Украинский закон об образовании. Закон украины "об общем среднем образовании"

Настоящий Закон (закон об образовании Украины) определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы общего среднего образования, что способствует свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества в Украине.

Общие положения Закона Украины "Об общем среднем образовании"

Статья 1. Законодательство Украины об общем среднем образовании

Законодательство Украины об общем среднем образовании основывается на Конституции Украины и состоит из Закона Украины "Об образовании" , настоящего Закона, других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 2. Основные задачи законодательства Украины об общем среднем образовании

Основными задачами законодательства Украины об общем среднем образовании являются:
- Обеспечение права граждан на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования.
- Обеспечение необходимых условий функционирования и развития общего среднего образования.
- Обеспечение нормативно-правовой базы относительно обязательности полного общего среднего образования.
- Определение структуры и содержания общего среднего образования.
- определение органов управления системой общего среднего образования и их полномочий.
- Определение прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства о среднем образовании.

Статья 3. Общее среднее образование

Общее среднее образование - целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производство средствами познавательной и практической деятельности, результатом которого является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, что является основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности. Общая среднее образование является обязательным основной составляющей непрерывного образования. Общее среднее образование направлено на всестороннее развитие личности путем обучения и воспитания, основанные на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративности, единства обучения и воспитания, на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства.

Статья 4. Система общего среднего образования

Систему среднего образования составляют: Общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности, в том числе для граждан, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, учебно-производственные комбинаты, внешкольные учреждения, научно-методические учреждения и органы управления системой общего среднего образования, а также профессионально-технические и высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации, которые предоставляют полное среднее образование.

Статья 5. Задача общего среднего образования

Задачами общего среднего образования являются:
- Воспитание гражданина Украины.
- Формирование личности учащегося (воспитанника), развитие его способностей и дарований, научного мировоззрения.
- Выполнение требований Государственного стандарта общего среднего образования, подготовка учеников (воспитанников) к дальнейшему образованию и трудовой деятельности.
- Воспитание у учащихся (воспитанников) уважения к Конституции Украины, государственных символов Украины, прав и свобод человека и гражданина, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина.
- Реализация права обучающихся (воспитанников) на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений.
- Воспитание уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям украинского народа и других народов и наций.
- Воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как наивысшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников).

Статья 6. Получения полного общего среднего образования

1. Гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

2. Граждане Украины имеют право на получение полного общего среднего образования в частных учебных заведениях.

3. Получения полного общего среднего образования в учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности должна соответствовать требованиям Государственного стандарта общего среднего образования.

4. Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, получают полное среднее образование в порядке, установленном для граждан Украины.

5. Ответственность за получение полного общего среднего образования детьми возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительской опеки, - на лиц, их заменяющих, или учебные заведения, где они воспитываются.

Статья 7. Язык (языки) обучения и воспитания в общеобразовательных учебных заведениях

Язык (языки) обучения и воспитания в общеобразовательных учебных заведениях определяется в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины "О языках в Украинской ССР" .

Общеобразовательные и другие учебные заведения системе общего среднего образования

Статья 8. Общеобразовательное учебное заведение

1. Общеобразовательное учебное заведение - учебное заведение, обеспечивающее реализацию права граждан на общее среднее образование. Общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством Украины порядке.

2. Общеобразовательное учебное заведение, осуществляющее инновационную деятельность, может иметь статус экспериментального. Статус экспериментального не изменяет подчинение, тип и форму собственности общеобразовательного учебного заведения. Положение об экспериментальном общеобразовательном учебном заведении утверждается Министерством образования Украины.

Статья 9. Типы общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования

1. Согласно образовательного уровня, который обеспечивается общеобразовательным учебным заведением (начальное общее образование, базовое общее среднее образование, полное общее среднее образование), существуют разные типы общеобразовательных учебных заведений I, II, III степеней. Школы каждого из трех ступеней могут функционировать вместе или самостоятельно.

В общеобразовательные учебные заведения относятся:
- Средняя общеобразовательная школа - общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней (I ступень - начальная школа, II ступень - основная школа, III ступень - старшая школа, как правило, с профильным направлением обучения).
- Специализированная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов.
- Гимназия - общеобразовательное учебное заведение II-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов по профилю.
- Лицей - общеобразовательное учебное заведение III степени с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой.
- Коллегиум - общеобразовательное учебное заведение III степени филологически-философского и (или) культурно-эстетического профилей.
- Общеобразовательная школа-интернат - общеобразовательное учебное заведение с частичным или полным содержанием за счет государства детей, нуждающихся в социальной помощи.
- Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.
- Общеобразовательная санаторная школа (школа-интернат) - общеобразовательное учебное заведение I-III ступеней с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечении.
- Школа социальной реабилитации - общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (создается отдельно для мальчиков и девочек).
- Вечерняя (сменная) школа - общеобразовательное учебное заведение II-III степеней для граждан, не имеющих возможности обучаться в школах с дневной формой обучения.

2. Другие учебные заведения системы общего среднего образования:
- Внешкольное учебно-воспитательное учреждение - учебное заведение для воспитания детей и удовлетворения их потребностей в дополнительном образовании по интересам (научными, техническими, художественно-эстетическими, спортивными и др.).
- Межшкольный учебно-производственный комбинат - учебное заведение для обеспечения потребностей учеников общеобразовательных учебных заведений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке.
- Профессионально-техническое учебное заведение - учебное заведение для обеспечения потребностей граждан в профессионально-техническом и полном общем среднем образовании. - Высшее учебное заведение I-II уровней аккредитации - учебное заведение для удовлетворения потребностей граждан по образовательно-квалификационным уровням младшего специалиста и бакалавра с одновременным завершением получения полного общего среднего образования.

3. Общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем составе классы (группы) с вечерней (заочной) форме обучения, классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов. Общеобразовательные учебные заведения независимо от подчинения, типов и форм собственности могут иметь в своем составе интернаты с частичным или полным содержанием учащихся (воспитанников) за счет владельца. Общеобразовательные учебные заведения могут создавать учебно-воспитательные комплексы в составе учебных заведений различных типов и уровней аккредитации для удовлетворения допрофессиональных и профессиональных запросов граждан, а также учебно-воспитательные объединения с дошкольными и внешкольными учебными заведениями для удовлетворения образовательных и культурно-образовательных потребностей.

4. Перечень специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) определяется Министерством образования Украины по согласованию с Министерством здравоохранения Украины.

5. Положение об общеобразовательных учебных заведениях утверждаются Кабинетом Министров Украины. Общеобразовательное учебное заведение на основе Положения об общеобразовательных учебных учреждениях разрабатывает устав, который утверждается собственником (для государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений - соответствующим органом управления образованием) и регистрируется местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Статья 10. Статус общеобразовательного учебного заведения

1. Общеобразовательное учебное заведение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам общеобразовательные учебные учреждения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности.
2. Статус государственного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности.
3. Статус коммунального имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на коммунальной форме собственности.
4. Статус частного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности.

Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация общеобразовательного учебного заведения

1. Государственные и коммунальные общеобразовательные учебные заведения создаются соответственно центральными, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии необходимого количества обучающихся (воспитанников) в соответствии с установленными нормативами наполняемости классов, необходимой материально- технической и научно-методической базы, педагогических кадров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

2. Решение о создании коммунальных общеобразовательных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, принимаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с Министерством образования Украины.

3. Решение о создании гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ (школ-интернатов), основанных на коммунальной форме собственности, принимаются по представлению соответствующих органов управления образованием Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

4. Решение о создании общеобразовательного учебного заведения, основанного на частной форме собственности, принимается учредителем (собственником) в порядке, установленном законодательством Украины.

5. Решение о создании школ социальной реабилитации, их подчиненность и источники финансирования принимается Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства образования Украины.

6. Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений проводятся в порядке, установленном законодательством Украины. Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, допускаются только с согласия территориальных общин.

Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях

Статья 12. Срок обучения

1. Срок обучения для получения полного общего среднего образования в общеобразовательных учебных заведениях I-III ступеней составляет 12 лет:
- В общеобразовательных учебных заведениях I степени - 4 года.
- В общеобразовательных учебных заведениях II степени - 5 лет.
- В общеобразовательных учебных заведениях III степени - 3 года.

2. Срок обучения в общеобразовательных учебных заведениях для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

3. В профессионально-технических и высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации срок получения полного общего среднего образования устанавливается Министерством образования Украины.

Статья 13. Формы обучения

Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется по групповой и индивидуальной формам обучения, положения о которых утверждает Министерство образования Украины. Желающим предоставляется право и создаются условия для ускоренного окончания школы, сдачи экзаменов экстерном.

Статья 14. Наполняемость классов общеобразовательных учебных заведений

1. Наполняемость классов общеобразовательных учебных заведений не должна превышать 30 учеников.
2. В общеобразовательных учебных заведениях, расположенных в селах, поселках, количество учеников в классах определяется демографической ситуацией, но должна составлять не менее пяти человек. При меньшем количестве учеников в классе занятия проводятся по индивидуальной форме обучения.
3. Порядок разделения классов на группы при изучении отдельных предметов устанавливается Министерством образования Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.
4. Для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) количество учеников в классе определяется Министерством образования Украины по согласованию с Министерством здравоохранения Украины и Министерством финансов Украины.
5. Количество учащихся в группах продленного дня и воспитанников в группах общеобразовательных учебных заведений всех типов определяется Министерством образования Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.

Статья 15. Учебные планы и нагрузки учеников

1. Базовый учебный план общеобразовательных учебных заведений (далее - Базовый учебный план) определяет структуру и содержание общего среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, которые устанавливают почасовое и смысловое соотношение между образовательными областями (циклами учебных предметов), предельно допустимую учебную нагрузку учащихся и общегодовые количество учебных часов. Инвариантная составляющая содержания общего среднего образования формируется на государственном уровне, является единой для всех учреждений общего среднего образования, определяется через образовательные области базового учебного плана. Вариативная составляющая содержания общего среднего образования формируется общеобразовательным учебным заведением с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов обучающихся (воспитанников). Базовый учебный план для общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности утверждается Кабинетом Министров Украины.

2. На основе базового учебного плана Министерство образования Украины утверждает типовые учебные планы для общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности. В типовых учебных планах образовательные области реализуются в учебные предметы и курсы инвариантной и вариативной составляющих содержания общего среднего образования.

Типовые учебные планы устанавливают суммарную предельно допустимую учебную нагрузку учащихся. Оно составляет такое количество учебных часов в год:
- 1-2 классы - 700 часов.
- 3-4 классы - 790 часов.
- 5 класс - 860 часов.
- 6-7 классы - 890 часов.
- 8-9 классы - 950 часов.
- 10-12 классы - 1030 часов.

3. На основе типовых учебных планов общеобразовательным учебным заведением складывается рабочий учебный план с конкретизацией вариативной части и определением профиля обучения. Рабочие учебные планы государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений утверждаются соответствующим органом управления образованием. Рабочие учебные планы частных общеобразовательных школ соглашаются с соответствующими органами управления образованием. Рабочие учебные планы профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации, в части получения полного общего среднего образования, разрабатываются на основе типовых учебных планов для общеобразовательных учебных заведений и соглашаются с Министерством образования Украины. Экспериментальные рабочие учебные планы составляются с учетом типовых учебных планов, общеобразовательными учебными заведениями, имеющими статус экспериментальных. Внедрение экспериментальных рабочих учебных планов, новых образовательных программ, педагогических новаций и технологий возможно только по решению Министерства образования Украины.

Статья 16 . Учебный год и режим работы общеобразовательного учебного заведения

1. Учебный год в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности начинается в День знаний - 1 сентября и заканчивается не позднее 1 июля следующего года.

2. Продолжительность учебного года в общеобразовательных учебных заведениях I степени не может быть меньше 175 рабочих дней, а в общеобразовательных учебных заведениях II-III степеней - 190 рабочих дней, без учета времени на сдачу переводных и выпускных экзаменов, продолжительность которых не может превышать трех недель.

3. Структура учебного года (за четверть, полугодие, семестрам) и продолжительность учебной недели устанавливаются общеобразовательным учебным заведением в пределах времени, предусмотренного рабочим учебным планом, по согласованию с соответствующим органом управления образованием.

4. Режим работы общеобразовательного учебного заведения определяется им на основе нормативно-правовых актов и по согласованию с соответствующим органом государственной санитарно-эпидемиологической службы.

5. Продолжительность уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляет:

  • в первых классах - 35 минут,
  • во вторых - четвертых классах - 40 минут,
  • в пятых - двенадцатый класс - 45 минут.

Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием и органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. Разница во времени учебных часов первых - четвертых классов обязательно учитывается и компенсируется проведением дополнительных, индивидуальных занятий и консультаций с учащимися.

6. Продолжительность каникул в общеобразовательных учебных заведениях в течение учебного года не может быть меньше 30 календарных дней.

Статья 17. Воспитательный процесс в общеобразовательных учебных заведениях

1. Воспитания обучающихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется в процессе урочной, внеурочной и внешкольной работы с ними. Цели воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях определяются на основе принципов, заложенных в Конституции Украины, законах и иных нормативно-правовых актах Украины.

2. В общеобразовательных учебных заведениях запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, а также религиозных организаций и военизированных формирований.

3. Принудительное привлечение учащихся (воспитанников) общеобразовательных школ к поступлению в любые объединения граждан, религиозные организации и военизированные формирования запрещается.

Статья 18. Зачисление учащихся

1. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления закрепляют за общеобразовательными учебными заведениями соответствующие территории обслуживания и к началу учебного года учитывают учеников, которые должны их посещать.

2. Зачисление учащихся в общеобразовательные учебные заведения проводится приказом директора, который выдается на основании заявления, при наличии медицинской справки установленного образца и соответствующего документа об образовании (кроме учеников первого класса).

3. Зачисление учащихся в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты) проводится в порядке, установленном Министерством образования Украины.

4. Зачисление учащихся в общеобразовательной санаторной школы (школы-интерната) проводится в порядке, установленном Министерством образования Украины и Министерством здравоохранения Украины.

5. Направление обучающихся (воспитанников) в школах социальной реабилитации и досрочное освобождение их из этих учебных заведений осуществляются по решению суда.

6. Зачисление и отбор детей для обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), их перевода из одного типа таких учебных заведений в другое производится по заключению соответствующих психолого-медико-педагогических консультаций в порядке, установленном Министерством образования Украины.

Участники учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях

Статья 19. Участники учебно-воспитательного процесса

Участниками учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях являются:
- Учащиеся (воспитанники).
- Руководители.
- Педагогические работники, психологи, библиотекари.
- Другие специалисты.
- Родители или лица, их заменяющие.

Статья 20. Ученик (воспитанник)

1. Ученик (воспитанник) - лицо, которое учится и воспитывается в одном из учебных заведений. Зачисление учащихся в общеобразовательные учебные заведения осуществляется, как правило, с 6 лет.

2. Статус обучающихся (воспитанников) как участников образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, их права и обязанности определяются настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

Статья 21. Социальная защита обучающихся (воспитанников)

1. Ученикам (воспитанникам) общеобразовательных учебных заведений может подаваться дополнительно социальная и материальная помощь за счет средств министерств и ведомств и местных бюджетов, средств юридических и физических лиц Украины и граждан, проживающих за ее пределами, а также средств фонда общеобязательного обучения и за счет других поступлений. Учащиеся (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности имеют право на льготный проезд городским и пригородным пассажирским транспортом в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Учащиеся (воспитанники) общеобразовательных школ в сельской местности обеспечиваются транспортом к месту учебы и домой бесплатно.

2. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата обеспечиваются средствами индивидуальной коррекции в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

3. Воспитанники школ-интернатов всех типов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находятся на полном государственном обеспечении. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, которые учатся в других общеобразовательных учебных заведениях, обеспечиваются питанием, одеждой и другими услугами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Удержание воспитанников, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) осуществляется за счет государства.

4. Дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, трудоустраиваются или продолжают обучение в соответствии с полученной образованием в порядке, установленном законодательством Украины.

Статья 22. Охрана и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников)

1. Общеобразовательное учебное заведение обеспечивает безопасные и безвредные условия обучения, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья, формирует гигиенические навыки и основы здорового образа жизни обучающихся (воспитанников).

2. Учащиеся (воспитанники) общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности обеспечиваются медицинским обслуживанием, которое осуществляется медицинскими работниками, которые входят в штат этих учреждений или соответствующих учреждений здравоохранения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Учреждения охраны здоровья я вместе с органами управления образованием и органами здравоохранения ежегодно обеспечивают бесплатный медицинский осмотр учеников (воспитанников), мониторинг и коррекцию состояния здоровья, несут ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение лечебно-профилактических мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности.

3. Ответственность за организацию питания обучающихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и форм собственности возлагается на учредителей (собственников), руководителей этих учебных заведений. Нормы и порядок организации питания обучающихся (воспитанников) в общеобразовательных учебных заведениях устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

4. Контроль за охраной здоровья и качеством питания обучающихся (воспитанников) возлагается на органы здравоохранения.

Статья 23. Поощрение учащихся (воспитанников)

Для учащихся (воспитанников) устанавливаются различные виды морального стимулирования и материального поощрения, предусмотренные Министерством образования Украины, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, уставом общеобразовательного учреждения.

Статья 24. Педагогические работники

1. Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивающее результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях системы общего среднего образования. Перечень должностей педагогических работников системы общего среднего образования устанавливается Кабинетом Министров Украины.

2. Должность руководителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности может занимать лицо, являющееся гражданином Украины, имеет высшее педагогическое образование на уровне специалиста или магистра, стаж педагогической работы не менее трех лет, успешно прошла аттестацию руководящих кадров образования в порядке, установленном Министерством образования Украины.

Статья 25. Педагогическая нагрузка

1. Педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности - время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая нагрузка учителя включает 18 учебных часов в течение учебной недели, составляющих тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности в следующем соотношении к тарифной ставке:
- Классное руководство - 20-25 процентов.
- Проверка тетрадей - 10-20 процентов.
- заведывание:
- Мастерскими - 15-20 процентов.
- учебными кабинетами - 10-15 процентов.
- Учебно-опытными участками - 10-15 процентов.

Размеры и порядок установления доплат за другие виды педагогической деятельности определяются Кабинетом Министров Украины. Педагогическая нагрузка воспитателя общеобразовательного учебного заведения составляет 30 часов, воспитателя общеобразовательной специальной школы (школы-интерната) - 25 часов в неделю, что составляет тарифную ставку. Размеры тарифных ставок других педагогических работников общеобразовательных учебных заведений устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Распределение педагогической нагрузки в общеобразовательном учебном заведении осуществляется его руководителем и утверждается соответствующим органом управления образованием.

РИА Новости Украина

Закон "Об образовании", который в понедельник, 25 сентября, подписал Президент Украины Петр Порошенко , начинает масштабные реформы в отрасли, которая до сих пор мало изменилась с советских времен. Собственно, и действующий закон об образовании принимали еще в советские времена — весной 1991. С тех пор он претерпел множество изменений, пишет Тарас Шамайда для texty.org.ua.

Итак, какие изменения произойдут в образовании?

1. Не просто знания, а умение.

От практики напаковывания детей большим объемом информации и обучения по принципу "зазубрил — ответил — забыл" украинское образование, прежде всего школьное, должно перейти к развитию у детей компетентности. Новая украинская школа должна развивать у детей "чтение с пониманием, умение выражать свою мысль устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски и принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими".

Собственно, большая часть заложенных в законе норм подчинена именно этой цели, для достижения которой учреждениям образования, педагогам, родителям и самим соискателям образования предоставляется большая свобода действий.

2. Трехуровневая 12-летняя школа.

Дети будут идти в школу, как правило, в 6-летнем, но в любом случае не позднее 7-летнего возраста и будут учиться 12 лет.

Среднее образование будет состоять из начального (4 года, 1-4 классы), базового (5 лет, 5-9 классы) и профильного (3 года, 10-12 классы). Начиная с 5 класса дети будут учиться в гимназиях, а после окончания 9 класса будут продолжать обучение в лицеях (заведениях старшей или профильной школы) или же приобретать профессиональное образование.

После окончания каждого уровня знания учеников будут проверять с помощью государственной итоговой аттестации. После 4 класса это будет мониторинг, а после 9 — полноценное внешнее независимое оценивание.

Начальная школа может иметь самые разнообразные формы: один или несколько классов с учащимися одного или разных возрастов, с одним или несколькими учителями. Закон также позволяет работу начальной школы "в любой другой форме, которая будет наиболее удобна и целесообразна для обеспечения получения детьми начального образования согласно со стандартом начального образования".

Лицеи будут иметь академическое или профессиональное направление, или же в одном лицее будут классы разных направлений. В академических лицеях учащиеся смогут глубоко подготовиться к высшему образованию, в профессиональных — получить среднее образование и одновременно первую профессию. Образование в них продлится три года вместо нынешних двух. Дополнительный год обучения снимет проблему катастрофической нехватки времени и перегрузки старшеклассников в нынешней двухлетней старшей школе.

Каждый лицей будет отдельным юридическим лицом и, как правило, будет размещаться в отдельном помещении. Лицеи задуманы не просто как старшие классы обычной школы, а как отдельные заведения. Причем, довольно большие, где в каждой параллели есть по крайней мере 4-5 классов, каждый со своей специализацией. А значит, их будет значительно меньше, чем нынешних 11-летних школ. Соответственно и переход к таким лицеям будет происходить не так незаметно как сейчас — выпускники 9 классов будут сдавать ВНО, и по их итогам будут поступать в выбранные лицеи на конкурсной основе.

В другие школы детей будут зачислять без конкурса — за исключением ситуаций, когда заявлений на обучение в школе больше, чем мест (в таком случае приоритет будет отдаваться детям, живущим на территории обслуживания этой школы).

Новая система будет вводиться постепенно, чтобы не сказать очень медленно. Начальная школа заработает с 1 сентября 2018 года, базовая — с 1 сентября 2022 и профильная — с 1 сентября 2027. Однако закон содержит опцию введения профильного трехлетнего обучения и ранее — как в отдельных учреждениях, так и по всей стране. В Министерстве образования и науки не исключают ускорения реформы и введения полноценной 12-летки уже с 1 сентября 2022-23 года.

Такой вариант возможен, если общество в первые годы реформы осознает ее важность, а образовательная и бюджетная системы будут вполне готовы к переменам.

3. Профессиональное образование .

Окончив 9 классов, дети смогут учиться в профессиональных колледжах, получая профессию как одновременно с получением полного высшего образования, так и без него.

4. Трехлетний бакалаврат и двухлетняя магистратура.

Для получения диплома бакалавра студенты будут учиться не четыре, а три года. Зато обучение в магистратуре станет дольше и продлится два года, сейчас — полтора. Поступление в магистратуру будет осуществляться по результатам ВНО.

5. Автономия школ и большая свобода учителя.

Учреждение образования может осуществлять образовательную деятельность одновременно на разных уровнях образования и по различным видам образования, создавать для этого структурные подразделения. То есть, теоретически, может существовать заведение, объединяющее детский сад, начальную школу, гимназию, лицей, университет, профессиональный колледж и музыкальную или художественную школу. Надо лишь получить соответствующие лицензии и пройти аккредитацию.

Учреждения образования смогут образовывать с другими юридическими лицами образовательные, образовательно-научные, научные, образовательно-производственные и другие объединения.

Все учебные заведения — от детских садов до университетов — получат значительно больше свободы. До сих пор (с 2014 года) автономию имели только вузы.

Теперь же школы, детсады и другие учреждения образования всех форм собственности будут иметь самоуправляющиеся коллегиальные органы — наблюдательные (попечительские) и педагогические советы, родительские советы и т. п — которые будут принимать важнейшие решения. В состав наблюдательного (попечительского) совета, которой учредитель может делегировать свои полномочия, не могут входить работники этого заведения и учащиеся в нем.

Директор школы или детсада будет избираться на шесть лет конкурсной комиссией в составе представителей других школ, местной власти, преподавателей педагогических вузов и общественности. Для участия в конкурсе нужно свободно владеть государственным языком и иметь высшее образование, но учредители вправе устанавливать дополнительные квалификационные требования к кандидатам.

Директор самостоятельно будет вибирать на работу своих заместителей и других педагогических работников. Образовательное учреждение имеет право объявить конкурс на любую вакансию, но главное, что назначения будут проходить без согласования с местными властями, которое требуется сейчас.

Учреждения образования и педагоги самостоятельно будут формировать учебные программы, которые по представлению педагогического совета будет утверждать руководитель учреждения. Единственное требование — их соответствие государственным стандартам образования, принятым министерством образования и науки.

Учитель сможет свободно работать по собственной программе и выбирать формы донесения материала до детей. Одновременно, министерство будет разрабатывать типовые программы для тех учителей, которые не хотят или не могут разработать собственные.

Закон отменяет процедуру аттестации школ и местных управлений образования на их инспектирование.

Сами инспекции ликвидируют, а работники методкабинетов будут заниматься вместо проверок поддержкой и помощью учебным заведениям. Проверять же эти заведения будет только Государственная служба качества образования. Плановый аудит заведения, включающего проверку соблюдения лицензионных условий, будет происходить раз в 10 лет.

6. Директором можно быть не более 12 лет.

Ограничение срока пребывания одного человека на посту руководителя распространится из вузов на все учреждения образования. Пожизненных директоров школ больше не будет. Человек сможет избираться на пост директора не больше двух шестилетних сроков подряд, а затем сможет работать на другой должности в этой же школе или претендовать на директорство в другой.

7. Большая зарплата учителей.

Должностной оклад учителя низшей категории составит три минимальных зарплаты. Этого уровня будут достигать постепенно, до 2023 года. Если бы ее ввели немедленно, такой оклад составлял бы 9600 гривен, а с различными надбавками учителя зарабатывали бы еще больше. Однако для этого надо было бы найти минимум 87 миллиардов бюджетных гривен, что нереально.

Когда авторы закона закладывали эту норму, минимальная зарплата равнялась прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. Однако, с 1 января 2017 года, уже после голосования закона в первом чтении, минимальную зарплату установили в размере двух минимумов: 3200 гривен вместо 1600, поэтому стоимость образовательного законопроекта выросла на десятки миллиардов.

Поэтому ко второму чтению образовательный комитет Верховной Рады внес в текст поправку, заменив три минимальные зарплаты на четыре прожиточных минимума (на сегодня 6736 гривен). Однако во время рассмотрения закона на пленарном заседании с подачи Юлии Тимошенко поправку провалили.

Зарплата научно-педагогического работника самой низкой квалификации будет по крайней мере на 25% больше, чем зарплата учителя низшей категории. Оклад работника каждой следующей категории должна повышаться по крайней мере на 10%.

8. Добровольная сертификация учителей.

Все педагогические и научно-педагогические работники, как и сейчас, должны обязательно повышать квалификацию, но эта процедура претерпит коренные изменения. Эти услуги смогут предоставлять различные государственные, коммунальные и частные учреждения, а также общественные организации, которые будут иметь соответствующую лицензию. Учитель сам волен выбирать, где ему повышать квалификацию, это может быть и несколько разных учреждений, суммарное время обучения в которых должно составлять не менее 150 часов на 5 лет.

Вместо повышения квалификации учитель может по собственной инициативе пройти добровольную сертификацию на знание предмета и владение современными образовательными методиками. Пройдя такую сертификацию, учитель получит на три года сертификат и 20% надбавку к зарплате, а также сможет обучать других педагогов.

9. Инклюзивное обучение и перепрофилирование интернатов.

Закон поощряет обучение детей с особыми потребностями, сирот и детей из сложных семей в обычных школах. По заявлениям родителей детей с особыми потребностями школы должны создавать специальные классы, где такие дети могли бы учиться. Если это необходимо, дети с особыми потребностями могут идти в школу позже и учиться дольше.

Детям с нарушениями слуха создадут условия для обучения на языке жестов.

До 31 декабря 2021 года все школы-интернаты должны стать или обычными школами, детсадами или другими учебными заведениями, доступными для всех детей, или детскими домами в системе Минсоцполитики. Решение о судьбе каждого интерната будут принимать областные и Киевский городской советы.

10. Образовательные округа.

Различные учреждения образования в пределах определенной территории (включая заведения внешкольного образования, культуры, физкультуры) составят единый образовательный округ, своеобразным центром которого станет опорная школа, удобно расположенная для подвоза детей из других населенных пунктов и обеспеченная квалифицированными кадрами и современным оборудованием.

11. Украинский язык.

Образовательный процесс во всех учреждениях образования будет происходить на украинском языке. Представители национальных меньшинств имеют право обучаться в отдельных группах детских садов и классах начальной школы, в которых, кроме украинского, будет использоваться в образовательном процессе язык соответствующего меньшинства.

Начиная с 5 класса, все образование будет происходить на украинском языке, исключения возможны только для представителей коренных народов (прежде всего, крымских татар), которые могут хранить двуязычное обучение до окончания старшей школы.

Для первоклассников такая система заработает с 1 сентября 2018 года, а для тех, кто начал учиться в школах с языком национальных меньшинств ранее, — с 1 сентября 2020 года, причем на протяжении этих трех лет в школах с обучением на языках меньшинств будет постепенно увеличиваться количество предметов, преподаваемых на украинском.

Изучение украинского языка становится обязательным во всех учебных заведениях (включая вузы, во многих из которых такое преподавание прекратили на основании закона "О высшем образовании").

В учреждениях образования, согласно образовательной программе, могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках — на государственном языке, на английском языке, на других официальных языках Европейского Союза. Стоит отметить, что среди 24 языков ЕС есть языки некоторых нацменьшинств Украины — румынский, венгерский, польский, болгарский, словацкий и тому подобное.

Русский же язык к языкам ЕС не относится, поэтому даже отдельные предметы или дисциплины (кроме собственно курса русского языка) не смогут преподаваться на русском ни в базовой или профильной школе, ни в музыкальных или художественных школах, ни в университетах или профессиональных колледжах.

Языковая статья закона, окончательную редакцию которой сформулировала рабочая группа из представителей разных фракций, Министерства образования и экспертов в день голосования за закон, уже вызвали негативную реакцию Москвы, Будапешта и Бухареста, однако формально ни врагам, ни партнерам Украины не к чему придраться — нормы этой статьи четко отвечают как нашей Конституции, так и международным договорам, ратифицированными Украиной.

А уровень защиты прав меньшинств в новом законе все равно значительно выше, чем уровень защиты украинцев в той же Румынии или Венгрии, не говоря уже о России.

12. Информационная прозрачность.

Каждое учреждение образования обязано разместить в открытом доступе на своем сайте (или сайте учредителя) всю важную информацию о своей деятельности.

К такой информации закон, в частности, относится устав, лицензии, сертификаты институциональная аккредитация и аккредитация программ, структура и органы управления учреждения, кадровый состав, образовательные программы, язык образовательного процесса, вакансии и конкурсы, материально-техническое обеспечение, наличие общежитий, мест в них и размер оплаты за проживание, результаты мониторинга качества, годовой отчет, правила приема, условия доступности для лиц с особыми потребностями, размер платы за обучение, перечень и стоимость дополнительных услуг.

Обязательно должна обнародоваться смета и финансовый отчет о поступлении и использовании всех полученных средств, информация о перечне товаров, работ и услуг, полученных как благотворительная помощь, с указанием их стоимости, а также средства, полученные из других источников, не запрещенных законодательством.

13. Академическая добропорядочность.

Закон обязывает участников образовательного процесса соблюдать академическую добропорядочность.

Нарушениями академической добропорядочности считаются плагиат, самоплагиат (когда человек выдает свои старые научные результаты за новые), фабрикация или фальсификация данных, списывание, обман, взяточничество и необъективное оценивание.

Нарушителю добропорядочности грозит отказ в присуждении ученой степени или звания, лишение уже присужденных степеней, званий, квалификационных категорий, лишения права занимать определенные должности. Учащихся и студентов за нарушения добропорядочности могут направить на пересдачу экзамена, контрольную и т. п, повторное прохождение курса, лишить стипендии или льгот или отчислить из учебного заведения.

14. Больше источников финансирования.

Государство, как и сейчас, будет выделять местным бюджетам субвенцию на общее среднее образование, в том числе и на получение среднего образования в профессионально-технических заведениях. Профессиональную составляющую этих заведений будут финансировать преимущественно региональные бюджеты.

Государство будет финансировать обучение на бюджетных местах в вузах и подготовку специалистов дефицитных рабочих профессий в системе профтехобразования.

Местная власть и органы самоуправления должны создать надлежащие условия для работы учреждений образования, в т.ч. обеспечить их помещениями и организовать подвоз детей из соседних сел в опорные школы.

Дошкольное и внешкольное образование финансируется в основном из местных бюджетов, которые благодаря децентрализации за три года выросли более чем вдвое. При этом детсады, а также частные школы, которые обоснуют стоимость обучения, получат дополнительные деньги на каждого ребенка из госбюджета.

В целом же каждое учреждение образования имеет право получать деньги из бюджетов разных уровней, а также из любых источников, не запрещенных законом. Образовательные учреждения будут иметь право получать добровольные пожертвования, гранты, дивиденды, помощь родителей, частных партнеров и тому подобное, оказывать платные услуги, продавать произведенную в мастерских или производственных подразделениях продукцию. Средства каждое заведение сможет свободно тратить на свою уставную деятельность, а временно свободные деньги сможет размещать в государственных банках.

Одним росчерком пера депутаты спровоцировали недовольство практически всех стран-соседей, закон об образовании. Европейские партнеры Киева озабочены тем, что обучение в государственных школах постепенно переведут на украинский язык, а языки нацменьшинств исключат из учебного процесса. разбиралась в нюансах и возможных последствиях реформы.

Учат в школе

На Украине на языках нацменьшинств сейчас учатся около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях. Всего в стране более 15 тысяч школ, из них с русским языком обучения - 581, румынским - 75, венгерским - 71, молдавским - 3 и польским - 5. При этом, по словам заместителя министра образования и науки Павла Хобзея, всего в украинских школах почти 10 процентов учеников обучаются на русском языке. Интересно, что в частных школах примерно 40 процентов учеников выбирают в качестве языка образования именно русский.

Такая статистика, однако, не смутила украинских законодателей. В первый день осенней сессии, 5 сентября, депутаты Верховной Рады во втором чтении закон «Об образовании». Документ уже поддержал президент страны , заявив, что новая школа открывает двери для «нового поколения украинцев - компетентных, патриотичных, открытых миру». «Образование - это ключ к будущему Украины. Принятие новой редакции закона "Об образовании" дает нам этот ключ», - уточнил глава государства.

Главное в реформе то, что в школах фактически запрещается преподавание на любом языке, кроме украинского. С 2018 года отменяется преподавание на языках национальных меньшинств, начиная с пятого класса. К 2020-му обучение на языках национальных меньшинств будет ликвидировано полностью. С 2018-го прекращается издание учебников на русском языке. Небольшие поблажки сделаны только для «коренных народов Украины». Это понятие нигде четко не прописывается, но авторы закона отнесли к таковым крымских татар, крымчаков и караимов. Им позволят формировать в школах отдельные классы. Разрешается также преподавать один или несколько предметов на английском языке и других языках стран , но русскоязычное образование исчезнет полностью.

Эксперты говорят, что такие законодательные новации противоречат 10-й статье Конституции Украины, в которой сказано , что государственным языком является украинский, но государство способствует развитию и русского языка, и языков других национальных меньшинств. Право свободного пользования родными языками во всех сферах общественной жизни, включая образование, гарантировалось и в Декларации прав национальностей Украины .

Противоречит новый закон также закону «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» от 2003 года. «Тот язык, который является для детей родным, практически будет запрещен для выпускников средних школ, потому что в старших классах он просто не будет изучаться», - предрекает противник реформы, депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока» .

Сторонники преобразований называют изменения естественными. «Украина - единственная страна - носитель украинского языка, и закон "Об образовании" расширяет употребление государственного языка в образовательной сфере, это нормально», - говорит министр образования Лилия Гриневич. В ведомстве новшества объясняют как раз заботой о будущем детей, обучающихся на языке нацменьшинств. Отмечается , что в 2016 году 60 процентов учеников венгерских и румынских школ не преодолели порог тестирования по украинскому языку, а значит, их возможности получить на Украине высшее образование были сильно ограничены.

Нож в спины

Проект украинизации образования вызвал возмущение у большинства стран-соседей Украины. Примечательно, что с требованием наложить вето на закон к Петру Порошенко обратились не только украинские оппозиционные политики, но и соратник главы государства, Закарпатской области (в регионе проживают не менее 150 тысяч этнических венгров, а также более 20 тысяч этнических словаков и румын).

Фото: Павел Паламарчук / РИА Новости

Самую жесткую и даже агрессивную позицию заняла Венгрия. Сначала позорным и стыдным документ министр иностранных дел страны . «Поправка серьезно нарушает права венгерского меньшинства. Позорно, что страна, стремящаяся к более тесным связям с ЕС, приняла закон, прямо идущий против европейских ценностей», - сказал он. Позже Будапешт обратился с жалобой в и . Сийярто объяснил, что Венгрия просит принять меры, которые не позволят закону вступить в силу. На сайте МИД Венгрии также было опубликовано сообщение о том, что Будапешт больше не будет поддерживать инициативы Украины в международных организациях. «Украина вонзила Венгрии нож в спину, когда внесла изменения в закон об образовании», - говорится там.

В министерстве иностранных дел Румынии выразили надежду, что права румынского меньшинства на Украине будут сохранены, и подчеркнули обеспокоенность Бухареста в связи с этим вопросом. Министерство иностранных дел Польши пообещало пристально следить за выполнением на Украине закона «Об образовании» и предпринять все необходимые меры, чтобы обеспечить полякам доступ к обучению на польском языке. Президент Молдавии киевские власти отменить новый закон. Он выразил мнение, что община румын и молдаван на Украине рискует подвергнуться денационализации. Позже всех отреагировали российские дипломаты. 12-летнее обучение при одновременном сокращении обязательных для изучения предметов с 22 до 9. В частности, вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии будут создаваться интеграционные курсы «Природа и человек», «Человек и мир». Язык и литература сольются в предмет «Словесность», а алгебра и геометрия вернутся в общий курс математики. Вероятно, это приведет к массовым сокращениям учителей. В отдельной поправке оговорено право административного преследования педагогов, уничижительно отзывающихся об украинских символах или самом государстве.

Новый закон, очевидно, должен способствовать усилению патриотических чувств украинской молодежи. О том, как нововведения скажутся на качестве образования, судить пока рано, но едва ли они пойдут на пользу тем ученикам, для кого украинский язык не родной. В первую очередь речь идет о русскоязычных гражданах Украины. Помешать введению закона они вряд ли смогут. Россия за последние годы утратила почти все рычаги влияния на соседнюю страну, а любые попытки самоорганизации граждан внутри Украины трактуются как сепаратизм и чреваты серьезными последствиями. Гораздо больше шансов на отстаивание своих интересов у представителей венгерской, румынской и польской общин. Украина по-прежнему дорожит евроинтеграцией, поэтому любые барьеры на этом пути будут восприниматься в Киеве крайне болезненно. Вероятно, если Будапешт, Варшава и Бухарест всерьез воспротивятся повсеместной украинизации образования, то киевским властям придется пойти на уступки.

Реформа образования, за которую проголосовали депутаты , в действие пока что не вступила, а все потому, что нет ее денежного обеспечения, да и школы не готовы ко всем нововведениям. Так, например, введение 12-летнего образования, с 9 обязательными предметами вместо 25, как сейчас, означает, что в образовательных учреждениях должны работать специалисты, которые могут одинаково хорошо знать физику, химию и биологию, быть готовыми к интегрированному курсу истории, географии и обществознания.

Еще летом вокруг реформы образования разразился финансовый скандал. Премьер-министр Украины назвал ее слишком затратной для государства, подсчитав, что реформа обойдется налогоплательщикам в 87 млрд грн.

Небольшие поблажки законом предусмотрены лишь для представителей «коренных народов» (им позволят иметь отдельные классы), а также для английского языка и языков Евросоюза, на которых можно будет преподавать в школах «один или несколько предметов» (видимо, небольшая уступка для венгров и румын). Но русскоязычное образование исчезнет полностью.

В оппозиции языковые новации жестко критикуют. «Когда в средних классах на родном языке можно преподавать только два урока в день, а в старших классах — ни одного, то это не европейский путь. Тот язык, который является для детей родным, практически будет запрещен для выпускников средних школ, потому что в старших классах он просто не будет изучаться», — заявил народный депутат от «Оппозиционного блока» .

Эксперты отмечают, что лишение русскоязычных граждан права на образование на своем родном языке будет иметь серьезные политические последствия, усиливая раскол в обществе.

«Процент недовольных действиями власти вырастет, и запрос на полную перезагрузку власти и на смену курса страны дойдет до критической точки, — считает политолог .

— Уже с 1 сентября родители увидят, что повсеместно закрываются русские школы и старшие классы переводят на украинский язык. И это в юго-восточных регионах может вызвать взрывной эффект. Тем более, не нужно забывать, что как раз в сентябре 2018 года де-факто начнется кампания по выборам президента».

По словам депутата Харьковского горсовета шести созывов, сейчас проживающего в Крыму, основателя видеоканала «Первая столица» Константина Кеворкяна, «запрет образования на родном (в первую очередь, на русском) языке абсолютно логично и ожидаемо завершает ассимиляцию неукраиноязычных этносов на территории Украины. Начатый якобы невинной украинизацией имен (Елены в Олэну, Константина в Костянтына и так далее) процесс планомерной ассимиляции был очевиден всем здравомыслящим людям кроме фанатичных поклонников обоих майданов, которые говорили: где ты вы видел бандеровцев? где ты видел, чтобы ущемляли русский язык?»

Кеворкян также добавил, что запрет на получение образования на русском языке — «это еще одна ступенька вниз на пути поражения в политических и имущественных правах, репрессии против робко протестующих, продажа земель ваших предков и потомков транснациональным корпорациям».

В пику Европе

Раздражение со стороны ряда националистических организаций вызывает решение сохранить право получать образование на крымско-татарском языке. Недовольство вызывает тот факт, что представители подобных организаций понимают, что Крым в ближайшее время не вернется в состав Украины, а бывший лидер крымско-татарского меджлиса (организация признана экстремистской и запрещена на территории России) Мустафа «спит и видит возникновение татарской автономии» в одной из областей Украины. Сам Джемилев высказывался о желании создать такую автономию в Херсонской области.

Последствия подобного решения не заставили себя ждать, поскольку парламентарии, помимо проявленной русофобии, ущемили права венгров и румын, проживающих в западных областях Украины.

В частности, в Закарпатье постоянно идут разговоры об автономии для нескольких венгероговорящих районов — Виноградовского и Береговского. Ранее здесь активисты даже установили стелы с текстом на венгерском языке, гласящие, что это земли венгерского народа, таким образом закрепив свои права на родной язык и национальное самоопределение.

Через сутки после принятия скандального закона правительство Венгрии выразило протест. «Украина вонзила Венгрии нож в спину, когда внесла изменения в закон об образовании, который сильно нарушает права венгерского меньшинства. <...>

Позорно, что страна, которая стремится развивать все более тесные отношения с , приняла решение, которое находится в полной оппозиции к европейским ценностям.

Это недопустимо, что Украина лишила венгров их права получать образование на родном языке в школах и университетах и оставила им такую возможность только в детских садах и начальных школах», — говорится в заявлении Венгрии.

Госсекретарь Венгрии по вопросам национальной политики Янош Арпад Потапи назвал решение реформу украинской системы образования «беспрецедентным ограничением прав 150 тыс. этнических венгров», а также упрекнул украинских законодателей в том, что такое решение «полностью противоречит конституции».

В то же время начала репрессии в отношении венгерских активистов. В сепаратизме обвинили главу Береговского районного совета Йосефа Шина и депутата Отто Ваша. Оба задержаны.

Свое недовольство принятым законопроектом высказал и Бухарест. В МИД Румынии отметили, что «с беспокойством» встретили новость об украинской реформе образования и считают, что соответствующий закон нарушает права румынского меньшинства. «В связи с этим тема обучения на румынском языке на Украине будет включена в повестку дня госсекретаря Виктора Микулы, который на следующей неделе отправится в Киев», — говорится в заявлении МИД этой страны.

Как быть с учителями

Законопроект предусматривает поэтапное повышение должностного оклада педагогов до трех минимальных заработных плат к 2023 года (по сегодняшним меркам это 9,6 тыс. гривен). При этом оклад педагога каждой следующей квалификационной категории будет повышаться не менее чем на 10%. Также педагогическим и научно-педагогическим работникам планируется установить ежемесячные надбавки за выслугу лет, а также за прохождение сертификации.

Еще недавно сама министр Лилия Гриневич заявляла, что на Украине в среднем учитель высшей категории получает 6,5 тысяч гривен. А уже со следующего года зарплата такого педагога вырастет в 2 раза. Но пока у правительства нет понимания, откуда эти деньги взять.

В оппозиции полагают, что проблема будет решена за счет сокращения числа учителей. «Эксперты уже подсчитали, что около 2/3 учителей просто могут лишиться работы», — говорит Александр Вилкул.

Одно из важных новшеств — это внедрение механизма найма учителей на работу по контракту. Директорам школ разрешат занимать эту должность не более 6 лет. Сами педагоги говорят о том, что подпадут в полную зависимость от тех, кто будет визировать эти контракты. Директор одной из днепропетровских гимназий сообщила «Газете.Ru», что это приведет к массовому неподписанию контрактов со строптивыми и слишком принципиальными с точки зрения чиновников директорами.

Интересно, что принимая в целом весь текст законопроекта, депутаты утвердили и одну поправку, за которую не голосовали отдельно.

Речь идет о поправке 814, которая дает право начать административное преследование педагогов, которые будут уничижительно отзываться об украинских символах или самом государстве.

Данную поправку внес депутат от «Блока Петра Порошенко» . Один из авторов проекта Александр Спиваковский заявляет, что поправка касается того, что «педагогические работники, которые порочат Украину, порочат атрибуты ее, государственный гимн и т.д., не могут работать в системе образования». Несмотря на то, что окончательный ее текст никто не видел, поправка прошла автоматическое голосование вместе со всем текстом законопроекта.

Зачем селу школа

Законопроект открывает дорогу для дальнейшего сокращения числа школ в сельской местности. Этот процесс идет уже сейчас в виде создания так называемых опорных школ, то есть когда остается всего одна школа на объединенную общину. Если на 1 сентября 2014 на Украине было 17 600 школ, на 1 сентября 2016 — 16 900 школ, то к этому учебному году осталось всего 16 566.

Во время рассмотрения проекта депутаты призывали коллег поддержать решение, чтобы опорная школа находилась не дальше, чем 15 километров от сел, где проживает ученик. В итоговом проекте речь идет о 50 километрах.

По словам Василия Пыхты, директора общеобразовательной школы в одном из сел Винницкой области, сейчас в первом классе его школы 27 учеников, из которых 18 приезжают из тех сел, где школ нет уже давно. Одних привозят родители, другие в течение рабочей недели живут у родственников.

«При президенте пытались запустить школьный автобус, который собирал детей по селам и привозил учиться, но потом этот проект постепенно сошел на нет. Были льготы, что школьники могут ездить бесплатно в рейсовых автобусах, но в некоторые села такой автобус заезжает раз в неделю. Обычно это приводит к двум последствиям — либо родители сознательно принимают решение бросить учебу, либо переезжают из села. Думаю, не нужно вам объяснять, что плохо и то, и другое», — рассказал Пыхта «Газете.Ru».

КИЕВ, 28 сен — РИА Новости. Закон "Об образовании", устанавливающий жесткие ограничения на использование языков национальных меньшинств на Украине, вступает в силу. Документ уже вызвал шквал критики со стороны некоторых европейских стран.

В правительствах Венгрии и Румынии заявили, что закон нарушает права нацменьшинств на Украине. МИД Венгрии пообещал, что в ответ заблокирует вступление Украины в Евросоюз, а сам документ назвал "позорным". В Москве также считают, что закон противоречит украинской конституции и международным обязательствам Киева.

Киевские власти заверяют, что закон направлен на укрепление позиций украинского языка, а принятая норма не противоречит Европейской хартии региональных языков. Они также намерены направить на экспертизу в Совет Европы спорную статью, которая касается языка обучения нацменьшинств.

"Удар в спину"

Президент Петр Порошенко 25 сентября подписал закон "Об образовании" и развеял надежды противников документа на применение к нему права вето.

В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2018 года учиться на языках нацменьшинств можно будет в детском саду и начальной школе, параллельно изучая государственный язык. С пятого класса языки нацменьшинств можно будет изучать только как отдельную дисциплину. С 1 сентября 2020 года образование станет полностью украиноязычным. Такой сценарий предусмотрен для всех нацменьшинств, в том числе для школ с исключительно русским языком преподавания.

В Венгрии этот шаг назвали "ударом в спину" со стороны Киева, поскольку Будапешт был ярым сторонником евроинтеграции Украины и предоставлял ей гуманитарную и финансовую помощь.

"Я сделаю достаточно жесткое заявление по ситуации на Украине. Там проживают 150 тысяч граждан Венгрии, а украинский парламент принял закон, который нарушает права меньшинств, включая венгров, лишает меньшинства многих прав в образовании. Они лишили меньшинства права учиться на родном языке в старшей школе", — заявил глава венгерского МИД Петер Сийярто.

По его словам, "это совершенно неприемлемо, это идет в совершенно противоположном направлении от того, в котором должна двигаться Европа".

Сийярто добавил, что Венгрия намерена обратиться к европейским властям и институтам с требованием не допустить вступления нового закона в силу. В частности, он направил письма с разъяснением ситуации и призывом к срочным действиям генсеку ОБСЕ Томасу Гремингеру, верховному комиссару по делам национальных меньшинств Ламберто Заньеру и председателю ОБСЕ Себастьяну Курцу. Глава МИД Венгрии также призвал к экстренным мерам верховного комиссара ООН по правам человека и комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики добрососедства.

Наряду с этим венгерское дипломатическое ведомство пообещало, что в ответ на закон об образовании заблокирует вступление Украины в ЕС.

Обеспокоенность принятым законом выразили также Румыния и Молдавия. Представители Румынии обратились к властям Украины с просьбой о заключениях Венецианской комиссии и Верховного комиссара ОБСЕ по поводу принятого закона.

Главы МИД Болгарии, Венгрии, Греции и Румынии подписали совместное письмо к украинскому коллеге Павлу Климкину, где выразили озабоченность новым законом. По словам главы МИД Болгарии Екатерины Захариевой, такое же письмо будет отправлено в Совет Европы и ОБСЕ.

В Москве считают, что новый закон нарушает украинскую конституцию.

"Рассматриваем этот шаг как попытку "майданной" власти осуществить полную украинизацию образовательного пространства страны, что прямо противоречит как ее конституции, так и взятым Киевом на себя международным обязательствам в гуманитарной сфере", — говорится в комментарии российского МИД.

Ведомство подчеркивает, что, хотя в законе русский язык не упоминается, "очевидно, что главной целью нынешних украинских законотворцев является максимальное ущемление интересов миллионов русскоязычных жителей Украины, насильственное установление в многонациональном государстве моноэтнического языкового режима".

В Киеве не видят проблем

В украинском министерстве образования заявили, что одобренная Радой редакция статьи 7 закона "Об образовании" "соответствует конституции и ратифицированной Украиной Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств". В ведомстве считают, что расширение преподавания на государственном языке в школах с языками национальных меньшинств обусловлено необходимостью помочь детям лучше овладеть украинским языком и получить качественное образование.

Сейчас, согласно официальной статистике, на Украине на языках национальных меньшинств обучаются около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях.

При этом, по данным министерства, уровень владения государственным языком у детей из таких школ устойчиво снижается. Так, в 2016 году более 60 процентов школьников, относящихся к венгерскому и румынскому нацменьшинствам, не смогли сдать экзамен по украинскому языку.

"По статистике Украинского центра оценивания качества образования, в 2016 году более 36 процентов выпускников Закарпатья сдали внешнее независимое оценивание (ВНО) по украинскому языку с результатом от одного до трех баллов по 12-балльной шкале. При этом худшие результаты ВНО по украинскому языку в 2016 году получили выпускники из Береговского района, где компактно проживает венгерская община. Так, 75 процентов выпускников этого района получили от одного до трех баллов по 12-балльной шкале с ВНО по украинскому языку", — сообщает министерство.

Экзамен для ЕС: украинизация школ добавит Киеву врагов В России назвали скандальный украинский закон "Об образовании" актом этноцида русского народа. Теперь важно, как на действия Киева отреагируют Европа и международные организации. Кое-кто из европейцев, кстати, уже высказался.

В ведомстве считают, что это приводит к нарушению конституционного права детей на поступление в высшие учебные заведения, а также ухудшает их шансы на успешную карьеру.

Глава Минобразования Лилия Гриневич заявила о намерении направить закон "Об образовании" на экспертизу в Венецианскую комиссию. По ее словам, заключение экспертов может быть получено уже к концу осени.

Этноцид русского народа

Госдума России приняла заявление о недопустимости нарушения фундаментального права коренных народов и национальных меньшинств Украины обучаться на родных языках. Депутаты отмечают, что закон "Об образовании" станет актом этноцида русского народа на Украине.

По мнению депутатов, закон попирает базовые стандарты ООН и Совета Европы о защите языковой самобытности коренных народов и национальных меньшинств, закрепленные в международных договорах, ратифицированных Украиной.

"Нарушается и конституция Украины, согласно которой должно быть гарантировано право обучения на родном языке и не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов", — говорится в документе.

В нем также отмечается, что представители коренных народов и нацменьшинств Украины полностью лишаются права обучаться на родных языках в государственных учебных заведениях, возможность обучаться на них будет только в коммунальных учреждениях дошкольного и общего образования.

Парламентарии подчеркивают, что положения закона об образовании не соответствуют принципам и нормам Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции ООН о правах ребенка, рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и других международных договоров.

"Грубо нарушается Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, закрепляющая принцип признания региональных языков или языков меньшинств в качестве культурного богатства, а также обязывающая государства устранить любые неоправданные различия, исключения, ограничения, относящиеся к использованию регионального языка или языка меньшинства и имеющие целью сдержать либо поставить под угрозу его сохранение или развитие", — говорится в заявлении.

Парламентарии указывают, что закон грубо ущемляет права значительной части населения Украины — миллионов русских, болгар, венгров, греков, молдаван, поляков и румын.

Уничтожение национальной идентичности и самосознания проживающих на территории Украины народов, пренебрежение принципами и нормами международных договоров являются недопустимыми и требуют принятия мер по защите их прав и свобод, считают депутаты.

Госдума предлагает объединить усилия всех парламентских сил в целях защиты коренных народов и национальных меньшинств Украины от принудительной ассимиляции и насаждения каких-либо форм дискриминации.

Депутаты выражают солидарность с протестной позицией властей Болгарии, Венгрии, Греции, Молдавии, Польши и Румынии, а также части жителей самой Украины относительно принятого закона. Они призывают парламенты других государств, официальные языки которых признаны Украиной региональными языками и языками национальных меньшинств, предпринять шаги для осуждения документа.