсуждения делается вывод: имена прилагательные являются средством художественной выразительности: они придают описанию образность и яркость.

Учитель. Перед следующим этапом игры проведём физкультминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой – сжимаетесь в комочек.

Высокий, низкий, тих, гениален, громкое, смел,красивый, любим, свеж, плохой, трусливый, широкий.

8. Игровая пауза. Игра «Угадай-ка»

Перед учениками описание разных животных, обитающих в Беловежской пуще, их задача – угадать, кто это.

Этот зверёк широко и хорошо известен, относится он к отряду насекомоядных млекопитающих. Тело приземистое, длиной до 30 см, с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы, с вытянутой в короткий хоботок носовой частью. Уши и глаза хорошо развиты. Спина и бока унизаны иглами, на остальных частях тела – длинные и грубые волоски. Иглы диной до 3 см окрашены чередующимися буроватыми и светлыми поясками. Шерстный покров рыжевато-бурый. Под кожей, покрытой иглистым панцирем, почти сплошным слоем расположены продольные и кольцевые мышцы, при сокращении которых зверек свертывается, приобретая форму колючего шара. Обоняние и слух хорошо развиты. Издаваемые им звуки несколько напоминают тихое хрюканье и ворчание. В пуще в основном встречаются по опушкам лесного массива, на полянах, в кустарниках и запущенных садах. Летом прячется в любых укромных местах: в чаще кустов, в пустотах поваленных стволов, в углублениях среди корней. Зимой, с конца октября – начала ноября по март – апрель, впадает в глубокую спячку, предварительно отложив жировые запасы. (Ёж)

Это самое крупное животное беловежского леса. Не всем посчастливилось видеть его в натуре. Иллюстрации, экраны кино и телевизора не дают во всей полноте того представления об этом мощном и красивом звере, каким он является в действительности. Его вес 600–700 кг. Телосложение тяжелое, массивное. Передняя часть с сильно развитой мускулатурой, отчетливо выделяющимся горбом, относительно небольшой головой и очень широким лбом имеет густой волосяной покров, образующий сравнительно короткую бороду и гриву. Задняя часть тела резко отличается от передней сухостью и плоскостностью и кажется как бы недоразвитой. Окраска шерсти буро-коричневая. Тяжелая, медленная и вроде бы ленивая поступь создает впечатление о нем как о малоподвижном животном, но оно ошибочно. При испуге или в ярости движения становятся молниеносными, а бег, хотя и непродолжительный, но быстрый. Голос – глухое хрюканье. Признаки раздражения проявляются сопением, частым облизыванием морды языком и загребанием передними копытами. Продолжительность жизни около 30 лет. (Зубр)

Окраска меха варьирует от ярко-рыжего до тусклого песочно-желтого тона. Чаще встречаются тускло окрашенные звери. Зрение развито слабее по сравнению с прекрасным слухом и обонянием.Голос – негромкий тявкающий лай, при драке или ранении пронзительное тонкое верещание.Селится чаще по опушкам, реже в глубине лесного массива, но и в том, и другом случае в разреженных насаждениях, обязательно по соседству с большими полянами, лугами или относительно сухими болотами, где она может добыть себе пищу.Основу питания составляют мышевидные грызуны. (Лисица)

9. Творческое задание

Задача: Вообразите и опишите прогулку по Беловежской пуще.

Учитель. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. (Читает ученик). Все мы любим лес. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим тишину и отдых от городского шума, прохладу в летний зной, защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует слух, а игра красок и оттенков – глаз. Лес оберегает реки от обмеления, поля от засух. Он дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; в лесу заготавливают древесину, пушнину, мясо диких птиц и зверей. Лес – наше богатство! Наши руки ещё не очень умелы и уста не совсем опытны, мы только учимся, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Опишите лес. Присмотритесь к краскам. Прислушайтесь к звукам. Подумайте о лесных жителях. Напишите пейзажную зарисовку, используя прилагательные. Если кто-то затрудняется сделать эту работу, пусть составит синквейн на тему «Жители Беловежской пущи». (Во время выполнения работы идет показ презентации2 и звучит песня «Беловежская пуща»).

10. Рефлексия

Устная публикация (представление)
Учащиеся по желанию зачитывают свои миниатюры, остальные отмечают, чем услышанный текст понравился. Работы, которые не были зачитаны, ученики «публикуют» в рукописном журнале.

Учитель. Надеюсь, что этот урок еще раз напомнил нам о том, что природа – это наш общий дом! Дорогой друг! Береги природу. Беречь воду, землю – долг и твой, и мой, и каждого человека, живущего на нашей планете. Следует лишь помнить, что жизнь природы, поддерживающая жизнь всех людей на планете Земля – самое главное, что должно быть в центре внимания человека. Довольны ли вы своей работой на уроке? Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет-доволен! Похвалите себя! Я очень довольна вами!

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,
Творите добро, кто еще не успел, –
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте своей доброты.
Бездушье, безделье – гоните вы прочь!
Планета в беде! Вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердечке есть луч доброты!..

11. Домашнее задание

Нарисуйте зимний пейзаж красками и опишите его 5-6 предложениями, используя прилагательные.

Другие части речи могут переходить в прилагательные. Этот процесс называется адъективацией (от лат. adjectivum – прилагательное).

Наиболее многочисленная группа слов, перешедших в прилагательные, – это бывшие причастия: "выдающееся произведение" (неординарное, исключительное), "блестящий ум" (незаурядный), "взволнованное лицо" (беспокойное), "ведущий специалист" (главный), "изысканная речь" (совершенная, изящная) и т.д.

Адъективация – процесс древний; в русском языке немало тиких слов, которые давно уже перешли в разряд прилагательных: зрелый, спелый, вялый, горючий ("горючие слезы"),колючий, везучий и т.д. Результат сравнительно недавней адъективации – прилагательныебреющий (полет),ведущий (специалист) и пр.

При адъективации причастий происходит изменение их семантики: причастия перестают обозначать действия и указывают на качество, признак предмета и могут быть заменены синонимами – качественными прилагательными: "застывшее лицо" (оцепенелое), "приподнятое настроение" (хорошее, праздничное), "кричащий цвет" (очень яркий), "вызывающее поведение" (дерзкое). Одновременно они утрачивают глагольные категории (вида, времени, залога), способность управлять существительными. Так, причастиеприподнятый ("приподнятая крышка сундука") выражает грамматические значения глагола (совершенный вид, прошедшее время, страдательный залог). В значении же прилагательного: "приподнятое настроение" (хорошее, праздничное) этих грамматических категорий слово не имеет. Вместе с тем прилагательноеприподнятый (настроение) приобретает способность изменяться по степеням сравнения: "более приподнятое настроение", "самое приподнятое настроение".

Адъективация может быть полной и частичной. О полной адъективации говорят в том случае, когда причастие окончательно перешло в прилагательное и только как прилагательное и употребляется: "вопиющие факты", "прелые листья", "колючий кустарник", "горючая слеза".

При частичной адъективации слово выступает то в роли причастия, то в роли прилагательного: "изысканные на ремонт средства" – "изысканные манеры"; "опрокинутое ведро" – "опрокинутое лицо"; "знающий тайну человек" – "знающий специалист" и т.д.

Необходимо иметь в виду разные случаи адъективации, связанные с многозначностью глагола. Иногда адъективированное прилагательное восходит к тому же значению глагола, что и соответствующее причастие: "взволнованный человек" – "взволнованный неожиданной новостью человек", "избалованная девочка" – "избалованная родителями девочка".

В других случаях адъективированное слово соотносится не с прямым, а с переносным значением глагола: "кричащий цвет", "блестящий ум", "приподнятое настроение".

Переход прилагательных в существительные

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная. Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе:булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д. Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные:левые, правые, красные, белые, зеленые, коричневые. Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных:белый, черный, желтый, краснокожий. (Вспомним В. Маяковского: "Белый ест ананас спелый,черный – гнилью моченый. Белую работу делаетбелый, черную работу –черный ". ) Названия некоторых пород собак:борзая, гончая, легавая тоже результат субстантивации.

При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное);родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: "светлая гостиная ", "кооперативная пельменная ", "первоклассный портной ". В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением ("Закусочная открывается в 10 часов" – "Открыли прекраснуюзакусочную ").

Примечание. Необходимо отметить, что процесс субстантивации охватывает не только прилагательные. В существительные переходят и другие части речи, в первую очередь причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.

Субстантивация, как и адъективация, бывает полная и частичная. При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные:былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: "дарственная надпись" –дарственная, "ванная комната"–ванная, "нищий старец"–нищий, "закусочная икра"–закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Множество примеров контекстуальной субстантивации дала поэзия символистов, в первую очередь А. Блока: "Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле"; "И у светлого дома, тревожно, я остался вдвоем с темнотой.Невозможное было возможно, Новозможное – было мечтой"; "И этот лес, сомкнутый Тесно. И эти горные пути Мешали слиться снеизвестным. Твоей лазурью процвести"; "И мгновенножитейское канет, Словно в темную пропасть без дна, И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина".

Очень часто в поэзии А. Блока контекстуально субстантивированные прилагательные встречаются в функции обращения: "Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души"; "Онежная, о тонкая ! И быстро Ей мысленно приискиваю имя"; "Эта прядь – такая золотая – Разве не от старого огня? –Страстная, безбожная, пустая. Незабвенная, прости меня!"

Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како́й», «кака́я», «каки́е», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым, предикатом, подлежащимим

Разряды прилагательных
Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных:
качественные (отвечают на вопрос «какой?»);
- образуют формы степеней качества (красный - красненький, краснущий, красноватый);
- имеют степени сравнения: сравнительную (добрый - добрее) и превосходную степень (добрее - добрейший, сильнее - сильнейший и др.);
- выступают в полной и краткой форме (весёлый - весел);
- образуют наречия, оканчивающие на -о/-е и -и (весёлый - ве́село);
- из качественных прилагательных возможно образовать существительные (красный - краснота);
- большинство качественных прилагательных сочетаются с наречием «очень» (очень большой, очень вкусный);
относительные (отвечают на вопрос «какой?»)
- относительные прилагательные не имеют степеней, обозначают материал из которого сделан предмет, пространственные и временны́е признаки предмета: дерево - деревянный, январь - январский, вчера - вчерашний;
- большинство относительных прилагательных не сочетаются с наречием «очень»;
притяжательные - отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо, кому-либо (отцовский, сестрин);
Для того чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой

Роль прилагательных в художественном тексте

Имя прилагательное делает текст образным, живописным.
Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.
Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.
Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.