Изучение системы работы учителя технологии. Материал для учителей технологии "моя педагогическая концепция"

Из опыта работы учителя технологии

Пусть ум и руки наши

Родят лишь чудеса,

И мир прекрасней станет

От мудрости творца!

Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качественного образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, электротехники, общих основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения. При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность).

Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.

На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Под методом проектов в курсе «Технология» понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества проведенного исследования и созданного продукта, определение реального спроса на него на рынке товаров и услуг.

Метод проектов позволяет формировать у школьников такие качества, как бережливость, расчетливость, деловитость, коммуникабельность и др. Упор при применении метода проектов делается на активное обучение детей через проектирование и изготовление изделий или оказание услуг, которые нужны кому-либо в реальной жизни. Роль учителя – создать такие условия, при которых это будет возможно.

Идея внедрения проектной технологии позволяет пройти путь познания вместе с детьми.

На уроках технологии то, что открывают ученики или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их в качестве готовых от учителя или из учебников.

Реализация проектной деятельности мы начинаем с разработки проекта освоения большой темы или раздела программы по учебному курсу. Я готовлю предварительный план раскрытия темы, учащиеся вносят свои коррективы. Затем они распределяются по микрогруппам, договариваются о формах подведения итогов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектная технология позволяет решить ряд задач, а именно, выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

С чего начинаем работу по данной технологии?

    Индивидуальная работа – первый шаг в творческой работе. Главное условие – чтобы ученики поняли, что от них требуется. Потребуются время и терпение!

    Начинать нужно с примера проекта-образца, который показываю ученикам.

    Выслушав мнение учащихся сначала о своей работе, а потом о работе других учащихся, оцениваю вклад каждого. Отдельные учащиеся, получив одобрение, будут обсуждать, делать предложения, как организовать работу, что нужно для этого сделать, как использовать виды деятельности, умения.

    Воплощение проекта необычным, неожиданным способом откроет возможности и для «слабых» учащихся. Ученики всегда поддержат интересные идеи.

    Трудоемкость внедрения проектной технологии заключается в обновлении обеспечения учебно-методическим комплексом.

Сложной, но, пожалуй, самой интересной является моя организация работы по выработке идей при проектировании изделий для удовлетворения потребности конкретного человека или группы людей. Например, определена потребность: маме нужна салфетка, в этом случае можно осуществлять разработку идей по изготовлению какой-то определенной салфетки.

В организации технологического обучения использование проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности повышает положительную мотивацию обучения, делает образовательный процесс осмысленным и интересным.

Логическим продолжением уроков является и работа детского объединения «Подарок своими руками». Занятия в объединении предоставляют большие возможности для способных и увлеченных детей. В нем учитываются основные направления современного технологического образования школьников: целенаправленное формирование и развитие творческой личности, организация созидательной деятельности школьников, мотивация и стимулирование деятельности, контроль и самооценка деятельности, воспитывается чувство бережливости и экономии, так как в процессе изготовления изделий могут быть использованы старые вещи.

Искусство вышивки, шитьё из лоскутков – искусство, имеющее давнюю историю и богатые традиции по всему миру. Лоскутные изделия – покрывала, одеяла, подушки – до сих пор можно встретить в разных уголках России. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

Искусство создавать из кусочков ткани одежду, красивые вещи, украшающие жилище, возникло на Руси с появлением ситца. Народные мастерицы с любовью, тщательно подбирая кусочки ткани, создавали неожиданные, яркие по цвету композиции, которые поражают и сегодня не только мастерством исполнения, но и удивительным художественным вкусом, присущим народным творцам. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, мы сможем обновить свою одежду, сделать её нарядной, украсить и создать полезные вещи – салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким и друзьям.

Мой опыт работы показал, что учащиеся, изучая различные приёмы лоскутного шитья, вышивки и аппликации, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи и постепенно переходили к более сложным работам.

Учащиеся изучают основные законы композиции и цветоведения, знакомятся с традиционными орнаментами разных народов, осваивают основные приёмы работы на швейной машине и вручную; сначала работают по готовым образцам, копируя их, а затем приступают к разработке индивидуального проекта и выполняют изделие, используя ранее изученные способы соединения лоскутков и вышивки. Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их творческую изобретательность. При создании рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали. И самое удивительное то, что учащиеся, не умеющие рисовать, составляют композицию из фрагментов, взятых их детских книжек. Они чисто интуитивно подбирают ткань по цвету и структуре и в результате получают неповторимое декоративное панно. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал. Чему же способствует внедрение проектной технологии? Опыт доказывает, что данное внедрение способствует:

    повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации;

    развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);

    развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

По 3-х летнему опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:

    создание ситуации занимательности, ситуации успеха;

    создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.

Я целенаправленно работаю по формированию структуры умственной деятельности, акцентируя внимание на:

    использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;

    доказательность суждений;

владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.

Как показывает опыт, в развитии познавательной сферы учащихся важную роль

играет интеграция уроков технологии с другими предметами. При использовании межпредметных связей на уроках и внеклассных мероприятиях мы способствуем усвоению технологических, экономических, экологических, предпринимательских знаний. История названия тех или иных понятий, деятельность изобретателей, история моды – вот неполный перечень вопросов, которыми интересуются ученики. А хорошее знание литературы, русского языка, математики позволит грамотно и точно рассчитать формулы при построении чертежей основы изделий, искусство рисовать поможет при создании новых моделей. Использование национально-регионального компонента в «Технологии» позволяет мне на уроках использовать традиции бурятского народа в разработке проектов по изготовлению текстильных и кулинарных изделий.

В своей работе опираюсь на здоровьесберегающие технологии. При выполнении практических работ (а они занимают большую часть рабочего времени урока) использую музыкальный ряд и физкультминутки. Это позволяет снять психологическое напряжение учащихся.

Применение проектных технологий в обучении предмета позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.

В процессе преподавания предмета по традиционной методике внимание было сосредоточено на усвоении основных знаний и умений, а воспитание разносторонней личности и развитие творческих способностей школьников зачастую осуществлялось спонтанно. Здесь же в основном преобладал авторитарный стиль общения учителя с учениками.

Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от традиционного.

Во-первых, организация процесса обучения ориентирована на развитие личности учащегося. Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как сравнение (при выборе ткани для изготовления изделия учитываются технологические, эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования), классификация (разновидности ручных стежков и строчек), обобщение (направления моды, стили и силуэты одежды). В-третьих, появляется интерес к творчеству, усиливается мотивация личностного роста, появляется стремление изменить себя в лучшую сторону. В-четвертых, изменяется роль учителя. Я выступаю как организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

При применении методов проектов учащимся предлагаю практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений- исследований, дизайн-анализов), для того, чтобы они могли развивать свои способности и пополнять полученные знания. При этом я предоставляю учащимся возможность что-то делать, быть активным в проектировании и изготовлении изделий, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их. Здесь же мы используем полученные ранее знания и умения для решения практических задач.

В своей работе я часто использую основные формы организации учебного процесса, способствующие развитию творческих способностей учащихся: организация выставок, демонстраций, мастер-класс; проведение тематических конкурсов, освоение компьютерного моделирования.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

МБОУ «АГЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

п.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

СУВОРОВСКОГО РАЙОНА

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Ивлевой Елены Ивановны

2015 г.

Базовая модель

Обобщенного педагогического опыта

учителя технологии

Ивлевой Е.И.

Тема опыта

Использование индивидуального творческого потенциала на уроках технологии

Идея опыта

Развитие инновационной творческой деятельности учащихся, познавательного интереса к предмету «Технология» через решение прикладных учебных задач

Содержание

ИПМ 1.

ИПМ 2.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА…………………

ИПМ 3.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА………

3.1.

Новизна опыта………………………………………………

3.2.

Трудоемкость опыта………………………………………...

3.3.

Актуальность и перспективность………………………….

3.4.

Теоретическая база опыта …………………………………

3.5.

Область применения………………………………………..

3.6.

Адресная направленность………………………................

ИПМ 4.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА………………………………......

4.1.

Сущность творческого развития…………………………...

4.2.

Место образовательной области «Технология» в системе учебных предметов…………………………………………

4.3.

Методы и приемы, стимулирующие развитие творческих способностей………………………………………………..

ИПМ 5.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ…………………………………….

5.1.

Положительное отношение учащихся к предмету………..

5.2.

Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах учащихся………………………………………..

5.3.

Профессиональный и личностный рост учителя…………

5.4.

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях………………………………………..

ИПМ 6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ИПМ № 1. Общие сведения об авторе

Ивлева

Елена Ивановна

Образование – высшее педагогическое. ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого.

Специальность по диплому: учитель технологии и предпринимательства.

Занимаемая должность – учитель технологии.

Трудовой стаж: 29лет

Педагогический стаж : 26лет

Стаж работы в МБОУ «Агеевская СОШ №3» п. Центральный, Суворовский район, Тульская область: 4 года

Квалификационная категория – установлена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Приказ министерства образования и культуры Тульской области от 26.12.12 г., № 1019.

Преподаваемый предмет : технология

Награждения: Почетная грамота комитета по образованию МО «Суворовский район», Почетная грамота департамента образования Тульской области.

ИПМ № 2. Условия формирования опыта

Опыт сложился в МБОУ «Агеевская средняя общеобразовательная школа №3» п. Центральный.

На формирование опыта повлияло:

    Посещение курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагог новой школы. Слагаемые успеха» в ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРОТО»

    Знакомство с опытом работы учителей МБОУ «СОШ №5» г. Суворова, МБОУ «СОШ №2» г. Суворова, МБОУ «Гимназия»

    Совместная работа с учителями школы по направлениям: «интегрированное обучение», «проблемное обучение», «развивающее обучение», «индивидуальный подход в сочетании с коллективной деятельностью», «дифференцированный подход в обучении», в реализации воспитательной работы в школе по теме: «Создание условий для развития и формирования личности учащегося».

    Изучение передового педагогического опыта по данной проблеме в журнале «Школа и производство», в «Учительской газете», в приложении к газете «Первое сентября» и в других периодических печатных изданиях.

    Активное участие в школьных, районных семинарах учителей по обобщаемой тематике, в заседаниях педагогических советов, методических объединений, на заседаниях РМО учителей технологии.

    Использование новых технологий в условиях школы: кабинет технологии, оснащенный современными швейными машинами и др. оборудованием, хорошо оборудованный компьютерный класс, средства ТСО, дидактические и наглядные пособия по технологии.

    Мой педагогический поиск новых, более результативных форм и методов работы с детьми, анализ учебно-воспитательного процесса, заставивший задуматься, как повысить интерес учащихся к предмету, добиться активности и творческого подхода к процессу обучения.

ИПМ № 3. Теоретическая интерпретация опыта

3.1. Новизна опыта состоит:

    развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

    активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

    совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

    формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;

    демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Результаты использования опыта должны отражать:

    осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

    овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

    овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

    формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

    развитие умений применять технологии представления,

преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

    формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

3.2. Трудоемкость опыта:

    опыт требует особых затрат времени при подготовке к урокам технологии;

    много времени и сил тратится на подбор заданий для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока;

    много времени уходит на отработку практических навыков в выполнении тех или иных приёмов, так как учащиеся самостоятельно не может закрепить их.

3.3. Актуальность и перспективность опыта:

    необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями и умениями для практической деятельности в современных условиях.

    совершенствование творческой деятельности школьников, развитие индивидуальных склонностей и возможностей.

    приоритетное в преподавании технологии развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для ее самоопределения и самореализации.

3.4. Теоретическая база опыта:

    Метод учебного проекта в образовательном учреждении Н. Ю.Пахомовой

    Проектная деятельность учащихся под редакцией Морозова Л.Н.

    статьи ученых-методистов: Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Зотова Ю.Б. «Организация современного урока», Заславская О.В. «Компетентностный подход в общем среднем образовании и проблемы подготовки педагога к его осуществлению»

    Не совсем обычный урок Кульневич С.В.

    Культура современного урока Бабуровой И.В.

3.5. Область применения:

Опыт может быть использован учителями технологии и других дисциплин в средней школе с 5 по 11 классы, в классах с любым уровнем подготовки.

3.6. Адресная направленность:

Опыт полезен учителям технологии, а также учителям смежных дисциплин, классным руководителям, руководителям кружков, объединений, клубов, в которых ведется творческая работа.

Мой опыт позволяет решить следующие противоречия:

    между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и уровнем подготовки учащихся.

    между особенностями подросткового возраста и его адаптацией в социуме

ИПМ № 4. Технология опыта

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

    организация созидательной деятельности учащихся;

    создание на уроке оптимальных условий для развития творческих способностей каждого школьника.

Для решения этих задач необходимо выяснить, что влияет на развитие творческих способностей школьников, какие необходимо создать условия для этого, какие выбрать оптимальные методы и средства обучения.

4. 1. Сущность творческого развития

Сущность творчества по-разному рассматривалась в разные исторические эпохи.

В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.

В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

Проблема творчества рассматривалась и многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находится в бессознательном, а, следовательно, развивать бессознательное тоже невозможно. Уже в теории творчества философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том, как надо развивать творческое начало в человеке не затрагивается.

Рассмотрим, как понимается проблема творчества в современной науке.

Наиболее основательно проблемой развития творческих способностей занимались такие видные психологи и педагоги, как Теплов Б.М., Пономарев Я.А., Выготский Л.С., и многие другие. Была создана такая наука, как психология творчества.

Данная наука разделяет процесс творчества на составляющие: стадия труда, бессознательной работы и вдохновения. Кроме того, известный психолог Выготский Л.С. утверждает, что личность ребенка, а значит и его способности формируются в ведущей на данном этапе развития деятельности. Из психологии известно, что основной ведущей деятельностью школьника является учебная.

Психологи определили следующие психические предпосылки творческого труда: знания, развитые умственные способности, гибкость и беглость мышления, радость творения и труда, понимание проблемы и удовлетворение от её решения, эмоциональная стабильность, терпение, духовное мировоззрение.

Среди особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность. Конечный продукт творчества может быть, как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

Особенности мотивации усматривались в том, что творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе. Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.

Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение , т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

Л. С. Выгодский писал: «Первая форма связи и воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться. Давно уже установлено, что успешность обучения зависит от степени сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности, от методов и приемов обучения, наконец, от индивидуальных качеств обучающегося, или, иначе, от его психологических особенностей.

Особенно важным в обучении школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Г. Нойнер, В. Калвейт, Х.Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.

Терский В. Н. – друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание, которое оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой и вместе с тем актуальной во все времена.

4.2. Место образовательной области «Технология» в системе учебных предметов

Немалую роль в развитии творческих способностей отводится образовательной области «Технология», которая является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя учащимся возможность применить на практике знания основ наук.

Каждое направление предмета «Технология. Обслуживающий труд»: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование» подразумевает применение творческих способностей учащихся, развитие познавательных интересов, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, творческие или проектные работы.

Образовательная область «Технология» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

    определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

    творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

    приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

    умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

    владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

    оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Таким образом, развитие творческих способностей соответствует современным целям, и задачам образования.

4.3. Методы и приемы, стимулирующие развитие творческих способностей

По опыту работы могу сказать, что успешно стимулируют творческую работу учащихся на уроке следующие приемы:

На своих уроках стараюсь создавать проблемные ситуации , в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся находить решения и предлагать несколько вариантов. Работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.. В данном случае проявляется творчество самого учителя.

Уроки решения проблемных ситуаций успешно проводятся по таким темам как: «Оформление салфеток в технике «батик»» (8 класс), «Значение кисломолочных продуктов в питании человека» (6класс), «Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи» (8класс) и др.

Занимательный материал подбираю в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях.

Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин.

В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. Занимательность присутствует и теме «Кружево», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальных, заочных экскурсий в различные музеи, которые проходят с помощью выполненной мной или ученицей как творческий проект презентацией, либо используя ресурсы Интернета.

В роли приема, входящего в методы развития творческой активности, выступают занимательные аналогии, например, при изучении силуэтов одежды учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде и разрабатывают свои эскизы одежды.

Педагогически оправдано и я соглашусь с тем, что создание для школьника ситуации успеха – субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности является одним из стимулов для творчества. Технологически это обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей, проявить свое творчество.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».

4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока более расположены к творчеству.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков немало важную роль играет яркость, эмоциональность речи учителя и я стремлюсь к этому. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например, зачетная игра по «Кулинарии» в 6 классе «Съехались на конкурс повара».

Метод проектов является тем средством, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Меня привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. Учащиеся выполняют проекты на различные темы. Изделия часто выставляются на выставке в школе, лучшие – на районной выставке детского творчества. Стимулирует творческую деятельность учащихся участие в интернет-конкурсах разного уровня, особенно, когда они получают дипломы победителей.

В своей работе я практикую не только перечисленные выше приемы, но и многие другие, которые помогают мне работать над развитием творческих способностей учащихся.

Не малое значение в развитие творческих способностей детей имеют внеклассные мероприятия, различные выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. Работы учащихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, культуры края так и для организационно-развлекательных школьных мероприятий.

Считаю, что еще одной неотъемлемой составной является связь с родителями. Родители должны видеть результаты труда своего ребенка. В школе к родительским собраниям организовываю выставки детского творчества, демонстрирую слайды с фотографиями работ учащихся.

Таким образом, все выше сказанное, повышают познавательную и творческую активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

ИПМ № 5. Результативность

Результатом моей работы является:


Творчество детей проявляется в работах, которые ежегодно выставляются сначала в школе, а затем лучшие работы участвуют в районной выставке детского творчества, в интернет-конкурсах разного уровня.

К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки: картины и сувениры. Я стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама. В основном вся подготовка к выставкам осуществляется во внеурочное время. Дети приходят на больших переменах, чтобы получить очередную консультацию, после уроков, в группе продленного дня.

Учащиеся вместе со мной участвуют в оформлении кабинета, в оформлении школы к мероприятиям.

Проведенные исследования показали, что учащиеся, которые более продолжительное время занимаются развитием творческих способностей становятся более целенаправленными, дисциплинированными и заинтересованными в результатах своей деятельности.

Учитывая все это, моя работа направлена на творческий поиск новых методов и приёмов, для активизации учебной и внеучебной деятельности, расширение кругозора, развитие практических навыков учащихся.

5.1. Положительное отношение учащихся к предмету

Творческий характер деятельности усиливает мотивацию обучения. Проанализировав результаты, можно прийти к следующим выводам - за 2011-2012уч.год, 2012-2013 уч. год и 2013-2014 уч.год наблюдается устойчивое повышение уровня мотивации к предмету «Технология».

5.2. Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах учащихся

2012-2013 уч.год.

Телина Мария (10 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

Корнеева Вера (10 класс) – 3 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

2013- 2014 уч.год

Телина Мария (11 класс) – 1 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

Щепелева Ольга (11 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

2014-2015 уч.год

Аликина Анна (5 класс) – победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

ЧернышоваАнастасия (5 класс) – Номинация: «Декоративное творчество»

Козырева Татьяна - (6 класс) – победитель 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» . Номинация: «Декоративное творчество»

Швецова Александра (6 класс) – победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Кондаревич Анжелика (7класс) – 3 место - муниципальная предметная олимпиада, победитель 1 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» , номинация: «Декоративное творчество»

Бочарова Алина II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия», победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Древина Анжелика (7 класс) – победитель 1 степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине»

Захарова Юлия (7 класс) – победитель 2 степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине», победитель 1 степени II

Кочерга Алина (7 класс) – победитель 3степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине», победитель 1 степени II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия»

Суржикова Мария (7 класс) – победитель 1 степени II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия»

Андреева Юлия (8 класс) – победитель 3 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Гусева Татьяна (8 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада, победитель 1 степени Международного конкурса детских творческих работ «Академии одаренности»

Жукова Татьяна (8 класс) – победитель 2 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Мурашова Ирина (8 класс) – 3 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии, победитель 1степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Худашова Фатима (8класс) – победитель 2 степени Международного конкурса детских творческих работ «Академии одаренности»

5.3. Профессиональный и личностный рост учителя

Диплом за подготовку победителей 1 и 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинация: «Декоративное творчество»

Диплом за подготовку победителей Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине» в номинации « Технология»

Сертификат за подготовку победителей 1 и 2 степени Международного конкурса детских творческих работ в номинации «Дизайн» интернет-сайта «Академии одаренности»

Лауреат Всероссийского конкурса «Вопросита». Блиц-олимпиада: «Педагогические технологии»

Диплом победителя 2 степени Международного творческого конкурса «Серебро Рождества»

Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса учителей с международным участием. Номинация «Мое внеклассное мероприятие»

Диплом победителя 1 степени Международного творческого конкурса «Педагогический альманах»

Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок»

Свидетельство о подготовке победителей 1, 2 и 3 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок».

5.4. Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях

Декабрь 2010г. Выступление на методическом объединении по теме «Применение информационных технологий на уроках».

Октябрь 2010 - Выступление на педсовете то теме: «Способы преодоления неуспеваемости и организация работы учителей по данной проблеме».

С 2011 года - руководство школьным методическим объединением учителей общетехнических дисциплин.

Декабрь 2011г. - выступление на ШМО

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом. Программа предмета технология строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.

Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.

Таким образом, перспективность заключается в том, что блочно модульные технологии позволяют адаптировать модули в связи с потребностями времени, запросами родителей и детей, местных производственно-трудовых традиций и особенностями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

Для осуществления поставленной задачи я применяю блочно-модульную технологию и технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах:

  1. Симоненко В. Д., Тихонова А. С. (Методика обучения учащихся Технологии),
  2. Тхоржевского Д. А., Гетто В. Г. (Основы проблемного обучения на уроках труда),
  3. Тихонов А. С., Сидоров О. В. (Творческий потенциал учебного проектирования),
  4. Павлова М. Б., Питти Д. (Образовательная область "Технология". Теоретические подходы и методические рекомендации - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России), Сопельняк А. П. (Психология творчества // Изобретатель и рационализатор).

В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий:

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология проектной деятельности.
  • Дифференцированный подход к обучению.
  • Личностно-ориентированный подход к обучению.

НОВИЗНА ОПЫТА.

Введение блочно-модульной технологии обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

При реализации личностно-ориентированного обучения я координирую учебный процесс, наблюдаю, косвенно руковожу деятельностью учащихся, помогаю в выборе решений, активизирую самостоятельную деятельность учащихся, диагностирую развитие личности учащихся.

Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

  • выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль за ходом и результатом учебной деятельности.

Принципы которыми я руководствуюсь при обучении.

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности знаний;
  • Принцип доступности и посильности;
  • Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
  • Принцип прочности знаний учащихся;
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Принцип научности обучения.

В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом использую три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.

Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.

Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.

Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую я стараюсь решать на своих уроках. Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления. По этой технологии работаю девять лет.

В методической копилке:

Блоки-модули.

  • Модуль первый. Личная гигиена и гигиена жилища.
  • Модуль второй. Элементы кулинарии.
  • Модуль третий. Цветы в доме.
  • Модуль четвертый. Семейные праздники.
  • Модуль пятый. Плетение и ткачество.
  • Модуль шестой. Обработка тканей.
  • Модуль седьмой. Элементы машиноведения.
  • Модуль восьмой. Элементы домашней экономики.
  • Модуль девятый. Основы предпринимательства.

Тематические и поурочные планы.

Темы урока:

Элементы материаловедения.

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.

Конструирование ночной сорочки и моделирование плечевого изделия на ее основе.

Дидактический материал:

Инструкционная карта. Построение чертежа цельнокройного фартука.

Инструкционная карта. Раскрой фартука.

Инструкционная карта. Изготовление нагрудного накладного кармана.

Инструкционная карта. Притачивание пояса к юбке.

Инструкционная карта. Конструирование и моделирование юбки, фартука, плечевого изделия с цельнокройным рукавом и втачным рукавом.

Инструкционная карта. Конструирование воротников.

Карточки для проверки знаний.

Лекала фартука, юбки, плечевого изделия, воротников.

Для удобства и наглядности оформлены папки для среднего и старшего звена с 5-го по 11-й класс (профориентационная работа, проектная деятельность, ручная вышивка, аппликация на швейной машине).

Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • таблицы;
  • опорные схемы;
  • банк учебных проектов.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Проводимая мной работа в данном направлении дает положительные результаты:

  • все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
  • 100% успеваемость;
  • процент качества за предыдущий год по всеклассно составляет 100%.

В апреле 2007 года участвовала в городском смотре-конкурсе учебных мастерских муниципальных общеобразовательных учреждений, награждена дипломом за 3-е место. Приняла активное участие в городской выставке учителей технологии посвященной началу 2007-2008 учебного года. В марте месяце участвовала в городской выставке кукол проходившей в школе искусства. Награждена грамотой за подготовку проекта "Школьная газета: содружество участников образовательного процесса" занявшего 3 место в городской акции "Я - гражданин России". Разработала и представила костюмы для участников городского смотра - конкурса "безопасное колесо" заняла 3-е место март 2007года.

В апреле 2007года к проведению школьного семинара подготовила выступление "Блочно модульное преподавание".

За многолетний добросовестный труд и в связи с 10-летием Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" управления образования- награждена почетной грамотой главы города Губкинского.

В сентябре 2006-2007года назначена руководителем городского МО учителей технологии.

В 2008 году ученица 4-Б класса Морозова Настя заняла 3-е место, в городской выставке -конкурсе коллективно- творческих работ"Семья России". В Мае 2008 года получили дипломы за участие во втором корпоративном фестивале "Факел" г. Ноябрьск, Морозова Настя, Гаврилюк Александра, Гаврилюк О. А. В городском конкурсе молодежных проектов и творческих работ "Радуга профессий" в номинации Декоративно- Прикладное Творчество Гаврилюк Александра награждена дипломом за 1 место.

За сотрудничество в сфере профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан и за активное участие в конкурсе молодежных проектов и творческих работ получила благодарственное письмо.

В ноябре месяце 2008 года ученица 9-Б класса Гилемханова Ксения стала призером в городской олимпиаде по технологии.

За участие в окружном конкурсе декоративно-прикладного и художественного искусства "Вселенная детского творчества" посвященного 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей награждена дипломом. Салехард 2008 год.

За представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале "Открытый урок" награждена дипломом в 2007-2008 учебном году.

Считаю большой долей заслуги моей работы выбор профессии учеников нашей школы идет по направлению технологии. Две выпускницы Лешик Ольга и Бондаренко Ирина закончили училище с красным дипломом получив профессию повар-кондитер.

Уделяю огромное внимание здоровьесберегающему направлению.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями трудового обучения в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессионального училища.

ТРУДОЕМКОСТЬ.

Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается и нехватка литературы как учебной так и методической, что занимает много времени для подборки информации. Все приходит со временем и с опытом. Если начиная с 5-го класса, материал собирается по крохам менее емкий, то к 11-му классу учащиеся успешно справляются с более сложными блоками- модулями.

Они прекрасно ориентируются в подборе литературы, распределяя между членами группы этапы работы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
ст. Родниковской Курганинского района Краснодарского края
Из опыта работы учителя технологии Гончаренко В.В.
«Описание положительного опыта по трудовому обучению и
воспитанию на уроках и во внеурочное время»

2015 год
Настоящая работа – это обобщение моего опыта, полученного за годы работы в
школе.
Мой поиск – построение учебного процесса, который помог бы обеспечить
усвоение урочной или учебной темы. Как спланировать урок так, чтобы за
минимальный отрезок времени дать максимальное количество знаний учащимся.
Как, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих учеников, сделать всё для
того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. А
для этого учитель должен подготовить урок так, чтобы ученики после него
стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке
знаний.
И уж, конечно, не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для
того, чтобы больше узнать. Ведь привлекательность учебного процесса является
важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной
активности учащихся к образованию, положительного отношения к школе.
Для этого стараюсь чётко объяснить задание и поставить цель перед учащимися
так, чтобы ученики знали, для ЧЕГО, ПОЧЕМУ и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ им дали
задание. Научить детей внутренне признавать разумность и необходимость
осуществления этой деятельности – основная задача моей работы.
Ребёнку очень сложно переходить от состояния ничего неделывания / или что
сложнее, от деятельности по своему почину / к активному труду по заданию
учителя.
Поэтому раскрытие той или иной темы в полном объёме даю учащимся
постепенно. Как бы, подымаясь по ступенькам лестницы. Часть сопутствующей
тематики для раскрытия основной темы даю в младших классах, затем в старших.
В младших классах люблю проводить уроки и внеклассные мероприятия в
нетрадиционной форме, которые дают большие положительные результаты.
В старших классах провожу практические работы, которые вырабатывают навыки
шитья, вязания, приготовления пищи и др.
Учитель в состоянии сделать каждый свой урок привлекательным, но это
требует большой дополнительной подготовки. Надо подобрать материал, задачи,
упражнения, составить карточки – задания. И это дело не одного года, но в конце
концов урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет
приносить последним радость познания. Использование ИКТ позволяет проводить
уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
Обеспечение наглядностью, привлечение большого количества дидактического

материала повышают объём выполняемой работы на уроке в 1,5­2 раза, а также
обеспечивают высокую степень дифференциации обучения.
С первых минут, когда дети приходят ко мне на урок, я убеждаю их, что труд –
это основа всего. Основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом
себе, развития, человеческого счастья. И французская пословица: «Никто не
рождается с умными руками, руки умнеют в труде» стала нашим живым девизом.
Поэтому каждый мой ученик знает, что нет слова не хочу, а есть слово надо. Но
рядом с трудом физическим и умственным должен быть и труд нравственный,
возвышающий. Без него – труда нет, остаётся одна механическая работа.
Радость труда – это важнейший путь формирования отношения к труду. Без
радостного отношения вообще невозможен хороший труд. И примером этого
являются результаты работы: участие в творческих конкурсах, выставках.
Следующая педагогическая задача – воспитание эстетического отношения к
окружающей жизни: к природе, к людям, обществу.
Эстетическое развитие помогает формированию нравственных критериев,
вкусов, понятий, трудовых способностей и умственного развития. Связь
эстетических критериев со всеми задачами развития детей многопланова.
Например, на уроках кулинарии по теме « Приготовление горячих напитков » ­ в
частности, использование момента даже приготовления заварки чая, учащиеся
проявляют особую искусность, мастерство. Простое приготовление чая
превращается в некий сказочный ритуал. Тем самым, девочки показали свое
стремление к творческому мастерству (материал части этого урока прилагается в
презентации). А у меня была возможность взять на заметку способных учениц и
определить наметившихся лидеров, тех, кто более развит, кому даётся учение
легко, а кому труднее.
Используя задачи ТРИЗ (теория, решения изобретательных задач), я выявляю
нестандартное мышление у учащихся, которые не входили в число лидеров, а были
довольно неприметными в группе своих товарищей.
Например, объясняя учащимся историю возникновения швейных машин
(раздел машиноведения), делаю сообщение, что в 1837 г. Варфоломеем Тимотье
была впервые построена мастерская, где установлено было 80 деревянных
швейных машин. Но просуществовала эта мастерская недолго, т.к. была
разгромлена (но об этом не говорю) а задаю вопрос: « Почему мастерская
просуществовала недолго? » в одних классах дети сразу говорят ответ, в других
необходимы наводящие вопросы.
На протяжении всего учебного процесса уделяю большое внимание развитию
детей по народному декоративному искусству – одному из способов воспитания
любви и уважения к Родине, к своему народу, краю и местности, в которой мы

живём, приобщая к миру прекрасного, изучению национальных традиций и
обычаев. Это прослеживается в такой работе, как коллекционирование и
демонстрации работ, выполненных бабушками, родителями учащихся и
творческими работами, представленными самими учащимися.
В школе при помощи учащихся создана Кубанская горница. Предметы быта
горницы используем при проведении обрядовых праздников, таких как Масленица;
организуем предметы выставок и проводим встречи с мастерами рукоделия.
Изменившиеся социально – экономические условия диктуют необходимость
внесения изменений в подготовку учащихся к жизни и труду. И одно из новых
требований – развитие качеств делового человека. Это значит, что большое
внимание отводится на изучение домашней экономики, куда входят изучение
семейного бюджета, планирование, одним словом то, что необходимо молодому
человеку, вступившему в самостоятельную жизнь.
Хотелось бы подчеркнуть, что, добиваясь разными способами усиления
привлекательности урока, хотелось бы добиться главной цели современного
школьного образования – воспитания и развития способной, жизнелюбивой,
знающей и умеющей талантливой личности, готовой к творческой деятельности. И
при этом научить эту личность уважительно относиться к людям, считаться с их
делами, интересами; воспитать умение общаться со взрослыми и сверстниками
быть общительными, вежливости, деликатными и скромными.
И это возможно. Возможно, когда ты веришь в духовные силы ребенка в его
будущее победы и удачи.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Тема «Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.

На протяжении многих лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, творчество учителя.

Работая по программе «Технология» я составила тематическое планирование так, чтобы максимально развить творческий потенциал учащихся. Поурочное планирование составляет систему, позволяющую обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим.

Своей ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, своими идеями считаю:

1)творчеству нужно и можно учить;

2) творческое начало не является природным качеством ума;

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:

Развиваю творческую активность учащихся;

Включаю учащихся в творческую деятельность;

Вношу проблемность в учебный процесс;

Развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:

1)принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2)принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3)принцип приоритета творческой деятельности;

4)принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5)принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся;

Творческая личность обладает следующими качествами:

Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

Умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

Умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.

Например, когда проводим разработку идей, выбираем варианты предлагаю выдвигать свои идеи от своего имени «Модели от Галины». Здесь учащиеся придумывают только свои модели.

В проекте при составлении «схемы обдумывания» предлагаю не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

В своей работе опираюсь на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.

Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, я предлагаю учащихся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения –фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень –фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень –фартук с нагрудником, карманами, внесение более сложных элементов отделки. (аппликация, вышивка).

В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю. Примером может послужить то, что например в 5 классе занимаются мальчики и девочки вместе.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, ИЗО и другие).

Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ей ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».

При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

К каждой теме составляю учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, стараюсь, как можно чаще давать детям творческие работы.

Например: При изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаю выполнить схему и процесс получения ткани творчески.

В 6-ом классе при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Оформление интерьера жилого помещения». где элементы выполнены из хлопчатобумажной и льняной ткани (например, занавески, подушки, скатерти и т.п.). Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся. Получив оценку за выполненную работу, работы выставляем на выставку, а в конце года передаём в летний лагерь младшего звена для того, чтобы младшие школьники пользовались ими во время игры. Тем самым учащиеся находят практическое применение своей работе.

При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Например: При изучении темы «Моделирование» в 5-8 классах я включила в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель от Ирины», «Салон « Эксклюзив » представляет»…..

Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.

2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.

3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;

4. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.

5. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.

На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты. После выполнения работы анализируем и выбираем лучшие варианты. Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед девочками задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного изделия?).

При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества.

Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.

Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Я показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.

В течение прохождения кулинарных работ даю девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.

После прохождения кулинарных работ даю задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, рецепт в форме рыбы, или блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.).

При прохождении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками, выполняют изделия из лоскута, шьют мягкие игрушки, так как у нас есть классы совмещённые т.е. девочки и мальчики, мальчики лепят из солёного теста, выжигают и есть такие которые могут шить, вышивать..

По данным видам рукоделия я подобрала очень много дополнительной литературы, изготавливаю образцы изделий, увидев которые дети проявляют желание сделать своими руками. В пособиях даны выкройки, на которых указаны буквенные обозначения, по ним учащимся предлагается самостоятельно подумать над последовательностью изготовления изделия. Занятия рукоделием очень увлекает девочек, при этом они испытывают массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах. У девочек исчезает робость, у многих появляется потребность делать хорошо, добротно, красиво. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей детей. Это очень видно при оформлении изделий, девочки самостоятельно вносят изменения в поделку, проявляют фантазию. После того, как учащиеся изготовили сувениры, мы устраиваем в классе выставку сделанных работ, Я всегда задаю детям вопрос: «Есть ли совершенно одинаковые изделия?». Мы их не находим, т.к. каждая работа индивидуальна, она есть только у вас, при её изготовлении каждый ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания.

В дальнейшем, девочки знакомят со своими работами своих родителей, проявляют желание сделать такие изделия для детского сада, изготавливают самостоятельно подарки для своих мам, бабушек, младших братишек и сестрёнок. На данных занятиях затрагиваю вопросы оформления подарков, где девочки также могут проявить творчество.

Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю . У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.

В наши дни, при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себя все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает, нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий. Таким образом, сегодня важно научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов, таких как печать, аудио- и видеоматериалы, электронные сети.

Важным условием обеспечения нового качества образования является формирование у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности. Ведь человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникших проблем, к организации своей деятельности.

Предлагая пользоваться компьютером, учитель дает возможность учащимся развивать навыки работы с техникой, открывает доступ к бесконечному количеству полезной информации и умению самостоятельно осуществлять ее поиск.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Я использую мультимедийные разработки уроков для того, чтобы на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к уроку: видео-, фото- и звукозапись, графику, кроссворды и т.д. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

При использовании компьютера в учебном процессе мне удаётся реализовывать следующие дидактические возможности: расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; прививать навык самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развивать познавательные способности учащихся; развивать мотивацию учащихся к учебному предмету. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля.