Зимы блистательный ковер о чем говорит поэт. Читать диплом по педагогике: "Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка на уроках русского языка и литературного чтения"

1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин»

Ребята, посмотрите внимательно: откуда этот отрывок? (Это отрывок из романа «Евгений Онегин».)

Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.

Прочитайте следующий отрывок - «В тот год осенняя по­года...» - самостоятельно.

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Снача­ла было грустно оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, на душе стало светло и радостно.)

- Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа...» Слово «ждала» даже повторяется два раза!)

- Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)

Какие слова и выражения вам непонятны? На третье в ночь - ночь на 3 января. Куртины - цветочные грядки, клумбы.

О чем говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? (Он гово­рит об инее.)

- А «Зимы блистательный ковер»? (Здесь говорится о снеге.)

Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой. Метафора - оборот речи, состоящий в употреб­лении слов и выражений в переносном смысле на основе анало­гии, сходства.)

Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение друг друга.)

2. «Опрятней модного паркета...»

Прочитайте отрывок «Опрятней модного паркета...» само­стоятельно.

С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (Речка, покры­тая льдом, сравнивается с паркетом.)

- С каким настроением мальчики скользят по льду? (Маль­чишки изображены очень радостными.)

- Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Слово «звучно».)

Поэту удается несколькими словами описать картину пер­вого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег.)

- Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

Ребята, вернемся к пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к про­звучавшим сегодня стихотворениям?

Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?

Домашнее задание

Выучить любое понравившееся стихотворение.

Урок 34. А. Пушкин «Зимнее утро»

Цели: ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»; развивать умения выразительно читать произведе­ние, передавая интонацией настроение, находить нужный отры­вок в тексте по вопросам; учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение; звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство созда­ния картин.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.

III. Речевая разминка

Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок - мой младший брат -

Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)

- Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)

Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл за­гадки.

IV. Актуализация знаний. Введение в тему

У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы мо­жете сказать об этих явлениях природы? (Высказывания детей.)

Расшифруйте, что написано на доске (читайте только рус­ские буквы).

S3LHWMGHIESE LYNTPSWOL

(Зимнее утро.)

- Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотво­рения с таким названием? (Предположения учащихся.)

Откройте учебник на с. 88-89. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к сказанному?

Правы ли мы, узнаем после минутки отдыха.

V. Физкультминутка

Поймай снежок!

Не боимся мы пороши -

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам -

Снега хватит нам и вам!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем

Что вам особенно понравилось в стихотворении?

Какие слова были непонятны?

Нега - блаженство.

Аврора - утренняя звезда.

Вечор - вчера.

Нынче - сегодня.

Работа над стихотворением

Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.

(Дети выполняют задание.)

Прочитайте первую часть. О чем вней говорится?

Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально.)

Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами пред­стает картина природы. Она очень красива: блестя на солнце снег лежит, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом бле­стит.)

- Почитайте четвертую часть. (В этой части перед нами кар­тина освещенной светом затопленной печи комнаты. Значит, там тепло и уютно.)

Пятая часть? (В последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне.)

- Ребята, в этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения и картин в произведении. Такой прием называ­ется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для яркости образа, для большой силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.)


Похожая информация.


Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; работать над стихотворениями поэта; прививать любовь к природе. (Слайд 3)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая гимнастика. (Слайд 4)

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.

– Прочитайте “жужжащим” чтением.

– Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет.)

– Прочитайте скороговоркой.

– А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

III. Проверка домашнего задания.

– Вам надо было сочинить стишки про осень, прочитайте их.

IV. Введение в тему. Актуализация знаний

1. Предварительная беседа.

– Мы с вами закончили раздел Поэтическая тетрадь I. А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. Прочитайте его название на странице 81.

– Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете? (Здесь портреты А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого.) (Слайды 5,6,7)

– Посмотрите по содержанию: только ли творчество этих писателей мы будем изучать? (Учащиеся смотрят по содержанию на странице 222 и находят произведения И.А. Крылова.) (Слайд 8)

– Кто из писателей стоит на первом месте в содержании?

2. Слово учителя об А.С. Пушкине.

– Откройте страницы 82-83. Посмотрите на этот разворот. Что вы помните об этом писателе? (Дети вспоминают.)

– Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) (Слайд 9)

(Рассказ учителя сопровождается показом Слайдов 10 – 14)

Он родился в Москве, и еще мальчиком, во время учебы в Лицее в Петербурге (школе для дворянских детей), писал стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов. Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России, выразителем взглядов передовой молодежи своего времени.

В марте 1820 г. Пушкин закончил начатую еще в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков. А замечательный русский поэт В.А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побежденного учителя...”. В то же время по Петербургу ходили в списках ненапечатанные вольнолюбивые стихи поэта: “Вольность”, “Деревня”, многочисленные острые эпиграммы, порочащие царское правительство. И оно привлекло вольнодумца к ответу. Состоялось следствие. Пушкина хотели сослать в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству друзей, выслали на юг России. Затем новая ссылка– в село Михайловское под Псковом.

После ссылки о Пушкине заговорили еще больше. Он на вершине славы. Но жизнь его остается бесприютной, неустроенной. Поэт много времени проводит в дороге. И хотя официально он был свободен, но уезжать куда-либо он должен был только с разрешения полиции.

В ноябре 1836 г. Пушкин получил анонимное письмо, в котором говорилось об измене его жены. Поэт догадался, кто был автором этого послания. Он счел своим долгом защитить свое доброе имя и честь своей семьи, которую очень любил. По правилам того времени это можно было сделать только одним путем – вызвать оскорбителя на дуэль. И Пушкин вызывает одного из обидчиков – француза Дантеса, служившего в русской армии.

Дуэль между ними состоялась зимой 1837 г. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало. Как страшное несчастье оплакивала вся передовая Россия эту смерть, повторяя слова писателя В.Ф. Одоевского: “Солнце русской поэзии закатилось!”

Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие ученые читали и перечитывали Пушкина, учились у него.

3. Знакомство с портретами А.С. Пушкина. (Слайд 15)

– На развороте мы видим портрет Пушкина, который был выполнен в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет А. Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.

– Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные сами поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны его стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.

4. Чтение текста о Пушкине на страницах 84-85. (Читают хорошо читающие ученики.)

5. Вопросы после чтения.

– Что значит предложение: “Пушкин вошел в жизнь празднично”? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)

– На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.)

– Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)

– Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)

– Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)

– Прочитайте стихотворение “За весной, красой природы...”.

V. Физкультминутка

VI. Изучение новой темы

1. “Уж небо осенью дышало”. Чтение стихотворения учителем. После чтения:

– Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)

– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче, “ложился на поля туман” – ноябрь самый туманный месяц, гуси улетают.)

– Как понимаете слово “караван”?

(Караван движущаяся вереница – друг за другом.) (Слайд 16)

– Найдите значение слова “сень”.

СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь. (Слайд 17)

– Как можно озаглавить этот отрывок? (“Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора” и др.)

2. Работа над отрывками из романа “Евгений Онегин”.

– Ребята, посмотрите внимательно, откуда этот отрывок? (Этот отрывок из романа “Евгении Онегин”.)

– Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.

– Прочитайте следующий отрывок “В тот год осенняя погода...” самостоятельно.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно, оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно.)

– Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит:

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа... Слово “ждала” даже повторяется два раза!)

– Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)

– Какие слова и выражения вам непонятны?

КУРТИНЫ – цветочные грядки, клумбы. (Слайд 18)

– О чем говорит поэт: “Деревья в зимнем серебре”? (Он говорит об инее.)

– А “Зимы блистательный ковер”? (Здесь говорится о снеге.)

– Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.) (Слайд 19)

– Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение учащихся.)

VII. Итог урока

(Слайд 20)

– Какой раздел мы начали изучать?

– Что нового узнали на уроке?

VIII. Домашнее задание:

– выучить понравившийся отрывок. (Слайд 21)

ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Данкова»

«Зимы блистательный ковёр»

/Открытый урок

внеклассного чтения в 5-ом классе

по произведениям А.С.Пушкина/

Учитель: Кровопускова Н.С.

«Зимы блистательный ковёр»

Цель: развивать технику беглого выразительного чтения; подвести итог знакомства обучающихся со стихами А.С.Пушкина о зиме.

Коррекционная работа : воспитание у обучающихся художественного вкуса и интереса к художественной литературе;

эстетическое воспитание обучающихся, коррекция их эмоциональной сферы;

развитие памяти, внимания, связной речи.

Оборудование: 1. Дневники прочитанных книг.

2. Книги со стихами А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

3. Репродукция картин:

И.Э.Грабарь. «Февральская лазурь»,

А.А.Пластов. «Первый снег»,

К.А.Коровин. «Зимой»,

А.П.Рябушкин. «Зимнее утро».

4.Пьеса П.И.Чайковского «Декабрь». «Святки» из цикла

«Времена года».

5. Рисунки воспитанников и их сочинения о зиме.

6. Пословицы и поговорки о зиме.

7. Стенд с художественными фотографиями

«Зимы блистательный ковёр».

Ход урока:

    Оргмомент.

    Знакомство с новым материалом .

Разгадывание кроссворда «Зимний».

Отгадать загадки :

-Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?

-Стали звёздочки кружиться,

Стали на поле ложиться.

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а …

Когда всё укрыто

седыми снегами,

И солнышко рано

Прощается с нами?

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Наступает Новый год.

Из всех времён года – Зима – старшая. Она, как мать, укрывает землю. Отдыхают зимой леса и поля, отдыхают люди, птицы и звери. Кругом покой и тишина.

Читаю стихотворение Д.Кедрина:

2.Беседа по картинам А.Пластова,

И.Грабаря,

К.Коровина,

А.Рябушкина.



Главное в их картинах- правдивость изображения, простота, исключительная живописная выразительность.

    Зима-самое красивое, самое интересное время года. Ведь только зимой всё вокруг бело. Недаром она привлекает к себе внимание поэтов и художников, композиторов и фотографов, т.е. тех, может видеть и понимать красоту, те, кто может показать эту красоту другим.

*Чтение учащимися стихов И.Сурикова, И.Никитина, Н.Некрасова, Ф.Тютчева

    2017 год богат юбилеями:

80 лет Валентину Распутину,

80 лет Юнне Петровне Мариц

70 лет Г. Остеру

80 лет Э. Успенскому

85лет Р. Рождественскому

120 лет В.П.Катаеву

165 лет Н. Г. Гарину-Михайловскому.

125 лет М.И. Цветаевой

130 лет С.Я. Маршаку.

В 2019 году мы будем отмечать 220 лет А.С.Пушкину. а так как его родословная корнями своими связана с нашей областью, то подготовка к его дню рождения уже началась.

/Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»/

Начали готовиться к пушкинскому юбилею и мы. Мы читали его стихи и сказки, рисовали иллюстрации к его произведениям, вдохновлённые его гением, сочиняли рассказы сами.

И сегодня урок внеклассного чтения мы посвятим чтению стихов великого поэта, и темой его будет пушкинская строчка «Зимы блистательный ковёр»

Вывешиваю на доску портрет А.С.Пушкина.

3. Работа с произведениями А.С.Пушкина .

1. Запись в дневниках прочитанных книг книги А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

/проверить 3-4 дневника/

2. Самостоятельное чтение учащимися помеченных учителем стихов. Индивидуальная работа со следующими учащимися:

Черников В., Бельтиков А., Трусов Р.

3. Беседа по вопросам:

а) -В каком стихотворении А.С.Пушкин говорит о приходе зимы?

Почему он называет зиму волшебницей? Докажите.

Прочитайте стихотворение.

Чему рады люди?

б) - В каком стихотворении Пушкин сравнивает бурю с живым

существом?

Прочитайте его.

Кому посвятил поэт это стихотворение?

Как он относился к своей няне? Докажите.

/рисунки детей о няне/

в) - В каком ещё стихотворении Пушкин описывает такую же

ненастную погоду?

г) - Рассмотреть рисунки.

К каким пушкинским стихам они подходят?

Докажите, что С.Пушкину нравится зимнее утро.

Читаем стихотворение «Зимнее утро»

/3-ю строфу хором/

    Понравились ли вам стихи Пушкина? Хочется ли вам читать его произведения ещё?

    Незаметно и ненавязчиво великий поэт влияет на наши мысли, наше отношение к миру.

Благодаря действию пушкинского стиха ребятам удалось написать прекрасные сочинения о зиме.

Созвучны произведениям С.Пушкина помещённые на стенде «Зимы блистательный ковёр» художественные фотографии.

/краткая беседа по фотографиям/






Почему люди, сумевшие увидеть земную красоту, понять и оценить её, стремятся нарисовать эти чудесные уголки, сфотографировать их, описать эти чудесные мгновения в стихах, рассказах?

4.Подведение итогов урока.

    На сегодняшнем уроке мы говорили о зиме, о том, как можно показать её на картинах и фотографиях, как можно описать её с помощью слова.

    А сейчас я хочу показать вам, как можно изобразить зиму, зимнее настроение с помощью музыки.

/пьеса П.И.Чайковского « Декабрь. Святки » из цикла «Времена года» /

    Понравились ли вам картины о зиме?

Будете ли вы в будущем слушать серьёзную классическую музыку?

Понравилось ли вам сочинять самим?

    Заключительное слово.

Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Нам нём я увидела, что вы стали взрослее, серьёзнее. Поэтому настала пора сказать вам то, что обычно я говорю старшеклассникам:

Не каждому дано быть сосной на вершине утёса. Будьте кустиком в долине. Не можете быть кустиком- станьте травкой у ручейка.

Но кем бы вы ни были, старайтесь сделать жизнь вокруг себя красивее. Тогда жить всем нам станет интереснее.

А сегодня вы доставили удовольствие себе, мне и, смею надеяться, присутствующим на уроке гостям. Это главный итог урока.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


птицы). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. Метафора - один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.

Метафора простая. Метафора, построенная на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льется речь.

Метафора развёрнутая. Метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (Горький).

Метафора лексическая (мёртвая, окаменевшая, стёртая). Слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается. Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

В метафоре автор создает образ - художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры .

Олицетворение - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада .

Синонимия - совпадение в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) морфем, слов, синтаксических конструкций, фразеологических единиц.

Синонимия приставок. Наличие общего реального или грамматического значения у приставок. Взреветь - зареветь (при наличии общего значения возникновения действия первому глаголу присущ добавочный оттенок интенсивности). Взлезть на дерево - влезть на дерево (глагол с приставкой вз- носит устарелый характер). Воспретить - запретить (первому глаголу присущ оттенок официальности). Богата синонимия приставок, служащих для образования совершенного вида (без изменения лексического