Принцип дедукции. Индуктивный и дедуктивный методы

В науке о правильном мышлении – логике – существует два вида умозаключения. Это индукция и дедукция. В это статье мы расскажем о том, как развивать дедукцию.

Что такое дедукция

Термин «дедукция» образовался от латинского слова deductio, обозначающего «выведение». Дедукцией называется такой метод мышления, при котором в результате цепочки умозаключений, логическим путем, из какого-либо общего положения выводится частное. Как развивать дедукцию, или научиться мыслить и рассуждать от общего к частному?

Шерлок Холмс – мастер дедуктивного метода

Еще не так давно данный термин был известен только узкому кругу ученых специалистов. Однако благодаря Шерлоку Холмсу, герою серии детективных романов Артура Конан Дойля, о дедукции стало известно о всем мире. Этого персонажа называли мастером дедуктивного метода. Как развить дедукцию как у Шерлока Холмса? Возможно ли это?

Отталкиваясь от полной картины совершенного преступления со всеми подозреваемыми, Шерлок Холмс рассматривал каждого возможного его участника: изучал возможности, поведение, мотивы. То есть шел от общего к частному. Так, путем логических умозаключений определял, кто из подозреваемых является преступником, и предъявлял неоспоримые доказательства его вины.

Как использовать дедуктивный метод на практике

Понаблюдав за тем, как Шерлок Холмс распутывает одно преступление за другим, используя дедукцию, можно задаться вопросом о том, как развить логику и дедукцию. Этот метод могут взять на вооружение не только сотрудники правоохранительных органов, следователи и юристы. Дедукция может пригодиться и в повседневной жизни.

Владение методом дедукции пригодится в каждой сфере деятельности. Так, студенты сумеют легче и быстрее понять и запомнить материал к зачету, врачи и менеджеры – быстро принять верное решение и прочее.

Существует ли такая область человеческой жизни, где метод дедукции был бы бесполезен? С помощью него можно сделать выводы об окружающих людях, что крайне важно для построения с ними отношений. Он развивает логическое мышление, наблюдательность, память и просто заставляет мыслить, что не позволяет мозгу состариться раньше срока. Наш мозг нуждается в регулярных тренировках не меньше, чем мышцы. Как развивать и научиться дедукции? Все достаточно просто.

Как развивать дедукцию

Шерлок Холмс постоянно пользовался дедукцией – медленным мышлением, основа которого – формирование выводов и оценок. Нередко люди оценивают каких-либо людей или события, происходящие в их жизни. Но при этом они используют быстрое мышление, которое мгновенно реагирует на происходящее, заставляя человека совершать неправильные поступки, принимать ошибочные решения.

Как развивать дедукцию? С помощью регулярной тренировки. Например, читать книги, развивающие дедукцию.

Решайте задачи

В процессе любой интеллектуальной деятельности происходит тренировка медленного мышления. Решайте задачи по точным наукам: физике, математике, химии. Правда, для этого придется восстановить забытые знания уровня школы.

Что делать, если со школьных времен вы пылаете ненавистью к общим наукам? Выход есть! Можно приобрести несколько задачников, в которых есть игры, развивающие дедукцию, головоломки, ребусы, и решать по одной задаче, например, в обеденный перерыв или перед сном. Возможны и другие способы развития логики.

Также развитию логики способствуют шахматы и покер.

Расширяйте кругозор

Только всесторонне развитая личность способна строить свои умозаключения, опираясь на базу знаний и опыта. В противном случае это будут лишь догадки. Расширяйте свой кругозор. Глубокие знания во многих областях могут стать опорой в принятии верных решений и построении логических суждений.

Неоценимую услугу окажут вам словари, энциклопедии, справочники, фильмы, книги и путешествия.

Проявляйте дотошность

Если беретесь за изучение какого-либо факта или предмета, следует это делать максимально тщательно и всесторонне. Объект исследований должен вызывать у вас интерес и эмоциональный отклик, ведь только в этом случае можно надеяться на хороший результат.

Например, при прочтении книги или просмотре фильма, обращайте внимание на различные детали поведения и внешности героя. Постарайтесь предугадать дальнейший ход событий. Подобные эксперименты полезнее всего проводить с фильмами и книгами детективного жанра.

Развивайте гибкость мышления

Старайтесь решать проблемы и задачи несколькими способами: ищите и второе, и третье решение, смотрите на них с разного ракурса, ищите другую точку зрения. Это окажется полезным при выборе оптимального решения. Стоит прислушиваться и к мнению других людей, ведь их версии – это уже иное видение ситуации. В этом случае ваши знания и опыт будут складываться со знаниями и опытом окружающих, а значит, увеличивать вероятность принятия верного решения.

Будьте наблюдательным

Как развить метод дедукции? Общаясь с другими людьми, не только слушайте, но и смотрите. Полезно отмечать мимику и жесты собеседника, тембр его голоса и интонацию, с которой он говорит о том или ином событии. Таким образом можно раскрыть намерения человека, узнать, насколько он искренен, правдив и дружелюбен.

Для развития наблюдательности полезно рассматривать посторонних людей: прохожих на улице, покупателей в магазине и прочих. Постарайтесь мысленно угадать, где работает мужчина, стоящий в очереди за молоком, куда идет длинноволосая девушка с большим пакетом, какой характер у парня, стоящего на остановке и так далее. Наблюдайте, какое у человека лицо, руки, обувь, платье, сумка… Постарайтесь предположить его предпочтения и привычки, чем он занимается, не спрашивая его об этом. Разумеется, старайтесь делать это как можно незаметнее – никому не нравится, когда его пристально разглядывают.

Развивайте произвольное и непроизвольное внимание

Развитие всех видов внимания необходимо для того, чтобы не упустить важные детали, правильно их растолковывать, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Развивать необходимо все возможные виды внимания: и произвольное, и непроизвольное.

Произвольным вниманием называют способность субъекта сосредоточиться на одном предмете и ни на что более не отвлекаться. Считается, что человек способен удерживать свое внимание на объекте максимум 20 минут. Например, мастер дедукции Шерлок Холмс для того, чтобы сосредоточиться, играл на скрипке, курил трубку или находился в одиночестве.

Откажитесь от многозадачности: чем больше факторов влияют на органы восприятия, тем сложнее сосредоточиться на одном деле. Занимаясь несколькими проблемами сразу, вы будете делать больше ошибок, пропускать большой объем важной информации.

Непроизвольное внимание считается своего рода боковым зрением. Для его развития нужно регулярно наблюдать за привычными объектами в необычных условиях. Например, при ином звуковом фоне или освещении.

Для тренировки непроизвольного внимания можно создавать необычные для восприятия условия, после чего сознательно наблюдать и «ловить» то, что привлекло субъекта в «пограничном» спектре, когда фиксация еще отмечается, но уже ясно, что оно ускользает.

Так, можно вести наблюдение за привычными объектами в недостаточной освещенности; поэкспериментировать с силовыми характеристиками раздражителей: тихая музыка – музыка средней громкости – громкое звучание музыки, сочные яркие краски – пастельные тона; сознательно фиксировать свое внимание при переходе между предметами: обращать внимание на то, что привлекло внимание при переходе от одного объекта к другому или при переходе к иному виду деятельности; можно «прислушиваться» к работе непроизвольного внимания при перемене акустического восприятия: резкие звуки – звук приятной музыки.

Совмещайте дедукцию и индукцию

Пользуясь обоими видами логического мышления, можно делать более точные выводы об окружающей обстановке и полноценно развиваться. Кроме того, стоит критически подходить ко всем возникающим ситуациям и искать оптимальный выход из положения.

Помните, что для успешного использования методов дедукции и индукции необходимо располагать большим багажом опыта и знаний.

Шерлок Холмс - одна из неувядающих иллюстраций привлекательности острого ума. Навыки, которыми обладал этот персонаж (и которые он позаимствовал у своего прототипа Джозефа Белла, блистательного врача и наставника Конан Дойла), пригодятся в любой профессии, от диагностики до журналистики. T&P составили примерную схему обучения его дедуктивному методу.

Тренировка мышления

Самый спонтанный ответ на вопрос, как стать Шерлоком, мог бы звучать так: «Для начала купите себе черное пальто». Если пользоваться терминологией американского психолога, Нобелевского лауреата Даниэля Канемана, выпустившего в 2011 году книгу «Думай медленно… решай быстро» , это реакция так называемого «быстрого мышления» - системы, которая отвечает за сиюминутное познание мира и каталогизацию инстинктивных ощущений. «Быстрое мышление» реагирует на обстоятельства мгновенно и очень непосредственно, в результате чего нередко ошибается, заставляя нас принимать иррациональные решения.

Но для того, чтобы думать, как Шерлок Холмс, нужно использовать другую систему - «медленную». Именно она, по мнению Канемана, отвечает за преднамеренное и осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок. Как любую функцию головного мозга человека, систему медленного мышления можно усилить и развить.

Как и в спорте, тренировки нужно начинать с легких упражнений в небольшом количестве, постепенно переходя к более сложным и длительным. Для начала можно одолжить у знакомых несколько школьных учебников по разным предметам: математике, физике, химии и другим дисциплинам, которые предполагают решение задач. Это поможет не только натренировать систему медленного мышления (ведь в процессе интеллектуальной деятельности используется именно она), но и расширить кругозор, восстановив потерянные со времен обучения в школе знания и наметив для изучения интересные научные области.

Въедливость - еще одно качество, которое требуется будущему мастеру дедукции. Чтобы воспитать ее в себе, надо найти сферы, которые по-настоящему возбуждают любопытство. Какими именно они будут, по большому счету, не важно: эмоциональный отклик всегда толкает человека к глубокому изучению предмета, заставляет его постоянно увеличивать объем знаний, а вместе с ним и протяженность границы соприкосновения с неведомым, существование которой неизменно побуждает разум к новым поискам.

Дедукция и индукция

Когда разум окажется подготовленным и насыщенным различными полезными сведениями, можно переходить к упражнениям для развития логического мышления: дедуктивного и индуктивного. Ведь персонаж Конан Дойля пользовался обоими методами, - что, увы, показано в сериале BBC «Шерлок» несколько слабее, чем в книгах Артура Конан-Дойля.

Дедукция - это метод, при котором частное логическим путем выводится из общего: «Все металлы проводят ток. Золото - это металл. Значит, золото проводит ток». Индукция, напротив, общее выводит из частного: «Я москвич и помню, что снег выпадал каждую зиму. Значит, в Москве зимой всегда идет снег». Шерлок Холмс, осматривая место преступления или оценивая окружающих, нередко шел от частного к общему и обратно, свободно перемещаясь в обоих логических направлениях: «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, - значит, побывал на войне. Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане».

Однако его главные умозаключения были дедуктивными и возникали в голове у великого сыщика когда он терзал свою скрипку или размышлял, покуривая трубку. В эти моменты Шерлок Холмс обращался к своим феноменальным знаниям в области истории и криминалистики и классифицировал дело, опираясь на «фамильное дерево преступлений». Он присваивал ему место в группе: «Убийство из-за наследства», «Убийство из ревности», «Кража завещания» и т.д. Это давало мотив, а мотив давал подозреваемых. В этом и заключалась суть дедуктивного метода Шерлока Холмса. Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.

Для тренировки логического мышления существует множество упражнений. Например, «Понятия по порядку», в рамках которого необходимо расположить несколько слов от частных значений к общим или наоборот. Полезными могут оказаться также шахматы или покер. Кроме того, важно научиться избегать в суждениях логических ошибок, изучив их, к примеру, по книге Авенира Уемова «Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить».

Как воспитать в себе сыщика

Чтобы научиться замечать детали, правильно их интерпретировать и не отвлекаться во время наблюдений и анализа, потребуются упражнения на развитие произвольного и непроизвольного внимания, а также тренировка гибкости мышления.

Непроизвольное внимание - это система реакции на раздражители, своего рода «боковое зрение» в том, что касается восприятия действительности. Чтобы развить его, можно взять за правило наблюдать за привычными предметами и местами при недостатке освещения и разном звуковом фоне (в естественных условиях, под приятную музыку и под резкие неприятные звуки), а также приучиться отмечать детали, которые привлекают внимание при переходе от одних видов деятельности к другим. Это позволяет воспитать в себе чуткость к колебаниям действительности и научиться не пропускать любопытные подробности, которые могут оказаться ключом к ситуации или характеру человека.

Произвольное внимание, или, попросту, сосредоточенность тоже играет огромную роль в том, чтобы воспитать в себе способность ясно мыслить. В среднем, благодаря волевому усилию человек способен удерживать внимание на объекте всего 20 минут. Чтобы повысить этот показатель, подойдут тренировки с так называемой «Занимательной таблицей» и ее аналогами. Каждая такая таблица представляет собой структуру с хаотически расположенными и по-разному изображенными цифрами от 1 до 35 или от 1 до 90. Задача состоит в том, чтобы найти все числа по возрастанию или убыванию, затратив на это наименьшее количество времени.

Натренировать внимание к деталям можно также, взяв в привычку наблюдение за незнакомыми людьми: на работе, на улице, в социальных сетях. В этом случае важно оценивать человека с разных ракурсов, давая по несколько вариантов ответа на вопросы о том, какой профессией он может заниматься, каково его семейное положение, характер и привычки. Это позволит развить гибкость мышления и перестать каждый раз довольствоваться единственным вариантом ответа, который может оказаться неправильным с большей долей вероятности.

Однако главный секрет дьявольской наблюдательности, кажется, заключается не в количестве тренировок, а в наличии сильного интереса. Ведь с повышением эмоциональной ценности предмета изучения и появлением достаточного для автоматизации действий опыта работы у человека возникает так называемое послепроизвольное внимание, фокус которого может не ослабевать часами. Именно послепроизвольное внимание позволяло Шерлоку Холмсу раскрывать преступления. Оно же помогает ученым совершать открытия, писателям - находить наилучшие формулировки и т.д. Кроме того, наличие послепроизвольного внимания - это еще приятно: оно разгружает психику, поскольку мозг перестает тратить энергию на поддержание фокуса и может бросить силы на решение поставленных задач.

Мария Конникова,

Шерлок Холмс не просто мыслит медленно - он понимает, что нужно разделять объективное и субъективное мышление. Когда вы видите человека, у вас неизбежно возникают связанные с ним ассоциации, и вы быстро решаете, хороший он или плохой. Упражнение, которое использовал бы для борьбы с этим Шерлок, - это спросить: «Что в том, что я думаю и ощущаю, является моей субъективной оценкой? Я всего лишь буду иметь это в виду, составляя свое настоящее мнение».

Кроме того, если мы хотим оценивать окружающую действительность объективнее, необходимо каждый раз осознавать, почему мы вынесли то или иное суждение, и проверять себя, узнавая у самого человека, его знакомых или в интернете, правы мы были или нет. Такая возможность есть не всегда, поэтому для тренировки можно использовать выложенные в сети видеокурсы. В их рамках можно наблюдать за участниками специальных сценок, оценивать, лгут они или нет, а потом узнавать правильный ответ.

Врачи и юристы применяют навыки логического мышления и привычку быть сосредоточенным постоянно, однако такие способности полезны в любой профессии. Даже для писателей важно разбираться в людях и уметь сфокусироваться на работе, не проверяя постоянно почту или социальные сети. Работая над книгой «Выдающийся ум», я, например, поняла, что у меня нет привычки удерживать фокус внимания. Я попыталась волевым усилием заставить себя не отвлекаться на интернет, но это было невероятно тяжело. Тогда я установила на компьютер программу Freedom, которая блокирует глобальную сеть на заданное время: от двух минут до восьми часов. Это очень мне помогло. Мы можем вспомнить, что Шерлок Холмс тоже намеренно создавал себе условия для мыслительного процесса: он играл на скрипке, курил трубку и даже выгонял доктора Ватсона, чтобы тот ему не мешал.

Но как же быть, когда мы не можем изолировать себя от внешних условий? Кажется, Конан-Дойл помогает ответить и на этот вопрос. Многие говорят, что Шерлок Холмс был холоден, однако это не так: у него возникают все те же эмоции, что и у любого другого человека, однако он умеет отодвинуть их в сторону и воспринять ситуацию без субъективной оценки. Такой навык нужно воспитывать в себе специально. Чтобы сделать это, можно завести блокнот с двумя или тремя колонками: «Объективные наблюдения», «Субъективные оценки» и «То, что может оказаться субъективной оценкой». Холмс держал все это в уме, но нам, до того, как это станет привычкой, необходимо делать записи.

Думаю, в современном мире расследований «Шерлоков Холмсов» стало меньше из-за господства технологий. Вместо того, чтобы попытаться при помощи логики понять, лжет ли подозреваемый, мы пытаемся оценить скорость его сердцебиения или проанализировать работу мозга. Однако, на мой взгляд, мы знаем о мозге слишком мало для того, чтобы целиком и полностью полагаться на существующие технологии анализа его реакций.

Дарина Катаева

О методе дедукции стало широко известно благодаря детективу Шерлоку Холмсу и его автору Артуру Конан Дойлу. Он наделил главного героя своих книг исключительными особенностями и дедуктивным мышлением. Весь мир восхищался и с внимательностью наблюдал за поведением Шерлока, ведь его способности пригодились бы каждому человеку в повседневной жизни. Но что такое дедукция? И как развить дедуктивное мышление?

Что такое дедукция?

Дедукция – это способ мышления, который основывается на исследовании общих фактов и выведении частного. В переводе это слово означает «логическое умозаключение». Уже само определение многое рассказывает об этом способе мышления. Особенно полезно оно в расследовании преступлений, ведь в этом процессе важна наблюдательность и логика. Если вам удается даже по самой поверхностной информации прийти к правильному и точному выводу, то у вас уже развито дедуктивное мышление.

Дедукция прямо противоположна индукции. Это хорошо иллюстрирует один пример. К врачу приходит пациент с язвой желудка. Доктор делает анализы, исследует симптомы, а потом или опровергает, или подтверждает диагноз. Это и есть дедукция. Но бывает человек приходит к врачу, рассказывает о болях в желудке и других жалобах. Врач проводит анализы и ставит диагноз. Это индукция, которая базируется на выводе от частного к общему.

В идеале нам нужно гармонично сочетать индуктивное и дедуктивное мышление, чтобы быть максимально объективным. Для его развития требуется время, знания и опыт. Сравнить эти взаимозависимые умозаключения можно с анализом и синтезом, которые тоже неразрывно связаны друг с другом.

Польза дедуктивного мышления

В пользе дедуктивного мышления не сомневается никто, ведь этот способ мышления помогает самосовершенствоваться и находить решение из любой, пусть даже сложной ситуации.

Благодаря дедукции вы:

Научитесь нестандартно мыслить и выходить из любой ситуации.
.
Найдете подход к любому человеку.
Будете хорошо разбираться в людях.
Станете оригинальной, интеллектуальной и творческой личностью.

Как применить дедукцию на практике?

Хотя о дедуктивном методе мы узнали из рассказов о Шерлоке Холмсе и его криминальных расследований, дедукция не ограничивается применением в этой области. Конечно, сотрудникам правоохранительных органов особенно важно иметь такой способ мышления, ведь от принятых ими решений зависит жизнь многих людей. Однако было бы мудро каждому человеку стремиться стать более наблюдательным и проницательным.

Студенты таким образом будут лучше запоминать предоставляемый им материал, врачи будут ставить пациентам только верные диагнозы, а социологи научатся анализировать данные об обществе. Даже для исследования различных форм разрушения личности человека психологам важно владеть интуицией, индукцией и дедукцией.

Как развить дедуктивное мышление?

Чтобы развить логическое или дедуктивное мышление нам нужно понять образ поведения и мыслей Шерлока Холмса. Таким образом отлично получится и овладеть техникой знаменитого детектива.

Наблюдайте.

Между просмотром и наблюдением существует большая разница. Ватсон смотрел, а Холм наблюдал, что и было отличительной характеристикой напарников. Часто мы просто смотрим и забываем о наблюдениях, так информация проскальзывает сквозь сознание и сразу же откладывается в подсознании. При такой последовательности не удается здраво оценивать ситуацию и высматривать ее детали.

Задействуйте органы чувств в комплексе.

То, что видите вы, видит каждый человек во всем мире. Поэтому вам следует развить другое мышление и «смотреть» на ситуацию или явление сухом, обонянием, осязанием и вкусом. Только при гармоничном сочетании разных органов чувств получится наблюдать правильно и индивидуально.

Учитесь фокусироваться на ситуации и событиях.

Человеческий мозг одновременно не может обрабатывать два источника информации. Чтобы быть внимательным, ограничьтесь на одной ситуации. Так вы научитесь эффективнее и логически мыслить. При этом будьте избирательны в том, на что смотрите. Не стоит хвататься за решение всех ситуаций сразу, так как решить в таком случае не получится ничего. Выделяйте регулярно 10 минут времени, чтобы в своем сознании представить какой-то образ. Тщательно обдумывайте его, рассматривайте и вникайте в каждую деталь. Такой способ развивает мышление и склонность к дедукции.

Старайтесь увидеть не только то, что хочется увидеть.

Мозг человека достаточно субъективен, поэтому мы часто смотрим сквозь проблемы и ситуации. Объективности порой не хватает, а ведь это один из показателей дедуктивного мышления. Если вы стремитесь развить у себя такую особенность, важно позабыть о предубеждениях и максимально отгородиться от них. Не воспринимайте все, что выдает мозг, как неоспоримый факт, мы часто ошибаемся, поэтому анализируйте и здраво смотрите на вещи.

Избегайте преждевременных выводов. Забудьте о предубеждениях и о ранних высказываниях мнения. Если вы недостаточно исследовали ситуацию, но уже пришли хоть к какому-то выводу, то есть большая вероятность того, что он будет ошибочным. Откажитесь от любой теории и не подгоняйте факты под предположения. Соберите все доказательства и только потом подбирайте под них теории.

Решайте головоломки.

Ваша цель – научиться находить выход из любой ситуации, а увлекательная головоломка – хороший способ подготовить себя к более глобальным проблемам. Делайте это регулярно, у вас должно войти в привычку решение задачей или загадок.

Еще одна головоломка для развития дедуктивного мышления — просмотр ситуаций с нестандартной стороны. Для этого вам требуется регулярно делать снимки с разной перспективы. Так вы научитесь в обычном замечать уникальное и своеобразное.

Не стесняйтесь делать записи.

Мы не способны удержать в памяти все, что с нами когда-либо происходило. Записи в данном случае – хороший вариант запомнить, а в будущем повторить все детали. Со временем, когда вы в полной мере овладеете дедуктивным мышлением Холмса, вам записи уже не понадобятся.

Будьте любопытны.

Развивая это качество, вы приблизитесь к дедуктивному мышлению. Смотрите на вещи с максимальной долей скептизма и постоянно задавайте себе вопросы: как, что, зачем и почему. Когда ответ кажется очевидным, не хватайтесь за него, рассмотрите и другие варианты. Разбивайте проблему на детали и рассматривайте каждую в отдельности, так вы увидите картину в подробностях.

Любопытство важно и в пополнении базы знаний. Читайте, учитесь, стремитесь к расширению кругозора и исследованию новых горизонтов. Когда у вас появится хорошая база знаний, то вы сможете трезво смотреть на вещи и быстро находить выход даже из сложных ситуаций.

Обсуждайте.

Заметьте, у Шерлока был и напарник, с которым он обсуждал даже абсурдные идеи. Последуйте примеру этого гения, найдите человека, которому вы будете доверять, и с которым вы поделитесь мнением по возникшему вопросу. А если собеседник будет еще и предлагать различные теории, опираясь на рассказы, то он станет незаменимым помощником! Вы же учитесь принимать взгляды других, особенно если они объективны.

Не забывайте об отдыхе.

Чтобы появились ясные, свежие и , нужно отдыхать. Устройте себе перерыв, при этом откажитесь от любых мыслей по данному вопросу, освободите разум! Мозг должен отдыхать, чтобы появились новые здравые мысли и теории. При правильном распределении времени вы обратите внимание на те вещи, которые были незаметными для вас до отдыха.

Постройте чертоги разума

Чертоги разума – это своеобразное хранилище в подсознании, где хранится информация. Если вы близки к овладению техники Холмса, вы с легкостью воспользуетесь этим способом запоминания важной информации. Используйте ассоциации, символы, зрительное представление фактов. Не запоминайте место, заложите в своих чертогах воспоминания о том, что с ним связано.

С помощью таких простых, но дельных советов каждый человек, даже с посредственным и стандартным мышлением сможет и овладеть этой важной для жизни техникой. У Шерлока Холмса, на самом деле, не было сверхспособностей. Поэтому каждому из нас удастся последовать примеру детектива, если мы постоянно стремимся к расширению кругозора, приобретению новых знаний и самосовершенствованию.

17 марта 2014, 12:06

Логическое мышление основано на двух методах умозаключений. Это дедукция и индукция.

Понятие дедукция происходит от латинского слова deductio – выведение. Это метод мышления, благодаря которому умозаключения получают по пути от общего случая к частному. Индукция же наоборот означает получение умозаключений от частного правила к общему.

Для чего развивать индуктивные и дедуктивные способности?

Дедуктивные методы стали известны по книгам Артура Конана Дойля о легендарном сыщике по имени Шерлок Холмс. Этот детектив мастерски находил преступника, поскольку сначала подозревал всех, а потом изучал каждого из потенциальных злодеев, методом исключения отсекая лишних. От внимательного взора Холмса не ускользала ни одна деталь, поэтому он успешно распутывал, казалось бы, тупиковые случаи.

Зачем же человеку в современном мире дедуктивные способности? Это составная часть логического мышления. Без них невозможен сколько-нибудь приемлемо высокий уровень интеллекта. Дедуктивные умозаключения обычно совершаются на автоматическом уровне. Иными словами, человек почти не прилагает усилий, чтобы сделать, например, такие последовательные выводы:

  • Все дети любят мультфильмы.
  • Вася – ребенок.
  • Следовательно, Вася любит мультфильмы.

Обратный метод умозаключений называется индукцией. Стоит отметить, что в жизни мы не столь категоричны и не делаем поспешных выводов на основе дедуктивного или индуктивного методов. Утверждения могут опираться на конкретные факты, жизненный опыт и ранее сделанные выводы. Иначе появляются ошибочные выводы. В примере выше, на самом деле не все дети любят мультфильмы, поскольку бывают дети с нарушенным зрением или слухом. Но могут встретиться и такие, кто не видел мультиков и ничего о них не знают.

Дедуктивный и индуктивный методы логического мышления очень полезны в быту и жизни. Ежедневно человек делает сотни выводов на основе лишь малой толики информации. Увидев толпу людей и вспомнив, что сегодня суббота, человек может с уверенностью заявить о начавшейся распродаже. Зная особенности поведения других людей, мы можем приободрить человека, который загрустил, даже не спрашивая его о причинах плохого настроения.

Дедуктивное мышление в жизни каждого профессионала

Дедуктивные способности важно развивать всем людям, однако полезнее всего они будут для представителей таких профессий:

  • Следователь
  • Судья
  • Юрист
  • Детектив

Для учащихся людей дедукция очень полезна. Именно это свойство логического мышления позволяет не просто запомнить, но усвоить материал.

Врачам дедуктивные методы помогают принять решение, от которого может зависеть жизнь человека.

А вспомните такие интеллектуальные шоу, как «Что?Где?Когда?». Вот где такие навыки будут востребованы по полной программе!

Любому человеку нужны дедуктивные способности, однако их следует развивать. Это часть логического мышления, которая прокачиваетя при регулярных тренировках.

Итак, дедуктивные способности следует развивать в совокупности с логическим мышлением . Здесь очень важно быть терпеливым и внимательным. Дедукция не терпит спешки, ее методы можно сравнить с распутыванием клубка ниток. Если вы делаете одно неосторожное движение, то узел затягивается туже. Для тренировки дедуктивных способностей, важно соблюдать несколько правил.

Постоянно держите мозг в тонусе

Старайтесь подбрасывать мозгу все новые и новые задачки. Именно во время умственной деятельности и происходит формирование логического мышления. Для развития дедукции подойдут задачи, которые требуют не скорострельности, но взвешенного и аргументированного ответа. Игры, которые тренируют дедукцию – классический покер, преферанс и, конечно же, шахматы.

Изучайте не поверхностно, а глубоко

Расширяйте кругозор, открывая для себя все новые грани наук, культуры и искусства. В дедукции нет мелочей, именно поэтому обращайте внимание на мелкие детали, которые помогают сделать умозаключения. Тренироваться можно, просматривая фильмы и наблюдая за сюжетными линиями, когда развязка заранее не известна. Чтобы сделать тренировку дедукции не слишком скучной, уделяйте побольше времени на путешествия. Именно во время поездок и отдыха, мозг человека получает ни с чем не сравнимые импульсы, которые позволяют тренировать интеллектуальные способности.

Гармоничное сочетание дедукции с индукцией

Дедукция в сочетании с индукцией позволяют прийти к правильным умозаключениям. Логика любит порядок, однако не все подчиняется ее законам, поэтому очень важны не только дедуктивный и индуктивный подходы, но и умение пользоваться информацией, выделять главное, делать обобщения и создавать новые умозаключения.

Наблюдательность и внимательность – два помощника дедукции

Внимательное наблюдение за множеством деталей помогает не только сделать правильные выводы, но и определить несколько вариантов решения проблемы. Жизненный опыт и прошлые выводы помогают спрогнозировать развитие ситуации с большой точностью и сделать правильные выводы.

Наблюдательность в жизни — очень полезный навык, который способствует развитию дедуктивного способа мышления. Наблюдать можно за людьми, их поведением, манерой голоса. А еще за природными явлениями, погодой, животными. В любом случае, наблюдательный человек будет качественнее обрабатывать полученную информацию, и делать выводы из нее.

Кстати, гений дедуктивного метода Шерлок Холмс для повышения сосредоточенности использовал свою трубку, а также играл на скрипке. Сегодня многим людям помогает сосредоточиться простое правило – отказ от гаджетов на некоторое время. Если на время отключить телефон, компьютер и телевизор, человек сможет лучше сосредоточиться на поиске путей решения задачи.

Индуктивный и дедуктивный методы познания

Индукция - это познание от частного к общему. Например, анализируя частные знания (отдельные факты), исследователь - может прийти к общему знанию, в т.ч. умозаключению, гипотезе. Т.о. из частных знаний - получаются т.н. обобщённые знания. Чем обобщённее (=абстрактнее) знание - тем оно, в целом, полезнее, и могущественнее. Философия, например - совокупность наиболее обобщённых знаний. Наука и технологии, относительно философии - это знания со средней степенью обобщённости.

Именно такие (обобщённые и наиболее обобщённые) знания - дают человеку больше всего могущества (Силы).

Индукция, т.е. познание от частного к общему (обобщённому), по сути, есть основное содержание абстрактного мышления, - т.е. получение обобщённых (=абстрактных) и всё более обобщённых знаний из частных. В целом, именно так возникают и развиваются: искусство, наука и технологии, философия. Абстрактное мышление (индукция) - обуславливает превосходство человека над другими формами жизни на Земле.

Далее: Если индукция - это основное содержание абстрактного мышления, то чем же тогда является противоположный метод (дедукция)? Дедукция - тоже относится к абстрактному мышлению, т.к. она, хоть и не получает обобщённых знаний из частных, но оперирует обобщёнными (= абстрактными) знаниями:

В отличие от индукции, дедукция - это познание от общего к частному (а также от общего к общему, и от частного к частному). Это - получение новых знаний, при комбинации уже имеющихся общих, либо использование общих (и абстрактного мышления в целом) для получения новых частных знаний из частных. (За исключением, пожалуй, лишь самых примитивных выводов от частного к частному, которые можно осуществить без общих знаний).

Далее: В обобщённом знании, кстати - всегда содержится частное знание, вернее, много частных знаний, соединённых в одно общее. В этом - сила общих (обобщённых и наиболее обобщённых, = абстрактных) знаний. Например, обобщённое знание, что все деревья покрыты корой - содержит в себе связанные частные знания о каждом из триллионов деревьев, т.е. триллионы частных знаний! (связанных в одно лаконичное и могущественное общее знание о всех их). Узнав, что конкретный объект является деревом, мы получаем, используя дедукцию, знание, что наше конкретное дерево должно быть покрыто корой (т.е. получаем знание от общего к частному). Но ведь мы и так знали о том, что все деревья покрыты корой. По сути, дедукция от общего к частному - это применение уже имеющихся знаний, получение выводов (=новых знаний) на основе уже имеющихся общих знаний…

Кстати, дедукцию прославил, в своё время, всем известный, Шерлок Холмс, - имевший «выдающиеся дедуктивные способности».

Одним из проявлений дедукции является также метод познания - экстраполяция. Например, узнав, что открыт новый вид травы, и зная, что все известные виды травы - зелёные, мы можем сделать вывод, что новый вид травы является зелёным. Получаем т.о. - такое новое частное знание: «новый вид травы является зелёным». Т.е. мы этого не проверяли, и не видели, но экстраполировали (применили) имевшееся общее знание - на новый предмет, который в обобщение не входил. Получили т.о. дедуктивное знание, которое приняли на веру.

Обычные методы познания Обычными методами - будем считать методы, входящие в состав науки и философии (эксперимент, размышление, дедукция, и т.п.). Эти методы, в объективно- или субъективно-виртуальном Мире - хоть и стоят на ступеньку ниже специфических методов, но тоже

Специфические методы познания в объективной виртуальной реальности У любого объективно-виртуального мира - есть свой создатель. У книги - есть автор, у фильма - режиссёр, у игры - программист… Если Земля - Мир объективно-виртуальный, то это значит, что у Земли

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ Проблема метода познания актуальна, ибо она не только определяет, но в некоторой мере и предопределяет путь познания. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от «способа отражения» через «способ познания» к «научному методу». Эта

XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и

5. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и

28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это непосредственное чувственное исследование реально существующих и

РАЗДЕЛ I Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания 1.1. Определение науки и естествознания как отрасли наукиВ науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. Этимология (от

3. Средства и методы познания Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех способов познания, которые являются общими

§ 5. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под

4. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и

[б) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. О «ГРАНИЦАХ ПОЗНАНИЯ»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти

[б) Диалектическая логика и теория познания. О «границах познания»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти

Методы труда и методы познания Одна из основных задач нашей новой культуры - восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествующего развития.Решение задачи лежит в новом понимании науки, в новой точке зрения на нее:наука есть

Гипотетико-Дедуктивный Метод (Hypoth?tico-D?ductive, M?thode -) Всякий метод, отталкивающийся от выдвинутой гипотезы с целью вывести из нее следствия, независимо от того, являются ли эти следствия фальсифицируемыми (как в экспериментальных науках) или нет. Применяется прежде всего в