Тема: «Особенности познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья» (детей с РПР). Особенности развития познавательной деятельности детей с овз Познавательное развитие у детей с овз

«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством логико- математических игр»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Развитие логико-математического мышления у детей надо начинать уже с раннего возраста, так как именно в нем осуществляется контроль за психическимразвитием необходимый для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка.

Дети с ОВЗ- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Основными проблемами в обучении детей с ОВЗ являются:

Частая заболеваемость, плохая посещаемость детей, из-за чего снижается уровень познавательного развития.

Сниженная работоспособность.

Трудности в обучении, нарушение внимания, мышления, воображения, памяти.

Коррекционно - развивающая деятельность педагога с детьми с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей и возрастных особенностей детей, а также развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Особо подчеркну роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений.
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Цель: логико – математической игры – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи:
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.
3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.
4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у детей интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

Примеры игр:

1.Игровое упражнение:

«кто назовет как можно больше признаков отличия?»

Цель. Развивать умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

2.Игровое упражнение: «Исключение лишнего»

Цель.Развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки.

3.Игровое упражнение:

«Поможем хрюше собрать разбросанные игрушки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по признаку величины и формы.

4.Игра «вопрос-ответ»

Цель. Развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать.

Примеры вопросов: «Что у птицы по два?», «Сколько хвостов у двух слонов?» и т. д.

5.Игровое упражнение:

«Помоги Матроскину сделать покупки»

Цель. Развивать умение сравнивать, классифицировать по одному признаку.

6.Игра «Танграм» (знакомство)

Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое.

7.Игра «Орнаменты» (логическая цепочка)

Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку.

8.Игра «Кто быстрее соберет гирлянду?»

Цель. Развивать умение обобщать.

9.Игра «Украсим елочки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по двум признакам (величине и цвету, форме и цвету, распознавать условные обозначения).

10.Игра «Заполни квадрат»

Целю. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать логические выводы.

11.Игра «Волшебные фигуры»

12.Игра «Найди предмет непохожий на другие»

Цель. Развивать умение обобщать и сравнивать.

13.Игра «Животные, рыбы, растения, птицы»

Цель, развивать умение классифицировать по одному признаку, свойству.

14.Игра «Угадай, что спрятано»

Цель. Развивать аналитические способности.

15.Игровое упражнение: «Разложи по порядку»

Цель. Развивать умение располагать предметы по возрастанию или убыванию степени проявления заданного свойства.

16.Игра «Кто, где живет?»

Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по одному характерному признаку.

17.Игра «Конструктор»

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

18.Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель. Развивать умение классифицировать предметы по двум признакам или свойствам.

19.Игра «Телевизор»

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

20.Игра «Соберем букет»

Цель. Развивать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам.

21.Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»

Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам.

22.Игровое упражнение «Дом»

Цель. Развивать умение сравнивать, представление о целом и части.

Н.В. Воронина

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля над работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.

Проблема развития познавательной активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития ребенка, успешной его социализации и интеграции в общество требует на современном развитии цивилизации принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и основной среди других видов деятельности, выполняемых детьми.
Ребенок, поступивший в школу с сохранными психическими и физическими функциями, в процессе начального обучения закономерно приобретает черты произвольности, осмысленности, способности следовать определенным правилам и нормам. В ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления – анализ, планирование, рефлексия. Действие анализа направлено на выделение существенных отношений в изучаемом материале, отчленении их от несущественных и случайных. Планирование обеспечивает построение взаимосвязанной системы умственных и практических действий по решению учебных задач. Рефлексия позволяет учащимся развернуто обосновывать правильность своих высказываний и действий.

Формируясь в процессе учебной деятельности как необходимые средства ее выполнения, анализ, рефлексия и планирование становятся особыми мыслительными действиями, обеспечивающими ребенку новое и более опосредованное отражение окружающей действительности. По мере становления этих мыслительных действий у младших школьников принципиально новым образом развиваются и основные познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление.
Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Мышление опосредует развитие других психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание, произвольность, обобщенность. Восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану. Интеллектуальный характер приобретает память.

Совсем иное дело обстоит при обучении детей с нарушениями здоровья. В МОУ СОШ «Перспектива» обучаю детей первой ступени. Контингент обучаемых мною детей составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов развития. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, дети с РДА, эпилепсией, со снижением остроты зрения и слуха.

Исходными теоретическими положениями в своей работе с детьми являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уровне аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В трудах Л. С. Выготского сказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширение зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. <…>

Ориентиром для коррекционного воспитания детей с перечисленными нарушениями в моей педагогической деятельности стали работы А. В. Запорожца, который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам, и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка.

А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации (расширение) детского развития, в ходе которой предусматривается создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания с вверенными мне детьми является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально.

Кроме того, был проведен тщательный анализ ситуации развития ребенка в семье – это немаловажный фактор для построения среды обучения.
Непременным и значимым условием обучения и воспитания детей с нарушениями здоровья считаю включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Формирование и коррекция высших психических функций происходит в процессе, как специальных коррекционных занятий, так и в процессе всей учебной деятельности. Через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы реализую личностно-ориентированный подход к построению обучающего пространства.

С помощью различных средств: наглядных, организации соревнований, музыки, экскурсий и т. д. осуществляю активизацию эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использую их для развития практической деятельности, общения детей и адекватного их поведения.
Принципиально значимым в работе с детьми считаю расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием.

Методы формирования познавательной активности учащихся с нарушениями здоровья. В работе с детьми при их обучении применяю разнообразные методы организации учебно-развивающей деятельности. Методы при необходимости сочетаются, обуславливают друг друга. Особо эффективными на практике оказались активные методы обучения.

Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия активных методов обучения следующим образом: «Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Активные методы оправдали себя при работе с детьми в условиях школы «Перспектива».
Опираясь на научную классификацию (М. Новик), применяю следующие методы активного обучения.
Активные методы
Неимитационные (отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности, активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми)
 Тематические дискуссии
 Проблемные дискуссии
 Мозговой штурм

Имитационные (наличие модели изучаемого процесса; имитация индивидуальной или коллективной деятельности)

Неигровые:
 дидактическиеигры;
 анализ ситуаций;
 театрализация;
 исследовательские;
 блиц-турниры.

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод. Некоторые учителя считают, что исследовательский метод недоступен большинству учащихся с нормальным ходом развития, не говоря уже о детях, имеющих трудности в обучении и является уделом лишь немногих. Такое суждение не совсем объективно. Практика показывает, что данный метод оправдан. Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы, загадки окружающего мира. Речь идет об элементарных методах поисковой работы – никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Данный метод приучает ребенка думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому те или иные решения.

Эффективны также и коллективные исследования. Так, например, при изучении раздела: «Устное народное творчество», были тщательно проанализированы русские народные сказки, помещенные в учебнике по чтению. В конце изучения темы перед детьми была поставлена проблема: распределить все изученные сказки на три группы по тем или иным признакам. При совместном обсуждении детьми была произведена классификация русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных. Так ученики самостоятельно сделали маленькое открытие в области русского фольклора.

В процессе работы над сказками происходит усвоение народной мудрости, развитие эмоциональной сферы, сказка приобщает ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории. Работа со сказками многогранна. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся детьми.

В процессе работы над сказками обогащается лексический запас детей, происходит исследовательская работа, например, по словообразованию – «Какие суффиксы использует народ в сказке?». «Почему для названия одних героев народ использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, а для другого героя в данной сказке не использует их?» и т. д.

К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий ее ребенок чувствует себя ее активным участником и отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Самостоятельная деятельность детей

Трудной, кропотливой работой при обучении детей с нарушениями здоровья на практике оказалась организация самостоятельной деятельности. На начальном этапе обучения дети нуждаются в постоянной поддержке учителя, выполняют все задания только с помощью взрослого. Постепенно, применяя различные методы организации самостоятельной деятельности обучаемых, формируются навыки самостоятельности. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности – все это является сильной стороной обучения.

Самостоятельная работа – не однозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приемы. Во время объяснения нового материала учитель обязан привлекать учащихся к самостоятельной работе. Применяю разнообразные приемы:
Объяснение нового материала, например, по теме: «Круговорот воды в природе», в нужный момент ставится вопрос: «А почему это происходит?; «Где еще вы встречались с этим явлением?; «А что произошло бы, если этого явления в природе не существовало?» и т. д. Принимаются, поощряются все ответы детей, ответы совместно анализируются, делается вывод.
Второй прием: «Самостоятельно прочитайте правило в учебнике и попробуйте объяснить это явление».
Третий прием. Объяснение материала. Постановка вопросов (можно в письменном виде). Задание на дом: прочитайте рассказ, текст, статью и т. д., ответьте на данные вопросы.
Четвертый прием. Прервав объяснение, демонстрирую наглядное пособие, макет, фотоснимки, чертеж, и т. д. Задается вопрос: «Что изображено?». Школьники не только закрепляют полученные только что знания, но и рассуждают, ищут оригинальный ответ, практически участвуют в познавательном процессе, приобретая знания и навыки.
Пятый прием. Перед объяснением нового материала дается для прочтения рассказ, параграф и т. д. Необходимо подготовиться ответить на поставленные вопросы.

Дети активно включаются и в другие виды самостоятельной работы. Так, например, при изучении темы: «Дикие и домашние животные», детям было предложено сочинить самостоятельно рассказ или сказку о животном, которое ему особенно нравится, но на этом работа не ограничивалась, во второй части работы детям было дано задание: найти в энциклопедии сведения об этом же животном, выписать главное. Такая работа преследует многообразие целей: совершенствование грамматического строя речи, обогащение лексики, привитие работы с научной литературой, воспитание гуманного отношения к животному миру, культура оформления своей работы, взаимосвязь с библиотекой, привитие любви к чтению. Кроме того, ребенок, выступая со своей работой перед классом, младшими детьми приобретает навыки публичной речи, повышается его внутреннее «Я». Такая работа, безусловно, способствует развитию познавательной активности ученика.

Использование ТРИЗ-приемов

Эффективными и развивающими, побуждающими к активной мыслительной деятельности, способствующими развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, речи являются приемы, основанные на противоречиях – всем известной теории решения изобретательских задач. Эти приемы очень просты, но высокоэффективны. Такие приемы приучают детей мыслить, выходя за рамки стереотипов, мышление становится гибким, нестандартным, развивается воображение.
Мозговой штурм (мозговая атака) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения различных проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения той или иной проблемы.

Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
 творческое усвоение детьми учебного материала;
 связь теоретических знаний с практикой;
 активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
 формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия;
 формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

С детьми этот прием называем «Разминка». Перед началом разминки детям дается соответствующая установка, например: «Ребята, вам будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа должна проходить в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).

Возможный вариант разминки:
 Какое сегодня число?
 Какой день недели был вчера?
 У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько осталось?
 Как правильно сказать 5 + 7 равно одиннадцати или адиннадцати? (двенадцати).
 Какая третья буква в слове вокзал? А четвертая в слове солнце?
 Сколько будет 6 + 6: 6? (7, потому что первое действие деление).
 Может ли муж жениться на сестре своей вдовы?
 Сколько дней в ноябре?
 Сколько букв в имени белобоки?
 Как называется третья буква алфавита с конца? А пятая сначала?
 Что мы слышим в начале урока? (букву У).
 Сколько девяток в ряду от 1 до 100?
 Реши задачу: «Представь, что ты шофер. В твоем автобусе 18 мест занято мужчинами и 12 - женщинами, кроме того, 4 ребенка стоят. Сколько лет шоферу?».

Такие разминки придают дух соревновательности, концентрируют внимание, развивают у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь. Кроме того, после проведения такой разминки в начале урока, у ребенка значительно повышается интерес к учению, он активнее работает на протяжении всего урока.
Задания для подобных разминок подбираются в соответствии с уровнем знаний, общего развития учащихся. Разминки усложняются постепенно. Вот пример усложненной разминки, ответы которой записываются в тетрадь:
 К количеству букв в названии столицы нашей Родины прибавьте количество звуков в слове КОНЬ. Запишите ответ.
 От десятой части температуры кипения воды отнимите количество сантиметров, содержащихся в одном дециметре. Запишите ответ.

Еще к одной из разновидностей разминки можно отнести прием, позаимствованный из программированного обучения – цифровой диктант. Этот вид работы является более простым, чем предыдущие, так как от учащихся требуется не формулировка ответа на тот или иной вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя.

Если ребенок считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради цифру 1, если нет – 0. Ответы группируются в трехзначные числа, которые можно быстро проверить.

Приведем пример цифрового диктанта:
Я утверждаю, что:
1. 48 делится на 6 без остатка.
2. Столица Белоруссии – Киев.
3. Автор сказки «О рыбаке и рыбке» - Михалков.
4. Кораллы – это растения.
5. Следующее сочетание звучит правильно в следующем написании: «нет носков и чулок».
6. Существительное ТЮЛЬ – мужского рода. И т. п.

На коррекционных занятиях, а также уроках по развитию речи, внеклассных мероприятиях эффективными оказались лингвистические игры. М. Горький писал, что «именно на игре со словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют духом языка». Многообразие игр позволяет во многих направлениях успешно решать не только речевые задачи, поставленные программой обучения, но и активизируют детей, формируют творческие способности, умение общаться, понимать тонкости родного языка. Это всевозможные игры со словом, по составлению бесконечных предложений, путем их распространения, сочинение небылиц, что детям очень нравится сочинение загадок по опорам А. Нестеренко, когда дети учатся сравнивать объекты, находить в них сходства и различия, оформляют свои сборники собственносочиненных загадок.

Эффективный прием, позволяющий достичь многообразие целей в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии – это драматизация.
Л. С. Выготский объяснял пользу драматизации двумя причинами. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, по словам Л. С. Выготского «наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием», во-вторых, она «ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества. И поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом, между прочим, и заключается наибольшая ценность детской театрализованной постановки». (Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 2001).

Таким образом, драматизация оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей. Исследователи П. О. Афанасьев, М. А. Рыбникова, Е. Е. Соловьева, Н. Н. Щепетова, Н. А. Щербакова отмечают положительное влияние драматизации на развитие речи учащихся – обогащение лексического запаса детей, правильное построение предложений, интонационную окраску речи. В нашей практической работе с детьми это подтверждается.

Основой для драматизации послужили образцы детской литературы, помещенные в учебниках по литературному чтению, а также и для внеклассного чтения. Разыгрывание отдельных сюжетов того или иного произведения, разыгрывание полностью небольших сказок, рассказов, стихотворений помогают лучше усвоить произведение, почувствовать его смысл, дети хотят быть похожими на положительных героев, совершать их хорошие поступки. Драматизация помогает создать на уроке естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким образом, повышается коммуникативность речи. Драматизация способствует формированию эмоций. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, или, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, и уроки литературного чтения в какой-то степени становятся уроками чувств. Кроме того, участие в драматизации побуждает ребенка более тщательно изучить произведение, проанализировать его.

В рамках МОУ СОШ «Перспектива» с целью создания единства между школой и семьей в проблеме обучения, воспитания детей создаем совместные проекты по драматизации. Например, задолго перед праздником Нового года совместно с детьми, родителями, преподавателями создавался режиссерский проект спектакля «Двенадцать месяцев» - коллективно написан, обсужден сценарий спектакля, распределялись роли, готовились костюмы, атрибуты, и как завершение проекта – спектакль, в котором играли роли и дети, и родители, и преподаватели. Безусловно, такая совместная деятельность вносит неоспоримую значимость в развитии ребенка, побуждает его к познанию, формируется положительное отношение к школе и к учению.

В заключение стоит отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Н.В. Воронина,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ СОШ «Перспектива»



КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Развитие познавательных процессов детей с ОВЗ»

Пояснительная записка

Общая характеристика

Хорошее внимание, память, развитое мышление - важнейшее условие успешного школьного обучения. Недостаточная сформированность познавательных процессов создаёт проблемы в обучении школьника. Ребёнку в жизни нужны не только базовые навыки: умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) . Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребёнка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Программа коррекционной работы содержит: содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащегося с ОВЗ; мониторинг динамики развития учащегося; планируемые результаты коррекционной работы.

Объём программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю: понедельник, четверг). Продолжительность одного занятия – 40 минут. Срок реализации программы: сентябрь – май.

Основные цели и задачи

Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов учащейся с ОВЗ с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.

Задачи программы:

Обучающие:

    формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

    углубление и расширение знаний учащейся.

Развивающие:

    развитие логического мышления;

    развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

    развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

    развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

    развитие речи и словарного запаса;

    развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

    формирование положительной мотивации к учению.

    формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

Программа ориентирована на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка с ОВЗ. Программа представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Работая по учебно-методическому комплекту, у ребёнка формируются личностные, метапредметные, предметные результаты.

Особенности методики преподавания

Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, с применением формы игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.

В основе построения занятий лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. На каждом занятии ребёнок для формирования навыков контроля и самоконтроля учится оценивать свою работу. Занятия проводятся во вторую половину дня и имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе ребёнок отвечает на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы). Продолжительность основной части – 30 минут. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Количество часов учебной программы по четвертям и на год:

Четверть

Всего часов

Практическая часть

Тестирование

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего:

Содержание программы

Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок:

Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).

Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.

Диагностика развития внимания: методика «Корректурная проба».

Диагностика развития памяти: методики «Оперативная память», «Запомни пару».

Диагностика развития мышления.

Коррекционный блок:

Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, которые

являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

План.

Фактич.

Цели и задачи

Вводная беседа. Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

Диагностический блок

Диагностика развития внимания

Методика «Исправь ошибки».

Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Корректурная проба.

Диагностика развития памяти

Смысловая память.

Слуховая память.

Зрительная память.

Диагностика степени владения логическими операциями, способности выделять существенное, умения сравнивать

Обобщение.

Классификация.

Аналогия.

Коррекционный блок

Развитие внимания

Упражнения для развития внимания

Развитие внимания

Развитие внимания

Развитие внимания

Диагностика динамики развития внимания

Диагностический тест

Развитие памяти

Упражнения для развития памяти

Развитие памяти

Развитие памяти

Развитие памяти

Диагностика динамики развития процессов памяти

Диагностический тест

Тренировка памяти, внимания

Упражнения для развития памяти и внимания

Тренировка памяти, внимания

Тренировка памяти, внимания

Тренировка памяти, внимания

Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Развитие слухового восприятия, внимания, мышления

Логические задачи

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Диагностический тест

Упражнения, направленные на развитие наглядно – образного мышления

Развитие наглядно – образного мышления

Развитие наглядно – образного мышления

Развитие наглядно – образного мышления

Упражнения, направленные на развитие вербального мышления

Развитие вербального мышления

Развитие вербального мышления

Развитие вербального мышления

Диагностика степени владения мыслительными операциями

Диагностический тест

Упражнения, направленные на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Упражнения на развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие умения решать нестандартные задачи

Диагностика степени владения логическими операциями

Диагностический тест

Развитие

Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей

Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие самоконтроля, произвольного

внимания

Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания

Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания

Развитие пространственных представлений, сенсомоторной координации

Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения

Развитие гибкости мышления, воображения

Упражнения, психотехнические игры, направленные на совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Упражнения, направленные на развитие умения работать по алгоритму

Развитие умения работать по алгоритму

Развитие быстроты реакции

Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие быстроты реакции

Развитие быстроты реакции

Упражнения, направленные на совершенствование воображения, памяти, мышления

Совершенствование воображения, памяти, мышления

Совершенствование воображения, памяти, мышления

Итоговое занятие

Диагностическое

Прогнозируемый результат

По окончании реализации программы коррекционных занятий должны быть характерны следующие показатели:

    умение самостоятельно выполнить упражнения (чем меньше помощь учителя, тем выше самостоятельность ученика, выше коррекционный эффект занятий);

    изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьника;

    повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

10

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1995.

Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1996.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. - Ростов-на Дону;

«Феникс», 2003

Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика под ред. Гильбуха Ю.З. - Киев, 1992.

Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ, 1990.

Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1991.

Развитие интеллекта у детей. Гильбух Ю.З. - Киев, 1994.

Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей. - Ярославль, 1995.

2. Технические средства обучения

Персональный компьютер

3. Оборудование кабинета

Стол ученический с комплектом стульев

Шкаф для хранения учебных пособий

Из опыта работы воспитателя


Тарасенко Виктория Владимировна, учитель-дефектолог, ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей» р.Хакасия, г.Саяногорск.

Описание: Данный материал из опыта работы учителя-дефектолога будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Познакомит педагогов со способами эффективной и целенаправленной работы по развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей.

Цель: развитие познавательных способностей детей с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью игровых развивающих панелей.

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

У большинства детей с ОВЗ, на начальном этапе работы запас знаний ограниченный, низкий уровень познавательных процессов. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания, игровые развивающие панели являются прекрасным дидактическим материалам для таких ребятишек.
Игровые развивающие панели - это восторженные эмоции детей, активизация внимания, повышение мотивации к познавательному процессу, развитие всех основных психических функций (воображения, мышления, памяти, внимания, речи), навыков общения, эмоционально-волевой сферы.

Интерактивная развивающая звуковая панель "Угадай звук, сравни животное"


Над кнопками находятся изображения животных: осла, лошади, собаки, кошки, петуха, обезьяны, медведя и слона. Нажав на кнопку из верхнего ряда животных, изображение начинает светиться. Для того чтобы прозвучал звук данного животного, в нижнем ряду нужно найти такое же изображение и нажать на кнопку под ним. Если животное ребенок выбрал неправильно, то подсветка изображения погаснет, и звук животного не прозвучит. Можно так же попросить ребенка закрыть глаза и угадать, голос какого животного прозвучал.
Панель может быть использована при изучении тем «Домашние, дикие, экзотические животные». В игровой форме дети учатся различать голоса животных и их внешний вид. Панель можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Панель способствует развитию воображения, памяти, логического мышления, звуковой стимуляции и акустического восприятия, слуховых и речевых навыков. Активизирует внимание детей на занятиях.

Настенная панель «Сравнение цветов»


Панель предназначена для развития цветового восприятия. Дети играя, запоминают основные цвета - красный, желтый, синий и зеленый. Они с удовольствием составляют группы предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары.
Одна из любимых игр малышей «Шарики в гостях». Дети передвигают шары в различных направлениях по дорожке-лабиринту. Затем, шарики «возвращаются домой». Их нужно собрать по цветам.
Яркий, привлекательный материал вызывает огромный интерес у детей. Они с удовольствием выполняют все задания.
В целом, работа с панелью способствует развитию умения формировать ряд одинаковых предметов, совершенствует зрительно моторную координацию, развивает тактильные ощущения, сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику малыша, внимание, память, учит сравнивать и анализировать. Элементы панели используются и в качестве счётного материала. Увлекательные задания полностью концентрируют внимание ребенка.

Тактильная двухсторонняя панель "Елочка"


Двухсторонняя панель «Ёлочка» - любимица и малышей и ребятишек постарше. Она представляет собой деревянный корпус. На обе стороны панели закреплены различные устройства и механизмы, дающие наглядное представление об элементарной механике в игровой форме.
Это барабаны с цветными шариками внутри, подвижные стаканчики для перекатывания шарика, цветные шестеренки с ручкой для вращения, маленькое зеркальце.
В верхней части панели находится ручка для удобной переноски.
В ходе игры на панели дети развивают тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственное воображение, познавательный интерес, произвольное внимание, память и логическое мышление. Малыши любят смотреть в зеркальце, что полезно для эмоционального и психологического развития ребенка.
Панель удобна в использовании, ее можно перенести в любое место, разместить на столе перед ребенком или на полу.

Настенная панель для развития мелкой моторики


Настенная панель для развития мелкой моторики, предназначена для развития тактильных ощущений, знакомства с элементарными механизмами. На панели расположены несколько различных шнуровок и катушек, на которые можно намотать шнурки.
Наши девочки с удовольствием заплетают косички из шнурков, а мальчишки, если не заплетать, то расплетать тоже любят! Даже у детей, которые не любят заниматься развитием мелкой моторики, эта панель вызывает интерес.

Настенный модуль для развития стереогностического чувства


Модуль предназначен для развития стереогностических ощущений, путем ощупывания различных фигурок и поверхностей. Стереогностика- это познание на ощупь. С помощью стереогностического чувства ребенок способен распознать сущность предметов путем движения мускулов руки, в процессе ощупывания контуров предмета. Оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина, температура.
Ребенок встречается с понятием «такой же», подбирает пары, ощупывая предметы или дергая за веревочку. Работа с модулем способствует утончению стереогностического восприятия формы, развивает быстроту суждений и логику математического мышления, активизирует мыслительный процесс. В результате возникает кинестетический образ воспринимаемого объекта, который может ассоциироваться с некоторым визуальным ощущением виденного ранее объекта.

Настенный модуль для сенсорного развития


Панель способствует развитию восприятия, совершенствованию зрительно моторной координации и внимания ребенка. На панели дети собирают цветные колечки, в отверстия спускают вырезанные из фанеры кружочки и объемные цилиндры. Тренируем пальчики-развиваем речь!

Настенный модуль для упражнений в развитии запястья-движения по прорези


На этой панели мы с детьми развиваем запястье, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Верхняя прорезь предлагает простые движения сверху вниз; в следующем ряду движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и вращательные движения запястья. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме.
Таким образом, мы подготавливаем руки и глаза ребятишек к письму. Дети с удовольствием, большим интересом и усердием занимаются на этой панели. В целом, игровые панели способствуют всестороннему развитию ребенка, делают занятия интересными, продуктивными, а познавательный процесс легким и непринужденным. Игровые панели выступает как одно из эффективных средств обучения и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Тест считается выполненным если сумма баллов не ниже 10 баллов.

Тест

Задание 1. Инклюзивное обучение – это:

а) Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

б) Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

в) Обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе.

Задание 2. Основным документом, регламентирующим закрепление инклюзивных тенденций в нашей стране является :

а) Конституция РФ;

б) Семейный кодекс РФ;

в) Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации.

Задание 3. Гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в:

а) Конституции Российской Федерации;

б) Законодательном акте;

в) Уставе общеобразовательной организации.

а) Психолого- педагогический консилиум;

б) Бюро медико-социальной экспертизы;

в) Психолого-медико-педагогическая комиссия.

Задание 5. Л.С. Выготским были разработаны (выделены) уровни:

а) Актуального, потенциального и функционального развития;

б) Актуального, потенциального, возрастного и функционального развития;

в) Актуального и потенциального развития.

Задание 6.Ведущем видом деятельности для развития 10-месячного ребенка является:

а) Эмоциональное общение с взрослым;

б) Предметная деятельность;

в) Игровая деятельность.

Задание 7. На каком этапе кохлеарной имплантации сурдопедагог определяет готовность семьи оказывать систематическую помощь своему ребенку на всех этапах его реабилитации и перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком:

а) На этапе подключения и первоначальной настройки речевого процессора;

б) В ходе прохождения запускающего этапа реабилитации;

в) На этапе отбора кандидатов на КИ.

Задание 8. Для детей, не владевших речью до кохлеарной имплантации, продолжительность запускающего и последующего этапа реабилитации и их результативность во многом определяются:

а) Возрастом, в котором проведена операция;

б) Систематичностью занятий с сурдопедагогом;

в)Опытом использования индивидуальных слуховых аппаратов до КИ.

Задание 9. Целью психолого-педагогической реабилитации после операции КИ является:

а) Общее и социальное развитие ребенка;

б) Перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи;

в) Развитие слухового восприятия.

Задание 10. Определение варианта образовательной среды, образовательного маршрута и условий обучения ребенка с КИ после запускающего этапа реабилитации осуществляются с ориентировкой на:

а) Потенциальные возможности ребенка;

б) Уровень актуального развития ребенка;

в) Уровень актуального развития ребенка и перспективы дальнейшего сближения с возрастной нормой в выбранной среде.

Задание 11. Ранний возраст – это период

а) От рождения до 2 лет;

б) От 1 года до 3 лет;

в) От 1 года до 6 лет.

Задание 12. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются:

а) Детьми с ограниченными возможностями здоровья;

б) Детьми с отклонениями в развитии;

в) Детьми с особыми образовательными потребностями.

а) Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательным организациям, иным органам и организациям;

в) Медицинских работников осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии.

Задание 14. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является:

а) Освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального

Государственного Образовательного Стандарта;

б) Освоение адаптированной основной образовательной программы и социальнопсихологическая адаптация ребенка;

в) Полное удовлетворение запросов родителей.

Задание 15. Перечислите должностные обязанности тьютора:

Задание 16. Ребенок после кохлеарной имплантации нуждается в:

а) Логопедической коррекции;

б) Развитии слухового восприятия;

в) Комплексной реабилитации

Задание 17. К дополнительным образовательным программам не относятся:

а) Дополнительные общеразвивающие программы;

б) Дополнительные предпрофессиональные программы;

в) Дополнительные профильные программы.

Задание 18. Приоритетным направлением при освоении дополнительной

образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является:

а) Овладение знаниями;

б) Приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий;

в) Приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний.

Задание 19. У каких детей с кохлеарными имплантами запускающий этап реабилитации оказывается самым длительным и продолжается от 1,5 до 2,5 лет:

а) у глухих детей с высоким уровнем речевого развития до КИ;

б) у глухих детей с выраженными дополнительными нарушениями развития;

в) у глухих детей, операция которым произведена до 1,5 лет

Задание 20. Сроки обучения по дополнительным программам для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть увеличены с учетом:

а) Особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

б) Пожелания родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

в) Результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы для детей инвалидов и детей с ОВЗ на предыдущем этапе обучения.