Что включают методы обучения при дистанционной форме. Методы и средства дистанционного обучения

Дистанционное обучение – обучение на расстоянии с активным использованием возможностей сетевого информационного пространства. Это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми.

Особенности дистанционного обучения

Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем. Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся.

Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.

В организации учебного процесса могут сочетаться очные и заочные формы. Завершается обучение сетевым или очным тестированием, показывающим уровень освоения учебного материала.

Виды дистанционного обучения

Сетевое обучение. Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту.

Обучение через кейсы. Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь.

ТВ-обучение. Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты.

Цели использования дистанционного обучения в средней школе

Возможность изучать предметы школьного курса для тех учащихся, которые не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья.

Освоение темы отдельного учебного предмета на углубленном уровне. Подготовка к участию в предметных олимпиадах.

Подготовка к экзаменам по разным школьным предметам.

Устранение пробелов в знаниях по определенным темам конкретных учебных предметов.

Принципы

Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах.

Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности.

Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование.

Индивидуальный подход. Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося.

Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.

Роль преподавателя

Успешность дистанционного обучения связана с профессионализмом учителя. Преподаватель разрабатывает учебные материалы, отслеживает индивидуальные результаты учащихся на разных этапах изучения курса. Он выступает в роли тьютора, сопровождающего учебный процесс.

Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения.

Преимущество для учащихся

Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома.

Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно.

Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом.

Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам).

Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.

Преимущество для учителя

Возможность обучать сразу любое количество учеников.

Современные интерактивные средства обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество образования.

Основные трудности для учащихся

Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины.

Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях.

Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером.

Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал.

Основные трудности для учителя

Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля.

Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании.

Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители.

Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.

Структура дистанционного урока

1. Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.

3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля:

Просмотр видео-лекции;

Работа с мультимедийными материалами;

Выполнение тренировочных интерактивных заданий.

4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование.

5. Консультация учителя. Рефлексия.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.

Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимся (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств.

Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного образования дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистанционного образования используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. В дистанционной форме образования специфика используемой технологической основы обусловлены, например: только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками и прочее.

Самой простейшей формой дистанционного образования является общение преподавателя со студентом посредством электронной почты. Учебный отдел высылает студенту по электронной почте учебный план на семестр с указанием электронных адресов преподавателей. Эта форма дистанционного образования предусматривает выполнение студентами контрольных, практических и лабораторных работ при получении образования дистанционными методами. Преимуществом организации дистанционного образования по этой форме является то, что студенту нет необходимости приезжать в вуз. Достаточно выслать работы по электронной почте, и ждать результата. Однако есть и ряд недостатков такой формы организации дистанционного образования. Во-первых, временной фактор. Используя эту форму дистанционного образования, студент после пересылки контрольных работ переходит в режим ожидания ответа преподавателя. Время проверки из-за большого количества студентов, желающих получить дистанционное образование, растягивается на недели и даже на месяцы. Во-вторых, отсутствует возможность получения дистанционных консультаций в режиме реального времени. В-третьих, изучение самостоятельно теоретического материала при такой форме дистанционного образования бывает зачастую затруднено из-за отсутствия теоретического материала.

Самой приемлемой формой дистанционного образования в настоящее время является использования специальных пакетов прикладных программ, ориентированных на дистанционное образование и полностью устраняющих недостатки ранее описанной формы получения образования. Формируя курсы по конкретным дисциплинам, преподаватель выкладывает лекционный материал, включающий в себя все требования стандартов высшего профессионального образования данной специальности. При этом формы организации курсов лекций могут быть различными. Можно разбить лекции на главы, можно использовать блочно-модульную форму организации дистанционной формы изучения дисциплины. Далее, оценка полученных знаний на каждом этапе дистанционного изучения теоретического материала организуется с помощью системы тестирования, как в режиме реального времени, так и в режиме Off-line. Составив график нахождения преподавателя в конкретном курсе, данная форма дистанционного образования дает возможность студенту обращаться к преподавателю за консультацией. Предусмотрена возможность общения и через электронную почту. Эта форма дистанционного образования привязана непосредственно к образовательному сайту вуза, что играет огромную роль при организации дистанционного образования, так как сайт, как правило, посещают достаточно часто. Увидев, что данное учебное заведение предусматривает форму дистанционного образования, посетитель сайта невольно хочет попробовать, что же это такое. В этом случае данная форма дистанционного образования предполагает так называемый гостевой режим (без логина и пароля) входа в систему.

Осознав все прелести организации дистанционного образования, возможный абитуриент через тот же самый сайт может подать документы на зачисление по выбранной специальности в вуз и получать высшее образование дистанционно. дистанционный образование обучение

Таким образом и происходит конкурентная борьба на рынке образования в условиях развития информационных и коммуникационных технологий.

Не следует смешивать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная что такоеинтерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование как новую форму образования. Необходимо различать понятия дистанционного образования и дистанционного обучения. Понятие «дистанционное образование» является более широким, поскольку включает в себя помимо обучения под руководством преподавателя также и самообразование. В то время как дистанционное образование подразумевает Комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно - образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности, активности, наглядности, индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация, которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды интернет, ее услугами.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе непрерывного образования, предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педагогической составляющих: технологии, методов, форм обучения. Следовательно, задачами педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.

Курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспечивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные методы и средства.

Дистанционная форма обучения включает пять обще - дидактических методов обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привнесло в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины. В первую очередь к ним относятся:

  • 1) виртуальный класс (группа);
  • 2) поддержка обучения (поддержка обучающихся);
  • 3) учебные телекоммуникационные проекты;
  • 4) обратная связь;
  • 5) диалоговая технология.

Под виртуальным классом понимается сообщество обучающихся, взаимодействие между которыми, при совместном выполнении ими учебных заданий, происходит по компьютерным сетям. Под поддержкой обучения в дистанционном образовании понимают любые материалы (информацию), поступающие от преподавателя к обучающемуся. Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформационной модели, основанная на коллективной деятельности обучающихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Обратная связь - это обобщение соответствующего кибернетического понятия, означает поток информации от педагога к дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося, его продвижения и успехов. Диалоговая технология - конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностного взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение одного с одним, одного со многими, многих со многими.

Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в дистанционном обучении обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. В России это особенно важно, так как российские студенты, в отличие от западных студентов, привыкли к книжкам больше, чем к видеокассетам. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, давать основные знания. Итак, основной объем материалов для изучения должен быть предоставлен в виде печатных изданий, так как в подобной форме его легче читать и усваивать. Но наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90» ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ: Глушенковой А.В., учителя истории и обществознания

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание и технологии обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, значительно повысить качество образования и способствовать гармоничному вхождению субъектов образования в информационное общество.

3 слайд

Описание слайда:

Реализует качественное информационное обеспечение и обслуживание учебной, воспитательной, управленческой деятельности школы как центра образовательного округа включает в себя совокупность организационно-методических, единых технологических и содержательных средств, технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации обеспечивает оперативный доступ пользователей к значимой социально - педагогически информации создает возможность для общения в интерактивном режиме всех участников образовательного сообщества. Единое информационно – образовательное пространство школы (ЕИОП) – это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда

4 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА Совершенствование содержания и технологий образования на основе внедрения ИКТ Развитие ИКТ − компетентности школьного сообщества. Освоение технологии открытого образования. Использование ИКТ в управлении. Ввведение электронного документооборота. Пополнение, обновление МТБ школы. Автоматизация рабочего места учителя. Реализация общественно - ориентированного образования Е И О П

5 слайд

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МБОУ «СОШ № 90» Аудиовизуальные (радио, телевидение, кино) Мультимедиа (проектор, интерактивная доска) Сетевые (локальная сеть, Интернет, сетевые проекты) Дополнительные цифровые ресурсы СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Классно - урочная Дополнительное образование Индивидуальное обучение Дополнительные платные образовательные услуги для населения по «Основам компьютерной грамотности Дистанционные (участие в городском эксперименте: «Сетевой город») Внеклассная работа по предмету ИКТ – РЕСУРСЫ Инклюзивное обучение Единое информационное пространство образовательного округа - Учебные и социально значимые проекты - Площадки проб и практик ОБЩЕСТВЕННО – АКТИВНАЯ ШКОЛА

6 слайд

Описание слайда:

Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.); Сетевые учебно-методические пособия; Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; Аудио учебно-информационные материалы; Видео учебно-информационные материалы; Лабораторные дистанционные практикумы; Тренажеры с удаленным доступом; Базы данных и знаний с удаленным доступом; Электронные библиотеки с удаленным доступом; ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

7 слайд

Описание слайда:

Основные субъекты: учителя – 92 % учащиеся начальной школы – 12% учащиеся средней школы (5-9классы) – 18% - учащиеся 10 -11классов - 62% Предметы: математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, иностранный язык САМООБУЧЕНИЕ Использование учителями и обучающимся различных образовательных ресурсов, доставляемых по телекоммуникационным сетям: - интерактивной базы данных, электронные библиотеки с удаленным доступом - печатной продукции, аудио-видео-материалов, учебных пособии, обучающих программ и т.д.

8 слайд

Описание слайда:

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ Оказание учителем, репетитором, консультантом, руководителем проекта помощи обучающимся в подготовке проектов, исследований, рефератов, домашнего задания посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, режим on lain, тренажеры с удаленным доступом и т.д. Основные субъекты: учителя – 67% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 21,9%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 34,7% - учащиеся 10 -11классов - 83% Предметы: окружающий мир, музыка, история и литературное наследие Сибири, математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, литература, иностранный язык.

9 слайд

Описание слайда:

ОБУЧЕНИЕ «ОДИН К МНОГИМ» Использование электронных лекций, «досок объявлений» при подготовке к ОГЭ (ГИА), ЕГЭ, интеллектуальным конкурсам, олимпиадам распространяемым по компьютерным сетям. Основные субъекты: учителя – 15% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 2%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 16% - учащиеся 10 -11классов - 79% Предметы: математика, русский язык, физика, информатика, обществознание, история, литература, иностранный язык, биология. Интеллектуальные конкурсы, марафоны, олимпиады.

10 слайд

Описание слайда:

ОБУЧЕНИЕ «МНОГИЕ К МНОГИМ» (обучение в сотрудничестве) Метод ориентирован на групповую работу школьников и предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Учитель выступает в роли координатора (групповые проекты, исследования, решение познавательных задач) Основные субъекты: учителя – 29, 4% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 16,3%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 22,6% - учащиеся 10 -11классов – 34, 3% Предметы: математика, физика, обществознание, история, литература, иностранный язык.

11 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ Наиболее интенсивная, массовая и успешная сетевая форма творческого развития школьников. Такие олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам – математике, физике, русскому языку, иностранным языкам, истории, обществознанию, биологии, экологии и т.д. Основные субъекты: - учителя – 92% учащиеся начальной школы (2- 4классы) – 23%; учащиеся средней школы (5-9классы) – 36% - учащиеся 10 -11классов - 47%

12 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КРЕАТИВНОГО ТИПА Используется данная форма при организации дистанционного, образовательного взаимодействия учащихся для решения творческих задач, развития исследовательских способностей обучаемых, репетируемых и консультируемых. Защита результатов творческой работы осуществляется в режиме он-лайн. Основные субъекты: - учителя – 12% (управленческие проекты) Перспектива: Проект «Бизнес - инкубатор»

13 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ Данные курсы проводятся по организационно - деятельностной методике. Возрастает потребность в научно - технических услугах. Форма: очно – заочная. Как правило, с итоговой защитой творческого продукта. Основные субъекты: учителя – 32% учащиеся 9 -11классов (в рамках проекта «Виртуальный класс») – 10% Предметы: математика, физика, химия, анатомия, русский язык, история

14 слайд

Описание слайда:

ДИСТАНЦИОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Используется при изучении естественнонаучных дисциплин. Так в состав комплекта учебных пособий к интерактивной доске включаются задания и материалы для выполнения лабораторного практикума, а также «дистанционные» комплекты лабораторных работ. Кейс рекомендаций и практикумов включает уровневые материалы по приобретению практических навыков самостоятельной работы с компьютером и компьютерными сетями. Основные субъекты: учителя – 1,3% учащиеся 9 -11классов (на базе кабинетов ИКТ в рамках ПП и ПО) –38% Предметы: физика, информатика

15 слайд

Описание слайда:

Планируемые образовательные результаты реализации проекта «Школьный Медиацентр» Возможные трудности и риски - Переход учебного процесса на более качественный уровень; - Создание образовательно-информационной среды, обеспечивающей непрерывный рост доступности и качества образования при снижении перегрузок учащихся за счёт эффективного использования ИКТ; - Повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности работников школы (70-80%), повышение педагогической компетентности, внедрение в образовательную практику инновационных методик, направленных на повышение образовательных результатов. - Создание системы организации образовательного процесса в школе, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие наиболее полно развить способности учащихся, удовлетворить их потребности, подготовить к будущей самостоятельной жизни. 1. Отсутствие достаточной материально – технической базы для внедрения ИКТ. 2.Недостаточный уровень квалификации педагогического и административного персонала по использованию ИКТ. 3.Нежелание части учителей работать в новых условиях, требующих постоянного повышения квалификации, дополнительных временных затрат при освоении новых программных продуктов. 4. Недостаточный уровень сервисного обслуживания оборудования, ИК программ. 5. Возможность ухудшения здоровья (увеличение компьютерно-зависимых людей; появление соматических заболеваний (зрение, ОДС, гиподинамия)

16 слайд

Описание слайда:

Проведение дооснащения школы компьютерной техникой, обеспечивающее возможность использования ПК учащимися не менее 2-3 часов в неделю, а педагогическими работниками - 6 часов в неделю при ежедневной 9-10-часовой ежедневной нагрузке на каждый компьютер. - Приобретение педагогическими работниками как общих навыков работы с информацией, так и навыков использования специального программного обеспечения и компьютерной техники. Создание банка ИКТ ресурсов. - Накопление, обобщение и распространение опыта реального использования ИКТ в образовательном процессе. - Обеспечение выхода в Интернет по широкополосным каналам. - Разработка сайта школы и размещение в Интернет. Создание электронного музея, электронной библиотеки, Методического кабинета в рамках единой школьной сети. - Создание площадок практик по ИКТ для населения микрорайона в рамках реализации задач общественно – активной школы образовательного округа. - Повышение качества образования на основе использования ИКТ − снижение темпов интеллектуального развития на раннем возрасте (моторика), памяти; − увеличение нагрузки на ИКТ- 6. Рост социального напряжения − разрыв в возможностях педагогов и расслоение внутри педагогической среды. 7. Изменения в образовательном процессе − невыход на результат; − дисбаланс между новым образованием и другими формами образования в результате снижения уровня образования.

17 слайд

Описание слайда:

Итак, технология дистанционного обучения (ТДО) - это система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования. ТДО ориентирована на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации образовательного процесса ДО. Рассмотрим последовательно методы, средства и формы ДО, считая их важными элементами целостной дидактической системы ДО.

Методы ДО.

Современные толковые словари, философские, психологические, педагогические энциклопедии и справочники не дают однозначной трактовки этого понятия, все они определяют метод через способ и наоборот, часто приводя перевод слова метод с греческого «methodos»-путь, способ поведения.

Опираясь на исследования, проведенные И.Я. Лернером, С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скаткиным, Ю.Г. Фокиным, М.Г. Гаруновым под методом обучения мы будем понимать дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. Словосочетание «система норм взаимосвязанной деятельности» означает, что каждый из методов обучения предписывает (задает) деятельность преподавателя и указывает на адекватные ей действия обучающихся. И.Я. Лернер показал, что существует пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Им показано, что они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся. Той же позиции придерживается Ю.Г. Фокин, В.В. Трифонов.

На уровне учебных дисциплин при изучении конкретного материала общедидактические методы обучения в системе ДО реализуются через множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения. Можно полагать, следуя И.Я.Лернеру, что и в системе ДО при использовании средств ИТ, какой бы прием не был изобретен преподавателем при обучении, или слушателем (при учении), он всегда окажется составной частью одного или нескольких из указанных выше общедидактических методов обучения.

Из известной совокупности приемов обучения, используемых в традиционной дидактике и включающих в себя 24 наименования, для ДО могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение. Заметим, что в указанных работах эти приемы отождествляются с методами, что, по нашему мнению не совсем корректно.

Анализ деятельности образовательных учреждений (ОУ) ДО показал, что при ДО в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения в совокупности с проблемным. В экспериментальном порядке находит применение эвристическое обучение, методология которого разработана А.В.Хуторским.

Средства обучения.

Рассмотрим средства дистанционного обучения, в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них, как о средствах преподавания и учения. При ДО в руках преподавателя и обучающегося средства обучения выступают в роли представления содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио-видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс), как систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач.

С СДО средства обучения могут представлять собой:

  • 1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
  • 2. Сетевые учебно-методические пособия;
  • 3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
  • 4. Аудио учебно-информационные материалы;
  • 5. Видео учебно-информационные материалы;
  • 6. Лабораторные дистанционные практикумы;
  • 7. Тренажеры с удаленным доступом;
  • 8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;
  • 9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;
  • 10. Средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС);
  • 11. Средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС);
  • 12. Средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);

В соответствии с принятыми взглядами в традиционном учебном процессесредства обучения реализуются, как традиционно считается, через так называемые технические средства обучения (ТСО). Они включают в себя магнитофоны, видеомагнитофоны, кинопроекторы, диапроекторы, кодоскопы, компьютеры. В свою очередь ТСО входят в состав учебного оборудования, включающего в себя лабораторное оборудование (контрольно-измерительные приборы, микроскопы, химическая посуда и т.п.), а также учебную мебель и приспособления. Следует подчеркнуть, что в СДО средства обучения реализуются через средства новых информационные технологий (СНИТ).

В результате анализа литературы и изучение практической деятельности ОУДО было установлено, что в образовательном процессе ДО получило распространение комбинированное использование перечисленных выше средств. В частности, в большинстве ОУДО на определенный период обучения слушателю выдается комплект учебно-методических средств («кейс»).

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования .

Содержание обучения можно определить как педагогическую модель социального заказа, процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания при ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находится на большом расстоянии, и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности, и (или) физиологическую невозможность обучатся традиционно и др. причины. Кроме того, должны быть учтены те обстоятельства, что при дистанционном обучении не по всем специальностям можно проводить подготовку специалистов. В содержании дистанционного обучения можно ориентироваться перечнем направлений подготовки специалистов и специальностей по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается " .

Законодательно название обучающимся в системе дистанционного обучения (как это принято в традиционной системе образования - воспитанники, ученики, студенты) не определено. Часто их называют слушателями. Основу образовательного процесса при ДО составляет самостоятельная работа в удобном месте, темпе и времени. При этом слушателям предоставляется возможность в зависимости от модели обучения (при разных вариантах обучения) общаться как с преподавателем, так и между собой. Это может происходить, как очно, так и посредством средств НИТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона).

Очевидно, что к слушателю ДО предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами НИТ.

Обучение в системе ДО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося.

Как и в традиционном учебном процессе главным звеном обеспечения высокой эффективности образовательного процесса является преподаватель. Значительная специфика дидактического процесса ДО вызвала необходимость ввести в российской практике для обозначения обучающего термин "тьютор". Поскольку важнейшим элементом системы ДО является институт тьюторов, то вопросам их подготовки посвящен раздел в Концепции ДО . В идеале тьютор должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. Функции тьютора зависят от принятой в системе дистанционного обучения модели обучения. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели вузов, так и лица, имеющие другие профессии и привлекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. В условиях ДО основной задачей тьютеров является управление самостоятельной работой слушателей, что предполагает выполнение ими следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между слушателями; контроль процесса обучения.

Исследования показали, что для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

В образовательном процессе дистанционного используются следующие средства обучения : книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, дидактические материалы на основе геоинформационных систем.

Учебно-материальная подсистема - это важная составная часть ДСДО, неразрывно связанная с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. Она находится в подчиненном положении по отношению к целям обучения. Полувековой опыт всех развитых стран мира наглядно продемонстрировал, что систематическое расширение и усложнение учебно-материальной подсистемы образовательного учреждения - непременное условие нормального функционирования образования, повышения его экономической и социальной роли.

Традиционная учебно-материальная подсистема включает в себя материальные условия, средства обучения и объекты изучения, т.е. комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения по установленным направлениям подготовки в соответствии с учебными программами. Она включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Значимость учебно-материальная подсистемы подчеркивается в выделении принципа "соответствия ее содержанию обучения и дидактической системе" и включение ее в перечень элементов дидактической системы. Т.к. ДО в значительной степени базируется на средствах НИТ, значение этой подсистемы особенно возрастает.

Анализ и проектирование больших человеко-машинных систем, в числе которых находится система дистанционного обучения, на современном этапе немыслимо без финансово-экономической оценки, поскольку современная теория экономики образования рассматривает образование как товар. Как отмечал директор НИИ ВО А.Я. Савельев, "Сегодня появились новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание обучения. Главный вопрос, который при этом надо решать - сколько это будет стоить и какое время потребуется для реализации этих идей" .

Значимость этой подсистемы определяется тем, что в условиях рынка образовательных услуг и отсутствия финансирования практическая деятельность образовательного учреждения дистанционного обучения, как аналога промышленного предприятия, строится на продаже образовательных услуг и "зарабатывании" тем самым денег на проведение и совершенствование образовательного процесса. Кроме того, каждый педагог и администратор в условиях рынка должен быть знаком с экономикой образования в части организации и оплаты труда, финансирования затрат на образование, методами оценки социально-экономической эффективности образования.

Отечественный и зарубежный опыт показал экономическую эффективность ДО. Тем не менее, экономическая оценка ДО, так же, как и педагогическая, должна быть проделана при проектировании системы дистанционного обучения, при мониторинге образовательного процесса.

В образовании, как важнейшем институте общества, все большее значение приобретает правовая форма. Совершенствование и развитие системы образования невозможно без совершенствования законодательства об образовании. Очевидно, что все новации будут обречены на неудачу, если в процессе развития системы образования не уделить необходимого внимания законодательству.

Педагогические и трудовые отношения в образовательных учреждениях (ОУ) в настоящее время урегулированы действующим законодательством, правилами и инструкциями. Основные документы регламентирующие педагогический процесс и деятельность преподавателей в вузах : Закон "Об образовании" , Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования , Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по направлению, Государственный образовательный стандарт, Устав военно-учебного заведения, Директива МО РФ №Д-43 "О введении в действие норм учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава в вузах МО" и др.

Как обстоят дела с системой диагностического обучения? Приходится констатировать, что для ДО этот блок совершенно не разработан. Эта форма получения образования не прописана в Законе "Об образовании", хотя преподавание с использование дистанционных технологий в нем упоминается. Нет никаких законодательных актов о нормировании труда тьюторов и охране их интеллектуальной собственности и т.д. Аналогично обстоит дело с нормативно-правовой поддержкой слушателей, которое должно предоставлять им такой неполный перечень юридической поддержки: поступление в систему, получение итоговых квалификационных документов государственного образца, использование всех правил и льгот студентов-заочников и лиц, повышающих квалификацию в соответствии с нормативными актами и документами Правительства РФ и Минобразования РФ, выбор сроков обучения, осуществления перерывов в обучении, параллельного обучения, формирование индивидуального учебного плана на основе программ курсов, предлагаемых различными учебными заведениями, различных форм обучения, признания результатов освоения курсов, изучаемых в рамках лицензированных программ различных учебных заведений. Из сказанного следует, что срочно должно быть разработано нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения.

Контроль усвоения студентами, слушателями и курсантами учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью ДСДО. Дистанционное обучение обусловливает как повышение требований к системе контроля, так и придает ей определенную специфику. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).

Особенностью ДО является входной контроль, цели и задачи которого - оценка у поступающего знаний, ориентаций и мотивов; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей, построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения с выходом на максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся. Все это в противоположность цели вступительных экзаменов в традиционном процессе, где он служит в основном, для отбора кандидатов на учебу.

В условиях ДО повышается вероятность фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне.

Применительно к системе образования маркетинг следует трактовать в широком смысле, понимая под ним систему знаний об организации образовательного процесса и управления им в условиях острой конкуренции и необходимости первоочередного учета требований потребителей .

Подсистема маркетинга при ДО выполняет традиционные функции, присущие маркетингу промышленного предприятия, для которых она традиционно является системой управления производством и сбытом продукции, ориентированной на рынок, покупателя. Товар в данном случае - это образовательные услуги, под которыми понимается, как это следует из нормативных документов, - "обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами" .

К числу основных принципов маркетинга образовательных услуг, которыми необходимо пользоваться при организации деятельности ОУДО относят: тщательный учет состояния и динамики потребностей рынка образовательных услуг в номенклатуре потребных направлений подготовки, количестве и качестве требуемых для страны специалистов, максимальное приспособление производства образовательных услуг, включающие в себя, формирование направлений подготовки специалистов, разработку учебных планов и программ, разработку учебно-методического обеспечения, подготовку преподавателей и т.д. к требованиям рынка, активное воздействие на спрос, рынок и другие условия реализации с помощью всех доступных законных средств.

Результативность маркетинговых мероприятий во многом определяется своевременной выработкой концепции. Анализ известных концепций маркетинга показал, что для системы дистанционного обучения лучше всего подходит концепция социально-этического маркетинга. Она исходит из необходимости гармонизации интересов потребителей, общества в целом и предприятия. ОУДО в своей деятельности должно руководствоваться не только интересами и запросами отдельного потребителя или их групп, но и интересами и потребностями общества в целом.

Маркетингу образовательных услуг присуща следующая совокупность видов маркетинговой деятельности: маркетинговые исследования, включающие в себя сбор, обработку, учет и анализ всей информации, необходимой для принятия управленческих решений, планирования деятельности ОУДО, планирование специальностей и количество подготавливаемых специалистов, продвижение образовательных услуг, именуемое в традиционном промышленном маркетинге как сбыт и распределение в национальном и международном масштабе, реклама и стимулирование продвижения образовательных услуг.

В педагогической практике вузов выработались хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др.