Из опыта работы с детьми овз в коррекционном классе. Создание условий для работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) Опыт работы с детьми овз

Елена Шевченко
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ

Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Ведь развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

Речь. Что может быть проще и одновременно с этим сложнее для маленького ребёнка? Это тайна не только детской психологии, но и педагогики .

Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что родное слово - это основа любого умственного развития и сокровищница наших знаний. Чем быстрее ребёнок овладеет ею, тем будет легче приспосабливаться к жизни, быстрее достигнет успехов в учении.

Конечно, развитие речи – это долгий и кропотливый труд. А что, если твои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья? Взрослея, эти дети покидают рамки узких семейных отношений, включаются в общение с более широким кругом людей, в особенности, со сверстниками. К сожалению, не всегда дети с ОВЗ полноценно овладевают средствами общения.

Именно поэтому мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ представляет собой целую науку, которая является частью увлекательной профессии. Моя профессия уникальна тем, что приходится постоянно наблюдать за детьми , индивидуально оценивать их возможности, раскрывать их способности.

Каждый ребенок – это, прежде всего, уникальность и неповторимость. Мы стремимся создать все условия для их развития, сделать их мир ярче и разнообразнее. И вместе с тем радуемся вместе с ними этому миру. Именно радость заставляет задумываться над их восприятием этого огромного мира. Дети, как маленькие росточки, тянутся ко всему новому и неизведанному. Причем это стремление настолько искреннее и эмоциональное, что ему могут позавидовать даже взрослые.

Мир глазами детей – это мир веселых и озорных игр, а воспитатель в этом мире – путеводная звезда, которая направляет каждого из них по индивидуальной траектории развития. В любом мире - хоть в сказочном, хоть в настоящем - существуют свои правила, которых ребенок должен придерживаться, чтобы успешно пройти процесс социализации.

Попробуем представить мир ребенка с ОВЗ? Этот мир не так уж прост, как нам кажется. Дети, имеющие нарушения речи, больше остальных стремятся к общению и больше чем другие нуждаются в нем.

Как я замечаю, среди них очень много творческих личностей, эмоционально ранимых. И пусть они не говорят или говорят крайне мало, но их богатый внутренний мир можно раскрыть с помощью творческой деятельности – рисунка или поделки.

На мой взгляд, дети с ОВЗ больше чем их сверстники требуют формирования правосознания. Ведь кому как не им приходится ощущать на себе взгляды окружающих : порой сочувствующие, порою осуждающие. Но как сформировать правосознание у дошкольника? Как привить ему понимание, что такое хорошо, а что такое плохо? Конечно же, это можно реализовать только через сказочные сюжеты, которые еще больше разнообразят их фантазию и внутренний мир. Казалось бы, что может нести в себе сказка, кроме волшебства?

На самом деле сказка – это воплощение мудрости наших предков. И любую сказку можно заново перечитать, но уже по-новому, через проектную деятельность.

Так, веселый Колобок реализует свое право на жизнь, пробегая мимо зайца, волка и медведя. Не успел он свернуть с тропинки, как за ним следом торопятся построить свои домики три поросенка, ведь они тоже спасаются от опасности, как и колобок.

Но если вам и удалось спасти жизнь, то это еще не значит, что не надо в дальнейшем заботиться о своем здоровье. И, конечно же, на помощь к нам приходит доктор Айболит, который дает ценные советы, реализуя право на укрепление здоровья. А как же укреплять свое здоровье, не имея собственного домика? Маленькие зверушки должны жить в домике, чтобы быть здоровыми, чтобы их не застали снег, дождь и холодный ветер. И вот мы встречаемся с многоэтажным зданием – теремком, где под одной крышей живут и медведь, и лиса, и мышка, и каждый имеет право на свой уголок в этом доме. В этом большом доме можно затеряться, поэтому любой из ребят должен знать свое спальное место, свое имя и уметь откликаться. Определить важность своего имени нам помогают такие сказки, как «Золушка» и «Дюймовочка» .

В современной жизни мало иметь красивое и запоминающееся имя, надо много знать, реализуя свое право на образование. И, конечно же, к нам на помощь спешит веселый и любопытный Буратино , который интересуется всем, что происходит вокруг него, а в конечном счёте приходит в школу, чтобы получить знания. Получив образование, мы смело можем отправиться на работу . Вот и в сознании детей мы начинаем формировать право на труд, используя сказочный сюжет «Золушки» . Именно последнее, на мой взгляд, способно не только благотворно повлиять на развитие психической сферы ребёнка, но и привить любовь и понимание важности труда. К последнему наиболее легко подобрать пословицы из русского фольклора, что позволяет им ощущать себя частью единой нации, несмотря на ограничения по здоровью.

В других сказках мы можем найти примеры жизненной стойкости персонажей, которая так важна для детей с ОВЗ. Для этого можно использовать литературные произведения «Серая шейка» или «Стойкий оловянный солдатик» .

Конечно, мне, как человеку ответственному за их развитие, не безразличны изменения, которые будут происходить в личностной сфере. Замечаю, что нравственно-правовые чувства детей стали более глубокие, усилился интерес к сказкам, проявилось желание и умение их слушать, понимать смысл. Дети начинают разглядывать персонажей, пытаются обыгрывать их действия и диалоги. Вот где проявляется их фантазия, и вот что стимулирует их правильную речь. И это великолепно! В такие моменты понимаешь, что не зря выбрала эту профессию.

А если удалось развить эмоциональную отзывчивость, если дети научились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо и плохо, можно и нельзя, то это, на мой взгляд, самая высшая ценность, к которой можно стремиться в своей профессии.

Но не только происходят изменения в их внутреннем мире, изменяется и отношение к окружающим. Дети с уважением начинают относиться к близким, окружающим людям, природе. В ответ же они получают благосклонность. Ребята раскрепощаются, становятся менее застенчивыми при выборе роли в сказке. Кто-то хочет изображать колобка, а кто-то с удовольствием играет роль волка или медведя, изображая повадки этих животных.

Проекты с участием детей не только благотворно сказываются на творческом воображении, умении ставить цели и решать проблемы, но и способствуют познавательной активности. Дети начинают тянуться ко всему новому, останавливая свое внимание. Мне это как раз и нужно. Когда они сосредоточены на чем-то, то можно вести с ними любую работу , в том числе и логопедическую. Вижу порой, как им нелегко дается каждое слово, но как они рады, когда, наконец, получается. Да, пусть где-то с маленьким дефектиком, но для нас это уже прогресс.

В их глазах, кажется, скрыта искорка, которая может разжечь целое пламя. И важно поймать эту искорку, которая будет движущей силой в их нелегком процессе познания этого большого и удивительного мира. Разве мы не помним, что когда были маленькими, то этот мир нам казался больше. Деревья больше, дома выше, а значит и впечатления от этого намного глубже. Наверно поэтому у нас самих до сих пор свежи некоторые воспоминания о собственном детстве.

Каждый день, я отмечаю для себя их успехи. Это очень важно и для меня, так как придает мне уверенности в себе. Дети чувствуют мое расположение духа и тянутся ко мне, воспринимая меня за определенный источник знаний, источник поддержки. При этом всегда поражает их откровенность и эмоциональность. Если это радость, то радость искренняя, которая исходит из глубин души. Отмечу, что не всегда она ярко выражена, что является особенностью их поведения. Тем не менее, по отдельным чертам лица, по манере двигаться, можно рассмотреть, что творится в их маленьком сердце, то есть чему оно радуется или чем встревожено.

Всегда храню в своей душе веру в их светлое будущее, которое в том числе зависит и от моей работы . Они мне все как родные, а я для них почти вторая мамочка. Возможно, от этого их маленькие ручонки тянутся каждый раз ко мне, как родной, и порой вызывают слезы умиления.

Публикации по теме:

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни,.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Как развить речевые навыки у детей с нарушениями речи. Практический опыт «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания;.

Обобщённый педагогический опыт работы по направлению «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» ЦЕЛЬ: Охрана и укрепление здоровья детей; ЗАДАЧИ: Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Формирование жизненно необходимых двигательных.

Опыт работы Центра детского и юношеского творчества с одаренными детьми Одарённые дети-наше будущее Ратушная Наталья Юрьевна, заведующая краеведческо-экскурсионным отделом МБУ ДО ЦДЮТур «Без зачатков положительного.

Беседа с детьми: Какое сейчас время года? Какой месяц? В последнее воскресенье ноября (сегодня, в России отмечают День матери. У каждого.

Я работаю в группе с детьми с диагнозом ЗПР. В изодеятельности у этих детей возникают определенные трудности, так как у них слабо развита.

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Педагогический опыт работы

Из опыта работы с детьми ОВЗ учителя коррекционного класса МКОУ Межевская СОШ Плакса Александра Николаевича

С детьми ОВЗ я работаю пятый год.

В своей работе руководствуюсь нормативными документами:

1. Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 29/2065-п от 10 апреля 2002 года «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования, утверждённую приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;

6. Региональный базисный учебный план для образовательных организаций(классов), реализующих адаптированные образовательные программы для детей с умственной отсталостью;

7. Адаптированная образовательная программа образовательного учреждения (с дополнениями);

8. Концепция социальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями;

9. Устав школы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) – особенные и нуждаются в специальном подходе. Я понимаю, что обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие. В коррекционный процесс с такими детьми вовлечены психолог, логопед, дефектолог нашего образовательного учреждения. Я для себя сделал определённый вывод о том, что эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ на уроках повышается, если мы, педагоги, будем выполнять ряд условий: необходимо побуждать у учащихся речевую активность, контролировать их речевую деятельность. На своих занятиях я использую медленный темп обучения, к изученному материалу неоднократно возвращаемся. Любую деятельность осуществляю поэтапно, выделяю составные элементы и части, чтобы учащийся мог осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость. В ходе уроков использую упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия. Во время образовательного процесса стараюсь помочь ученику осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением.

Работа с «особенными» детьми строится на индивидуализированном подходе, который учитывает особенности состояния здоровья и детской психики. В своей работе стараюсь использовать опыт коллег, получивший положительный результат-это различные методические приёмы, с помощью которых реализуются инклюзивные программы работы с детьми с ОВЗ в школе: задания поэтапно разъясняются, а после выполняются в строгой последовательности действий; с учащимся регулярно повторяю инструкцию выполнения заданий.

Мне хотелось бы остановиться на технологиях, используемых мною в учебно-воспитательном процессе. В работе с детьми ОВЗ использую традиционные технологии обучения. Мой опыт и опыт моих коллег показывает, что в коррекционной работе они являются основными. Данные технологии основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Поэтому в образовательном процессе я применяю инновационные технологии.

В учебно - воспитательном процессе я использую:

Мультимедиа презентации;

Тестовые технологии (презентации);

Аудиовизуальные технологии;

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Никогда не забываю и о технологиях компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Я считаю, что различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний, имеют не малое значение:

Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

Адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); дополнительные упражнения;

Оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя специального (коррекционного) класса, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.

Постоянно слежу за тем, чтобы у учеников не было перегрузки, планирую время для отдыха во время учебного процесса. Строю свои уроки, исходя из возможностей ребенка.

Образовательный процесс на моих уроках обеспечен необходимыми техническими и аудио-визуальными средствами; учащиеся получают дополнительное время на сдачу домашнего задания и завершение классной работы; на уроках соблюдается и учитывается чередование физкультурных пауз и обучающих упражнений, виды деятельности чередую; на уроках занимаю рисованием, лепкой; объемные письменные задания заменяю альтернативными устными; учащимся выдаю печатные копии всего, чтобы записано на доске, а печатные материалы дополняются аудио- и видеоматериалами; упражнения и задания сокращаю, чтобы обучающийся освоил основные понятия; ответы учащихся с ОВЗ оцениваю в индивидуальном ключе, оценивание выполняю ежедневно; если ученик не справляется с заданием, могу разрешить его переделать перед оцениванием.

Свою работу провожу с логопедом Рыжковой Н.Г. , педагогом психологом Голубевой Н.А., дефектологом Соколовой Л.А.

Я стараюсь помочь детям адаптироваться в школьном коллективе, поскольку такие «особенные» привыкли к ежеминутной родительской опеке и не умеют устанавливать контакты со сверстниками.

В государственном специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8 вида №16 воспитывается 360 учащиеся, из них 2/3 из общего числа это дети-инвалиды.

В штате имеется преподаватель физической культуры, преподаватель ЛФК и АФК, инструктор по физической культуре.

Занятия проводятся в спортивном зале, в специально оборудованном зале ЛФК и на современной спортивной площадке.

В школе проводится целенаправленная работа по адаптивной физической культуре и спорту.

Основным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Исходя из того, что наши дети имеют комплексный характер нарушений, их неоднородность, в школе создана программа по лечебной реабилитации и адаптивной физической культуре.

Целью этой программы являются:

  • нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты;
  • помощь целенаправленным воздействиям, раскрытие резервных возможностей;
  • предупреждение отставания в психомоторном развитии через совершенствования в координации движений, улучшения деятельности внутренних органов и систем.

Для более эффективного образовательного процесса разработана программа и планирование по предмету «Азбука здоровья» и лечебная физкультура.

Тематика каждого занятия согласуется с классными руководителями, логопедами, психологами, родителями в течение всего учебного года. Ведущим в АФК для детей с нарушением в развитии является коррекционно-развивающее направление.

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере учащегося.

Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия. Развития возможностей и т.д.

Принципиальной новизной методического подхода являются средства АФК, которые способствуют развитию учащегося в сфере воспитания и усвоения интеллектуальной информации, пространственно-временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения коррекционно-педагогических задач.

С целью эффективной реализации АФК широко используются различные средства. Средствами адаптивной физкультуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.

В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в группы:

  • упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;
  • упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости;
  • упражнения на восстановление подвижности в суставах, опороспособности, профилактика нарушений зрения;
  • корригирующие упражнения;
  • общеразвивающие упражнения;
  • упражнения на формирование правильной осанки;
  • упражнения на профилактику и лечение плоскостопия;
  • упражнения на коррекцию телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, плечевого пояса, ног;
  • упражнения на расслабление;
  • статические, динамические упражнения;
  • упражнения на мелкую моторику;
  • тренажеры;
  • различные модули;
  • различный спортивный инвентарь;
  • музыкальное сопровождение: ритмика, танец;
  • упражнения со стихами, загадками, счетом, анализирующие познавательную деятельность;
  • упражнения, направленные на развитие и коррекции восприятия, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания;
  • упражнения на развитие и коррекцию способностей: согласованности движения рук, ног, головы, туловища, согласованности движений с дыханием;

Принципиальной новизной методического подхода являются коррекционно-развивающие игры. Игры благотворно способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется, и развиваются восприятие, логическое мышление. Внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы учащихся с нарушениями в развитии. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения оказываются неэффективными.

При подборе методов, средств, а также при подборе спортивного оборудования нужно учитывать особенности психомоторного недоразвития детей, трудности восприятия учебного материала. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно и не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Такое оборудование объединяет адаптивную физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Перечень дополнительного нестандартного оборудования, используемого на занятиях АФК:

ВЕСЕЛЫЕ ПОГРЕМУШКИ

Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь).

Цель: Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы: Баночки из-под лимонада, камушки или монетки.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ

Используются для ОРУ.

Платочки придают упражнениям характер конкретных заданий (махать, отпустить, поднять).

Материалы: Яркие шелковые ткани.

МЯГКИЕ ОБРУЧИ

Использование: Можно использовать для прыжков, игр и забав.
Цель: Упражнения развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.

Материал: Ткань.

КАНАТ ЗМЕЯ

Использование: Для перешагивания, перепрыгивания, построение в шеренгу, колонну, ходьба «змейкой», для игр и забав.

Цель: Развитие координации движения.

Материал: Яркие цветные ткани, канат.

МАССАЖНЫЕ ДОРОЖКИ

Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.

Материалы: Разнообразные дорожки из плотных тканей с наполнителями: камушки, горох, пуговицы, поролон, канаты.

СПОРТИВНАЯ КАРУСЕЛЬ

Использование: в ОРУ, играх.

Цель: Развивать ловкость, координацию движений.

Материал: обруч, цветные ленты.

Успешная реализация целей, задач АФК позволяет сделать выводы:

  • Коррекционное направление АФК с проблемными учащимися во взаимодействии с курсами программы ЛФК обеспечивает физическое, познавательное, коммутативное, психическое развитие учащихся.
  • Обучение учащихся с нарушениями в развитии по АФК и курсами программ АФК в условиях специальной (коррекционной) школы - это эффективный путь успешной коррекции нарушений и интеграции детей в общество.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения. Не вызывают побочного действия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.

Врачами школы регулярно и своевременно проводится диагностирование учащихся с целью формирования групп, нуждающихся в ЛФК.

В ГОУ школе-интернате №16 используются различные формы занятий по физическому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта. Но самым важным является урок. На уроке решаются образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные задачи.

Учитель подбирает специальные упражнения, придав им комплексный характер.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в нашей школе представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых учителем во внеурочное время. В школе постоянно работают спортивные секции, в которых охвачены все возрастные группы.

Учащиеся успешно принимают активное участие в спартакиадах Пушкинского района среди лиц с ограниченными возможностями.

Участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках, фестивалях, организованных Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга и добиваются достойных результатов.

Литература

Частные методики адаптивной физкультуры /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой - М.: Сов. Спорт, 2009.

Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой.

Б.Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001год.

М.Рунова. «Корригирующая лечебная гимнастика». Журнал «Дошкольное воспитание». 1999год, №12.

Л.Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Москва: Просвещение,1984год

Т.Е.Харченко Организация двигательной деятельности в детском саду М.: «Детство-пресс» 2010год.


Полный текст материала Опыт работы с детьми ОВЗ учителя Н.В. Кондратьевой смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ )

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ.

С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща.

Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения.

Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителя.

В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступления утомляемости;

3. активизация познавательной деятельности;

4. проведение подготовительных занятий;

5. обогащение знаниями об окружающем мире;

6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7. проявление педагогического такта.

Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет.

При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках музыки, и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.

В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения :

    выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

    оказать помощь в поисках «себя»;

    создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;

    развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

    создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    расширить рамки общения с социумом;

    разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;

    создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

    создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;

    формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;

    предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;

    обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

    увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

    владение комплексом диагностических методик;

    выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;

    осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;

    любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

    ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

    признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);

    поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;

    признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

    умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

    систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.

С такими детьми я работаю уже 10 лет. В своей призентации я поделилась опытом своей работы по программе "Содружество"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Педагог дополнительного образования Яганова Л.В.. МБОУ ДОД ДДТ ГО ЗАТО г.Фокино

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал. С такими детьми я работаю уже 10 лет. Для результативной работы мной была разработана программа «Содружество», направленная на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями: развитие интеллекта, мышления, памяти, чувства прекрасного, моторики рук.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Программа имеет 4 основных блока:"Бумажная фантазия", "Поделки из бисера", "Мягкая игрушка","Вышивка", это позволяет выбрать для ребенка технику с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося. В течение учебного года могут вносится дополнительные темы, изменятся количество часов по темам исходя из индивидуальных возможностей ребёнка. При составлении рабочей программы я обязательно учитываю: желание ребенка и его родителей; возможности ребенка, состояние его здоровья; .

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Цель: С оциальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение определённых рабочих навыков. Это позволяет максимально использовать возможности ребенка, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы. В работе использую две формы занятий: надомную - это когда педагог приходит в семью; занятия в основной группе детей посещающих дом детского творчества. На дому занятия провожу совместно с привлечением кого-либо из членов семьи. Проводить занятия непросто, т.к. дети, с которыми я занимаюсь на данный момент имеют тяжелые нарушения здоровья: один ребенок с нарушениями умственного развития, второй имеет физические проблемы связанные с заболеванием кожи

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Моя главная задача открыть каждого ребенка с творческой стороны. Вся работа с детьми-инвалидами ведется с соблюдением определенных психолого-педагогических условий: учет сложившегося социального опыта ребенка; безусловное принятие ребенка как личности; учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха. Материал для занятий подбираю так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередую различные виды деятельности, Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » На основе своего опыта могу сказать, что эффективными оказываются такие методы и формы обучения, использование которых основано на реализации мотивационной сфере ребенка: развития самосознания, самоутверждения в обществе, формирование самооценки, потребности в общении со сверстниками. Выбираю методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков. В своей работе я использую следующие педагогические технологии; здоровьесберегающие (физкульт-минутки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика), игровые Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения. Встреча с детьми всегда начинается с доверительного и доброжелательного общения. Каждый ребенок работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями. Стараюсь предоставить им больше самостоятельности.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » У ребенка-инвалида, не занимающегося дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому цель моей работы заключается не только в том, чтобы познакомить детей с различным видами творчества, но и выработать у них умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках. В конечном итоге - научить детей полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носят воспитательный характер. При проведении занятий проявляю заботу о настроении и работоспособности детей, создаю особую атмосферу внимания и доверия. В конце каждого занятия фиксирую внимание детей на достигнутом результате. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Индивидуальные особенности детей затрудняют их самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь им преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым. Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков. Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Дети быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается. Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Каждый ребенок требует индивидуального подхода. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. Воспитанник может заниматься по данной программе несколько лет, но каждый учебный год в этом случае я предлагаю для изготовления другие изделия. На занятиях даю минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями детей этой категории. Но материал берется самый элементарный, посильный. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, дети обретают как бы второе зрение: в своей работе они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Я считаю, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, переживает незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Рекомендации педагогу дополнительного образования по развитию личности ребенка с ОВЗ 1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям. 2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. 3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Снятие страха - «Ничего страшного...» Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...» Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение - «Приступай же... Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.») Приемы формирования ситуации успеха: 4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приемы: Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас). 6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … »

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … »